Учитель истории

Слепченко Виктория Алексеевна

Тема самообразования учителя истории и обществознания Слепченко Виктории Алексеевны - «Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных и здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока» .

Актуальность темы по самообразованию: современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у обучающихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными. В то же время усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучающегося, способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Большие возможности компьютерного представления информации позволяют интенсивное использование компьютерных презентаций в школе не только в обучении, но и в организации учебного процесса. Поэтому в последние годы важной задачей является внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организацию учебно-воспитательного процесса коррекционной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_po_samoobrazovaniyu.docx30.34 КБ
Microsoft Office document icon plan_konspekt.doc41.5 КБ
Файл v_pamyat_neizvestnomu_soldatu.docx23.71 КБ
Файл istoriya_7_-_9_klassa.docx88.98 КБ
Office presentation icon okonchanie_vov.ppt688 КБ
Файл plan_uroka.docx18.16 КБ
Office presentation icon beslan.ppt1.89 МБ

Предварительный просмотр:

    Тема самообразования учителя истории и обществознания         Слепченко Виктории Алексеевны - «Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных и здоровьесберегающих  технологий на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока.»

Актуальность темы по самообразованию: современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью.  Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у обучающихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными. В то же  время усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучающегося, способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Большие возможности компьютерного представления информации позволяют интенсивное использование компьютерных презентаций в школе не только в обучении, но и в организации учебного процесса. Поэтому в последние годы важной задачей является внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организацию учебно-воспитательного процесса коррекционной школе.

Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей обучающихся;

Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психофизических особенностей обучающихся;

Задачи: Пополнять педагогическую копилку наличием разнообразного методического, дидактического материала и технологий подготовки уроков, позволяющих учителю создавать интересные по структуре и содержанию уроки с использованием индивидуального и дифференциального подхода к обучающимся, применять ИКТ и здоровьесберегающие технологии в учебном процессе.

Основные формы и методы работы

 - Изучение и подбор методического материала по выбранной теме.

 - Редактирование материала, написание творческой работы по теме самообразования, открытые уроки, выступления на педсоветах и МО учителей.

 - Определение элементов объяснительно-иллюстративного метода обучения.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения – основное назначение состоит в организации усвоения информации обучающимися. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсии), практического показа способов деятельности. Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для усвоения знаний,— слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают. Известно (исследования института «Евролингвист», Голландия), что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы как основа объяснительно-иллюстративного метода представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

«Мультимедийные технологии как основа  объяснительно-иллюстративного метода обучения и как средство повышения эффективности обучения истории и обществознанию» В связи с этим своей главной задачей считаю помочь ученикам освоить мыслительные операции, развить творческие способности, поисковую деятельность, а также хорошо разбираться в исторических процессах и событиях.

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:

• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофрагменты;

 • возможность осуществлять автоматизированный контроль с целью объективного оценивания знаний и умений;

 • оптимизация учебно-познавательного процесса, что способствует повышению мотивации к обучению, активизирует познавательную и творческую деятельность обучающихя;

 • возможность отчасти решить проблему здоровьесбережения, т.к. нейтрализуется страх ребенка быть неуспешным.

Пример  возможности использования объяснительно-иллюстративного метода обучения на различных этапах урока:

Этапы урока

Содержание

Цели

Условия достижения положительных результатов

организационный

демонстрация темы и целей урока

Подготовить обучающихся к работе на уроке

доброжелательный настрой учителя и обучающихся; быстрое включение класса в деловой ритм; обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе

проверка домашнего задания

демонстрация правильного решения для заданий вызывающих затруднения, вопросы для проверки знаний, тестовый опрос по теории

выявить уровень знаний обучающихся по заданному на дом заданию

выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса;

устранение типичных ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными обучающимися

актуализация опорных знаний и способов действий

вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу

восполнить недостающие у обучающихся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий

формирование дидактической цели вместе с учащимися; использование различных приемов организации деятельности обучающихся по принятию цели

формирование новых понятий и способов действий

основные понятия, схемы, таблицы, рисунки, анимация, видеофрагменты иллюстрирующие особенности нового материала

демонстрация нового учебного материала

применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения

систематизация новых знаний

применение знаний, формирование умений

вопросы и задания, требующие мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного решения при возникновении затруднений

выполнение тренировочных заданий

использование различных способов закрепления знаний; обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны; умение обучающихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями

контроль и учет знаний

задания разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний

организация контроля и самоконтроля

использование различных способов контроля и самоконтроля знаний; рецензирование работ обучающихся с указанием положительных моментов и недостатков в знаниях

 Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности обучающихся и отвечает запросам современного общества. К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся: электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора.

Можно выделить следующие особенности объяснительно-иллюстративного метода

  1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
  2. Повышение производительности урока.
  3. Установление межпредметных связей с другими предметами.
  4. Появляется возможность организации проектной деятельности обучающихсяся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и учителями-предметниками.

Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:

  1. избегать монотонности, учитывать смену деятельности обучающихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
  2. ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.
  3. дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;
  4. учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.

Данная тема по самообразованию дает мне возможность создавать собственные оригинальные информационные объекты подбирать дополнительные наглядные материала по теме урока и компьютерные  презентации, которые помогают в создании и разработке уроков, что позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Предполагаемые результаты самообразования 

  • Повысить качество преподавания предмета до 50%.
  • Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
  • создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на .
  • Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.

 

Применение здоровьесберегающих упражнений на уроках истории и обществознании.

Обычные физкультминутки на уроке истории можно сделать тематическими, например:

1. учитель называет термины и просит детей –

-встать-сесть ( встать, если термин относится к той или оной теме)

 - поднять руки-опустить руки (называть разные сражения, дать задание поднимать руки, если в этом сражении победили, опустить – если проиграли, и т.д.)

 - шаг вперед – шаг назад ( утверждение верно-вперед, неверно-назад, и т.д.)

2. при изучении средневековой Руси подчёркивается, что основная причина моров и эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная смена белья;

3. на уроках обществознания в  8 9  классах, когда рассматривается тема физиологических особенностей подросткового возраста, звучит предостережение о последствиях ранней половой жизни и т.д.

4. Другими формами двигательной активности являются ролевые игры на уроках, «инсценирование» исторических сюжетов и поиска решений исторических и обществоведческих задач, работа в группах, когда обучающиеся двигаются, пересаживаются во время урока. При этом значительную роль играет эмоциональный фактор, ведь, как правило, школьники садятся с тем, кто им симпатичен и привлекателен. Заряд положительными эмоциями сказывается как на ход урока, так и на самочувствие учащихся.

Эмоциональная разрядка

1. Разрядка для снятия напряжения глаз с использованием проектора и экрана - физкультминутка для глаз. Дети следят за появляющимися на экране разноцветными фигурками, время такой зарядки-1-2 минуты.

2. Разрядка с использованием различного вида движения, физкультминутка, хорошо знакомая детям еще по начальной школе.

3. Шутливые истории на уроке, притчи, загадки т.д.

Общепринятые правила здоровья сбережения

Начиная с первых уроков в 7 классах, на каждом уроке педагог следит за осанкой детей, проводит физическую паузу с комплексом упражнений для уставших мышц и зарядку для глаз по методике . Иногда физические паузы приходится проводить не в середине, а в начале урока, т.к. это помогает сосредоточить внимание детей, нацелить их на работу, снять напряжение, оставшееся в них с предыдущего урока (особенно во время контрольной работы). На каждой перемене обязательно проветривается кабинет, впрочем, открываются окна в помещении и во время физминуток. Ведь школьникам необходим свежий воздух для улучшения самочувствия детей и повышения их работоспособности.

Использование ИКТ на уроках истории, обществознание и географии.

Предмет

ИКТ

Класс

История

CD « От Кремля до Рейхстага»

9

География

Медиаликторий «Кругосветное путешествие»

6

Обществознание

Презентация «Разделение ветвей власти»

8-9

История

География

Обществознание

Электронные физминутки для глаз

7 -9

История

Медиаликторий «Детям  о Пасхе»

Электронное приложение «Время выбрало нас» (Ледовое побоище). (Куликовская битва)

7

История

Электронное приложение (Эпоха Петровских преобразований)

8

                                            Учитель истории, обществознания Слепченко В. А.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Тема:  «70 лет со дня снятия блокады в г. Ленинград»

Образовательная: закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.

Коррекционно-развивающая: развитие познавательной активности в области знаний об истории своей страны; коррекция и развитие связной речи, пополнение и обогащения словарного запаса в процессе беседы о блокадном Ленинграде.

Воспитательная: воспитывать чувство гордости, сострадания за русских людей, переживших блокаду Ленинграда

Оборудование:  на столе паек жителей блокадного Ленинграда (хлеб, вода); изображение вечного огня; видеоматериалы о блокаде Ленинграда, интернет ресурсы, музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

1. Оргмомент

2. Вступительное слово

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались в этом классе не просто так…. А для того, чтобы еще раз вспомнить тяжелые военный годы войны. Войны, которая длилась 4 года, которая унесла много человеческих жизней. Война, где советский народ сражался с фашистами.

Дополнительные вопросы

Вы,  наверное, догадываетесь о какой войне идет речь?

Кто мне подскажет, годы войны    ВОВ?                                         (слайд 2)

Назовите день победы над германскими войсками.                         (слайд 3) 

Какие города приняли на себя весь ужас войны 1941 – 1945 года? (слайд 4)

2. Активизация знаний

Совершенно верно!

- Одним из таких городов в военные годы был город Ленинград.  (слайд 5)

27 января 1944 года, 70 лет тому назад, наши советские люди, ленинградцы, благодаря несокрушимому русскому духу, смогли прорвать плотное кольцо, сковавшее город  и одержали победу над немецкими захватчиками.

Пояснение

Ребята, чтобы понять, о чём идет речь, когда мы говорим о Блокаде Ленинграда, ответьте на один вопрос:

- У кого из вас есть мобильный телефон?

 - О, практически у всех есть! Тогда вы точно можете сказать, что означает фраза «Телефон заблокирован». Всё верно, это когда невозможно дозвониться на этот телефон и невозможно позвонить с этого телефона. Так вот и с Ленинградом точно было так.                         (слайд 6)

 3. Основная часть

Так вот, 8 сентября 1941 года Ленинград (ныне Санкт – Петербург)(слайд 7)  оказался в блокаде – ЗАБЛОКИРОВАН. Немецкие войска окружили город со в всех сторон, не давая выхода жителям, не давая ввозить продукты в город и солдатам подкрепление.  В это время в городе находилось  2 млн 544тыс. жителей. В первые  дни, при бомбежке, сгорели продовольственные склады и люди оказались без продуктовых запасов.

Мне бы хотелось, чтобы мы посмотрели , как это было. (хроника событий «Как это было»)

Беседа по хронике

Стихотворение о войне 7 и 8  класса.                         (слайд 8)

  1. В далеком, тревожном военном году,

 Под гром батарей у страны на виду

 Стояли со взрослыми рядом

 Мальчишки у стен Ленинграда.

 Стояли со взрослыми рядом

Девчонки у стен Ленинграда.

  1. Вместо супа - бурда из столярного клея,

Вместо чая - заварка сосновой хвои.

Это б всё ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

  1. Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?

  1. Началась бомбёжка,  (Роговая Д)

И они узнали,

Как заклеить стёкла,

Чтоб не вылетали.

И какой в убежище

Ведёт теперь маршрут

Сколько завтра хлеба

По карточкам дадут.

Правильно ребята, самая главная беда – не хватало еды. 

Демонстрация пайка

Во всех ларьках города Ленинграда весели нормы выдачи хлеба.      (слайд 9)

Такие муки как горе, страх, смерть стали неотъемлемой частью ленинградцев.                                                                                        (слайд 10).

Вы только представьте себе, что о беде Ленинграда знала и переживала вся великая страна. В это время не было такой семьи, которую бы не коснулась война, тяжело было всем, но, несмотря на свою беду, знали, что в осажденном городе людям гораздо труднее и  каждый хотел и стремился помочь ленинградцам. (собирали еду, одежду)

Наверное, у вас возникает вопрос, почему же  людям не хватало еды,  если вся страна им ее посылала?

Да потому, что немцы сжали плотным кольцом город, перекрыли все подступы все дороги, ведущие в город,  и не давали провести ценный груз – продукты питания. У них была цель – люди должны умирать от голода, и им это удалось. Спасение Ленинграда заключалось в строительстве зимней дороги, которая могла быть сооружена только по льду Ладожского озера (слайд 11). Гитлеровцы были уверены, что из этого ничего не выйдет, и, злорадствуя, писали, что «по льду Ладожского озера невозможно снабжать миллионное население и армию». Но то, что казалось невозможным для фашистов, было осуществлено советскими людьми. Ледовая дорога была построена, и это имело решающее, жизненное значение для города и фронта(слайд 12, 13) (хроника Приложение 3)

Беседа по хронике

Через 900 дней советским войскам после долгих кровопролитных боев удалось прорвать блокаду.                                                         (слайд 14) 

27 января 1944 год вошел в историю, как год освобождения ленинградцев от плотного кольца фашисткой Германии.                                        (слайд 15,16)

Этому событию поэты, художники композиторы посвятили много стихов, песен.                                                                                               (слайд 17)

Стихотворение об окончании блокады

За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,

ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось…
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе – салют!
Сегодня ленинградцы плачут…

  1. Проверка усвоенного материала                                       (слайд 18)

Что пережили люди во время блокады своего родного города?

Сколько  ленинградцев погибло от голода?

Сколько хлеба давали каждому жителю, чтобы не умереть от голода?

Как называлась дорога, по которой привозили провизию для осажденного города?

Какими словами можно охарактеризовать ленинградцев?

Хотели бы вы быть похожими на этих людей?

Назовите дату прорыва блокады Ленинграда.

Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

        5. Итог

Молодцы ребята, я уверена, что вы хорошо запомнили, что помогло жителям осажденного города одержать победу над неприятелем. Мы никогда не забудем великий подвиг наших прадедов, которые своим примером показали всему миру несокрушимую силу нашего народа. Вы обратили внимание, что на многих фотографиях и видеороликах изображены дети и просмотр  последнего короткометражного фильма «Мы помним» даст нам понять, что мы свами живем в счастливое и спокойное время, нежели наши соотечественники.  (хроника «Мы помним дети войны»)

 Почтим минутой молчания память жертв блокадного Ленинграда.



Предварительный просмотр:

«Вечная память неизвестным солдатам…»

Цель: Формирование патриотических качеств у воспитанников..

Задачи: 1. Дать представление о вечной памяти неизвестный солдату.

2.  коррекция познания, коммуникации, развитие художественно-эстетическое направления, социализация в обществе.

3. Воспитание патриотического сознания; развитие творческих способностей и чувства коллективизма, чувство благодарности за наше светлое детство и мирную жизнь.

Аннотация: Данное мероприятие разработано для учащихся 6–9 .

Оформление: 
 Плакаты: “Есть память, которой не будет конца”, “Никто не забыт, и ничто не забыто!” 

Ход занятия.

  1. Презентация на тему: "Вечный огонь. Вечная память героям. Кто же он был, неизвестный солдат, Чтимый Великой страною. Вечный огонь. Вечная память героям. Кто же он был, неизвестный…"

Слайд 1

Вечный огонь. Вечная память героям. Кто же он был, неизвестный солдат, Чтимый Великой страною. Вечный огонь. Вечная память героям. Кто же он был, неизвестный солдат, Чтимый Великой страною.

Слайд 2

Не забывайте о солдатах, Что бились из последних сил, В бинтах стонали в медсанбатах И так надеялись на мир! Но вновь солдат с больничной койки Вставал и шел на честный бой! Не за награды был он стойким, За край сражался свой родной! Не забывайте о солдатах! Тот миг, когда он погибал, Не похоронки скорбной датой Молчания минутой стал!

Слайд 3

Им ветры шальные лишь славу поют, Они знают их - поименно, Деревья, склоняются - честь отдают, За подвиг их - непревзойденный. Их души с небес нынче смотрят в наш век, Забвенье и славу презрев... Не жалуясь, будто навечно - в строю, Травой... прорастая - к весне...

Слайд 4

Все стволы, что по русским стреляли, все осколки чужих батарей неизменно в тебя попадали, застревали в одежде твоей. Ты заштопала их, моя мама, но они все равно мне видны, эти грубые длинные шрамы беспощадные метки войны........

Слайд 5

Они считают дни, недели, Слова роняя невпопад, Коль рано матери седеют - Не только возраст виноват..

Слайд 6

Ты извини меня, солдат, Что не могу сказать ни слова, Что слезы в горле снова, снова, Что я молчу, смотря в глаза. Повестка: "Сын погиб на фронте"... Он воевал, он был солдат, Он столько верст прошел в пехоте, Он так хотел прийти назад!

Слайд 7

Слайд 8

Сороковые, роковые, Военные и фронтовые, Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные.

Слайд 9

Слайд 10

Не забывайте о солдатах, Вступившихся за честь страны, Не забывайте свист снарядов, И будьте памяти верны! Не забывайте о солдатах, Что бились из последних сил, В бинтах стонали в медсанбатах И так надеялись на мир! Минута молчания

Слайд 11

 Слова учителя. Солдат был на любой войне. Он сражался с врагами, чтобы освободить родную страну . Много крови пролили, храбро сражаясь с разным неприятелем. Какие вы помните из курса истории войны.

Да самой стррашной войной была ВОВ 1941-1945 гг.

 Многие воины погибли, многие попали в плен, но никто не сдался врагу. В память о воинах, не вернувшихся с войны, в городах и селах нашей страны установлены памятники Неизвестному солдату.

-Что такое памятник? (Памятник- это сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий) .

В годы Великой Отечественной войны много погибало солдат, их находили часто без документов. Никто не знал, как их зовут, откуда они родом, кто их родственники. Таких воинов хоронили прямо на полях боя, а на табличке подписывали «Неизвестный солдат, павший смертью храбрых».

Самый главный памятник в честь погибших солдат находится в столице нашей Родины в городе Москва у Кремлевской стены. Там горит Вечный огонь. В нашем поселке Колушкино тоже есть памятник «Воин – освободитель». Кто его видел? Где он находится? (Да он находится в центре нашего поселка, демонстрация фото)

Чтение стихов.

Мы здесь с тобой не потому, что дата 
 Как злой осколок, память жжет в груди. 
 К могиле неизвестного солдата 
 Ты в праздники и в будни приходи. Помните! 
 Он защитил тебя на поле боя, 
 Упал, ни шагу не ступив назад. 
 И имя есть у этого героя — 
 Великой Армии простой солдат. 

 

 Нет, это не заслуга, а удача — 
 Быть девушке солдатом на войне. 
 Нет, не заслугой в тот зловещий год, 
 А высшим счастьем девушки считали 
 Возможность умереть за свой народ!

Потухшими листьями ветер играет, 
 Дождем проливным венки заливает, 
 Но словно огонь у подножья — гвоздика! 
 Никто не забыт, и ничто — не забыто!

 

Помните! 
 Через века, через года, — 
 Помните! 
 О тех, кто уже не придет никогда, — 
 Помните! 
Не плачьте! 
 В горле сдержите стоны, горькие стоны. 
 Памяти павших будьте достойны!

 

Я возьму с собой гвоздики красные,

Ленточку от ордена Победы-

Мы сегодня всей семьею празднуем

Праздник, нам подаренный прадедом…

Ветеранам с теплотой сердечною

Подарю гвоздичек ярких пламя –

Словно часть огня большого вечного –

Нашу благодарность, нашу память.

У Кремлёвской стены, где раскинулся парк,

Люди молча, сняв шапки, стоят.

Там пылает огонь, и в земле рядом спит

Вечным сном Неизвестный солдат.

Ты за нас воевал, ты за нас жизнь отдал,

Чей-то сын, иль отец, или брат.

Помним мы о тебе, о тебе говорим,

И поем, Неизвестный солдат.

Мы приходим к тебе и приносим цветы,

Скромный дар от друзей, от ребят.

Мы клянемся тебе край родной так любить,

Как любил Неизвестный солдат.

Молодцы ребята, я уверена, что вы хорошо запомнили, кто помогл нашей стране  одерживать  победу над неприятелем на любой войне. Мы никогда не забудем великий подвиг наших прадедов, которые своим примером показали всему миру несокрушимую силу нашего народа. Мы помним и не забодим славные подвиги русских Солдатов.

 Почтим минутой молчания память неизвестного солдата.+



Предварительный просмотр:

государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида сл. Колушкино Тарасовского района.

Адаптированная рабочая программа

по истории  

для 7 -9 классов

на 2014-2015 учебный год

Составитель учитель 1 категории: Слепченко В. А.

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор  О.И.Бородина, В.М. Мозговой,

2001 г. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 7-9  классах для обучающихся с ОВЗ.

  1. Цель ознакомление с крупными историческими событиями отечественной истории, через формирование отчетливого образа наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории.

Обучение истории носит элементарно-практический характер и направлено на решение следующих задач

1) Способствовать развитию учебно-познавательных компетенций:  создавать условия для развития ВПФ, формировать знания и умения.

2) Формировать «жизненную компетенцию»:  воздействовать через изучаемый  материал на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, готовить подростка к жизни, способствовать социально-трудовой и правовой адаптации в обществе.

3) Формировать ключевые компетенции в системе гражданского и патриотического воспитания.

4) Развивать коммуникативную компетенцию  (способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).

2. Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования по истории программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 7-9 классов  под редакцией Воронковой В.В. и требований к уровню подготовки обучающихся 7-9 классов. Программа составлена с учетом особенностей умственного развития обучающихся. Она содержит материал, который помогает обучающимся достичь того уровня знаний по истории, который   необходимый им для социальной адаптации, и способствует патриотическому, интернациональному, эстетическому воспитанию. Программа по истории  направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию.

Исторический  материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями в здоровье: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и историческая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение обучающихся. Систематическая словарная работа на уроках истории  расширяет лексический запас обучающихся с ограниченными возможностями в здоровье, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи, а исторические диктанты способствуют увеличению объема памяти. Просмотр видеофильмов повышает уровень их общего развития. Данная коррекционная программа имеет достаточные коррекционные возможности в:

-  развитии высших психических функций на предметном материале;

-  коррекции недостатков пространственно-временных представлений;

-  формировании понимания исторического материала;

-  формировании  конкретизации и трактовки понятий, фактов, установлении причинно-следственных связей.

Курс истории  имеет много смежных тем с природоведением, естествознанием, географией, чтением, математикой, изобразительной деятельностью.

Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме).

Учитывается региональный компонент, который отражен в отдельном  блоке  « История Дона». На изучение регионального компонента отводится в 7– 9 классах по 4 часа.

3.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании
которых разработана рабочая программа
:

  1. Закон «Об образовании» в РФ 273 от 30.12.2012
  2. Закон «Об образовании» в Ростовской области  от 20.12.2013.
  3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 228.
  4. Учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п)
  5. Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Ростовской области (пр. МО и ПОРО от 10.07.02 г. № 1277).
  6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для V-IX классов под  ред. В.В. Воронковой М., «Владос», 2000 год.
  7. Учебный план государственного казенного образовательного учреждения Ростовской области специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной         (коррекционной)  общеобразовательной школы-интерната  VIII  вида сл. Колушкино  Тарасовского района на 2014-2015 год.
  8. Учебное пособие для   обучающихся:

                    7 класс: Б. П. Пузанов, О. И. Бородина «История России», М. Владос, 2003 г.

                    8 класс: П. Пузанов, О. И. Бородина «История России», М. Владос, 2003 г.

               9 класс :П. Пузанов, О. И. Бородина «История России», М. Владос, 2003 г

               7)Используемая методическая литература:

Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, «Уроки истории в 9 классе», Владос, 2004 г.

Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, «Уроки истории в 8 классе», Владос, 2004 г.

Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, «Уроки истории в 7 классе», Владос, 2004 г.

5. В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 135 часа из них: в 7 классе (68 часов в год) и  1 час  в неделю в 8 (34 ч),9 классе (33 часа в год).

 6. Для оценки знаний и умений  обучающихся применяется Положение об оценке знаний, умений и навыков обучающихся 1-9 классов  ГКОУ РО Колушкинская школа-интернат VIII вида. Контроль осуществляется с помощью контрольно-измерительных материалов, разработанных и утвержденных методическим объединением учителей-предметников. Показателем усвоения являются оценки «5-отлично», «4-хорошо», «3-удовлетворительно», «2-неудовлетворительно».

7.Материально-техническое обеспечение   образовательного процесса:

- исторические карты по истории России;

- презентации: «В Мире истории», «Синопское сражение», познавательная игра «Ледовое побоище.

- технические средства обучения (мульти медийный проектор, магнитофон);

- кассеты на видеопроигрыватель .

7 класс

п/п

Наименование    разделов   учебной    программы        

Кол-во часов

Характеристика
основных содержательных линий

Планируемые    результаты   на   базовом уровне

Планируемые    результаты   на      сниженном уровне

знать

уметь

знать

уметь

1

Введение в историю

7

Основное содержание учебника.

История – наука о прошлом.

- какие исторические даты называются точными, приблизительными;

когда произошли события (конкретные, по выбору учителя); кто руководил основными сражениями;

- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом

учебника;

- пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;

-пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.

- римские цифры от 1 до 10

- показывать начало отсчета на ленте времени

2

История нашей страны древнейшего периода

11

Славяне – коренное население территории Руси. Характеристика природных условий, основные занятия населения. Верования и обычаи древнейшего периода нашей страны.

- какие исторические даты называются точными, приблизительными;

когда произошли события (конкретные, по выбору учителя); кто руководил основными сражениями;

-лексическое значение слов: роды, племена, старейшины, язычество.

- показывать территорию расположения восточных славян на исторической карте.

- составлять монологический рассказ на заданную тему.

- основные занятия восточных славян, где селились.

- работать с тексом учебника.

3

Киевская Русь

15

Объединение земель – государство Русь. Истоки христианской веры. Расцвет государства при Ярославле Мудром.

- объединения земель под властью Рюрика;

 - органы управления государством;

- крещение Руси при Владимире;

- возвышение Киева; образование и грамотность на Руси

- давать оценку историческому событию и устанавливать их хронологию.

- Рюрик первый князь Киевского государства

- показывать территорию Руси на исторической карте

4

Распад Киевской Руси

9

Ослабление государства в результате княжеских междоусобиц и народных восстаний. Суть феодальной раздробленности на Руси.

- причины распада Киевской Руси на мелкие княжества;

- шаги Владимира Мономаха для объединения русских земель.

- давать оценку историческим событиям;

- показывать на карте образовывавшиеся княжества на территории Руси.

- знать что такое раздробленность, в каком веке она произошла.

-показывать Киевское и Новгородское княжества на карте.

5

Борьба с иноземными завоевателями

9

Монгольские кочевые племена основная угроза Руси. Нашествие моноголо-татар на территорию Руси и его разрушительные последствия. Установления ига над жителями Руси и его пагубное значение для всей страны. Борьба князей за ярлык на княжение.  Наступление рыцарей крестоносцев. Новгородский князь Александр Невский и значение его победы.

- основные даты сражений с иноземными захватчиками;

-  битва на реке Калке. Невская битва.

- находить отличия между русским богатырем и татарским воином;

- показывать места сражения на исторической карте.

-название племя начавшее захватническую войну с Русью.

- показывать на карте место сражений с помощью учителя.

6

Начало объединении русских земель

11

Историческое значение объединения земель под властью Ивана 3.

Отказ от уплаты дани Золотой Орде. Личность и влияние Сергея Радонежского на самосознание русского народа.

-территория Московского государства во время правления Ивана 3. Дату битвы на Куликовом поле.

-давать положительную оценку исторических событий и устанавливать их хронологи.

- вокруг какого княжества происходило объединение земель.

- давать ответы на вопросы пользуясь тексом учебника.

7

История Дона

4

Причина образование поселений у берегов реки Дон. Основное занятие население культура и обычаи казаков.

- знать кто такие казаки.

-показывать территорию Дона на карте. Работать с дополнительным материалом

- знать кто такие казаки.

- показывать территорию Дона на карте.

8

Повторение за год

2

-основные даты исторических событий;

- основных исторических личностей данного периода;

- римские цифра от 1 до 20;

пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

- устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;

- правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;

- давать собственную оценку историческим событиям;

8 класс

п/п

Наименование    разделов   учебной    программы        

Кол-во часов

Характеристика
основных содержательных линий

Планируемые    результаты   на   базовом уровне

Планируемые    результаты   на      пониженном уровне

знать

уметь

знать

уметь

1

Единая Россия (конец 15 века начало 17)

8

Значение централизованного управления для Руси. Помощь русской православной церкви в управлении

Первый русский царь. Покорение Сибири Ермаком. Освобождение от иноземного иго.

Показывать территорию Сибири. Готовить подробный пересказ исторических событий.

При каком царе Русь освободилась от го.

Участвовать в беседе. Работать с исторической картой.

2

Великие преобразования

России

12

Положение крепостных крестьян на Руси. Значение раскола в православной церкви.

Значимость Северной войны для России.

Значение петровских преобразований для России. Суть реформ Петра.

Начало правления Романовых.

Сторонников староверов и сторонников новой веры.

Даты –начало и конец Северной войны, Полтавская битва.

Устанавливать хронологию событий.  Показывать места сражений. Объяснять важность петровских преобразований.

Начало правления Петра 1 и его великие дела.

Отвечать на поставленные вопросы, пользуясь учебником.

3

История нашей страны в 19 веке

10

Нашествие Наполеона на Россию и его планы по захвату России.  Героическая борьба русского народа с завоевателями. Значение победы для царя. Полководец Кутузов.

Отмена крепостного права.

Начало Великой отечественной войны 1812 года. План схему бородинского сражения.

Показывать на карте место сражения. Давать сравнительную характеристику исторических личностей Наполеона и Александра1.

Начало Великой отечественной войны 1812 года.

Показывать на карте место сражения.

4

История Дона

 

4

Повторить знания за предыдущий год об истории Дона. Участий донских людей в борьбе с иноземными захватчиками.

Расположение донской земли. Несколько исторических личностей.

Работать с дополнительным материалов.

Основные занятия населения.

Прказывать территорию на карте.

9 класс

п/п

Наименование    разделов   учебной    программы        

Кол-во часов

Характеристика
основных содержательных линий

Планируемые    результаты   на   базовом уровне

Планируемые    результаты   на      пониженном уровне

знать

уметь

знать

уметь

1

Россия в начале 20 века

4

Начало правления Николая 2 и недовольство народа. Первая русская революция и ее последствия. «Серебряный век» русской культуры.

Дату начала правления Николая 2 и первой русской революции.

Указывать причины недовольства народа и давать оценку историческим событиям.

Дату начала правления Николая 2 и первой русской революции.

Участвовать во фронтальной беседе.

2

Россия в 1917 – 1920 годах

4

Предпосылки  возникновения новой социальной  системы.   Причины Февральская революция в России. Возникновение третьего фронта против белых и красных.

Дату Февральской революции. Возникшие партийные организации и их программы развития.

Высказывать активную гражданскую позицию.

Дату Февральской революции. Противостояний партий.

Называть представителя партии большевиков.

3

Советская Россия – СССР в 20 – 30-е годы

2

Основные меры правительства Советской России в сфере экономики НЭП, индустриализация и коллективизация.

Жизнь и быт советских людей.

Основные меры по восстановлению промышленности и сельского хозяйства. Победа Сталина в борьбе за власть после смерти Ленина.

Устанавливать хронологию событий и давать оценку происходящим событиям.

Основные меры по восстановлению промышленности и сельского хозяйства.

Устанавливать хронологию событий и давать оценку происходящим

4

СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне

7

Возникновение в Центре Европы военной машины Германии. Внешняя политика СССР.  Нападение фашистов на Россию.

Годы ВОВ, даты и места сражений.  Главнокомандующий – маршал Жуков.

Показывать на карте места сражений, называть основные операции по захвату России.

Годы ВОВ, даты и места сражений.

Показывать на карте места сражений.

5

Советский Союз в 1945 – 1991 годах

6

Значение реформ Н. С. Хурущева. Достижение в науке и технике. Внешняя политика Советского Союза. Афганская война.

Годы Афганской войны

Устанавливать хронологию событий и давать оценку происходящим событиям.

Годы Афганской войны

Участвовать в беседе.

6

Новая Россия 1991 – 2010 годах

5

Современный мир на карте истории. Стремление России к мирному и экономически выгодному сотрудничеству с другими странами. Первый президент России Б. Н. Ельцин.

1991 г распад СССР. Реформы Ельцина, Путина и Медведева.  

Устанавливать хронологию событий и давать оценку происходящим событиям.

Основные меры по восстановлению промышленности и сельского хозяйства.

Устанавливать хронологию событий и давать оценку происходящим

7

История дона

5

Повторить знания за предыдущий год об истории Дона. Участий донских людей в борьбе с иноземными захватчиками.

Расположение донской земли. Несколько исторических личностей.

Культура Дона

Работать с дополнительным материалов.

Основные занятия, культура  населения.

Прказывать территорию на карте.

Календарно- тематическое планирование по истории 7 класса

№ урока

Тема урока, контрольной (практической) работы

Дата

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

уч-ся на уроке.

обязательная

Устная

I. Введение в историю

1.

Введение.

История – наука о прошлом

1

подписывают тетради, знакомство с учебником, рассматривают иллюстрации, чтение учебника

Дают аргументированные ответы

2.

Исторические памятники

1

работа в тетрадях, работа с учебником (найти ответ)

Составление краткого пересказа

3.

 Наше Родина – Россия.

1

дают ответ, тест, решение ребусов, слушают учителя

Разбор значения символики России

4.

Моя родословная

1

рисуют генеалогическое дерево

составление дерева родства

5.

Входящая диагностика

Счет лет в истории

1

задания на ленте времени, нахождение на карте объекта

наизусть римские цифры до 20

6.

Историческая карта

1

нахождение на карте объекта

наизусть условные обозначения

7.

Повторительно-обобщающий урок

1

участие в обсуждении вопроса, устно отвечают, записывают даты.

II. История нашей страны древнейшего периода

8.

Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов

1

участие в обсуждении вопроса, высказывают своё мнение устно отвечают, записывают даты.

Роды и племена восточных славян и их старейшины.

Работа с исторической картой

9.

Роды и племена восточных славян и их старейшины

1

слушают рассказ  учителя, объяснять лексическое значение новых терминов

выполнение индивидуальных заданий, словарная работа, работам с текстом учебника

Новые слова

10.

Славянский поселок

1

разгадывают кроссворд, работа в тетрадях  и по карте

Составление подробного пересказа

11.

Основные занятия восточных славян.

1

находить и объяснять новые слова, работать с иллюстрацией

Коллективное обсуждение изучаемой темы

12.

Ремесла восточных

славян

1

выполняют устно и письменно задание в тетради

словарная работа

13.

Обычаи восточных

славян

1

слушают, читают, записи в тетради.

Рассмотр иллюстраций, коллективное обсуждение

14.

Верования восточных

 Славян.

1

участие в обсуждении вопроса

слушают, записи в тетради

словарная работа

15.

Соседи восточных славян.

1

работа с картой,  объяснение новых понятий, работа в тетради

Работа с исторической картой

16.  

Повторительно-обобщающий урок

тест

1

участие в обсуждении вопроса, устно отвечают, записывают

даты

17.

Славянские воин и богатыри.

1

слушают, участие в беседе, читают, записи в тетради, рассматривают иллюстрации.

Рассмотр иллюстраций, коллективное обсуждение

18.

Объединение восточных славян под властью Рюрика.

1

участие в обсуждении вопроса, устно отвечают, записывают даты, работа с историческими картами.

Составление портрета исторической личности

III. Киевская Русь

19.

Образование государства восточных славян – Киевской Руси.

1

работа с картой ответы на вопросы, выбирают правильный ответ

дата

20.

 Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня

Ольга.

1

нахождение ответов на вопросы в тексте, находят объяснение новых слов, работа с иллюстрациями

Составление портрета исторической личности

21.

Укрепление власти князя

1

выполняют устно и письменно задание в тетради

Ответы на вопросы коллективно устно

22.

Оборона Руси от врагов

1

работа с учебником и картой, работа с рассказом для дополнительного чтения

Работа с исторической картой

23.

Крещение Руси.

1

выполнение заданий как коллективно – устно, так и индивидуально

дата

24

 Былины – источник знаний о Киевской Руси.

1

делают записи в тетрадях, анализируют и отвечают на вопросы

словарная работа

25.

Культура и искусство Киевской Руси.

1

Работа с учебником, иллюстрациями, использование ИКТ

Рассмотр иллюстраций, коллективное обсуждение

26.

Княжеское и боярское подворье.

1

работа с новыми словами, записи в тетрадях, работа с текстом учебника, делают сообщение

Рассмотр иллюстраций, коллективное обсуждение

27.

Жизнь и быт людей в Киевской Руси.

1

играют в игру, записи в тетради плана параграфа, работа с текстом учебника

Рассмотр иллюстраций, коллективное обсуждение

28.

Правление Ярослава Мудрого

1

пользуются наводящими вопросами, следят за показом на карте

слушают рассказ учителя, работа с учебником

Составление портрета исторической личности

29.

Образование и грамотность на Руси Летописи и летописцы

1

записи таблицы в тетради, отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрации

словарная работа

30.

Владимир Мономах

1

вспоминают тему предыдущего урока, заполняют таблицу

делают записи в тетрадях, анализируют и

словарная работа

составление портрета исторической личности

31.

Повторительно-обобщающий урок

Тест

1

обобщение знаний по теме

Ответы на вопросы, по пройденной теме

32

Рост и укрепление русских городов

1

отвечают на вопросы

следят за показом на карте, знакомятся с планом урока

Рассмотр иллюстраций, коллективное обсуждение

IV Распад Киевской Руси

                                                                                                                                           

33

Повторение по теме «Киевская Русь»

1

оповторение знаний по теме

Ответы на вопросы, по пройденной

теме

34.

Причины распада Киевской Руси

1

читают название раздела, слушают комментарии текстом учебника

отвечают на вопросы

Дают оценку историческому событию

35.

Образование самостоятельных княжеств

1

Записи в тетрадях, работа с учебником и картой

дата

36.

Киевское Княжество в 12 веке

1

Записи в тетрадях, работа с учебником

Рассмотр иллюстраций, коллективное обсуждение

37.

Владимиро-Суздальское княжество

1

Записи в тетрадях, работа с у анализируют и отвечают на вопросы учебником,

название городов

38.

Господин Великий Новгород.

1

выполняют письменные задания, записывают план текста, беседа по вопросам, работа с картой.

Словарная работа. Рассмотр иллюстраций, коллективное обсуждение

39.

Торговля и ремесла Новгородской земли

1

слушают учителя, работа с текстом учебника, выполнение письменных заданий.

Словарная работа. Рассмотр иллюстраций, коллективное обсуждение

40.

Новгородское

вече

1

выполняют самостоятельно задания, работают с текстом учебника, слушают рассказ учителя, записи в тетрадях

 Словарная работа. Рассмотр иллюстраций, коллективное обсуждение

41.

Русская культура в 12 – 13 веке

1

работа с картинками в учебнике и дополнительным материалом, ответы на вопросы, краткий пересказ

Словарная работа. Рассмотр иллюстраций, коллективное обсуждение

42.

Повторительно-обобщающий урок

1

обобщение знаний по теме

Ответы на вопросы, по пройденной теме

V. Борьба с иноземными завоевателями

43.

Монголо-татары

1

записи в тетради схемы, ответы на вопросы, работа с учебником

Составление портрета типичного монголо-татара

44.

Нашествие Монголо-татары на Русь

1

участвуют в игре, рассматривают карту, записи в тетради, слушают вывод по теме, работа с лентой времени

дата

45.

Героическая борьба русских людей против монголо-татар

1

работа с лентой времени, работа с исторической картой, слушают запись и отвечают на вопросы по просмотренному эпизоду

Рассмотр иллюстраций, коллективное обсуждение

46.

Русь под монголо-татарским игом

1

записи в тетради, работа с текстом учебника, работа с картой, участвуют в беседе

словарная работа

47.

Рыцари-крестоносцы

1

работы с дополнительным материалом, участвуют в проверке домашнего задания, записи в тетрадях

Дают аргументированные ответ на поставленный вопрос

48.

Александр Невский и новгородская дружина

1

слушают рассказ учителя, беседа по вопросам, записи в тетрадях,

Составление портрета исторической личности

49.

Невская битва

1

участвуют в игре, рассматривают карту, записи в тетради, слушают вывод по теме, работа с лентой времени

дата

50.

Ледовое побоище

1

работа с таблицами, запись в тетради, строят связанную речь, использование ИКТ

дата

51.

Повторительно-обобщающий урок

1

работа с лентой времени, работа с исторической картой, слушают запись и отвечают на вопросы по просмотренному эпизоду

Ответы на вопросы, по пройденной теме

VI. Начало объединения русских земель.

52.

Возвышение Москвы

1

работа с исторической картой, чтение указанных абзацев в учебнике, запись в тетрадях, выполнение заданий коллективно устно

Рассмотр иллюстраций, коллективное обсуждение

53.

Московский князь Иван Калита, его успехи

1

выполняют самостоятельную работу, отвечают на вопросы, работа с исторической картой

Составление портрета исторической личности

54.

Возрождение сельского хозяйства и городского хозяйства на Руси

1

работа с дополнительным материалом, работа с исторической картой, записи в тетрадях

Составление подробного перессказа

55.

Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском

1

даем оценку историческим личностям, записи в тетрадях, работа с дополнительным материалом

Составление портрета исторической личности

56.

Сергий Радонежский

1

участие в обсуждении вопроса, устно отвечают, записывают даты, тест

Составление портрета исторической личности

57.

Битва на Куликовом поле

1

нахождение ответов на вопросы в тексте, находят объяснение новых слов, работа с

дата

58.

Значение Куликовской битвы для русского народа

1

находят объяснение новых слов

участие в обсуждении вопроса, устно отвечают, записывают даты

Дают оценку историческому событию

59.

Иван 3. Освобождение от иноземного ига

1

работа с картой ответы на вопросы, выбирают правильный ответ

Составление портрета исторической личности

60.

Укрепление Московского государства

1

рисуют генеалогическое дерево

чтение, объяснение новых понятий

Дают оценку историческому событию

61.

Повторительно-обобщающий урок

1

обобщение знаний

Ответы на вопросы, по пройденной теме

62.

Тест

1

VII. Донская история

63.

Введение

1

слушают рассказ учителя, делают краткие записи в тетрадях

Словарная работа

64.

Население и  его занятия

1

работа с картой,  объяснение новых понятий, работа в тетради

даты

65.

Сельское и городское хозяйство.

1

работа с картой исторической, записи в тетрадях конспект

Составление краткого пересказа

66.

Культура и обычаи

1

работа с картой исторической, записи в тетрадях конспект

Рассмотр иллюстраций, коллективное обсуждение

67-68

Повторение за год

2

обобщение знаний

Ответы на вопросы, по пройденной теме

Календарно-тематическое планирование 8 класса.

                                                                                                                                         

№ урока

 Дата

Тема урока, название контрольной практической) работы

Кол-во часов

Виды деятельности

уч-ся на уроке

устная

обязательная

 I Единая Россия (конец XVв– начало XVIIв.)

1.

Повторение за 7 класс

Иван 3 Великий – глава единого государства

1

приветствие, подпись тетрадей

работа с картами, знакомство с  с учебником .

составление портрета исторической личности

2.

Входящая диагностика

Русская православная церковь

1

отвечать на вопросы, поддерживать беседу

словарная работа

3.

Первый русский царь.

1

участие в обсуждении вопроса,

устно отвечают, записывают даты и первого правителя.

Иван IV Грозный

4.

Покорение Сибири

1

слушают рассказ, записывают

даты, работа с исторической картой

дата

5.

Москва – столица Российского государства

1

слушание, чтение, участие во фронтальной беседе, работа с картой и дополнительным материалом

города

6.

Первопечатник Иван Федоров

1

разгадывают кроссворд,

находят объяснения слов в

учебнике

словарная работа

7.

Повторительно-обобщающий  урок

1

читают название раздела, слушают комментарии, повторяют даты.

знать основных исторических деятелей и даты

8.

Тестовая

работа

1

отвечают на вопросы

II Великие преобразования России в XVII1в.

9.

Начло правления династии Романовых

1

пользуются наводящими

 вопросами,  слушают рассказ учителя, работа с учебником, записывают первого правителя из династии Романовых

дата

10.

Крепостные крестьяне

1

записи таблицы в тетради, отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрации

словарная работа

11.

Раскол в русской православной церкви

1

вспоминают тему предыдущего урока, заполняют таблицу

дата

12.

Начало правления

 Петра I

1

делают записи в тетрадях, анализируют и отвечают на вопросы

дата

13.

Начало Северной

войны

1

следят за показом на карте, знакомятся с планом урока

дата

14.

Полтавская битва.

Победа русского флота

1

работа с картой, записи в тетради причин войны, работа с  план схемой полтавской битвы.

дата

15.

Повторительно-обобщающий урок.

Тестовая работа

1

читают название раздела, слушают комментарии текстом учебника,

отвечают на вопросы

16.

Петр 1 – первый российский император

Преобразования Петра 1.

1

записи в тетрадях, работа с учебником, иллюстрациями, использование ИКТ.

составление портрета исторической личности

17.

Правление Екатерины11

1

записи в тетрадях, работа с

учебником

составление портрета исторической личности

дата

18.

Положение крепостных крестьян

1

записи в тетрадях, работа с у

анализируют и отвечают на вопросы учебником,

причины

19.

Восстановление под предводительством Емельяна Пугачева

1

выполняют письменные задания, записывают план текста, беседа по вопросам, работа с картой.

дата,

составление портрета исторической личности

20.

Знаменитый полководец Александр Суворов

1

слушают учителя, работа с текстом учебника, выполнение письменных заданий.

составление портрета исторической личности

III История нашей страны в XIX веке.                                                                                                                                                                                                                                                                                     

21.

Начало Отечественной войны 1812 г.

1

слушают учителя, работа с текстом учебника, выполнение письменных заданий.

дата

22.

Бородинская битва

Оставление Москвы

1

выполнение заданий как коллективно – устно, так и индивидуально

дата, план-схема

23.

Отступление и гибель французской армии

1

слушают учителя, работа с текстом учебника, выполнение письменных заданий, проверка знаний по датам исторических событий

дата

24.

Правление Александра I

1

работа с текстом учебника, выполняют письменные задания индивидуальные и коллективно-устною

составление портрета исторической личности

25.

Император Николай I

1

слушают учителя, работа с текстом учебника, выполнение письменных заданий. Рассматривают портреты правителей

даты

26.

Повторительно-обобщающий урок

Тест

1

выполнение заданий как коллективно – устно, так и индивидуально

27.

Развитие науки и географические открытия в первой половине 19 века

1

слушают учителя, работа с текстом учебника, выполнение письменных заданий, работа с ИКТ

основные открытия данного периода

28.

Отмена крепостного права

1

выполнение заданий как коллективно – устно, так и индивидуально

дата

29.

Реформы Александра II

1

записи в тетради, выполнение заданий коллективно – устно

составление портрета исторической личности

30.

Повторительно-обобщающий урок

Тест

1

работа с текстом учебника, выполняют письменные задания

основные знания и термины, даты исторических событий.

 31.

Донская история

Введение

1

выполнение заданий как коллективно – устно, так и индивидуально

место расположение края

32.

Население и его занятия. Земледелие

1

слушают учителя, работа с текстом учебника, выполнение письменных заданий.

33.

Участия донских людей в войнах 18 – 19 веков.

Повторение за год

1

выполнение заданий как коллективно – устно, так и индивидуально

даты

34.

Культура донского края.

Повторение за год

1

слушают учителя, работа с текстом учебника, выполнение письменных заданий. Рассмотрение иллюстраций. Работа с ИКТ

 знать основных культурных деятелей

Календарно-тематическое планирование 9 класса

№ урока

Дата

Тема урока, название контрольной (практической) работы

Кол-во часов

Виды деятельности

уч-ся на уроке

устная

обязательная

I Россия в начале XX века

1.

 

Повторение за 8 класс

Начало правления

 Николая 2

1

приветствие, подпись тетрадей

знакомятся с планом, следят по карте, рассматривают портрет

дата

составление портрета исторической личности

2.

Входящая диагностика

Первая русская революция

1

дают ответ, запись в тетради, слушают учителя, рассматривают иллюстрации

дата

3.

Реформы государственного управления.

Реформы П.А.Столыпина

1

запись плана, чтение, слушание

участие в обсуждении вопроса, устно отвечают, находят объяснение новых слов

словарная работа

составление портрета исторической личности

4.

«Серебряный век» русской культуры

1

рассматривают иллюстрации, запись в тетради, отвечают на вопросы, работа с ИКТ

словарная работа

5.

Февральская революция и отречение царя ото престола

1

задание в тетради, взаимопроверка, чтение, нахождение новых слов

дата

6.

Установление Советской власти

1

запись новых слов и важных сведений, читают, дают ответ , рассуждают коллективно устно, дают оценку историческим событиям

дата

7.

Борьба между красными  и белыми.

Крестьянская война против белых и красных

1

выполнение заданий,  работа с учебником, чтение рассказа для дополнительного чтения

основные идеи партий

8.

Повторительно-обобщающий урок

Тестовая работа

1

разгадывают кроссворд, находят объяснения слов в учебнике, читают название раздела, слушают комментарии

III Советская Россия – СССР в 20-30-е годы

9.

НЭП (Новая экономическая политика

1

слушают рассказ учителя, записи в  тетради, выполнение письменных заданий

словарная работа

10.

Образование

СССР.

1

слушают рассказ учителя, записи в  тетради, выполнение письменных заданий, дают ответы на вопросы

дата

11.

Изменение в системе государственного управления. Культ личности Сталина

1

рассматривают портрет, запись в тетради, отвечают на вопросы, дают оценку исторической личности

словарная работа

составление портрета исторической личности

12.

Индустриализация в СССР.

Коллективизация крестьянских хозяйств.

1

запись новых слов и важных сведений, читают, дают ответ

словарная работа

13.

Жизнь и быт советских людей в 20-30-е годы.

Выполняют устно и письменно задание в тетради, слушают, участие в беседе, читают, записи в тетради

словарная работа

                                                                                                                                                       

IV. CCCР в Великой Отечественной войне

14.

СССР  накануне Второй мировой войны

1

записи в тетради, выполнение заданий коллективно – устно

15.

Повторительно-обобщающий урок

Тестовая

работа

1

читают название раздела, слушают комментарии текстом учебника

отвечают на вопросы

даты

16.

Блокада Ленинграда

1

работа с исторической картой, с текстом учебника, отвечают на вопросы, выполняют задания в тетради

словарная работа, даты

17.

Сталинградская битва

1

работа по таблице, работа с картой, выполнение заданий коллективно-устно, отвечают на вопросы

дата

18.

Борьба советских людей на оккупированной территории

1

работа с исторической картой, записи в тетради таблицы, работа с текстом учебника, участвуют во

дата

19.

Окончание Великой Отечественной войны

1

беседа по вопросам, выполнение заданий в тетрадях, отвечают на вопросы

даты

V Советский союз в 1945 – 1991 годах

20.

Реформы Н. С. Хрущева

1

работа с исторической картой, записи в тетради таблицы, работа с текстом учебника, участвуют во фронтальной беседе

словарная работа, даты

21.

Достижение в науке и технике в 50 – 60-е годы

1

слушают рассказ учителя, записи в тетрадях, следят за показом на карте, работа с ИКТ

словарная работа

22.

Экономика и политика в эпоху «застоя»

1

работа с исторической картой, с текстом учебника, отвечают на вопросы, выполняют задания в тетради

словарная работа, даты

23

Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Афганская война

1

работа по таблице, работа с картой, выполнение заданий коллективно-устно, отвечают на вопросы

даты

24.

Жизнь и быт советских людей в 70-е – начале 80-х годов XX

1

достижение науки и техники в быту у советских людей, неравенство в советском обществе, слушают рассказ учителя, записи в тетрадях, следят за показом на карте

Уметь описать жизнь и быт советских людей

25.

Реформы М. С. Горбачева

 Распад СССР

1

работа с текстом учебника, самостоятельно составляют план, беседа по вопросам

словарная работа

составление портрета исторической личности

26.

Повторительно-обобщающий урок

Тест

1

читают название раздела, слушают комментарии

VI Новая Россия в 1991 – 2002 годах

27.

 

Экономические реформы Б. Н.

Ельцина

Реформы государственного управления

1

Самостоятельное установление цен на свою продукцию, приватизация предприятий, создание частных фирм Политический кризис 1993 года, новое политическое устройство страны, герб, гимн, флаг. Работа с исторической картой, с текстом учебника, отвечают на вопросы, выполняют задания в тетради

составление портрета исторической личности

28.

Продолжение реформы в России

1

слушают рассказ учителя, записи в тетрадях, следят за показом на карте

Знать основные направления развития страны «нового» периода

VII Донская история

29.

История Дона

Введение

1

работа с картой, отвечают на вопросы, участвуют в фронтальной беседе

дата, положение на исторической карте

30.

Февральская революция на Дону

1

отвечают на вопросы, работают с текстом учебника

Даты, участники революции

31.

Дон в Великой отечественной войне

1

работа по таблице, работа с картой, выполнение заданий коллективно-устно, отвечают

Даты, герои    ВОВ

32.

Культура донского края

1

слушают рассказ учителя, записи в тетрадях, следят за показом на карте

основные направления

33

Повторение

1

Даты, основные события и участки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Окончание Великой Отечественной войны.»

Слайд 2

Советскую армию возглавили: Георгий Константинович Жуков Константин Константинович Рокоссовский Иван Степанович Конев

Слайд 3

Рейхстаг в мирное время Взятие здания Рейхстага советскими войсками

Слайд 4

Капитуляция – безоговорочное прекращение вооруженной борьбы и сдача вооружения

Слайд 5

Закрепление изученного материала Освобождение территории СССР завершилось А) весной 1944 г. Б) Осенью 1944 г. В)летом 1944 г. Последние крупное сражение Великой Отечественной войны А) Курская битва Б) Берлинская операция В) Сталинградская битва Капитуляция Германии произошла А) 9 мая 1945 г. Б) 16 апреля 1945 г. В) 25 мая 1945 г.



Предварительный просмотр:

Учитель истории:

В. А. Слепченко

Тема открытого урока: «Окончание Великой Отечественной войны».

Цели:

Образовательная:: дать обучающимся, воспитанникам общее представление о завершившихся сражениях на территории СССР и изгнание фашистов с земель  Европы.

раскрыть историческое значение победы советского народа в ВОв.

Коррекционно-развивающие: формировать умение восстанавливать исторические события, опираясь на изученный материал; развивать познавательные способности, используя дополнительный материал, закреплять умение работать с учебником, находя ответы на вопросы в тексте.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к своему героическому народу и Отечеству.

Основные знания: осень 1944 г. – освобождение советской территории, 8 мая 1945 г. – подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии, значение советского народа в ВОв, 9 мая день Победы.

Основные понятия: Рейхстаг, капитуляция.

Оборудование и материалы: Карта ВОВ, видеофильм, карточки с заданиями, ПК и проектор,

Тип урока: комбинированный

Ход урока

  1. Оргмомент (положительный настрой, проверка готовности к уроку, отсутствующие присутствующие) (2 мин).
  2. Проверка домашнего задания

А) получили индивидуальные задания Уклеина Валентина и Трохина Зинаида.

Б) ответы на вопросы

Кто боролся с фашистами на оккупированной территории?

Какие порядки устанавливали немцы на захваченной территории?

Какие методы борьбы использовали советские люди?

Кто такие подпольщики и партизаны?

  1. Психологический настрой на урок:
  2. Актуализация знаний.

Установите последовательность событий (на доске)

Битва за Москву

Блокада Ленинграда

Сталинградская битва

Битва на Курской дуге

  1. Изучение нового материала:

А) Рассказ учителя об освобожденных территориях.

(напоминание с какого момента наступил коренной перелом в ВОВ)

Просмотр видео «Освобождение Европы».

Работа с учебником: найдите какие территории освобождены к осени 1944 года?

Б) Рассказ учителя о Берлинской операции

В) Просмотр видеофильма и обсуждение.

Новое слово запись в тетрадях (рейхстаг), Акт о безоговорочной капитуляции.

Записи в тетради 9 мая – день победы

Г) первичное закрепление материала (тест)

5.  Домашнее задание:

Вопросы 1-3.  стр. 217, новые слова,

Инд. Зад. Дата победы, итог войны.

  1. Прослушивание песни «День победы» в видеоролике «Москва встречает победителей».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: