Программа элективного курса "Технология подготовки и призентации исследовательских проектов учащимися общеобразовательной школы"

Макарова Татьяна Григорьевна

Основная направленность курса - развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей, координация целесообразной деятельности в процессе самоопределения человека. Проектировочная деятельность ученика в рамках элективного курса решает те же задачи, что и проектировочная деятельность преподавателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_proekta.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

                 «Согласовано»                                                        «Утверждаю»

        заместитель директора по УВР                        директор Деденевской средней

                                                                        общеобразовательной школы

        ______________Е.В.Демченкова                        имени Н.К. Крупской

        «___» _____________2008 г.                                

                                                                        _______________Г.Ф.Юрченкова

                                                                        «___» ______________2008 г.

Программа курса

 «Технология подготовки и презентации

 исследовательских проектов»

10 класс

                                                        Учитель  Макарова Татьяна Григорьевна

                Количество часов – 34 в год (1 час в неделю)

Программа рассмотрена на заседании кафедры учителей естественно-математического цикла Деденевской средней общеобразовательной школы имени Н.К. Крупской.

2008 г.

Программа курса

 «Технология подготовки и презентации

 исследовательских проектов»

10 класс

Пояснительная записка

        Основная направленность курса – развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей, координация целесообразной деятельности в процессе самоопределения человека.

        Необходимо отметить, что проектировочная деятельность ученика в рамках элективного курса решает те же задачи, что и проектировочная деятельность преподавателя. Проектирование в образоватльных системах неразрывно связано с изучением педагогической реальности, закономерностей, исследованиями в педагогической области, с психологическими особенностями развития личности, с изучение влияния окружающей среды и социальных условий, в которых разрабатывается проект.

        Цели и задачи обучения учащихся в рамках курса:

        - воспитание ценностного отношения к знаниям как важным и необходимым каждому человеку;

- способствовать развтию личности старшеклассников, их профессиональному самоопределению;

- воспитание интереса к профессиям социально-гуманитарной направленности;

- развитие навыков психической и физической саморегуляции;

- формирование необходимых навыков анализа жизненных ситуаций;

- сформировать интерес к творчеству как основному виду человеческой деятельности.

Адресаты программы – школьники старших классов. Программа в объеме составляет 34 часа и валючает в себя следующие компоненты:

- постановка проблемы;

- цели и задачи проекта;

- рабочая гипотеза или исходные посылки;

- описание приемов и материалов, которые предполагается использовать в ходе реализации проекта;

- календарный план и этапы проекта;

- критерии и способы оценки результативности проекта;

- предполагаемые результаты проекта;

- предполагаемая смета проекта или описание ресурсов, необходимых для его реализации;

- приложения.

Содержание курса

Первый этап – 2 ч.

Оценка социокультурной    ситуации, сложившейся в   окружающем микросоциуме.

Этап является важным шагом в разработке проекта. Он предполагает, во-первых, получение объективной информации о ситуации; во-вторых, требует выделить моменты, требующие коррекции; в-третьих, необходимо проанализировать сущность проблемы, стоящей перед автором.

        На данном этапе важно правильно организовать работу по сбору необходимой информации и ее анализу. Необходимо четко уяснить следующие моменты: 1. решите, какую именно информацию вы хотите получить; 2. определите целевые группы для сбора информации; 3. подберите метод сбора информации, адекватный поставленным целям исследования.

Второй этап – 3 ч.

Формулирование целей, задач. Подготовка развернутого описания проекта.

Поставьте цели и определите результаты, которых хотите достичь. Цели определяют общее направление проекта, а результаты помогут проверить, достигли  ли вы поставленных целей. При подготовке развернутого описания проекта используйте структуру, предложенную в предыдущем параграфе. Для большей ясности постарайтесь разработать иерархию целей. Распределив их на далекие, средние, ближние.

В данном разделе желательно описать, в чем состоит воздействие результатов, полученных в ходе реализации проекта, какие меры предусмотрены для распространения полученных результатов в перспективе. Опишите, как вы планируете обеспечить устойчивое воспроизведение достигнутых в ходе реализации проекта результатов по его окончании.

Третий этап – 3 ч.

Определение, поиск и мобилизация ресурсов.

Перечислите все ресурсы, необходимые для достижения ожидаемых результатов, например, персонал (количество людей, затраты времени), оборудование (тип оборудования, время и место установки, пользователи, необходимая подготовка пользователей и обслуживающего персонала). Укажите виды деятельности, для выполнения которых будет использоваться одно и то же оборудование.

Попытайтесь проаналзировать возможности для реализации проекта, которые предоставляет ваше образовательное учреждение. Практически всегда на местном уровне существуют ресурсы, которые можно использовать, хотя в этом всегда трудно кого-то убедить. Под термином «ресурсы» понимают не только деньги, но любые возможности региона. Например, средства массовой информации, социальная инфраструктура, люди, библиотечный фонд и т.д. важный способ эффективного взаимодействия с местной инфраструктурой или школьными службами. Подумайте, какую помощь вам могут оказать общественные организации, местные органы власти. Сформулируйте конкретные вопросы для них.   Также на этом этапе составляется бюджет проекта.

Четвертый этап – 10 ч.

Разработка конкретного содержания деятельности в рамках проекта.

Здесь разрабатывается календарный план реализаци проекта с выделением этапов и подробной разработкой содержания вашей деятельности на каждом этапе. Описание деятельности в виде методических разработок, иллюстраций, схем, таблиц выносится в приложения к проекту.

Пятый этап – 5 ч.

Разработка процедур мониторинга и рефлексии проекта.

Мониторинг проекта - это систематическая постоянная оценка достигнутого за определенный период времени.  Он проводится на протяжении всей стадии осуществления проекта. При его проведении целесообразно задавать следующие вопросы:

- проводятся ли все мероприятия так, как это первоначально намечалось по плану проекта;

- проводятся ли они в установленные сроки;

- согласуются ли реальные результаты с предполагаемыми. Если не согласуются, то в какой степени.

Благодаря хорошо поставленному мониторингу, вы сможете:

- своевременно распознать проблемы и провести коррекцию;

- получить обратную связь о проделанной работе, которая имеет первостепенное значение для мотивации участников проекта;

- собрать информацию для написания отчтов о проекте  обеспечения связи с

 оценкой воздействия (определяя, что было сделано, как и какое воздействие было оказано).

Мониторинг реализации проекта необходимо согласовывать с поставленными целями и задачами. Требуется разработать процедуру мониторинга, подробно описать систему методов получения информации. Автор проекта должен предусмотреть формы регистрации информации.

Используйте собранную информацию для внесения усовершенствований в проект. После тщательной рефлексии проектной деятельности (в случае реализации проекта) могут быть приняты следующие решения:

- изменить проект;

- включить другие меропрятия;

- использовать другие подходы;

- завершить проект;

- распространить информацию о тех уроках, которые были извлечены в результате оценки.

Анализируя результаты рефлексии и того интереса, который вызвали полученные

 данные у основных участников, вы можете сформулировать иначе свои планы и вновь начать цикл разработки проекта.

Шестой этап- 10 ч.

Разработка сценария презентации проекта

Под презентацией понимается представление разработчиками результатов своей деятельности перед потенциальными клиентами, финансирующими учреждениями, спонсорами, прессой. Презентация свидетельствует о работоспособности, производительности разработчиков проекта и в этом смысле является их своеобразной рекламой.

Формы презентации:

- письменные материалы;

- телевизионные клипы;

- персональные выступления людей.

Условия успешности презентации:

- наличие всей необходимой собранной и обобщенной информации;

- ясность цели презентации для ее инициаторов;

- учет ограничительных условий презентации;

- знание целевых групп, к которым обращена презентация;

- сосредоточение на главном в теме презентации, максимальное уменьшение сложности в содержании излагаемого материала;

- четкое структурирование информации;

- выбор целесообразных средств презентации.

В ходе презентации выступающими должны быть освещены следующие вопросы:

1. Представление себя: кто я, почему я выступаю в данной роли, какой опыт, какую компетенцию имею я для этого, какую цель имеет мое выступление (относится к отдельным выступающим или коллективу разработчиков в целом).

2. Представление темы: почему данная тема разрабатывается, в какой связи она находится с основной деятельностью разработчиков проекта, краткое описание содержания темы.

Для достижения целей презентации может быть использован поддерживающий, иллюстрирующий материал:

- надписи на доске, стенгазеты;

- раздача документов (обратите внимание на оформление, можно использовать цветную бумагу для документов, компьютерное оформление и пр.);

- использование диапозитивов, фильмов, видео, фотографий и т.д.

- выставки, стенды;

- изготовление моделей;

- средства искусства (театральное представление,  музыка и т.д.);

Эффективней и разнообразией выглядит чередование выступающих. Попытайтесь представить тему по возможности привлекательно, с помощью оригинальных средств, побуждайте участников презентации к активным действиям, вовлекайте их в обсуждение темы в ходе презентации.

Заключительное занятие – 1 ч.

Календарно-тематическое планирование

курса «Технология подготовки и презентации исследовательских проектов»

10 класс

№№

занят

Тема занятия

Содержание

Время

проведен.

Примечание

Первый этап – 2 часа.

1.

Оценка социокультурной ситуации для выбора темы проекта.

Получение объективной информации о ситуации в выбираемой проблеме.

2.

Организация работы по сбору необходимой информации

Подбор методов сбора информации адекватной поставленной проблеме

Второй этап – 3 часа.

3.

Цели и задачи проекта

Постановка целей, определяющих общее направление проекта. Распределение их на далекие, средние и ближние

4.

Структура написания проекта

Подготовка подробного плана написания проекта

5.

Определение результатов, достигнутых в ходе работы.

Описание планируемого воспроизведения результатов достигнутых в ходе реализации проекта по его окончании.

Третий этап – 3 часа

6.

Ресурсы, необходимые для написания проекта

Учесть затраты времени, количество людей, необходимое оборудование

7.

Виды деятельности

Опрос населения, использование средств массовой информации, библиотечного фонда, интернетинформации. Помощь общественных организаций и местных органов власти

8.

Бюджет проекта

Составление бюджета проекта с указанием спонсоров

Четвертый этап – 2 часа.

9.

Разработка календарного плана написания проекта

Выделение этапов написания содержания  проекта

10.

Определение наглядного материала для приложения

Описание деятельности в  виде иллюстраций, схем, таблиц, диаграмм и т.п.

Пятый этап – 15 часов

11.

Оценка подобранного материала для написания проекта

Рассмотреть текстовой материал разных источников, анкетные и статистические данные

12.

13.

14.

Текстовое написание проекта

Использование подобран-ного материала для написания работы.

15.

16.

17.

Коррекция написанного

Оценка достигнутого. Проводятся ли меро-приятия в установленные сроки.

18.

19.

Оформление приложения проекта

Оформление таблиц, рисунков, диаграмм и т.п.

20.

21.

Отчет о написании проекта

Информация  о проде-ланной работе, о возникших трудностях и их решении.

22.

Коррекция написанного

Согласуются ли полученные  результаты с предполагаемыми

23.

24.

Завершение проекта

Окончательный вариант текстовой части проекта

25.

Шестой этап – 8 часов.

26.

Разработка презентации проекта:

- озвучивание текстового материала

- компьютерные клипы

- сосредоточение на главном

- заключение

- обсуждение темы со слушателями презентации

Представление разработ-чиками результатов своей деятельности перед потен-циальными слушателями.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

Коррекция проекта

Оценка достигнутого. Выбор средств презен-тации.

33.

Защита проекта

Привлекательное, с помо-щью оригинальных средств представление проекта.

34.

Заключительное занятие

Подведение итогов по каждому проекту.