методическая разработка

Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inovatsionnyy_opyt.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко»

Инновационный педагогический опыт

                                                                                                       Подготовила:

воспитатель МБДОУ «Инсарский

                                                                                                  детский сад «Солнышко»

                                                                                Бесчётнова Т.В.

г. Инсар

Краткое обоснование

Данный опыт – это длительная творческая работа МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко», направлено он на связь поколений. В результате работы по проектам» Без прошлого нет будущего», «Счастливое детство и мудрая старость» сформировался коллектив единомышленников из коллектива педагогов детского сада.

1.  В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству». Мы считаем, что основным условием нравственно – патриотического воспитания. Дошкольников является установление тесной взаимосвязи со старшим поколения к младшему в ходе организации и проведения совместных мероприятий с ветеранами ВОВ.

2. Прикосновение к истокам русского народного творчества вызывает у детей сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к память прошлого, к своим историческим корням. Для решения этой задачи педагоги нашего детского сада посчитали необходимым привлечь людей пожилого возраста, так как именно они являются носителями русской народной культуры.

3. В соответствии с законом РФ «Об образовании», «Типовым положением» о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является экологическое воспитание. МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко» решил ввести в традицию совместную деятельность для организации в детском саду «Экологического пространства», которое используется для развития у детей навыков труда и общения с природой в познавательных и оздоровительных целях.

Цель:

 Формирование позитивного отношения дошкольников к ветеранам ВОВ как к уважаемым членам общества через приобщения их к активному сотрудничеству, через разъяснение дошкольникам значения мудрости пожилого человека.

Задачи:

1. Внедрение проекторной технологии в образовательный процесс для повышения профессионального уровня педагогов и степени их вовлечения в общую деятельность.

2.  Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса

3. Включить в содержание образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с прошлым нашей Родины. Сформировать у детей основы уважительного отношения к старости, ценностного отношения к опыту предыдущих поколений, заботливого отношения к пожилым людям (оказание помощи, изготовление подарков и поздравление с днём рождения).

4. Организовать совместные концерты детей  ветеранов с целью ознакомлению дошкольников с народной культурой и самореализации представителей старшего поколения.

5. Привлечь пожилых людей  совместной деятельности с детьми и сотрудниками детского сада по озеленению территории и помещению детского сада.

6. Сохранение и развитие взаимопроникновения ценностей национальных культур, гармонизацию связи поколений с целью передачи их от старшего поколению к младшему.

7. Зарождение новых традиций занятий цикла «Встречи с интересными людьми» и организацию совместных праздников.

Патриотическое воспитание, направленное на становление патриотических чувств и отношений, сегодня практически ушло из терминологии дошкольной педагогики. Объяснением этому явлению, в определенной степени, может служить ваидеологизированность данного раздела в условиях функционирования тоталитарного государства.

Совместные вариативные (комплексные, парциальные) программы, концептуальные и нормативные документы в меру определения задач социального развития уделяют внимание данному разделу, но делает это чаще по отдельным, разрозненным разделам патриотического воспитания. Так в проекте государственных стандартов дошкольного образования определено только содержание процесса формирования представлений о человеке в истории и культуре. В «Программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста» был раздел «Нравственное воспитание». Этот раздел, безусловно, носил на себе явный отпечаток идеологизированной направленности, и как бы сам собой выпал.  

Социальный проект  направлен на улучшение положения определённой категории людей, помогает нашим уважаемым пенсионерам адаптироваться в этом сложном и стремительном мире. В общественную жизнь необходимо активнее вовлекать пенсионеров, используя для решения патриотического воспитания дошкольников их профессиональный и жизненный опыт.

Пожилые люди лишний раз вспомнят своё детство, почувствовать заботу о себе, забудут об одиночестве. Дети, посещающие детский сад будут окружены вниманием бабушек и дедушек. Организация мероприятий обеспечивает активный отдых. Проведение мероприятий в детском саду добавит радости в монотонной жизни пенсионера. Совместно проведенное время обеспечит более тесное взаимопонимание, взаимопонимание, взаимоуважение дедушек и бабушек  с их внуками, обеспечит психологический комфорт.

Основные этапы и формы работы

На I этапе: происходило обучение педагогов технологии проектной деятельности. На первое место мы вынесли такую форму работы как изучение литературы по данной теме, так как глубоко убеждены в том, что обучать других возможно только при условии постоянного самообразования, самоизменения, соответствующего требованиям времени;

II этапе:  - это непосредственная разработка педагогического проекта по осуществлению преемственности поколений.

III этапе:  реализация проекта в образовательную практику

IV этап: - это анализ результатов по реализации социального проекта, определение дальнейших перспектив данного проекта.

План работы

Наименование этапов работ

Мероприятия

Сроки

Результат

Ответственные

Работа с педагогами

Создание профессионального объединения в рамках которого пройдёт освоение проектной деятельности

Изучение литературы по данной теме

Сентябрь

Выявление проблем масштабах учреждения и возможные перспективы их устранения

Пошаговая отработка и коллективное обсуждение отдельных пунктов проекта

Октябрь

«Обучать других можно только при условии постоянного самообразовании» - взять за правило работы в коллективе

Коллектив педагогов

Анализ конкретных ситуаций через проведение деловых игр

Апрель - декабрь

Опыт совместной деятельности

Коллектив педагогов

 «Мозговой штурм» по определению дальнейших перспектив. Анализ результатов по реализации педагогического процесса

Май

Анализ результатов работы в соотношении с задачами; возможные перспективы их устранения.

Коллектив педагогов

I блок

Занятия с детьми старшего дошкольного возраста

 – «И помнит мир спасенный»

Знакомство дошкольников с символами дошкольного государства

Апрель  

Июнь

Воспитание и уважение к ветеранам ВОВ и труда, геральдике государства.

Совместные мероприятия:

- День Победы

- День защиты детей

- День образования России

- День пожилого человека

Май

Июнь

Ноябрь

Осуществление связи поколений

Экскурсия к памятникам «Мемориальным комплексам»

Май

Нравственно – патриотическое воспитание

Поздравление ветеранов ВОВ и труда с днём рождения (концерты, подарки, изготовленные руками детей)

ежемесячно

Осуществление заботы о людях пожилого возраста

Экскурсия в музей

Май

Осуществление преемственности пожилых людей, детей старшего дошкольного возраста

II блок

Организация фольклорных праздников

Июнь Ноябрь Декабрь

Возрождение народных традициях через фольклорные праздники

Участие родителей в работе кружков «Умелые руки»

ежемесячно

Приобщение детей к культурно – историческому наследию своей страны (изготовление костюмов, атрибутики)

Организация мини музея в старшей группе, как центра музейно – образовательной работы.

ежемесячно

Передача социальной памяти через совместные мероприятия.

III блок

 Участок детского   сада превратить в зелёную планету

-Организация мероприятий по озеленению участков

-Организация экспериментально – познавательной деятельности (огород в детском саду)

- Проведение «зеленых сред» на территории детского сада

«Всемирный день Земли  - день экологических знаний»

-Конкурс «коллекция идей»:

-Организация ручного труда из бросового материала

Апрель      Октябрь    Май  

Организация совместных мероприятий взрослых и детей.

Выставка детских работ