мои выступления


Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад для школьного методического объединения учителей  на тему:

 «Требования к современному уроку с точки зрения  личностно-ориентированного обучения »

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      Учитель начальных классов Пешехонова Е.Н.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    2017

В стратегии модернизации содержания образования одним из основных условий достижения целей образования называется вариативность и личностная направленность системы общего образования.  Таким образом, на современном этапе в условиях модернизации образования важнейшим направлением становится личностно ориентированная работа с учащимися.  

 Целью работы является организация личностно ориентированного развития учащихся, обновления содержания образования, выстраивания индивидуальных программ обучения учащихся.

  Итак, личностно ориентированное обучение — способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Цель такого обучения — создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников.

 

Организация личностно ориентированного урока

 

Личностно ориентированный урок — это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить»).

Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы. Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности). Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций («правильно-неправильно»). Задача учителя - выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.

         

Основные особенности личностно ориентированного урока

 

Цель - создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели:

 использование разнообразных форм и методов организации учебной

деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

 создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;  стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;

 использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

 оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильнонеправильно»), но и по процессу его достижения;

 поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

 

Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного уроков представлены в таблице.  

 

Подходы к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного урока

 

  1. Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения.
  2. Изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на увеличение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на обогащение личного опыта каждого ученика.
  3. В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний.
  4. Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.
  5. Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, важно обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным: образом, процесса учения.

Таблица: Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного уроков

 

Цели традиционного урока 

Цели личностно ориентированного урока 

1 . Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков  

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта  

2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий  

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий  

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам  

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала  

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее

подготовленными детьми  

4. Ведет индивидуальную работу с каждым

ребенком  

5.         Планирует         и         направляет         детскую деятельность  

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность  

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки  

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки  

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми  

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение  

8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и

наказывает виноватых  

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и

самостоятельно искать пути их разрешения  

 

Критерии эффективности проведения личностно ориентированного урока

  1. использование проблемных творческих заданий;
  2. применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
  3. создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока;
  4. сообщение в начале урока не только темы, но и предполагаемого порядка организации учебной деятельности;
  5. обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «нового узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
  6. оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ рассуждений использовал, почему и в чем ошибся;
  7. оценка определяется по ряду параметров; по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.

 

  1. Личностно ориентированная образовательная концепция, о которой говорят современные ученые, требует от педагога высокого уровня знаний, в том числе и по различным аспектам психологии личности.  
  2. Важной особенностью профессионализма творчески работающего учителя является знание предмета и эрудиция.
  3. Учитель должен обладать высоким уровнем методического и педагогического мастерства. Под этим понятием я понимаю следующие характеристики педагога: умение донести учебный материал до уровня понимания каждым учеником (способность работать в системе индивидуального и дифференцированного режима обучения детей); умение создать благоприятный психологический климат в ходе занятия, способствующий выработке у обучаемых положительной установки на обучение; обладание чувством юмора, умением управлять настроением аудитории.
  4. Учитель должен обладать хорошими знаниями стилей управления детским коллективом и умело применять к конкретной ситуации соответствующий уровень требований.
  5. Весьма значимым компонентом является внешний облик учителя, который оказывает целенаправленное воздействие на формирование личности ученика. Эксперимент подтвердил, что внешность педагога на 40%  предопределяет отношение учеников к учебному предмету.  

Таким образом, пять вышеуказанных компонентов являются основополагающими при характеристике профессионально-личностных качеств современного учителя. Профессионализм творчески работающего учителя постоянно совершенствуется, а значит, появляются новые требования к его личности и педагогической деятельности.  

 

 

 



Предварительный просмотр:


Доклад

Тема:

Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС

Учитель начальных классов

Пешехонова Елена Николаевна

г.Домодедово

Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС

Своё выступление я хочу начать с притчи о воспитании

Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие. 
     Однажды родители не выдержали и пришли к нему: 
     - Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно. 
     - Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней? 

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчёркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».

Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности - процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особое значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности через личностно-ориентированный подход.

Я считаю, что успех всей педагогической деятельности учителя зависит в большей степени от его умения строить отношения с учениками. Поэтому надо создать особую форму общения, позволяющую ребёнку высказаться, раскрыть себя. А для классного руководителя главным является создавать тёплую, задушевную атмосферу, позволяющую вместе с детьми постигать всё новые ценности культуры общения и формирования личности.

Моё педагогическое кредо - каждый ребёнок талантлив! Но талантлив по-своему

Чтобы не пропустить яркую индивидуальность и способствовать развитию творческих начал, я использую личностно-ориентированный подход. Детям есть где приложить свои способности:

  • участвуют в проектах, различных школьных мероприятиях;
  • активно участвуют в классной деятельности
  • совместно со мной и родителями готовят и проводят праздники, имеющие разную направленность.

Для того чтобы обеспечить, каждому школьнику полноценное личностное развитие наиболее актуальны следующие принципы:

1. Принцип самоактуализации: важно побудить и поддержать стремление обучающегося к проявлению и развитию своих природных и социально приобретённых возможностей;

2.Принцип индивидуальности: каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести свой образ;

3. Принцип субъективности: следует помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и в школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта;

4. Принцип выбора: целесообразно, чтобы обучающийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора форм и способов организации учебно – воспитательного процесса в классе и в школе;

5. Принцип творчества и успеха: благодаря творчеству ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности;

6. Принцип доверия и поддержки: вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.

В своей работе я стараюсь следовать этим принципам, только так можно воспитать активно мыслящую личность.

Именно любовь и уважение является базой по созданию психологического климата в коллективе, а также характеризует личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе.

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит совокупность применения методов:

  • убеждения,
  • примера,
  • соревнования,
  • поощрения.

Размышляя над проблемой, как сделать жизнь классного коллектива позитивной и успешной, я вышла на необходимость создания собственной воспитательной программы, которая помогла систематизировать работу классного коллектива и помогла развиваться учащимся. И взрослому и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочуствие человека, его отношение к миру, его желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива. Личностный подход становиться реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек ХХI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мылящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.

Воспитательная работа в классе ведётся по основным направлениям:

  • гражданско-патриотическое;
  • учебная деятельность;
  • трудовая деятельность;
  • физическое воспитание и здоровый образ жизни, экологическое воспитание;
  • нравственное;
  • семья.

В свою воспитательную работу включаю беседы о дружбе, о вежливости, о равнодушии, всевозможные игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, основных эмоциональных состояний, коррекции поведенческих навыков. Учу учащихся использовать речевые обороты: "мне кажется, что…", "по моему мнению...", "я думаю...", "я считаю...". Учащиеся учатся мыслить, рассуждать, анализировать, видеть проблему и находить способы для поиска ее решения. Вся моя работа направлена на развитие индивидуальности личности, на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей.

Я считаю, что если ребёнок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок живёт в атмосфере любви, он учится любить; если ребёнок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.

Созданные условия позволяют мне: раскрыть индивидуальные способности детей; воспитывать самостоятельность; способствуют саморазвитию и самореализации личности в современных условиях.

В своей работе я прежде всего стараюсь следовать следующим правилам:

  • не запрещать, а направлять;
  • не управлять, а соуправлять;
  • не принуждать, а убеждать;
  • не командовать, а организовывать;
  • не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Считается, что ничто так не объединяет, не сплачивает как общее дело, поэтому я стараюсь, чтобы ребята моего класса активно участвовали во всех общешкольных мероприятиях.

Мы - вместе работаем! Вместе отдыхаем! Вместе обустраиваем жизнь!

Я думаю, что в нашей работе нужно придерживаться нескольких истин, чтобы сделать мир детей красочным и ярким.

  • Отдых - значит, отстранение от забот, состояние покоя? Но ведь школа не дом отдыха, а дом радости. Отдых может быть и активным, в любимых занятиях.

  • Самостоятельность. Не надо делать и думать за ребят, не надо водить их строем всегда и везде. Пусть думают сами. Пусть самостоятельно организовывают свою жизнь. Самостоятельность - это доверие. Но самостоятельности не повредит подсказка, неожиданная идея. А детали придумывают сами.

  • Коллективизм. Любое дело для всех и для каждого. Тогда - общие интересы. Друг без друга скучно.

  • Творчество. Ищи в новом старое, в старом - старое, в новом - новое.

  • Польза. Выбирай дела на пользу всем и каждому. Нужно сделать так, чтобы каждый был нужен всем.

  • Тайна. Без тайны скучно: нужны секреты и сюрпризы. Большие и малые тайны. Какие? Придумай! А дети подскажут.

В классе сложилось сообщество: дети — родители — классный руководитель. Родители, что особенно ценно, поддерживают все наши начинания. Родители нашего класса сопричастны ко всем процессам, происходящим в жизни класса, принимают участие в родительских собраниях, оказывают помощь в организации и в проведении классных часов, встреч, праздников.

Сейчас, наблюдая за тем, что происходит в нашем классе, можно с уверенностью сказать, что для меня каждый ребёнок индивидуальная, творческая и неповторимая личность, и только вместе мы - класс! Главное, что каждый из них принимает участие во всех проводимых делах, нет отстранённых детей и всё им не в тягость, а очень интересно.

Все наши победы, наше участие отражены в уголке класса, который был оформлен благодаря стараниям родителей, а последние два года его оформлением занимаются сами ребята, придумывают новые рубрики.

На формирование комфортного климата в классе оказывает  влияние каждая личность, воспитывающаяся в коллективе, и чем воспитание будет каждая личность школьника, тем комфортнее и доброжелательнее будет  обстановка сотрудничества. Разнообразные  формы и методы, которые использую в воспитательной   работе, я считаю, помогают развивать активную  личность и создать сплоченный и дружный коллектив.