"Развитие творческой речевой активности детей подготовительного возраста в процессе освоения средств языковой выразительности"

Тишкова Татьяна Ильинична

Развитие творческой речевой активности детей подготовительного возраста в процессе освоения средств языковой выразительности.

Творчество – как наиболее высокий уровень овладения деятельностью предполагает наиболее полное проявление творческой личности. В процессе творческой деятельности человек независимо, инициативно распоряжается своим опытом, реализует свои замыслы, выбирает необходимые средства, проявляет настойчивость в достижении цели, дает оценку своему результату и способу достижения цели.

 Особый интерес вызывает   изучение возможностей проявления творческой активности ребенка- дошкольника в речевой деятельности. В период дошкольного детства идет интенсивный процесс освоения речи как деятельности во всех ее компонентах.

К подготовительному возрасту дети активно используют речь как универсальное средство общения с окружающими людьми в целях познания, самоутверждения, творчества. У них уже накоплен достаточный жизненный опыт, который становится хорошей основой для творческой речевой деятельности.

Ребенок в дошкольном возрасте проходит элементарный курс ораторского искусства, учась излагать свои мысли логично, выразительно.  Приобщается дошкольник и к филологическим наукам, приобретая умение не только эмоционально воспринимать произведения художественной литературы, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности.

Он становится и маленьким языковедом, потому что учится не только правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких слов – предложение.

Но некоторые сложности при этом встречаются: во первых, растет число дошкольников (старше 5 лет), имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса и т.д.; во-вторых, речь детей нередко бывает однообразной. К примеру: они не употребляют в активной речи наречия, прилагательные, причастия. В- третьих, слабо развита связная, монологическая, т.е. умение логически, без пропусков передавать содержание только что просмотренного мультфильма или прослушанной сказки.

       Особые трудности испытывает дошкольник с освоением новых средств речевой выразительности. Он пользуется лишь самыми простыми разговорными средствами, которые часто не позволяют ему художественно точно и полно передавать свои чувства, впечатления, эмоциональное отношение к событиям и явлениям окружающей жизни.

Решение проблемы:

  1. Начинаем со звуковой культуры речи, которая включает в себя много других частных задач:

- произношение звуков не только изолированно, но и в речи;

- умение говорить, владея всеми средствами выразительности;

- произносить слова и предложения в различном темпе, с различной силой голоса;

- владеть культурой общения (смотреть в глаза говорящему, не прерывать других, использовать в речи «волшебные слова»- «здравствуйте», «пожалуйста» и т.д.)

2. Следующей очень важной задачей, стоящей перед нами, является задача обогащения словаря детей. У дошкольников пассивный словарь значительно превышает активный. И одна из существенных проблем – перенести как можно больше пассивных слов в активные.

Постепенно мы, чередуя, учим детей говорить не только отдельными словами, но и более распространенными предложениями и хорошими текстами.

Статистика утверждает, что в школу приходят дети, употребляющие в среднем от 3-х до 5-6 тысяч слов. Они практически владеют грамматикой родного языка, т.е. устно спрягают, склоняют, строят предложения. Начиная постигать основы наук, школьники овладевают учебно- научным строем речи. Однако развитие их связной речи тормозится. Она становится раскованной, менее эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется. И эта намечающаяся тенденция приводит, как правило, к грустным результатам. Многие выпускники наших школ так и не овладевают в должной мере родным языком, как средством общения.

И дело даже не столько в обогащении словаря, сколько в том, чтобы ребенок чутко понимал все богатство родного языка и литературы: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, многозначность, олицетворение и другие языковые средства. И чтобы, понимая, он мог уже делать простейшие переносы своих маленьких практических познаний. И тогда в речевой практике он поймет, что с помощью родного языка можно творить «чудеса» (К. Паустовский).

Я. Корчак писал, что родной язык не должен быть просто придуманным сводом правил и нравоучений. Это воздух, которым дышит детская душа. В решении данной основополагающей задачи нам помогут разнообразные формы малого фольклора: потешки, загадки, кричалки, обрядовый фольклор, считалки, дразнилки, перепутанницы и т.д. Наряду с ними полезными будут литературные произведения. Важно только, в зависимости от текста, продумать вопросы поискового характера. В этих обстоятельствах весьма активно развивается творческая речь, мышление и воображение детей.

 

Работа с дразнилками

 

  1. Предложить ребенку придумать слова, созвучные именам мальчиков и девочек, и чтобы это были дразнилку:

 

Андрей – воробейротозей,дуралей….

Анна – ванна_________________

Борис – барбарис__________________

Иван – болван___________________

Антошка – картошка___________________

Томачка – полочка ____________________

Маша – каша____________________

Мишка – шишка____________________

Зинка – корзинка____________________

Катюшка – голушка_____________________

 

  1. Чем похожи эти 3 картинки. Нарисуйте картинки к ним.

 

Антошка – картошка,

Соломенная ножка,

Сам с ноготок,

Голова с локоток.

 

Прокоп – укроп,

Медный лоб,

Сам с аршин,

Голова с кувшин.

 

Лешка – лепешка.

Голова с лукошко,

Шапка колышком,

Ноги бревнышком.

 

  1. Чем вам могут быть обидны следующие дразнилки:

 

Васька – васюк, полезай на сук,

Там кошки дерут – тебе лапку дадут.

 

 

Борис – барбарис на веревке повис

Как веревка оборвется, так Борис и перевернется…

 

 

Страшилки

 

  1. Учим детей повторять стишки таким голосом, с такими движениями, чтобы стало страшно:

 

Идет коза рогатая, идет коза бодатая.

Ножками топ- топ, глазками хлоп- хлоп

Кто кашу не ест, молоко не пьет,

Забодает, забодает, забодает.

 

Барашенька, крутороженька,

По лесам ходит, по дворам бродит,

В скрипочку играет, Ваню потешает,

А совица из лесица глазищами хлоп- хлоп!

А козлище из хлевища ножками топ- топ!

 

Придумать и рассказать другим страшную историю. Кто перепугался больше?

  •  

 

  1. Нарисуй или вылепи из пластилина поросенка таким, каким его видит мама свинка.

 

Свинка Ненила сыночка хвалила

То-то хорошенький, то-то пригоженький

Ходит бочком, ушки торчком

Хвостик крючком, нос пятачком!

 

  1. Попробуйте рассказать прибаутки на разные голоса, от разных лиц:

 

Ай, ты совушка – сова, ты большая голова.

Ты на дереве сидела, головою ты вертела –

Во траву свалилася в яму покатилася!

(от лиц: дедушки, бабушки, мальчика, зайца, медведя, лисицы.. Показать, как каждый рассказывает: жалеет он совушку или смеется над ней?)

 

  1. Ребенок должен доказать недостающие слова, сохраняя ритм потешек:

 

Стала Маша гостей созывать

И Иван приди, и Семен приди,

А Никитушка – ну пожалуйста!

Стала Маша гостей угощать:

И Ивану – блин, и семену – блин,

И Сергею …., и Матвею …..

А Никитушке – ну пожалуйста!

 

 

 

Заклички и приговорки

 

Обсуждаем с детьми: зачем в этих стишках обращаются к солнцу, весне, радуге, дождю….

 

  1. Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи.

Выйду на крылечко, дам огуречка

Дам и хлеба каравай – сколько хочешь – поливай.

 

  1. Радуга – дуга, не давай дождя,

Давай солнышка из-под облачка.

 

 

 

  •  

 

  1. Поставьте все на свои места. Что получается?

 

Ехала деревня мимо мужика

Вдруг из под собаки лают ворота.

 

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

 

Лошадь ела сало, а мужик овес.

Лошадь села в сани, а мужик повез.

 

Крыши испугались, сели на ворон

Лошадь подгоняла мужика кнутом.

 

  1. Чем похожа и чем отличается первая перепутаница от второй?

 

Рано утром вечерком, поздно на рассвете

Баба ехала пешком в ситцевой карете

На заборе чепуха жарила варенье,

Куры съели петуха в одно воскресенье.

 

  1. Придумай окончание:

 

Чепуха, чепуха – это просто враки!

Сено косят на печи молотками раки,

Чепуха, чепуха – это просто враки!.......

 

 

 

Скороговорки и стихотворения

 

  1. Прочитай стишок и придумай конец. Что это: смешинка, скороговорка, небылица, дразнилка, считалка? Почему?

 

Ходит, ходит попрошайка,

Просит, просит: дай-ка, дай-ка;

Дай кусочек пирога, дай глоточек молока,

Полкотлетки, полсосиски, полконфетки, полредиски,

Пол…., пол….., пол…., пол….

 

  1. Отгадай, какое продолжение у стихотворения

 

Шли из Африки в Саратов

Семь отчаянных пиратов,

Не дошли до Душанбе –

Видят надпись на столбе…….?

       

  1.  

 

  1. Представь ссору петушков. Опиши словами, какие у них перья, как стоят петушки, как смотрят друг на друга, они злые или добрые?

 

Петушки распетушились,

Но подраться не решились,

Если очень петушиться,

 Можно перышек лишиться,

Нечем будет петушиться.

                                       (В. Берестов)

 

  1. Прочитайте стихотворение. Какие чувства оно у вас вызывает?

 

Он сбежал у меня на глазах,

Я его провожаю в слезах.

Мы с ежом замечательно жили,

Уважали друг дружку, дружили,

Позволял он потрогать брюшко.

Он с ладошки лизал молочко.

У него была милая рожица.

Не любил он колоться и ежиться.

Но открытой оставили дверь,

И сердитый бежит он теперь.

Как чужой, и шипит он, и колется.

Проводил я его до околицы

И в колючей траве он исчез,

И свободный отправился в лес.

(В. Берестов)

 

  1. Каким секретом пользуется волшебница Речь, чтобы мы услышали шум стишка?

 

Жил был шум.

Ел шум: хрум – хрум!

Ел суп: хлюп- хлюп!

Спал так: храп – храп!

Шел шум: бум- бум!

( Э. Машковская)

 

  1. Какой секрет использует волшебница Речь, чтобы мы с вами, услышали в первом стишке разговор лягушек, а во втором – тишину?

 

- откуда идешь ты лягушка – квакушка?

- С базара домой, дорогая подружка.

- А что ты купила?

- Всего понемножку:

- Купила капусту, квасоль и квартошку.

 

 

Плесе, плеск, плеск.

Это все волна.

Плеск, плеск, плеск-

И еще одна. Шур, шур, шур,

И еще слышна.

Шум, шум, шум…

Это тишина.

 

  1. Учим детей задавать вопрос «Почему?»

- Почему снегурочку так назвали?

- Почему Незнайку так назвали?

- Почему большой и сильный волк никак не может справиться с маленьким и слабым зайцем из знаменитого мультфильма?

- Почему кот в сапогах сумел помочь своему хозяину?

- Почему колобку не удалось уйти от лисы?

 

  1. Сравни и объясни: чем похожи и чем отличаются  апельсин и мандарин; жук и муравей; огурец и помидор; гусь и утка; уж и гадюка; жаба и лягушка; ворона и галка и т.

 

Работа над рассказом

 

Расскажи, но … покороче:

Эта коллективная, но творческая игра очень полезна для развития четкости и организованности мышления. Детям предлагают рассказы.

Задача – пересказать рассказ, но при этом его нужно максимально сократить. Естественно, что это надо сделать так, чтобы осталось главное и ушло второстепенное. Победителем становится тот, чей рассказ будет самым коротким, но отражающим главную мысль.

 

  1. Расскажи другими словами:

- Миша сегодня хорошо подготовился к урокам.

- Мы скоро пойдем гулять в парк.

- Скоро у нас будет отмечаться праздник Новый год.

 

Задание: выразить свою мысль другими словами, не искажая смысла.

 

Вариантов высказываний должно быть много. Оценивается в данном случае, не только их количество (продуктивность мышления), но и то, насколько кратко и точно высказана мысль.

 

  1. Как придумать заглавия к рассказу

 

Особой и при этом важной частью литературного творчества было и остается придумывание заголовков. Заголовок должен кратко и емко выражать суть текста одной фразой или одним словом. Эта способность лежит в основе составления схемы текста. Чем более она развита, тем легче ребенком воспринимаются и усваиваются различные тексты.

Задание детям: подобрать к рассказу как можно больше заглавий, отражающих их содержание. Они могут быть очень разными, при этом фиксируя заглавия, предлагаемые детьми, обращаем внимание на предпочтения каждого ребенка. Нужно поощрять ребенка к созданию максимального числа заголовков.

Составление предложений

Данное задание предполагает составление предложений из слов не только не связанных между собой по смыслу, но даже напротив, очень далеких по содержанию.

Например: компьютер, галактика, муравей или утро, рассказ, автомобиль и т.д.

Задание: составить как можно больше предложений с этими словами.

Например: «Муравей с помощью компьютера путешествует по галактике».

Более сложный вариант: «Ученым удалось сделать компьютерную модель муравья для изучения, с ее помощью галактики».

Игру по составлению подобных предложений также лучше проводить коллективно. Обсуждая варианты ответов можно деликатно направить детей к поиску неожиданных, нестандартных связей, к созданию целостных образов из разрозненных, случайных.

 

 

 

Игровые приемы творческого рассказывания по сюжетной картинке

 

  1. Определение состава картины

Цель: выявление как можно большего числа объектов на картине и их структурирование.

Игра: «С подзорной трубой!

Каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один предмет.

 

            Игра» «Кто в кружочке живет?»

            Каждый ребенок должен назвать, кто из персонажей или объектов картины «живет» в указанном педагогом кружочке и схематично нарисовать существа или предметы.

Игровое правило: в кружке должен находиться только один объект.

 

Игра» «Ищу родственников»

Детям предлагается найти на картинке однородные объекты по заданному классификационному признаку.

  1. Природный мир – окружающий мир
  2. Живая – неживая природа
  3. Целое – частное
  4. По месту нахождения
  5. По выполненной функции.

 

Установление взаимосвязей между объектами

  Цель: установление взаимозависимостей между объектами по разнообразным параметрам.

Игра» «Ищу друзей» (недругов)

Детям необходимо найти «друзей (недругов) применительно к конкретному объекту. Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других, отвечали развернуто и доказательно.

 

Примеры:

Собака – дом

- Собака с удовольствием сторожит дом, потому что хозяева дома кормят ее, заботятся о ней: приносят вовремя пищу и даже построили будку.

 

Веревка – собака

- Собаке неприятно, что веревка не пускает ее гулять туда, куда она хочет. Но это и хорошо, потому что веревка удерживает ее дома, который должна сторожить собака»

 

Игра: «Кто-то теряет, кто-то находит и что из этого выходит»

Нужно соединить кружочки с выбранными объектами линией и обосновать их связь, не повторяя друг- друга.

При установлении взаимосвязей педагог должен обращать внимание детей на то, что один объект при взаимодействии с другими всегда что-то приобретает и что-то отдает.

 

Например: щенок – ель

- Щенок и ель находятся на земле. Ель берет соки у земли, для того, чтобы расти, а земля с помощью ели укрывается от солнца. Щенок стоит четырьмя лапами на земле, и его тень тоже укрывает землю.

 

 

 

Игра: «Живые картинки»

Каждый ребенок «превращается» в один из объектов на картинке, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображенных на картине, а затем моделируем его в трехмерном пространстве (на ковре).

 

3 Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств.

Игра: «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»в

Всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «я слышу только звуки на этой картине».  Составить рассказ о чем говорят объекты. Составить диалоги «от имени» объектов.

 

Игра: «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи»

 

Нужно представить запахи свойственные объектам, изображенным на картине и составить рассказ на тему «я чувствую запахи».

 

Игра: «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»

Нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или иным кожном соприкосновении с объектами на картине, а затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом».

 

Игра» «К нам пришел волшебник: я пробую все на вкус»

Объекты, имеющиеся на картинке, разделяются на относящиеся к растительному и животному миру. Педагог объясняет кто чем и как питается.

Дети объясняют- какие на вкус те или иные продукты.

 

 

  1.  Составление образных характеристик объектов

Игра: «Подбери такое же по цвету»

Необходимо назвать цвета объекты или их частей на картинке и найти данный цвет в предметах окружающего мира.

Составление открытых описательных загадок, которые подходят под разные объекты и имеют множество отгадок.

 

Игра: «Сравни по форме»

Назвать форму объектов или их частей на картинке и найти данную форму в предметах окружающего мира. Составление открытых загадок.

 

Игра: «Сравни по материалу»

Назвать материал, из которого сделан объект, изображенный на картинке, и найти предметы, сделанные из того же материала, в окружающем среде.

Составление открытых загадок. Итогом является составление описательных загадок через речевые связки: «Как …..» или «Но не……»

 

Работа с пословицами, поговорками и крылатыми словами

Детям предлагаются раскраски, отражающие смысл пословиц, поговорок и крылатых выражений. Они знакомят детей с образными выражениями русского языка, благодаря которым речь становится ярче, выразительней, содержательней. Кроме того, в процессе раскрашивания и штриховки ребенок управляет своею рукой, что способствует развитию мускулатуры пальцев.

 

Работа с раскраской включает в себя три этапа:

  1. Этап: Фразеологизм не подписан

 - рассматривание картинки

- беседа по содержанию

- раскрашивание

 

2 этап: Знакомство с фразеологизмом

Дети, умеющие писать, подписывают выражения на карточках.

 

3 этап: Практическое использование выражения. Придумывание ситуации.

 

Литература:

  1. «Воспитываем дошкольников самостоятельными» - сборник статей.

Издательство: Санкт- Петербург. «Детство – Пресс»

 

  1. Фесюкова Л.Б. «От трех до семи». Издательство г. Харьков «Фолио»,

Г. Санкт – Петербург, «Кристал» 1996г.

 

  1. Савенков А.И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства»

Издательство: г. Москва, 1999г.

 

  1. Мокеева И.Т. «Пословицы, поговорки, и крылатые слова в картинках»

 

  1. Сидорчук Т.А. Кузнецова А.Б. «Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине».

 

Моханева М.И. «Театрализованная деятельность дошкольников» Журнал «Дошкольное воспитание» №11, 1999г.

 

С уважением учитель- дефектолог: Тишкова Т.И.