Мои публикации

Громова Татьяна Ефремовна

Здесь опубликованы мои работы по предмету

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»база.

№ п\п

Тема

Содержание

Количество    часов

Планируемый предметный результат

Виды и формы текущего и итогового контроля

1.

0рганизменный уровень организации  жизни

Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Основные процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы питания организмов: гетеротрофы (сапротрофы,паразиты,хищники) и автотрофы (фототрофы и хемотрофы), Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов, Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Размножение организмов -половое и бесполое-и его значение. Оплодотворение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений, Основные понятия генетики. Гены и признаки. Изменчивость признаков и её типы (наследственная и ненаследственная).Мутации, их материальные основы - изменение генов и хромосом. Мутагены и меры защиты среды от загрязнения мутагенами.

Генотип как целостная система. Хромосомная теория наследственности. Методы генетики. Закономерности наследования установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Закон Т.Моргана. Теория гена. Взаимодействие генов. Закономерности сцепленного наследования. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Методы изучения наследственности человека. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты применения генных технологий. Основные факторы, формирующие здоровье человека. Образ жизни и здоровье человека. Вирусные заболевания. Профилактика вирусных заболеваний.

Организмы разных царств живой природы. Бактерии, их разнообразие и значение. Многообразие растений, грибов и животных, их значение в природе. Царство вирусов, из разнообразие, строение в природе. Образ жизни человека. Живая природа и творчество людей в разные исторические периоды развития культуры.

Лабораторная работа.

1.Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды.

26часов

Знать:

  • формы размножения организмов: бесполое и половое
  • видовое постоянство числа хромосом
  • диплоидный и гаплоидный набор хромосом
  • оплодотворение
  • развитие оплодотворенной яйцеклетки: бластула, гаструла
  • постэмбриональное развитие: прямое и непрямое
  • генетическую символику и терминологию
  • законы Менделя
  • схемы скрещивания
  • хромосомное определение пола
  • особенности изучения наследственности человека
  • модификационную и мутационную изменчивость, их причины
  • значение генетики для медицины и здра воохранения

Уметь:

  • пользоваться терминологией
  • характеризовать методы и законы наследственности
  • решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание
  • строить вариационный ряд и вариационную кривую

Термины и понятия,  которые необходимо знать:

  • вегетативное размножение
  • спора
  • почкование
  • половое размножение
  • яйцеклетка
  • сперматозоид
  • гамета
  • зигота
  • диплоидный набор хромосом
  • гаплоидный набор хромосом
  • онтогенез –
  • эмбриональное развитие
  • постэмбриональное развитие
  • генетика
  • наследственность
  • изменчивость
  • ген
  • генотип
  • фенотип
  • аллельные гены
  • альтернативные признаки
  • гомологичные хромосомы
  • гомозиготная особь
  • гетерозиготная  особь
  • доминантный признак
  • рецессивный признак
  • моногибридное скрещивание
  • дигибридное скрещивание
  • гибрид
  • модификация
  • вариационный ряд
  • вариационная кривая
  • мутация
  • мутагенный фактор

Тестирование по теме «Организменный уровень»

Лабораторная работа 1.

2.

Клеточный уровень организации жизни

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Цитология-наука о клетке. Методы изучения клетки. Основные положения учения о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн -основоположники клеточной теории.

Химический состав клеток. Органические и неорганические вещества в клетке. Структура и функции клеток и внутриклеточных образований. Ядро. Хромосомы, их структура и функции. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом.  Гомологичные и негомологичные хромосомы. Многообразие клеток и тканей. Специализация клеток, образование тканей. Особенности клеток прокариот и эукариот. Гипотезы возникновения эукариотической  клетки.

Клеточный метаболизм и роль ферментов в нём. Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке.  Преобразование энергии в клетке. Деление клетки. Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл жизни. Интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз и его фазы. Сходство и различие митоза и мейоза, их значение. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом.

в клетках. Развитие половых клеток у растений и животных.  Клетка -основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.  Клетка-единица роста и развития организмов. Специализация клеток, образование тканей.

Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие «природосообразность». Научное познание и проблема целесообразности.

Лабораторные работы:

2.»Изучение тканей животных»

3.»Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня».

22часа

Знать:

  • основные положения клеточной теории
  • химическая организация клетки: строение и функции воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ
  • строение и функции основных органоидов клетки
  • особенности клеток про- и эукариот
  • формы размножения организмов: бесполое и половое
  • способы деления клеток
  • фазы митоза
  • видовое постоянство числа хромосом
  • диплоидный и гаплоидный набор хромосом
  • биологическое значение митоза и мейоза
  • оплодотворени пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты
  • рассказывать о форме, величине и строении клеток, рассматриваемых под микроскопом
  • читать схематичные рисунки, схемы про -цессов, воспроизводить их

Уметь:

  • пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты
  • рассказывать о форме, величине и строении клеток, рассматриваемых под микроскопом
  • читать схематичные рисунки, схемы про       цессов, воспроизводить их
  • пользоваться терминологией

характеризовать и определять на микропрепарате фазы митоза

Термины и понятия,  которые необходимо знать:

  •  мембрана
  • цитоплазма
  • ядро
  • рибосома
  • митохондрии
  • ЭПС
  • аппарат Гольджи
  • лизосомы
  • пластиды
  • диплоидный набор хромосом
  • гаплоидный набор хромосом
  • клеточный цикл
  • митоз
  • мейоз
  • интерфаза
  • профаза
  • метафаза
  • анафаза
  • телофаза

 

Тестирование по теме  «Клеточный уровень»

Лабораторные работы 2.3

3.

Молекулярный уровень проявления жизни

Молекулярный уровень жизни и его особенности. Химическая организация клетки. Макро- и микроэлементы. Основные биополимерные  молекулы живой материи. Особенности строения молекул органических веществ: белка углеводов, липидов,  нуклеиновых кислот, Взаимосвязь строения и функций белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ, воды и др. неорганических веществ. Их роль в клетке. Химический состав хромосом. Строение и свойства ДНК как носителя наследственной информации. Ген. Генетический код. Редупликация ДНК.

Процессы биосинтеза в живых клетках. Матричное воспроизводство белков. Фотосинтез и его роль в природе. Световые и темновые  реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Преобразование энергии в клетках. Роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов. Сходство химического состава молекул живых систем как доказательство родства разных организмов. Ролъ естественных и искусственных биополимеров в окружающей среде.

Экология и новые воззрения на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Гуманистическое сознание и благоговение перед жизнью. Развитие экологической культуры – важная задача человечества.

Лабораторная работа:

4.Обнаружение органических веществ в тканях растений (крахмала, белков, жира).

14 часов

Знать

  • химическая организация клетки: строение и функции воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ
  • строение и функции основных органоидов клетки
  • особенности клеток про- и эукариот
  • сущность пластического и энергетического обмена веществ
  • сущность биосинтеза белка
  • фотосинтез, его значение

Уметь:

  • объяснять роль химических веществ в жизни клетки
  • характеризовать значение молекулярного структурного уровня организации живого
  • основу матричного принципа процессов биосинтеза
  • основные этапы и значение реакций синтеза и расщепления органических веществ клетки

Термины и понятия, которые необходимо знать:

  • углеводы
  • липиды
  • белки
  • фермент
  • мономер
  • полимер
  • ДНК нуклеотид
  • комплементарность
  • РНК (Т-РНК, И-РНК, Р-РНК)
  • АТФ

Тестирование по теме «Молекулярный уровень проявления жизни»

Лабораторная работа 4

4.

Заключение

Обобщение знаний о разнообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности.

Задачи биологии в 21 столетие.

Экскурсия: «Природные явления и биоразнообразие».

3 часа

Знать:

  • разнообразие жизни на Земле
  • структурные уровни организации жизни

Уметь:

  • характеризовать основные этапы возникновения жизни
  • в природе наблюдать различные явления
  • вести фенологические наблюдения

Итоговое тестирование

Экскурсия

5

Резервное время

3часов



Предварительный просмотр:

Тест на тему « Химический состав клетки»

Автор: Громова Татьяна Ефремовна

МБОУ Гимназия № 2 города Торжка Тверской области

Учитель биологии

Задания 1.На построение ДНК и РНК

1.Фрагмент молекулы ДНК: ГГГЦАААЦА, достройте вторую цепь ДНК каким принципом пользовались.

2. Объясните, какое строение будет иметь участок молекулы иРНК, если известно, что он синтезируется на участке ДНК следующего строения

ГГГ-ААЦ-ТТТ-ЦАА-АЦА

3. Изучите состав фрагментов молекул гемоглобина здорового человека и больного серповидно-клеточной анемией, состоящих из мономеров (аминокислот), расположенных в определенном порядке. Установите причины заболевания серповидно-клеточной анемией.

Фрагмент гемоглобина больного серповидно-клеточной анемией;

…Вал-Лей-Лей-Тре-Про-Вал-Глу-Лиз…

Фрагмент гемоглобина здорового человека

..Вал-Лей-Лей-Тре-Про-Глу-Глу-Лиз…

4.В молекуле ДНК число нуклеотидов с гуанином составляет 5% от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденином в этой молекуле.

5. Какое число нуклеотидов на участке гена кодирует первичную структуру белка, состоящего из 300 аминокислот.

6. В молекуле ДНК находится 1100 нуклеотидов с аденином, что составляет 10% от их  общего числа. Определите, сколько нуклеотидов с тимином(Т), гуанином(Г), цитозином(Ц) содержится в отдельности в молекуле ДНК и объясните полученный результат

Задание 2. Выберете три верных ответа.

1.Что характерно для ферментов:

1)Представляют собой фрагменты ДНК

2)Имеют белковую природу

3)Ускоряют химическую реакцию

4)Участвуют в терморегуляции

5)Регулируют процессы жизнедеятельности

6)Могут содержать витамины

2. Белки и липиды играют роль в образовании:

1) рибосом

2) Мембран митохондрий и пластидов

3) плазматической мембраны

4) оболочки ядра

   5) микротрубочек

   6) центриолей

3. Какие функции выполняет в клетке вода:

    1) строительную                4)запасающую

     2) растворителя                 5) транспортную

     3) каталитическую             6) придает клетке упругость

4. Какие структурные компоненты входят в состав нуклеотидов ДНК

     1)азотистые основания: А.Г.Т.Ц.

     2)разнообразные аминокислоты

     3)липопротеины

     4)углевод дезоксирибоза

     5)азотная кислота

     6) фосфорная кислота

Задание 3. Установите соответствия

1. Установите соответствие между строением и функцией вещества и его видом

Строение и функция                                                                       Вид

А) состоят из остатков молекул                                                         1) липиды

 Глицерина и  жирных кислот                                                             2) белки

Б) состоят из остатков молекул аминокислот

В) защищают организм от переохлаждения

Г) защищают организм от чужеродных веществ

Д) относятся к полимерам

Е) не являются полимерами

А

Б

В

Г

Д

Е

2. Установите соответствие между признаком нуклеиновой кислоты и ее видом.

Признак нуклеиновой кислоты                                                                        Вид

А) состоит из двух полинуклеотидных, закрученных                                1)ДНК

в  спираль                                                                                                               2)иРНК

Б) состоит из одной полинуклеотидной неспирализо-

ванной цепи

В) передает наследственную информацию из ядра

к рибосоме

Г) является хранителем наследственной информации

Д) состоит из нуклеотидов: АТГЦ

Е) состоит из нуклеотидов:АУГЦ

А

Б

В

Г

Д

Е

3. Установите соответствие между признаком строения молекулы белка и ее структурой

Признак строения                                                                        Структура белка

А) последовательность аминокислотных                               1) первичная

остатков в молекуле                                                                      2) третичная

Б) молекула имеет форму клубка

В) пространственная конфигурация поли-

  пептидной цепи

Г) образование гидрофобных связей

    между радикалами

Д) образование пептидных связей

А

Б

В

Г

Д



Предварительный просмотр:

Задачи на обмен веществ и энергии 10-11 класс (профиль)

Автор: Громова Татьяна Ефремовна

МБОУ Гимназия № 2 города Торжка Тверской области

Учитель биологии

1.В чем проявляется взаимосвязь энергетического обмена и биосинтеза белка?

2.Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны тРНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка (используя таблицу генетического кода), если фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГТГЦЦГТЦАААА.

3.Задание тоже, что и во 2-ом,  только последовательность нуклеотидов ДНК следующая:

ТТАЦАГГТГТАТ.

4Каким последствиям приведет снижение активности ферментов, участвующих в кислородном этапе энергетического обмена животных.

5.Сколько молекул АТФ будет синтезироваться в клетках эукариот при полном окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 70 остатков глюкозы? Ответ поясните.

6.В кариотипе лука содержится 16 хромосом (2п). Определите число хромосом в анафазе митоза в клетках эндосперма, если у него триплоидный набор хромосом (3п). Ответ поясните.

7.Последовательность нуклеотидов фрагмента цепи ДНК – АТААЦЦГЦТГТАТЦГ-, Определите последовательность нуклеотидов в иРНК, аминокислот в полипептиде. Что произойдет в полипептиде, если в результате мутации во фрагменте гена выпадет третий триплет нуклеотидов? Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

8.Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ТЦАГГАТГЦАТГАЦЦ. Определите последовательность нуклеотидов иРНК и порядок расположения аминокислот в соответствующем полипептиде. Как изменится аминокислотная последовательность в полипептиде, если второй и четвертый триплеты поменять местами? Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

9.Белок состоит из 150 аминокислот. Установите число нуклеотидов участков молекул иРНК и ДНК, кодирующих данные аминокислоты, и общее число молекул тРНК, которые необходимы для переноса этих аминокислот к месту синтеза. Ответ поясните.

10.Фрагмент одной цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ТЦАГГАТГЦАТГАЦЦ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК и соответствующую последовательность аминокислот фрагмента молекулы белка. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. Объясните, что произойдет со структурой фрагмента молекулы белка, если в первом триплете цепи ДНК произошло удвоение третьего нуклеотида.

11.В процессе гликолиза образовалось 42 молекулы пировиноградной кислоты. Какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образуется при полном окислении?

12.Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК- матрице. Фрагмент цепи ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: АЦГТТААТТГЦТАТЦ. Установите последовательность нуклеотидов участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

13.В молекуле ДНК находится 1400 нуклеотидов с тимином, что составляет 5% от их общего числа. Определите, сколько нуклеотидов с гуанином (Г), цитозином(Ц), аденином (А) содержится в молекуле ДНК, и объясните полученные результаты.

14.Как происходит преобразование энергии солнечного света в световой и темновой фазах фотосинтеза в энергию химических связей глюкозы? Ответ поясните.

15.Информационная часть иРНК содержит 120 нуклеотидов. Определите число аминокислот, входящих в кодируемый ею белок, число молекул тРНК, участвующих в процессе биосинтеза этого белка, Число триплетов в участке гена, кодирующих первичную структуру этого белка( следует учитывать, что одна тРНК доставляет к рибосоме одну аминокислоту). Объясните полученные результаты.

16.Участок молекулы ДНК, кодирующий последовательность аминокислот в белке имеет следующий состав: Г-А-Т-Г-А-А-\Т-А\-Г-Т-Г-Ц-Т-Т-Ц. Объясните, к каким  последствиям может привести случайное добавление нуклеотида гуанина (Г) между седьмым и восьмым нуклеотидами.

17.В последовательности одной цепи из исходных цепей ДНК АГЦАГГТАА произошла мутация – выпадение второго нуклеотида в третьем триплете. Используя таблицу генетического кода, определите исходную аминокислотную последовательность. Изменится ли первичная структура исходного полипептида? Ответ поясните. К какому виду мутаций относится данное изменение.

18.Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 300 нуклеотидов с аденином (А), 100 нуклеотидов с тимином (Т), 150 нуклеотидов с гуанином (Г) и 200 нуклеотидов с цтозином (Ц). Какое число нуклеотидов с А,Т, Ги Ц содержится в дуцепочной молекулы ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК? Ответ поясните.

19.Участок молекулы ДНК имеет следующий состав: Г-А-Т-Г-А-А-\Т-\А-Г-Т-Г-Ц-Т-Т-Ц. Перечислите не менее 3-х последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеотида тимина на цитозин (Ц).

20.Известно, что в процессе трансляции на иРНК  нанизывается большое количество рибосом. Какие белковые молекулы они синтезируют: одинаковые или разные?

Вопросы части Б.

1.Какие из этих процессов являются проявлением реакций  пластического обмена в клетке:

А) сборка белковых молекул в рибосомах

Б) окисление глюкозы до пировиноградной  кислоты

 В) синтез углеводов и липидов на мембранах ЭПС

 Г) кислородное окисление

 Д) калий – натриевый насос

 Е) образование глюкозы в темновой фазе фотосинтеза

2. К реакциям матричного синтеза относятся:

 А) сборка белковых молекул в рибосомах

  Б) синтез углеводов в световой фазе фотосинтеза

  В) присоединение фермента к субстрату

  Г) синтез липидов на мембранах ЭПС

  Д) синтез и РНК

  Е) удвоение ДНК

3.Установите соответствие между процессами хемосинтеза и фотосинтеза и их характеристиками:

Характеристика процессов                                                                                          Процессы

А) осуществляется только бактериями                                                 1. Фотосинтез

Б) используется энергия света                                                               2. Хемосинтез

В) окисляются органические вещества

Г) выделяется кислород

Д) осуществляется растениями и некоторыми бактериями

Е) используется химическая энергия

А

Б

В

Г

Д

Е

4.Установите последовательность процессов протекания фотосинтеза в растительной клетке:

А) синтез АТФ и АДФ

Б) синтез глюкозы

В) потеря электронов хлорофилла

Г) фиксация СО2 специализированным веществом хлоропластов

Д) переход хлорофилла в возбужденное состояние

Е) поглощение хлорофиллом кванта света

5.Установите соответствие между особенностями процессов пластического и энергетического обмена:

Особенности процессов                                                                                      Процессы

А. представляют собой реакции окисления органических вещ.             1. Пластический обмен

Б) обеспечивает клетку энергией                                                               2. Энергетический обмен

В) особенно эффективен при наличии кислорода

Г) обеспечивает клетку строительным материалом

Д) представляет собой совокупность процессов синтеза

Е) идет с затратами энергии

А

Б

В

Г

Д

Е

6.Установите последовательность процессов, происходящих в ходе транскрипции:

А) сборка молекулы иРНК из свободных нуклеотидов

Б) деспирализация участка ДНК

В) разрыв водородных связей между комплементарными  цепочками ДНК

Г) выход иРНК через поры ядерной оболочки в цитоплазму

Д) отсоединение иРНК от участка ДНК

7. Какова последовательность процессов энергетического обмена в клетке?

А) расщепление биополимеров до мономеров

Б) лизосома сливается с частицей пищи, содержащей белки, жиры и углеводы

В) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты и синтез 2-х молекул АТФ

Г) поступление ПВК в митохондрии

Д) окисление ПВК и синтез 36 молекул АТФ

8. Установите, в какой последовательности происходит процесс репликации ДНК

А) раскручивание спирали молекулы

Б) воздействие фермента ДНК- полимеразы на молекулу

В) отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК

Г) присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов

Д) образование двух молекул ДНК

9. Установите соответствие между особенностями процесса у растений и его видом:

Особенности процесса                                                                                   Вид процесса

А) происходит в хлоропластах                                                            1. Фотосинтез

Б) состоит из световой и темновой фаз                                               2. Гликолиз

В) образуется ПВК

Г) происходит в цитоплазме

Д) конечный продукт – глюкоза

Е) расщепление глюкозы

А

Б

В

Г

Д

Е

10 Выберите процессы, в результате которых накапливается энергия:

А) биосинтез белков         Б) удвоение ДНК           В) фотосинтез

Г) окисление питательных веществ     Д) бескислородное дыхание       Е) деление клетки

11. Чем пластический обмен отличается  от энергетического?

А) энергия запасается в молекулах АТФ

Б) запасенная энергия в АТФ расходуется

В) органические вещества синтезируются

Г) происходит расщепление органических веществ

Д конечные продукты обмена – углекислый газ и вода

Е) в результате реакций обмена образуются белки

12. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и группой организмов, для которой она характерна.

Особенности обмена веществ                                                                      Группа организмов

А) выделение О2 в атмосферу                                                        1. Автотрофные

Б) использование энергии, заключенной в пище,                        2. Гетеротрофные

для синтеза АТФ

В) использование готовых органических веществ

Г) синтез органических веществ из неорганических

Д) использование СО2  для питания

А

Б

В

Г

Д

13. Установите соответствие между характеристикой и процессом в клетке, которому она соответствует:

Характеристика                                                                                          Процесс

А) происходит в ядре                                                                       1. Транскрипция

Б) осуществляется на рибосоме                                                      2. Трансляция

В) участвуют молекулы ДНК, ферменты

Г) синтезируются молекулы белков

Д) синтезируются молекулы иРНК

А

Б

В

Г

Д

14. Установите последовательность этапов окисления молекул крахмала в ходе энергетического обмена:

А) образование молекул ПВК

Б) расщепление молекул крахмала до дисахаридов

В) образование СО2 и Н2О

Г) образование молекул глюкозы

15. Установите последовательность процессов, в которых участвует молекула тРНК:

А) присоединение аминокислоты к тРНК

Б) образование водородных связей между комплементарными нуклеотидами иРНК и тРНК

В) перемещение тРНК с аминокислотой к рибосоме

Г) отрыв аминокислоты от тРНК