"Учитель года - 2020"

Буркова Оксана Николаевна

Предварительный просмотр:

(Слайд 1,2)

Методическая система педагогического опыта

Тема педагогического опыта: «Подготовка к сдаче норм  Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» средствами современных  образовательных технологий на уроках физической культуры  и во внеурочной деятельности»

Ролик из истории ГТО.    

    Здравствуйте, уважаемые коллеги! Многие из нас помнят те времена, когда физическая культура была равноправной составляющей формирования нравственности, патриотизма, единства общества. Помните строки Самуила Яковлевича Маршака?  

……..Знак "ГТО"

На груди у него.

Больше не знают

О нем ничего……..

(Слайд 3)

              Это «Рассказ о неизвестном герое», когда  молодой, сильный спортивный парень спас из огня девочку и, отдав её в руки матери, скромно удалился. Такие парни олицетворяли мужество, благородство, смелость, они были символами эпохи, на груди которых сверкал знак признания лучших  качеств – ГТО!  Время летело, значимость  ГТО кануло в прошлое……

Но постепенно вернулось понимание, что физкультура в массы — это необходимое условие для успешного развития современного общества.  По Указу Президента РФ с  2014 года введён Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) – с сохранением названия - как дань традициям национальной истории.

Актуальность работы  по подготовке к сдаче норм комплекса ГТО я вижу в том, что уровень здоровья подрастающего поколения  стремительно снижается, количество детей основной медицинской группы с каждым годом сокращается, а число подростков с отклоняющимся поведением, подверженным вредным привычкам,  увеличивается.

(Слайд 4)

При подготовке к сдаче норм ГТО обучающихся нашей школы с 1 по 11 класс я столкнулась с проблемой - недостаточный уровень физической подготовки обучающихся, отсутствие устойчивого, мотивированного интереса участников образовательного процесса к активным видам физкультурно-спортивной деятельности.

(Слайд 5)

Так,например:

- у младших школьников скорость интенсивнее, чем сила и выносливость, а нормы ГТО требуют выполнения этих нормативов;

- бег и прыжки детям даются хорошо, однако бег по команде в атмосфере соревнования им выполнить непросто;

- некоторые обучающиеся равнодушны или относятся отрицательно к испытанию своих физических возможностей.

Таблица висит:

Естественное физиологичное развитие физических качеств.

    Сдают по нормам ГТО

1. В младшем школьном возрасте ловкость и скорость  развиваются интенсивнее, чем сила и выносливость

Сила – (подтягивание на высокой, низкой перекладине, сгибание и разгибание рук)

Выносливость - (смешанное передвижение 1000м)

2. Дети 6-7 лет достаточно хорошо овладевают такими сложными движениями, как бег, прыжки, катание на коньках.

Но при сдаче - бег на 30м и челночный 3x10м испытывают трудность совершения движений по сигналу.

Несовершенство нервной регуляции движений объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений,

В этом возрасте слабо развиты мелкие мышцы рук

Метание теннисного мяча в цель с 6 м.

(Слайд 6)

 

        Поэтому целью моей деятельности стало:

Развитие физических качеств личности средствами формирования осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физического самосовершенствования и ведения здорового образа жизни.

Для достижения цели и получения результатов я поставила перед собой следующие Задачи:

(Слайд 7)

                        На слайде полностью - а говорю только чёрным.

  1. Повысить мотивацию обучающихся к занятиям физической культуры и к сдаче норм ГТО.
  2. Использовать современные образовательные технологии для активизации деятельности обучающихся при подготовке к сдаче норм ГТО.

     3. Разработать комплексы упражнений и игр для развития физических качеств: силы, гибкости, выносливости, ловкости, быстроты - способствующих формированию физической подготовленности.

     4. Организовать взаимодействие всех участников образовательного процесса педагогов, обучающихся и родителей по внедрению комплекса ГТО в урочной, внеурочной и внеклассной деятельности.

(Слайд 8)

 С государственными  требованиями к уровню физической подготовленности нормативов ГТО вы можете ознакомиться   на моём сайте в разделе «Методическая система»

I СТУПЕНЬ (1 - 2 классы, 6 - 8 лет)   Сдают -9 нормативов: бронза -6; серебро –6; золото-7

II СТУПЕНЬ (3 - 4 классы, 9 - 10 лет) Сдают -10 нормативов: бронза -7; серебро – 7; золото-8

IIIСТУПЕНЬ (5 - 6 классы, 11 - 12 лет) Сдают -12 нормативов: бронза -7; серебро – 7; золото-8

IV СТУПЕНЬ (7 - 9 классы, 13 - 15 лет)  Сдают-13нормативов: бронза -7; серебро – 8; золото-9

V СТУПЕНЬ (10 - 11 классы,16 - 17 лет) Сдают -13 нормативов: бронза -7; серебро – 8; золото-9

Всего 11 ступеней 70лет и старше

(Слайд 9)

Концептуальная основа моей деятельности основана на работах:

Даниила Борисовича  Эльконина, Василия Васильевича Давыдова - системно- деятельностный подход

 Hиколая  Александровича  Бернштейна  - теория построения движений

Бориса  Романовича  Голощапова  - формирование и развитие систем физического воспитания.

(Слайд 10)

     Я убеждена, что только искреннее желание добиться успеха, любовь к физической культуре и здоровому образу жизни поможет моим ученикам состояться в профессии, стать авторитетными членами общества. Поэтому в целях мотивации обучающихся и их родителей каждый год я знакомлю их с данными по улучшению здоровья, по преодолению  пагубных привычек, успешной социализации выпускников, а также о тех учебных заведениях, где  начиная с 2015 года результаты сдачи комплекса ГТО учитываются при поступлении.  

     Вы видите, насколько важен учет индивидуальных достижений для поступления в вузы г. Смоленска и Москвы на 2020год.

Название вуза

Количество

Балов за значок  

ГТО

Количество

Балов за аттестат с отличием

Наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр лица, занявшего 1 место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта

Смоленская Православная Духовная Семинария

10

10

10

Смоленский государственный университет

5

5

7

Смоленская государственная академия физической культуры спорта и туризма

5

5

10

Смоленский государственный медицинский университет

2

10

7

ВГИК имени С.А.Герасимова

2

2

6-10

Институт международных экономических связей

10

10

10

Свято-Филаретовский православно -христианский институт

10

0

10

Государственный университет по землеустройству

5

5

6-10

Московский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации

5

0

6-10

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

5

5

6-10

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

5

8

6-10

Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке

3

3

6-10

      Хочу обратить Ваше внимание на то, что значок ГТО в некоторых вузах добавляет определенное количество баллов к общему результату ЕГЭ, и порой эти баллы даже выше, чем за наличие аттестата с отличием. В наше время все заинтересованы  в здоровых, бодрых духом, увлеченных студентах.

(Слайд:11)

  Для активизации деятельности обучающихся при подготовке к сдаче норм ГТО использую следующие современные образовательные технологии.

- Игровую;

-Информационно – коммуникационные;

- Проблемного обучения;

- Здоровьесберегающие.

      (Слайд:12)

       На основе игровой технологии мною разработана система игр, направленная на повышение мотивации, активизации, а также на развитие физических качеств (быстроты, гибкости, выносливости, ловкости, силы) которые будут необходимы для сдачи норм ГТО.

1. Для развития быстроты:

- по бегу на короткие дистанции и кроссы применяю игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций: «Салки с ленточками», «Два мороза», «День и ночь», «Пустое место»  и др.

     Для норматива прыжок в длину, в высоту включаю в урок игры «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Прыжки по полоскам», «Лиса и куры».

     Для отработки метания мяча в цель либо на дальность применяю подвижные игры: «Метко в цель», «Попади в последнего», «Охотники и утки»  и др.

   2. В целях развития гибкости при отработке норматива  наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамейке я провожу игры: «Передача мяча», «Передача мяча змейкой» и др.

3.Для формирования силы подходят игры с элементами силовой борьбы: вспомогательные игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями, разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним «Бой петухов», «Перетягивание через черту».

 

       (Слайд:13)

  На основе игровой технологии я также разработала   систему упражнений, которые помогают мне добиваться высоких результатов у детей не только при сдаче норм ГТО, но и на уроках физической культуры.

4. Очень важна и выносливость - способность противостоять утомлению в процессе какой-либо деятельности, выполнять мышечную работу без снижения ее мощности, для ее формирования я применяю бег в равномерном темпе от 6 до 10 мин, длительный бег, многоскоки, кросс, круговую тренировку.

  1. Для формирования ловкости как  способности  правильно, быстро овладевать новыми движениями я применяю целый ряд упражнений, например, такое – включение видеоотрывка

1.И. п. основная стойка.
Выполняйте в ходьбе хлопки руками спереди и сзади под каждый шаг.

2. И. п. основная стойка.
Выполняйте с правой руки на 16 счётов поочерёдное передвижение рук на пояс, плечи, вверх, два хлопка с последующим возвращением обратно с двумя хлопками о бёдра.

3.И. п. стоя в основной стойке, мяч в одной руке.
Подбрасывайте мяч вверх из-под левой или правой ноги одной рукой и ловите его другой.

  (Слайд:14)

        Благодаря системе игр и упражнений обучающиеся подготовятся и смогут сдать обязательные нормативы  ГТО либо тесты на выбор.

         1) Челночный бег.

2) Поднимание туловища 

3) Бег на 30 м.

4) Плавание

5) Туристский поход — один из тестов по выбору, когда участник должен овладеть определенными навыками: ориентироваться на незнакомой местности, правильно укладывать рюкзак, разжигать костер, устанавливать палатку, преодолевать препятствия.

6) Наклон вперёд.

7)  Бег на лыжах.

8). Смешанное передвижение 1 км.

9). Подтягивание, сгибание и разгибание рук.

10)  Прыжок в длину с разбега, с места.

11) Метание

12) Стрельба из пневматической винтовки 

     

  (Слайд:15)

 

       В своей работе также активно использую информационно – коммуникационные технологии: изучая богатые материалы интернет-сайтов, я разработала график мероприятий по работе с родителями   для вовлечения их в спортивную жизнь ребёнка, которые проходят по системе сдачи норм ГТО: «Отцовский патруль», «Папа, мама, я  - спортивная семья!», «ГТО в каждой семье!».

 Я сама создаю и применяю:

-Мультимедийные презентации основных норм, тестов ГТО;

- Интерактивные задания;

- сбор документов для сдачи ГТО;

- разработка индивидуальной базы спортивных результатов;

- проведение аналитической деятельности;

- размещение информации на сайте школы;

          - создание фотоальбомов с интересными моментами при сдаче норм ГТО в школе, районе.

  (Слайд:16)

Благодаря всем средствами современных образовательных технологий я  готовлю к сдаче нормативов ГТО,  обрабатываю информацию  и организовываю участие детей с результатами не ниже бронзы  в районном центре сдачи норм ГТО. Но самое главное – я обеспечиваю самостоятельную регистрацию обучающихся с родителями на сайте ГТО, когда в личном кабинете ученику присваивается ID номер и прописываются все результаты по сдаче тестов и он может отследить уровень выполнения своих возможностей, посмотреть видео ролики по выполнению всех упражнений его возрастной категории ГТО.

  (Слайд:17)

    На своих уроках применяю технологию проблемного обучения, используя её на этапах формулирования темы и цели урока и самостоятельной работы обучающихся. Стараюсь учить детей самостоятельному творческому поиску знаний, преодоление затруднений, превращение знаний в убеждения. Создаю проблемные ситуации, решение которых побуждает учащихся к активизации и совершенствованию  индивидуального физического развития, физической и двигательной подготовленности.

Вот пример проблемной задачи на уроке физкультуры. Предлагаю решить ее вместе.

   Марина занималась спортом: каждое утро она пробегала 2 км. Однако на соревнованиях по сдаче норм ГТО-метания мяча она заняла последнее место. Как это могло случиться? Что бы вы посоветовали ей делать?

О т в е т (после ответов из зала). При беге сильно напрягаются одни и те же мышцы — мышцы ног. Другие же мышцы Марина не тренировала, а при метании мяча нужны сильные руки. Можно посоветовать давать нагрузку разным мышцам: подтягиваться, отжиматься, качать пресс, делать наклоны.

 Я регулярно предлагаю своим ученикам решение подобных задач, это развивает их интеллект, способность анализировать события, усиливает мотивацию занятия спортом.

(Слайд:18)

     Здоровьесберегающие технологии занимают важное место в системе моей работы. Подготовительный этап к данному виду деятельности включает в себя знакомство с результатами медицинских осмотров детей; их учёт в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом; создание условий для заинтересованного отношения к учёбе.

Одним из главных направлений здоровьесбережения считаю создание комфортного психологического климата на уроках и ситуации успеха, что способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом. Занятия провожу преимущественно на свежем воздухе.

 (Слайд 19)

     Я вижу цель своей работы по здоровьесбережению в том, чтобы организовать сетевое взаимодействие и плодотворное сотрудничество школы и социальных партнеров, которые помогают сделать образовательно-воспитательный процесс разнообразным, практически значимым, интересным.

   (Слайд 20)

Совместно мы проводим спортивные праздники, соревнования, эстафеты. Незабываемым событием стал мастер-класс олимпийской чемпионки Надежды Талановой по сдаче норм ГТО.

Говоря о привлечении моих учеников к здоровому образу жизни, к сдаче норм ГТО - наверное, нет более яркого примера, чем личный. В 2018 году я сдала нормативы ГТО на Золотой значок и с гордостью ношу его.

   

Для меня возрождение комплекса ГТО - это высокий патриотический долг, умение так распорядиться своей жизнью, своими природными задатками, духовной и физической силой, чтобы состояться в профессии, приносить пользу обществу, чтобы в любой нужный момент быть готовым защитить свою жизнь, благополучие своих соотечественников, свою семью, а значит – свою Родину. Я сумела донести до учеников свою убежденность в активном участии в этом замечательном процессе. Этому свидетельствуют результаты:

(Слайд 21)

  • С 2016 года команда Родомановской средней школы находится в числе лидеров по сдаче норм ГТО в Гагаринскойм районе.

(Слайд 22)

  • Команда нашей школы  первая в районе  сдала  нормы туристического похода на 10 км.

(Слайд 23)

Обучающая 7 класса   выступала за Смоленскую область на Всероссийских соревнованиях в Международном центре «Артек»   по комплексу ГТО  в 2017 году

  •  Обучающиеся 10 и 7 класса вошли в состав сборной команды Гагаринского района по выполнению комплекса ГТО в г. Смоленске 2018, 2019 годах.

(Слайд 24)

  • Сборная команда Гагаринского района, в составе которой были мои ученики, заняла 1 место в областном фестивале ГТО  в 2019 году
  • Спортивная семья нашей школы заняла 3 место  в Гагаринском районе по сдаче норм ГТО «Папа, мама, я спортивная семья» в 2020 году

Слайд 25

  • Улучшились показатели состояния здоровья обучающихся  
  • Увеличилось количество детей, которые занимаются в спортивных секциях
  • (слайд 26)

  • Ежегодно увеличивается число детей, сдающих комплекс ГТО 
  • Обучающиеся школы не пополняют число правонарушителей в течение 5 лет

(слайд 27)

Мониторинг эффективности участия в комплексе ГТО показывает, что более 90 % родителей хотят, чтобы ребенок сдал нормы ГТО и активно занимался спортом и физической культурой; 85 % детей с уважением стали относиться к спортсменам, людям, ведущим здоровый образ жизни; 61% обучающихся стремятся выбрать профессию, где необходимы физические данные (военного, пожарного, сотрудника полиции, тренера). 

 (слайд 28)

       Моя миссия как учителя физической культуры состоит в том, чтобы помогать ученикам сохранять равновесие между духовным и физическим миром. В человеке все взаимосвязано, гармоничный уклад жизни позволяет ему преодолевать испытания, верить в свое призвание, находить  жизненную цель. Невольно вспоминается образ смелого юноши из стихотворения Маршака, который олицетворяет прекрасные качества личности, воспитанные трудом, тренировками, достоинствами здорового образа жизни.

 

(слайд 30)

 Я  считаю, что комплекс ГТО дает мне возможность пробудить в детях  стремление к своему физическому и нравственному преображению, спортивный азарт, развить чувство командности и в конечном итоге - заложить прочный фундамент для созидательных процессов  в  жизни моих учеников.  

        Спасибо за внимание!