Ученикам

Донцова  Валентина  Алексеевна

В помощь обучающимся  и коллегам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка «Правила ведения дискуссии»

Для учителя:

  1. Сформулировать цель и тему дискуссии.
  2. Установить время дискуссии.
  3. Заинтересовать участников дискуссии.
  4. Организовать обмен мнениями.
  5. Активизировать пассивных.
  6. Собрать максимум предложений по решению обсуждаемой проблемы.
  7. Не допускать отклонения от темы.
  8. Уточнить неясные положения.
  9. Подвести итоги.

Для участника:

  1. Прежде чем выступать, четко определи свою позицию.
  2. Излагай свою точку зрения, начиная фразы со слов:
  • «Я считаю…»;
  • «По моему мнению…»;
  • «Не могу согласиться…».
  1. Внимательно слушай оппонента. При необходимости конкретизации мнения оппонента начинай фразы словами:
  • «Я не совсем понял, что ты имел в виду…»;
  • «Не мог бы ты обосновать свое высказывание…».
  1. Не забывай о четкой аргументации и логике.

Аргументы должны быть:

  • достоверными;
  • доказанными самостоятельно;
  • достаточными.
  1. Высказывайся только по теме дискуссии.
  2. Говори ясно,  точно, просто, отчетливо, своими словами, не «по бумажке»
  3. Не стесняйся признать правоту собеседника.
  4. Никогда не «навешивай ярлыков», не допускай грубостей и насмешек.
  5. Стремись к разностороннему исследованию проблемы.
  6. Заканчивай выступление, подведи итоги и сформулируй выводы.

Формы дискуссии:

  1. Круглый стол – обсуждение вопроса (темы, проблемы) на условиях партнерства небольшой группой учащихся (обычно около пяти человек). В процессе обмена мнениями акцентируются позиции, подходы между участниками и с «аудиторией» (остальной частью класса).
  2. Панельная дискуссия или заседание «экспертной группы» – обычно четыре-шесть учащихся с заранее назначенным председателем вначале обсуждают предварительно обозначенную проблему внутри группы, а затем излагают свои позиции всему классу. Каждый участник группы делает короткое, но емкое сообщение.
  3.  «Форум» - обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», только в этом случае группа учащихся – участники форума обменивается мнениями с «аудиторией» (классом).
  4.  «Симпозиум» - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, отражающими их точки зрения на обозначенную проблему, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса).
  5.  «Дебаты» - явно формализованное обсуждение, представляющее собой поочередное выступление представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп) с аргументацией  и опровержением.
  6.  «Судебное заседание» – обсуждение, по процедуре имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).
  7. Техника аквариума – эта форма дискуссии обычно применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласием.
  8.  «Лесенка»: группы (пары) учащихся включаются в полилог по восходящей: от первой группы – до последней. Каждая пара учащихся подготавливает и высказывает единое согласованное суждение по проблеме. Каждая группа (пара) старается набрать большее число баллов, исчисляющихся по количеству  суждений. Если  учащиеся очередной группы не смогли прийти к общему мнению, они пропускают  свою очередь. Два пропуска позволяют модератору (ведущему) снимать у группы 3 балла, а учитель вправе оценивать работу учащихся отрицательно.                        
  9.  «Микрофон»: в рамках согласованной помощи, учитель активизирует слабоактивных  учащихся в группе тем, что передает им микрофон: говорит тот, у кого микрофон. 
  10.  «Карусель»: все учащиеся высказывают свои точки зрения по кругу, как сидят.
  11.  «Большой круг». Один из наиболее простых приемов группового взаимодействия. Его организация требует, чтобы стулья в классе были расставлены в форме большого круга. Устанавливается регламент выработки решения – 5-7 минут. Договариваются, что отвечать следует по часовой стрелке, условно обозначается исходное место, с которого начинается презентация точек зрения по проблеме. Модератор следит за соблюдением правил.
  12. Диспут (от латинского disputare — рассуждать, спорить). Данная форма заключается в том, что существует вводное выступление (как правило, подготовленное заранее), которое ставит проблему или же показывает определенный взгляд на проблему, а в дальнейшем обсуждается само выступление, а через него (опосредованно) и проблема. Диспут может быть по содержанию изложенного или же по форме изложения (приемам риторики). В диспуте обычно участники относятся и обращаются не к самому выступающему, а к изложенной информации (его сообщению).
  13. Мозговой штурм (от англ. brainstorming – мозговая атака) – метод обучения, стимулирующий интеллектуально-творческие и познавательные способности обучаемых.



Предварительный просмотр:

Как делать вывод

Вывод – главная мысль, в которой подводится итог описания, объяснения, сравнения, наблюдения или опыта.

Обобщающий вывод

1. Вспомните наиболее существенное из изученного материала:

— основные факты;

— причинно-следственные и другие связи между ними;

— оценку значения этих фактов, их роли в общественном развитии.

2. Установите:

— что объединяет эти события, факты: причины их возникновения; последствия; что в них общего;

— что в каждой группе фактов особенного, специфического.

3. Четко сформулируйте выводы. Не оставляйте какую-то часть фактов без внимания.

Оценочный вывод

1. Проанализируйте событие (по алгоритму).

2. Установите его:

— причины, характер, основные этапы;

— противоречия;

— связь и преемственность с другими событиями того же порядка;

— значение, последствия для его участников, для последующего хода исторического развития.

3. Четко сформулируйте оценочные выводы.

Помни!

1. Вывод должен:

— относиться к существу изложенного материала;

— вытекать только из рассмотренных фактов, связей;

— не быть слишком широким (но и слишком узким!).

2. При рассмотрении большого числа фактов сначала сделайте частные выводы и только потом — общий вывод.

3. Четко сформулируйте вывод и только после этого соотнесите его с новыми фактами.



Предварительный просмотр:

Правила конспектирования:

1.Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.

4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним , максимум двумя предложениями.



Предварительный просмотр:

Характеристика войн:

1. Причина войн, хронологические рамки.

2. Воюющие страны или группировки стран.

3. Цели сторон.

4. Соотношение сил воюющих стран.

5. Повод к войне.

6. Ход военных действий (по этапам):

-планы сторон в начале каждого этапа,

-военные и политические итоги этапа.

7. Характер войны.

8. Условия мирного договора.

9. Военные и политические итоги войны.



Предварительный просмотр:

Характеристика политического строя государства:

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская).

2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).

4. Структура органов власти:

-глав государства, его полномочия,

-законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),

-исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),

-судебные органы,

-соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,

-местные органы власти.

5. Прав граждан (подданных):

-избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.)

-политические права и свободы,

-личные права и свободы,

-возможность использования провозглашенных законом прав.

6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).

7.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.

 



Предварительный просмотр:

Алгоритм создания таблицы

1. Прочти текст.

2. Определи признаки по которым можно систематизировать материал (по цвету, запаху, географическому положению, характеру и т.д.).

3. Начерти таблицу с определенным количеством граф.

4. Впиши название признаков в графу.

5. Запиши в соответствующие  графы материал из текста в сокращенном виде.

6. Сделай вывод.

Дополни текст собственными соображениями, систематизируй их в таблицу.



Предварительный просмотр:

Как составить кластер?

1.    Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.

2.    Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.

3.    По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.

4.    Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.



Предварительный просмотр:

Как составлять простой план

  1. Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
  2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
  3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
  4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
  5. Запишите план.

Запомните требования к плану:

а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы);

б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Как составлять сложный план

  1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
  2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
  3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
  4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Общие правила составления плана при работе с текстом

  1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
  2. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
  3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
  4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.



Предварительный просмотр:

Как составить Синквейн?

Синквейн – это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.



Предварительный просмотр:

Мы учимся доказывать

1.  Доказательство состоит из аргументов (довода), рассуждения и вывода.

2.  Проанализируйте задание, уясните, что требуется доказать.

3.  Определите вывод, который будете доказывать.

4.       Определите источник, каким будете пользоваться для аргументации своих выводов.

5.       Выделите существенные факты, подтверждающие ваш вывод, и систематизируйте их.

6. Логично выстройте свои доказательства, свяжите их выводом.

    7. Выясните, все ли аргументы исчерпаны.