"Я в педагогике нашел своё призвание"

Козлова Оксана Геннадьевна

Современный ритм жизни требует от педагога постоянного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Педагог может называться педагогом с большой буквы, только если сам постоянно учится, развивая и совершенствуя свой профессиональный опыт и щедро делясь им с коллегами, единомышленниками, родителями. Профессиональный опыт обеспечивает ему квалификационную профессиональную деятельность.

Знаете, хотя подготовка и само участие в любых конкурсах стоит нервов и немалых, но для педагога это мощный стимул к самосовершенствованию и самообразованию. Сейчас востребован воспитатель постоянно развивающийся, ищущий и стремящийся вперед, к новым вершинам в профессиональной деятельности.

А ничто так не стимулирует к повышению квалификации, как состязания профессионалов. Ты приходишь на конкурс не только себя продемонстрировать, но и посмотреть, чем живут коллеги из других детских садов, набраться эмоций и поделиться опытом. Кроме того, выступление на массовых мероприятиях дает возможность посмотреть на себя со стороны, что поможет впоследствии составить самоанализ, отметив свои слабые и сильные стороны как педагога.

В конце концов, конкурсы – это праздник, он запомнится на всю жизнь как яркое пятно в будничной нашей действительности. Это праздник общения, веселья, забавных и даже драматических моментов, когда нервы натянуты и плещет из тебя адреналин.

Знаете, во время таких мероприятий происходит настолько сильное единение людей одной профессии, такой всплеск энергии творчества и вдохновения, что заряда хватает на длительное время. После участия хочется работать с новыми силами, творить, развиваться, делиться идеями!


Так вот конкурсы реально поднимают тебе самооценку как профессионалу, ты понимаешь, что работаешь не хуже других, а в чем-то превосходишь коллег, появляются силы и желание трудиться для малышей, воспитывать их на передовых наработках. Состязания просто помогают держать себя в форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Детство – важный период человеческой жизни,

 не подготовка к будущей жизни,

а настоящая, яркая, самобытная,

неповторимая жизнь; и от того, как прошло детство,

кто вел ребенка за руку в детские годы,

 что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,

в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

 В.А. Сухомлинский  

С малого детства мы попадаем в необычную страну чудес и волшебства, где живут самые добрые волшебники на свете. Каждый день они дарят малышам свою заботу и любовь. С юных лет  я мечтала вырасти и стать воспитателем. Тогда, когда я была еще совсем маленькой и сама ходила в детский сад, работа воспитателя мне казалась ярким и бесконечным праздником, полным задора и веселья. Своего  воспитателя я всегда видела в прекрасном настроении, радостную и неутомимую. Мне казалось, что воспитатель - это тот человек, в жизни которого нет проблем и неприятностей.

Время шло, я взрослела, и моя детская мечта меня не покидала. Окончив школу, я уже знала, куда мне поступать. Сегодня детский сад для меня - это второй дом, где меня всегда ждут, любят, ценят, в который я спешу не только с интересными идеями, но и с прекрасным настроением.

Мой день начинается с добродушных улыбок родителей, широко открытых глаз детей, пытливо глядящих в этот сложный и непонятный мир. И каждый из этих дней отличается от предыдущего. На грустные мысли в течение рабочего дня совершенно нет времени, каждый миг – это уже какое-то новое интересное открытие. Там всегда нужно торопиться, нужно стать интересным для окружающих, дарить свою любовь, знания, умения. Поэтому этот мир открывает свои двери только самым терпеливым и чутким, самым ответственным и любящим, добрым, интересным и удивительным людям. И называют этих людей воспитателями.

Педагогу дошкольного образования отводится особая роль, поскольку личность взрослого «мощный фактор развития».

Главной  целью воспитателя является развитие самых крошечных задатков ребёнка,  которые  в нём заложены.

Мне очень близко восточное изречение: «Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца,  другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии».

Профессиональный  стандарт  современного  педагога  предъявляет   новые требования к воспитателю. Главными качествами педагога являются профессионализм, творческий подход, компетентность, инициативность, готовность брать ответственность на себя.

В условиях модернизации системы образования, перехода на качественно новый ее уровень личности педагога отводится ключевая роль реализации требований общества. Ведь педагог стоит у истоков зарождения будущего страны. А наше будущее  - это, прежде всего, наши дети.

Задача современного воспитателя раскрыть в своих воспитанниках личность творческую, креативную и коммуникабельную. Свои результаты  нужно оценивать и прогнозировать, развивать инициативу, самостоятельность. Для каждого ребенка необходимо подготовить такие  условия чтобы он смог раскрыть свои индивидуальные способности и  потенциал. Цель каждого педагога состоит в том, чтобы сделать воспитанника счастливым, более самостоятельным и способным находить решение к любым поставленным целям.

Самое дорогое и ценное – это ребёнок. И именно эту важнейшую ценность доверяют нам -  педагогам.

Труд воспитателя – это сложный и непрерывный процесс. Воспитатель всегда находится под прицелом детских глаз и оценочных взглядов их родителей. 

Поэтому воспитатель всегда должен быть интеллигентным, активным, находчивым, веселым и, конечно же,  творческим человеком. Успех моей работы зависит от профессиональных знаний и опыта. Чтобы быть компетентной в своей профессии на протяжении всей своей трудовой  деятельности,  расширяю поле профессиональной деятельности:  прохожу профессиональные курсы повышения квалификации, посещаю методические объединения, прослушиваю вебинары  и семинары, разрабатываю проекты.  Совместно с детьми и родителями участвую в конкурсах разного уровня на различные темы. Современные педагоги, опираясь на научные исследования, вносят коррективы в педагогику и я стараюсь следить за новыми технологиями. Методами и приёмами в образовании. Применяя инновационные находки в своей деятельности стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники с удовольствием посещали детский сад и были успешными во всех сферах.

Я считаю, что современный педагог должен найти ключик не только к сердцу ребёнка, но и к их родителям. Только совместными усилиями можно воспитать неповторимую личность с многогранными чертами характера.

Находясь всегда в  центре внимания детей и взрослых, я стараюсь быть примером для подражания. Маленькие дети всегда копируют взрослых, поэтому веду активный и правильный образ жизни. Много путешествую по уголкам нашей Родины, делюсь впечатлением об увиденном, прививая интерес к достопримечательностям нашей страны. Ведь в наших руках заинтересовать маленького человечка историей, привить любовь к своей стране и народу, воспитать настоящего патриота.

Каждый родитель мечтает воспитать знаменитого учёного, актёра или спортсмена. А я, как педагог -  воспитать счастливых людей. Ведь до счастья нельзя дотронуться, попробовать его на вкус и запах. Счастье – это состояние души, которое должно жить внутри каждого из нас. Одной из главных задач моей работы является заложение основ, на которых будет строиться дальнейшая счастливая жизнь воспитанников.

Душа ребёнка очень чутка, с ним нельзя работать спустя рукава. Очень хочется сохранить в детях их индивидуальность, дать возможность развить свой собственный потенциал.

Работу воспитателя нельзя назвать лёгкой. Это постоянное внимание, сосредоточенность и собранность. Но любое волнение проходит, когда видишь, что все твои усилия потрачены не зря: согретое любовью детское сердечко тянется к добру и само готово творить добро. Ведь счастливая и искренняя улыбка на лице ребёнка – это самая высокая оценка моего труда.  

Воспитатель – это волшебник, руками которого закладывается фундамент будущего гражданина своей страны. Огромная ответственность лежит на нём, ведь нельзя подорвать доверие детей и родителей.

С моей точки зрения,  для детей важны и другие стороны моей личности, такие как  любовь, чуткость, доверие, уважение, честность. Для меня профессия педагога немыслима без этих качеств. Только они могут помочь раскрыть ранимую душу ребенка. Поэтому я стараюсь своим примером показывать детям, а также их родителям своё доброе отношение к окружающим, искренность, заботу и доброжелательность.

Ведь не зря говорят, что воспитатель – это вторая мама, которая дарит своим воспитанникам внимание, любовь и заботу, а также учит их не только слушать, но и слышать. Заглядывая  в детскую душу и глядя на современных родителей понимаешь, что именно мы можем заложить зерно нравственности, показать, что такое хорошо и плохо, как вести себя в различных ситуациях, общаться со взрослыми и сверстниками. Я поддерживаю все начинания своих воспитанников, даря им уверенность в себя и своих силах. В каждом ребёнке есть талант и наша задача раскрыть его, направить, учитывая особенности каждого.

На своих занятиях я чувствую интерес детей. Стараюсь, чтобы мои занятия были не похожи друг на друга. Каждое занятие – это пазл. Порой его непросто собрать. Но всё под силу: творчество и технологии, которым современный педагог должен не только учить, но и учиться сам.

Игра – одна из ведущих видов деятельности в дошкольном детстве.  Игра  - это жизнь ребёнка.  И именно  с её помощью  пребывание в детском саду для ребёнка становится  не только познавательным, но и увлекательным, захватывающим. В своей работе использую проектную деятельность, которая делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, предоставляет ребятам возможность самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач или проблем. При организации с детьми нетрадиционных форм работы руководствуюсь психолого-педагогическими принципами:

- деятельностный подход,

- принцип интереса,

- сочетание индивидуальной и коллективной деятельности,

- единство отдыха и познания.

Моя работа - это незабываемые впечатления от каждого прожитого дня. Моя задача -  открыть потенциал, показать дорогу самовыражению. У каждого ребёнка свой путь – удобный и понятный только ему.  Приветливость и улыбка на лице – так выглядит успешный педагог, рядом с которым и успешные воспитанники. Мы вместе! И у нас всё обязательно получится.

Анализируя вышесказанное, уверенно могу сказать, наша профессия важна!  Во все времена она будет востребована! Воспитатель — это человек, который способен подарить детям уникальное качество — умение воспринимать этот мир, обрабатывать и самостоятельно применять полученную информацию.

Высшее достижение в моей работе – желание моих воспитанников идти утром в наш волшебный мир и нежелание вечером уходить домой. Моя награда в том, что мои выпускники, при встрече со мной, с радостью бегут ко мне, обнимают, рассказывают о своих успехах. Это значит, что я оставила в их сердце незабываемый след, частичку своей души. Ради этого и стоит каждое утро приходить на работу, улыбаясь встречать своих почемучек.

На сегодняшний день я с уверенностью могу сказать, что моя профессия – это любимое дело, увлечение. Это – моя жизнь! Я чувствую, себя нужной и необходимой людям. Я - воспитатель. И нет судьбы прекрасней для меня!



Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №9 «Радуга»

Пояснительная записка

к методическому семинару на тему:

«Формирование патриотических качеств личности ребёнка через интеграцию различных видов деятельности»

Подготовила:

воспитатель высшей

 квалификационной категории

Козлова Оксана Геннадьевна

г. Балабаново,2022

Добрый день, уважаемые коллеги.

Слайд №1

Тема семинара: «Формирование патриотических качеств личности ребёнка через интеграцию различных видов деятельности»

Цель: повышение интереса у педагогов к развитию патриотических качеств у детей дошкольного возраста  через интеграцию различных видов деятельности.

Задачи:

  • Заинтересовать коллег данной темой, вызвать желание внедрить её в свою педагогическую деятельность.
  • Распространить свой педагогический опыт коллегам.

Слайд №2

Воспитание патриотических качеств у детей дошкольного возраста - одна из  задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание  любви к близким людям, к детскому саду, к родной стране, городу. Решение задач начинается уже в дошкольном возрасте и включает в себя:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • знакомство детей с символами государства  (герб, флаг, гимн).

            Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления  о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, остаются   в памяти человека на всю жизнь.

        Патриотическое чувство у людей само по себе не возникает. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, под влиянием среды, образа жизни и воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

Таким образом, нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Целью работы ДОУ  по данной проблеме является создание системы патриотического воспитания детей для формирования социально — активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к отечеству, своему народу и готовность к его защите.

Современные  подходы   к  проблеме  патриотического  воспитания  дошкольников отражены в работах отечественных исследователей: С. А. Козловой, Л. А. Кондрыкинской, О. Л. Князевой, Л. В. Коломийченко, Т. С. Комаровой, М. Д. Маханевой, Л. Е. Никоновой, А. П. Орловой и др. Авторы указывают на изменившиеся методологические подходы к данному вопросу, появление нового взгляда на «старые» проблемы.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: "Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями". В "Лекциях о воспитании детей" А. С.Макаренко говорил: "Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг перед коллективом, и значит перед Родиной, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей".

Слайд №3

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Системе образования принадлежит ведущая роль в патриотическом становлении подрастающего поколения. Проблема патриотизма на сегодняшний день актуальна, так как мы живём в веке коммуникационно-информационных технологий,   большую часть времени дошкольники  проводят за компьютером, телевизором. У современных детей практически не развито представление о родной стране, Отчизне, малой родине, городе в котором проживают.  

Проблема.  Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций,  равнодушно относятся  к близким людям, к товарищам по группе. Испытывают недостаток сочувствия и сострадания  к чужому горю.

Предположение. Использование интеграции различных видов деятельности поможет сформировать патриотические качества личности дошкольника.

Слайд №4

Исходя из вышесказанного, сформулировала цель, объект, предмет, гипотезу, и обозначила  задачи работы.

Цель. Формирование патриотических качеств личности ребёнка через интеграцию различных видов деятельности.

Объект. Процесс нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Предмет. Организационные и методические условия нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста. 

Гипотеза. Патриотические качества дошкольников будут развиваться  более эффективно, если внедрить в работу интеграцию различных видов деятельности.

Слайд №5

Для реализации данной деятельности, определила следующие задачи:

  • Ознакомиться с  психолого - педагогическими исследованиями в области  воспитания патриотических  качеств   дошкольников.
  • Изучить возрастные особенности  в формировании патриотических качеств  у детей дошкольного возраста
  • Описать возможности использования разных видов деятельности  для развития патриотических  качеств дошкольников
  • Разработать и апробировать дополнительную общеобразовательную программу  «Россия – Родина моя»

Слайд №6

Для решения поставленных задач использовала следующие методы:

  • теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, анализ продуктов деятельности детей  
  • эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа.

Практическая значимость заключается в том, результаты работы могут быть использованы в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций, в консультационной работе с родителями по формированию у детей дошкольного возраста патриотических качеств.

Новизна его заключается в использовании интеграции   различных видов деятельности для  формирования патриотических качеств у дошкольников.

Слайд №7

Основные принципы патриотического воспитания дошкольников:

  • Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
  • Принцип культуросообразности - «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
  • Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
  • Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
  • Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).

Методы, используемые в работе с детьми:

Наглядный:

  • Наблюдение
  • Рассматривание  картин, репродукций и иллюстраций
  • Рассматривание с детьми образцов игрушек разных видов  декоративно – прикладного искусства.

Словесный:

  • Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом    нужных        объектов и непосредственными наблюдениями детей
  • Беседы с детьми о стране, малой Родине
  • Чтение детских художественных произведений
  • Разучивание песен, стихотворений, пословиц, поговорок,    чтение сказок
  • Прослушивание музыкальных произведений.

Практический:

  • Создание выставок детского творчества
  • Индивидуальная работа
  • Детское творчество по разным видам деятельности.

Игровой:

  • Настольно – печатные, дидактические, сюжетно – ролевые игры
  • Создание игровой ситуации
  • Привлечение сказочных персонажей, игрушек к комментированию действий.
  • Театрализация.

Основной, и самый действенный метод патриотического воспитания дошкольников – это личный пример педагога.

Слайд №8

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется М. Новицкой как «потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира»

Особенностями патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста являются:

  • формирование интереса к историческим корням своей семьи, истории города, где родился  ребенок и где живет, чувства сопричастности к ним;
  • бережного отношения, проявляющегося в делах и поступках;
  • интереса к традициям семьи, города и желания им следовать;
  • уважения к защитникам  Отечества и заботливого отношения к ним.

Особенностями патриотического воспитания детей старшего дошкольноговозраста, являются:

  • формирование интереса к историческим корням своей семьи, истории города, где родился  ребенок и где живет, чувства сопричастности к ним;
  •  бережного отношения, проявляющегося в делах и поступках;
  •  интереса к традициям семьи, города и желания им следовать;
  •  уважения к защитникам  Отечества и заботливого отношения к ним.

Слайд №9-11

Мной была разработана дополнительная общеобразовательная программа «Россия – Родина моя». Реализую программу в соответствии с возрастными особенностями детей,  2 раза в неделю, во второй половине дня.

Для реализации  работы по нравственно – патриотическому воспитанию помогает развивающая среда.

При создании предметно-развивающей  среды  соблюдала санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещенность, целесообразность размещения экспонатов и доступность, научность и достоверность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность.

В группе  совместно с родителями был создан уголок патриотического воспитания, где собран различный материал по теме «Моя Родина – Россия». В зоне патриотического воспитания имеется большой иллюстрационный материал, методические разработки, альбомы по разным темам, связанным с Калужским краем. Собрана коллекция кукол народов мира, образцы игрушек по декоративно-прикладному искусству.

Для достижения положительных результатов расширила и постоянно обогащаю предметно-развивающую среду, которая соответствует требованиям Стандарта. Совместно с родителями создали мини-музеи  «Русская изба» и « Хлеб – всему голова»,  где дошкольники знакомятся с предметами старины, их названиями, предназначением. Дети узнали  какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом, познакомились с орудиями труда, которыми пользовались при выращивании хлеба.      

Уголок «Литературная гостиная» - это очень удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объединяет в себе драматическое действо, музыку и пение, литературную игру и дискуссию.

Материал подбираю по тематическому календарю в соответствии с планированием работы и возрастными особенностями детей. Методическая копилка пополняется новым материалом, иллюстрациями. Имеются книги познавательного содержания  с красочными иллюстрациями. Дети с удовольствием принимают участие в совместных литературных вечерах  и самостоятельно рассматривают иллюстрации, разыгрывают небольшие фрагменты из любимых произведений, сказок народов мира.     

Слайд №12

При реализации данной программы использовала следующие формы работы с детьми:

  • Образовательная деятельность, беседы, проектная деятельность;
  • Игры, развлечения, досуги;
  • Экскурсии, целевые прогулки, труд;
  • Художественно-эстетическая деятельность;
  • Праздники, развлечения.

Большое внимание уделяю сотрудничеству с семьей и использую следующие формы работы с родителями:

  • Дни открытых дверей
  • Тематические вечера
  •  Родительские собрания в нетрадиционной форме
  • Совместные праздники и  развлечения
  • Экскурсии
  • КВН, викторины
  • Благоустройство территории ДОУ
  • Оформление группы
  • Анкетирование, буклеты, консультации
  • Совместные выставки поделок и рисунков
  • Акции
  • Изготовление игр и пособий

Слайд №13

В своей работе использую проектную деятельность, в которой прослеживается интегрированный подход. Она направлена на совместное сотрудничество всех участников процесса. Считаю, что проектная технология направлена на развитие личности, самостоятельности, творчества. Формирует представления об истории и достопримечательностях родного края, традициях, праздниках русского народа. Все это помогает воспитать в ребёнке духовно-нравственные качества личности, которыми характеризуется настоящий патриот своей Родины. Мною были разработаны и реализованы  такие проекты, как «Моя счастливая семья», «Мой край родной», «Русские богатыри», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Русские народные игры», «Народные праздники».

  Проектная деятельность позволяет интегрировать все виды деятельности, что позволяет сделать работу не только продуктивной, но и интересной.

Слайд №14

Для определения уровня развития нравственно - патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста руководствуюсь методическим пособием "Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду" М.Ю.Новицкой, С.Ю.Афанасьевой, Н.А.Виноградовой, Н.В.Микляевой. На основе данной методики разработала свою диагностическую карту.

Результат мониторинга по выявлению уровня формирования патриотических качеств у детей  ( данные 2020-2021 учебного года)

 Средний балл по группе 1.7

 высокий уровень -5% (1 человек),

 средний уровень - 40% (8 человек),

 низкий уровень  -55% (11 человек)

 На конец учебного года средний балл по группе – 2,4;

 высокий уровень- 45% (9 человек),

средний уровень- 55% (11 человек)

 образом,   анализа , что  детей со   .

Слайд №15

Также в своей работе использую ИКТ. Использование информационно-коммуникационных технологий я считаю актуальным и эффективным средством для патриотического воспитания дошкольников.

Информационно-коммуникационные технологии использую при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, мультфильмов, обучающих фильмов; проведении дидактических игр, интерактивных игр и др.

Использование мультимедийных презентаций позволяет сделать занятия эмоционально окрашенными,  привлекательными и вызывает у ребенка живой интерес, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Слайд №16

В ходе образовательной деятельности углубляю, расширяю, систематизирую полученные знания. Работу веду от простого к сложному с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Включаю беседы в разные режимные моменты. Темы патриотического воспитания, которые запланированы по социально-коммуникативному развитию  я рассматриваю более обширно и подробно в своей кружковой деятельности. Это позволяет более эффективно и успешно реализовать работу по патриотическому воспитанию.

Игра является приоритетным видом деятельности дошкольников, поэтому я использую методику игровых технологий. Игра позволяет детям развивать не только умственные способности, но и двигательную активность, а также учит быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнить задания, соблюдать правила. Часто использую коллективные игры, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры.  При помощи игры можно решать самые разные воспитательные задачи. В своей работе я использую не только русские - народные игры, но и игры других народов мира. Это позволяет расширить знания детей о культуре других народов мира.

Изучение детьми фольклора, обрядов, народного творчества, совместное проведение тематических досугов, способствует расширению сферы педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, на проявление положительных качеств личности.

Слайд №17

Художественно-эстетическое развитие дошкольников является самым ярким, эмоциональным, творческим и незабываемым видом деятельности. Именно в этой области дети раскрываются, приобретают  знания и опыт, который могут использовать в своей дальнейшей жизни. Народные и календарные  праздники сопровождаются изучением традиций, обрядов, музыки и это позволяет замотивировать детей  к более глубокому изучению истории нашего народа.  

Знания, полученные детьми во время чтения и бесед, закрепляются в творческой деятельности.  На занятиях по изодеятельности  дети изображают природу родного края, государственную символику,  свои впечатления о прошедших событиях, любимых героев народных сказок, былин. Нетрадиционные виды рисования позволяют сделать этот процесс более увлекательным и интересным для ребёнка.  Изобразительная деятельность сопровождается музыкой, это позволяет провести сравнительный  анализ  между современной, народной  и классической музыкой.

Учу детей различать изделия народных  промыслов,  изображать элементы, характерные для каждого вида росписи.  Знакомлю  с творчеством  русских художников,  которые помогают  прививать детям любовь к природе, к близким, учат добру и  справедливости.

Театрализованная деятельность раскрепощает и придаёт уверенность ребёнку. Через неё легче донести и раскрыть смысл устного народного творчества, переместиться в прошлое, понять смысл исторических событий.

Слайд №18

Работу по патриотическому воспитанию нельзя представить без тесного сотрудничества с социумом. Наша задача научить детей общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. Именно в детском возрасте закладывается любовь и уважительное отношение  ко всему живому. Наш ДОУ на протяжении многих лет тесно сотрудничает с коллективом «Второе дыхание», что позволяет не только подарить радость общения, но и углубить и расширить свои знания об обычаях старины.  Общаясь с людьми пожилого возраста дети учатся проявлять  внимание и заботу к людям солидного возраста.

Ещё одной традицией нашей группы являются встречи с ветераном ВОВ Анатолием Денисовичем Мусаловым. Эти встречи проходят как в детском саду, так и у него в гостях. Дети готовят для него подарки, а у него всегда в запасе много интересных историй из его жизни связанных с войной. Он с удовольствием показывает свои фотоальбомы, делится впечатлениями.

Слайд№19

Провожу экскурсии к значимым объектам жизнедеятельности, приобщаю детей  через акции к культурному поведению в социуме. Принимали участие в таких акциях, как «Окна Победы», «Окна России», «Голубь мира», «Помощь бездомным животным», «Бессмертный полк», «Добрые крышечки», экологические акции.

Слайд №20

В детском саду дети целенаправленно приобщаются к труду, наблюдают за профессиональной деятельностью взрослых во время экскурсий, целевых прогулок, воспитывают чувство ответственности, уважительного отношения к труду взрослых. Формируются трудовые навыки, развивается интерес к профессиям.

Слайд №21

Основы нравственно-патриотической личности закладываются в семье, поэтому  большое внимание уделяю сотрудничеству с семьей. Совместно с родителями проводятся праздники, развлечения, они активно принимают участие в выставках рисунков и поделок, помогают в проведении субботников, акций и экскурсий.

В родительском информационном уголке размещаю тематические консультации, заостряю их внимание на проблемах воспитания, веду работу через рекомендации, буклеты и памятки. Родители приняли активное участие в благотворительной акции «Помощь бездомным животным», а также, в рамках проекта «Никто не забыт, ничто не забыто», помогли оформить «Ленту памяти» и приняли участие в акции «Бессмертный полк».

Слайд №22

Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле. (С. Лихачев)

Таким образом, разработанная мной система работы по патриотическому воспитанию дошкольников подтверждает слова С.  Лихачёва  и позволяет решить поставленные задачи.

Интеграция образовательных областей способствует повышению качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию при ознакомлении детей дошкольного возраста с историческим, культурным, природно-экологическим своеобразием родного края.

            Конечно же, при углублённой работе по данной теме я столкнулась с некоторыми трудностями. Мало методических разработок для дошкольников, недостаточная материальная база ДОУ. Существуют факторы, которые влияют на нравственное восприятие детьми картины мира: равнодушие, жестокость, безнравственность, агрессивность окружающих людей. Маленькие всегда стремятся подрожать взрослым. Очень сложно научить ребёнка не причинять другим боль, им кажется, что как в боевике или в компьютерной игре, никому не больно. Телевидение демонстрирует с экранов программы не скрывая фактов и сцен насилия. Считаю необходимо объяснять детям всю серьёзность взаимоотношений человеческого мира. Нам только кажется, что они маленькие и ещё ничего не понимают.

Однако, анализируя результаты своей работы считаю, что развитие и воспитание нравственно - патриотических качеств у дошкольника необходимо продолжать т.к. есть положительная динамика, результативность отмечена в сравнительной диаграмме.

Дети изменили своё отношение к окружающему миру

  • дошкольники осознают нравственные ценности добра и зла
  • отмечают значимость положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, к своим обязанностям, владению способами поведения
  • стремятся проявить милосердия и сострадания в той или ситуации, делают добрые дела для близких, друзей
  • имеют представление о государственных праздниках, проявляют патриотические качества
  • стараются поступать справедливо во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми, жить по нравственным основам с окружающей природой, в социуме
  • родители заинтересованы и готовы к дальнейшему сотрудничеству.

Литература:

1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.

2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.

3. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.

4. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.

5. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.

6. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.

7. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.

8. Микляева Н.В. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников / Н.В. Микляева – К.: Сфера,2013. – 144 с.;

9.Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, РАЗРАБОТКИ тематических занятий и сценарий мероприятий / под ред. Е.Ю. Александровой. – Волгоград: Учитель,2007;

10. Ушинский К.Д.   сочинения. - М.: , ;

11. Формирование   как важный   к школе / А. , Л. , Н. Кленова // . . - 2001. - № 8.;

12.  Л.Х.,  Н.В. Дошкольная :  пособие. - , ;

13. Шамова Т.И.,  П.И.,  Н.П. Управление  . - М.: Гуманитарный   ВЛАДОС,

Ин ресурсы:

14. https://infourok.ru/statya-proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-pedagogov-detey-i-roditeley-v-formirovanii-nravstvenno-patrioticheskih-kachestv-do-1346309.html

15. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya rabota/2018/02/07/formirovanie-nravstvenno-patrioticheskih-kachestv-u

16.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/13/diagnos



Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад№9 «Радуга»

Сценарий образовательной деятельности на тему

 « Экскурсия по Москве»

Подготовительная группа

Подготовила:

Козлова Оксана Геннадьевна

Воспитатель

высшей  квалификационной категории

                                                                        Балабаново,2022

           Тема

     Экскурсия по Москве

Образовательная

область

     Художественное творчество. Социализация. Коммуникация. Познание. Музыка.

Форма педагогического мероприятия

     Образовательная деятельность

Возраст

детей

      6 - 7 лет (подготовительная группа)

Задачи

  • Обобщать и  расширять знания  о  Москве, о достопримечательностях города.
  • Закреплять знания детей о профессии экскурсовод.
  • Активизировать словарь по теме.
  •  Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к истории родного города.
  • Воспитывать интерес к посещению музеев, культурно -исторических мест.
  • Воспитание патриотических чувств, чувства любви и гордости за столицу.

Организация среды

       Ноутбук, проектор, презентация достопримечательностей Москвы, картины к  дидактической игре

 « Рассортируй картины», «Собери картину»,  конструктор, схемы построек, силуэты матрешек, гуашь, ватные палочки  для рисования, ёмкости с водой.

Форма организации

           Групповая, индивидуальная

Предварительная работа педагога с

детьми

  Беседы о Москве, рассматривание иллюстраций и фотографий о Москве, чтение рассказов, разучивание    стихов, пословиц и поговорок о Москве. Рассматривание Кремлёвских башен.  Беседа о Третьяковской галерее, рассматривание картин. Подготовка силуэтов матрешки.

                               

   

         

Примерный сценарий образовательной деятельности.

Структурные

части

Содержание

игровых

заданий

Деятельность

Форма

организа-

ции

детей

Результат

педагога

детей

Организационно-мативационная часть

Основная часть

Продуктивная деятельность

Физкульт

Минутка

Продуктивно-творческая деятельность

Заключительная часть

Рефлексия

 

 Словесный

 

Наглядный

Словесный

Наглядное

Прослушивание стихотворения

Наглядный

Игровая

   Внимание-внимание, приглашаем гостей столицы совершить экскурсию по Москве, где вы  познакомитесь с главными достопримечательностями города  . Билеты можете приобрести возле автобуса, отправление через 5 минут.

 Да. Пожалуйста, экскурсионные билеты вы можете приобрести при входе в автобус

  Добрый день, уважаемые гости нашего города. Очень приятно видеть вас в нашем автобусе. Меня зовут Оксана Геннадьевна, и сегодняшнюю экскурсию проведу я.

 

     

 Скажите, пожалуйста, вы, приехали в Москву из другой страны?

Итак, мы начинаем экскурсию по городу-герою Москве.

 слайд Вид Москвы. 

«Москва не сразу строилась», - так говорят в народе. Глядя на город, на его величественные соборы, сейчас трудно представить, как всё начиналось.

Слайд памятника Ю.Долгорукому

Посмотрите, мы проезжаем мимо памятника Юрию Долгорукому

  Князь Юрий Долгорукий основал Москву более восьмисот шестидесяти лет назад на берегах двух рек. Москвы-реки и Неглинной.

Мы подъезжаем к главной достопримечательности Москвы – Красной площади.

Это главная площадь Москвы и всей страны. На ней расположены самые важные государственные здания, музеи, храмы.

-Известно ли вам, почему площадь назвали Красной?

Перед нами Московский  Кремль. Именно Кремль является символом России. Здесь работает наше правительство во главе с президентом.

Дальше наша экскурсия будет пешеходной. Давайте выйдем из автобуса и получше рассмотрим Кремль.

Красивейшая Крепость города.  Это целая серия соборов, храмов, музеев, государственных зданий, площадей, огражденных кремлевской стеной и башнями. Все башни Кремля и Кремлевская  стена сделаны из кирпича красного цвета. Самая  известная башня – Спасская, на ней находятся главные часы страны.

Знакомо вам их название?

На территории Кремля  стоит «Царь-колокол» и  «Царь-пушка».

Царь-колокол и Царь-пушка – самые впечатляющие достопримечательности Кремлевского дворца. Много стихов посвящено Царь-пушке и Царь-колоколу. Никто не знает из наших гостей столицы?

Знаете ли вы, почему кусок колокола стоит рядом с ним?

Долго потом колокол лежал в земле, только через 100 лет его извлекли из ямы и поставили на постамент.

Мы подошли к знаменитой «Царь – пушке».

Слайд "Царь-пушка"

Да, действительно,  «Царь-пушка» не стреляла никогда, хоть и предназначалась для стрельбы камнями весом до 800 кг. Чтобы ее зарядить потребовались бы целые сутки.

Уважаемые туристы, дальше мы с вами, к сожалению, пройти не сможем, т.к. впереди идут строительные работы. Нашу Москву хотят сделать еще прекраснее. И я вам хочу предложить поучаствовать в проекте, по созданию башен. Вы согласны?

Смотрите, здесь даже есть чертежи- схемы. Мы можем ими воспользоваться.

Слайд Храм Василия Блаженного.

Это красивейший Храм! Повелел его построить Иван Грозный. Храм так ему понравился, что он приказал ослепить мастеров, чтобы они такую красоту больше нигде построить не смогли.

Уважаемые туристы, впереди проходят народные гуляния и я предлагаю нам с вами тоже присоединиться и поиграть в народную игру «Карусель»

На этом путешествие по Красной площади  заканчивается.

Слайд Третьяковская галерея

  А это знаменитая Третьяковская галерея. В этом красивом доме жил Павел Третьяков. У него была огромная коллекция картин русских художников. Все эти картины вместе с домом он подарил Москве, чтобы все люди могли любоваться этими произведениями.

Давайте и мы посмотрим на картины.

В музее картины обычно висят в разных залах: портреты висят в одном зале, пейзажи – в другом, натюрморты – в третьем.

 А в нашей галерее проходила реставрация картин и их еще не успели развесить по залам. Поможем сотрудникам музея?

 (На столе карточки с изображением картин, написанных в разных жанрах. Дети делятся по 2 человека в соответствии с кружочками на футболках. Те, у кого желтые круги, отбирают только портреты, те, у кого красные круги, отбирают только пейзажи, те, у кого синие круги, отбирают только натюрморты.

А часть картин нужно поместить в рамы. Но для этого их нужно собрать.

Огромное вам спасибо за помощь. Сейчас все картины находятся в своих залах.

А знакомы ли вам эти картины? И кто написал эти картины?

В галерее огромное количество картин и конечно же, за один день можно не успеть всё увидеть.

 Перед нами зал декоративно-прикладного искусства и мы можем все вместе для ваших друзей изготовить сувениры своими руками.

Как вы думаете, что любят увозить к себе на родину иностранцы?

 В помощь детям воспитатель загадывает загадку:

   «В одной молодице прячутся девицы,

    Каждая сестрица - для меньшей темница.

    Красные щечки, пестрые платочки,

    Хлопают в ладошки веселые   (матрёшки).

    Давным – давно родилась расписная матрёшка. Её придумал художник Сергей Васильевич Малютин.

Дети разукрашивают матрёшек.

Дарят свои сувениры иностранцу.

  А сейчас мы пройдём в автобус и вернёмся  на то место, откуда начиналась наша экскурсия.

 Вам понравилась наша экскурсия?

 Что вам запомнилось больше всего?

 На этом наша встреча подошла к концу, мне было очень приятно сегодня с вами провести время. До свидания.

Дети заходят в зал,  подходят к автобусу.

Спрашивают:

Этот автобус отправляется на экскурсию?

 Билетёр раздаёт билеты, пассажиры оплачивают экскурсию

 Подождите, пожалуйста, я тоже хочу попасть на эту экскурсию.

 

  Да, я живу в Англии, но здесь живёт моя бабушка, поэтому я так хорошо знаю русский язык.

 

 

 

 

Потому что на Руси считалось, если красное, значит красивое.  Поэтому и площадь называется красная.

Часы на Спасской башне называются Куранты

Ребенок читает стихотворение

«Царь-колокол!»

Однажды в Кремле случился пожар, и мастера, испугавшись, что от огня колокол расплавится, стали его заливать холодной водой; вот от разницы температур колокол и треснул, от него отвалился кусок.

Ребёнок читает стихотворение

«Царь-Пушка» 

Согласны

Дети строят башни из конструктора

 Да, поможем.

Рассортировывают картины

 

 Собирают картины из разрезных картинок

 Картина «Алёнушка» и

«Иван царевич на сером волке»

Написал их художник Васнецов

 Ребенок-иностранец.

Мне очень понравилась экскурсия.

Скажите, пожалуйста, а какие сувениры можно купить у вас для моих друзей?

Предлагают различные варианты подарков.

Благодарит детей за помощь

Ответы детей

Групповая

Индивид.

Индивид.

Индивид.

.

 Индивид.

  Индив.

 Индивид.

Индивид .

Индивид.

Индивид.

 Индивид

 Индивид.

 Индивид.

Индивид.

Настрой на работу

Развитие любозна

тельности

Обогаще

ние словаря

Расширяются представления детей о Москве

Развитие навыков выразительного чтения стихотворения.



Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №9 «Радуга»

Пояснительная записка

к презентации: «Я в профессии»

Подготовила:

Козлова Оксана Геннадьевна

воспитатель

 высшей квалификационной категории.

Г. Балабаново, 2022 г

СЛАЙД 1

У каждого из нас есть особое воспоминание из детства, которое греет нашу душу по сей день. Сегодня я хочу поделиться с вами своим детским воспоминанием.

СЛАЙД 2

Когда я была маленькой, я мечтала побывать в Москве и однажды моя мечта сбылась, мы поехали на экскурсию в этот город. Мама купила мне матрешку, и она стала моей любимой игрушкой.

Порой мне кажется, что и жизнь моя похожа на эту матрешку. Три значимых составляющих: семья, мои увлечения и работа делают меня полноценной личностью с богатым внутренним миром.

СЛАЙД 3-4

У меня дружная семья. Любящий муж, заботливый сын и красавица дочь. Мы любим проводить свободное время вместе. Много путешествуем по уголкам нашей планеты.

СЛАЙД 5

Мир моих увлечений широк и разнообразен. Люблю читать, радую свою семью вкусными блюдами, в особенности выпечкой. Увлекаюсь рукоделием. В свои работы вкладываю частичку своей души и это приносит удовольствие не только мне, но и моим друзьям.

СЛАЙД 6-7

Моя детская мечта исполнилась. Я нашла своё призвание в работе с детьми. Любовь к семье, к своей стране определило основное направление в моей работе.  Считаю, что каждый человек должен быть патриотом своей Родины. Я рада, что могу заложить зерно в маленькую детскую душу, которая позволит взрастить настоящего человека.

СЛАЙД 8

В соответствии ФГОС игра, является основным видом детской деятельности. В своей работе по патриотическому воспитанию использую разные виды игр, которые формируют у детей нравственные качества личности.

СЛАЙД 9-10

Дети – это маленькие исследователи, которые хотят знать всё об окружающем мире. Проектная деятельность, виртуальные экскурсии, викторины позволяют углубить и расширить их знания о мире в котором они живут.

Различные акции учат бережно заботиться о природе и её обитателях. Приобщение к труду взрослых проходит через знакомство с профессиями, и совместную трудовую деятельность.

СЛАЙД 11

Мои родители с детства привили мне любовь к чтению.

Чтение различной литературы, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений не только развивает речь, обогащает словарный запас, но воспитывает грамотного гражданина.

СЛАЙД 12-13

Самым ярким и запоминающим моментом в детской жизни являются праздники и развлечения, а широта и разнообразие культуры русского народа помогает мне сделать мою работу более эмоциональной и познавательной.

Россия славится своими промыслами, знаменитыми художниками, музыкантами. Через художественную и театрализованную деятельность учу выражать свои эмоции, видеть и передавать красоту окружающего мира.

СЛАЙД 14

Связь с социумом позволяет сформировать нравственную, самостоятельную, уверенную в себе личность с твёрдым характером и силой воли. Сотрудничество с коллективом «Второе дыхание» воспитывает уважение к старшим, любовь и интерес к традициям русского народа.

СЛАЙД 15

Каждый патриот своей страны должен быть здоров и физически активен. Я веду здоровый образ жизни к чему призываю и своих воспитанников. Использую в своей работе здоровьесберегающие технологии. Провожу различные спортивные мероприятия, досуги и праздники, которые способствуют укреплению и сохранению здоровья детей.

СЛАЙД 16

Только в тандеме с семьёй мы можем воспитать настоящего патриота своей страны. Нетрадиционные формы работы с родителями позволяют наладить дружеские отношения, они с удовольствием участвуют в проведении патриотических мероприятий. Принимают участие в субботниках, физкультурных досугах, акциях.

СЛАЙД 17

Результат своей работы я вижу в своих воспитанниках, понимаю, что эта тема всегда будет актуальна.

Я постоянно повышаю уровень своего педагогического мастерства, участвую в различных конкурсах. На базе нашего сада проходят районные семинары, в которых я принимаю активное участие. Имею много благодарственных писем и почётных грамот.

СЛАЙД 18

Завершая свое выступление хочу сказать что   педагог - это великий творец, которому дана возможность заложить в детскую душу зерно добра, любви и справедливости, что позволит сделать его настоящим человеком, патриотом своей страны с богатым внутренним миром.

Спасибо за внимание.