Рабочие программы

Рабочие программы по истории России, Всеобщей истории, обществознанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к программе «Основы исследовательской деятельности. Юный историк»

Программа «Основы исследовательской деятельности. Юный историк» призвана обеспечить возможность в получении дополнительного развития для учащихся, обладающих повышенными способностями в познавательной деятельности, проявляющих интерес к самостоятельной продуктивной деятельности, обладающих творческим исследовательским потенциалом.

Цель программы: формирование и развитие у учащихся компетенции исследователя.

Задачи:

  1. Сформировать основы ведения проектной деятельности,  оптимальные представления  о технологии создания исследовательского проекта как универсальной схемы успешной продуктивной деятельности.
  2. Развивать исследовательское мышление, поисковый тип познавательной деятельности.
  3. Формировать культуру научного труда.
  4. Развивать самостоятельность в поиске и анализе информации; развивать общеучебные мыслительные навыки (анализ, синтез, интерпретация, классификация, сравнение, обобщение).
  5. Развивать коммуникативные навыки (деловое общение, культуру публичного выступлении).

Реализация программы осуществляется на основе проектного обучения, которое располагает следующими преимуществами:

  • Проект формирует представления о способах осуществления продуктивной деятельности (общая схема любой деятельности, в том числе и профессиональной); методике ведения исследования; позволяет учащимся проявить степень своих способностей в определенной области, но не обязательно требует от них глубокой научной работы, дает возможность определить для каждого перспективу исследовательской деятельности.
  • Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении.
  • Организация обучения в группе вне рамок класса дает возможность собрать способных учащихся с разных классов, объединить их как единомышленников.
  • Технология проектного обучения убирает узкие рамки отдельных предметов и направлена на формирование «общих», методологических  способностей и умений в обучении.
  • Технология проектного обучения главным делает не трансляцию знаний, а идеологию развития.
  • Технология меняет систему общения учителя и ученика, и возникает диалог, сотрудничество, происходит взаимообогащение друг друга. В такой роли учитель в проектной деятельности сопровождает деятельность, корректирует, находится не «над», а «рядом», т.е. становится тьютором.

Работа учителя  при обучении в такой технологии состоит из компонентов:

  • Создание ситуации осознания и оценивания учащимися тех навыков, качеств групповой исследовательской деятельности, которыми они обладают на настоящий момент и того потенциала, который им необходимо проявить, раскрыть. В зависимости от этого избирается характер деятельности каждого внутри группы.
  • Совместное с учащимися построение стратегии реализации проекта: определение проблемы, цели, шагов по ее достижению, обязанностей-ролей внутри группы.
  • Направление, поддержка при поисковой деятельности, как знаниевой теоретической, так и практической.
  • Совместный анализ и рефлексия действий.
  • Выстраивание партнерства и взаимодействия с другими людьми и структурами под решение своих задач.

Программа состоит из трех разделов:

1. Технология создания проекта.  Формирование представлений об основах проектной деятельности, признаках научного исследования.

2. Разработка исследовательского проекта.  Непосредственно практическая работа по  планированию и проведения исследования. Эмпирическая деятельность.

3. Представление результатов работы. Обучение  защите работы, формирование навыков публичного выступления, культуры публичного делового общения.

Ведущими формами обучения проектной деятельности  являются: тренинги, диагностики, практикумы, чтение материалов с режиме графической разметки с обсуждением. Практическая реализация подготовки проекта предусматривает  использование исследовательских методов (как теоретических, так и практических).

Предлагаемые для использования исследования примерные темы работ:

  • Роль исторической личности в судьбе России.
  • Современные концепции исторического развития.
  • Человек в истории. Россия – ХХ век.
  • Историческое прошлое и современность города Новый Уренгой.
  • Проблемы выбора профессии учащимися 11-х классов.
  • Проблема выбора индивидуального образовательного маршрута.


Тематическое планирование к программе «Основы исследовательской  деятельности. Юный историк»

Тема занятия

Содержание

Форма

Дата

Раздел 1. Технология создания проекта

1

Кто такой исследователь?

Формирование базовых представлений об исследовательской поведении человека как особом типе мышления. Выработка качества личности, необходимых исследователю.

Тренинг

04.10

2

Особенности научного исследования

Формирование представлений о признаках исследования: Понятие научной новизны и научной актуальности  как основополагающего признака научного исследования. Различия между новизной субъективной и объективной. Эмпирия исследования. Научная методика.

Практикум

Беседа  

11.10

3

Актуальность и научная новизна

Формирование умения различать актуальность темы от актуальности работы; различать актуальность работы для автора и научную актуальность работы.

Учебная мастерская

18.10

4

Этапы исследования

Формирование представлений об этапах проекта:  проблематизация,  целеполагание, поиск ресурсов (ресурсообеспечение), выбор методики, планирование, реализация (эмпирия), систематизация данных, синтез (вывод), рефлексия.

Тренинг

25.10

5

Культура научного труда

Авторское право, корректность использования теоретической базы, особенности получения результатов работы

Практикум

08.11

Раздел 2. Разработка исследовательского проекта.

6

Поиск проблемы.  Актуальные проблемы исторической науки 

Анализ объектов реальности с точки зрения наличия неразрешенной на данный момент проблемы.  Использование приема вопросов. Определение актуальности проблемы.

Мозговой штурм  

15.11

7

Формулирование целей, задач, гипотезы  работы

Определение предполагаемого результата работы, формулирование цели, определение объекта и предмета исследования, построение задач работы

Практическая работа

22.11

8

Изучение исторических научных работ

Формирование теоретической базы исследования, составление тезауруса, выбор ведущих научных теорий, ученых.

Практическая работа. Консультация

29.11

9

Выбор исторических методов исследования

Анализ существующих научных методов исследования на предмет соответствия заявленным целям.

Семинар

06.12

10

Сбор материалов исследования

Подбор материала для исследования, работа с объектами  репрезентации языковых единиц

Практическая работа. Консультация

13.12

11

Сбор материалов исследования

Подбор материала для исследования, работа с объектами  репрезентации языковых единиц

Практическая работа. Консультация

20.12

12

Формирование банка результатов исторического и социологического исследования

Отбор единиц исследования из материалов исследования. Составление исследовательской базы исследования (банк единиц исследования)

Практическая работа. Консультация

27.12

13

Первичная обработка результатов исторического социологического исследования

Оформление банка единиц исследования, упорядочивание собранного материала

Практическая работа. Консультация

17.01

14

Анализ исторического и социологического исследования

Составление классификации исторических и социологических единиц по ведущим схемам

Практическая работа. Консультация

24.01

15

Компонентный анализ исторических и  социологических единиц

Изучение структуры социологических единиц, выявление ведущей модели построения, анализ структуры

Практическая работа. Консультация

31.01

16

Функциональный анализ исторических и социологических единиц

Изучение речевой функции языковых единиц, формирование групп, их описание

Практическая работа. Консультация

07.02

17

Статистическая обработка полученных данных

Количественный анализ математическими методами, выявление процентных соотношений полученных групп языковых единиц, построение графиков

Лабораторная работа

14.02

18

Систематизация исторических и социологических единиц

Переработка  полученных данных в системный вид, классификация, построение описательных моделей

Лабораторная работа

21.02

19

Систематизация исторических и социологических единиц

Переработка  полученных данных в системный вид, классификация, построение описательных моделей

Лабораторная работа

28.02

20

Интерпретация полученных данных

Формирование текущих выводов. Истолкование полученных результатов с опорой на научные идеи

Лабораторная  работа

07.03

21

Формулирование лингвистических выводов

Выработка  итогового заключения. Синтез полученных данных. Моделирование итогового результата. Соотнесение результатов работы с целью и гипотезой. Корректировка работы.

Мозговой штурм

14.03

22

Оформление  работы

Формирование умений представления результатов работы в итоговом продукте в зависимости от типа проекта. Отбор материала для итогового продукта.

Практикум

21.03

23

Подготовка презентации PowerPoint

Формирование умений грамотно выстраивать содержание презентации для публичной защиты

Практикум

04.04

Раздел 3. Представление  результатов работы

24

Культура публичной защиты.

Формирование умений пользоваться этикетными формулами публично защиты. Развитие умения держаться на публике.

Тренинг

05.04

25

Конференция. Защита проектов

Формирование умений представлять и защищать работу, вести конструктивный научный диалог. Оценивать участников конференции.

Конференция

09.04

26

Конференция. Защита проектов

Формирование умений представлять и защищать работу, вести конструктивный научный диалог. Оценивать участников конференции.

Конференция

09.04

27

Конференция. Защита проектов

Формирование умений представлять и защищать работу, вести конструктивный научный диалог. Оценивать участников конференции.

Конференция

09.04

28

Конференция. Защита проектов

Формирование умений представлять и защищать работу, вести конструктивный научный диалог. Оценивать участников конференции.

Конференция

09.04

29

Итоги конференции

Формирование умений анализа успешности выступления, умений обсуждать преимущества представленных работ с научной точки зрения

Практикум

18.04

30

Я эксперт. Практикум по оцениванию работ

Уметь оценивать работу по критериям

Практикум

25.04

31

Перспективы исследования

Формирование умений перспективно видеть направления возможного исследования на базе полученного результата

Мозговой штурм

02.05

32

Рефлексия участия в разработке проекта

Развитие умений рефлексировать собственную деятельности с позиций: что удалось в работе, что способствовало успеху, что не удалось, в чем причины, как этого следует избежать. Прогнозирование собственного  поведения, выстраивание новых целей.

Диагностика

7.05

33

Что важнее в проекте: процесс или результат?

Формирование мотивации учащихся для участия в проектной деятельности. Обсуждение признаков качества процесса и качества результата проектной деятельности

Дискуссия

05.05

34

Круглый стол

Обсуждение в коллективе исследователей результатов работы, обмен впечатлениями

Круглый стол

16.05