Научные статьи.
Предварительный просмотр:
К вопросу о первом упоминании в источниках
села Углянец.
История возникновения и заселения некоторых населенных пунктов Воронежской губернии, до сих пор, является для историков открытой темой. Большинство исследователей рассматривают этот процесс в свете освоения Московским государством южных окраин, другие, наоборот, склонны романтизировать исторический процесс и приписывать своей малой родине происхождение в былинные времена. Моей задачей для данной статьи, будет попытка определить, примерное время возникновения одного из крупнейших сел Верхнехавского района.
Проезжая по трассе Воронеж — Усмань, не каждый водитель заметит дорожный знак, указывающий поворот на одно из старейших селений Воронежской губернии — Углянец.
Само название, история его возникновения и заселения не раз становились объектами изучения энтузиастов: писателей, военных, учителей и просто людей без определенных занятий. Но серьезной научной работы ученого — историка, владеющего методами, серьезно изучившего предмет исследования, до сих пор не написано. В работе были использованы архивные материалы, статистические сборники, труды историков.
В 2017 году жители села Углянец отмечают 400 — летие основания своего населенного пункта. Получается датой основания можно считать 1617 год. Так ли это? Пытаясь для себя найти ответ на этот вопрос, я обратился к местным краеведам — любителям. И вот , что узнал. Дата основания взята из небольшой книжечки под названием «Вся Воронежская земля» историка Прохорова В.А., где сказано: «Углянец. Село Верхнехавского района. Древнее название Телечино. Возникло в 1617 году...»[1]. Там же стоит указание, что более ранние версии происхождения следует считать неверными, потому что село не упоминается в «Дозорной книге» 1615 года[2]. На каком основании автор делает свои выводы и какими источниками информации он пользовался господин Прохоров не сообщает.
Мы же обратимся к сборнику «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба» под редакцией подполковника В. Михалевича, в котором говориться, что «...по возведении г.Воронежа в 1586 году и по утверждении русскаго населения между Доном и Воронежем, оно вскорости перешло и на левый берег р.Воронежа, в пространство между реками Воронежем и Усманью, где есть селения, получившие начало в конце XVI века...»[3]
В «Записках Императорского русского географического общества» имеется запись о том , что «… на правом берегу Усмани, есть селения … древния...- Никонова и Углянск — стали еще в конце XVI в., а в начале XVII имели уже церкви.»[4] В том же труде имеются более подробные указания «...на правом берегу реки Усмани, есть деревня Углянец, которая, как видно из межевой крепи ея жителей, стала населяться в 1597 году. По преданию, существующему в этой деревне, первый поселенец ея вышел из села Грязного.»[5] И далее «...первые поселенцы в ней были дворяне и дети боярские...в 1645 году в нем уже была деревянная церковь во имя архидиакона Стефана...».[6] Т.е. у местных жителей был документ, подтверждающий право владения этой землей с 1597года. До наших дней этот документ не сохранился, но одно уже упоминание о нем в столь авторитетном издании, делает его существование для нас неоспоримым.
Обратимся к другим источникам. В «Хронологическом указателе церквей по Воронежской епархии(1586-1886г.)» есть описание церкви во имя архидиакона Стефана под 1630 годом в деревне Никонова[7]. А в 1645 году церковь во имя этого же святого появляется в селе Углянск, которое основано выходцами села Грязного в XVI веке[8]. И сегодня в Углянце проживают потомки первых его жителей по фамилии Грязневы.
В труде - очерке о заселении Воронежской губернии архимандрита Дмитрия (Самбикина) так же встречаем те же даты основания села - «...есть селения весьма древние, конца XVI века[9]», и далее: «...деревня Никонова (1590 г.), в 3 верстах от Никоновой с. Углянск (1597 г.)[10]».
В «Дозорной книге» 1615 года, составленной Григорием Киреевским встречается название самой местности, точнее брода, давшего первое название селу — Теличин брод. Упоминаются казачьи атаманы, владевшие сенокосами вдоль реки Усмани: «атаманом пятидесят двум человеком...по обе стороны речки Усмони вверх по Вострой караул, по речку Прилавку (очевидно Приваловку — прим. Автора), от Собакинского рубежа по Черемшаной липяг к Теличину броду пятьсот двадцать копен, по десяти копен человеку...»[11] И далее упоминание того же брода снова связано с сенокосами, но уже Боровских атаманов: «...да у Теличина броду тысеча шестьсот копен, по сту копен человеку.»[12]. На позднейших картах XVIII века мы можем встретить протекающий через все село Углянское, Телячинский ручей и речку Приваловку[13]. Очевидно, что брод находился наподалеку от ручья. Ручей этот и теперь протекает через все село.
То, что Киреевский ничего не упоминает про Углянец (Углянское) не доказывает, что его не могло существовать, а лишь подтверждает факт тяжелой военно-политической обстановки на юго-восточных окраинах Московского государства в 1615 году. Еще не отгремели бои с польскими и шведскими интервентами, молодая власть Романова еще не может справиться с гуляющими по степи ворвскими казачьими ватагами, крымцы и ногайцы сменяют друг друга под стенами Москвы. Все это продолжалось до 20-х годов XVII столетия[14]. На этом основании можно сделать вывод, что информация из труда Киреевского, мягко говоря, устаревшая и, скорее всего, записана им не выходя за стены, хорошо укрепленного Воронежа[15].
А теперь к самому названию — Теличин, Телячин, скорее всего от малороссийского теля, телича (укр.) - теленок[16]. Не надо большого ума, чтобы догадаться, что Телячин брод — это брод через реку Усмань, по которому перегоняли крупный рогатый скот, т. е. место современного села было хорошо известно и систематически посещалось людьми (служилыми), что не исключает возможности появления поселения.
Откуда же взялась дата - 1617 год.
В «Писцовой и межевой книге» — первом письменном источнике информации об Углянце,составленной Романом Киреевским и Леонтием Недовесковым в 1629 году, находим, что «государевы, Михаила Федоровича, вводные грамоты» на владение углянской землей выдавались помещикам: Томиле Кашериненову в 1625 году, Ивану Пареному, Ивану Енину, Трифану Енину, Володу Пареному, Сенке Последову, Федке и Криушке Пареным в 1627 году, Васке Струкову в 1628 году, а Исайка Литвинов указан помещиком без даты вручения вводной грамоты[17].
А под 1617 годом указаны помещики, получившие земли не по государевой грамоте, а по «отдельной выписи воронежца сына боярского Артемия Бухонова»[18]. Это Левонтий Енин, Иван Прокофев, Мезинка Селиванов, Гришка Стуков, Фома Сенцов, Микитка Елшин.[19]
Самое интересное, что уже в следующем после составления «Писцовой и межевой книги», 1630 году, появляется грамота царя Михаила Федоровича, в которой самодержец повелевает произвести расследование, на каком основании в сельце Телечином помещики владеют землей — не самозахват ли? По отказной его, государевой, грамоте или по ложной выписи? « От Царя и Великого Князя Михаила Федоровича Всея Руси, на Воронеж, Осадной Голове Прокофью Михайловичу Шишкину. Били Нам челом Воронежцы Василей, Минин сын, да Фектистко, Нефедьев сын, Струковы, да Васка григорьев сын, Козлов: Нашего жалованья велено за ними по окладу учинити поместья...и Нам бы их пожаловати, на Воронеже Томиловым поместьям Коширенинова, да Микиткиным поместьям Елшина, да Фоминым поместьям Сенцова, да Сенкиным поместьям Последова; а поместья за ними в воронежском уезде в Усманском стану в селце Телечине восемдесят чети, по двадцати чети за человеком; и они-де теми поместьи владеют без дач и без Нашие грамоты самоволством, по воровской от дел по выписи, а написал де тое выпись воровски поъячей Григорей Чарыков не против Наших грамот, и ныне-де их поместья порозжи и не отданы никому...»[20]
Из приведенных выше документов видно, что уже в 1630 году дата 1617 год ставилась под сомнение самим царем — Михаилом Федоровичем. И если ни кого не смущают обстоятельства появления этой даты на страницах «Писцовой и межевой книги», то стоит задуматься о том, что даже отдельные выписи воронежца Артемия Бухонова, сделанные им в 1617 году, были сделаны относительно уже существующего населенного пункта, который на тот момент имел уже два названия, а именно «деревня Телечинская, Углянская тож»[21].
Есть ли смысл далее перечислять источники, повествующие о дате основания села? Лично себе я уже доказал, что Углянец древнее даты 1617 год, как минимум — 1597, и своими корнями уходит в другую эпоху, эпоху «до Смутного времени», эпоху Рюриковичей, что делает его историю более загадочней, а от того, более интересней.
Денис Андреевич
Чередниченко,
историк
[1] В. А. Прохоров. Вся Воронежская земля. Краткий историко-топонимический словарь. Воронеж. Центрально-черноземное книжное изд.1973 г. Стр. 327.
[2] Там же.
[3] В. Михалевич «Материалы для истории и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Воронежская губерния». Спб.- 1862 г. Стр. 94.
[4] «Записки Императорского русскаго географического общества. Книжка XII». Под ред. П.Н. Небольсина. Спб.-Типография Императорской Академии Наук. 1857г. Стр.245-246.
[5] Там же. Стр. 236.
[6] Там же. Стр. 255.
[7] «Хронологический указатель церквей Воронежской епархии(1586-1886г.). Воронеж-Типография В.И. Исаева.1886 г. Стр. 8.
[8] Там же. Стр. 10.
[9] Архимандрит Дмитрий «Очерк постепеннаго населения Воронежской губернии». Воронеж-Типография В.И.Исаева. 1886 г. Стр. 21.
[10] Там же. Стр.22-23.
[11] Список с Воронежских книг письма и дозору Григорья Киреевскаго с товаыщи лета 7123 году. Издание Воронежского Губернского Статистического Комитета. Воронеж-Типо-литография губернского правления. 1891 г. Стр. 24-25.
[12] Список с Воронежских книг письма и дозору Григорья Киреевскаго с товаыщи лета 7123 году. Издание Воронежского Губернского Статистического Комитета. Том Второй. Воронеж-Типо-литография губернского правления. 1891 г. Стр. 32-33.
[13] План Генерального межевания. Карта Воронежского уезда.1777 г. Лист 2-4.
[14] Глазьев В.Н. Воронежский уезд в конце XVI-XVII веков: материалы к изучению истории родного края.Стр.76., Багалей Д.И. Очерки из истории колонизации степной окраины Московского государства. М.:-1887г.,Университетская типография (м.Катков) на Страстном бульваре. Стр.136-137.
[15] Мнение автора.
[16] Русско-украинский, украинско-русский словарь. Киев.- 1998. Изд. «А.С.Т.».Стр.233.
[17] РГАДА. Фонд 1209. Опись 4. Часть 1. Дело 615.
[18] Там же.
[19] Там же.
[20] Грамота Царя Михаила Федоровича, по челобитью воронежцов Струковых и Козлова, о наделении их, в замен недостающей по окладу земли, из поместья разных лиц, владеющих не по отказной грамоте, а по ложной выписи.Воронежские Акты. Книга I-я. Второв и Александров-Дольник. Стр.153-155.
[21] РГАДА. Фонд 1209. Опись 4. Часть 1. Дело 615.