классный час

Николаева Надежда Васильевна

Классный час "Всегда идем дорогою добра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40»

г.о. Саранск

КЛАССНЫЙ ЧАС

«ВСЕГДА ИДИ

ДОРОГОЮ ДОБРА»

                                                                   Подготовила и провела:

                                                                учитель начальных классов

                                                                               Николаева Н.В.                                

Саранск, 2020

Тема: Всегда иди дорогою добра

Цель: формировать у обучающихся ценностную ориентацию, стремление совершать добрые поступки, побуждать добрые чувства, воспитание уважения и доброго отношения к другим людям.

Задачи:

- учит размышлять над нравственной сутью поступка;

- дать детям почувствовать, что добро – это радость для окружающих и самого себя;

- воспитывать доброту и милосердие, уважение друг к другу и окружающим, стремление прийти на помощь.

Оборудование: слайдовая презентация, фонограммы детских песен, раздаточный материал.

Ход:

Эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вновь видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Улыбнитесь!

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

Вступительной слово

- Ребята, послушайте сказку.

        Жила-была на Земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику.

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить  с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром.

Утром пришла Любовь в установленное место и видит: стоят у сосен 5 прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай, - сказал дедушка-волшебник. Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши. И ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она будет тебе подружкой на всю жизнь.

Задумалась Любовь. Потом подошла к одной из них и протянула руку.

Девушка взяла её руку и повела за собой по дороге, уходящей за горизонт.

- Как вы думаете, по  какой дороге пошли девушки? (предположения)

- А вот по какой дороге они пошли, попробуйте определить, прослушав куплет из песни.

    (Звучит песня Ю.Энтина «Дорога добра»)

- Как вы думаете, как звали девушку? (Доброта)

Определение темы и целей через прослушивание песни

        -Каждый человек хочет быть счастливым и для этого старается выбрать правильную дорогу. Сегодня мы тоже отправимся в путь по такой дороге. Это будет дорога ДОБРА. Тема нашего урока так и называется «Всегда иди дорогою добра».

        Наша цель: (высказывания детей)

- вспомнить, что включает в себя понятие «доброта»;

- поразмышлять, что значит быть добрым;

- научиться видеть рядом с собой людей, особенно нуждающихся в доброте;

- постараться определить, нужно ли ждать просьбы о помощи или делать добро самому. А для этого мы выполним несколько заданий.

Аналитическая беседа

- Как вы понимаете, что обозначает слово «ДОБРОТА»?

- В русском языке много различных словарей. Давайте сверим ваше понимание этого слова с  тем, как объясняет его «Словарь русского языка» Сергея Ожегова.

ДОБРОТА – отзывчивое, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- А что значит «делать добро другим»?

- А знаете ли вы, что в старославянском алфавите буква «Д» - называлась «ДОБРО».

- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и эту мысль они отразили в пословица, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение.

        - Я предлагаю вам задание, которое покажет ваши знания пословиц о доброте.

Работа в паре

Вам необходимо соединить линиями начало пословицы с её окончанием.

Добрые дела      

Сделаешь добро –

Добрый человек

Кто со злом не повстречался,

Жизнь дана

добро найдёшь

на добрые дела

красят человека

тот добра не понимает

несёт мир

ПРОВЕРКА

Добрые дела красят человека.    Сделаешь добро – добро найдёшь.

Добрый человек  несёт мир.        Жизнь дана на добрые дела.

Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает.

- Чему учат эти пословицы?

- Следуете ли вы этим пословицам в жизни? Расскажите, какие добрые дела вы уже совершили?

Добро и зло - это главные, основные понятия морали (нравственности). Всё что помогает человеку и природе, идет им на пользу - добро. Что вредит этому - зло. Высшее проявление добра: мир и любовь к Родине, к матери, другим людям, близким и далеким, к живым и мертвым, к делу, природе и др. Высшее проявление зла - война, убийство.

        Посмотрите на доску и выберите слова для определения понятий добро и зло:

ЗЛО                                                                                ДОБРО

Безразличие         Милосердие    Агрессивность      Любовь Ненависть                Сострадание    Зависть     Сочувствие   Предательство      Сопереживание          ХамствоРавнодушие  Забота       Готовность прийти на помощь

Игра «Узнай героя мультфильма»

Это добрый или злой герой и почему вы так решили?

1.Автор письма:

«А здоровье мое не очень.

 То лапы ломит,

то хвост отваливается. 

… А на днях я линять начал.

Старая шерсть с меня сыпется, хоть в дом не заходи.

Зато новая растет чистая, шелковистая,

так что лохматость у меня повысилась.

(Шарик из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»)

2.В его любимой песенке поется:

Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.    

(Кот Леопольд)

3.Эта героиня хотела стать владычицей морскою и  чтобы была у неё рыбка золотая на посылках.

4. Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор ....

(Айболит)

5.Появилась девочка в чашечке цветка.

А была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала,

Вот какая девочка, как она мала!

Кто читал об этом книжку и знает девочку-малышку?

(Дюймовочка)

6.На овчарку он похож:
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть  
(волк).

7. Она часто напевала:

«Кто людям помогает - тот тратит время зря.
Хорошими делами прославиться нельзя.
Поэтому я всем и каждому советую
Всё делать точно так,
Как делает старуха по кличке   …»

(Шапокляк)

8. Этот герой говорил:

«Счастье - это когда все дома!»

(Домовёнок  Кузя)

9. В ступе летаю,

 Детей похищаю

В избе на куриной Ноге проживаю,

 Красавица златокудрая,

А зовут меня...

( Яга)

10.Он живет в глуши лесной,

Сердца моего герой.

 Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну конечно, ...

(Кащей Бессмертный)

11.Xолодной  льдинки злой осколок

Вонзит в сердечко малыша.

Её правленья век не долог,

Когда есть добрая душа.

(Снежная Королева)

        - Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них всё получается, всё исполняется.

        В сказках всё получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости.

        - Ребята, а всегда ли вы замечаете вокруг себя тех людей, кто особенно нуждается в человеческой доброте? Задумайтесь об этом.

Чтение стихотворения. Беседа по содержанию.

Доброта последнюю рубашку

Снимет с плеч и нищему отдаст.

Разведёт сады, похожие на сказку,

И в несчастье друга не предаст.

Не обидит добрую старушку,

Приласкает малое дитя

И отдаст последнюю краюшку,

Не оставив корки для себя.

Доброта, как солнце, тёплый ветер,

На неё ты не предъявишь счёт.

Доброта нам достаётся даром,

Ценится дороже всех щедрот.

Доброта в глазах лучистым светом

Отражает путь своей души.

В добром деле и решенье смелом

Все её поступки хороши.

Будем жить в согласии и вере,

Говорить лишь правду и не лгать!

Будем доброту повсюду сеять,

Чтобы зло потом не пожинать!

- Что хотел передать автор в этих строках?

- К чему она призывает?   Да, нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.

Составление правил доброты

        Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

  1. Помогать людям.
  2. Защищать слабого.
  3. Делиться последним с другом.
  4. Не завидовать.
  5. Прощать ошибки другим.

ПОМНИ:

Попробуй не наступать, а уступать.

Не захватить, а отдавать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.

ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

ПОМНИ: Добро – это то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души. Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

ИТОГ

Наш классный час подошёл к концу. Вам понравилось? У вас хорошее настроение? Давайте с помощью мимики покажем свое настроение (улыбка),с помощью жестов поблагодарим друг друга за работу(аплодисменты) и скажем все вместе (спасибо).

Ребята, давайте с Вами посмотрим мультфильм  «Просто так».

Как вы понимаете, о чем этот мультфильм? (ответы детей: что добрые дела нужно делать просто так).

Литература:

1. О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Киселева «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы».- Москва: «ВАКО», 2007.

2. С.О.Домбек, Н.В.Лебедева «Классные классные дела в начальной школе» - М.:ТЦ Сфера», 2007.

3. «Начальная школа» №8 2012

4. Л.Н.Яровая, Л.Н.Жиренко. «Внеклассные мероприятия». 3 класс.- Москва: «ВАКО», 2005.