советы для родителей

Трашенкова Людмила Владимировна

советы для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_logopeda.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

   СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Какими упражнениями можно развивать речь?

1.     Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли вы книгу, слушаете ли вы сказку – обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

2.     Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать последнее в нём слово.

3.     Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:

- Какими словами, красками можно описать время года;

- Назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;

 - Расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше глаголов)  и т.д.;

  •  Играйте в игру «Если бы, да кабы…». Ребёнку предлагается закончить предложения:

- Если бы я был Улицей, то я бы…., потому что … .

- Если бы я был Музыкой, то я бы…., потому что … .

- Если бы я был Дождиком, то я бы…., потому что … .

- Если бы я был Мандарином, то я бы…., потому что … .

  •   Играйте в игру «Хорошо – плохо».

- Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

- Что хорошего в болезнях, а что плохого?

- Что хорошего в дождике, а что плохого?

- Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого?

  •  Играйте в слова с противоположным значением (антонимы):

       весёлый – грустный, сильный, слабый и т.д.;

  • Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка-дочка- точка –кочка…

4.     Предложите ребёнку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что         больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.

5.     Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении».

          (В лес растут грибы Шишки растут … ёлке)

6.     Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинного, как день) и конца (короткого, как вечер).

7.     Разыгрывайте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.

Помните!

 Ребёнка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлеченный «говорун сразу скиснет».

Желаю вам успехов!

Учитель-логопед Трашенкова Л.В.


Советы логопеда

 ПОГОВОРИ СО МНОЙ…

     О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать. Часто можно услышать: «Мы так много читали ребёнку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всём разговаривали, но результата нет; сам ребёнок не может ни описать самую простую картинку, ни о чём-то рассказать…»

Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли – не ребёнок.

«Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если следовать нехитрым советам.

10   простых советов  от логопеда

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте "во что ты играл?" вместо «ты играл?»
  4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  7.  Обогащайте  речь ребенка новыми словами. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни.
  8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Желаю успехов!        

Учитель-логопед: Трашенкова Л.В.

Советы логопеда

Речевая готовность ребёнка к школе     

     В настоящее время проблема готовности ребенка к школе является наиболее актуальной. Это связанно с тем, что в школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс.                                     

Поговорим о  критериях речевой  готовности детей  к школьному обучению.

1.  У детей к началу школьного обучения должна быть полностью сформирована звуковая сторона речи. Каждый ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением  всех звуков. Также у детей должно быть полностью сформировано умение слышать и различать  фонемы (звуки) родного языка.

2. Ребёнок перед школой должен быть готов к  звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять первый гласный (ударный) и согласный звук в слове, последний гласный и согласный звук, выполнять анализ простых слов, делить слова на слоги. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», предложение, звуки гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.

3. Следующим компонентом речевой готовности ребёнка к школе является развитый лексико-грамматический строй речи. Дошкольники должны уметь пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, уметь образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами. В период школьного обучения дети будут изучать грамматические правила, которые правильно применить на практике сможет только ребёнок с хорошо развитым лексико-грамматическим строем речи.

4. Дети должны уметь работать с предложением, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложении, распространять предложения второстепенными и однородными членами, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки в построении предложений.

5. У детей также должна быть развита связная речь. Дошкольникам необходимо уметь составлять предложения по опорным словам и картинкам, владеть пересказом, составлять самостоятельно рассказ-описание.

Помните!

Только наличие у ребёнка грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения, является одной из предпосылок успешного обучения его в школе.

Желаю успехов!

Учитель-логопед Трашенкова Л.В.