Мои авторские программы

Кондрашечкина Любовь Петровна

Данная страница содержит авторские программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_prava.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

   Утверждаю

                                                                                                     директор школы

______ И.Н. Ретюнская

Программа внеурочной деятельности

«Азбука права»

2 класс

Учитель Кондрашечкина Л.П.

                                          Тематическое планирование 2 класс

Название темы

Основное содержание занятия

Учебно-метод. литература

Дата

1

Кто Я?

Какие мы?

Содержание занятий должно подвести детей к выводу: все люди разные( внешне, по характеру, физическим возможностям и т.п.), но все равны в своих правах

Андерсен Г.-Х. «Гадкий утенок».Иллюстрации различных народностей (внешний вид, быт)

2-3

О человеческом счастье…

Из чего складывается счастье? (Право на семью, на достойный уровень жизни, мед. обслуживание, отдых, развлечения, образование, труд и др.)

Счастье в семье. Забота о детях и детей о родителях. Здоровье. Образование. Любимая профессия. Отдых, развлечения (соблюдение правил безопасности). Соблюдение прав других. Уважение.

Андерсен Г.-Х. «Калоши счастья» Пословицы «Не родись красив, а родись счастлив», «Счастье за деньги не купишь».

4

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Раскрытие понятий и обсуждение поступков, соответствующих этим понятиям

Маяковский В.В. «Что такое хорош и что такое плохо?» Положительные и отрицательные герои сказок. Рассказы В.Осеевой.

5

А нужны ли правила?

Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении (пдд, пб, взаимоотношений между людьми и т.п.). Обсуждение правил поведения в школе с точки зрения права.

«Правила поведения для учащихся»

6

Царство Закон

Раскрытие понятия «закон». Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей самими учащимися

Коллективное сочинение «В царстве Закон»

7

Царство Беззаконие

Раскрытие понятия «беззаконие». Содержание занятия должно подвести детей к осознанию неразрывности прав и обязанностей, необходимости уважения прав других. Органы, состоящие на защите прав граждан.

Чуковский К. «Бармалей». Сказки с ситуациями беззакония; герои, их учинявшие, герои-«освободители», которые навели порядок.

8

Закон для нас. Закон внутри нас.

Первичное знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка»

Всеобщая декларация прав человека (в упрощенном варианте), А.Усачев «Приключения маленького человека»

9

Что мы знаем о правах человека?

Итоговое занятие, позволяющее в занимательной форме обобщить полученные знания. Раскрытие понятия «Культура поведения».

10

Конвенция  ООН и Всеобщая декларация прав человека.

Когда и почему возникло международное сотрудничество в защиту прав человека? Понятия: Всеобщая декларация прав человека; право, свобода, равенство прав. Ввести понятие «Организация   Объединенных Наций».

Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. «Ваши права», А.Усачев «Приключения маленького человека»

11 12

Я и мы.

Чем каждый человек отличается от других людей? Чем мы похожи? Какими особенностями следует гордиться? Люди с ограниченными физическими возможностями. Понятия: равноправие, дискриминация, равенство перед законом, происхождение, индивидуальность.

Декларация – ст.1.2. А.Усачев «Приключения маленького человека»

13

Жизнь дается один раз…

Право на жизнь и личную неприкосновенность. Понятия: личная неприкосновенность, смертный приговор, смертная казнь, геноцид

Декларация – ст.3. «Нить жизни» - изобразит важные события собственной жизни.

14

Жизнь в неволе (рабство)

Развитие общества в историческом разрезе (рабовладельчество, крепостное право в России; случаи рабства в современной жизни – нарушение прав человека. Пытки, жестокое обращение. Взгляд на рабство и бесчеловечное обращение с точки зрения права и морали. Понятия: рабство, неволя, жестокость, бесчеловечное обращение, мораль.

Декларация ст.4-5. Иллюстрации подневольной жизни, тяжелого физ. труда, и т.п.

15

Закон один для всех.

Равенство всех перед законом. Ответственность государства за соблюдение прав человека. Конституция – основной закон государства. Защита прав и свобод с помощью суда. Лишение свободы. Понятия: Конституция, равенство перед законом, изгнание, свобода, суд

Декларация – ст.6-11; Конституция РФ, «Приклычения маленького человека»

16

Мой дом – моя крепость.

Право на неприкосновенность жилища. Меры предосторожности и правила безопасности. Понятия: неприкосновенность, вторжение, предосторожность, безопасность.

Декларация – ст.12. Сказки: «Лиса и заяц», «Три поросенка».

17

Честь и репутация.

Посягательство на доброе имя( честь и репутацию), клевета. Вскрытие корреспонденции, вмешательство в личную жизнь. Понятия: репутация, клевета, честь.

Декларация – ст.12. Сказки: «Аленький цветочек», «Сказка о  царе Салтане».

18

Свобода выбора: где жить и с кем жить?

Свобода передвижения внутри своей страны и за ее пределами. Свобода выбора места жительства. Право на гражданство. Свобода бракосочетания. Понятия: местожительство, гражданство, бракосочетание, совершеннолетие.

Декларация – ст.13-16. Сказки: «Дюймовочка», «Лягушка-путешественница».

19

Собственность.

Право на владение имуществом. Понятия: собственность, наследство, имущество.

Декларация – ст17.

20

А я думаю по- другому...

Право на свободу мысли, совести и религии. Различные религии, свобода вероисповедания. Право на свободу убеждений и свободное их выражение. Уважение чужого мнения. Понятия: религия, вероисповедание, убеждение, мнение

Декларация – ст.18,19.

21

Государство. Я часть своей страны.

Право принимать участие в управлении своей страной. Выборы. Депутаты. Дума. Президент. Понятия: страна, Родина, гражданин, выборы, депутаты, дума, президент.

Декларация – ст.21.

22

Свободный труд.

Право на свободный труд, на свободный выбор профессии, справедливое вознаграждение. Понятия: заработная плата, рабочий день, безработица, профессия.

Декларация – ст. 23-24.

23

Имею право достойно жить.

Право на достойный уровень жизни, медицинское обслуживание, социальное обеспечение. Понятия: уровень жизни, социальная помощь, социальное обеспечение.

Деклараций – ст.25.

24

Хочу быть образованным и культурным.

Право на образование (обсуждение ситуации на примере своей школы). Право свободного участия в культурной жизни общества, пользование благами научного прогресса. Понятие: научный прогресс.

Декларация: - ст. 26, 27.

25

Я придерживаюсь правил.

Обязанности перед обществом. Уважение и соблюдение правил других. Ограничение прав в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других граждан. Понятия: право – обязанности, Организация Объединенных Наций.

Декларация – ст.29-30.

26

Какими правилами и обязанностями должен обладать человек?

Обобщение и подведение итогов изученного. Анкетирование.

27

Дети под защитой государства

Государство обязано создавать условия для свободного развития (умственного, физического, духовного) ребенка. В чем заключаются такие условия? Усилия самих детей.

«Права ребенка»

28

Право на имя и гражданство.

Значение имени и гражданства. Имя и кличка. Взаимоотношения и «обидные слова». Родословная.

«Права ребенка»

29

Охрана здоровья.

Здоровье. Развитие. Здоровый образ жизни. Материнство и детство.

«Права ребенка»

30

Беда может случиться с каждым.

Права детей с физическими и психическими недостатками на особую заботу и защиту. Подвести учеников к пониманию состояния детей с ограниченными возможностями.

«Права ребенка»

31

Нужны ли любовь и внимание?

Право детей на любовь и понимание со стороны родителей и государства. Излишняя забота. Недостаток внимания. Должны ли дети проявлять заботу о ком-либо

«Права ребенка»

32 33

Творческие работы учащихся.

Подготовка к творческим работам на выбранную тему.

34

Подведение итогов.

Подведение итогов      изученного за год в виде     викторины, конкурсов или другой занимательной форме.

 К концу 2го класса дети должны знать:

- Что все люди равны в своих правах независимо от пола, цвета кожи, физических возможностей;

- что поступки, уважающие, защищающие права человека, - хорошие поступки и, наоборот, поступки, нарушающие права человека, - плохие;

- что соблюдение людьми общепринятых правил поведения и безопасности обусловлено необходимостью соблюдения прав друг друга;

- что государство – основной гарант соблюдения прав человека в стране;

- что такое Всеобщая декларация прав человека, когда и зачем она принята;

- что права и обязанности имеют взаимную связь.

Иметь представление о понятиях:

  • Равноправие;
  • Хороший поступок;
  • Плохой поступок;
  • Правило;
  • Закон;
  • Беззаконие;
  • Культура поведения;
  • Рабство, неволя;
  • Местожительство, гражданство;

Уметь:

- ориентироваться в терминологии;

-правильно употреблять изученные термины и формулировки в своей речи;

- оценивать различные ситуации с точки зрения соблюдения прав человека.

      Интегрированный курс по праву и граждановедению для начальной школы  «Азбука Права»

Пояснительная записка.

    Во многих странах мира изучение прав человека на ранних этапах уже давно стало неотъемлемой частью гражданского образования. Необходимость правового просвещения с целью подготовки детей к жизни в демократическом обществе отражена в ряде писем Министерства образования РФ.

  Данная программа нацелена на практическое осуществление поставленной государственной задачи.

  Преподавание прав человека – это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников.

  Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.

  В силу этого предлагаемый курс имеет свою специфику:

  1. Интегрированный курс «Азбука Права» носит ознакомительный характер и является первой ступенькой на пути обучения школьников  демократическим ценностям и правам человека на основе Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН по правам ребенка. Младшие школьники должны получить лишь общее представление об основных правах и обязанностях.

«Азбука Права» - интегрированный курс. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы межпредметные связи, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.

  1. Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей младших школьников, в доступной форме. Тексты и формулировки Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН по правам ребенка предлагаются в более простом в языковом отношении варианте. Знать номера статей детям не обязательно. Необходимо, чтобы дети поняли смысл, «прочувствовали» заложенные в статьях документов принципы.

Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса – благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм.

Необходимым условием преподавания пропедевтического курса «Азбука Права» является создание на уроке  атмосферы доверия, открытости, доброжелательности.

  1. Преподавание курса «Азбука Права» в начальной школе должно строиться на принципе преемственности как между классами начальной школы, так и между начальной и основной школой.

Содержание курса.

Курс «Азбука Права» является пропедевтическим, интегрированным и предназначен для дополнительного образования в рамках экономико-правового направления образовательного учреждения.

  Обучение предполагается начать со 2го класса 1час в неделю.

  На первой ступени материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств. В легкой, интересной, занимательной форме, посредством обращения к литературным источникам и жизненным ситуациям, в ходе откровенных и задумчивых бесед, решения проблемных ситуаций важно на чувственном, понятийном уровне детально изучить текст Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка.

  Возрастает доля теоретического материала, проводится работа над базовыми терминами и понятиями (такими, как «право», «обязанности», «ответственность», «государство», «гражданин», «личность», «свобода вероисповедания», «раса», «социальное положение» и т.п.). Определение и разъяснение этих понятий не предполагают исчерпывающего и по-научному строгого толкования,  они должны ориентироваться на передачу смысла, что на данном этапе вполне достаточно.

  Обсуждение и оценка различных ситуаций, взятых их литературы, из жизни (реальной, настоящей или прошлой, знакомой по урокам окружающего мира, другим источникам) с точки зрения соблюдения прав человека, поиск ситуаций, связанных с правовой тематикой, в литературных произведениях и в реальной жизни, обмен мнениями, выполнение различных творческих заданий позволят подвести детей к осознанию своих прав и обязанностей, научат делать осознанный выбор в различных сферах жизни.

  Важно намеренно акцентировать внимание не только на правах детей, но и на их обязанностях, показать неразрывность прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.

 Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.