Мои выступления

Семёнова-Лукьянова Светлана Александровна

Тексты выступлений на семинарах и педсоветах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи младших школьников путем использования творческих технологий.

Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками. В современных условиях, когда объём необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиваться лишь освоением определённой суммы знаний: важно развивать у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания и умения, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации.

Одно из решающих условий этой задачи – хорошо развитая речь каждого человека общества. Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения в огромной степени зависит от того, на сколько школьники овладеют родным языком, речевыми умениями и навыками. Поскольку средством обучения и источником необходимой информации, прежде всего, является речь. То основной перечень общеучебных умений непосредственно соотносится с формированием у учащихся навыков речи. Школьник не может успешно обучаться по всем предметам без достаточной языковой подготовки, без речевых умений и навыков. Особенно важна практическая сторона обучения языку – речь: восприятие и понимание речи взрослых, полноценное, достаточно быстрое и сознательное чтение, а также говорение и письмо. То есть устное и письменное выражение своих знаний, мыслей, чувств.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой действительности. Логически чёткая доказательная образная речь ученика – показатель его умственного развития.

Речь – первооснова культуры каждого человека. Об этом учителям следует чаще говорить на уроках и во внеклассное время, напоминать об этом при встречах с родителями. При чтении художественных текстов, при посещении музея или театра, на экскурсии в природу надо смелей вычленять значения слов и выражений, отражающих окружающий мир, находить в них смысловое богатство выразительность, чёткость. Развитие речи образного мышления в начальной школе создаёт прочную основу для языковой практики в последующих классах.

Проводя исследование развития речи младших школьников при изучении имени прилагательного, я пришла к выводу, что изучение темы «Имя прилагательное представляет неограниченные возможности для развития речи учащихся: обогащение словарного запаса младших школьников, воспитание у них внимательного отношения к слову, обучение детей совершенствованию устной и письменной речи. Развитие речи на уроках русского языка осуществляется по трём направлениям:

  • овладение нормами русского литературного языка;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Имя прилагательное – часть речи, выражающая категориальное грамматическое значение признака предмета в форме грамматической зависимости от имени существительного. Под признаком имеется ввиду широкий круг свойств, качеств, явлений, характеристик предметов. Эти качества классифицируются следующим образом:

  • внешние качества людей и животных;
  • внутренние;
  • пространственные отношения;
  • цвет;
  • разнообразие свойства вещей;
  • отношение к коллективу;
  • отношение между предметами;
  • характеристика предметов по действию.

Делая вывод можно сказать, что «грамматическим значением признака» объединяются слова, обозначающие:

1) качества и свойства предметов, воспринимаемые органами чувств;

2) внешние или физические качества людей и животных;

3) пространственные и временные свойства;

4) общие оценки;

5) отношение предмета к лицу, животному, отвлечённому понятию;

6) принадлежность предмета.

Большие возможности для развития речи детей даёт изучение имени прилагательного.

Уже с первого класса я включаю задания на составление предложений и небольших текстов по предметным картинкам,  учу распространять связной текст, вписывая в него пропущенные прилагательные, предлагаю задания на подбор к словам, обозначающим предмет, слов обозначающих признак; провожу работу над загадками, включающими прилагательное, показывающее признаки предмета, служащего отгадкой; учу образовывать прилагательные от существительных и записывать словосочетания с этими прилагательными.

Основная задача начальной школы - развитие речи учащихся. Одной из сторон этой задачи является обогащение словарного запаса детей. Языком дети овладевают задолго до школы. Однако активный словарь очень беден. Тема «Имя прилагательное» является очень интересной и благодатной в плане обогащения словарного запаса учащихся. Обогащение речи именами прилагательными является очень важным, так как именно признаковые слова делают речь выразительной и яркой, то есть изобразительной. Важное значение в выразительности и богатстве языка играет синонимия. Психологической наукой доказано, что «наиболее восприимчивым и благоприятным возрастом в отношении языкового развития является младший школьный возраст». Исходя из этого, работу над синонимами следует целенаправленно и систематически проводить в начальных классах.

Во-первых, следует постепенно накапливать количество слов – синонимов в индивидуальной речи каждого ребёнка.

Во-вторых, надо, чтобы дети осознали, что рассмотренные прилагательные, хотя и близки по смыслу, но среди них имеется множество слов, различающихся оттенками значений.

Обогащение словаря ребёнка прилагательными имеет важное значение потому, что с их помощью ребёнок выделяет в предметах, лицах, явлениях те качества, которые осмысливаются им как наиболее важные для него по своей жизненной значимости в связи с его интересами и потребностями. Формирование речи у младших школьников одна из важнейших задач, стоящих перед учителем. Развитая речь даёт ребёнку возможность лучше овладевать знаниями, формирует ум, волю, чувства. Работу по развитию речи я начинаю с первого класса. Это совершенствование всех сторон речи: произношение в соответствии с нормами языка, грамматическая правильность, связность и последовательность высказываний, выразительность. Речь наших детей должна быть правильной без ошибок при произношении, склонении и спряжении слов (одно пальто, но много пальто, я могу, но мы можем). Чтобы образец воспринимался осознанно, сопровождаю его объяснением. (Шоссе – это асфальтированная автомобильная дорога; байка – короткая сказочка). Обучая правильному произношению звуков, использую такие художественные произведения, как «Игра в слова» А. Барто, провожу игры «Эхо», «Телефон», «Докончи звук».

Неизвестно, как случилось

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей- то дом

И хозяйничает в нём!

Угадайте, какой звук обозначает заблудившаяся буква.

Жучка будку не доела:

Неохота, надоело.

Есть волшебные слова:

Скажешь слово-

Слышишь два.

Банка-банка-банка

Кабан-кабан-кабан

Словарным упражнениям отвожу особое место, потому что они не только учат понимать и употреблять нужные термины, но и активизируют речь школьника. Чем лучше будет поставлена работа над словом, тем богаче будет язык учащегося. К.Д. Ушинский писал «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не умеет им свободно распоряжаться в устной и письменной речи. Всегда будет страдать от этого недостатка при изучении всякого рода другого предмета». Работая на уроке письма над словом, объясняя его значение, незаметно ввожу ребят «в мир интересного». Сообщаю детям любопытные и занимательные сведения из жизни людей, животных, растений, о природных явлениях, о редких случаях. Так, объяснив написание слова – оса – и составив с ним предложение, сообщаю учащимся, что благодаря этим насекомым, появилась дешёвая бумага, В основе своего сообщения я использовала небольшой отрывок из книги «Мы и природа» Ю.Смирнова.

«Один учёный, гуляя по саду, нашёл сбитое ветром осиное гнездо. Он хотел посмотреть, не осталось ли в гнезде личинок. Разрывая гнездо, учёный вдруг обнаружил, что сделано оно из бумаги. Осы делали гнёзда особым способом из древесины. Значит, бумагу можно делать из дерева. Так осы помогли найти людям новое сырьё!».

Естественной формой общения учителя с детьми является рассказывание сказок. Очень любят наши малыши сказки. Сказки вызывают у детей большое эстетическое наслаждение и радость, пробуждают у них любовь к слову, они служат для них образцом живой связной речь.

А как обогащают речь ребёнка различные поговорки, пословицы! Ими сегодня так бедна речь не только маленьких, но и взрослых. Включая задания вида: «Прочитай начало пословицы и вспомни конец», «Подумай какую (пословицу) поговорку можно соотнести с прочитанным произведением» я развиваю не только речь, но и мыслительную деятельность, воображение детей.

Семь раз отмерь, … … … .

Не спеши языком, … … .

На протяжении многих лет веду в своих классах факультативное занятие «Культура речи», много ценного для проведения этих занятий я нахожу в комплекте пособий «Речь» автор Т.Н.Соколова. Предлагаемый комплект оказывает огромную помощь в обучении детей младшего школьного возраста грамотной, связной, красивой речи как устной, так и письменной. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создать оптимальные условия для их активной речевой деятельности. Цель моих занятий, проводимых по данной программе, – способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников. Воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников. Данные занятия способствуют решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.

Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально – активной личности. Задача учителя на первой ступени обучения: дать определённые знания о речи, на этой основе научить преодолевать трудности в создании устных и письменных высказываний; создать основу для осознания учащимися таких идей мировоззренческого характера, как связь языка и действительности, языка и мышления, значения речи в жизни ; заложить основы культуры речевого поведения, развивая в детях чувство коммуникативной целесообразности высказывания; развивать в детях литературно – творческое начало. Конечной целью работы по развитию речи в школе является умение детей выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, умение создавать текст, речевое произведение, высказывание.

В основе опыта своей работы по развитию речи использую разнообразные творческие наработки. Задания и упражнения художественно-творческого характера активизируют, развивают мыслительную и речевую деятельность учащихся. На уроках я добиваюсь связной, образной, яркой, эмоциональной речи посредством разнообразия и совершенствования форм обучения и введения новых методик развития речи. Использование на уроках художественно-занимательного материала, заданий творческого характера благотворно влияет на развитие речевых умений и навыков учащихся. Происходит активизация учебной деятельности, развивается познавательная активность учащихся, развивается умение применять свои знания в жизни.