Консультация для родителей

Бахтина Мария Александровна

Развитие мелкой моторики рук в процессе занятий лепкой

(консультация для родителей)

 

Мы часто слышим о необходимости развития мелкой моторики. Что же это такое и зачем она нужна?

Мелкая моторика - это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног, часто в сочетании со зрительной системой,  в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной.

Сегодня мы поговорим о развитии мелкой моторики рук, ведь изо дня в день нам приходится совершать какие – то действия: будь то застегивание молнии или пуговиц, письмо, перебирание крупы, рисование и т.д. -  все эти движения и относятся к мелкой моторике.

С первых дней появления ребенка на свет мелкая моторика развивается естественным образом на базе общей моторики человека.  Но можно ускорить ее развитие разнообразными способами: пальчиковые игры и упражнения, игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, сортировка крупы, нанизывание бусин и т.д.), массаж и самомассаж кистей рук, занятие лепкой.

Зачем  нужно развивать мелкую моторику, спросите вы? Ученые доказали связь между развитием пальцев рук и речевой функцией, т.к. речевая зона головного  мозга человека расположена вблизи  зоны проекции кисти руки.

Таким образом, лепка является важным занятием для ребенка, она благотворительно влияет не только на развитие творчества, внимания, мышления, формирует представление о цвете и форме предметов, воспитывает усидчивость, но и способствует развитию мелкой моторики кистей рук.

Занятия лепкой помогают укреплять и развивать пальцы обеих  рук, чего не происходит в процессе других занятий, т.к. во время рисования, застегивания пуговиц и т.д.  – чаще работает одна – ведущая рука. Соответственно, активность двух рук координируется работой двух полушарий головного мозга.

Специальные движения, освоенные ребенком в процессе занятий лепкой,  помогут ему в дальнейшем овладеть не только точными и мелкими трудовыми действиями, но и письмом.

В каком возрасте следует познакомить ребенка с пластилином? Это «индивидуально» - кому – то можно дать пластилин в 11месяцев, другому  - в 18 месяцев, но не следует затягивать до 3 – 4 лет.

 На каждом возрастном этапе дошкольник должен овладеть определенными умениями и навыками лепки.

I этап (до 3-х летнего возраста). Ребенок должен научиться отрывать кусочки глины или пластилина, раскатывать их круговыми движениями кистями обеих рук, образовывать простые предметы (мячики, орешки). Разрывать пластилин на части, мять; раскатывать прямыми движениями (столбики, конфетки); расплющивать ладонями (пирожки, блины); соединять края «столбика» - бублик, баранка, колечко; лепить несложные предметы из 2-3 частей (неваляшка, птичка, грибок, погремушка).

II этап (дети 4-го года жизни). Дети уже имеют определенный опыт в лепке, здесь необходимо усложнить работу, закрепляя ранее приобретенные навыки.  На основе диска, образованного при расплющивании, учить создавать несложные предметы (пирожки, пельмени) способом сгибания и защипывания пальцами рук для придания формы. Ребенок должен уметь делить кусок пластилина на 2-3 части и лепить предметы, в основе которых лежит шар, диск, цилиндр. Соединять части изображения прикладыванием и прижиманием.

III этап (дети 5-го года жизни). Наряду с имеющимися знаниями и умениями в лепке дети осваивают новые: создают изображения на основе овала (слива, лимон), цилиндра (огурец); заостряют и закругляют форму предметов. При  раскатывание пластилина круговыми движениями рук, расплющивают, загибают, защипывают края, вдавливают пальцами (тарелочка, чашечка, корзинка).  При соединении деталей в целое  ребенок пользуется способами прикладывания, прижимания и  примазывания.

IV этап (дети 6-го года жизни). Дети должны уметь создавать изображения, состоящие из 3-4 частей,  в основе которых лежит шар, цилиндр, овал, конус. Лепить предметы конструктивным (т.е. собранным из частей), пластическим (из целого куска) и  комбинированным способами, владеть приёмами крепкого соединения деталей, сглаживания поверхности пальцами, стекой и увлажнённой тряпочкой.

 Таким образом, все известные нам приемы лепки:  скатывание, сплющивание, вдавливание, вытягивание, загибание, примазывание и т.п.  – развивают мелкую моторику рук.

В качестве материала для лепки можно использовать не только пластилин и глину, но и соленое тесто, салфетки, туалетную бумагу, воск.

В процессе лепки ребенок учиться владеть собственными руками, которые являются основным инструментом детской деятельности. Результат своего труда дошкольник может  ощутить как тактильно, так и зрительно, что не всегда можно сделать в других видах детской и изобразительной деятельности.

Выдающийся отечественный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».