Работа с родителями

Щельникова Светлана Сергеевна
Игры на формирование чувства собственной безопасности Игры на формирование правовой культуры Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире «Я имею право...» Цель. • Расширить область правовых знаний детей. Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.). Шаблон «Я имею право» (может быть представлен, например, в виде знака «+»). Ход игры Дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею пра¬во». Затем каждый ребенок объясняет причи¬ну своего выбора, остальные обсуждают пра¬вильность принятого решения. «Я не должен...» Цель. • Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу». • Совершенствовать знания детей о соци¬альных нормах. Материал. Серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: взрослый - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - окружающий мир. Шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»). ХОД ИГРЫ Дети раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор. «Скорая помощь» Цель. • Учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской помощи по телефону 03. Материал. Игрушечная машина «Скором помощи». Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций: человек лежит в кровати с градусником под мышкой; малыш с синяком; старик, упавший на улице (рука у сердца) и т.д. Белые докторские колпаки и халаты – на каждого участника игры. Ход игры На столе разложены сюжетные картинки. Бригада «Скорой помощи» (5-6 детей) повторяет номер телефона своей экстренной службы, едет по «вызовам» (дети двигают машинку от картинки к картинке) и забирает в больни¬цу (собирают картинки) только «тяжелоболь¬ных людей». Остальные обсуждают действия бригады «Скорой помощи». «Помогите! Милиция!» Цель. • Сформировать представление о том в каких случаях необходимо обращаться за помощью в милицию. Материал. Карточки с изображением телефонного аппарата на котором написан номер службы милиции - 02. Наборы сюжетных картинок с изображением различных жизненных ситуаций, требующих и не требующих вмешательства милиции. Ход игры Дети делятся на команды по трое. Воспитатель раздает каждой команде наборы сюжетных картинок и карточки с номером вызова милиции. Играющие стараются как можно 6ыстрее разложить карточки с изображением телефона около картинок с ситуациями, которые требуют вмешательства милиции. После игры дети обсуждают результаты действий каждой команды. «Если возник пожар» Цель. • Знакомить детей с правилами безопасно¬го обращения с огнем. • Закрепить знание номера телефона экс¬тренной пожарной службы. Ход игры Дети становятся в круг. В центре - воспита¬тель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар од¬ному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар другому и т.д. Если ребенок отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар пе¬реходит к педагогу. Воспитатель. Этот шар в руках недаром. Если раньше был пожар, Ввысь взмывал сигнальный шар – ¬Звал пожарных в бой с пожаром. Где с огнем беспечны люди, Где взовьется в небо шар, Там всегда грозить нам будет Злой, безжалостный .., (передает ре¬бенку воздушный шар) Ребенок. Пожар. (Передает шар другому.) Воспитатель. Раз, два, три, четыре ¬ у кого пожар ...? Ребенок. В квартире. (Передает шар.) Воспитатель. Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил …? Ребенок. Утюг (Передает шар.) Воспитатель. Красный отблеск пробегает Кто со спичками …? Ребенок. Играет. (Передает шар.) Воспитатель. Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил белье над …? Ребенок. Газом. (Передает шар.) Воспитатель. Пламя прыгнуло в траву. Кто у дома жег ...? Ребенок. Листву. (Передает шар.) Воспитатель. Дым увидел - не зевай и пожарных … Ребенок. Вызывай. (Передает шар ) Воспитатель. Помни каждый гражданин этот номер - ...! Ребенок. Ноль один. «Если чужой стучится в дверь» Игровой тренинг Цель. • Учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям живущим с ними в одной квартире. Ход тренинга Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации Примерные ситуации: - почтальон принес срочную телеграмму; - слесарь пришел ремонтировать кран; - милиционер пришел проверить сигнализацию; - медсестра принесла лекарство для бабушки; - мамина подруга пришла гости; - соседи просят зеленку для поранившегося ребенка; - незнакомые люди просят оставить вещи для соседей; - женщине нужно вызвать «Скорую помощь». Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками. «Куда бежать, если за тобой гонятся» Цель. • Научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию. Материал. Картинки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, пост ГАИ. Ход занятия Дети рассматривают картинки, высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей. «Купание в море» Цель. • Предостеречь детей от несчастных случаев во время купания в море, реке. Материал. Игрушки (разложены на полу) – на каждую пару детей. Музыкальное оформление. Аудиозапись «Шум моря». Ход занятия Перед тем как «войти в воду», дети выполняют несколько гимнастических упражнений. «Войдя в воду» они распределяются по парам (один исполняет роль взрослого, другой – ребенка) и берутся за руки. «Ребенок» закрывает рот, глаза, опускает лицо в воображаемую воду. После паузы поднимает лицо. Воспитатель напоминает, опускать лицо в воду можно только закрыв рот. Затем «ребенок» выполняет следующие упражнения: приседает («уходит с головой под воду»), считает про себя до 5, встает; достает игрушку со «дна»; дует на «воду»; делает быстрый выдох под «водой». Дети в парах меняются ролями. «Съедобный грибок положи в кузовок» Цель. • Закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах. Материал. Набор картинок с изображением съедобных и несъедобных грибов (или муляжи). Вырезанные из картона деревья (или игрушки). Корзина. Ход игры Картинки с грибами (муляжи) разложены под «деревьями». Дети собирают в корзину только «съедобные грибы». По окончании игры воспитатель достает из корзины поочередно все грибы, дети называют их. «Снежная королева» Цель. • Помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера. Ход игры Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева». Дети рассказывают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям! Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить эти очки»: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания двух-трех детей. После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отме¬чая при последующем обсуждении, что с каж¬дым разом удавалось увидеть больше хорошего. Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры. «Угадай, кто это» Цель. • Учить мысленно воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности. • Ход игры Воспитатель выбирает одного ребенка ¬- рассказчика. Остальные сидят на стульях, об¬разующих круг. Рассказчик описывает кого¬-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто до¬гадался первым, выводит ребен¬ка-«отгадку» в круг, и они вместе с рассказчиком, взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую всеми детьми: Станьте, дети, Станьте в круг, Станьте в круг, Станьте в круг. Я твой друг И ты мой друг, Добрый, добрый друг! Ля-ля-ля, ля-ля-ля. На слова «ля-ля-ля» все хлопают в ладоши, а трое детей внутри круга танцуют. Рассказчик и «отгадка» занимают места на стульях, угадавший становится рассказчиком. « Колобок» Цель. • Развивать коммуникативные навыки, воображение. • Работать над выразительностью речи. • Ход игры Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч-«Колобок». Тот, к кому попадет «Колобок», должен задать ему какой-нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Как тебя зовут?», «Колобок, я знаю, из какой ты сказ¬ки», «Колобок, давай с тобой дружить», «При¬ходи ко мне в гости, Колобок!». После сказанной фразы ребенок передает «Колобка» другому игроку. Вариант. Можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, от имени которого он должен обращаться к «Колобку». «Поводырь» Цель. • Развивать чувство ответственности за другого человека. • Воспитывать доверительное отношение друг к другу. Материал. Повязка на глаза -по количест¬ву пар детей. Предметы-«препятствия»: сту¬лья, кубики, обручи и т.д. Ход игры В комнате разложены и расстав¬лены предметы-«препятствия». Де¬ти распределяются по парам: веду¬щий - ведомый. Ведомый надева¬ет на глаза повязку, ведущий ве¬дет его, рассказывая, как дви¬гаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями. «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» Игра-упражнение Цель. • Продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом. Ход игры Каждое упражнение выполняется 2-З ми¬нуты. Дети в парах сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель. • Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, «познакомьтесь» одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки. • Вытяните руки вперед, найдите руки соседа – «ваши руки ссорятся». Опустите руки. • Ваши руки ищут друг друга - «они хотят помириться». Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями. После игры с детьми обсуждается, какая форма поведения партнера понравилась боль¬ше, какие чувства возникали в ходе упражнения. «Помоги се6е сам» Игра-упражнение Цель. • Обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение. Ход игры Воспитатель предлагает: • медленно, глубоко вдохнуть спокойно выдохнуть; • «занять делом» ступни ног: подбрасы¬вать мяч или потанцевать; • «занять делом» все тело: побегать, по¬прыгать, понаклоняться, поприседать и т.п. (то есть выполнить упражнения, требующие боль¬ших затрат энергии); • «найти занятие» для голоса: поговорить, покричать, попеть. «Нарисуй узор» Цель. • Побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу. Материал. Бумажный шаблон варежки ¬– на каждого ребенка. Набор карандашей –на каждую пару. Ход игры Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаб¬лоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый узор. После игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных ва¬режек и сложность орнамента. «Головомяч» Цель. • Развивать навыки сотрудничества. Ход игры Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола. Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до трех, четырех, пяти человек. «Цветик-семицветик» Цель. • Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого. • Поощрять желание заботиться о других. Материал. Цветик-семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками. Ход игры Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по-моему вели. Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным. Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся. «Приятные воспоминания» Цель. • Формировать умение внимательно выслу¬шивать сверстников, не спешить говорить о себе и своих переживаниях, если собеседник еще не высказался. Ход игры Воспитатель предлагает детям по очереди рассказать о том, что подарили им на день рождения, или о том, как они провели лето. Предупреждает, что внимательно будет выслушан только тот, кто умеет слушать сам. Дети обычно охотно рассказывают о себе, пepe6и¬вая друг друга. После того, как все выскажутся, педагог спрашивает: «Кто запомнил, что подарили Саше?» («Где отдыхал летом Сережа?») Правильный ответ поощряется.