Калашник Владимир Евгеньевич

 

 

 

 

 

Выступление  на  районном методическом объединении  учителей физической культуры

 По теме.  Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры.

 

 

Учитель физической  культуры   МБОУ Серебряно-Прудской СОШ им В.И Чуйкова

 Калашник  Владимир Евгеньевич

 

 

 

 

 

 

                                       28.08 2022

 

\

 

 

Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры, 

 

Термин «функциональная грамотность» был предложен ЮНЕСКО в 1957 году. Тогда функциональная грамотность включала в себя умение читать и писать, используемые в повседневной жизни. С тех пор понятие изменялось и дополнялось новыми компонентами.

Педагог и член-корреспондент РАО (Российская академия образования) Наталья Виноградова в своей книге о функциональной грамотности школьников пишет: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

Сегодня выделяют следующие компоненты функциональной грамотности:

- читательская;        

- языковая информационная;                      

- литературная; 

- коммуникативная;              

- математическая; 

- социальная;

- естественнонаучная.

Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Ведь этот предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока учащиеся должны почерпнуть знания, а не только умения и навыки. Каждый учитель в процессе урока дает объяснение по теме занятия. Это могут быть: исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнения, примеры возможных ошибок и как их избежать и т.д.

Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний. Делать это можно разными вариантами. Можно использовать задания творческого характера: ребусы, кроссворды, загадки, головоломки, задания с выбором ответа, а так же открытые задания, где учащийся сам вписывает ответ и т.п. Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить.

 

На уроках физической культуры в начальной школе решается задача   понимания роли физической культуры в формировании кругозора и функциональной грамотности обучающихся для решения практических задач в повседневной жизни.

Функциональная грамотность – «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Для формирования  информационной компетентности  необходимо использовать задания содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, символах, графиках и т. д.).

Пример: Кластер по теме: «Профилактике ОРЗ», «Предупреждение сколиоза», «Профилактика травматизма на уроке физической культуры», «Правила здорового питания», «Польза бега и ходьбы» и так далее и в конце вывод как учащиеся видят решение этой проблемы.

 Для формирования  коммуникативной компетентности  можно использовать групповую форму организации  познавательной деятельности учащихся на уроках. Учащихся можно разделиться на несколько групп, каждая группа должна выполнить задание.

Пример: Диаграмму Вена  использую для сравнения гимнастических упражнений, спортивных игр, правил игры, судейства например: сравните кувырок вперед и назад, пионербол и волейбол. Учащиеся описывают отличия и сходств, учащимся предлагается работать в паре, в группе.

для    формирования математической  компетентности учащимся можно предложить задания, в которых необходимо провести исследование.

 Пример: Измерить  ЧСС в покое и при выполнении физического упражнения. Сравнить показатели и сделать вывод.

Для формирования читательская грамотности  применяются дидактические задания.

Пример: Чтение с пометками предлагаю учащимся прочесть текст, делая пометки для того, чтобы подготовить выступление на 1-2 минуты для одноклассников. Темы текстов могут быть самыми разнообразными. Например, о технике безопасности, ОЖБ, каких-то интересных фактах, здоровье.

Для формирования социальной компетенции важно понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни. После теоретических занятий на уроках физической культуры мы переходим к практическим занятиям, на которых закрепляем полученные сведения на практике.

 

На уроках физической культуры в начальной школе решается задача   понимания роли физической культуры в формировании кругозора и функциональной грамотности обучающихся для решения практических задач в повседневной жизни.

Функциональная грамотность – «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Для формирования информационной компетентности необходимо использовать задания содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, символах, графиках и т. д.)

Пример: выполните общеразвивающее упражнение и переведите его в графический рисунок.

Для формирования коммуникативной компетентности можно использовать групповую форму организации познавательной деятельности учащихся на уроках. Учащихся можно разделиться на несколько групп, каждая группа должна выполнить задание.

Пример: Каждая группа получает карточку – задание, на которой символами записано акробатическое упражнение. Дети должны прочитать схему,    определить название   акробатического упражнения, выбрать выполняющего, выполнить задание.

Для формирования исследовательской компетентности учащимся можно предложить задания, в которых необходимо провести исследование.

 Пример: Измерить  ЧСС в покое и при выполнении физического упражнения. Сравнить показатели и сделать вывод.

Для формирования читательская грамотности  применяются дидактические задания.

Пример: Дидактическая карточка «Пропущенное слово», работа с деформированным текстом.

Обучающимся 4 класса, дается текст с описанием кувырка назад (рис.2) и пропущенными словами.

Задание: прочитать текст и дописать недостающие слова, после чего выполнить двигательное действие.

Кувырок назад в упор, стоя ноги врозь

Из упора             ,  руки несколько впе­реди — тяжесть тела перенести на руки; затем, отталкиваясь руками, быстро перекатиться назад, увеличив вращающий мо­мент за счет плотной                          ; в момент касания опоры ло­патками поставить кисти за плечами и, опираясь на них, пере­вернуться через голову, не разгибая ног  - перейти в упор, стоя

Для формирования цифровой грамотности предлагаем    ученикам самостоятельно найти информацию по теме урока в интернете и посоветую несколько цифровых образовательных ресурсов, к которым лучше всего обращаться. После этого ребята начнут работать в группах и подготовят совместные устные выступления.

Вывод. На уроках физической культуры необходимо формировать и развивать минимально необходимый уровень функциональной грамотности, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений,   для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. 

Добавить запись

Защита от спам-роботов