Родителям

Дивии Аяна Ивановна

Уважаемые родители, здесь вы можете почерпнуть   информацию об общем развитии ваших детей, формирования их характерв и мировоззрения, моральных и эстетических качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка родителям по профилактике суицида

Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны!  Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания, либо философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в   ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина? » и « Какова цель?» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клеймо психической неполноценности.

Большинство людей, покушающихся на свою жизнь, - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

«Все

безнадежно

и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается – значит, не старался!»

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Важно соблюдать следующие правила:

-будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

- будьте терпеливы;

- не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;

- не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;

- не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря:

«Ты не можешь убить себя, потому что...;

- делайте все от вас зависящее.

И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно. Иосиф Бродский

Слайд 2

Печальная статистика По количеству самоубийств Россия занимает в мире - 2 место. По количеству самоубийств среди детей и подростков – 1 место. Ежегодно более 1,5 тыс. самоубийств совершаются несовершеннолетними. В последние годы частота самоубийств среди 10-14-летних детей - от 3 до 4 случаев на 100 тысяч. Среди подростков 15-19 лет - 19-20 случаев. Это превышает средний мировой показатель по этой возрастной категории населения в 2,7 раза.

Слайд 3

число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза; каждый двенадцатый подросток в возрасте 13-17 лет пытается совершить попытку самоубийства; Число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек; девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши.

Слайд 4

Информация к размышлению. Наиболее частой причиной попытки самоубийств среди подростков - семейные конфликты с родителями. На втором месте – угроза потери близкого человека (неразделенная любовь). На третьем месте – несправедливое отношение, обвинение. 15% суицидов предпринимали повторные попытки самоубийств.

Слайд 5

Группа риска Незаконченная попытка суицида. Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные. Тенденции к самоповреждению. Суициды в семье. Алкоголизм, употребление наркотиков. Хронические или смертельные болезни. Семейные проблемы. Сверхкритичные к себе подростки. Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат. Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.

Слайд 6

Мотивы С поведения подростков: 1.Переживание обиды,одиночества, отчужденности и непонимания. 2. Действительная или мнимая утрата любви родителей. 3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. 4. Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия. 5. Боязнь позора, насмешек или унижения. 6. Страх наказания. 7. Любовные неудачи, беременность. 8. Чувство мести, злобы, протеста. 9. Желание привлечь к себе внимание. 10. Чувство безнадежности. 11. Множественные проблемы, все глобальные и неразрешимые. 12. Желание наказать обидчика. 13. Депрессивные состояния.

Слайд 7

Причины суицидального поведения детей и подростков 1. Нарушение детско-родительских отношений. 2. Конфликты с друзьями или педагогами.(как последняя капля, толкнувшая к суициду, но основная причина №1) 3. Прессинг успеха.( страх не оправдать надежды взрослых, собственные слишком высокие притязания на успех). 4. Отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков.( самоубийца вызывает сочувствие, а не презрение) 5.Самоубийство фанатов после смерти кумира. (имеют часто массовый характер).

Слайд 8

Признаки суицида: 1. Словесные признаки: - прямо говорить о смерти( я не могу так дальше жить); - косвенно намекать о свих намерениях (я больше не буду для вас проблемой); - много шутить на тему самоубийства; -проявлять нездоровую заинтересованность вопросами о смерти.

Слайд 9

Признаки суицида: 2. Поведенческие признаки: - раздавать другим вещи, имеющие большую личностную значимость; - Окончательно приводить в порядок дела; - мириться с давними врагами; - демонстрировать радикальные перемены в поведении (еда,сон, внешний вид, привычки); - замкнуться от семьи и друзей; - быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру;

Слайд 10

Признаки суицида: 3 . Ситуационные признаки: Человек может решиться на самоубийство, если: - социально изолирован; -живет в нестабильном окружении; - ощущает себя жертвой насилия – физического.сексуального или эмоционального; - предпринимал раньше попытки суицида; - перенес тяжелую потерю – смерть кого-то из близких, развод родителей; - слишком критически настроен по отношению к себе.

Слайд 11

Виды суицида: 1. Истинный. 2. Демонстративный суицид (попугать). 3. Скрытый суицид (суицидально обусловленное поведение – занятия экстремальным спортом, рисковая езда на автомобиле, алкогольная или наркотическая зависимость).

Слайд 12

Рекомендации для взрослых: 1. Будьте внимательны к симптомам депрессии и стресса у подростка. 2. Не считайте , ч то человек не способен решиться на самоубийство. 3. Установите заботливые отношения. (не морализируйте, предложите подростку поговорить) 4. Будьте внимательным слушателем (больше должен говорить подросток). 5. Не предлагайте неоправданных утешений (у многих такие проблемы).

Слайд 13

6. Предложите конструктивные подходы (найти, что позитивно значимо для человека, и способы решения проблемы). 7. Установите заботливые отношения как на вербальном , так и не вербальном уровне). 8. Не спорьте с собеседником. 9. Вселяйте надежду (смысл жизни не исчезает, даже если твое состояние приносит нетерпимую боль). 10. Оцените степень риска самоубийства. 11. Не оставляйте человека одного. 12. Обратитесь за помощью к специалистам (психологам. Священникам. Психиатрам ) .

Слайд 14

Чтобы ценить жизнь, необходимо знать две основных вещи: Нам нужно, чтобы нас любили! Нам нужно хорошо к себе относиться!



Предварительный просмотр:

                  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                       «Средняя общеобразовательная школа №14 г. Кызыла»

Методическая разработка родительского

собрания 7 «в» класса «Дочки-матери (Профилактика ранней беременности)»

             

 Разработала классный руководитель          

7 «в»  класса Дивии А.И.

Кызыл-2016

Аннотация: методическая разработка посвящается проблеме профилактики рискованного поведения, беременности и материнства несовершеннолетних,  пути решения различных ситуаций родителями и экспертами. Данная разработка может быть использована классными руководителями 7-9 классов, социальными педагогами, психологами и самими родителями.

                                     

Актуальность: сегодня по всему земному шару рожает более 15 млн подростков, а еще 5 млн вынуждены прибегать к прерыванию беременности. В России каждый пятый аборт делают девочки до 16 лет. В Республике Тыва за последние 2014-2015г прерывание беременности было сделано семи девочкам до 16 лет. С 2011 по 2013г в РТ зафиксированы 10 рожениц до 14 лет. В 2013г- 198 матерей с15-17 лет, 2012г-228, 2011- 224 несовершеннолетних матерей. (По статданным Минздрава РТ).Ранняя сексуальная жизнь пагубно сказывается на физическом и психическом здоровье подростка. Половая распущенность среди подростков и молодежи подрывает морально-нравственные устои общества. Поэтому понятие здорового образа жизни, включает в себя и понятия жизни без вредных привычек, здорового питания, физкультуры и спорта. Под здоровым образом жизни подразумевается новая культура жизни, включающая в себя, помимо сохранения здоровья, воздержания от сексуальных отношений до брака и соблюдение верности своему партнеру в браке.

Ни для кого не секрет, что в вопросах полового воспитания ребенка в семье существует немало проблемных ситуаций. Родителям иногда не хватает смелости и мужества поделиться ею с педагогами и специалистами для того, чтобы принять правильное решение.  Поэтому выбрала проведение собрания в форме ринга. Родительский ринг-это возможность обсудить различные ситуации в половом воспитании учащихся, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций. В анализ ситуаций будут включаться различные точки зрения родителей на проблему, обсуждается единственно верный выход из создавшегося положения. Данная форма играет огромную роль в просвещении родителей класса, так как предлагает практическое решение уже назревших проблем или проблем, с которыми встретятся  в будущем.

                                     Родительское собрание

«Дочки-матери (Профилактика ранней беременности)»

Класс: 7 «в»

Классный руководитель: Дивии Аяна Ивановна

Форма: родительский ринг

Методы:поисковый, исследовательский , аналитический, анкетирование;

Цель: изучить и проанализировать точки зрения родителей в решении проблемы ранней беременности;

Задачи:

  • Совместное обсуждение различных ситуаций и пути их решения;
  • Развитие у родителей интереса к совместному обсуждению проблем, возникающих в воспитании учащихся класса.
  • Проведение анкетирования учащихся класса.

                    Предварительная подготовка

  1. Изучение педагогических запросов родителей. На основании этого готовятся ситуации для обсуждения по предложенной проблеме в ходе ринга, по которым у родителей может быть мнение как положительное, так и отрицательное.
  2. Беседа классного руководителя со школьным психологом, социальным педагогом, фельдшером, (по возможности- акушер-гинекологом) для привлечения их в экспертную группу, которая будет анализировать точки зрения родителей и определять правильность решения в той или иной ситуации.
  3. Проведение анонимного анкетирования учащихся класса
  4. Изготовление карточек: красный цвет- не согласен, зеленый- согласен.

              !- встреча прошла продуктивно, получила полезную информацию

            - осталась довольна, готова к следующей встрече

            - осталась недовольна, разочарована встречей.

                           План проведения родительского ринга:

  1. Вступительное слово классного руководителя (Объявление цели, задач, ознакомление с условиями ринга, представление экспертов)
  2. Обсуждение в группах высказываний «Человек рожден для счастья, как птица для полета» В.Г. Короленко, «Человек-творец своего счастья и  несчастья…», «Если хочешь уничтожить род- разврати женщину этого рода» (индийская пословица)
  3. Ситуации для обсуждения «Что делать, если…»
  4. Ознакомление с результатами анкетирования учащихся.
  5. Видеообращение детей «Наши советы родителям»

                                 Ход родительского ринга

  1. Вступительное слово классного руководителя.

- Добрый день, а что это значит?

  Это значит, что день был по-доброму начат,

  Это значит, что день был по-доброму прожит.

  Он умножит счастливые дни!

Я рада всех вас видеть в новом 2016 году в добром здравии. В этом учебном году это наша четвертая  встреча. Каждая наша встреча всегда проходила в необычном формате. И сегодняшняя- не исключение. Она будет в форме родительского ринга. Родительский ринг-это возможность обсудить различные ситуации в воспитании наших детей. При обсуждении ситуаций мы попытаемся  с помощью наших экспертов найти верный выход из создавшегося положения. В роли экспертов сегодня выступят – соцпедагог нашей школы Мамышева Р.Ы. и психолог Полякова И.В. Вы распределены по группам. Перед каждым карточки с изображением символов  !- встреча прошла продуктивно, получила полезную информацию, - осталась довольна, готова к следующей встрече, - осталась недовольна, разочарована встречей

- Все мы родители. Наверное, самое удивительное качество нашей родительской любви состоит в том, что все мы хотим, чтобы наши дети стали лучше, чем мы сами. Когда мы смотрим на лица наших детей, мы им желаем безграничного счастья и любви. Мы хотим, чтобы дети выросли и достигли того, о чем нам довелось только мечтать. Все мы мечтаем, чтобы наши дети были умнее, красивее, успешнее нас. И, наверно, никто из родителей не хочет, чтобы их маленькая (для нас дети и в 30,40 лет останутся детьми) дочь стала мамой в 13-14 лет. А мамы сыновей думают, что сия чаша их минует. Но как говорят, от тюрьмы, да от сумы не зарекайся. И тема сегодняшнего нашего разговора- профилактика ранней беременности. Сегодня по всему земному шару рожает более 15 млн подростков, а еще 5 млн вынуждены прибегать к прерыванию беременности. В России каждый пятый аборт делают девочки до 16 лет. В Республике Тыва за последние 2014-2015г прерывание беременности было сделано семи девочкам до 16 лет. С 2011 по 2013г в РТ зафиксированы 10 рожениц до 14 лет. В 2013г- 198 матерей с15-17 лет, 2012г-228, 2011- 224 несовершеннолетних матерей (По статданным Минздрава РТ).

-Пожалуйста , поднимите красные карточки те родители, которые уверены, что данная проблема  никоим образом не коснется их семьи. Спасибо.

-А теперь, пожалуйста, поднимите зеленые карточки те родители, которые считают, что о данной проблеме не стоит молчать, что с детьми надо говорить об этом.

- А теперь поднимите красные карточки те родители, которые хотят, но не знают, как говорить с ребенком на деликатные темы

- А кто из родителей вполне откровенен со своим ребенком и считает, что если от них не узнает о каких-то вещах, то это сделают другие- поднимите, пожалуйста, зеленые карточки.  Спасибо большое за ваши ответы. Таким вот образом мы провели небольшой блиц-опрос.

  1. Обсуждение в группах высказываний  «Человек рожден для счастья, как птица для полета» В.Г. Короленко, «Человек-творец своего счастья и  несчастья…», «Если хочешь уничтожить род- разврати женщину этого рода» (индийская пословица)
  2. Ситуации для обсуждения «Что делать, если…»

Ситуация №1 для первой группы. Дочь- подросток ранее всегда откровенная со своей матерью, вдруг стала замкнутой, раздражительной, на контакт не шла. Мать опросила подруг дочери, те сказали, что она месяц встречается со взрослым парнем.

 Ситуация №2 для второй группы. Сын-подросток объявил родителям, что он уже взрослый . будет жить отдельно, будет работать и переведется в открытую школу. Позднее они узнали, что он встречается с девушкой намного старше его.

Ситуация №3 для третьей группы. Дочь- подросток дружила с мальчиком ровесником из благополучной, хорошей семьи. Родители мальчика тоже знали об их дружбе. Родители девочки разрешали им встречаться у них дома, считая, что лучше у них на глазах, чем где-то в других неизвестных им местах. Спустя время они узнали, что их дочь забеременела.

(Эксперты комментируют решение каждой группы)

  1. Ознакомление с результатами анкетирования учащихся.

Интерпретация анкеты. Всего респондентов- 14 чел

  1. В каком возрасте планируешь создать свою семью? (18 лет- 1 , 25-30- 11, 2- не собираются создавать семьи)
  2. По- твоему мнению, девушка  обязательно должна хранить девичью честь до вступления в брак? (Да- 9, нет-5, из них 4 мальчиков)
  3. Можешь ли ты откровенно поговорить с мамой или папой обо всем? (Да-3, нет-6, не всегда- 5)
  4. В каком возрасте девушка (юноша) может начать половую жизнь? (дев- с 18-20 – 8 челов. М- с 18л-2, 17л-1, 16л- 3)
  5. Какие твои три качества должен оценить твой будущий муж (жена)?

(трудолюбие, доброта, искренность, заботливый, решительный, терпеливый, строгость, мужество, чувство юмора, скромность, красоту,тешу)

  1. Закончи фразу «Семья- это…» (…жизнь., любовь, счастье; семья-это твоя жизнь, завел семью, будь с ней и не бросай ее; самое дорогое что есть у человека, в семье всегда выслушают, поддержат и любят, надо ценить семью… )

  1. Видеообращение детей «Наши советы родителям»

-Чаще всего мы, взрослые даем советы детям. Но бывает и наоборот. Послушайте . пожалуйста, советы, которые дают ваши дети.

- Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю слишком откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я стану искать информацию на стороне, и вы увидите, что я вообще перестану задавать вопросы.

- Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Ведь вам не понравится, если я захочу вас использовать в качестве прислуги.

-Не расстраивайтесь слишком сильно, если у меня сорвалось грубое слово в ваш адрес. Я не имел в виду ничего плохого. Я просто хотел, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно.

- Относитесь ко мне как к другу. Тогда я тоже стану великодушным. Запомните, я учусь, подражая вам, а не подчиняясь нравоучениям.

-Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю иметь дело с сильными людьми. Это помогает мне лучше определить свое место в жизни.

-  Не беспокойтесь о том, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, КАК мы его проводим.

- И кроме того, знайте, мы вас любим!

  1. Заключение. Рефлексия.

И в заключение хочу рассказать притчу известного доктора психологических наук, учителя от Бога, педагога от Сердца Шалва Амонашвили «Мама».

Пришла женщина в детдом усыновить шестилетнего мальчика. Мальчик все годы ждал, что придет мама и заберет его с собой. Он любил маму, хотя ни разу ее не видел. Женщина была красиво одета. У нее были длинные светлые волосы. Красивые ресницы, румяные щеки. На шее висела цепочка с большим крестом с драгоценными камнями. Она улыбалась. Ее ласковые слова пленили мальчика. Она держала в руках цветную коробочку с конструктором.

- Я твоя мама!- сказала она мальчику ласково.-ты пойдешь со мной?

- да..- ответил мальчик. В его «да» звучали радость и тревога- а вдруг мама передумает. А мама у него самая красивая в мире.

- Зови меня мамой…

- Да, мамочка!

Привела она домой мальчика. Оставила с игрушкой в комнате, а сама поспешила в ванную. Сняла с головы парик с длинными светлыми волосами, сдернула прекрасные ресницы, смыла румянец, переоделась в балахон. Выплеснула изо рта ласковый голос  и так предстала перед ребенком.

    Мальчик не узнал ее и закричал в страшном испуге: «Мамочка-а-а!»- и спрятался под стол. А «мамочка» как хищница надвигалась на него и рычала:

- займусь я теперь твоим воспитанием, паршивец. Выходи из под стола.

- Мама-а-а-а!..- кричал мальчик и пытался вырваться из когтей хищницы, но не мог.

Маму он потерял навсегда.

Беда, когда ребенок теряет маму, но трижды беда, когда он теряет ВЕРУ в маму.

И что бы ни было, мы мамы, должны вселять веру, должны дать понять ребенку, что «сердце матери-это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение!»

 -Пожалуйста, поднимите красные карточки те родители, которые уверены, что  проблема, которую мы сегодня обсудили, никогда никоим образом не коснется их семьи.

-Перед каждым карточки с изображением символов  !- встреча прошла продуктивно, получила полезную информацию, - осталась довольна, готова к следующей встрече, - осталась недовольна, разочарована встречей

Уважаемые родители, поднимите, пожалуйста тот символ, который вам по душе после сегодняшней нашей встречи. Спасибо за участие в нашем родительском ринге и до новых встреч!

                             

                                    Использованная литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Педагогические притчи. 7 издание, Москва, Амирата-Русь, 2014г
  2. Давыдова А.В. Классные часы. 7 класс. Москва,  Вако. 2013.-272с
  3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Москва, Вако 2003г
  4. Станеки-Козвоски М. и др. Пособие для учащихся «Мой мир и я. Путь любви.» Москва, МАОО МФО 1999г.

                                                                                                                  Приложения

                                        Анкета для девочек

  1. В каком возрасте планируешь создать свою семью?
  2. По- твоему мнению, девушка  обязательно должна хранить девичью честь до вступления в брак?
  3. Можешь ли ты откровенно поговорить с мамой или папой обо всем?
  4. В каком возрасте девушка может начать половую жизнь?
  5. Какие твои три качества должен оценить твой будущий муж?
  6. Закончи фразу «Семья- это…»

                                  Анкета для мальчиков

  1. В каком возрасте планируешь создать свою семью?
  2. По- твоему мнению, девушка  обязательно должна хранить девичью честь до вступления в брак?
  3. Можешь ли ты откровенно поговорить с мамой или папой обо всем?
  4. В каком возрасте юноша может начать половую жизнь?
  5. Какие твои три качества должна  оценить твоя будущая жена?
  6. Закончи фразу «Семья- это…»

           Ситуации для обсуждения «Что делать, если…»

Ситуация №1 для первой группы. Дочь- подросток ранее всегда откровенная со своей матерью, вдруг стала замкнутой, раздражительной, на контакт не шла. Мать опросила подруг дочери, те сказали, что она месяц встречается со взрослым парнем.

 Ситуация №2 для второй группы. Сын-подросток объявил родителям, что он уже взрослый . будет жить отдельно, будет работать и переведется в открытую школу. Позднее они узнали, что он встречается с девушкой намного старше его.

Ситуация №3 для третьей группы. Дочь- подросток дружила с мальчиком ровесником из благополучной, хорошей семьи. Родители мальчика тоже знали об их дружбе. Родители девочки разрешали им встречаться у них дома, считая, что лучше у них на глазах, чем где-то в других неизвестных им местах. Спустя время они узнали, что их дочь забеременела.

 

                            Высказывания для обсуждения

     1 гр-  «Человек рожден для счастья, как птица для полета» В.Г. Короленко

    2 гр- «Человек-творец своего счастья и  несчастья…»

 

    3гр- «Если хочешь уничтожить род- разврати женщину этого рода»      (индийская пословица)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительский ринг « Дочки-матери (Профилактика ранней беременности)»

Слайд 2

Символы: !- встреча прошла продуктивно, получила полезную информацию,  - осталась довольна, готова к следующей встрече ,  - осталась недовольна , разочарованна встречей

Слайд 3

Статистика В России каждый пятый аборт делают девочки до 16 лет. В Республике Тыва за последние 2014-2015г прерывание беременности было сделано семи девочкам до 16 лет . С 2011 по 2013г в РТ зафиксированы 10 рожениц до 14 лет . В 2013г - 198 матерей с15-17 лет , 2012г - 228 , 2011г - 224 несовершеннолетних матерей (По статданным Минздрава РТ).

Слайд 4

Высказывания для обсуждения 1 гр - «Человек рожден для счастья, как птица для полета» В.Г. Короленко 2 гр - «Человек-творец своего счастья и несчастья…» 3гр- «Если хочешь уничтожить род- разврати женщину этого рода» (индийская пословица)

Слайд 5

Ситуации для обсуждения «Что делать, если…» Ситуация №1 для первой группы. Дочь- подросток ранее всегда откровенная со своей матерью, вдруг стала замкнутой, раздражительной, на контакт не шла. Мать опросила подруг дочери, те сказали, что она месяц встречается со взрослым парнем.

Слайд 6

Ситуация №2 для второй группы. Сын-подросток объявил родителям, что он уже взрослый . будет жить отдельно, будет работать и переведется в открытую школу. Позднее они узнали, что он встречается с девушкой намного старше его.

Слайд 7

Ситуация №3 для третьей группы Дочь- подросток дружила с мальчиком- ровесником из благополучной, хорошей семьи. Родители мальчика тоже знали об их дружбе. Родители девочки разрешали им встречаться у них дома, считая, что лучше у них на глазах, чем где-то в других неизвестных им местах. Спустя время они узнали, что их дочь забеременела.

Слайд 8

Интерпретация анкеты . Всего респондентов- 14 чел В каком возрасте планируешь создать свою семью ? (18 лет- 1 , 25-30- 11, 2- не собираются создавать семьи) По- твоему мнению, девушка обязательно должна хранить девичью честь до вступления в брак? (Да- 9, нет-5, из них 4 мальчиков) Можешь ли ты откровенно поговорить с мамой или папой обо всем ? (Да-3, нет-6, не всегда- 5) В каком возрасте девушка (юноша) может начать половую жизнь? (дев- с 18-20 – 8 челов . М- с 18л-2, 17л-1, 16л- 3) Какие твои три качества должен оценить твой будущий муж (жена)? (трудолюбие, доброта, искренность, заботливый, решительный, терпеливый, строгость, мужество, чувство юмора, скромность, красоту,тещу ) Закончи фразу «Семья- это…» (…жизнь., любовь, счастье; семья-это твоя жизнь, завел семью, будь с ней и не бросай ее; самое дорогое что есть у человека, в семье всегда выслушают, поддержат и любят, надо ценить семью… )

Слайд 9

Символы: !- встреча прошла продуктивно, получила полезную информацию,  - осталась довольна, готова к следующей встрече ,  - осталась недовольна, разочарованна встречей



Предварительный просмотр:

Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю слишком откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я стану искать информацию на стороне, и вы увидите, что я вообще перестану задавать вопросы.

- Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Ведь вам не понравится, если я захочу вас использовать в качестве прислуги.

-Не расстраивайтесь слишком сильно, если у меня сорвалось грубое слово в ваш адрес. Я не имел в виду ничего плохого. Я просто хотел, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно.

- Не давайте обещаний, которые не можете выполнить, я перестану вам верить.

- Относитесь ко мне как к другу. Тогда я тоже стану великодушным. Запомните, я учусь, подражая вам, а не подчиняясь нравоучениям.

-Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю иметь дело с сильными людьми. Это помогает мне лучше определить свое место в жизни.

-  Не беспокойтесь о том, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, КАК мы его проводим.

-Не надо на дню сто раз повторять одно и то же, я в состоянии понять с первого раза понять, что надо делать.

- Не надо на меня срывать злость, если поссорилась с папой.

-Доверяйте мне, советуйтесь со мной,я такой же член семьи, не бойтесь оградить меня от проблем.

- Не сравнивайте меня с другими, ведь я не просил вас меня родить.

- И кроме того, знайте, мы вас любим!



Предварительный просмотр:

Родительское собрание "Значимость поощрения и наказания в воспитании детей"

Цель собрания: Формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания.

Задачи: Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;

Формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.

Материалы:

  • Листы бумаги А4 разного цвета (всего 4 цвета).
  • Карточки тех же цветов (для каждого участника).
  • Плакаты с высказываниями.
  • Карточки с практическими заданиями.
  • Карточки с описанием проблемных ситуаций.

Подготовительная работа к собранию:

Анкетирование детей.

Организация пространства:

В зале стоят 4 стола и стулья вокруг них, при входе в зал каждый участник получает карточку какого-либо цвета, заходит в зал и садится за стол, на котором лежат того же цвета листы А4. (Случайное распределение родителей в группы способствует развитию коммуникативных навыков и установлению более тесных контактов между участниками)

Ход собрания

Играет музыка, родители входят в зал и рассаживаются

Зал оформлен плакатами с мудрыми высказываниями, согласно теме собрания

1. Вступительная часть

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. У каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка, поэтому мы обратим внимание на их виды, влияние на детей и эффективность.

Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: Нужно ли наказывать детей? Как и когда лучше это сделать? За что можно поощрять ребёнка?

2. Практическое задание

Сейчас я предлагаю начать с вами работу с выполнения практического задания по группам. Первой группе необходимо составить перечень приемлемых методов поощрения. Второй группе необходимо составить перечень неприемлемых методов поощрения. Третьей группе необходимо составить перечень приемлемых методов наказания. Четвёртой группе необходимо составить перечень неприемлемых методов наказания (Приложение 1).

(Участники представляют свои результаты работы в группах. Проводится дискуссия.)

3. Анализ анкетирования детей

Предварительно, перед нашей встречей, дети ответили на вопросы анкеты  (Приложение 2).

Давайте посмотрим, каковы выборы методов поощрения и наказания в ваших семьях глазами ваших детей?

(Приводится обобщённый анализ ответов, подводится итог анкетирования.)

4. Информационная часть

Воспитание в семье требует разумного применения наказаний и поощрений, поскольку и то, и другое влияет на самооценку ребёнка. Наказание и поощрение должны быть проявлением конкретного отношения старших членов семьи к поведению детей.

А теперь я хочу предложить вам, что на эту тему говорят отечественные и зарубежные психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, они делают акцент на позитивном подходе. Психологи советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой, поощрением, ребёнку, родители должны повнимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания[5].

Детский психолог Д. Фонтенел считает, что поощрением может служить всё, что приятно данному ребёнку. Обычно поощрения следует выбирать из следующих областей:

Поощрения, связанные с внешкольными занятиями, с распорядком дня в семье и т. д.

Это поощрения, связанные с внешкольными занятиями. Например: лечь спать на два часа позже обычного; пригласить друга с ночёвкой; подольше поговорить по телефону.

Материальные поощрения.

Обычно это конкретные материальные вещи, представляющие интерес для ребёнка: дополнительные карманные деньги, одежда, и т. д., то, что вы обычно покупаете или разрешаете детям. Многое из того, что мы покупаем детям, делаем или можем сделать для них, можно с успехом использовать в качестве последствий. Для этого надо добиваться, чтобы они заслужили в виде поощрения, а не получали разрешение или какую-то вещь просто так.

Социальные поощрения.

Это наиболее мощный тип поощрения, имеющийся в распоряжении родителей. Социальное поощрение может выражаться в словесном выражении одобрения, смехе, похвале за хорошо сделанное дело, улыбки, похлопывание по спине или в других формах доброжелательного отношения. Например: поощрить, вешает на место одежду, вовремя возвращается домой. Социальное поощрение должно сопровождаться материальным вознаграждение или поощрением, связанным с внешкольными занятиями. Оно очень важно для детей, а значит, укрепляет ваше положительное взаимодействие с детьми

О чём нужно помнить при поощрениях

Поощрение является очень мощным последствием и эффективным средством изменения поведения детей. Однако, чтобы вознаграждение было действенным, необходимо учитывать ряд обстоятельств.

  • Поощрение должно быть строго индивидуальным.
  • Поощрение не должно предшествовать желаемому поведению.
  • Заслуженное поощрение необходимо выдать.
  • Необходимо вознаграждать малейшие улучшения в поведении.
  • Возможно, награды придётся менять.
  • Поощрение должно быть достижимым.

Многие родители, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию и теперь мы поговорим о наказаниях.

Наказания можно определить так: это лишение ребёнка того, что для него важно и будет воспринято как ощутимая потеря. Наказания, которые обычно применяют большинство родителей, можно разделить на пять категорий.

Потеря привилегии.

Это очень эффективная форма наказания. Данная система предполагает, что ребёнок штрафуется, лишается привилегий или важных для него занятий, если не выполняет определённые поручения или совершает проступок. Любой тип занятия, привилегия или вещь, представляющая для ребёнка ценность, может быть использована для наложения штрафа.

Например: дочери полагается в десять быть дома, насколько ты опоздаешь сегодня, на столько раньше десяти должна будешь вернуться завтра.

Это эффективная мера наказания, однако, важно учитывать несколько моментов:

  1. Надо чётко определить поведение, подлежащее штрафу, и обозначить цену возможной провинности.
  2. В случае проступка, необходимо последовательно применять систему штрафов и потерю привилегии.
  3. Доказано, что эта система бывает максимально эффективна, если параллельно ей ребёнок может получать поощрения или вознаграждения за положительное поведение.
  4. Остерегайтесь нереальных или слишком суровых наказаний (например, оплата за отметки [5].

Запрет на приятные для ребёнка занятия.

Часто называется наказанием тайм-аутом. Чтобы наказания тайм-аутом было эффективным, у ребёнка должно быть какое-то приятное ему занятие, увлечение, которого он будет лишён подобным наказанием.

Например, наказание тайм-аутом. Дочь затевает спор в магазине из-за стиля одежды. Ей можно сказать: “Я буду делать тебе предупреждение каждый раз, когда ты будешь дерзить; после третьего предупреждения ты отправишься домой, а покупки будут отложены на неделю”.

Для тайм-аута подойдёт любое привлекательное занятие для ребёнка.

Чтобы использовать этот приём с успехом, надо учитывать ряд условий:

1) Вы должны ясно обозначить, за какую провинность последует наказание.

2) Провинность должна определяться очень чётко. Например: “Я больше не хочу терпеть ваши скандалы, под скандалами я понимаю, что вы дразните, друг друга и обзываете”. Теперь ребёнок знает, какое именно поведение карается тайм-аутом.

3) Далее делается предупреждение: “Я делаю тебе первое предупреждение. После третьего предупреждения случится то-то и то-то”. Кроме того, ребёнок должен знать, на какой период ему будет запрещено то или иное занятие, и что он должен сделать, чтобы выйти из тайм-аута.

Например: “Если ты будешь помогать по дому три дня без споров, мы поедем за покупками в субботу”.Процедуру тайм-аута надо проводить последовательно, с невозмутимым видом без эмоций, и применять меру, которая была заранее объявлена [5].

Лишение поощрения.

Если в семье применяется система поощрений и ребёнок не получает награды, потому что не делает того, чего от него требуют родители, это может рассматриваться как наказание. Неполучение награды само по себе является действенной мерой [4].

Вербальные наказания.

Если родители кричат на ребёнка, обзывают его, упрекают, читают нотации – это очень неэффективная форма наказания. Дети умеют отключать внимание, пропуская излияния родительского гнева мимо ушей [6].

Физическое наказание.

Физическое наказание подразумевает управление ребёнком посредством запугивания. Иначе говоря: “Я сильнее тебя, поэтому могу делать с тобой что хочу”. Однако, можно достичь цели, используя множество разных методов наказания, избегая физических (Приложение 3) [3].

О чём нужно помнить, прибегая к наказаниям

Существует ряд условий, которые необходимо соблюдать, чтобы сделать наказание эффективным средством, позволяющим свести до минимума поведенческие проблемы.

  • Используйте наказание в сочетании с поощрениями.
  • Скажите ребёнку, что необходимо сделать, чтобы наказание было снято.
  • Индивидуализируйте наказания.
  • Наказывайте поведение, а не самого ребёнка.
  • Сохраняйте холоднокровие.
  • Не злоупотребляйте наказаниями.
  • Старайтесь наказывать сразу.

5. Рассмотрение проблемных ситуаций

Сейчас я предлагаю попробовать решить несколько жизненных ситуаций в подгруппах (Приложение 4).

Сколько людей, столько и различных мнений. Давайте будем уважительно относится к каждому решению проблемы.

(Участникам в группах предлагаются карточки с описанием проблемных ситуаций. Участники обсуждают ситуацию внутри группы, затем предлагают решение для общего обсуждения)

6. Итог собрания

А в заключении я хотела бы обратить ваше внимание на высказывания великих педагогов и психологов, которые вы видите на плакатах. Выберите то высказывание, которое вам ближе (Приложение 5)

(Участники по желанию высказывают и аргументируют своё мнение)

Уважаемые родители, поощрения и наказания — важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим — судьбу. Посеешь поступок — пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это — самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к  поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.Желаю вам успехов в нелёгком труде родителяЛюбите своих детей! Удачи вам и счастья!

7. Памятки-рекомендации (Приложение 6)

“Как поощрять ребенка в семье”.

“Общие правила, что нельзя делать и, напротив, о чём нужно помнить и делать, если возникло желание наказать ребёнка”.

Литература

  1. Н.И.Дереклеева “Родительские собрания 1-4 классы”.
  2. И. М. Марковская “Тренинг взаимодействия родителей с детьми”.
  3. Л. И. Саляхова “Родительские собрания 1-11 классы”.
  4. К. Кузьма “Как понимать своего ребёнка”.
  5. Д. Фонтенел “Проблемы переходного возраста”.
  6. Т. Л. Шишова “Как правильно наказывать ребёнка”.
  7. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1, 2/ Под ред. Н.А. Алексеевой.
  8. Школьный психолог № 25 2000 год.
  9. Школьный психолог № 21 2008 год.

1
Приложение 2

Анкета для детей      «Поощрение и наказание»

1.Меня наказывают, если…

2.Меня хвалят, если..

3.Родители наказывают меня… (подчеркни как)

   а) кричат на меня

   б) называют обидными словами

   в) запрещают смотреть телевизор, играть на компьютере

   г) запрещают гулять

   д) ставят в угол, наказывают ремнём

   е)свой вариант

4. Родители поощряют меня….(подчеркни как)

   а) хвалят меня        б) дарят подарки      в) покупают вещи

   г) что-то разрешают     д) дают деньги     е) свой вариант

 Результаты анкетирования детей по теме: «Поощрение и наказание»

Всего опрошено: 18человек

1.Меня наказывают, если…

Учёба, плохие оценки –  9 чел

Плохое поведение – 4

За невыполнение домашней работы по хозяйству- 2

Накосячила, долго не отвечаю на тел звонки, не меняю лоток кошке, забываю что-то важное.

2.Меня хвалят, если…

Учёба, хорошие оценки – 13

Хорошо делаю работу по дому- 4

Приготовлю покушать-1

3.Родители наказывают меня…

   а) кричат на меня – 7

   б) называют обидными словами – 2

   в) запрещают смотреть телевизор, играть на компьютере – 7

   г) запрещают гулять – 1

   д) ставят в угол, наказывают ремнём – 0

   е) свой вариант – забирают телефон, разговаривают на тему проблемы, читают нотации.

4. Родители поощряют меня…

   а) хвалят меня – 13                 б) дарят подарки – 2

   в) покупают вещи – 3          г) что-то разрешают – 10       д) дают деньги – 3

 

Приемлемые поощрения для детей (1 группа) – красный цвет

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неприемлемые поощрения для детей (2 группа) – жёлтый цвет

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приемлемые наказания для детей (3 группа) – синий цвет

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неприемлемые наказания для детей (4 группа) – зелёный цвет

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

О физических наказаниях в семье

Конвенция о защите прав детей и другие законодательные акты  в нашей стране запрещают физическое насилие по отношению к ребенку с чьей бы то ни было стороны. Применение физических наказаний в семейном воспитании говорит о низкой культуре родителей, не умеющих справиться с собственным раздражением и плохим настроением, с неудачами в семье или на работе, убежденных в собственной непогрешимости и вседозволенности. Замечено, что чаще всего подвергаются телесным наказаниям дети в семьях, где пьянствуют один или оба родителя.

К сожалению, некоторые считают, что физические наказания не только допустимы, но даже необходимы для воспитания ребенка. «Меня родители пороли, и ничего, хорошим человеком вырос», - расхожее рассуждение таких отцов и матерей. Другие соглашаются, что бить нехорошо, но недоумевают: как же иначе можно заставить детей слушаться?

Иногда молодые родители полагают, что пока ребенок мал и не понимает объяснений взрослых, его можно в назидание шлепнуть, если он не слушается или капризничает. На первый взгляд, от шлепков не велика беда: ребенку не больно, но зато он сразу прекращает баловаться. Тем не менее, не следует идти этим путем, с малолетства, приучая ребенка не прислушиваться к словам, а подчиняться только силе взрослого.

Иногда родители жалуются, что на их детей никакие иные меры, кроме ремня, не действуют. Раскаяние ребенка, слезы и обещания исправиться создают у взрослых иллюзию действенности принятых мер, в то время как это реакция на боль, обиду и унижение. Телесные наказания не способствуют искреннему осознанию ребенком своей вины, парализуют волю, притупляют нравственные чувства. Добиваясь подчинения, часто не осознанного, а вызванного страхом перед новыми наказаниями, родители не устраняют причины поступков, а лишь временно нейтрализуют их, подавляют самостоятельность, препятствуют становлению самосознания, формируют заниженную самооценку. Все это способствует новым проступкам детей и, следовательно, новым наказаниям. Физическое наказание вызывает естественное сопротивление детей. В ответ, защищаясь, они либо обманывают, утаивают либо грубят (особенно в подростковом возрасте).

Несмотря на ершистость и дерзость, подростка очень легко надломить, сделать замкнутым и недоверчивым. При частых физических наказаниях ребенок отчаивается, теряет веру в себя, в справедливость взрослых, самолюбие у него уязвлено, появляются ощущение собственной ущербности* несостоятельности и, в то же время, стремление утвердиться любым способом, в том числе и с помощью вызывающего поведения. Физические наказания калечат душу ребенка, навсегда оставляют в ней горестный след, травмируют психику, уродуют сознание, становятся причиной многих детских заболеваний.

Нередки случаи, когда, боясь побоев, ребенок уходит из дому, привыкает к бродяжничеству. Одним из отдаленных последствий физических наказаний могут быть нарушения эмоциональных контактов детей с родителями не только в детском, но и в зрелом возрасте, холодные отношения без духовной близости, что больно ранит обе стороны.

Школьники, подвергающиеся физическим наказаниям в семье, обычно учатся ниже своих возможностей, труднее справляются с проблемами отношений в классе, особенно конфликтны. Учителя замечают: как только удается убедить родителей отказаться от угроз и ремня в воспитании, наладить в доме нормальную обстановку, научиться правильно требовать и контролировать, дети начинают лучше учиться, резко сокращается число замечаний, а следовательно, и поводов для наказаний.

Приложение 4

Проблемные ситуации для групп

1 группа (красный цвет)

В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок резко изменился: все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии.

В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, он ответил: «Я не собираюсь с ним сидеть!» Родители были очень  возмущены и расстроены, последовало строгое наказание за непослушание.

2 группа (жёлтый цвет)

В этой семье в конце дня дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т. д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

3 группа (синий цвет)

Родители долго думали, что  подарить сыну к новому году. Купили фотоальбом и две книги. Получив подарок, мальчик был очень обижен: «Я думал, что вы мне что-нибудь хорошее купите! Вот другу родители компьютер купили!»

4 группа (зелёный цвет)

Родители постоянно ставили сына за все проступки в угол и физически наказывали. А однажды, находясь еще только в третьем классе, он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол, убегу от вас куда-нибудь, только бы не жить с вами». С вами больше жить не хочу».

Нехорошо заставлять ребёнка   целовать руку, которая только что

его высекла.                                                                                          И. Кант

Помни, рано или поздно твой сын    последует твоему примеру,

а не твоим советам.                                                            Народная мудрость

Ребёнок нуждается в вашей любви    больше всего именно тогда,

когда он меньше всего её заслуживает.                              Э. Бомбек

Приложение 6          Как поощрять ребенка в семье

  • Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
  • Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
  • Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению.
  • Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  • Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его их принимать.
  • Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы-поздравления и т. д.
  • Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
  • Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи.
  • Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.
  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно.
  • Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.
  • Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами
  • Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
  • Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения родителей.

Общие правила, что нельзя делать и , напротив, о чём нужно помнить и делать, если возникло желание наказать ребёнка

  • Нельзя пропускать или надолго откладывать наказание. Оно должно следовать сразу за нарушением правила, за грубым или невежливым поведением. При этом не имеет значения возраст ребенка: чем раньше в своей жизни он встретится с безусловностью правила, тем лучше.
  •  Нельзя делать наказание чрезмерным. Оно — сигнал о важности правила, а не «акт возмездия». Поэтому классические «стояния в углу» или «сидения в дедушкином кресле» вполне подходят.
  • Нельзя наказанием унижать ребенка. Это значит, что наказание не должно сопровождаться грубым тоном, недоброжелательной критикой или обзыванием.
  • Совершенно недопустимы физические наказания. Они не только унижают, но и ожесточают ребенка. Они ничего не прививают, а, напротив, разрушают отношения с ребенком и тормозят развитие его личности.
  • Важно помнить, что смысл наказания — сообщить серьезность и непререкаемость установленных правил. Поэтому надо реагировать на их нарушение, по возможности не пропуская.
  • Нужно объяснить ребенку (по возможности кратко) смысл недовольства взрослого и сказать, что конкретно от него ждут.
  • Наказание нужно назначать в относительно спокойном доброжелательном тоне.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!



Предварительный просмотр:

Анкета для детей

«Поощрение и наказание»

1.Меня наказывают, если:

2.Меня хвалят, если:

3.Родители наказывают меня… (выбери вариант)

   а) кричат на меня

   б) называют обидными словами

   в) запрещают смотреть телевизор, играть на компьютере

   г) запрещают гулять

   д) ставят в угол, наказывают ремнём

   е)свой вариант__________________

4. Родители поощряют меня….(выбери вариант)

   а) хвалят меня

   б) дарят подарки

   в) покупают вещи

   г) что-то разрешают

   д) дают деньги

   е) свой вариант___________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОВЕСТКА ДНЯ: 1 "Значимость поощрения и наказания в воспитании детей» 2 Разное: 1) Итоги 1 четверти 2) Организованное окончание 2 четверти 3) О праздновании Нового года (подарки) 4) О фонде класса

Слайд 2

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ Всего опрошено: 18человек 1.Меня наказывают, если… Учёба, плохие оценки – 9 чел Плохое поведение – 4 За невыполнение домашней работы по хозяйству- 2 Накосячила, долго не отвечаю на тел звонки, не меняю лоток кошке, забываю что-то важное. 2.Меня хвалят, если… Учёба, хорошие оценки – 13 Хорошо делаю работу по дому- 4 Приготовлю покушать-1

Слайд 3

3.Родители наказывают меня… а) кричат на меня – 7 б) называют обидными словами – 2 в) запрещают смотреть телевизор, играть на компьютере – 7 г) запрещают гулять – 1 д) ставят в угол, наказывают ремнём – 0 е) свой вариант – забирают телефон, разговаривают на тему проблемы, читают нотации. 4. Родители поощряют меня… а) хвалят меня – 13 б) дарят подарки – 2 в) покупают вещи – 3 г) что-то разрешают – 10 д) дают деньги – 3

Слайд 4

ВИДЫ ПООЩРЕНИЯ Поощрения, связанные с внешкольными занятиями, с распорядком дня в семье и т. д . Это поощрения, связанные с внешкольными занятиями. Например: лечь спать на два часа позже обычного; пригласить друга с ночёвкой; подольше поговорить по телефону. Материальные поощрения. это конкретные материальные вещи, представляющие интерес для ребёнка: дополнительные карманные деньги, одежда, и т. д., то, что вы обычно покупаете или разрешаете детям. Социальные поощрения. словесное выражение одобрение, улыбка похвала за хорошо сделанное дело похлопывание по спине

Слайд 5

О ЧЕМ НУЖНО ПОМНИТЬ ПРИ ПООЩРЕНИЯХ Поощрение должно быть строго индивидуальным. Поощрение не должно предшествовать желаемому поведению. Заслуженное поощрение необходимо выдать. Необходимо вознаграждать малейшие улучшения в поведении. Возможно, награды придётся менять. Поощрение должно быть достижимым.

Слайд 6

ВИДЫ НАКАЗАНИЙ Потеря привилегии. Запрет на приятные для ребёнка занятия. Лишение поощрения Вербальные наказания Физическое наказание.

Слайд 7

О ЧЕМ НУЖНО ПОМНИТЬ, ПРИБЕГАЯ К НАКАЗАНИЯМ Используйте наказание в сочетании с поощрениями. Скажите ребёнку, что необходимо сделать, чтобы наказание было снято. Индивидуализируйте наказания. Наказывайте поведение, а не самого ребёнка. Сохраняйте хладнокровие. Не злоупотребляйте наказаниями. Старайтесь наказывать сразу.

Слайд 8

Нехорошо заставлять ребёнка целовать руку, которая только что его высекла. И. Кант Помни, рано или поздно твой сын последует твоему примеру, а не твоим советам. Народная мудрость Ребёнок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего её заслуживает. Э. Бомбек

Слайд 9

КАК ПООЩРЯТЬ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уют­но, если мама коснется его головы во время приготовления уро­ков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку. Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению. Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления. Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его их прини­мать. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребен­ка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы-поздравления и т. д. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внима­ния, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затрачен­ных на подарок.

Слайд 10

Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи ва­шего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, пре­доставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими ра­зумно. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким об­разом он ими распорядился, и обсудить это с ним. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не остав­ляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения родителей.

Слайд 11

О ЧЁМ НУЖНО ПОМНИТЬ, ЕСЛИ ВОЗНИКЛО ЖЕЛАНИЕ НАКАЗАТЬ РЕБЁНКА Нельзя пропускать или надолго откладывать наказание. Нельзя делать наказание чрезмерным Нельзя наказанием унижать ребенка Недопустимы физические наказания Нужно объяснить ребенку (по возможности кратко) смысл недовольства взрослого и сказать, что конкретно от него ждут. Наказание нужно назначать в спокойном доброжелательном тоне.

Слайд 12

ПОМНИТЕ! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!