Методические разработки

Каблучко Людмила Борисовна
Тема: «Организация волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников».
Автор: Каблучко Людмила Борисовна старший воспитатель МАДОУ «Детский сад “Белочка” села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области»
 
    В последнее десятилетие наблюдаются негативные тенденции в динамике показателей состояния здоровья детей дошкольного возраста. А ведь здоровье детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее.
Анкетирование родителей показало, что уровень знаний и умений в области воспитания здорового образа жизни невысок.
Это обусловлено тем, что некоторые родители не понимают самой сущности "здоровья", рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления детского организма видит лишь в лечебных и закаляющих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязи всех составляющих здоровья - физического, психического и социального.
Несмотря на то, что в ДОУ ведется работа по данному направлению: разработана программа оздоровления детей на основе, которой определены направления физкультурно-оздоровительной работы, создана модель организации образовательного пространства, комплексная система физкультурно-оздоровительной работы, модель организации здоровьесберегающей среды, организованна образовательная развивающая среда, проблема окончательно не решена. Поэтому встала необходимость работы над данной проблемой и поиска дополнительных путей её решения.
Меня заинтересовал опыт работы волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни в образовательной среде Белгородчины.
В дошкольном образовании волонтерство – это одна из новых, но уже показавшая на практике свою жизнеспособность и плодотворность активная форма общения в детской среде - от сверстника к сверстнику. Ведь из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчиво.
 
    Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё большего круга педагогов, родителей ведь самое ценное – здоровье и жизнь ребенка.
В ходе работы возникают противоречия между: - необходимостью формирования у детей дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни и недостаточностью привлечения внимания общественности, родителей к воспитанию у детей навыков здорового образа жизни; - необходимостью подготовки ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) и недостаточностью культивирования здорового образа жизни для улучшения своего собственного здоровья.
При этом важно перейти к действиям по пропаганде здоровья среди сверстников, общественности. В этом смысле волонтерство выступает способом формирования субъектной (деятельностной) позиции детей.
Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся. Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдем время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас взрослых, от того насколько мы сможем сформировать у них привычку к здоровому образу жизни, укрепить их здоровье.
Ведущая педагогическая идея  заключаетсяяв организации волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.
 
Цель: развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
 привлечение детей старшего дошкольного возраста к работе в среде сверстников, формирование волонтерского отряда «Маленькие маячки»;
 создание условий для самореализации дошкольников и повышения их социальной активности.
 
Основные направления:
 позитивная социализация ребенка-дошкольника в современном обществе;
 физическое развитие: привитие потребности в здоровом образе жизни;
 воспитание у детей традиционных духовно-нравственных ценностей;
 воспитание у детей - дошкольников осознанного бережного отношения к природе.
 
С педагогами была проведена работа по изучению закона «О волонтерской деятельности в регионах РФ», всеобщей декларации волонтеров, кодекса волонтера.
После изучения мною был разработан проект «Быть здоровым – это здорово!», потому, что мы сами в ответе за свое здоровье. Девиз «Помогая другим, помогаю себе». Назвать волонтерское движение решила: «Маленькие маячки» Почему маячки? Своим примером волонтёры будут указывать правильный путь, докажут, что будущее за физически здоровыми и активными людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся (Приложение № 1).
 
Важным моментом в организации волонтерского движения считаю обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе определенных знаний и коммуникативных навыков. Поэтому, прежде всего, приступила к разработке программы по обучению волонтеров (Приложение № 2).
Программу построила на интерактивных методах обучения и провела консультацию для педагогов по их применению в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Прежде всего, это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие воспитателя и ребенка, а также детей между собой. Интерактивные методы – позволяющие учиться взаимодействовать между собой.
Эти методы наиболее соответствуют личностно - ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и воспитанники и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы воспитанников.
Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии воспитанников со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого ребенка. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач:
- развивает коммуникативные умения и навыки;
- помогает установлению эмоциональных контактов между детьми;
- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих друзей.
Совместная деятельность идет в процессе познания, когда каждый обмен знаниями, идеями, способами деятельности происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
 
Также разработала:
- Положение о деятельности волонтерского отряда «Маленькие маячки» (Приложение № 3);
- Программу деятельности детского волонтерского отряда (Приложение № 4).
После подготовки, изучения и проработки данных документов с педагогами на семинарах, консультациях приступили к непосредственной работе с детьми.
Первый интерес возник у детей, когда стали приходить с выступлениями группы волонтеров со школы. Педагоги рассказали детям, что это волонтеры, которые пропагандируют идеи здорового образа жизни, профилактику курения, алкоголизма, употребления наркотиков; оказывают помощь одиноким и пожилым людям; реализуют экологические программы.
С дошкольниками просматривали видеоматериалы, фотографии.
Дети впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая дошкольникам понять это новое положение, поддерживали в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызвали у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности:
 мы поможем научить малышей тому, что умеем сами;
 мы – помощники;
 мы хотим узнать новое и многому научиться;
 мы готовимся к школе.
Такие мотивы охотно приняли старшие дошкольники. Набралась группа детей, желающая быть волонтерами. Проводили игры, направленные на сплочение коллектива и развитие коммуникативных способностей детей «Давайте познакомимся», «Что такое здоровье», «Мой цветок волшебства», «Снежный ком» и другие (Приложение № 5).
Чтобы дети участвовали в благотворительности с интересом, вносили игровые элементы, придумывали костюмы, атрибутику; сформулировали свои права и обязанности:
 быть ответственным;
 уважать других людей и их права;
 быть терпимым;
 сдерживать обещания;
 участвовать во всех мероприятиях, которые связаны с работой волонтеров.
Вначале готовили волонтеров к работе с младшими дошкольниками.
Первый поход был во вторую младшую группу с беседой о вкусной и здоровой пище. Ребята были скованы, все время посматривали на воспитателя. Но придя в группу, начали спрашивать: «А когда мы еще пойдем?» Волонтеры стали регулярно ходить к малышам, где помогали раздеваться, одеваться, играли с ними.
Посещая вторую младшую и среднюю группы, проводили беседы,
занятия, игры, театрализованные представления «Путешествие в страну Здоровья», «Верные друзья здоровья», «Почему курить плохо?», «Не навреди природе» и другие (Приложение №6).
Создавали ситуации, которые побуждали детей активно применять свои знания и умения, ставили перед ними все более сложные задачи, поддерживали желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Побуждали ребят замечать состояние человека (обижен, огорчен,
скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь. На занятиях с волонтерами организовывали индивидуальную, парную и групповую работу, применяли ролевые игры, использовали творческие работы.
Немаловажным аспектом всей работы считаю грамотное планирование.
Прежде всего, мною был разработан план работы по внедрению волонтерского движения в ДОУ, который на определенном этапе имел разные цели и решал определенные задачи (Приложение №7). Для конкретизации работы разработала план работы непосредственно с детским волонтерским отрядом (Приложение №8).
Важным фактором является просвещение и обучение педагогов и специалистов, работающих с детьми, оказание им методической и консультативной помощи. Причем обучение должно идти как в направлении формирования у педагогов профессиональной позиции по отношению к здоровьесберегающей деятельности, так и в направлении повышения их информационного, методического и технологического потенциала для осуществления этой деятельности.
   Мной была организована деятельность по обучению, методическому и информационному обеспечению образовательного процесса. С этой целью с педагогами проводила семинары, консультации, мастер-классы.
Активно внедряю в практику работы ДОУ проведение акций. Тематика их самая разнообразная, но необходимо соблюдать правило –она должна быть актуальна в данный момент как для самих детей, их родителей, социума.
За время работы по организации волонтерского движения сложились определенные тематики акций– это такие акции как:
- «Водитель! Сохрани мне жизнь!», «Движение с уважением»;
- «Дорогие мои, старики!»;
-«Живи, елочка»;
- «Скажи, НЕТ вредным привычкам»;
- «Питаемся правильно»;
- «Будь осторожен с огнем!»;
- «Пейте дети молоко - будите здоровы!»;
- «Помоги птицам»;
-«Спасибо Вам за Победу!» и т.д.
    Акции плавно вливаются в образовательный процесс ДОУ. Во время проведения Дней Здоровья волонтеры раздают родителям листовки, памятки, «Дорогие мои, старики!»
Проводятся силами детей волонтеров театрализованные представления, выступает волонтерская агитбригада (Приложение № 9).
В рамках волонтерского движения одной из эффективных форм работы по взаимодействию и развитию взаимопонимания между всеми участниками дорожного движения стало проведение акций «Движение с уважением», «Водитель! Сохрани мне жизнь!».
Дети в письмах и рисунках рассказали водителям, в числе которых и их родители, о себе. Они обращались к тем, на ком лежит главная ответственность за их жизнь и здоровье. С детской непосредственностью юные участники дорожного движения стремились убедить водителей в
необходимости соблюдения ПДД. «Дорогой водитель! Я обращаюсь к вам с просьбой, чтобы вы соблюдали правила дорожного движения. Пожалуйста, не сбивайте нас, пропускайте. А еще я прошу не ездить на большой скорости. Берегите нас, ведь все мы — ваши дети. Помните о нас, о маленьких пешеходах, наших братишках и сестренках. Я хочу, чтобы все мы оставались живы и здоровы».  Такие просьбы о помощи никого не могут оставить равнодушными.
В ходе акций дети попытались привлечь внимание всех взрослых к проблемам детского травматизма на дорогах.
   
Глубоко убеждена, что ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, поэтому приложила много сил к созданию в ДОУ сообщества «ДЕТИ – РОДИТЕЛИ - ПЕДАГОГИ», для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
      Рассматриваю повышение педагогической культуры родителей в тесной связи с повышением квалификации воспитателей, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет, будут ли родители относиться с доверием к их рекомендациям.
А также условия, в которых ребенок живет в семье, имеют не менее существенное значение для формирования его здоровья, чем условия его пребывания в детском саду. Если в семье сложились доброжелательные взаимоотношения, внимательное отношение к ребенку, соблюдается режим дня, соответствующий возрасту дошкольника, если у него имеется возможность заниматься любимой игрой — все это в совокупности служит основой поступательного развития.
Мною была разработана анкета и проведено анкетирование среди родителей. Обобщение материалов позволило оценить качество соблюдения режима дня и проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий в семье. Мною было отмечено, что вопрос физического воспитания во многих семьях решается достаточно успешно. Однако в ряде случаев для укрепления здоровья и развития детей не созданы все необходимые условия. Анализ показал:  вечерняя прогулка детей с родителями осуществляется нерегулярно — около 1/3 всех детей в вечерние часы после детского сада остаются без прогулки даже при благоприятной погоде;  многие дети не гуляют или мало гуляют в выходные или праздничные дни;  данные свидетельствуют о том, что в праздничные и в выходные дни детей днем не укладывают спать большинства родителей (57,5—68%). Все это создает предпосылки для перенапряжения нервной системы ребенка, наступающего в результате чрезмерно длительного бодрствования, и затрудняет его засыпание днем в детском саду.
Анкетирование родителей также показало, что уровень знаний и умений в области воспитания здорового образа жизни невысок.
Это обусловлено тем, что некоторые родители не понимают самой сущности "здоровья", рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления детского организма видит лишь в лечебных и закаляющих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязи всех составляющих здоровья - физического, психического и социального.
Поэтому начала работу по пропаганде здорового образа жизни среди родителей, по знакомству их с работой, проводимой в детском саду, по формированию здорового образа жизни у детей, вовлечение родителей в неё. Для родителей разработала, подготовила и провела мероприятия: - конференция для отцов «Папа, я хочу быть здоровым» (Приложение № 10);
- общее родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников»;
- консультация «Профилактика употребления психоактивных веществ»;
- встречи в «Родительской гостиной». Стало традицией выступление на общих родительских собраниях агитбригады волонтеров «Маленькие маячки».
Особое значение в пропаганде здорового образа жизни придаю разработке и распространению наглядных материалов (закладок, буклетов, листовок), которые призваны познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания здоровых детей, преодолеть детей, оказывая семье практическую помощь (Приложение №11).
В работе с родителями использую различные тесты, которые помогают родителям определить, умеют ли они заботиться о своем здоровье.
С сентября 2009 года в ДОУ издается своя газета «Белочка». В ней помещаю советы и рекомендации родителям, информацию о проводимых мероприятиях, отчет о проделанной работе, успехах и победах в конкурсах и соревнованиях.
С 2010 года верстаю специальные выпуски газеты, приуроченные к проведению акций «Скажем, нет вредным привычкам!», «Питаемся правильно», «Движение с уважением» (Приложение № 12). Работа, проводимая с родителями, дала хорошие результаты. Повторный анкетный опрос родителей показал, что родители стали в вечерние часы после детского сада совершать с детьми прогулки, гуляют в выходные и праздничные дни, соблюдают дома режим дня, в итоге дети стали лучше засыпать днем в детском саду. Повысился интерес родителей к работе волонтерского отряда «Маленькие маячки», родители стали непосредственными участниками проводимых акций, участвуют в выступлениях агитбригад.
Организую работу по данному направлению в тесном контакте с волонтерским отрядом «Юные учителя здоровья» «Новотаволжанской СОШ им. героя Советского Союза И.П.Серикова» и наши «Маленькие маячки» являются начальной ступенью в организации волонтерской работы с детьми.
  Поступая, в 1-й класс начальной школы они плавно вливаются в деятельность школьного волонтерского движения.  Таким образом, вся проделанная в дошкольном учреждении работа не прерывается с уходом детей, а продолжается.
 
Такая содержательная и плодотворная работа дала свои результаты. Прежде всего, улучшилось здоровье детей: - увеличилось количество детей с первой группой здоровья на 10%; - улучшилась средняя посещаемость детей на 8%; - увеличился индекс здоровья на 4,1 %; - дети стали реже болеть.
 
В ходе анализа проведенной работы для определения сформированности представлений детей о здоровье использовалась методика О.С.Васильевой Ф.Р. Филатова «Здоровье и болезнь», для выявления условий здорового образа жизни в семье по шкале оценок здоровьесберегающей ситуации в семьях воспитанников ДОУ по Л.Н. Волошиной.
Результаты чётко прослеживаются и в сравнении сводных диагностических данных разработанных с учетом требований Программы воспитания и развития детей дошкольного возраста «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, В.И. Логиновой, предусмотренных в разделе «Старший дошкольник входит в мир социальных отношений». Диагностика проводилась в начале, середине и в конце учебного года. Это помогло определить знания и навыки детей, и уровень их возможностей. На основе этих результатов организовывались групповые занятия, проводилась индивидуальная работа. Что также немаловажно, так это и то, что с каждым годом вновь приходящие дети из младших дошкольников в волонтерский отряд были более коммуникабельны и с хорошей познавательной базой и знакомыми с понятием «волонтер» и с сущностью работы волонтера и со стремлением быть ВОЛОНТЕРОМ.
 
Можно сделать вывод:
- участие детей в волонтерском движении помогло им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
- они научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
- стали готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
При этом важно, что у них не только сформировалось негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon АПО "Волонтерское движение в ДОУ"872.17 КБ

Предварительный просмотр: