Мои материалы

Дзагаштова Сюзанна Мухамедовна

планы конспекты уроков и внеурочных занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_word_4.docx256.02 КБ
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый  урок.  Математика 4 класс

Тема: "Математика в углу (угол, виды углов)"

Цель: ознакомить детей с понятиями “стороны угла”, “вершина угла”, “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. Закрепить знания о геометрических фигурах. Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: Линейка, угольник, карандаш, геометрические фигуры, куски газеты, таблички с названиями игр: “Угадайка”, “Шифровка”, “Имена”, “Строители”, “Помогайка”, “Кто лишний”, лента, ножницы, кружок желтого цвета, кусок алюминиевого провода, ветка дерева.

Ход урока

I. Организация класса

II. Вступительная беседа 

Ребята, сейчас у нас будет урок математики, но урок не обычный, а урок-игра. Вы любите играть? (Да!)

В какие игры? (Жмурки, салки, догонялки, краски, казаки-разбойники и т.д.)

Но раз у нас урок необычный, то и игры у нас будут необычные.

Первая игра поможет нам узнать тему нашего урока. А называется она: “Угадайка”. Я буду загадывать вам загадки о геометрических фигурах, а вы должны их отгадывать.

У него угла четыре.
Все углы равны, прямые.
Ну а по две стороны
Противоположны и равны.
Это чудо наш угольник
Назовем (
четырехугольник).
(В нем надпись: “Мате”.)

Он давно знакомый мой.
Он весь ровный и прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его (
квадрат).
(В нем надпись: “тика”.)

Я похож, друг, на тарелку.
Колесо кручу, как белка.
Со стола скачусь я вдруг.
А зовусь я просто (
круг).
(В нем надпись: “в”.)

Посчитай и посмотри:
У меня три стороны.
Три вершины, три угла
Как зовут меня друзья? (
Треугольник)
(В нем надпись: “углу”.)

Так как же называется наш урок-игра?

(Вывешиваю все фигуры и читаем тему урока.)

III. Сообщение темы урока

Математика в углу. Ребята, а кто из вас стоял в углу? За что вас туда ставили? (Говорят дети.)

IV. Знакомство с народными традициями

Но мы математику не будем наказывать, а наоборот, мы ее как дорогого гостя усадим в угол. Да не в простой угол, а в “красный угол”. Издавна дорогих гостей усаживали на лучшее место в доме. А это было в святом углу, т.е. в углу, где висят иконы: каждое утро и каждый вечер хозяева дома обращались туда с молитвой. Поэтому этот угол всегда украшали вышитыми рушниками и цветами. Ученые всего мира называют математику Царицей наук. Поэтому мы ее и усадим в красный угол.

Ребята, вот вы стояли в углу. А кто знает, как получается угол? (Говорят дети.)

V. Сообщение целей урока

Вот сегодня мы научимся строить углы, узнаем их имена и научимся отличать их друг от друга. А поможет нам в этом игра, которая называется “Шифровка”.

V. Подготовительная работа к восприятию нового материала

Расшифруйте слова:

НЕЙЛИКА (линейка)

ДАШРАНКА (карандаш)

ТАГАЗЕ (газета)

(Вывешиваю эти предметы.) Какой предмет лишний? Почему? (Газета не относится к математике.)

Все эти предметы помогут нам сегодня сделать большое открытие. Но каждое открытие надо записать в рабочий блокнот. Это наши тетради.

VII. Работа в тетради

Запишите сегодняшнее число, классная работа (это место нашего открытия).

VIII. Повторение пройденного

Начертите в тетради прямую линию. Теперь “отрежем” от прямой кусок 8 см и начертим его в тетради. Как этот кусок можно назвать? (Отрезок). Чем отличается прямая от отрезка или наоборот?

Отрезок имеет начало и конец, а прямая бесконечна (учитель проделывает всю работу с помощью ленты, ножниц и прикрепляет все это на доске).

Теперь я разрежу прямую и к месту разреза прикреплю желтый кружок. На что это похоже? На луч солнца.

Правильно. Эта фигура и называется — луч. Можно ли продолжить луч со стороны разреза? (Нет.) А с другой стороны? (Да, до бесконечности.) Луч имеет начало, но не имеет конца. А вот если к солнышку добавить еще один луч, то как вы думаете, какая фигура получится?

Угол.

IX. Работа над новым материалом

Так что же такое угол?

Угол — это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.

Лучи — это стороны угла.

Точка — это вершина угла.

В жизни мы каждый день встречаемся с различными углами.

Ведь угол — это перелом (ломаю веточку), изгиб, колено, локоть. Где еще встречаются углы? Парта, стол, стул, книга, доска, шкаф, портфель, дом и т.д.

Каждый угол имеет название. И сейчас мы поиграем в игру “Имена”.

(На доске начерчены фигуры)

X. Обобщение

Углы квадрата называются прямыми. Угол, который шире прямого, называется тупой. Угол меньше прямого или уже его называется острый (чертим в тетрадях).

XI. Закрепление пройденного

А теперь поиграем в игру “Строители”. (Из палочек построим прямой угол: из 2-х палочек — один угол, из 3-х палочек — два угла, из 4-х — четыре прямых угла. Постройте тупой и острый угол из палочек.) Молодцы, ребята!

А сейчас поиграем в игру “Помогайка”.

XII. Практическая работа по изготовлению прямого угла

Наш друг карандаш построил себе домик, но что-то в нем не так. Как вы думаете, ребята?

(Не ровные углы).

Правильно. Во всех домах углы должны быть прямые. Даже есть такая пословица: “Красна изба углами, а обед пирогами”.

Давайте поможем Карандашу исправить эту ошибку. Но как? Ведь у нас нет такого инструмента, которым бы можно было измерить прямой угол. Для этого нужен чертежный прямоугольный треугольник (показываю).

Пока Линеечка сходит за своим другом Треугольником, пройдет много времени. А Карандашу срочно нужен дом. В этом нам поможет обыкновенная газета.

Загните любой угол газеты вот так (показываю). А теперь сложите еще раз так, чтобы части линии сгиба совместились. Вот и получится прямой угол.

А вот и угольник пришел. Давайте проверим, у всех ли получился прямой угол. (Накладываем свои углы на прямоугольный треугольник.)

Исправляем углы дома.

Проверяем их при помощи своих углов и треугольника.

Дом улыбается.

Карандаш всех благодарит и приглашает на новоселье.

На новоселье принято веселиться. И вот Карандаш предлагает новую игру “Кто лишний?”.

У каждого индивидуальная карточка с разными углами под номерами. Каждый ряд выполняет свое задание.

1 ряд — Назвать номера прямых углов. (2, 4)

2 ряд — Назвать номера тупых углов. (1)

3 ряд — Назвать номера острых углов. (3, 5)

Молодцы, ребята! Вы все хорошо справились с работой. Ну, как говорится, всему свое время. Пора заканчивать игру.

XIII. Итог урока

С какой же новой геометрической фигурой мы сегодня играли? С прямым углом. А какие еще бывают углы? Острые, тупые.

Закончить урок стихотворением:

Математику, друзья
Не любить никак нельзя:
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука —
Это математика.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока по обучению грамоте

( 1 класс )

Тема: « Звук [ й ]  и буква Й й»

                       

Цель урока:

  • Познакомить со звуком [й ] и буквой его обозначающей.
  • Упражнять в чтении слов.
  • Развивать речь, мышление, память, внимание, наблюдательность.

Ход урока.

  1. Звучит музыка. Учитель читает стихотворение:

         Кроет уж лист золотой

         Влажную землю в лесу,

         Смело топчу  я ногой

         Вешнюю леса красу.

- Ребята ,какое время года наступило?

- Закройте на минуту глаза и представьте, что вы попали в осенний лес. (1й слайд – Осенний лес)

- Составьте несколько предложений по картине. Послушайте мое предложение и скажите, сколько в нем слов:

      Осенние листья летят по ветру.

- Читаю стихотворение. Послушайте внимательно и скажите, какой  новый для вас звук повторяется очень часто в этом стихотворении.

      Лес точно терем расписной

      Лиловый, золотой, багряный

      Веселой пестрою стеной

      Стоит над солнечной поляной.

- Дети: В стихотворении повторяется звук [й ].

- Сформулируйте тему нашего урока.

Звук [й ] и буква, которая его обозначает.

- А вот под этим деревом в лесу кто-то спрятался, угадайте, кто?

          Много бед таят леса,

          Волк, медведь там и лиса!

          Наш зверек живет в тревоге,

         От беды уносят ноги.

          Ну- ка быстро отгадай-ка,

         Как зверек зовется? (зайка)  (появляется слайд)

 - Замените в слове 1-й звук, чтобы получилось слово- порода собак (лайка- слайд)

- Снова замените 1-й звук, чтобы получилось название детали, предназначенной для скрепления чего-либо. Эта деталь имеет отверстие и винтовую нарезку (гайка-слайд).

- Замените 1-й звук, чтобы получилось название одежды (майка-слайд)

- Назовите 3-й звук, имеющийся  в этих словах [й ], какой он? (согласный)

- Почему? (воздух встречает во рту препятствие) (слайд )

- Давайте составим звуковую схему   слов: 1-й ряд – лайка, 2-й ряд  -гайка, 3-й ряд – майка.

- Что вы заметили?   [й ] – мягкий во всех словах и звонкий.

- К нам на урок пришел один сказочный герой, в имени которого есть новый звук. Он много читает и много знает. Он раскроет нам секрет звука [й ].

- Появляется Знайка (слайд)

-Сколько звуков в слове Знайка?

-Какой по счету звук [й ]

- Давайте составим звуковую схему.

- А теперь секрет от Знайки:  Звук [й ] всегда мягкий и всегда звонкий.

- Знайка нам раскрыл секрет, а сейчас мы узнаем несколько его тайн.

   Внимание :в слове –отгадке должен быть звук [й ].

- Что Знайка больше любит, кисель или йогурт? (йогурт-слайд)

- Из каких фруктов Знайка больше любит варенье: из айвы или яблок (айва-слайд)

- Какой вид спорта предпочитает, хоккей или футбол? (хоккей-слайд)

-Что любит пить по утрам ,чай или кофе? (чай- слайд)

-Какой транспорт предпочитает, трамвай или автобус? (слайд)

- А сейчас мы узнаем, о чем  недавно прочитал Знайка в книгах. Если в названном слове есть звук [й ] , вы несколько раз киваете головой, если звука нет, то качаете головой влево-вправо.

   О войне, о путешествии, о тайне, о пустыне, о спорте, о медведи, о йоге, о зайце, об айсберге, о водопаде.

- Сейчас я буду перелистывать книгу, на каждой странице которой изображена та или иная буква. Если вы знакомились раньше с ними на уроках, то называете их, если встретится незнакомая буква, хлопаете в ладоши:

   А,Л,У,О,Э,И,Н,Р,Й й.

- Вот вы и поприветствовали новую букву. А как она называется?

- Это буква «и краткое»

- На какую букву она похожа? (и)

- Чем отличается? (сверху галочка)

       Буква [й ] официально была введена в азбуку, как и буква э, в 1735 году, хотя ее начали употреблять гораздо раньше.

     Почему эта буква называется «и краткое»? Потому что составлена она была из буквы и, над которой писали значок, называемый  «кратка» и «и с краткой». А потом, не понимая, что это за кратка, люди стали говорить « и краткое».

     Показ учителем печатной и письменной буквы Йй.  Чтение стихотворения:

             И надела поясок,        Букву й зовут «и кратким»

             Н надела поясок.        Й как И в твой тетрадке

             Буква Н надела ровно,        Чтобы Й не путать с И,

             Буква И- наискосок.        Сверху галочку пиши.

             Ты ей шляпку подари –

             Станет краткой буква И.

Работа по учебнику «Азбука» с.34

  1. Послушайте. Допишите букву.

- Как правильно  нужно прочитать предложения? Почему? (Подсказывают знаки препинания)

- Подчеркните букву й в словах.

2. Найдите и зачеркните лишнюю букву: н,р,й,и.

- Докажите свой выбор.

-Что общего у оставшихся букв. Какие  звуки они обозначают?

- Чтение столбиков слов.

- Назовите слова, которые отвечают на вопрос какой? Как называют такие слова?

- Подчеркните в словах согласные буквы.

3. Прочитайте слова (чайник, лейка, таз, попугай)

- Выпишите в схемы соответствующие буквы.

- Как называются их звуки?

- Какое слово здесь «лишнее»? Почему?

- Рисунок какого предмета «лишний»? Раскрасьте его. Докажите свой выбор.

- На слайде предметные картинки:

  • Змей
  • Йог
  • Лейка
  • Йод

- Посмотрите одну минуту внимательно (убрать слайд)

-1-й ряд называет слова со звуком [й ] в начале слова

- 2-й ряд называет слова со звуком [й ] в середине слова.

- 3-й ряд ряд называет слова со звуком [й ] в конце слова.

Итог урока:

- Назовите тему и цель нашего урока.

- Что вы узнали о новом звуке и букве, которая его обозначает?

- Сможете ли вы легко отличать этот звук от других звуков.

Стихи для подготовленных детей.

- Ой-ой-ой! – сказал ОЙ-ОЙ.-

Я, мой друг, совсем больной!

- Ты пойди-ка погуляй!

Все пройдет! Сказал АЙ-АЙ.

Йог вовек не скажет: «Ох!»

«Ой-ой-ой!»- не крикнет йог

Молодой, владей собой!

Старый, будь как молодой.

Йод хороший,

Йод не злой.        Й на хвостах у птиц и зверей:

Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!»-        Вот горностай, вот-воробей.

Чуть завидев с йодом склянку.

Йод порой, конечно,жжет,

Но быстрее заживет

Йодом смазанная ранка.

У станции «И краткое»

Нас встретили загадкою:

«Прочти, смекай и отгадай –

Как, с места не вставая,

Ты можешь превратить трамвай

Во многие трамваи?

…Что надо пропустить,

Чтоб можно было зайку

В заику превратить?»

Один из нас минуты три

Подумал над разгадкою

И отвечал: «Крючок сотри

Над буквою «И краткое».