интегрированный урок физика - физкультура

Жукова  Галина  Григорьевна

указать на связь  между  предметами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный  урок.  ФИЗИКА – ФИЗКУЛЬТУРА.

Учитель физкультуры-  Моисеев  Виктор  Семенович – высшая  категория

Учитель физики – Жукова Галина  Григорьевна – высшая категория

Тема: Физика и  спорт

Цели урока:

1) показать учащимся, как знание законов физики помогает добиться успехов в физических упражнениях;

2) формирование исследовательских навыков;

3) повышение мотивации к обучению.

Задачи:

1)формирование системных знаний по комплексному освоению учебного материала на уроке физкультуры с учётом междисциплинарных связей;

2) повторение техники нападающего удара с учётом законов механики;

3) совершенствование прямой подачи сверху и подачи снизу, формирование нового научного взгляда на уже известные детям приёмы игры;

4) Практическое применение новых знаний в процессе самостоятельной работы.

Основные виды деятельности учащихся на уроке:

1) сообщение новых знаний;

2) решение исследовательских задач на теоретическом уровне;

3) опытная проверка теоретических выводов;

4) анализ и подведение итогов практической работы

На первый взгляд, физкультура не самый подходящий предмет для постановки научных проблем. Однако мы знаем, что люди, и в первую очередь учёные, издревле ценили физические упражнения, спорт как основу "соразмерности, красоты и здоровья" (Платон) и не только не отделяли её от науки, но и находили в них точки соприкосновения. 

Сегодня у нас необычные уроки физики и физкультуры: в физике будут присутствовать элементы физической культуры и наоборот. Наша задача – расширить и углубить знания, полученные вами на уроках физики и применить их в другой области, раздвинуть границы учебника, пробудить у вас желание лучше познать самого себя. А для этого выполним несколько практических работ».

Основная часть.

  • Практическая работа №1  «Измерение массы и роста тела».
  • Практическая работа №2  «Челночный бег»
  • Практическая работа №3 «Сила».
  • Практическая работа № 4.  Определение силы рук при выполнении виса на перекладине. 

Повиснув на перекладине на одной руке, учащиеся почувствовали напряжение мышц. Зная массу m в кг и объем своего тела V 3), определяют силу руки. Считается, что плотность тела приблизительно равна плотности воды (об этом напоминает учитель  физики). V = m ⁄ ρ  

На тело действует две силы: сила тяжести F = mg и выталкивающая сила воздуха FA = ρgV (плотность воздуха берется из таблицы в учебнике).

  •                                   F = mg ─ ρgV.

  • Практическая работа №4 «Работа и мощность».

На доске записаны задания:

  1. Предложить способы измерения скорости бега.- учитель  физкультуры-  как  это  можно  сделать?
  2. Измерить максимальную скорость движения.  –  Учитель  физики - по  какой  формуле  можно  ее  рассчитать 

Практическая работа № 1. Измерение скорости бега.

  1.   Периметр  зала   90  метров  P умножаем на число кругов  п  и делим на время пробежки  t       

Перевод скорости, выраженной в м/с, на всем понятные км\ч.

                                     v = п P / t   

  1. Установить соответствие вашей массы тела росту и возрасту. –учитель физики – что  такое  масса,  в  каких  единицах  она  измеряется?  Какими  проборами  определяется  масса  тела?
  2. Границы нормальных вариантов массы тела (веса) при разном росте у детей 14 лет.  Работа  с  весами.

Вариант роста

Мальчики

Девочки

Рост (см)

Вес (кг)

Рост (см)

Вес (кг)

1

2

3

4

5

Ниже среднего

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

От 31,8  до 48,4

«32,6»  49,3

«33, 4»  50,1

      «34,3» 50,9

«35, 1» 51, 8

«35, 9»  52, 6

«36, 8»  53,4

«37,6»  54,2

«38, 4»  55,1

«39,2»  55,9

148

149

150

151

152

153

154

От 34,2  до 52,2

«35,0»  53,1

«36,0»  54,1

«36,9»  55,0

«37,9»  56, 0

«38, 8»  56, 9

«39,8»  57, 9

Средний

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

171

«40,1»  56,7

«40,1»  56,7

«41,7»  58,4

«42,6»  59,2

«43,4»  60,0

«44,2»  60,9

«45,0»  61,7

«45,9»  62,5

«46,7»  63,3

«47,5»  64,2

«48,3»  65,0

«49,2»  65,8

«50,0»  66,7

«50,8»  67,5

«51,7»  68,3

«52,5»  69,1

«53,3»  70,0

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

«40,7»  58,8

«41,7»  59,7

«42,6»  60,7

«43,6»  61,6

«44,5»  62,6

«45,5»  63,5

«46,4»  64,5

«47,4»  65,4

«48,3»  66,4

«49,2»  67,3

«50,2»  68,3

«51,1»  69,2

Выше среднего

172

173

174

175

176

177

178

179

180

«54,1»  70,8

«55,0»  71,6

«55,8»  72,5

«56,6»  73,3

«57,5»  74,1

«58,3»  74,9

«59,1»  75,8

«59,9»  76,6

«60,8»  77,4

167

168

169

170

171

172

«52,1»  70,2

«53,0»  71,1

«54,0»  72,1

«54,9»  73,0

«55,9»  74,0

«56,8»  74,9

Практическое  задание  №5

Задача №1

Определите мощность сердца спортсмена во время соревнования, если при одном ударе оно совершает работу 16 Дж, а ежеминутно делает 180 ударов. Ответ дать в л.с.

Справка: использовать одну «лошадиную силу» (1 л.с.) в качестве единицы мощности предложил в 1783 г. английский инженер Джеймс Уатт. Иногда ею пользуются и в наше время. 1 л.с. – средняя работа за 1 сек., которую могла совершить ломовая лошадь, равномерно работающая целый день. 1 л.с. = 746 Вт.

Методические рекомендации:

N = формула (N = 48 Вт ~ 0,064 лс)

Задача №2

Определить мощность,   развиваемую  руками  при  лазании по  канату  и  подтягивании на  перекладине, если  масса  ученика – 60кг,  высота  каната- 5 метров,  время подъема – 60 секунд.

Мощность N=A/t, где А – работа, А=mgh.                            

Заключительная  часть.

Медленный восстановительный бег.

Упражнения на  расслабление

Подведение  итогов  урока

Домашнее  задание : составить комплекс  упражнений  на  силу  рук