Использование компьютерного логотерапевтического комплекса БОС в образовательном процессе.

Суханина Галина Львовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metod_das-bos.ppt588.5 КБ
Microsoft Office document icon statia_i_bos.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon statia_ii_bos.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Использование метода БОС в комплексной коррекции нарушений просодической стороны речи у обучающихся с ЗПР со стёртой дизартрией.

Г.Л.Суханина

ТОГАОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Котовска», galinasuhanina@yandex.ru

     Речь – сложнейшая функция человеческого организма. Она состоит из тонкого взаимодействия дыхания, артикуляции, голосообразования, речевого слуха. В воспроизводстве звука участвуют несколько сотен мышц, работу которых постоянно координирует центральная нервная система. В результате этого образуется голос человека, который также индивидуален, как отпечатки пальцев.

     В силу психофизиологических особенностей общее звучание речи обучающихся с ЗПР, имеющих стёртую дизартрию, представляют собой следующее: интонационно-выразительная окраска речи снижена, голос тихий, не удаются модуляции по высоте и силе голоса, речь монотонна, постепенно становится менее разборчивой, выдох укорочен, голос угасает.  

     Несмотря на многолетнюю историю изучения расстройств речи и существование различных методик, коррекция нарушений просодики у детей с ЗПР, имеющих стёртую дизартрию, представляет трудности, так как данная категория детей наряду с проблемами речевого развития имеет несформированность психических процессов, низкую мотивацию познавательной деятельности, соматическую ослабленность. Это значит, что для преодоления проблемы нужен комплексный нестандартный подход. Поэтому наряду с общепринятыми традиционными методами логопедии целесообразно использовать метод биологической обратной связи (БОС) по дыхательной аритмии сердца (ДАС) – ДАС-БОС. На основе метода ДАС-БОС разработана методика коррекции речи и функционального состояния человека.

     В коррекции нарушений просодической стороны речи большое место отводится работе над дыханием, преодолением асинхронности между дыханием, фонацией и артикуляцией, развитием артикуляторной моторики. Особое место отводится голосовым упражнениям, которые включают работу над силой, высотой, полётностью голоса.

     Для формирования навыка диафрагмального вдоха и удлинённого равномерного выдоха применяется логотерапевтический компьютерный комплекс БОС.

     Цель использования компьютерной программы в данном случае – преодоление произносительных трудностей и нарушений просодической стороны речи.

     Для достижения цели решаются задачи:

-развитие высших психических функций,

-формирование речевого синергизма (координация работы речеобразующего  аппарата: дыхания, артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе),

-нормализация речевого дыхания и фонетической окраски звуков,

-коррекция нарушений мелодико-интонационной стороны речи,

-включение резервных возможностей организма,

-активное участие пациента в процессе коррекции,

-оздоровление организма в целом.

     В логотерапевтическом кабинете БОС, который оборудован в нашей школе, проводятся занятия со школьниками с ЗПР, не имеющими противопоказаний.

     В структуру занятий входят:

I этап – диагностический. Цель: обследование, составление индивидуальной, дифференцированной схемы занятий с применением метода БОС.

II этап – подготовительный. Цель: формирование у пациента диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной  ДАС  по методу БОС, коррекция и нормализация дыхания вне речи. На данном этапе используются занимательные сюжеты «Столбик», «Забор», «Анимация», «Полосы» из компьютерной программы «Лого».

III этап – работа над основными компонентами речи, в том числе развитие просодики на фоне скоординированной работы дыхания, мягкой голосоподачи и правильной артикуляции с применением метода БОС. Для формирования, развития просодических компонентов речи используется сюжет «Открывание».

IV этап – формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи. Цель: совершенствование просодической стороны речи на постепенно усложняющемся речевом материале. Для достижения цели применяются сюжеты «Строки», «Текст», «Пересказ», «Описание».

В чём же преимущества метода ДАС-БОС?

-Обеспечение высокого уровня мотивации в процессе работы за счёт использования мультимедийных возможностей компьютерной технологии БОС.

-Решение на всех этапах работы коррекционных задач по развитию ВПФ, познавательного интереса, навыков саморегуляции, навыков фонематического слуха, анализа и синтеза, подготовка глазодвигательных мышц к чтению и письму, формирование скоординированной работы речеслухового, речезрительного и речедвигательного анализаторов.

-Учёт индивидуальных особенностей, дозированная, дифференцированная нагрузка во время тренировок.

Наглядность информации о физиологических параметрах организма на экране монитора.

     Использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнением, рациональным, удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребёнка. Тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

             Литература:

1.Сметанкин А. «Дыхание по Сметанкину»: А.Сметанкин, СПб.:ЗАО «Биосвязь», 2007.

2.Вовк О. Учебно-методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом биологической обратной связи: Учебно-мет. пос./О.Вовк, СПб.: НОУ «Институт БОС», 2004.

 



Предварительный просмотр:

Применение метода БОС в комплексной коррекции нарушений формирования навыка чтения у обучающихся с ЗПР.

Г.Л. Суханина

ТОГАОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Котовска», galinasuhanina@yandex.ru

     Чтение можно сравнить с главной дорогой по стране знаний. Всё обучение в школе  основано на умении ребёнка читать и понимать написанное. Общее психическое и интеллектуальное недоразвитие значительно снижает готовность детей с ЗПР к обучению. По оценкам психологов на успеваемость влияет огромное количество факторов, но есть фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных. Это фактор – владение навыком чтения. Обучающиеся с ЗПР с первых дней обучения в школе испытывают трудности при обучении чтению в объёме, предусмотренном учебной программой. Сложная аналитико-синтетическая деятельность при формировании навыка чтения требует от детей этой категории большого напряжения. В результате у них быстро наступает утомление, которое проявляется в потере интереса и внимания, повышенной отвлекаемости, пониженной работоспособности. Увеличивается количество ошибок:  путают буквы, испытывают затруднения при переключении с одного слога на другой, не успевают следить за строкой, часто её «теряют», медленно читают слова даже с простой слоговой структурой, плохо соблюдают пунктуационную интонацию и др. Все эти ошибки у младших школьников с ЗПР преодолеваются долго, с трудом. Вместе с тем бедность словаря, сравнительно небольшой запас знаний и представлений об окружающем мире затрудняют понимание отдельных слов и выражений, выявление главной мысли, установление причинно-следственных и других связей.

    Для формирования полноценного  навыка чтения, который  характеризуется единством четырёх компонентов: сознательность, правильность, беглость и выразительность, обучающимся с ЗПР необходима специальная  коррекционная  логопедическая помощь. Для того, чтобы на логопедическом занятии заинтересовать, сделать обучение осознанным, эффективным нужны нестандартные подходы. Процесс подачи материала должен быть несколько другой, необычный,  более индивидуализированный, чем на уроке в классе.

     Для решения такой задачи на помощь приходят компьютерные технологии. В последние годы как у нас в стране, так и за рубежом, получил распространение метод биологической обратной связи (БОС) по дыхательной аритмии сердца (ДАС) – ДАС-БОС. Метод БОС позволяет учитывать индивидуальные особенности личности,  дозированно  подбирать каждому нагрузку для тренировки и контролировать эффективность её выполнения, а также, используя мультимедийные возможности компьютерной технологии БОС, обеспечить высокую эмоциональную заинтересованность и нестандартность проведения логопедических занятий.

     На базе нашей школы оборудован логотерапевтический кабинет БОС. Занятия проводятся с группой детей с ЗПР, не имеющих противопоказаний. Форма проведения занятий – индивидуальная. Работа по методу БОС начинается с обретения устойчивого навыка замедленного дыхания с длинным выдохом, т.е. формирования диафрагмально-релаксационного дыхания с удлинённым равномерным выдохом. В результате тренировок происходит синхронизация работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, оздоровление организма в целом. После выработки диафрагмально-релаксационного типа дыхания начинаем речевые тренировки с применением данного типа дыхания. Курс коррекции по методу ДАС-БОС разделён на пять этапов. На каждом этапе работы используются занимательные сюжеты компьютерной программы «Лого»: «Столбик», «Забор», Анимация», «Полосы», «Открывание», «Строки», «Текст», «Пересказ», «Описание», «Без БОС». На всех этапах работы решаются коррекционные задачи:

-развитие познавательного интереса, познавательной деятельности;

-развитие навыков саморегуляции и самоконтроля;

-развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти;

-подготовка глазодвигательных мышц к чтению и письму;

-формирование и развитие пространственных представлений и зрительно-пространственных ориентировок;

-развитие фонематического слуха, анализа и синтеза;

- формирование скоординированной работы речеслухового, речезрительного и речедвигательного анализаторов;

-развитие просодических компонентов речи;

-автоматизация и дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;

-обогащение словарного запаса, развитие лексико-грамматического строя речи.

     Таким образом, в ходе занятий на компьютерном тренажёре БОС «Лого»  мы корректируем те нарушения, которые мешают ребёнку овладевать навыком чтения. Речевой банк программы содержит огромное количество речевых шаблонов различного уровня сложности:  буквы, слоги, слова, словосочетания, предложения,  тексты для тренировки приобретаемого навыка чтения на фоне длительного выдоха при диафрагмально-релаксационном дыхании. При необходимости логопед может добавить в шаблоны свой речевой материал.

     Применение метода БОС обеспечивает высокий уровень мотивации, эмоциональной заинтересованности детей с ЗПР в занятиях, что позволяет добиться лучших и более устойчивых результатов в обучении чтению и оздоровлению организма в целом.

Литература:

1.Сметанкин А. «Дыхание по Сметанкину». А.Сметанкин, СПб.:ЗАО «Биосвязь», 2007.

2.Вовк О. Учебно-методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом биологической обратной связи: Учебно-мет. пос./О.Вовк, СПб.: НОУ «Институт БОС», 2004