Химия

Кокорева Надежда Георгиевна

Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная организация – Нудольская основная общеобразовательня школа

                                                                                                                                                             Утверждаю

Директор МОО – Нудольская ООШ

        _______________ Н.В. Савельева

                                                                                                                                                                                      Приказ от                                №

Рабочая программа по химии

(базовый уровень)

8 класс

                                                                                                                                                                     Составитель:

                                                                                                                                          Кокорева Надежда Георгиевна

                                                                                                               учитель химии

                                                                                                                                                       первой квалификационной категории

п. Нудоль

2013 г.

Пояснительная записка.

Рабочая  учебная программа  базового курса «Химия» для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы  Габриелян О.С. , опубликованной в сборнике «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: «Дрофа», 2010 г.».

Общая характеристика учебного предмета. 

Настоящая программа по химии для основной школы составляет вместе с другими предметами (физической географией, биологией, физикой) непрерывный школьный курс естествознания. Ниже перечислены основные идеи курса.

  • Сначала – практика, затем – теория. Химия находится на одном из последних мест в рейтинге любимых предметов школьников – сложно, непонятно, неинтересно. Одной из причин этого является излишняя теоретизация курса. Введение теоретических основ химии до изучения свойств веществ удобно и логично для учителя, но не для ученика. Самое интересное в химии – это эксперимент и практические свойства веществ. С них и надо начинать изучение предмета.
  • Сначала – химия, затем – физика и математика. Химия не должна вытесняться физикой, иначе мир веществ и их превращений превращается в мир формул и уравнений. Физика нужна для понимания химии, а математика – для выполнения расчётов, подтверждающих понимание химии, но не наоборот.
  • Химические вещества и их превращения – вокруг нас. Химия в школе оторвана от жизни – исчезла связь между веществами в лаборатории и веществами в повседневной жизни. Нужно помнить, что вещества и их превращения встречаются не только в химической лаборатории, они повсюду.
  • Классификация веществ и реакций – ключ к пониманию химических процессов. Школьники тонут в огромном объёме химической информации – классификация по составу оторвана от классификации по химическим свойствам. Поэтому элементы классификации можно вводить только после изучения конкретных веществ и их химических свойств.
  • Химия – простому гражданину. Лишь очень немногие выпускники школы связывают свою жизнь с химией и смежными науками. Следует помнить, что химические знания, получаемые в школе, нужны не только (и не столько!) будущему специалисту. Каждый человек должен обладать определенным уровнем химического мышления.

Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности.

На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и

теоретическом).
Особое значение имеет воспитание отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры. Школьники должны научиться химически грамотно использовать вещества и материалы, применяемые в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решать практические задачи повседневной жизни, предупреждать явления, наносящие вред здоровью человека и окружающей среде.

Основными вопросами изучения химии в школе являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому, как бы ни различались авторские программы и учебники по глубине трактовки изучаемых вопросов, их учебное содержание должно базироваться на содержании курса построенного по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений в 9 классе.

Такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально полученные знания на богатом практическом уровне.

Структура курса химии в 8–9-м классах.
Особенности изучения химии в каждом классе.
Курс подразделяется на две части:
1) 8-й класс; 2) 9-й класс.
Первая часть курса знакомит школьников с первичными химическими понятиями. Вторая часть курса обобщает на новом уровне сведения по общей, неорганической и органической химии.

 Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений в 9 классе.

Такое построение программы дает возможность развивать первоначально полученные знания на богатом практическом уровне.

Изучение химии в 8 классе направлено на достижение следующих целей и задач.

Цели:

•развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистического  отношения и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

•развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

•формирование основ химического знания – важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных учащимся обобщений мировоззренческого характера;

•овладение умениями наблюдать  и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве, в повседневной жизни;

проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

•формирование умений сравнивать, вычленять существенное, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания;

•формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении несложных химических опытов и в повседневной жизни;

•выработка умений применять  полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;

•воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

формирование умений организовывать свой труд, пользоваться учебником, другой литературой, соблюдать правила работы;

•выработка у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности.

При изучении  курса  химии в  8 классе проводится параллель с ранее полученными знаниями из курса физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологи 6-7 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Основными задачами для освоения базового уровня химии за 8 класс являются:

•знакомство и развитие сведений о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях);

•расширение представлений о строении вещества (типология химических связей и виды кристаллических решеток);

•формирование знаний о закономерностях протекания реакций и их классификации.  

Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы на изучение химии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год. Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ

4 часа;

  • практических работ

7 часов

Изменения, внесённые в рабочую программу, по сравнению с авторской.

Федеральный базисный учебный план для ОУ РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения химии в 8 классе основной школы, из расчёта 2 учебных часа в неделю. Авторская программа  отводит на изучение предмета химии  в 8 классе 68 учебных часов. В связи с этим в рабочую программу данного курса внесены изменения.

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

по авторской программе

Количество часов

по рабочей программе

1

Введение

4

4

2

Атомы химических элементов

10

10

3

Простые вещества

7

7

4

Соединения химических элементов

12

12

5

Изменения, происходящие с веществами

10

10

6

Практикум № 1. «Простейшие операции с веществами»

5

5

7

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

18

18

8

Практикум № 2. «Свойства растворов электролитов»

2

2

9

Повторение основных вопросов курса химии 8 класса

-

2

10

Всего:

68

70

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

 В концепции модернизации российского образования одним из основных является вопрос о достижении нового качества образования. Он требует по новому сформулировать планируемые цели и результаты образования. В новых условиях главным результатом образования становится способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие

общества. Это предполагает как освоение учащимися социальных навыков и практических умений, обеспечивающих их социальную адаптацию в условиях меняющегося общества, так и социальную мобильность школьников, их способность к быстрой смене социальных и экономических ролей,  возможность активного и творческого участия в общественном прогрессе. В тоже время очевидно, что в социальной жизни осознанная личная ответственность невозможна без сформированной системы ценностных ориентаций.

Содержание учебного предмета. 

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения химии в 8 классе ученик должен

знать / понимать:

•химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

•важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

•основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

называть: химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• безопасного обращения с веществами и материалами;

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

• приготовления растворов заданной концентрации.

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебно-методическое обеспечение:

Учебно-методический комплект

  1. Примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень);
  2. Авторская  программа О.С.Габриеляна, соответствующая Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 3-е издание, переработанное и дополненное – М.: « Дрофа», 2010 г.).
  3. Габриелян О.С.«Химия, 8 класс», М.: «Дрофа», 2009 г.
  4. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 8 к л.: Методическое пособие. — М.: «Дрофа», 2007г.
  5. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: «Дрофа», 2009 г.
  6. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: «Блик плюс», 2009 г.
  7. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8». — М.: «Дрофа», 2010 г.
  8. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия  в  тестах,   задачах,   упражнениях.   8— 9 кл. — М.: «Дрофа», 2009г.

Литература для учителя:

  • Программа О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных школ», М.: «Дрофа», 2010 г.

●    Габриелян О.С.«Химия, 8 класс», М.: «Дрофа», 2009 г.

  • Габриелян О.С. «Примерное тематическое планирование уроков химии», М.: «Дрофа», 2009 г.
  • Габриелян О.С. «Настольная книга учителя химии», М.:«Блик и К», 2009 г.

●    Научно-методический журнал «Химия в школе».

Литература для учащихся:

  • Габриелян О.С. «Химия, 8 класс», М.: «Дрофа», 2009 г.
  • Габриелян О.С. «Мы изучаем химию, 8 класс», М.: «Дрофа», 2009г

 Дополнительная литература:

●       Энциклопедический словарь юного химика.

●       Дидактический материал.

 Медиаресурсы:

  1. Единые образовательные ресурсы с  сайта  www. school-coolection.edu.ru

                        (единой коллекции образовательных ресурсов)

  1. CD «Неорганическая химия», издательство «Учитель»
  2. CD «Органическая химия», издательство «Учитель»
  3. CD «Общая химия», издательство «Учитель»
  4. CD «Химия элементов», издательство «Учитель»
  5. Химия. Просвещение «Неорганическая химия»,. 8 класс. (на 2-х дисках)
  6. Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)
  7. СD «Химия 8-11 класс», Библиотека электронных наглядных пособий.
  8. CD Самоучитель «Химия для всех» (8-11 класс)
  9. CD «Химия в школе. Минеральные вещества», электронные тесты.
  10. CD «Химия 8 класс», электронное учебное издание Дрофа, мультимедийное приложение к УМК «Химия 8 класс»
  11. CD «Тренажер по химии, тесты для подготовки к экзаменам», 2 шт.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:

  1. Специализированный класс химии (лаборантская, вытяжной шкаф, специализированные столы, доска).
  2. Стенды:

-«Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

-«Таблица растворимости»

-«Классификация неорганических веществ»

-«Основные единицы измерения в системе СИ»

-«Индикаторы»

-«Техника безопасности»

            3.   Таблицы

                4.    Химическое оборудование и реактивы.

                5.    Противопожарная сигнализация.

                

Календарно – тематическое планирование уроков химии, 8 класс.

№ урока в курсе

Тема раздела

  Кол-во        

  часов

  в теме

№ урока

в теме

Тема урока

Лабораторный опыт

        Тип урока

Форма контроля

Домашнее задание

Дата проведения

 План

Факт                                                              

Введение

4

1

1

Предмет химии. Вещества.

Л.о. № 1. Знакомство с веществами различных классов.

Вводный урок

Фронт. беседа

С. 3-4,§1, 33,6,8,9, определения

2

2

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения по истории химии. Основоположники отечественной химии.

Комбинированный урок

Самост. работа

§2, № 2,3,

§3, с. 25, № 6

3

3

Знаки (символы) химических элементов. Таблица Д.И. Менделеева.

Комбинированный урок

Фронт.  беседа

Индивид. опрос

§4, табл.1 (учить наизусть), с. 32 № 5

4

4

Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Массовая доля элементов в соединении.

Комбинированный урок

Фронт. беседа

Химический диктант

§5, с. 37, № 1,2,8

Атомы химических элементов

10

5

1

Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны.

Комбинированный урок

Фронт. беседа

§6, табл. 2 (учить наизусть), с. 43, выводы, № 5

6

2

Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов.

Комбинированный урок

Тестирование

§7, определения, с. 46 № 1,6

7

3

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1-20 периодической системы Д.И. Менделеева.

Комбинированный урок

Фронт. беседа

§8, определения, рисунки, с 52 – выводы, № 2 по вариантам, № 3

8

4

Периодическая система химических элементов  

Д.И. Менделеева и строение атомов.

Комбинированный урок

Самост. работа

§4, §6 – повторить, записи в раб. тетр., определения, задания дифференц. по сборнику

9

5

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов. Ионная химическая связь.

Комбинированный урок

Фронт. беседа

Индивид. опрос

§9, определения, записи в раб. тетр.,

с. 58, № 1 по вар., № 2 по вар.

10

6

Взаимодействие атомов химических элементов – неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ.

Ковалентная неполярная химическая связь.

Комбинированный урок

Фронт. беседа

Индивид. опрос

§10, определения, записи в раб. тетр.,

с. 62, №2, № 5

11

7

Взаимодействие атомов химических элементов – неметаллов между собой – образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи

Комбинированный урок

Фронт. беседа

Индивид. опрос

§11, определения, записи в раб. тетр.,

с. 66 № 2 по вар.

12

8

Взаимодействие атомов химических элементов – металлов между собой – образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Комбинированный урок

Фронт. беседа

Индивид. опрос

§12, с. 68, № 1, повторить §§4,5,6,8

13

9

Обобщение и систематизация знаний об элементах: металлах, неметаллах, видах химической связи.

Повторительно обобщающий урок

Самост. проверочная работа

Повторить  §§9,10,11, просмотреть записи в раб. тетр.

14

10

Контрольная работа № 1 по теме « Атомы химических элементов».

Урок контроля (контрольный урок)

Контрольная работа

Повторить § 4, § 12

Простые вещества

7

15

1

Анализ к/р. Простые вещества- металлы. Положение металлов в п.с.х.э. Д.И. Менделеева. Физические свойства металлов. Аллотропия.

Комбинированный урок

Фронт. беседа

§13, с 72 № 1, подготовить сообщения, с.73 № 5, определения

16

2

Простые вещества- неметаллы. Положение неметаллов в п.с.х.э.

Д.И. Менделеева.

Комбинированный урок

Фронт. беседа

Индивид. опрос

§14, табл.3.с.79 № 3 по выбору уч-ся

17

3

Количество вещества.

Комбинированный урок

Индивид. опрос

§15, с.79-80, определения, записи в раб. тетр.,с.82 № 1-дифференц.

18

4

Молярная масса вещества.

Комбинированный урок

Фронт. беседа

Индивид. опрос

§15, до конца, определения, записи в раб. тетр.,с.82№ 2,

№ 3-дифференц.

19

5

Молярный объём газообразных веществ.

Комбинированный урок

Фронт. беседа

Индивид. опрос

§16, определения, записи в раб. тетр.,

С.85 № 1, № 2 –дифференц., № 5 (1 любое) – для сильных уч-ся

20

6

Решение задач и упражнений с использованием понятий: «количество вещества, молярная масса вещества, молярный объём газообразных веществ, постоянная Авогадро».

Тренировоч-ный урок

Взаимоконтроль

Химический диктант

Повторить §§15,16, определения, записи в раб. тетр., с.4 № 4-дифференц., подготовиться к письменному опросу

21

7

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества».

Повторительнообобщающий урок

Самост. проверочная работа

Повторить §§4, 5, записи в раб. тетр.

Соединения химических элементов

12

22

1

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле; составление формул бинарных соединений.

Урок изучения нового материала

Фронт. беседа

§17, определения, записи в раб. тетради, с.90 № 1,№ 2 по вар., задача № 5

23

2

Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др.

Комбинированный урок

Самост. проверочная работа

§18, определения, записи в раб. тетради, с. 97 № 1, с.98 № 3 по вар.

24

3

Основания.

Комбинированный урок

Индивид. опрос

§19, определения, рис.57, с. 101 № 2,

 с. 102 № 3, № 5 по вариантам

25

4

Кислоты.

Комбинированный урок

Индивид. опрос

§20, записи в раб. тетр., определения,

с. 107 № 1, № 3, задача № 5 по вар.

26

5

Соли.

Комбинированный урок

Индивид. опрос

§21, записи в раб. тетр., определения, табл. 5, с 113 № 1,

 № 2 – дифференц.

27

6

Соли.

Тренировоч-ный урок

Фронт. беседа

Повторить §§17-21,

с 113 № 3

28

7

Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов».

Повторительнообобщающий урок

Самост. проверочная работа

Записи в раб. тетр.,

с. 102 № 6

29

8

Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решётки.

Комбинированный урок

Фронт. беседа

§22, дифференц. задания из сборника

30

9

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Комбинированный урок

Фронт. беседа

§22, дифференц. задания из сборника

31

10

Чистые вещества и смеси. Массовая и объёмная доли компонентов смеси, в т.ч. и доля примесей.

Л.о. № 2. Разделение смесей.

Комбинированный урок

Фронт. беседа

§23,§24, определения, расчётные формулы,

дифференц. задания из сборника

32

11

Расчёты, связанные с понятием «доля». Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов».

Урок закрепления ЗУН

Фронт. беседа Самост. проверочная работа

Подготовиться к к/р, записи в раб. тетр.

33

12

Контрольная работа № 2

по теме: «Соединения химических элементов»

Контрольный урок

Контрольная работа

Повторить § 2

Изменения, происходящие с веществами

10

34

1

Анализ к/р. Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Физические явления – явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе. Физические явления в химии.

Л.о. № 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезнове-нию их капель на фильтрова-льной бумаге.

Урок изучения нового материала

Фронт. беседа

§25, рисунки,с.134

 № 3

35

2

Химические реакции – явления, связанные с изменением состава вещества. Признаки и условия протекания химических реакций.

Комбинированный урок

Фронт. беседа

Химический диктант

§26. Рис, определения

С. 139, № 2, № 5

36

3

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

Комбинированный урок

Фронт.беседа

§27, определения,

С. 145, № 1,2,3 по вар.

37

4

Расчёты по химическим уравнениям.

Комбинированный урок

Фронт. беседа

Индивид. опрос

§28, алгоритм решения задач, дифференц. задания из сборника

38

5

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Комбинированный урок

Фронт.беседа

Самост. работа

§29, определения,

с. 155 № 1 по вар.,

с.156 № 5

39

6

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Л.о. № 4. Окисление меди в пламени спиртовки.

Комбинированный урок

Фронт.беседа

Самост. работа

§30, определения,

с 159  № 1(а,г),

№ 2(а,в)

40

7

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжения металлов, его использование.

Л.о. № 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом

Комбинированный урок

Фронт.беседа

Самост. работа

§31, определения,

С. 164 № 2 (а,б,д),

№ 3

41

8

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Л.о. № 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого га-за.

Л.о. № 6. Получение углекислого газа взаимодействи-ем соды и кислоты

Комбинированный урок

Фронт.беседа

Самост. работа

§32, определения,

с. 168 № 2 по вар, № 4 по вар.

42

9

Типы химических реакций на примере свойств воды. Понятие о гидролизе.

Комбинированный урок

Фронт.беседа

Самост. работа

§33, подготовиться к контр. работе

43

10

Контрольная работа № 3

 по теме:

«Изменения, происходящие с веществами».

Контрольный урок

Контрольная работа

С.174-180, подготовиться к практ.работе № 1

Практикум

 № 1

«Простейшие операции с веществами»

5

44

1

Практическая работа № 1 

по теме «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами».

Урок практической работы

Практическая работа

С.180-181, подготовиться к практ.работе № 2

45

2

Практическая работа №2

 по теме «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, их описание».

Урок практической работы

Практическая работа

С. 181-183 подготовиться к практ.работе № 3

46

3

Практическая работа №3 

по теме «Анализ почвы и воды».

Урок практической работы

Практическая работа

С. 183-184

подготовиться к практ.работе № 4

47

4

Практическая работа №4

 по теме «Признаки химических реакций».

Урок практической работы

Практическая работа

С. 185

подготовиться к практ.работе № 5

48

5

Практическая работа №5 

по теме «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе».

Урок практической работы

Практическая работа

С. 173 № 3

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

18

49

1

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах, кристал

логидратах. Растворимость. Насыщенные, ненасыщеные, пересыщенные растворы.

Урок изучения нового материала

Фронт.беседа

§34, определения,

С. 192 № 1,2

50

2

Понятие об электролитичес-кой диссоциации. Электролиты, неэлектроли-ты. Механизм диссоциации электролитов. Степень электролитической диссо-циации. Сильные и слабые электролиты.

Комбинированный урок

Фронт.беседа

Индивид.опрос

§35, определения,

№ 1-5 (устно)

51

3

Основные положения тео-рии электролитической диссоциации.

Комбинированный урок

Фронт.беседа

Самост. работа

§§36, 37, определения

52

4

Оксиды, их классификация и свойства.

Л.о. № 12. Реакции, характерные для оксидов.

Л.о. № 13. Реакции, характерные для оксидов

Комбинированный урок

Фронт.беседа

Индивид.опрос

§40, определения,

с..221 № 1, 3 (а,б,в)

53

5

Кислоты, их классификация и свойства.

Л.о. № 8. Реакции, характерные для растворов кислот.

Урок изучения нового материала

Фронт.беседа

§38, определения,

Табл.10, с.214 №1,2,3

54

6

Кислоты, их классификация и свойства.

Тренировоч-ный урок

Фронт.беседа

Химический диктант

§38, определения,

Табл.10, с.214 № 4 по вар.

55

7

Основания, их классифика-ция и свойства.

Л.о. № 9. Реакции, характерные для растворов щелочей.

Л.о. № 10. Получение и свойства нерастворимо-го основания гидроксида меди (II)

Урок изучения нового материала

Фронт.беседа

Индивид.опрос

§39,определения,

с. 217 № 3 по вар.

56

8

Соли, их классификация и свойства.

Л.о. № 11. Реакции, характерные для растворов солей.

Урок изучения нового материала

Фронт.беседа

§41, определения,

с.225, № 2 по вар.

57

9

Соли, их классификация и свойства.

Тренировоч-ный урок

Фронт.беседа

Химический диктант

§41, определения,

с.226, № 4,5

58

10

Генетическая связь между классами неорганических веществ. Генетические ряды металлов.

Комбинированный урок

Фронт.беседа

§42, определения,

с.228, № 2(а), № 3

59

11

Генетическая связь между классами неорганических веществ. Генетические ряды неметаллов.

Комбинированный урок

Фронт.беседа

Индивид.опрос

§42, определения,

с.228, № 2(б), № 4

60

12

Обобщение и систематиза-ция знаний по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов элект-ролитов».

Тренировоч-ный урок

Фронт.беседа

Записи в раб. тетр., повт.§§35-37

61

13

Обобщение и систематиза-ция знаний по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов элект-ролитов».

Повторительно обобщающий урок

Самост. проверочная работа

Записи в раб. тетр., повт.§§38-41, подготовиться к контр. работе

62

14

Контрольная работа № 4

по теме

«Растворение. Растворы. Свойства растворов элект-ролитов».

Контрольный урок

Контрольная работа

Повторить §§17, 29, 30, 31, 32

63

15

Классификация химических реакций. Окислительно-вос-становительные реакции. Окислитель и восстанови-тель, окисление и восстановление.

Урок изучения нового материала

Фронт.беседа

§43, определения,

с.235, № 1,2

64

16

Окислительно-восстанови-тельные реакции. Составление окислительно-восстановительных реакций

методом электронного ба-ланса.

Урок изучения нового материала

Фронт. беседа

Самост. работа

§42, определения,

с.235, № 3, 7( по вар.)

65

17

Реакции ионного обмена и окислительно-восстанови-тельные реакции.

Тренировоч-ный урок

Фронт. беседа

Самост. работа

§37, §43. Записи в раб. тетр., дифференц. задания из сборника

66

18

Свойства простых веществ – металлов и неметаллов, кислот и солей в свете пред-ставлений об окислительно-восстановительных процес-сах.

Комбинированный урок

Фронт. беседа

Самост. работа

§43. Подготовиться к практической работе, с.241

Практикум

№ 2

«Свойства растворов электролитов

2

67

1

Практическая работа № 1

по теме «Свойства оксидов, оснований, кислот, солей».

Урок практической работы

Практическая работа

Подготовиться к практической работе, с. 242

68

2

Практическая работа №  2

по теме «Решение экспериментальных задач».

Урок практической работы

Практическая работа

Записи в раб. тетр.

Повторение основных вопросов курса химии  8 класса

2

69

1

Неорганические вещества, их состав, свойства, применение.

Комбинированный урок

Фронт.беседа

Индивид.опрос

Записи в раб. тетр.

70

2

Типы химических реакций.

Комбинированный урок

Фронт.беседа

Индивид.опрос

На лето: знаки хим. элементов

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения

учителей естественно – математического цикла от ______________________№ _______

Руководитель ШМО ___________________________/______________________________

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР _________________________/ _____________________________

____________________________________________________________________________




Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная организация – Нудольская основная общеобразовательня школа

                                                                                                                                                             Утверждаю

Директор МОО – Нудольская ООШ

        _______________ Н.В. Савельева

                                                                                                                                                                                      Приказ от                                №

Рабочая программа по химии

(базовый уровень)

9 класс

                                                                                                                                                                   Составитель:

                                                                                                                                         Кокорева Надежда Георгиевна

                                                                                                              учитель химии

                                                                                                                                                      первой квалификационной категории

п. Нудоль

2013 г.

Пояснительная записка.

Рабочая  учебная программа  базового курса «Химия» для 9 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы  Габриелян О.С. , опубликованной в сборнике «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: «Дрофа», 2010 г.».

Общая характеристика учебного предмета. 

Настоящая программа по химии для основной школы составляет вместе с другими предметами (физической географией, биологией, физикой) непрерывный школьный курс естествознания. Ниже перечислены основные идеи курса.

  • Сначала – практика, затем – теория. Химия находится на одном из последних мест в рейтинге любимых предметов школьников – сложно, непонятно, неинтересно. Одной из причин этого является излишняя теоретизация курса. Введение теоретических основ химии до изучения свойств веществ удобно и логично для учителя, но не для ученика. Самое интересное в химии – это эксперимент и практические свойства веществ. С них и надо начинать изучение предмета.
  • Сначала – химия, затем – физика и математика. Химия не должна вытесняться физикой, иначе мир веществ и их превращений превращается в мир формул и уравнений. Физика нужна для понимания химии, а математика – для выполнения расчётов, подтверждающих понимание химии, но не наоборот.
  • Химические вещества и их превращения – вокруг нас. Химия в школе оторвана от жизни – исчезла связь между веществами в лаборатории и веществами в повседневной жизни. Нужно помнить, что вещества и их превращения встречаются не только в химической лаборатории, они повсюду.
  • Классификация веществ и реакций – ключ к пониманию химических процессов. Школьники тонут в огромном объёме химической информации – классификация по составу оторвана от классификации по химическим свойствам. Поэтому элементы классификации можно вводить только после изучения конкретных веществ и их химических свойств.
  • Химия – простому гражданину. Лишь очень немногие выпускники школы связывают свою жизнь с химией и смежными науками. Следует помнить, что химические знания, получаемые в школе, нужны не только (и не столько!) будущему специалисту. Каждый человек должен обладать определенным уровнем химического мышления.

Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности.

На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).
Особое значение имеет воспитание отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры. Школьники должны научиться химически грамотно использовать вещества и материалы, применяемые в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решать практические задачи повседневной жизни, предупреждать явления, наносящие вред здоровью человека и окружающей среде.

Основными вопросами изучения химии в школе являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому, как бы ни различались авторские программы и учебники по глубине трактовки изучаемых вопросов, их учебное содержание должно базироваться на содержании курса построенного по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений в 9 классе.

Такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально полученные знания на богатом практическом уровне.

Структура курса химии в 8–9-м классах.
Особенности изучения химии в каждом классе
Курс подразделяется на две части:
1) 8-й класс; 2) 9-й класс.
Первая часть курса знакомит школьников с первичными химическими понятиями. Вторая часть курса обобщает на новом уровне сведения по общей, неорганической и органической химии.

9-й класс.

Программа 9-го класса продолжает и развивает функциональный и сравнительный подход, заложенный программой предыдущего года обучения. Более глубоко изучается строение вещества. Рассматривается классификация химических реакций и подробно изучаются некоторые типы химических реакций. Достаточно подробно изучается неорганическая химия. Учащиеся получают первичные представления об органической химии.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Основные цели учебного курса химии 9 класса:  

•формирование обобщённых  сведений о свойствах классов веществ -  металлов и неметаллов;  

•формирование  сведений о свойствах щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия и железа, халькогенов  и галогенов; •формирование  сведений о свойствах отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ;

•знакомство с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров(белков и углеводов).

Основные задачи учебного курса химии 9 класса:

•освоить важнейшие знания об основных понятиях и законах химии, химической символике;

•овладеть умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

•развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

•воспитать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

•применить полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы на изучение химии в 9 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ

4 часа;

         - практических работ

6 часов.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

В концепции модернизации российского образования одним из основных является вопрос о достижении нового качества образования. Он требует по новому сформулировать планируемые цели и результаты образования. В новых условиях главным результатом образования становится способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благопо-лучие общества. Это предполагает как освоение учащимися социальных навыков и практических умений, обеспечивающих их социальную адаптацию в условиях меняющегося общества, так и социальную мобильность школьников, их способность к быстрой смене социальных и экономических ролей,  возможность активного и творческого участия в общественном прогрессе. В тоже время очевидно, что в социальной жизни осознанная личная ответственность невозможна без сформированной системы ценностных ориентаций.

Содержание учебного предмета. 

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ, а также внутрипредметных связей  с курсом химии 8 класса, в котором рассматриваются  сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток),

некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации. В содержании курса химии 9 класса вначале обобщённо раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щёлочно - земельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в н/х отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения химии ученик должен

знать:

       химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и типы химических реакций;

       важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация

          веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;

       основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

       называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;

       объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он

          принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов

          и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;

       характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе                      

          Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства

          неорганических и органических веществ;

       определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень

          окисления элементов в соединениях;

       составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати

          элементов периодической системы; уравнения химических реакций;

       обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

       распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-,

          карбонат-ионы, ионы аммония;

       вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе;

          количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

          использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

       безопасного обращения с веществами и материалами;

       экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.

Конкретные требования к уровню подготовки выпускников основной школы определены для каждой темы.

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса.

Знать:   

- периодический закон;

- важнейшие химические понятия: электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление,  

  амфотерность.

Уметь:

- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент

  принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева;

- объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

- объяснять сущность реакций ионного обмена;

- характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ;

- определять возможность протекания реакций ионного обмена;

- составлять уравнения химических реакций.

Тема 1. Металлы.

Знать: 

- положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева;

- общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;

- основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия;

- качественные реакции на  важнейшие катионы.

Уметь:

- характеризовать общие свойства металлов на основе положения их в электрохимическом ряду напряжения металлов

- давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

- вычислять массовую долю  выхода продукта реакции от теоретически возможного;

- обращаться с лабораторным оборудованием;

- соблюдать правила техники безопасности;

- распознавать важнейшие катионы.

Тема 2. Неметаллы.

Знать:

- положение неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева;

- устройство простейших приборов для получения и собирания газов: водорода, аммиака, кислорода, углекислого газа;

- качественные реакции на  важнейшие анионы.

Уметь: 

- объяснять явление аллотропии;

- характеризовать свойства галогенов и важнейших химических элементов – серы, азота, фосфора, углерода и кремния;

- вычислять массу или объем продукта реакции по известной массе или объему одного из исходных веществ, содержащего примеси;

- вычислять массу, объем и количество вещества по известным данным об исходных веществах, одно из которых дано в избытке;

- обращаться с лабораторным оборудованием;

- соблюдать правила техники безопасности;

- определять: хлорид-ионы, сульфат-ионы, карбонат – ионы, ионы аммония.

Тема 3. Органические соединения.

Знать:

- причины многообразия углеродных соединений (изомерию);

- виды связей (одинарную, двойную, тройную);

- важнейшие функциональные группы органических веществ;

- номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

- иметь понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах.

Уметь:

- составлять формулы изомеров основных классов органических веществ;

- находить, определять из предложенных формул изомеры и гомологи. 

Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

Знать:

важнейшие химические понятия: химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь характеризовать

- химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей

  строения их атомов;

- связь между составом, строением и свойствами веществ;

- химические свойства основных классов неорганических веществ. 

Уметь определять: 

- состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений;

- типы химических реакций;

- валентность и степень окисления элемента в соединениях;

- тип химической связи в соединениях;

- возможность протекания реакций ионного обмена; составлять: 

- формулы неорганических соединений изученных классов;

- схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

- уравнения химических реакций.

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебно-методическое обеспечение:

1.Примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень);

2.Авторская  программа О.С.Габриеляна, соответствующая Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, переработанное и дополненное – М.: «Дрофа», 2010 г.).

3.Габриелян О.С. Химия. 9 класс. М., «Дрофа», 2009 г.

4.Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: «Дрофа», 2009 г.

5.Химия. 9 кл.; Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. - М.: «Дрофа», 2009 г.

6.Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. - М.: «Блик плюс», 2009 г.

7.Габриелян О.С, Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 9 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9». - М.: «Дрофа», 2009 г.

8.Габриелян О.С, Яшукова А.В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 9 кл. к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс». — М.: «Дрофа», 2009 г.

9.Габриелян О.С, Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 - 9 кл. - М.: «Дрофа», 2009 г.

Литература для учителя:

  • Программа О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных школ», М.: «Дрофа», 2010 г.
  • М.Ю. Горковенко «Поурочные разработки по химии», 9 класс, М. «Вако», 2009 г.

●    О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: «Дрофа», 2009 г.

Литература для учащихся:

  • О.С.Габриелян «Химия, 9 класс», М.: «Дрофа», 2009 г.
  • О.С.Габриелян «Мы изучаем химию, 9 класс», М.: «Дрофа», 2009 г.

Дополнительная литература:

●       Энциклопедический словарь юного химика.

●       Дидактический материал.

 Медиаресурсы:

  1. Единые образовательные ресурсы с  сайта  www. school-coolection.edu.ru

                        (единой коллекции образовательных ресурсов)

  1. CD « Учебное электронное пособие.  Химия (8-11 классы). Виртуальная лаборатория»
  2. CD «Общая химия», издательство «Кадис»
  3. СD «Химия 8-11 класс», Библиотека электронных наглядных пособий.
  4. CD «Химия 9 класс», электронное учебное издание Дрофа, мультимедийное приложение к УМК «Химия 8 класс».
  5. СD «Химия», репетитор.
  6. СD «Интерактивные творческие задания», химия, 8-9.
  7. СD «Программное обеспечение для интерактивных досок», химия 10-11.
  8. СD «Актуальные проблемы методики обучения химии в школе», авт. Г.М. Чернобельская, Пед. университет «1 сентября» (2 диска).

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:

  1. Специализированный класс химии (лаборантская, вытяжной шкаф, специализированные столы, доска).
  2. Стенды:

-«Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

-«Таблица растворимости»

-«Изменение окраски индикаторов»

-«Техника безопасности»

            3.   Таблицы стендовые

                  -«Взаимосвязь между некоторыми физическими величинами»

                  -«Классификация веществ»      

                  -«Связь между классами неорганических веществ»

                   -«Качественные реакции на катионы и анионы»

                   -«Классификация органических соединений»

                   -«Генетическая связь классов органических соединений»

                   -«Распознавание органических соединений»

            4. Таблицы «Химия», 9 класс

                5. Химическое оборудование и реактивы.

                6. Противопожарная сигнализация.

                

Календарно – тематическое планирование уроков химии, 9 класс.

№ урока в курсе

Тема раздела

  Кол-во        

  часов

  в теме

№ урока

в теме

Тема урока

Лаборатор-ный опыт

        Тип урока

Форма контроля

Домашнее задание

Дата проведения

 План

Факт                                                              

Повторение ос-новных вопро-сов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

6

1.

1.

Характеристика хими-ческого элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева

Комбинирован-ный

Фронт. беседа

§1, с. 8 № 1- по вариантам, № 2-по вариантам

2.

2.

Свойства оксидов, кислот, оснований, солей в свете теории электролитической диссоциации, процессов окисления – восстановления.

Генетические ряды металла и неметалла.

Комбинирован-ный

Фронт. беседа

Индивид. опрос

§1, записи, дифференц. задания из сборника

3.

3.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Л.о. № 1 Получение гидроксида цинка и исследова-ние его свойств

Комбинирован-ный

Фронт. беседа

§2, записи, дифференц. задания из сборника

4.

4.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

Комбинирован-ный

Фронт. беседа

Индивид. опрос

§3, с.19 №1,2,3, повт. §§1,2, записи, дифференц. задания из сборника

5.

5.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Повторение».

Повторительно - обобщающий

Самост. проверочная работа

Подготовиться к контрольной работе, просмотреть записи в раб. тетр.

6.

6.

Контрольная работа № 1

по теме:

«Повторение».

Контрольный урок

Контрольная работа

Повторить §3

Металлы

15

7.

1.

Анализ к/р. Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Металлическая кристал-лическая решётка. Металлическая химическая связь. Общие свойства металлов.

Л.о. № 2

Ознакомле-ние с образ-цами метал-лов

Комбинирован-ный

Фронт. беседа

§ 4 прочитать, § 5, с.29 № 1,2

П.6, с.32 №3,4

8.

2.

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов и его исследование для характеристики химических свойств.

Л.о. № 3

Взаимодей-ствие металлов с растворами кислот и солей

Комбинирован-ный

Фронт. беседа

§8, с. 41 №3,

с. 42 № 4,7

9.

3.

Способы получения металлов: пиро-, гидро-, электрометаллургия

Комбинирован-ный

Фронт. беседа

Самост. проверочная работа

§9, определения,

с.47 №3,4

10.

4.

Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Сплавы.

Урок изучения нового материала

Фронт. беседа

§10, с.51 №1,2,3,4

 §7, с.38 №3

11.

5.

Общая характеристика щелочных металлов. Особенности строения атомов, положение в п.с.х.э. щелочные металлы – простые вещества

Комбинирован-ный

Фронт. беседа

§ 11, с.52-54, задача

Подготовить сообщения

12.

6.

Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды, соли, их свойства и применение в н/х

Л.о. № 4

Ознакомле-ние с образ-цами при-

родных сое-

динений натрия

Комбинирован-ный

Фронт. беседа

Тестирование

§11, с.54-58,с.58, №1(а,б) - по вариантам, задача

Подготовить сообщения

13.

7.

Общая характеристика элементов главной подгруппы 2 группы. Строение атомов. Щёлочно-земельные металлы – простые вещества, их свойства.

Комбинирован-ный

Фронт. беседа

Индивид. опрос

§12, с.60-62,

 с.67 №3

Подготовить сообщения

14.

8.

Важнейшие соединения щелочно - земельных металлов – оксиды, гидроксиды, соли, их свойства и применение в

н/х.

Л.о. № 4

Ознакомле-ние с образ-цами при-

родных сое-

динений кальция

Комбинирован-ный

Фронт. беседа

Тестирование

§12, с.62-67

С.67, №5

Подготовить сообщения

15.

9.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Применение алюминия.

Комбинирован-ный

Фронт. беседа

Индивид. опрос

§13,с.68-71

С.75 №1,4, задача

Подготовить сообщения

16.

10.

Соединения алюминия –

оксид, гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия.

Л.о. № 4

Ознакомле-ние с образ-цами при-

родных сое-

динений алюминия

Л.о. № 5

Получение гидроксида алюминия и его взаимо-действие с растворами кислот и щелочей

Комбинирован-ный

Фронт. беседа

Тестирование

§13, с.71-74

С.75, №6, задача

Подготовить сообщения

17.

11.

Железо. Строение атома. Физические и химические свойства простого вещества.

Генетические ряды Fe2+   Fe3+

Л.о. № 4

Ознакомле-ние с образ-цами при-

родных сое-

динений алюминия

Комбинирован-ный

Фронт. беседа

§14, с.76-78

С.82 №4, задача

Подготовить сообщения

18.

12.

Качественные реакции  на Fe2+ , Fe3+  . Важнейшие  соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и н/х.

Л.о. № 6

Качествен-ные реак-ции на ионы железа

Комбинирован-ный

Фронт. беседа

Индивид.опрос

§14, с.78-81

С.82 №5, задача, проанализировать записи в раб. тетр.

по теме «Металлы»

19.

13.

Обобщение по теме «Металлы».

Повторительно  обобщающий урок

Самост. проверочная работа

Дифференц. задания из сборника, задача

20.

14.

Решение расчётных задач.

Тренировоч-ный урок

Индивид. опрос

Подготовиться к контрольной работе

21.

15.

Контрольная работа № 2

 по теме: «Металлы».

Контрольный урок

Контрольная работа

Подготовиться к практ. работе №1,

с.84

Практикум №1 «Свойства металлов и их соединений»

3

22.

1.

Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений металлов».

Урок практической работы

Практическая работа

Подготовиться к практ. работе №2,

с.84-85

23.

2.

Практическая работа №2

«Получение и свойства соединений металлов».

Урок практической работы

Практическая работа

Подготовиться к практ. работе №3,

с.86-87

24.

3.

Практическая работа №3

«Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ».

Урок практической работы

Практическая работа

Повторить §3

Неметаллы

23

25.

1.

Анализ контрольной и практических работ.

Общая характеристика неметаллов: положение в п.с.х.э., особенности строения атомов, электроотрицательность, ряд электро-отрицательности.

Комбинирован-ный урок

Фронт. беседа

§15, с.88-90,С.93,

№1-дифференц.

задача

26.

2.

Аллотропия. Физические свойства неметаллов.

Комбинирован-ный урок

Фронт. беседа

§15, с.93№3 – по вариантам, задача

§16, прочитать

Подготовить сообщения

27.

3.

Водород. Положение в п.с.х.э. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства, получение и применение.

Комбинирован-ный урок

Фронт. беседа

§ 17, рассм. все рис., уметь объяснять

С.103 №4,задача

28.

4.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства.

Комбинирован-ный урок

Фронт. беседа

Индивид. опрос

§18, с.109-№1 по вариантам, №4, задача

Подготовить сообщения

29.

5.

Основные соединения галогенов, их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Применение галогенов и их соединений

 в н/х.

Л.о. №7

Качествен-ная реакция на хлорид-ион

Комбинирован-ный урок

Фронт. беседа

Самост. поверочная работа

§19, с.115 №4, задача

§ 20

Подготовить сооб-щения

30.

6.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы.

Комбинирован-ный урок

Фронт. беседа

§21, § 22

С.129 № 2,

с.134 № 3

Подготовить сообще-ния

31.

7.

Соединения серы: оксиды серы, их получение, свойства и применение. Сероводородная и серная кислоты.

Комбинирован-ный урок

Фронт. беседа

Индивид.опрос

§23, с.134-135, с.141 № 2-

по вариантам

Подготовить сообще-ния

32.

8.

Серная кислота и её соли, их применение в н/х. Качественная реакция на сульфат-ион.

Л.о. № 8

Качествен-ная реакция на сульфат-ион.

Комбинирован-ный урок

Фронт. беседа

Индивид.опрос

§ 23, с 136-141,

С.142 №4

Подготовить сообще-ния

33.

9.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества.

Комбинирован-ный урок

Фронт. беседа

§24, с.146 №1 –по вариантам, задача

34.

10.

Аммиак, строение, свойства, получение и применение.

Комбинирован-ный урок

Фронт. беседа

Индивид. опрос

П.25, с.152 №2,7,8

35.

11.

Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота.

Л.о. № 9

Распознава-ние солей аммония

Комбинирован-ный урок

Фронт. беседа Индивид. опрос

§26, с.155 №2,

§ 27, с.156,

с.158 №2-по вариан-там

36.

12.

Азотная кислота, её свойства и применение.

Комбинирован-ный урок

Фронт. беседа

Индивид. опрос

§ 27, с.156-157, с.158 №3,4, задача

37.

13.

Соли азотной кислоты. Азотные удобрения.

Комбинирован-ный урок

Фронт. беседа

Индивид. опрос

§ 27, с.157-158

задача

38.

14.

Фосфор, строение атома, аллотропия, свойства, применение.

Комбинирован-ный урок

Фронт. беседа

§ 28, с.159-160

С.163, №3,4, задача

39.

15.

Основные соединения фосфора:

оксид фосфора (V)

Ортофосфорная кислота и её соли - фосфаты. Фосфорные удобрения.

Комбинирован-ный урок

Фронт. беседа Индивид. опрос

§ 28, с.160-163
с. 163, №1,2- дифференц., задача

40.

16.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение.

Комбинирован-ный урок

Фронт. беседа

§ 29, с.172 №1,2,

3,4(все устно)

задача

41.

17.

Оксиды углерода (II) и (IV). Их свойства, применение, качест-венная реакция на углекислый газ.

Л.о. № 10

Получение углекислого газа и его распознава-ние

Комбинирован-ный урок

Фронт. беседа Индивид. опрос

§ 30, с.172-175

С. 177 №3, задача

42.

18.

Угольная кислота и её соли, качественная реакция на карбонат-ион.

Л.о. № 11

Качествен-ная реакция на карбонат-ион.

Комбинирован-ный урок

Фронт. беседа Индивид. опрос

§30, с.175-177

С.178 №6 – по вариантам, задача

43.

19.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение.

Комбинирован-ный урок

Фронт. беседа Индивид. опрос

§31, с.185 №1

44.

20.

Кислородные соединения кремния: оксид кремния(IV), его природные разновиднос-ти. Силикаты.

Понятие о силикатной промышленности.

Л.о. № 12

Ознакомле-ние с природны-ми силика-тами

Л.о. № 13

Ознакомле-ние с продукцией силикатной промышленности

Комбинирован-ный урок

Фронт. беседа Индивид. опрос

§31, с.185 №4 –по вариантам

45.

21.

Обобщение по теме «Неметаллы».

Урок закрепления ЗУН

Фронт. беседа

Проанализировать записи в рабочей тетради по теме.

Дифференц. задания из сборника

46.

22.

Обобщение по теме «Неметаллы».

Повторительно – обобщающий урок

Самост. проверочная работа

Дифференц. задания из сборника.

Подготовиться к контрольной работе

47.

23.

Контрольная работа № 3

по теме: «Неметаллы».

Контрольный урок

Контрольная работа

Подготовиться к практ. работе № 4,

с.187-188

Практикум №2

«Свойства неме-таллов  и их соединений»

3

48.

1.

Практическая работа №1

«Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Урок практической работы

Практическая работа

Подготовиться к практ. работе № 5,

с.188-189

49.

2.

Практическая работа №2

«Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода».

Урок практической работы

Практическая работа

Подготовиться к практ. работе № 6,

с.189-192

50

3.

Практическая работа №3

«Получение, собирание и распознавание газов»

Урок практической работы

Практическая работа

Повторить §3, §29

Органические соединения

10

51.

1.

Анализ контрольной и практических работ.

Предмет органической химии. Вещества органические и неорганические. При-чины многообразия органических соединений.

Урок изучения нового материала

Фронт. беседа

§32, с.193-195

Записи, таблица

52.

2.

Химическое строение органических веществ. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Урок изучения нового материала

Фронт. беседа

Химический диктант

§32, с.195-199

С.200 № 1,2

53.

3.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Комбинирован-ный урок

Фронт. беседа

Самост. проверочная работа

§33, табл.9,

с.205 №1, задача

54.

4.

Химическое строение молекулы этилена. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Л.о. № 14

Изготовле-ние моде-лей моле-кул углево-дородов

Комбинирован-ный урок

Фронт. беседа

§ 34, с.210 № 1,2

задача

55.

5.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере метанола и этанола. Трёхатомный спирт – глицерин.

Л.о. № 15

Свойства глицерина

Урок изучения нового материала

Фронт. беседа

§35, с.216 №1, 5-по вариантам

задача

56.

6.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Урок изучения нового материала

Фронт. беседа

§35, п.36

задача

57.

7.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Её свойства и применение. Стеариновая кислота.

Урок изучения нового материала

Фронт. беседа

§36, с.220, №1

задача

58.

8.

Понятие о сложных эфирах, реакции этерификации. Жиры.

Урок изучения нового материала

Фронт. беседа

§36

§37, с.224 №1,4

59.

9.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации.

Белки, их строение, биологическая роль

Урок изучения нового материала

Фронт. беседа

§38, с.231 №1,2,3

60.

10.

Понятии об углеводах. Глюкоза, её свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая  роль.

Л.о. № 16

Взаимодей-ствие глю-козы с гидроксидом меди (II) без нагре-вания и при нагревании

Л.о. № 17

Взаимодей-ствие  крах-мала с йодом

Урок изучения нового материала

Фронт. беседа

§39,

с.237 №2,4,6-

по вариантам

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

8

61.

1.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

Комбинирован-ный урок

Фронт. беседа

Индивид.опрос

§3

Записи в рабочей тетради

8 кл., §§6,7,8,9

62.

2.

Виды химических связей и типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Комбинирован-ный урок

Фронт. беседа

Индивид.опрос

8 кл., §§10,11,12

Записи в рабочей тетради

Дифференц. задания из сборника

63.

3.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катали-затора). Классификация химических реакций по различным признакам (направление, из-менение степеней окисления атомов).

Комбинирован-ный урок

Фронт. беседа

Индивид.опрос

8кл., §§29,30,31,32,36,

43

Записи в рабочей тетради

Дифференц. задания из сборника

64.

4.

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла, переходного металла.

Комбинирован-ный урок

Фронт. беседа

Индивид.опрос

8кл., §§13,14,18,19,20,

21,42

Записи в рабочей тетради

Дифференц. задания из сборника

65.

5.

Оксиды, основания: состав, классификация и общие химические свойства в свете ТЭД и ОВР.

Комбинирован-ный урок

Фронт. беседа

Индивид.опрос

8кл.,

§§18,19

Записи в рабочей тетради

Дифференц. задания из сборника

66.

6.

Кислоты: состав, классификация и общие химические свойства в свете ТЭД и ОВР.

Комбинирован-ный урок

Фронт. беседа

Индивид.опрос

8 кл., §20

Записи в рабочей Дифференц. задания из сборника тетради

67.

7.

Соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете ТЭД и ОВР.

Комбинирован-ный урок

Самост. проверочная работа

8 кл., § 21

Подготовиться к контрольной работе

68.

8.

Контрольная работа № 4

по теме:

«Обобщение знаний по химии за курс основной школы».

Контрольный урок

Контрольная работа

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения

учителей естественно – математического цикла от ______________________№ _______

Руководитель ШМО ___________________________/______________________________

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР _________________________/ _____________________________

____________________________________________________________________________