Панкратова Галина Викторовна

Бюджетное образовательное учреждение Омской области среднего профессионального образования «Омский колледж торговли, экономики и сервиса» Пути совершенствования контроля знаний студентов НПО Преподаватель Панкратова Г.В. 2013 Содержание: Введение……………………………………………………………….……3 1. Преимущества справочно-информационного материала ……………5 2. Виды справочных материалов………………………………………….6 3. Применение справочно-информационного материала на экзамене……………………….6 Заключение ……………………………………………………………….11 Библиографический список………………………………………………13 ВВЕДЕНИЕ В течение нескольких последних десятков лет педагогическая наука в нашей стране развивается очень высокими темпами. Требования в уровню профессиональной компетенции преподавателя приводят к освоению новых образовательных технологий и методик, применению более эффективных подходов к организации учебного процесса. Значительную помощь преподавателям оказывают различные технические средства и передовой опыт развитых стран. Однако, несмотря на многочисленные и разнообразные педагогические инновации, а так же – высокий уровень преподавательских требований, многолетний практический опыт организации промежуточного контроля знаний по дисциплине «История России» показывает не высокий уровень качества ответов студентов НПО во время сдачи экзаменов. Наиболее распространёнными ошибками студентов являются: 1. Путаница в хронологической последовательности и исторической терминологии; 2. Поверхностное изложение информации. Недостаточный перечень исторических дат, географических названий и имён исторических деятелей; 3. Неумение устанавливать причинно-следственные связи и т.д. Допускаемые ошибки объясняются рядом как субъективных, так и объективных обстоятельств, в т. ч.: 1. Отсутствие устойчивой мотивации и самомотивации учебной и профессиональной деятельности; 2. Низкий уровень развития общеучебных навыков и пр. Независимо от формы проведения, экзамен для многих студентов является довольно сильным и неоправданным стрессом. Сама ситуация экзамена, когда нужно приложить максимальные самостоятельные усилия и невозможно рассчитывать на помощь, всегда таит в себе неопределённость, противоречивость, а, следовательно, и повод для тревоги. В таком психологическом состоянии демонстрировать свои знания, умения и навыки, творчески и нешаблонно мыслить очень не просто. Вероятно, имеет смысл поставить вопрос о развитии стрессоустойчивости студентов. Студенты, неуверенные в своих знаниях, не укладываются во время, отведённое для подготовки ответа. В подобных ситуациях экзамен значительно затягивается по времени, что создают ситуацию физической и психологической усталости студентов и преподавателей. Основной целью данной работы является анализ содержания и преимуществ справочно-информационных материалов различных видов для активизации образовательной и самообразовательной деятельности преподавателей и студентов на основе компетентностного подхода. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». Таким образом, Правительственная Стратегия модернизации образования предусматривает в качестве одного из путей обновления содержания общего образования внедрение компетентностного подхода. Компетентностный подход может рассматриваться как своеобразный ответ на проблемную ситуацию в образовании, возникшую вследствие противоречия между необходимостью обеспечить современное качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению. В современных условиях формирование знаний не является главной целью образования (знания ради знаний). Знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе. Для современного человека чрезвычайно важна не столько общая и профессиональная грамотность, сколько способность применять полученные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной деятельности. При таком подходе знания являются познавательной базой компетентности человека. Значительную помощь преподавателям и студентам окажет использование в учебной деятельности справочных материалов. Умения и навыки работы с учебно–практическими пособиями формируются и развиваются на аудиторных занятиях различных видов – лекции, семинары и т.д., а так же и на внеаудиторных занятиях в течение всего периода обучения. 1. Преимущества справочно-информационного материала Справочно-информационный материал используется преподавателями различных дисциплин и является неоспоримым помощником в работе. Справочно-информационный материал имеет ряд преимуществ, это: 1. Полнота информации по данному критерию отбора материала; 2. Системность изложения каждой отрасли знания - как иерархическая (от высшего к низшему), так и линейная (горизонтальная). Отсылки (внутристатейные или в виде отсылочных статей) - необходимый элемент обеспечения системности энциклопедии; 3. Научность, т.е. изложение установленных наукой и общественной практикой фактов принятыми в науке терминами и понятиями - как правило, без описания авторских гипотез и прогнозов; 4. Объективность при характеристике понятий, событий, объектов и биографических данных, в т.ч. путём соблюдения объёмных пропорций; 5. Фактологическая точность; 6. Унификация подачи материала, не исключающая в многотомных универсальных энциклопедиях (главным образом в больших обзорных статьях) сохранения стилистики автора; 7. Лаконичность и популярность изложения; 8. Схематичность изложения; 9. Изложение фактов без эмоциональных личностных оценок; 10. Наличие иллюстраций и карт являются неотъемлемой частью системной научно-справочной информации, тесно связанных с текстом статей. 11. Содержат необходимые указатели, библиографические и этимологические справки, ударения. 2. Виды справочных материалов Перечень видового разнообразия справочно-информационного материала зависит от учебной дисциплины. Вероятно, социально-гуманитарные дисциплины здесь имеют преимущества, так, в помощь преподавателю истории будут служить: 1. Словарь исторических терминов; 2. Краткий сборник персоналий исторических деятелей; 3. Предмет в схемах; 4. Хрестоматия; 5. Хронологическая таблица исторических событий; 6. Историческая карта; 7. Программа изучаемой дисциплины и др. Наиболее распространёнными и наиболее востребованными изданиями являются: I. Словари. Умение пользоваться научно-понятийным аппаратом обеспечивает свободное и уверенное владение основными понятиями и терминами, а также умение применять полученные в ходе изучения учебной дисциплины навыки: составлять схемы, таблицы, развернутые и простые планы, тезисы, пользоваться картой, работать с историческим источником, учебным и научно-популярным текстом. Словарь повышает культуру речи и формирует историческое мышление студентов, что важно в системе профессионального образования. Применение специальной терминологии является одним из показателей профессионализма. Знание и использование определений различных понятий позволит ускорить обмен деловой информацией, грамотно изложить высказываемую мысль, установить необходимые служебные и личные связи. Ясность и чёткость речи способствует построению карьеры. II. Краткий сборник персоналий предлагает информацию о жизнедеятельности основных наиболее ярких и значимых лицах отечественной истории: деятелях культуры, учёных, духовных лицах, политиках, реформаторах, лидерах общественных движений, военачальниках, предводителях народных движений и др. Знания о роли личности в истории способствуют формированию гражданской позиции студентов; помогают осознать особенности и значение той или иной эпохи, её закономерности и месте в историческом процессе. III. Хрестоматии. Необходимость использования исторических документов в преподавании истории была осознана достаточно давно. Хрестоматия используется на уроках при изучении нового материала (на лекциях, к примеру). При чём, использование документа на уроке не ограничивается только чтением и комментированием его самим учителем. Хрестоматия позволяет организовать учебный процесс на любом уровне углубленного изучения исторического материала, широко применять активные формы и методы обучения (метод проектов, поисковые и творческие методы, групповые формы обучения). Использование документа существенно увеличивает долю самостоятельной работы студентов, в т.ч.: - комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; - внутренняя и внешняя критика источника (авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, соотношение в нем первичной и вторичной информации, степень достоверности); - классификация исторических источников по типу информации; - использование при поиске и систематизации исторической информации методов электронной обработки, отображение информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевод информации из одной знаковой системы в другую; - поиск различий в исторической информации фактов и мнений, исторические описания и исторические объяснения, суждения и интерпретации; - проектировка собственной траектории решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями. IV. Исторические карты. Цель исторической карты - с помощью условных обозначений и знаков изобразить исторические события, явления, процессы, определенные временные периоды, границы древних государств и т.д. в их изменении, протекании, динамике. Главное содержание исторической карты составляет локализация (определение местоположения) исторических событий, явлений, процессов и т.д. Историческая карта создается для того, чтобы показать ход исторического процесса не только во времени, но пространстве. Только в таком виде можно преподавателю объяснить, а студентам понять многие исторические явления, уяснить связи, причины, последствия, сущность происходивших событий в прошлом, да и настоящем. Таким образом, исторические карты с помощью условных изображений упорядочивают, приводят в систему наши представления о прошлом, делают материал урока более наглядным, доступным для понимания и усвоения. Исторические карты не дают реального изображения и не являются иллюстрациями конкретных событий, они лишь фиксируют их места на карте. Функции исторической карты достаточно разнообразны: 1) информационная - нанесение на карту некоторого набора данных. Этот набор данных, его количественная характеристика и внешнее проявление, зависит от вида и назначения карты; 2) иллюстративная - фиксирование основных событий и явлений на карте, помощь преподавателю в ходе проведения занятия. Одним из важных назначений карты является раскрытие каких-либо явлений и процессов в их динамике, развитии. Важным является показ возникновения и формирования территории какого-либо государства, хода военных действий, развития промышленности, и т.д. 3) воспитательная - формирование пространственного мышления, представления о месте родной страны, её истории, событий с ней связанных на мировой карте. Знание местоположения того или иного государства на карте, соседей, его окружающих, природной среды (горы, моря и т.д.) даёт понимание происходивших процессов. Важно, чтобы при изучении истории, студент точно представлял место своей родины на карте. Виды исторических карт: 1) по охвату территории (мировые, материковые, карты государств, административных единиц); 2) по содержанию (обзорные, обобщающие и тематические: политические, военные, экономические и др.); 3) по масштабу (крупномасштабные, средне- и мелкомасштабные). Все проявления исторического процесса невозможно отразить на одной карте. Поэтому создаются специальные карты, на которых, прежде всего, представлены события и явления конкретной тематики. На таких картах, конечно же, присутствуют сведения и второстепенного плана, однако они не должны отвлекать внимание от основного содержания. В настоящее время все более популярным становится такой вид карты, как схема. Картосхема лишена многих атрибутов, которые непременно переносятся на обычную историческую карту. Сетка координат, масштаб, даже отображение морей, озер и рек не играют в некоторых случаях на исторической карте существенной роли, и они могут быть попросту убраны. Это делается для того, чтобы выделить только те элементы карты, которые непосредственно необходимы для показа того или иного исторического явления и процесса. На схеме чётко соблюдается только пространственное размещение необходимого набора объектов и их размер относительно друг друга. Схематические карты характеризуют некоторые преимущества (простота изображения, наглядность, незагруженность лишними элементами) что делают такой вид карт очень полезным. Излишняя примитивность схем может привести в дальнейшем к искажению общих представлений. Содержание карты должно быть несколько шире информации, предоставленной учебником. При работе над картой необходимо учитывать возрастные, психологические и физиологические особенности учащихся. Это и упрощенная лексика, и нечрезмерная насыщенность событиями, лёгкие для понимания и соответствующие уровню восприятия обучаемых. Карта должна служить тем средством, благодаря которому у студентов может проявиться интерес к истории и обучению в целом. Возможности её применения: 1) иллюстрация рассказа преподавателя, акцентирование внимания студентов на исторических событиях и явлениях путем фиксирования их на карте. Усвоение учебного материала при этом происходит с большей эффективностью, т. к. студенты воспринимают информацию не только на слух, но и путём задействования зрительной памяти: 2) изложение преподавателем лишь части учебного материала без подробного рассказа о тех событиях и явлениях, увидеть которые можно на карте. В этом случае происходит значительная экономия времени, а карта становится источником дополнительной информации, творческого поиска необходимых сведений. В данном случае, работая с картой, студенты могут дополнять слова преподавателя, находя на карте: 3) при постоянном обращении к карте рассказ преподавателя, изложение им новой темы может превратиться в игровой процесс, в который будет вовлечено большое количество студентов; 4) самостоятельное изучение карты студентами. Карта - наглядное средство обучения, привлекающее внимание школьников, заинтересовывающее их, прививающее интерес к истории. Поэтому само наличие яркой интересной карты имеет немаловажное значение. Условно можно выделить три уровня использования карт на уроках истории: 1) на эпизодическом уровне исторические карты используются преподавателем от случая к случаю. По мере необходимости преподаватель акцентирует внимание студентов на каком-либо событии; 2) систематический уровень позволяет значительно расширить объём предлагаемой к изучению информации, разнообразить её представление. Преподаватель продуманно и последовательно включает исторические карты и карты атласов в процесс преподавания; 3) синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала применением исторической карты на протяжении всего занятия или его части. V. Программа. К сожалению, примерная и рабочая программы используется только в работе преподавателя. Хотя, она может быть весьма полезной и студентам. Программа конкретизирует содержание предметных тем и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса. Программа содействует целостного восприятия истории. Функции программы: 1) информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития студентов средствами данного учебного предмета; 2) организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в т. ч. для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации студентов. Программа является основой выбора путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Использование программы студентами на занятиях обеспечит уверенное ориентирование в системе изучаемого материала, его целостное восприятие. Поурочное применение программы позволит студентам самостоятельно устанавливать взаимосвязь изучаемых тем, определять тему следующего занятия. 3. Применение справочно-информационного материала на экзамене Учитывая явные преимущества справочных материалов, считаю целесообразным использование справочных материалов, не только на занятиях, но и во время экзамена. Они предлагают общую, обзорную, краткую информацию и не могут дать готовый ответ на поставленный вопрос. Составителям справочных материалов следует помнить об их предназначении – оказание корректной помощи пользователям. Личностно-ориентированный подход здесь заключается в индивидуальном предложении студентам того или иного издания. Вероятно, некоторые преподаватели сочтут применение справочных материалов на экзамене не возможным, т.к. студенты, понимая возможность подсказки, проявят не достаточное внимание процессу подготовки. Выход прост – о возможности использования пособий студенты узнают непосредственно накануне экзамена, во время предэкзаменационного консультирования. Преимущества использования студентами справочных материалов на экзамене очевидны: 1. Возможность использования пособий создаёт ситуацию подсказки, уверенности, преодоления чувства страха, что позволяет студенту успокоиться, сосредоточится и продемонстрировать уровень своих знаний учебного предмета; 2. С помощью пособий студенты получают информацию, которая поможет построению полного, точного и структурированного ответа на поставленный вопрос; 3. Преподаватель оценивает не только знания студентов по темам изучаемой дисциплины, но умения добывать, обрабатывать и применять информацию. 4. Чёткая организация подготовки и ответа на поставленные вопросы экзаменационного билета обеспечивает рациональное использование рабочего времени на экзамене; 5. Применение пособий на экзамене имеет не только методическое, но и воспитательное значение. Принимая помощь преподавателя, студент не будет нуждаться в шпаргалках. Взаимоотношения экзаменатора и экзаменуемого будут выстроены не с позиции противостояния, а сотрудничества. Заключение В процессе учебной познавательной деятельности студенты должны уметь разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. В рамках информационно-коммуникативной деятельности, студент должен уметь передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). Библиографический список: 1. Господарик Ю. П. Интернет на уроках истории.// ПИОШ. - 2002, № 5. 2. О современных методах преподавания истории.// ПИШ. - 2001, № 4. 3. Митрофанов С. Использование ИТ в преподавании истории.// Вопросы Интернет образования. - 2001.

Добавить запись

Защита от спам-роботов