Эссе "Я - учитель"

Низовцева Екатерина Владимировна

Эссе "Я - учитель" (областной конкурс «Учитель года Мурманской области-2015») 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nizovtseva_e.v._esse_.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Низовцева Е.В.,

учитель математики МБОУ г. Мурманска гимназии № 8

Я – учитель

Когда я начала свой путь Учителя, то часто вспоминала однажды прочитанную притчу. Она не об учителе, но каждый раз, когда наступает минута временного раздумья, в моей памяти всплывает ОНА:

«Он очень многого не умел, но зато он умел зажигать звезды. Ведь самые красивые и яркие звезды иногда гаснут, а если однажды вечером мы не увидим на небе звезд, нам станет немного грустно... А он зажигал звезды очень умело, и это его утешало. Кто-то должен заниматься и этой работой, кто-то должен мерзнуть, разыскивая в облаках космической пыли погасшую звезду, а потом обжигаться, разжигая ее огоньками пламени, принесенными от других звезд, горячих и сильных. Что и говорить, это была трудная работа, и он долго мирился с тем, что многого не умеет. Но однажды, когда звезды вели себя спокойнее, он решил отдохнуть. Спустился на Землю, прошел по мягкой траве (это был городской парк), посмотрел на всякий случай на небо... Звезды ободряюще подмигнули сверху, и он успокоился. Сделал еще несколько шагов - и увидел детей, которые неприкаянно бродили по темному парку. И он понял –зажигать звезды на небе - это красиво, а вот попробовать зажигать в душах детей огонек знаний - это не менее трудно, но еще и благородно».

Учительство. Ответственная перед будущим профессия. Выбор, достойный уважения. Безграничная любовь к детям и желание нести в их хрупкий мир детства свет. Свет знаний, опыта, добра, справедливости…

Дорога длиной в жизнь. Сознательный выбор взрослого человека. Мечта, появившаяся в далеком детстве, ставшая реальностью. Трудный путь от второклашки до хранителя знаний, пройденный при поддержке только самых близких людей.

Обычное школьное сочинение: «Кем я хочу быть?». Маленькая Катя, не долго думая, зачарованным взглядом смотря на любимую Первую Учительницу, выводит красивым ровным подчерком «Когда я вырасту, я обязательно стану учительницей».

Прошли годы учебы в школе, стажировки в младших классах в дни школьного самоуправления, тихие часы занятий под мягким светом настольной лампы... Все это только разжигало во мне желание вернуться в шумные школьные кабинеты, но уже в роли Учителя, Наставника, Друга. И после долгих разговоров в учительской и в кабинете директора школы поезд увез меня из солнечного Ставрополья в морозный край гранита и сопок. Только родители поддержали моё желание. Мама сказала: «Пусть у тебя сбудется мечта», а папа молча взял чемоданы и поехал со мной в далекий путь. Именно здесь, в Мурманске, моя мечта сбылась. Я – учитель.

Когда я иду к моим ученикам, размышляю над тем, каким должен быть современный учитель?

Любить детей? Бесспорно. В нашу профессию без любви к детям вход запрещен. Всегда помню слова Сухомлинского: «Учителю надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любви к детям, к своему труду, чтобы на долгие годы сохранить бодрость духа, ясность ума, свежесть впечатлений, восприимчивость чувств, а без этих качеств труд учителя превращается в муку». Учитель  - это не только человек, знающий свой предмет и каждый день что-то объясняющий у доски. Он зажигает в детских сердцах любовь. Любовь к знаниям и окружающему миру.

Учить добру? Обязательно. Трудно и сегодня не согласиться с А.С.Пушкиным, что зло объективно существует в мире, но за степень его распространения ответственен каждый человек. Учитель помогает сделать недолгие моменты детства незабываемыми. Он «делает» из ребенка Настоящего человека. Пусть не каждый ребенок может разобраться в точных науках или запомнить правила скрещивания бобовых, но заслуживающим уважения человеком он должен стать обязательно. Пронести эту человечность, заложенную учителем, через всю жизнь, передать дальше. Учитель – как спортсмен, передающий эстафету. Эстафету добра, взаимопонимания и человечности.

Быть профессионалом? Несомненно. Современный учитель – это человек, который не только учит детей своему предмету, но и сам находится в постоянном творческом поиске: продолжает совершенствовать свои предметные знания и знания возрастной психологии, ищет новые методы и приемы обучения, перенимая опыт у коллег, читая специальную литературу, проводя исследования, участвуя в профессиональных конкурсах, семинарах, конференциях. Именно поэтому я продолжила свое образование в аспирантуре. В своей работе учитель опирается на Закон «Об образовании в Российской Федерации». Владеет информационно-коммуникационными технологиями. Ведет исследовательскую работу сам, а также прививает любовь к мини-исследованиям своим ученикам.  

А еще учитель должен удивлять! С этим, конечно, можно не согласиться. Но все же, мне кажется, что только таким образом учитель сможет привлечь учащихся к себе. Когда я училась в школе, мама мне сказала, что обучение математике проходит более плодотворно, если заниматься под классическую музыку. Я стала готовить домашние задания под сонаты Бетховена, Моцарта, Баха. Так пришла любовь к музыке. Я научилась играть на фортепиано, окончив музыкальную школу. Когда я только начала работать в гимназии, одна из учениц увидела мои фотографии за роялем и была удивлена: «Как это учитель математики умеет еще что-то делать, далекое от математики?» Я объяснила ребенку, что человек не должен замыкаться на чем-то одном, а стараться познать как можно больше нового. Похожая реакция была у шестиклассницы, когда выяснилось, что я не только знаю названиям компьютерных игр, в которые она играла, но и основные задания, и правила игры. Девочка увлеклась виртуальными мирами и забыла про учебу. Мы поговорили об ее увлечении и пришли к выводу, что можно совмещать, правильно составив режим дня. А недавно произошел забавный случай. На турнире по бальным танцам меня встретила ученица, которая любит танцевать, но считает себя не способной к математике. Она была поражена, что учитель математике танцует: «Как можно совмещать танцы и математику?» А когда я заняла 2 место, Оля подошла ко мне и сказала: «Теперь я знаю, что совмещать их можно. Вы для меня стали примером, как совместить любимое занятие с работой. И мне есть куда стремиться, ведь и в танцах я пока заняла только 3 место». Надеюсь, что эта встреча на турнире на самом деле поможет Оле поверить в то, что танцы и математику можно совмещать и ее успеваемость сможет улучшиться.

Думаю, успешность работы учителя зависит еще и от того, как он может строить диалог с ребенком, как сам может интерпретировать различные ситуации. От того смогу или нет я найти подход к ребенку, зависит его успешность по предмету. Ведь, как известно, если учитель смог заинтересовать как личность, то и предмет будет усваиваться легче. В.А. Сухомлинский подчёркивал: «Переживая духовное удовлетворение от того, что он творит, человек по-настоящему ощущает, что он живет. Без творчества невозможно представить жизнь подростков». Моя задача - помочь всем ученикам открыть в себе творческие способности, поэтому мои уроки строятся на взаимодействии, способствуют развитию потенциала личности, реализации открытий, которые постигнуты самостоятельно.

Не важно, какой предмет мы преподаем: математику, историю, химию или физкультуру. Важно, что мы делаем это одновременно и компетентно, и с любовью, заботой и нежностью. На уроках мы не только учим ребят формулам, буквам  и знакам. Мы учим их жизни, общению, преодолению трудностей. Мы поддерживаем их ранимый и неокрепший внутренний мир. Поэтому крайне важно быть именно Учителем, а не только преподавателем, отрабатывающим часы своей нагрузки и бегущим со звонком по личным делам из школы.  

Школьная жизнь — это большой калейдоскоп. Светлые праздники сменяются серыми буднями, которые постепенно превращаются в радостные дни. Педагог работает с детьми, принимая жизнь таковой, как она есть и человека таким, каков он есть, а именно: многомерным, противоречивым в своих личностных проявлениях.

Но ведь и мы, педагоги, отличаемся теми же характеристиками. Учитель так же, как ребёнок, многомерен, противоречив, и он так же, как его воспитанники, состоит из двойственных одновременно действующих физических, психических и духовных сил.

Мой педагогический стаж работы — менее трех  лет. Но все эти годы были разные. Я — разная, дети - разные, жизнь - разная. Я постоянно учусь, надеясь, что «наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни». Да, сокращает, но только не педагогика. Можно отработать совершенную технологию производства. А как получить «личность»? Если бы всё укладывалось в рамки концепций и технологий! Но ведь процесс воспитания и обучения гораздо сложнее.

Когда-то давно, выпускаясь из родной сельской школы, в школьном дневнике за последний, выпускной, класс, на свободных и ненужных страничках, Учителя, знавшие меня все годы учебы, написали добрые слова, пожелания, напутствия. И даже теперь, когда  прошло столько лет, в трудные минуты, рука сама тянется к старому школьному дневнику. Их забота чувствуется через годы, через чернила и бумагу видишь их лица, чувствуешь их энергетику и наполняешься силой действовать дальше, потому что ОНИ в  тебя верят. Надеюсь, что со временем и я стану таким же Учителем для своих нынешних учеников.

Когда-то я прочитала слова Уинстона Черчилля: «Учителя обладают такой властью, о которой премьер-министр может мечтать».  Это образное сравнение хорошо передаёт смысл выдающегося значения учителя для человека и общества.