доклад

Власова Алёна Олеговна

«Современные технологии обучения и воспитания

на уроках истории и обществознания

в школе поликультурного типа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx34.07 КБ
Файл statya_vlasova_a.o.docx25.08 КБ
Файл statya_.docx27.25 КБ
Файл doklad.docx29.67 КБ
Файл k_dokladu_.pptx2.09 МБ
Файл statya.docx24.49 КБ
Файл formirovanie_grazhdansko.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство просвещения ПМР

Муниципальное учреждение

«Управление народного образования г. Тирасполь»

Муниципальное образовательное учреждение

«Тираспольская средняя школа№11»

Доклад

«Современные технологии обучения и воспитания

на уроках истории и обществознания

в школе поликультурного типа»

                                            Автор:

                                                                                    Власова Алена Олеговна

                                                              учитель истории и

                                                                       обществознания,1 категории

                                                               МОУ «ТСШ №11»

г. Тирасполь,2014

Доклад

« Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе поликультурного типа»

В свое время Николай  Николаевич  Баранский сказал: «Чтобы любить свою Родину, надо хорошо ее знать». Реализация этой мысли - основной лейтмотив работы нашего образовательного учреждения. В соответствии с Концепцией и Программой развития МОУ « ТСШ№11» педагогический коллектив  в течение последних лет активно работает над воспитанием гражданско-патриотических начал у наших школьников.

Если рассматривать в данном ключе развитие этих качеств у формирующейся личности, то необходимо отметить, что учебные дисциплины:  «история», « обществознание»- напрямую по своему содержанию связана с этим направлением работы.

        Современная политическая, экономическая и социальная обстановка в Приднестровье значительно изменила существовавшее десятилетиями отношение к воспитанию патриотизма подрастающего поколения. За последнее время появились новые приоритеты воспитания, формирования общественного и личностного национального самосознания.

Основными компонентами личностного патриотического сознания являются:

  • гуманное отношение к человеку;
  • любовь к Родине;
  •  восприятие нравственно-этических норм общества и потребность следовать им.

УВП процесс должен быть направлен  профилактику межнациональной агрессии, деструктивно влияющей на сознание и нравственные качества личности.

Основные задачи по реализации вышеназванной цели: воспитания истинных патриотов Приднестровской Молдавской Республики:

  • показывать могущество нашей Родины; 
  •  воспитывать бережное отношение к героическому прошлому; 
  • знакомить учащихся на уроках с нормативными документами государства.
  • освещать героическую историю страны, боевые подвиги народа в годы Великой Отечественной войны, молдавской агрессии 92 года,  знакомить с местами боевой славы; 
  • широко использовать краеведческий материал; 
  • знакомить учащихся с новейшими достижениями  исторической и других наук; 
  •  пользоваться материалами СМИ.

Основные принципы патриотического воспитания на уроках  наших дисциплин:

а) принцип единства мысли и чувства учащихся; 
б) принцип связи с жизнью, которая имеет несколько аспектов:

 – политический аспект, заключающийся в отражении и оценке на уроках новейших политических событий; 
– научно-проблемный, открывающий для школьников достижения отечественной науки и техники; 
–правовой, знакомящий учащихся с законодательными актами ПМР;
–профориентационный, готовящий учащихся для работы, для службы в армии; 

– краеведческий аспект, самый благодатный для патриотического воспитания, зависящий от глубокого знания учителем местной истории. 

в) принцип межпредметных связей;

Патриотическое воспитание будет действенным только тогда, когда будет охватывать весь предмет в целом, когда и воспитательные, и образовательные, и развивающие задачи будут решаться в единстве по тщательно продуманному плану и осуществляться систематически.

Основными, наиболее удачно применяемыми технологиями работы  являются:

  • Личностно- ориентированное обучение
  • Проблемное обучение
  • Развивающее обучение
  • Технологии сотрудничества и сотворчества
  • Технологии интегрированного обучения
  • Проектные технологии работы
  • Компьютерные технологии как составная часть каждого урока и т.д.

В рамках данного выступления хотелось бы коснуться и вопроса привития любви к изучению истории,  посредством её и любви к Приднестровью  через организацию внеклассной деятельности в школе.

Направлений этой работы достаточно, что бы каждый мог выбрать то лучшее, что поможет ему в будущем, в частности:

  • Занятие в  краеведческом кружке
  • Элективные курсы по данному направлению
  • Экскурсии и походы
  • Исторические  праздники
  • Организация и проведение выставок
  • ИОУ
  • Олимпиады и конкурсы различного уровня.

Введение элементов краеведения в программу даёт возможность построить знакомство с окружающим миром по принципу « близкого к далёкому», «известного к неизвестному».

Направлениями работы по краеведению  могут, к примеру, стать следующие:

  1. Летопись родного края;
  2. Археология;
  3. Этнография;
  4. Историко-литературное краеведение;
  5. Культурное наследие;
  6. Военная история;
  7. История образования;
  8. Земляки. Родословие.

Организация УВП на основе новейших достижений психологии и педагогики, диагностики потенциальных возможностей ученика для усвоения учебной информации, широкой информационный ресурс, глубокое нравственное воспитание, КТД, психологическая комфортность, программированное обучение - вот та основа, на чем строится современный урок и внеклассная работа по предмету.  

Принцип уважительного сотрудничества и совместного пути к творческому познанию истории, обществознания, краеведения лежит в  основе  работы.

Поскольку одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.

На базе нашей школы работает:

  1. Кружок «Мое Отечество»;
  2.  Факультативные занятия «История города Тирасполя» для 4-х, 8-х и 9- х классов;
  3. Элективный курс «История города Тирасполя», для всех желающих.

Особое внимание я хотела бы уделить элективному курсу   «История города Тирасполя»

Программа актуальна тем, что историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного города, воспитания любви к нему. Оно раскрывает учащимся связи родного города с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории города с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Краеведение – это не только познание края, но и способ освоения и сохранения исторического опыта воспитания на народных традициях.

На основании краеведческого материала, как более близкого и знакомого источника информации об истории своего народа и исторического процесса в целом обучающимся оказывается и воспитывающее воздействие.

Данный курс призван помочь педагогу во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс  не только  расширяет знания  о своих земляках, но и помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием так же информационных технологий, навыками общения.        

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления программы - изучение истории родного города, истории религии и образования, истории своих земляков.

Данная программа предусматривает теоретические и практические занятия:

    1) теоретические  (беседы,  лекции,  доклады,  викторины,  самостоятельная работа).

    2) практические (экскурсии, встречи,  практикумы  в  библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Программа предназначена для обучающихся  среднего и старшего классов.  

Цель  программы:

  • создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся, формирование их социальной активности, интеллектуального развития посредством вовлечения детей в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Образовательные задачи:

  • ознакомление с историей  малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах  земляков;
  • овладение начальными навыками исследовательской работы;
  • овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к Тирасполю  и своему краю;
  • воспитание  учащихся  на примере  жизни  и  деятельности   земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
  • воспитание  гордости  и  уважения  к  живущим  рядом  ветеранам  войны  и  труда.

Развивающие задачи:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
  •  стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса  учащихся к краеведению.

Основные направления работы:

  • Организация поиска материалов для будущего музея.
  • Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, микрорайона, города.
  • Организация научно-исследовательской работы
  • Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка.
  • Оформление и экспонирование материалов.

По основной направленностипрограмма является:

 - развивающей(построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоении ими методов и способов  познания мира),

- социально-адаптивной(помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных, культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности).

                 Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.

  •       По сложностипрограмма является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии - с высокой степенью межпредметных обобщений.

  Программа переработана с упором на систему личностно-ориентированного обучения с использованием трех базовых методик:

  •        - технологии задачного подхода (изучение любой темы представлено как цепочка задач, которые необходимо решить);
  •        - технологии диалога (при работе над содержательной стороной  необходимо представить материал в форме конфликтно-проблемных вопросов и найти оптимальное решение, способное не подавить учащихся, а обогатить педагога и ребенка);
  •        - технологии имитационной деловой игры (используется при организации поисковой деятельности, при распределении обязанностей).      
  • Последовательное изучение различных проблем проводится в соответствии с основными педагогическими принципами.

               Технологическую основу программыобразует система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учебных занятий.

Программа реализуется в следующих формах:

  • мероприятия (беседа, лекция, экскурсия,  встречи с интересными людьми,  исторические игры, викторины);
  • - творческие дела (проектная и исследовательская деятельность, участие в конференциях, оформление выставочных экспозиций, создание Виртуального музея школы);

Методами обучения являются:

  • словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации;
  • наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, посещение экспозиций и выставок городских музеев;
  •  поисковый – сбор информации по заданной теме;
  • исследовательский – изучение документальных, вещественных источников (предметов) для развития мыслительной и интеллектуально-познавательной деятельности.

Программа  способствует развитию у школьников следующих умений и навыков:

  • владение конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития города;
  • использование историко-биографической информации, касающейся выдающихся исторических личностей города;
  • приобретение навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, СМИ, архивными материалами;
  • владение технологическими знаниями, связанными с обработкой экспонатов, основанными на осмыслении исторического опыта человечества;
  • отработка элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного микроисследования.

Алгоритм действий при работе над темой:

Этапы

Задачи

Начинание

Определение темы, уточнение целей исходного положения (выбор рабочей группы).

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов (ролевое распределение в команде).

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив – "мозговой штурм". Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Выполнение

Выполнение творческой работы.

Зашита творческой работы

Подготовка доклада: обоснование актуальности творческой работы, объяснение условий ее выполнения. Презентация и защита творческой работы.

Просветительская направленность программы.

Основная задача данного направления – вовлечение в изучение  родного города - своей малой Родины, значительного числа школьников, родителей, населения.

Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:

  • Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций, проведение экскурсий для обучающихся, проведение исторических уроков - экскурсий;
  • Городской и республиканский уровень – представление ученических исследовательских проектов на различных конкурсах.

1. Исследовательское общество учащихся
2. Краеведческая конференция
3. Конкурс «Знай свой город»
4. Конкурс научно-исследовательских работ «Имя в ленте истории, науки и культуры»
5. Конкурс «А.В. Суворов в истории Приднестровья»

Предполагаемые  результаты  обучения.

1) В обучающей сфере – осуществление  нетрадиционного  подхода  к образованию,  приобретение учащимися  знаний по истории родного города, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей Приднестровья в целом, видеть неразрывную связь истории родного города с историей Приднестровья.

        2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного города, гордости за его славное  прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

 3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков  научно-исследовательской работы, работы с ПК. Развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ, развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

В заключение,  хотелось бы сказать, что говоря о методической палитре учителя,  нужно подчеркнуть, что краски на этой палитре соединяет педагог. От правильного смешивания, таланта, зависит результат!



Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕНОСТЬ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

А.О. Власова,

1 квалификационная категория,

учитель истории и обществознания,

МОУ «Тираспольская средняя школа №11»,

г. Тирасполь

      Аннотация. Статья посвящена вопросам организации профориентационной работы на уроках истории и обществознания. Автор рассматривает принципы реализации профориентационной работы, предлагает формы и подходы учебно-воспитательной работы в контексте профориентации.

     Ключевые слова: принципы, методы, профориентация, формы профориентационной работы.

         Сегодня  для педагогической науки проблема профессиональной ориентации не является абсолютно новой, так как это извечная проблема человеческого общества. Таκ в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием, и обретала новые формы реализации на практике.

      Как известно постоянно возрастающая технологичность труда, развитие информационных технологий предъявляют более высокие требования к учету профессиональных особенностей человека, так как меняются содержание, характер и цели труда, возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуются выносливость и ответственность. Непосредственно цели и задачи профориентационной работы успешно реализуются в полной мере тогда, когда в образовательном процессе применяются разнообразные формы и методы работы, направленные на самостоятельный выбор профессии и построение профессионального пути. Поэтому сейчас должны быть созданы условия для свободного выбора профессии учениками и реализации ими своих интересов, способностей и дальнейших жизненных перспектив. Для этого необходимо преодолеть противоречия между оптимальным обеспечением процесса профессионального выбора учащимися в образовательном процессе и фактическим состоянием этого процесса в практике образовательного учреждения.

       Обществознание – это гуманитарная наука, которая занимается изучением человека, его деятельности и мировоззрения. Основой многих профессий являются учебные предметы, которые опираются на содержание этой науки. Это такие специалисты как  историки, археологи,  этнографы, философы, политологи, социологи, журналисты, психологи, социальные педагоги, архивариусы, адвокаты, юристы, дипломаты, политтехнологи, экскурсоводы, краеведы, преподаватели истории или обществоведения.

       По мнению Н. Захарова, в зависимости от содержания урока можно поставить следующие профориентационные задачи:

- воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии;

- формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения;

- выявление и формирование правильной мотивации выбора направления профессиональной деятельности, положительного и равного отношения к различным видам трудовой деятельности;

- развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, пытливости, инициативы и научного мышления;

- воспитание у учащихся потребности в постоянном самообразовании, самооценке и учете своих реальных возможностей;

- формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с психофизиологическими особенностями личности и учетом потребностей общества. [1]

     Наиболее эффективными методами профориентационной работы в процессе преподавания обществознания являются:

а) рассказ (применяется при изложении сведений о содержании труда представителей различных профессий; о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим особенностям личности; о достижениях в развитии отдельных отраслей хозяйства и др.);

б) объяснение (используется для сообщения, например, учащимся правил выбора профессии; особенностей трудовой деятельности специалистов различных профессий; выполнения различных трудовых приемов и операций).

И рассказ, и объяснение должны быть четкими и доказательными, а изложение – кратким, но эмоциональным.

в) профориентационная беседа – наиболее распространенный метод. Продумывая беседу, необходимо помнить о логической связи с изучаемым материалом. Готовить её заранее. В процессе подготовки учащимся даются задание, например, собрать информацию о данной профессии (из бесед с родителями, знакомыми, используя литературные источники, передачи по радио и телевидению, и др.) Затем эти собранные учащимися сведения используем на уроке. При этом Б. Федоришин рекомендует преподавателям не перегружать учащихся «информацией о той или другой профессии, специфической терминологией или техническими нюансами, для правильного понимания которых нужны специальные знания». [2]

     Например, проектируя учебные занятия, важно помнить о формировании позитивного отношения к профинформационному материалу, учитывать возрастные и образовательные возможности учащихся, поэтому в ходе урока следует:

а) способствовать развитию у учеников старших классов творческой направленности личности школьников, познавательного интереса;

б) использовать разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, просмотр фрагментов учебных фильмов и кинофильмов;

в) способствовать формированию у старшеклассников адекватной самооценки (использование психологических тестов).

      Исходя из вышепечисленного, можно выделить этапы работы педагога по формированию профессиональной воспитанности учащихся:

-выделение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал;

-определение форм изложения профориентационного материала, наиболее соответствующих содержанию той или иной темы;

-подбор соответствующих наглядных пособий;

-изучение литературы об основных профессиях, связанных с программным материалом по данному предмету;

-изучение интересов и склонностей учеников, фиксирование результатов, обсуждение их с учениками и классными руководителями;

-индивидуальная работа с учащимися с целью формирования у них интересов и склонностей к изучаемому предмету и связанным с ним профессиям;

-обновление материалов о профессиях, связанных с изучением данного предмета, в учебном кабинете;

-углубление своих знаний по профориентации, педагогике и психологии личности, методах ее изучения.

       Как правило, профориентационная работа в образовательном учреждении приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив учреждения, и когда соблюдаются следующие принципы:

  • Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по одиннадцатый класс.
  • Дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам в зависимости от уровня успеваемости, от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах.
  • Оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и массовых форм профориентационной работы с учениκами и родителями.
  • Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
  • Связь профессиональной ориентацией с жизнью.

      Для становления конкурентоспособного выпусника проведение профориентационных уроков необходимо начинать не с 9 класса, как эта тенденция прослеживается во многих образовательных учреждениях и называется предпрофильное образование, а с начала среднего звена, с 6-го класса.

      В 6 классе, после изучения главы «Человек в социальном измерении», можно рекомендовать провести урок-конференцию «Моя будущая профессия», где ученики, подготовив опережающее задание, описывают специфику (положительные и отрицательные черты) будущей профессии и отвечают на вопросы одноклассников.

      В 7 классе знакомство с профессиями может конкретизировать - тема «Кто стоит на страже закона» главы «Регулирование поведения людей в обществе» подразумевает проведение урока-игры «Судебное заседание». Учащиеся, заранее определившись какую профессию они будут представлять (судья, адвокат, прокурор, следователь и т.д.), изучают её специфику и пытаются воплотить в игровой форме во время урока.

      В 8 классе можно усложнить работу и предложить ученикам создать мини-проект «Моё дело» в рамках изучения главы «Экономика». При работе над таким проектом учащиеся смогут познакомиться и описать особенности труда предпринимателя. Или, задание творческого характера, составить объявление о приеме на работу на предприятие малого, среднего и крупного бизнеса «Фирме на работу требуются». Критерии оценивания: лаконичность, информативность, оригинальность текста, знание психологии человека, требования к потенциальному сотруднику.

      В 9 классе после изучения темы «Правоохранительные органы» главы «Право» целесообразно провести урок-исследование по работе с документом (что также способствует подготовке к итоговой аттестации). При работе ученики не только учатся отвечать на поставленные вопросы и находить необходимую информацию в тексте, но также знакомятся с требованиями к сотрудникам правоохранительных органов и их труду.

      На ступени среднего общего образования (10-11 классы) особую роль играет профильность обучения. В рамках социально-гуманитарного профиля ученики уже более углубленно знакомятся с возможными профессиями - политолог, социолог, психолог, преподаватель, социальный педагог. После изучения темы «Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор» учащиеся составляют профессиограмму. При наличии времени можно провести тест «Профессиональная ориентация», результаты которого помогут выявить профессиональную направленность выпускников. Также интересно будет учащимся попробовать свои силы в творческом проекте и составить «Резюме для публикации в газете».

      В заключении хотелось бы сказать, что основная цель профессионального воспитания в школе — это формирование личности труженика, отвечающего требованиям современного производства и социального прогресса, обладающего высокими, профессиональными и нравственными качествами. Теоретический анализ научной литературы свидетельствует о том, что эффективность и результативность проведения профориентационной работы со старшеклассниками в значительной мере зависит от разнообразных форм и методов работы, а умелое их использование всеми участниками профориентационного процесса способствует обеспечению подготовки учеников к выбору профессии.

Список литературы

  1. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. Учеб. пособие / Н. Н. Захаров, С. Н. Чистякова. — Москва: АСТ; Ростов-на Дону: Феникс, 1999. - 408 с.
  2. Федоришин, Б.А. Система профориентационной работы со старшеклассниками. Киев: Радянська школа, 1988. - 176 с.



Предварительный просмотр:

Технология проектного обучения на уроках истории

как способ повышения качества образования

Власова А. О.

учитель истории и обществознания

1 квалификационной категории

МОУ «Тираспольская средняя школа №11»

Приднестровская Молдавская Республика, г. Тирасполь

      Современная наука образования приблизилась к тому моменту, когда возникла необходимость в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Школы должны постепенно переходить на педагогические технологии, которые включали бы ученика в развивающую деятельность.

     Перспективной для современной школы представляется проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. В XXI веке объемы учебного материала, высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают нас, учителей, к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и применению проектов.

      В современном понимании проектная деятельность - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

    Технология  учебного проекта применяется  нами на уроках истории в старших классах. Одним из условий реализации этой  технологии  в своей педагогической практике мы считаем корректное «встраивание»  ее в сложившуюся предметную классно-урочную систему. Точками соприкосновения новой  технологии  и классно – урочной системы, на наш взгляд, являются:

  • проблемный и деятельностный подходы к обучению;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • педагогика сотрудничества.

      Цели проектной деятельности таковы: воспитание людей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях; развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения; развитие у учащихся критического мышления.

     Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании под контролем учителя новых продуктов, обладающих новизной, имеющих практическое значение.  Проекты могут быть исследовательскими, как у настоящего ученого; творческими, результатом которых может быть сценарий праздника, фильма; информационными, которые обязательно требуют презентации и защиты. Результатом проекта может быть модель, составленная с применением компьютерных средств или моделирование исторических эпох, инсценированние реальных ситуаций, изготовление наглядных пособий.

      Я изучила опыт работы различных общеобразовательных учреждений и выделила следующие стадии работы над проектом:

  • подготовка (формулирование темы и целей проекта);
  • планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.);
  • исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);
  • оформление результатов и выводов;
  • представление или отчет;
  • оценка результатов и процесса.

     На протяжении последних лет технология проектного обучения стала активно осваиваться учителями нашей школы. Анализируя опыт использования метода проектов на уроках истории, выделяем ряд особенностей, характерных для этого предмета. Основное предпочтение отдается истории Родного края, истории России, истории города Тирасполя, истории своей семьи.

      В своей педагогической практике на уроках истории  я чаще всего использую такие типы проектов, как прикладные, информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы.

    Проектное обучение базируется на самостоятельной активности учащихся, так как истинное обучение идет через деятельность. Учитель должен не столько учить, сколько подавать мысль, и не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать, сколько отвечать на призыв к руководству. Внимание учащихся все время держится напряженным, от них требуется постоянная активная работа, они должны сами намечать себе программу занятий и интенсивно выполнять ее для того, чтобы успешно проработав одно задание, приниматься за другое. Таким образом, использование проектной деятельности позволяет сблизить учебную работу с исследовательской.

     На старшей  ступени обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования. По составу участников проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными:

  • групповая форма – основана на работе творческих микрогрупп при выполнении заданий, ролевых игр. Группа, как правило, состоит из 4-6  человек. Например, на факультативе в 8-м классе при изучении темы «Тирасполь город лидер» класс делится на микрогруппы, каждая из которых проводит воображаемую экскурсию по современному городу;
  • индивидуальная форма – данная форма работы используется при выполнении проектов, исследовательских работ, при развитии монологической речи и умений работать с документами;
  • коллективная форма – данную форму работы используется для сплочения классного коллектива. Это помогает формированию у учащихся чувства ответственности за принимаемые решения. Например, урок-конференция по теме «Глобальные проблемы современности».

     Посмотрим технологию проектного обучения на примере внеклассного мероприятия в 9-10 классах на тему: «Первая мировая война: эпоха, люди и судьбы», посвящённое 100-летию первой мировой войны.   Данное внеклассное мероприятие относится к серии занятий по патриотическому воспитанию детей в основной школе. Такая форма проведения мероприятия существенно повышает мотивацию учащихся, эффективность и продуктивность внеурочной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся лучше раскрыть свои способности, «раскрепостить» поведение.

     В основу построения данного занятия положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий реализации одной из главных задач воспитания: формирование патриотизма и твердой гражданской позиции обучающихся.

Цель данного мероприятия: повышение уровня информированности детей и молодежи о первой мировой войне.

Задачи мероприятия:

  • Образовательные:

- ознакомление учащихся с  основными событиями и  ролью России в первой мировой войне;

- помощь учащимся в правильном понимании и осмыслении  событий Первой мировой войны;

- показ антигуманных сторон войны.

  • Развивающие:

- формирование универсальных учебных действий (УУД) – идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
- формирование навыков публичных выступлений, защиты собственного мнения обучающихся;

- совершенствование коммуникативных умений обучающихся.

  • Воспитательные:

- воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающим, к представителям других наций, религий, государств;

- воспитание у учащихся чувство сопереживания, соучастия в судьбах людей, живущих рядом.

     К этому мероприятию велась большая и длительная подготовительная работа учащихся, осуществляемая в форме долговременного, разновозрастного проекта.   Одни дети ведут поисковую историческую работу, другие –  подбирают и репетируют стихи, прозу, песни, третьи – подбирают материал и делают компьютерные слайды, записывают музыку. Все учащиеся дифференцируются по творческим способностям и получают опережающие  индивидуальные задания.  В целом данный урок эмоционального сопереживания – это коллективная, групповая и индивидуальная работа учащихся  9-10 классов.

        Методы, работающие при подготовке урока – исследовательский и поисковый. Такой вид работы воспитывает у учащихся познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний, стимулирует творческую мыслительную деятельность.

       Сценарий сопровождается мультимедийным приложением: презентация с фотографиями, песни о первой мировой войны, видеоролики о первой мировой войне. Комплексное воздействие звукового сопровождения и средств визуализации, способствует повышению эмоциональной окраски восприятия, заставляет сопереживать происходящему, вызывая у учащихся чувства и эмоции, позволяющие лучше понять, прочувствовать и осмыслить события прошедшей войны.

      За свою работу ученики получили  сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.

      При проведении данного мероприятия удачными оказались следующие моменты:

- форма проведения: был отобран краткий, но в тоже время глубокий материал;

- был соблюден регламент выступления (не более 15 минут);

-задействовали аудиовизуальные средства наглядности: подготовлена презентация;

- использовались костюмы.

       На мой взгляд, цель проведенного мероприятия была достигнута: на сегодняшний день ребята знают и могут рассказать об этой странице истории нашей страны.

       В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся я обратила внимание на то, что в технологии проектного  обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, эта  технология не является универсальной, но она имеет большие преимущества:

• развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;

• развивает творческие способности и самостоятельность;

• она ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;

• она творческая по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;

 • позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

       Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, переживание «ситуации успеха». Учащийся делает открытие в самом себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип связи обучения с жизнью.

     Главный результат – компетентность учащихся в области истории, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.

     Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.

     Немало эта технология  дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с учащимися. Технология  проектного обучения  позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

Библиографический список

  1. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – №9. – С.69-75.
  2. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. – 2000. – № 7. – с 151-157
  3. Новожилова Н.В. Использование Интернет – технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся. // Завуч. – 2003. – №8. – С.118-125.
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с.
  5. Эпштейн М. Метод проектов в школе двадцатого века. // Педагогический альманах, – 2002. – № 11.



Предварительный просмотр:

Проектная деятельность во внеурочное время, как способ развития познавательного интереса учащихся

А.О. Власова

Ю.Ю. Тюрина

Муниципальное образовательное учреждение

«Тираспольская средняя школа №11»

        В настоящее время в Приднестровье  идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в российское  образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.  В условиях гуманизации образовательного процесса перед современной школой стоит задача не только обеспечить учащихся необходимым объемом знаний, но и  способствовать воспитанию  у них активного, сознательного, творческого отношения к учению и деятельности в целом.

          «Активность в учении … не просто деятельностное состояние школьника, а … качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательной цели»[7].

         Успешному решению задачи развития познавательной активности способствует поиск в учебно-воспитательном процессе соответствующих условий и факторов. Современные школьники заинтересованы в получении практически-ориентированных знаний, которые способствовали бы их  адаптации в обществе  [1].

         Проблеме развития познавательной активности учащихся посвящены труды Б.П. Есипова, М.А. Данилова, А.Г. Марковой, М.И. Пидкасистого, Ф.И. Харламова, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной, И.С. Якиманской и др.

Исследователи познавательной активности ведут речь о различных уровнях познавательной активности. Интерес представляют уровни познавательной активности, выделенные Т.И. Шамовой и Г.И. Щукиной. Разделение уровней познавательной активности, предложенное Г. И. Щукиной, опирается на традиционную классификацию методов обучения: первый уровень соответствует репродуктивно-подражательной активности, где собственная активность ученика в учебной деятельности недостаточна. Второй - поисково-исполнительский, при котором ученик уже самостоятельно пытается найти пути решения учебной задачи. Третий уровень — творческая активность, когда и учебная задача, и способы ее решения предлагаются самим учеником [8]. Т. И. Шамова также выделяет три уровня познавательной активности, но определяет их не по методам обучения, а по образу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность[7]. Е.В. Коротаева предлагает выделить нулевой уровень активности, «характеризующийся не отказом от учебной деятельности, а скорее, индифферентным к ней отношением». Таким образом,  предлагаются следующие уровни познавательной активности: нулевой, относительный, исполнительный, творческий[2].

       Развитию активной познавательной деятельности учащихся способствуют динамичность, разнообразие форм, методов, приемов обучения. Исследовательские, творческие методы обучения должны играть ведущую роль.

       Важнейшим условием активизации познавательной деятельности учащихся является мотивация к учению. «Познавательной активностью мы будем называть все виды активного отношения к учению  как познанию: наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов; цели, реализующие эти познавательные мотивы, обслуживающие их эмоции»[4].

       Познавательную активность на уровне направленности личности можно сформировать, если проводить целенаправленную работу по активизации познания не только в учебной деятельности, но и во внеклассной. Требуется новый подход к организации внеклассной деятельности, направленный не только на организацию досуга учащихся, но и вместе с тем на активизацию их познавательной деятельности.

       Одной из нетрадиционных форм внеклассной работы в современной школе является проект. Организация внеклассной работы через проектную деятельность направлена на развитие познавательной, творческой, поисковой, экспериментальной деятельности учащихся.

Одним из условий реализации этого метода в своей педагогической практике мы считаем корректное «встраивание»  его в сложившуюся предметную классно-урочную систему.

      Точками соприкосновения нового метода и классно – урочной системы, на наш взгляд, являются:

  • проблемный и деятельностный подходы к обучению;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • педагогика сотрудничества.

           Ожидаемый результат при внедрении метода учебного проекта нам видится следующим:

- это личность, положительно мотивирующая и проживающая ситуации своего учения; вовлеченная в активный, сознательно спланированный ею познавательный процесс;

- это личность, вовлеченная в поисковую и исследовательскую деятельность по добыванию знаний, умеющая работать с информацией, трансформировать её в необходимые знания и применять их, умеющая осмысливать, оценивать и предъявлять себя, свою деятельность и её результаты, то есть личность со сформированными в той или иной степени информационной, учебной, исследовательской, коммуникативной, личностной компетентностями, с выявленными доминирующими интересами, со сформированными мировоззрением и личностной позицией, что в конечном итоге и будет способствовать её успешной самореализации [6].

         Под учебным проектом мы понимаем совместную или индивидуальную учебно-познавательную (исследовательскую или творческую) деятельность учащихся, в данном случае на уроках истории, имеющую общую цель – проблему; согласованные способы деятельности, направленные на достижение и презентацию общего, реально нового и заранее неизвестного результата, сообразуясь с личными интересами и возможностями учеников на основе ранее приобретенных знаний и учебных умений при не жестко сформулированной познавательной проблеме[3].

        Нами разработан учебный проект, предназначенный  для осуществления учащимися старших классов на уроках истории при изучении темы  «Первая мировая война».

        Тема учебного проекта: «Первая мировая война: эпоха, люди и судьбы».

       Образовательные, воспитательные и развивающие цели:

- изучить тему «Первая мировая война», «предельно вычерпав», реализовав её возможности, в первую очередь - образовательные, то есть изучить содержание темы, требуемое базисным учебным планам и образовательными стандартами.

       Для воспитания эта тема благодатна. Она воспитывает любовь к Родине, гордость за свой народ, вынесший тяжкое бремя войны, учит сопереживанию и сопричастности с минувшими событиями, а, возможно, способствует зарождению начатков национальной идеи. Но этим воспитательная цель не исчерпывается. Поскольку проектная деятельность – это деятельность коллективная, постольку и воспитывает она умения работать и общаться в группе.

       В процессе проектной деятельности осуществляется дальнейшее развитие учащихся, их эмоциональности, эмпатии, памяти, логического и критического мышления, речи, других творческих способностей. Таким образом, учебная проектная деятельность должна обеспечить развитие различных компетентностей учащихся[5].

       Но есть у учителя ещё и сверхцель. Организуя учебную проектную деятельность нужно научить детей самой этой деятельности (проблематизации, целеполаганию, планированию и выполнению конкретных шагов и операций по решению проблемы, рефлексии, подготовке и проведению презентации и т.д.).

       Методика учебного проекта по истории предполагает осуществление ряда этапов учебной деятельности.

1) Мониторинговый этап. Перед началом работы над проектом мы попытались выяснить, какие цели ставят перед собой учащиеся, какова мотивация их учебной деятельности на уроках истории.

2)Вводная беседа. Для запуска проекта учителем была проведена вводная беседа с целью погружения в тему и в проектную деятельность.

3)Проблематизация. В результате беседы пытались выяснить, что знакомо учащимся из этой темы, что заинтересовало, что хотели бы узнать дополнительно, кто может поделиться информацией по этой теме, иными словами, как нам изучать тему так, чтобы было интереснее.

4)Постановка учащимися их цели – проблемы. В ходе обсуждения пришли к идее изучать тему, выполняя учебный проект.

5)Попытались представить, спланировать, какой результат мы получим. Предположили, что тема «Первая мировая война» должна получиться ярче, полнее, интереснее, чем в учебнике. Мы как бы заново её напишем, оживим, «раскрасим» материл учебника, будем собирать материалы о войне, подготовим доклады, сообщения, эссе, альбомы и представим их в классе. А все наработанные материалы соберем в отдельную папку. Это и будет «Наша повесть» о Первой мировой войне.

6)Мысленный, идеальный результат позволил наметить шаги - задачи по реализации цели: нужно было определить, какие смысловые разделы, части будут в нашей «повести». В ходе обсуждения их наметилось три: о людях, участвовавших в войне; о самих событиях войны; о материальном обеспечении войны; был объявлен конкурс на название этих разделов; был объявлен конкурс на общее название проекта. В итоге наш проект мы назвали «Первая мировая война: эпоха, люди и судьбы», состоящий из

4-х мини проектов:

«Влияние Первой мировой войны на общество»

«Сражения первой мировой»

«Герои Первой мировой войны»

«Георгиевский крест»

7)Следующим шагом стало утверждение исполнителей проекта. Класс разбился на группы по 4 – 5 человек для поиска материалов. Были дети, пожелавшие работать в одиночку, некоторые захотели написать о своих родственниках, сражавшихся на войне. Утвердили группу оформителей и группу компьютерной верстки, утвердили график работы и руководителей разделов и проекта в целом.

8)Началась основная работа над проектом – поисково-исследовательская деятельность: сбор материалов (как выразились проектанты, «охота за знаниями»), его осмысление, структурирование, оформление. Видно было, что деятельность увлекает детей, они стали осознавать свои возможности, интересы, отыскивать новые источники информации, шла перегруппировка ранее созданных групп, кто-то захотел работать индивидуально, некоторые делились информацией, литературой с другими. Были ученики, подготовившие по 2-3сообщения. В ходе работы встали проблемы и перед учителем. Требовались консультации, работа вышла за рамки уроков. Но основная забота была о том, как вместить добытые знания, в рамки учебной программы. Пришлось анонсировать предстоящие уроки, обговаривать, что будем изучать на последующих, а ученики уже сами «встраивались» в них со своими докладами, сообщениями, альбомами и т.д. Это позволило обозревать постоянно всю тему и наши достижения, как бы парить над ней, а не переходить от параграфа к параграфу. Шла рефлексия деятельности. Появилась идея провести итоговую конференцию или «круглый стол» по итогам проектной деятельности.

9)Велась подготовка к презентации проекта.

10)Оформляли и продукт проектной деятельности – нашу папку.

11)А затем состоялась презентация нашего учебного проекта в форме итоговой конференции, на которой учащиеся проанализировали, как они шаг за шагом обдумывали и воплощали наш проект, какие встретили сложности и как их преодолевали, что у них получилось, что приобрели и чему научились в ходе проектной деятельности, что нового изучили по этой теме.

      Полученные результаты:

  • Осуществление учебного проекта в целом прошло успешно, в нем приняли участие все ученики класса. Проектная деятельность обогатила личностный опыт учащихся, позволила им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности.
  • В ходе проектной деятельности учащиеся овладели навыками самой этой деятельности, они научились формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты.
  • Проектирование позволило разнообразить коммуникативные связи учащихся с социумом.
  • Работа над проектом принесла многим учащимся удовлетворение, позволила почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствовала становлению личностных компетентностей.
  • Учителю проект позволил раздвинуть рамки учебной программы, построить работу по изучению конкретного учебного материала в течение продолжительного времени и в различных формах, что дает основание рассматривать метод учебного проекта как новое, интересное, достаточно эффективное средство обучения, воспитания и развития личности школьника, востребованное современной образовательной практикой.

     Проведенная нами работа подтвердила актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, позволила сделать и сформулировать основные теоретические выводы:

  1. Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность учащегося, умеющего мыслить, сопереживать, творить.
  2. Вопросы развития познавательной активности школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

      В заключении нам хочется сказать о том, что профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми. Но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком.

Список литературы

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996
  2. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории и практики): Учеб. пособие/ Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 1995
  3. Краль Н.А. Метод проектов - как средство активизации познавательной деятельности учащихся.//Школа и производство. 1998. №1
  4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983
  5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2000
  6. Симоненко В.Д. Творческие проекты учащихся 5-9 классов Общеобразовательных школ: Книга для учителя.  Брянск: Научно-методический центр «Технология», 1996
  7. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 2002
  8. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в      учебном процессе. – М.:, Знание, 2008


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

II Республиканские педагогические чтения «Системно-деятельностный подход: инновационные идеи и методические решения» Доклад Проектная деятельность во внеурочное время, как способ развития познавательного интереса учащихся Тематическое направление: Уроки развития культуры познавательной деятельности обучающегося Авторы Власова А.О., учитель истории и обществознания, 1 категории Тюрина Ю.Ю., учитель истории и обществознания, 1 категории МОУ «Тираспольская средняя школа №11»

Слайд 2

Познавательная активность личности- состояние человека, которое характеризуется стремлением к учению, волевым напряжением умственных усилий в процессе овладения знаниями (И.Ф. Харламов).

Слайд 3

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому, направлению содержания образования.

Слайд 4

Проект – самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат.

Слайд 5

Этапы проектной деятельности Проект – это «пять П» Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация

Слайд 6

Проект « Первая мировая война: эпоха, люди и судьбы» « Герои Первой мировой войны» «Георгиевский крест» 4 мини проекта: «Влияние Первой мировой войны на общество » «Сражения первой мировой»

Слайд 7

Полученные результаты: 1)Проектная деятельность обогатила личностный опыт учащихся, позволила им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности. 2)В ходе проектной деятельности учащиеся овладели навыками самой этой деятельности, они научились формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты. 3)Проектирование позволило разнообразить коммуникативные связи учащихся с социумом. 4)Работа над проектом принесла многим учащимся удовлетворение, позволила почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствовала становлению личностных компетентностей. 5)Учителю проект позволил раздвинуть рамки учебной программы.

Слайд 8

Выводы : 1 . Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность учащегося, умеющего мыслить, сопереживать, творить. 2. Вопросы развития познавательной активности школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

Слайд 9

Список литературы 1.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996 2.Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории и практики): Учеб. пособие/ Урал.гос.пед.ун -т. Екатеринбург, 1995 3.Краль Н.А. Метод проектов - как средство активизации познавательной деятельности учащихся.//Школа и производство. 1998. №1 4.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983 5.Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2000 6.Симоненко В.Д. Творческие проекты учащихся 5-9 классов Общеобразовательных школ: Книга для учителя. Брянск: Научно-методический центр «Технология», 1996 7.Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 2002 8.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.:, Знание, 2008



Предварительный просмотр:

Краеведение как одна из форм реализации требований государственного образовательного стандарта нового поколения

Власова А. О.

учитель истории и обществознания

1 квалификационной категории

МОУ «Тираспольская средняя школа №11»

Приднестровская Молдавская Республика, г. Тирасполь

         Сегодня приднестровские  школы  живут в режиме   введения новых образовательных стандартов, которые устанавливают ряд требований к содержанию, структуре и условиям образования на разных ступенях обучения. Усвоение и обобщение готовых знаний в настоящее время становится не целью, а одним из средств интеллектуального развития человека. Основной же задачей образования становится обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач. Современная парадигма образования – переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».

      С моей точки зрения, этот принцип лучше всего подходит к школьному курсу истории. Современный этап духовного развития общества характеризуется громадным ростом интереса к истории, и, особенно, к  прошлому нашей Родины. Новые образовательные стандарты ставят вопросы формирования гражданина Приднестровья, патриота своей Родины на одно из важнейших мест. В свое время Николай  Николаевич  Баранский сказал: «Чтобы любить свою Родину, надо хорошо ее знать». Реализация этой мысли - основной лейтмотив работы нашего образовательного учреждения. В соответствии с Концепцией и Программой развития МОУ « ТСШ №11» педагогический коллектив  в течение последних лет активно работает над воспитанием гражданско-патриотических начал у наших школьников. 

      Если рассматривать в данном ключе развитие этих качеств у формирующейся личности, то необходимо отметить, что учебные дисциплины:  «история» и «обществознание» - напрямую по своему содержанию связана с этим направлением работы.

      В рамках данной статьи хотелось бы коснуться  вопроса привития любви к изучению истории,  посредством её и любви к Приднестровью  через организацию внеурочной деятельности учащихся по предмету.

      В практике моей работы имеют место такие формы внеурочной деятельности как краеведение,  исследовательская деятельность, работа над учебными проектами, подготовка к олимпиадам и конкурсам, научно-практические конференции и предметные недели в школе.

      Одной из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории издавна было краеведение. Историческое краеведение – развивающаяся перспективная область знаний. Это определяется, прежде всего, многогранностью, творческим, исследовательским характером краеведения, его доступностью для людей различных специальностей, социальных и возрастных групп. [3, с.92].

      Поскольку одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.

      Введение элементов краеведения в программу позволяет расширить учебно-воспитательную деятельность школы, даёт возможность выхода за пределы школы, что очень важно для наших учеников, помогает создать ситуацию успеха для любого ученика через участие в  конкурсах и викторинах разного  уровня. [1, с.22].

       На базе нашей школы ведется  факультативное занятие  «История города Тирасполя», особое внимание хотелось бы уделить ему.

       Программа актуальна тем, что историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного города, воспитания любви к нему. Оно раскрывает учащимся связи родного города с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории города с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Краеведение – это не только познание края, но и способ освоения и сохранения исторического опыта воспитания на народных традициях.

      На основании краеведческого материала, как более близкого и знакомого источника информации об истории своего народа и исторического процесса в целом обучающимся оказывается и воспитывающее воздействие.

Данный курс призван помочь педагогу во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс  не только  расширяет знания  о своих земляках, но и помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием так же информационных технологий, навыками общения.        

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

       «История города Тирасполя» - это учебная дисциплина о Тирасполе, о столице ПМР, о любимом городе, его истории, жителях, достопримечательностях. В составе предмета - статистический портрет современного Тирасполя, история города от основания до наших дней, рассказы о знаменитых тираспольчанах. «История города Тирасполя» призвано пробуждать интерес у учащихся к изучению материалов краеведческого характера, направлено на воспитание патриотизма, уважительного отношения к собственной истории, духовному наследию. Этот предмет адресован всем, кто интересуется историей города, происхождением и значением названий улиц и площадей Тирасполя.        «История города Тирасполя» - это не просто учебный предмет, а настоящий ключ к познанию традиций, путь к взаимопониманию людей, к их активному сотрудничеству и общественному согласию. Программа предназначена для обучающихся  среднего и старшего классов.  

       Цель  программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся, формирование их социальной активности, интеллектуального развития посредством вовлечения детей в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

      Специфика содержания курса требует расширения «урочного пространства». Это посещение музеев, архива, выставок; сотрудничество с краеведами, работниками библиотек, местными мастерами, художниками и поэтами.

      В ходе реализации курса предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы. Основные формы организации учебной деятельности, это:

- лекция;

- эвристическая беседа;

- анализ исторической литературы и исторических источников;

- проектная деятельность;

- интеллектуальная игра.

      Проектная и исследовательская деятельности при организации урока являются ведущими. Это способствует проявлению творческой инициативы учащихся: подбор материала для подготовки проекта, использование инновационных технологий для поиска интересующей информации и представления результатов своих исследований.

       Результатом проектно-исследовательской деятельности учащихся является продукт, произведенный собственными усилиями. Радость собственному успеху, значимость своей деятельности – все это способствует повышению мотивации учащихся к образовательному процессу в целом. Кроме того, в процессе проектной деятельности развивается творчество ученика, формируется активная жизненная позиция, осуществляется интеграция  содержания образовательного процесса. Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации.

       В ходе организации проектной и исследовательской деятельности школьников развивается умение работать в группе. Целью групповой работы является активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Работая в группе, ребенок приобретает коммуникативные навыки, учится высказывать и отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника, выполнять разные роли. [2, с.40].

       Очень важной составляющей исследовательской деятельности является то, что свои работы ребята представляют  на различных конференциях и конкурсах. Занятия внеурочной исследовательской деятельностью развивают коммуникативные универсальные учебные действия, дают навыки ораторского искусства. Школьники учатся выступать перед аудиторией, учатся ясно и логично выражать мысли в устном и письменном варианте, вырабатывают хорошую дикцию, правильные интонации.  Неоднократно мои ученики становились победителями и дипломантами муниципальных и республиканских конкурсов, конференций.

       Внеурочная исследовательская  деятельность  плодотворна для школьников, потому что способствует формированию метапредметных и личностных результатов, а также формирует универсальные учебные действия, которые становятся основой умения учиться. Она развивает их кругозор и интеллект, прививает желание и дает навыки научной и исследовательской деятельности. Успехи помогают ребятам  поверить в свои силы, настраивают на более серьезное занятие наукой, подстегивают желание учиться успешнее, чтобы поступить в вуз.

       Таким образом, главная задача учителя истории – заинтересовать школьников процессом исторического познания. Там, где зародился живой интерес, дело заключается лишь в том, чтобы направить этот интерес в нужное русло.  Занимаясь краеведением на протяжении многих лет, уверена, что краеведческие изыскания способствуют развитию у школьников устойчивого интереса к истории и формированию личностно ориентированных знаний. Историко-краеведческая работа может и должна войти  в жизнь каждой школы.

Библиографический список

1. Данильченко Л. Чему учит история родного края // Воспитание школьников. 2005.  № 6. С. 22

2. Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе.2002. №  3. С.40

3. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005. С. 92



Предварительный просмотр:

Формирование гражданско-патриотической компетенции

на уроках истории

Власова Алена Олеговна

учитель истории и обществознания

МОУ «ТСШ №11»

E-mail: alena_vlasova_88@mail.ru

         Современная политическая, экономическая и социальная обстановка в Приднестровье значительно изменила существовавшее десятилетиями отношение к воспитанию патриотизма подрастающего поколения. За последнее время появились новые приоритеты воспитания, формирования общественного и личностного национального самосознания.

Вопросы формирования  общеучебных, социальных, гражданских компетенций в ходе образовательного процесса есть не догма, а руководство к действию.

          Компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста навыки и умения.

Новые образовательные стандарты ставят вопросы формирования гражданина Приднестровья, патриота своей Родины на одно из важнейших мест. В свое время Николай  Николаевич  Баранский сказал: «Чтобы любить свою Родину, надо хорошо ее знать». Реализация этой мысли - основной лейтмотив работы нашего образовательного учреждения. В соответствии с Концепцией и Программой развития МОУ « ТСШ№11» педагогический коллектив  в течение последних лет активно работает над воспитанием гражданско-патриотических начал у наших школьников. 

Если рассматривать в данном ключе развитие этих качеств у формирующейся личности, то необходимо отметить, что учебные дисциплины:  «история» и «обществознание» - напрямую по своему содержанию связана с этим направлением работы.

        Основными компонентами личностного патриотического сознания являются: гуманное отношение к человеку; любовь к Родине; восприятие нравственно-этических норм общества и потребность следовать им.

УВП должен быть направлен на профилактику межнациональной агрессии, деструктивно влияющей на сознание и нравственные качества личности.

Основные задачи по реализации вышеназванной цели: воспитания истинных патриотов Приднестровской Молдавской Республики:

  • показывать могущество нашей Родины; 
  •  воспитывать бережное отношение к героическому прошлому; 
  • знакомить учащихся на уроках с нормативными документами государства;
  • освещать героическую историю страны, боевые подвиги народа в годы Великой Отечественной войны, молдавской агрессии 1992 года,  знакомить с местами боевой славы; 
  • широко использовать краеведческий материал;
  • знакомить учащихся с новейшими достижениями  исторической и других наук; 
  •  пользоваться материалами СМИ.

Патриотическое воспитание будет действенным только тогда, когда будет охватывать весь предмет в целом, когда и воспитательные, и образовательные, и развивающие задачи будут решаться в единстве по тщательно продуманному плану и осуществляться систематически.

В рамках данной статьи хотелось бы коснуться и вопроса привития любви к изучению истории,  посредством её и любви к Приднестровью  через организацию внеклассной деятельности в школе.

Направлений этой работы достаточно, что бы каждый мог выбрать то лучшее, что поможет ему в будущем, в частности:

  • занятие в  краеведческом кружке;
  • элективные курсы по данному направлению;
  • экскурсии и походы;
  • исторические  праздники;
  • организация и проведение выставок;
  • исследовательское общество учащихся;
  • олимпиады и конкурсы различного уровня.

Введение элементов краеведения в программу даёт возможность построить знакомство с окружающим миром по принципу «близкого к далёкому», «известного к неизвестному».

Организация УВП на основе новейших достижений психологии и педагогики, диагностики потенциальных возможностей ученика для усвоения учебной информации, широкой информационный ресурс, глубокое нравственное воспитание, КТД, психологическая комфортность, программированное обучение - вот та основа, на чем строится современный урок и внеклассная работа по предмету.  

Принцип уважительного сотрудничества и совместного пути к творческому познанию истории, обществознания, краеведения лежит в  основе  работы.

Поскольку одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.

           На базе нашей школы ведется  элективный курс «История города Тирасполя», особое внимание хотелось бы уделить ему.

          Программа актуальна тем, что историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного города, воспитания любви к нему. Оно раскрывает учащимся связи родного города с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории города с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Краеведение – это не только познание края, но и способ освоения и сохранения исторического опыта воспитания на народных традициях.

           На основании краеведческого материала, как более близкого и знакомого источника информации об истории своего народа и исторического процесса в целом обучающимся оказывается и воспитывающее воздействие.

Данный курс призван помочь педагогу во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс  не только  расширяет знания  о своих земляках, но и помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием так же информационных технологий, навыками общения.        

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

        «История города Тирасполя» - это учебная дисциплина о Тирасполе, о столице ПМР, о любимом городе, его истории, жителях, достопримечательностях. В составе предмета - статистический портрет современного Тирасполя, история города от основания до наших дней, рассказы о знаменитых тираспольчанах. «История города Тирасполя» призвано пробуждать интерес у учащихся к изучению материалов краеведческого характера, направлено на воспитание патриотизма, уважительного отношения к собственной истории, духовному наследию. Этот предмет адресован всем, кто интересуется историей города, происхождением и значением названий улиц и площадей Тирасполя.        «История города Тирасполя» - это не просто учебный предмет, а настоящий ключ к познанию традиций, путь к взаимопониманию людей, к их активному сотрудничеству и общественному согласию. Программа предназначена для обучающихся  среднего и старшего классов.  

         Цель  программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся, формирование их социальной активности, интеллектуального развития посредством вовлечения детей в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

         Специфика содержания курса требует расширения «урочного пространства». Это посещение музеев, архива, выставок; сотрудничество с краеведами, работниками библиотек, местными мастерами, художниками и поэтами.

Основные виды деятельности и методы, используемые на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленных целей:

1.Проблемные задания с организацией обсуждений, дискуссий, в большинстве случаев не предполагающих однозначных ответов.

2. Семинарские занятия, лекции.

3. Анализ биографий исторических деятелей.

4. Устные сообщения учащихся с последующей дискуссией.

5. Работа с дополнительной литературой, с источниками.

6. Работа с дидактическим материалом (таблицами, картами, схемами).

7. Тестирование.

8. Практические работы, в том числе и на компьютере.

9. Экскурсии.

10. Интерактивность.

Педагогические условия реализации содержания курса

     Проектная и исследовательская деятельности при организации урока являются ведущими. Это способствует проявлению творческой инициативы учащихся: подбор материала для подготовки проекта, использование инновационных технологий для поиска интересующей информации и представления результатов своих исследований.

      Результатом проектно-исследовательской деятельности учащихся является продукт, произведенный собственными усилиями. Радость собственному успеху, значимость своей деятельности – все это способствует повышению мотивации учащихся к образовательному процессу в целом. Кроме того, в процессе проектной деятельности развивается творчество ученика, формируется активная жизненная позиция, осуществляется интеграция  содержания образовательного процесса. Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации.

       В ходе организации проектной и исследовательской деятельности школьников развивается умение работать в группе. Целью групповой работы является активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Работая в группе, ребенок приобретает коммуникативные навыки, учится высказывать и отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника, выполнять разные роли.

     Таким образом, проектно-исследовательская деятельность способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания.

Просветительская направленность программы.

Основная задача данного направления – вовлечение в изучение  родного города - своей малой Родины, значительного числа школьников, родителей, населения.

Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:

Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций, проведение экскурсий для обучающихся, проведение исторических уроков, экскурсий. Например, к 70-летию освобождения города от немецко-фашистских захватчиков провели внеклассное мероприятие «Тирасполь: факты, события, люди»; ко Дню города «Тирасполь – город лидер» и др.

Городской и республиканский уровень – представление ученических исследовательских проектов на различных конкурсах. Например, приняли участие в: исследовательском обществе учащихся - проект «Первая мировая война в судьбе Приднестровья»; конкурсе научно-исследовательских работ «Имя в ленте истории, науки и культуры»; конкурсе «А.В. Суворов в истории Приднестровья»; конкурсе «С чего начинается Родина?» и др.

Предполагаемые  результаты  обучения.

1) В обучающей сфере – осуществление  нетрадиционного  подхода  к образованию,  приобретение учащимися  знаний по истории родного города, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей Приднестровья в целом, видеть неразрывную связь истории родного города с историей Приднестровья.

        2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного города, гордости за его славное  прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

 3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков  научно-исследовательской работы, работы с ПК. Развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ, развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

В заключение,  хотелось бы сказать, что говоря о методической палитре учителя,  нужно подчеркнуть, что краски на этой палитре соединяет педагог. От правильного смешивания, таланта, зависит результат!

Библиографический список

1. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М., 2006

2. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005г

3. Е. Сейненский. Краеведение в школьном историческом образовании М., 2006