мои выступления

Выступление на педсовете по теме «Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Маркова Г.А., январь, 2013г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете по теме «Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Маркова Г.А., январь, 2013г.

Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в воспитательной деятельности современные образовательные технологии.

К современным образовательным технологиям относятся и те, которые направлены на сохранение здоровья детей. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия. Но, известный факт, что огромный процент обучающихся в образовательных учреждениях теряют своё здоровье, если процесс обучения организован неправильно или недостаточно органично. Поэтому, большое внимание, с моей точки зрения, следует уделять здоровьесберегающим технологиям.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Формами организации здоровьесберегающей работы являются: физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая), двигательно-оздоровительные физкультминутки, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные прогулки (в парк, на стадион, в лес), физкультурные досуги, спортивные праздники.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • Ритмопластика проводится 1 раз в неделю на уроках ритмики в начальных классах. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка.
  • Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – с малой или средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
  • Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью  используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
  • Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
  • Гимнастика для глаз. 

Актуальной проблемой в настоящее время является охрана зрения школьников. Эффективность мер, направленных на охрану зрения детей во многом зависит не только от врача, но и от педагога. Дефекты зрения формируются под влиянием многочисленных факторов. Особенно большое значение в детском возрасте имеют характер, длительность и условия зрительной нагрузки. Например, 6-7 летний ребенок за несколько часов, проведенных над книгами и тетрадями, нагружает мышцы глаза в такой же степени, как он нагрузил бы другие мышцы, занимаясь столько же времени штангой. Последствия не заставляют себя долго ждать: уже к концу первого года обучения у каждого четвертого ученика выявляется близорукость или предшествующее ей состояние. В обычной жизни мы неправильно пользуемся зрением. Чаще всего глаза фиксируются на короткие дистанции продолжительное время. Это относится и к учащимся. Необходимо переключать фокус зрения, смотреть вдаль, хотя бы 2 мин. (надо 5-10 мин.), потом следует закрыть глаза на 1-2 мин., дать им отдохнуть. Это простое упражнение снимает усталость, временно расслабляет мышцы глаз.

  • Профилактика нарушения осанки

Состояние зрения детей непосредственно связано с состоянием их осанки. Очень часто дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно и близорукостью. Это тем более актуально, что каждый третий ребенок, поступающий в школу, уже имеет нарушение осанки. Нарушение осанки влияет на психику ребенка, понижают общий жизненный тонус. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости, питания мозга и др. От учителя в значительной степени зависит, какая осанка будет у ребенка. Ребенок должен иметь ясное представление о том, что такое правильная осанка и как ее формировать. Специалисты рекомендуют такой прием. Ребенку развертывают плечи, выпрямляют спину и ставят вплотную к стене так, чтобы он касался стены пятками, ягодицами, спиной и затылком. Учитель объясняет, что такая поза является правильной осанкой. Потом ученика просят отойти от стены, сохраняя ту же осанку. Все учащиеся проделывают этот прием. Затем учитель отбирает 2-3 человек, просит их пройти перед остальными детьми, обращая внимание на то, как красива правильная осанка. Для самоконтроля можно рекомендовать учащимся наблюдать за своей осанкой в зеркало. Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного контроля. Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.

  • Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин.  Желательно музыкальное сопровождение, т.к. у детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
  • Занятия физкультурой  и спортом  направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета
  • Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно чем на физкультурных уроках и занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги желательно сопровождать музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.
  • проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия), коммуникативные игры,
  • занятия из серии «Здоровье» формируют представления детей о здоровом образе жизни. У детей  формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.

  • Самомассаж.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком .Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

3. Коррекционные технологии:

  • Арттерапия, 
  • Сказкотерапия

В нахождении способов решения читающими детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Не случайно технология сказкотерапии стала ведущей в детской аудитории. Сказка – любимый детьми жанр. Сказка несет в себе важное психологическое содержание, как говорят сами дети, “любовь, добро и счастье”, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она дает первые представления ребенку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребенку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства.

  • Музыкотерапия

Но как бы велико ни было значение сказки для поддержания душевного мира детей, не одна она используется в качестве терапевтического средства. Огромные возможности для душевного здоровья детей имеет музыкотерапия. Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести и в крайнее возбуждение, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве каждый вечер засыпали под колыбельную песню. Музыку можно рассматривать и как способ улучшения эмоционального фона в семье, что может привести к гармонии взаимоотношений в ней. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Пение как средство лечения назначается детям с заболеванием дыхательных путей. Специалисты ставят перед собой задачу целенаправленного воздействия музыки на ребенка с учетом его настроения, возраста, пола, сезона года и даже времени суток.

  • технологии коррекции поведения,
  • психогимнастика,
  • фонетическая и логопедическая ритмика: Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. С детьми, имеющих дефекты звукопроизношения, занимается логопед

Важнейшим разделом профилактики является формирование здорового образа жизни, включающего воспитание с раннего детского возраста правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Приобретение школьниками навыков личной гигиены играет большую роль в предупреждении ряда заболеваний.

Довольно высокий уровень бытового, уличного травматизма, несчастных случаев на воде, которые могут привести к тяжёлым увечьям, а иногда и гибели детей, требует от самих детей строго соблюдения основных правил предупреждения травм и основательных знаний по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Усвоение и применение учащимися гигиенических знаний правильной посадки за партой, несомненно, помогут предупредить возникновение и развитие неправильной осанки и близорукости. Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывает мобилизацию защитных сил организма.

 Каждый ученик должен сделать для себя вывод, что его здоровье во многом зависит от него самого. Нужно уметь владеть собой, иметь силу духа. И только тогда человек будет здоровым, если он сможет сказать нет вредным привычкам. Ведь быть здоровым человеком – это важно!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

← Картинка 52 из 84 782 → Вернуться к результатам поиска Азбука здоровья.

Слайд 3

Здоровый образ жизни- это соблюдение всех правил и норм для поддержания хорошего здоровья.

Слайд 4

Что такое хорошо и что такое плохо? В.Маяковский

Слайд 5

Кроха сын к отцу пришел, и спросила кроха: - Что такое хорошо и что такое плохо?

Слайд 6

Если сын чернее ночи, Грязь лежит на рожице, - ясно, это плохо очень Для ребячьей кожицы .

Слайд 7

Если мальчик любит мыло И зубной порошок, Этот мальчик очень милый, поступает хорошо.

Слайд 8

Этот в грязь полез и рад, Что грязна рубаха. Про такого говорят: Он плохой, неряха.

Слайд 9

Какой из мальчиков вам больше нравится?

Слайд 10

Правила личной гигиены. 1. Утром, после сна, мой руки, лицо чисти зубы. 2. Каждый день мой ноги, руки, лицо, чисти зубы перед сном. 3.Обязательно мой руки после туалета, уборки комнаты, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте. 4. Раз в неделю мойся основательно. 5.Ежедневно проветривай комнату и делай в ней влажную уборку. 6.Пользуйся только своими одеждой, обувью, расческой, полотенцем, зубной щёткой и другими предметами туалета.

Слайд 11

Памятка «Чтобы зубы были здоровыми и крепкими» *Чтобы зубы были здоровыми и крепкими их нужно чистить. *Чистить зубы два раза в день. * Полоскать рот после каждого приема пищи. * Чаще употреблять овощи и фрукты. *Посещать стоматолога два раза в год. *Соблюдать правила чистки зубов. * Не употреблять много сладкой пищи.

Слайд 12

Как правильно чистить зубы

Слайд 13

Памятка «Как правильно мыть руки» Нужно тщательно мыть руки с мылом, чтобы уничтожить вредных микробов. Необходимо мыть руки после посещения туалета. Не забывайте мыть руки перед едой и после еды. Вымойте руки после игр с домашними животными. Необходимо вымыть лицо и руки перед сном.

Слайд 14

Целых 25 зубков, Для кудрей и хохолков. И под каждым, под зубком- Лягут волосы рядком.

Слайд 15

Лёг в карман и караулю- Рёву, плаксу и грязнулю Им утру потоки слёз, Не забуду и про нос.

Слайд 16

Ей спины моей не жалко- С мылом трет меня-

Слайд 17

Ускользает как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится!

Слайд 18

Чтобы долго быть зубастым, Чистить зубы надо…

Слайд 19

А у пасты есть подружка. Чистить зуб, старается. Скажи как называется?

Слайд 20

Вафельное, полосатое, Гладкое, лохматое, Всегда под рукой, Что это такое?

Слайд 21

Эти растения с резким запахом является хорошим средством в профилактике простуды?

Слайд 22

Вещества в таблетках, помощники нашему здоровью?

Слайд 24

Чистота-залог здоровья.

Слайд 25

Здоровье в порядке-спасибо - зарядке.

Слайд 26

Если хочешь быть здоров- закаляйся.

Слайд 27

В здоровом теле-здоровый дух.

Слайд 28

Кто аккуратен, тот людям приятен.

Слайд 29

Чистота- лучшая красота.

Слайд 30

Всем здоровым, сильным быть, Крепко спорт всегда любить! Помнить всем о гигиене. Чистоте, здоровом теле, С витаминами дружить, И, конечно, не курить!