Информация для родителей.

Гайнулина Екатерина Константиновна

Уважаемые родители!

На данной странице Вы можете ознакомиться с рекомендациями учителя-дефектолога по обучению и воспитанию "особого" ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ – ДЕФЕКТОЛОГА.

Тема: Дидактические игры и упражнения  на формирование у детей представлений о величине.

Дошкольники с отклонениями в развитии испытывают значительные трудности в усвоении представлений о величине. Такие качества предметов, как длина, ширина, высота, толщина, воспринимаются ими недостаточно четко. Даже если ребенок учитывает эти качества в своей практической деятельности, то правильно обозначить их словами затрудняется. При попытках сравнить ленточки разной длины, карандаши разной толщины, бруски разной высоты он не употребляет слов «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «толстый», «тонкий», а называет эти предметы просто большими или маленькими.

Умение воспринимать и оценивать признаки величины имеет важное познавательное значение, так как лежит в основе формирования полноценных представлений о предметном мире.

Усвоение представлений о величине проходит в несколько этапов.

  • 1 этап. Детей учат работать с образцом: прикладывать и накладывать предметы, примеривать их к образцу. На этом этапе в ряд включается не более трех элементов.
  • 2 этап. Вводятся упражнения на соотнесение плоскостных и объемных элементов: например, образец составляется из трех различных по величине квадратов, расположенных в виде башни, а ребенку предлагается выполнить аналогичную постройку из кубиков.
  • 3 этап. Увеличивается количество элементов в ряду. Предлагаются упражнения на построение и соотнесение двух рядов. Например, предлагается для каждой матрешки подобрать подходящую по величине корзиночку.
  • 4 этап. Меняется направление и точка отсчета элементов ряда.           Например, дети выстраиваются по росту как обычно, а затем педагог    предлагает им построиться таким образом, чтобы впереди оказался самый низкий ребенок.
  • 5 этап. Выкладываются только крайние элементы ряда, ребенку предлагается подобрать недостающие элементы и дополнить ряд.
  • 6 этап. Вводятся сложные задания, в которых требуется предварительно нарисовать, схематически изобразить, а затем построить ряд из предметов.

Ниже представлены дидактические игры и упражнения на формирование представлений о величине. Важно, чтобы ребенок вслух проговаривал свои действия

Задание 1

Из картона вырезаются фигурки трех медведей, различные по величине, квадраты трех размеров, банки с медом, тарелки с ягодами, яблоки. Ребенку нужно подобрать для каждого медведя подходящий по величине стол и разместить угощение. Педагог побуждает к сравнению предметов по величине. После того как угощение расставлено, подводится итог: «Вот как хорошо мы встретили гостей: самого большого мишку усадили за самый большой стол, поставили самую большую банку с медом, самую большую тарелку с ягодами, положили самое большое яблоко.

 Задание 2

На столе у педагога располагаются куклы разной величины и коробка с кукольной одеждой, обувью, головными уборами. Каждому ребенку нужно выбрать одежду, подходящую его кукле по размеру. В процессе игры закрепляется словарь по теме «Одежда», детей побуждают строить развернутые фразы: «Это пальто большое, а это поменьше», «Эта юбка длинная, а это короткая».

Задание 3

Педагог выкладывает на фланелеграфе три полоски разной высоты, размещая их вертикально на одной линии-ленточке. Каждую полоску педагог выставляет со словами: «Вот как я построю лесенку — это самая высокая ступенька, затем ступенька пониже, а это самая низкая ступенька. Смотрите, дети, какая получилась удобная лесенка для куколки». Демонстрирует, как кукла поднимается вверх и спускается вниз по лесенке. Каждому ребенку дается набор полосок и предлагается рядом с образцом выложить свою лесенку. В дальнейшем комплект полосок может состоять из 5—8 элементов.

Задание 4

Изготавливаются трафареты с прорезями различной длины и комплект бумажных полосок. Ребенку предлагается «заштопать» коврик, вложив в прорези полоски соответствующей длины. Подобные пособия следует изготовить и для упражнения детей в подборе полосок, подходящих по ширине.

Задание 5

Ребенку предлагается образец-аппликация «Снеговик», который составлен из трех кружочков, различных по величине. На голове у снеговика ведерко-трапеция. Ребенку дается чистый лист бумаги и двойной комплект геометрических фигурок, вырезанных из бумаги. Требуется выложить на листочке точно такого же снеговика и рассказать, как нужно выполнять это задание.

Задание 6

На фланелеграфе выкладываются изображения ели, березы (дуба). Они одинаковой высоты, но располагаются не на одной линии, поэтому создается иллюзия, что одни выше, другие ниже. Установить их величину можно лишь с помощью условной мерки, в данном случае ребенку следует предложить использовать полоску бумаги: прикладывая ее к деревьям, можно установить, что все они одинаковой высоты. Нужно определить, какая дорожка длиннее, используя в качестве условной мерки полоску белой бумаги.

Задание 7

Ребенку предлагаются черная и белая полоски одинаковой длины и ножницы. Он устанавливает их равенство, накладывая друг на друга. Нужно с помощью ножниц сделать одну полоску короче. Ребенок отрезает часть от черной полоски, путем накладывания и прикладывания убеждается, что теперь белая полоска стала длиннее. Педагог предлагает уравнять полоски по длине, побуждает ребенка употреблять слова: длинная, короткая, длиннее, короче, одинаковой длины; белая полоска длинная, а черная — короткая.

Задание 8

На панно изображен город с узкими и широкими улицами. Панно размещают на полу. Каждому ребенку дают маленькую машинку и предлагают покатать ее по улицам. Затем двоим детям предлагается провезти машинки по узкой улице навстречу друг другу. Дети на практике убеждаются, что на узкой улице машины не могут разъехаться, обогнать или проехать рядом. Закрепляются понятия узкий — широкий.

 Задание 9

Детям раздаются ленточки различной длины, ширины, разного цвета. Ставится сложная задача: сравнивать их по нескольким признакам. Например: «Зеленая ленточка узкая и длинная, а красная ленточка короткая и широкая», «Красная ленточка шире и короче, чем зеленая».



Предварительный просмотр:

Логические упражнения и задачи в обучении детей математике.

Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности детей, в процессе обучения. В дошкольном возрасте с целью развития мышления детей используются различные виды несложных логических задач и упражнений.

Это задачи на нахождение  пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, задачи на поиск недостающей в ряду фигуры. Применяются они как на занятиях, так и в повседневной жизни.

В работе с детьми 5-6 лет используются простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Эти задачи наглядно представлены в виде чертежа, рисунка,  иллюстрированы предметами. Дети, решая их, в ходе поисков ответа могут подбирать недостающие фигуры, менять их местами, перекладывать предметы.  Практические действия облегчают решение задачи, делают его более убедительным и доказательным.

 

В старшей группе используются следующие упражнения и задачи:

 

V Чем отличается одна картинка от другой? На основе зрительного сопоставления надо найти несколько отличий.

V Найти два одинаковых предмета. Рассмотрев и сравнив предметы, надо найти фигуры, одинаковые по цвету, форме, величине и другим характерным признакам.

V Какая фигура здесь лишняя и почему? На основе зрительного анализа, сопоставления, надо найти предмет, который недолжен, быть помещен на таблице, и обосновать выбор.

V Лабиринты. На основе зрительного прослеживания ходов, линий надо отыскать нужный предмет.

V Продолжить ряд изображений. Уловив закономерность в следовании предметов, надо продолжить ряд.

V На основе сравнения выявить закономерность в расположении фигур в таблице, вместо знака вопроса поместить нужную фигуру.

 

Родитель и воспитатель может сам составлять логические упражнения, исходя из конкретных задач обучения детей на занятиях в детском саду или дома.  Логические упражнения и задачи способствуют развитию у детей познавательных способностей, совершенствуют  математические представления детей.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА.

«РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЁНКА: НА ПРОГУЛКЕ, НА КУХНЕ, НА ДАЧЕ!»

Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, где дети посещают коррекционную группу и имеют нарушения речи. Для них «логопедизация» семейной воспитательной среды обязательна. А если речь ребёнка развивается без видимых проблем и соответствует возрастным нормам? И в этом случае родителям не стоит устраняться от процесса речевого воспитания. Ведь любому ростку легче расцвести на взрыхлённой и удобренной почве, нежели пробиваться на заброшенном и затоптанном пустыре.

Как проводить домашние занятия по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко.
Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.).

Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, друзей вашего ребёнка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.

А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.
Следующая игра будет называться «Вспомни сказку» (В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др.) Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.

А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой - игра с союзом А - «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, А втрое - красное; одно сладкое, А другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, а у второго - белые и т.д.)

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий.
На прогулке. В это время ребёнку вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».
Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь».

Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.

Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.

Сюжетно-ролевые игры с другими детьми «Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка» помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.
На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др.

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

Если ребёнок ещё мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает.

На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.

Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.

Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.

Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.

Развивайте в себе навыки грамотной речи, формируйте у ребенка привычку контролировать свое произношение и через некоторое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды!

Хороших Вам выходных!

Пусть летние дни станут интересными и продуктивными для развития вашего ребенка.



Предварительный просмотр:

«Игровые упражнения для развития мелкой моторики рук для детей с задержкой психического развития».

          У детей с ЗПР наблюдается некоторое своеобразие развитие мелкой моторики: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации движений, общая моторная неловкость, скованность и т.д.

         Несформированность моторики кистей и пальцев рук  создает определённые трудности в овладение навыками рисования, ручного труда, письма.

        К сожалению, в силу занятости, мы не всегда можем найти время на игры и разговоры с нашими детьми. Поэтому дети все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко что-то делают своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. К максимально удобным вещам относятся: одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц, пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания, бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта.

        И все же педагоги рекомендуют развивать мелкую моторику и готовить руку ребенка к письму уже в раннем возрасте. Развитие мелкой моторики осуществляется через диагностические игры  и упражнения. Вашему вниманию, представлены различные игры для развития мелкой моторики. Постарайтесь найти время и поиграть!

Упражнения и игры на развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет с ЗПР.

«Переложи игрушки». Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки). Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются стол и ребенок действует левой рукой.

«Забей мяч в ворота». Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола — «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота.Можно играть вдвоем, тогда логопед и ребенок сидят по разные стороны стола, а ворота находятся посередине.

«Перебираем крупу». Необходимы две пустые коробочки и одна — со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими 6уинками, картонными квадратиками и кружками и пр. Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части.

«Разорви лист по линиям». Лист бумаги произвольно расчерчиваются на части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры, предметы.

«Шаловливый котенок». Заранее разматывается клубок ниток. Сначала правой, а затем левой рукой нужно смотать клубок.

«По кочкам через болото». На столе рассыпают мелкие камешки — «кочки». Зажав в щепотку 1, 3, 5 пальцы одной руки, ребенок шагает указательным и безымянным «по кочкам» с одного края стола другому, «выбираясь из болота». Следить, чтобы на весу всегда был только один палец. «Кочки» можно нарисовать и на бумаге.

«Гармошка». Взять большую пуговицу с двумя отверстиями. В оба отверстия продеть толстую нитку и завязать, чтобы образовалось кольцо. Разместив пуговицу посередине, зацепить указательным и средним пальцами каждой руки петельки по обе стороны от нее и, вращая руками нитку, как скакалку, закрутить пуговицу. Нитка станет раскручиваться и, пружиня, закручиваться в другую сторону. Задача ребенка — не дать «гармошке» остановиться, все время совершая

«Строитель».  Для игры подойдут небольшие кубики, кольца от пирамидок. Ребёнку даётся задание собрать из мелких кубиков один большой, построить башню, колодец, скамейку, стульчик, диван, домик, поезд, заборчик, телевизор, машину

«На морском берегу». Для игры понадобятся дощечка с накатанным слоем пластилина и горсть мелких камешков. Малышу предлагается выложить на дощечке фигурки из камешков: солнышко, облако, дерево, змею, мячик, удочку, рыбку.

«Художник».  Ребёнок ставит локоть ведущей руки на стол, берёт в руки «волшебную палочку» (указку, карандаш, счетную палочку). По просьбе взрослого «волшебная палочка» рисует по воздуху предметы, фигуры, пишет буквы. Рука при этом остаётся неподвижной, работают только пальцы и кисть. Следить, чтобы «палочка» была зажата пальцами правильно и «рисунок» был похож. Можно предложить также задание на «срисовывание» простых контурных изображений: лодочка, ракета, человечек, коробка,  лампочка, коврик, стакан, груша, бублик.

«Вязание». На обеих руках приготовить большие и указательные пальцы, остальные прижать к ладони. Пальцы левой руки неподвижны, «вяжут» только два пальца на правой руке: большой палец правой руки соединить с указательным пальцем левой, второй палец – на весу. Затем указательный палец правой руки приставить к большому пальцу левой руки, остальные пальцы разъединить. Двигая кистью и пальчиками правой руки, «вязать». Повторить упражнение левой рукой.

 «Играем на балалайке». Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую круглую резинку. Перебирать эту резинку, как струны балалайки, указательным и средним пальцами другой руки.

С уважением учитель – дефектолог

Гайнулина Екатерина Константиновна.