рабочая прогамма по специальности 140448, стандарт 3 поколения.

Проскурина Елена Анатольевна

 Рабочая программа для электриков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_elektr.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Губкинский горный колледж»

(ОГАОУ СПО «Губкинский горный колледж»)

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГАОУ СПО «ГГК»

_______________  А.В. Тулинов

«____»____________ 2013 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

для  специальности

140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

Губкин 2013

РАССМОТРЕНА                                                                                         СОГЛАСОВАНО

на заседании предметно-цикловой комиссии                                        зам. директора по УР  

электромеханических дисциплин                                                

  Протокол №       «       »              2013 г                                                       «         »                2013г                                                                                   ___________________

 Председатель ___________Е.А. Проскурина                                 Л.В. Канова

                                                                                     

             

                                                                        

Преподаватель                                                           Е.А. Проскурина

Рецензенты

2013.г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО)

140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

Организация-разработчик: ОГАОУ СПО «Губкинский горный колледж»

Разработчики:

Проскурина Елена Анатольевна    преподаватель


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА и  содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Электротехника  и        электроника

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:

140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общепрофессиональный         цикл                                        

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;

-правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;

-рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;

-снимать показания электроизмерительных приборов и приспособлений и пользоваться ими;

-собирать электрические схемы;

-читать принципиальные, электрические и монтажные схемы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;

-методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;

-основные законы электротехники;

-основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;

-основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;

-основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;

-параметры электрических схем и единицы их измерения;

-принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;

-принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;

-свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;

-способы получения, передачи и использования электрической энергии;

-устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;

-характеристики и параметры электрических и магнитных полей.

1.4.  Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка студента                  171 час    , в том числе:

Обязательная аудиторная учебная нагрузка студента                 114 часов;

Самостоятельная работа студента                          -                  57     часов

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

171

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

114

в том числе:

     лабораторные занятия

18

     практические занятия

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

57

в том числе:

 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы  (доклад, конспект)

 

37

Практическая работа

12

Расчетно-графическая работа

8

Итоговая аттестация в форме

1 семестр                                                                            

2 семестр

       -

Экзамен


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Электротехника и электроника»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения

 Макс

ТО

ЛПЗ

ВСР

1

2

3

4

Раздел 1.

Электротехника

Введение

Электрическая энергия. Ее свойства. Получение и применение. Тесла и его изобретения.

Самостоятельная работа.

Доклады:

-Электрическая энергия, ее свойства и применение.

-Современное состояние и перспективы дальнейшего развития производства электроэнергетики.

4

2

2

2

Тема 1.1. Электрическое поле.

Способы электризации тел. Закон Кулона. Электрическое поле и его характеристики.  Проводники и диэлектрики. Электрическая емкость. Конденсаторы и способы их соединения.

8

4

2

2

2

Практическое занятие № 1: Смешанное соединение конденсаторов.

Самостоятельная работа. Свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных материалов (доклад)

Тема 1.2.  Электрические цепи постоянного тока.

Электрический ток, его определение, направление, сила тока, плотность тока. Электрическое сопротивление. Мощность, напряжение, ЭДС. Закон Ома. Закон Джоуля –Ленца. Электрическая цепь и ее элементы. Способы соединения резисторов. Законы Кирхгофа. Расчет сложных  ЭЦ.

Лабораторные работы:

1. Проверка закона Ома для участка и всей цепи.

2. Последовательное и параллельное соединение резисторов.

3.Смешанное соединение резисторов.

4. Проверка первого закона Кирхгофа.

28

10

12

6

2,3

Практическое занятие № 2:Расчет эквивалентного сопротивления электрической цепи при смешанном соединении резисторов.

Практическое занятие № 3:Изучение зависимости сопротивления проводников от их геометрических размеров и удельного сопротивления.

РГЗ: Расчет цепей постоянного тока методом узловых и контурных уравнений. Расчет цепей постоянного тока методом свертывания цепи. Расчет цепей постоянного тока методом контурных токов.

Тема 1.3 Однофазные электрические цепи переменного тока.

Получение переменного тока. Переменный ток и его характеристики. Изображение переменной величины с помощью временных и векторных диаграмм. Расчет цепей переменного тока с R.Расчет ЭЦ с С . Расчет ЭЦ с L. Расчет ЭЦ с R и  L. Расчет цепи переменного тока с R и C. Расчет цепи переменного тока с R ,  C и L. Резонанс токов и напряжений.

18

14

2

2

2,3

Практическое занятие №4 Исследование и расчет  цепей переменного тока. Составление неразветвленной цепи переменного тока с активным сопротивлением, индуктивностью и емкостью и построение векторной диаграммы напряжений для этой цепи.

Лабораторная работа № 5 Исследование неразветвленной цепи перем. тока с R, L и С

РГЗ: Расчет неразветвленной цепи переменного тока с индуктивностью, емкостью и резистором.

Тема 1.4 Трехфазные электрические цепи переменного тока.

Трехфазный ток. Достоинства. Получение. Трехфазные цепи при соединении нагрузки звездой. Роль нулевого провода. Трехфазные цепи при соединении нагрузки треугольником. Мощность трехфазной цепи.

9

4

2

3

2,3

Лабораторная работа № 6 Исследование трехфазной цепи при включении приемников звездой

Самостоятельная работа. Электротехнические устройства в быту и на производстве. Принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов. Дроссель в электрических цепях и фильтрах

Тема 1.5. Электрические измерения.

Условные обозначения на шкале приборов. Измерение тока и напряжения. Пределы расширения приборов. Цена деления. Измерение сопротивления. Мощности, энергии. Измерение магнитных величин.

6

2

2

2

2,3

Лаб. работа №7 : Влияние внутреннего сопротивления измерительного прибора на работу цепи.

Самостоятельная работа.

Приборы для измерения параметров магнитных материалов (доклад)

Тема 1.6. Электромагнетизм

Магнитное поле и его характеристики. Закон Ампера. Взаимодействие проводников с током. Гистерезис и вихревые токи. Электромагнитная индукция. Магнитные цепи.

6

4

2

2,3

Самостоятельная работа. Свойства магнитных материалов. Магнитомягкие материалы и их применение в технике ( доклады)

Тема 1.7 Трансформаторы

Общие сведения . Назначение, устройство и принцип действия однофазного трансформатора. Коэффициент трансформации. Параллельная работа трансформаторов. Специальные трансформаторы.

6

4

2

2

Самостоятельная работа: Сравнительная характеристика трансформаторов и автотрансформаторов. Схемы соединения обмоток трехфазных трансформаторов (конспект)

Тема 1.8 Электрические машины переменного тока.

Общие сведе6ния. Асинхронные двигатели. Устройство, принцип действия. Пуск, реверсирование А.Д. Скольжение. Способы регулирования частоты вращения. Потери и КПД. Однофазные  А.Д. Назначение. Устройство и принцип действия синхронных генераторов. Пуск синхронных двигателей. Коэффициент мощности.

11

8

3

2

Самостоятельная работа. Электродвигатели малой мощности (доклад)

Практическая работа: Тема: «Асинхронные двигатели переменного тока».

Тема 1.9 Электрические машины постоянного тока.

Общие сведения о машинах постоянного тока. Устройство, принцип действия. Реакция якоря, коммутация. Генераторы постоянного тока. Способы возбуждения генераторов. Двигатели постоянного тока. Способы возбуждения ДПТ.

.

11

6

5

2

Практическая работа: Двигатели  и генераторы постоянного тока.

Самостоятельная работа: Работа Якоби Б.С. в области машин постоянного тока.

Новинки электротехники.

Тема1.10 Основы электропривода.

Понятие об электроприводе. Выбор электропривода по механическим характеристикам. Механические характеристики двигателей. Нагревание и охлаждение двигателей. Контакторы, пакетные выключатели, автоматические выключатели, рубильники, магнитные пускатели.

8

6

2

2

Самостоятельная работа. Основные функции электроприводов и их классификация.

Тема: 1.11 Передача и распределение электрической энергии.

Понятие об энергосистеме и электрической системе. Простейшие схемы электроснабжения промышленных предприятий. Схемы осветительных сетей. Электрические сети, их назначение и классификация. Выбор сечения проводов и кабелей по допустимому нагреву и допустимой потере напряжения

8

4

2

2

2

Практическое занятие №  5   Расчет сечений проводов и кабелей по допустимой токовой нагрузке и потере напряжения

Самостоятельная работа: Способы получения, передачи и использования электрической энергии.

Раздел 2.

Электроника

Тема 2.1 Полупроводниковые приборы.

Электрофизические свойства полупроводников. Собственная и примесная проводимости. Электронно-дырочный переход и его свойства. ВАХ перехода. Устройство диодов. Выпрямительные диоды. Кремневые стабилитроны.

Биполярные транзисторы. Их устройство, три способа включения. Характеристики и параметры транзистора по схеме с общим эммитером.

16

8

4

4

2,3

Полевые транзисторы. Устройство. Принцип действия.

Лабораторная работа №8

Исследование работы выпрямительного диода.

Лабораторная работа № 9 Исследование работы стабилитрона.

Самостоятельная работа. Классификация и область применения полупроводниковых диодов (доклад)

Практическая работа: Тема: «Классификация электронных приборов».

Тема 2.2 Фотоэлектронные приборы.

Фоторезисторы, фотодиоды, фототранзисторы, фототиристоры. Условные обозначения.

6

2

4

2

Самостоятельная работа. Оптроны.

Практическая работа: Тема: «Фотоэлементы».

Тема 2.3 Полупроводниковые выпрямители и стабилизаторы.

Выпрямители, их назначение, классификация, обобщенная структурная схема. Принципиальные однофазные и трехфазные схемы выпрямления, их принцип действия. Стабилизаторы напряжения и тока.

12

4

8

Самостоятельная работа. Сглаживающие фильтры. Их назначение (конспект). Выпрямительные устройства в электроэнергетике (доклад).

Практические работы: Тема: «Электронные выпрямители». «Стабилизаторы напряжения».


1

2

3

4

Тема 2.4 Электронные усилители.

Принцип усиления тока, напряжения, мощности. Усилители, их назначение, классификация

4

2

2

2

Самостоятельная работа: Схемы усилителей электрических сигналов. Обратная связь в усилителях (конспект)

Тема 2.5  Электронные генераторы.

Колебательный контур. Структурная схема электронного генератора. Генераторы синусоидальных колебаний: генераторы LC-типа, генераторы RC-типа.

Импульсные генераторы

10

4

6

2

Самостоятельная работа: Переходные процессы в RC-цепях. Классификация генераторов низкой частоты. Общая структурная схема ГНЧ, назначение элементов. Разновидности ВЧ-генераторов. Типовая структурная схема ВЧ-генератора, назначение элементов. Классификация генераторов импульсов. Структурная схема. Назначение элементов

Максимальная нагрузка

171

Теоретическое обучение

88

Лабораторно-практические занятия

26

Самостоятельная работа

57

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

            2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

            3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия:

 учебного кабинета: технологии и оборудования производства электротехнических изделий.

мастерских: электромонтажные.

лабораторий: электротехники и электронной техники;

Оборудование учебного кабинета: __________________________________

Рабочее место преподавателя, посадочные места по количеству обучающихся студентов, макеты электрических двигателей и генераторов, трехфазные и однофазные трансформаторы, автотрансформаторы, тренажеры машин постоянного и переменного тока, плакаты на все изучаемые разделы дисциплины, учебная литература.

Технические средства обучения: мультимедиапроектор, экран, нетбук.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: 12 рабочих мест.

Силовое оборудование: трехфазные счетчики электрической энергии, электродвигатели с фазным ротором, магнитные пускатели, реле времени, тепловые реле, промежуточные реле, автоматические выключатели типа АП-50, электронный счетчик.

Осветительная сеть: однофазные счетчики электрической энергии, распредкоробки, выключатели, лампы накаливания и люминесцентные лампы, розетки.

__________________________________________________________________

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: _12 рабочих мест. Рабочее место преподавателя. Источники электрической энергии,         лабораторные стенды для выполнения лабораторных работ, измерительные приборы, электрические аппараты, инструкции для проведения лабораторных работ. Компьютер с  лицензионным программным обеспечением. Учебная литература.                                                                

Компьютерный        класс. Рабочее место преподавателя, 12 рабочих мест. IBM « Pentium 2», OC «Windows»,        программа «Electronics Workbench». Программа Основы электроники.                                                                 ________________________________________________________________

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

 Кузнецов М.И. Основы электротехники, М, Высшая школа, 2005;

Попов В.С., Николаев С.А., Электротехника, М, Энергия, 2005;

Ломоносов В.Ю., Поливанов К.М., Михайлов О.П., Электротехника, М., Энергоатомиздат, 2007

Данилов И. А. Иванов П.М., Общая электротехника с основами электроники, М., Высшая школа, 2006

Дополнительные источники: Алукер_Ш.М. Электроизмерительные приборы, М., Высшая школа, 2006;

Железных А.Н. и др., Электрослесарь по ремонту и эксплуатации электрооборудования карьеров, М.,  Недра, 1986;

 Шихин А.Я. , Пухляков Ю.Х., Соколов М.М. и др., Электротехника, М, Высшая школа, 1991,

Синдеев Ю.Г., Грановский В.Г., Электротехника, Ростов –н/Д, Феникс, 1999;

Иванов И.И., Лукин А.Ф., Соловьев Г.И., Электротехника. Основные положения. Задачи и примеры, Спб, Лань, 2006

Интернет – ресурсы.

http://elektro-tex.ru/articles/index1.htm

www.ElectricalSchool.info Школа для электрика.

http://elektroshema.ru/ Электричество и схема


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ освоения Дисциплины

                Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

-подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;

Экспертная оценка выполнения практических и самостоятельных работ

-правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;

Экспертная оценка выполнения практических работ

-рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;

Экспертная оценка выполнения практических и самостоятельных работ

-снимать показания электроизмерительных приборов и приспособлений и пользоваться ими;

Наблюдение за работой при выполнении лабораторных работ.

-собирать электрические схемы;

 

Наблюдение за работой при выполнении лабораторных работ

-читать принципиальные, электрические и монтажные схемы.

Экспертная оценка выполнения практических и самостоятельных работ

Знания:

-классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;

Устный опрос

Экспертная оценка выполнения практических и самостоятельных работ

-методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;

устный опрос, письменный опрос

Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. Тесты.

-основные законы электротехники;

Устный опрос.  Тесты

Расчетно-графические задания.

-основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;

устный опрос, письменный опрос. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ

-основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;

устный опрос. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. Тесты.

-основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;

устный опрос, тесты

-параметры электрических схем и единицы их измерения;

устный опрос, письменный опрос. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ

-принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;

устный опрос. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ

-принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;

 Письменный опрос, Опрос на стендах – тренажерах. Тесты.

-свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;

устный опрос. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ

-способы получения, передачи и использования электрической энергии;

устный опрос

Экспертная оценка выполнения практической  работы

-устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;

устный опрос. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ

-характеристики и параметры электрических и магнитных полей.

устный опрос, письменный опрос

Разработчик:

ОГАОУ  СПО  «ГГК»            преподаватель     _________________ Е.А. Проскурина

                        

Эксперты:

ОГАОУ  СПО  «ГГК»                 Зам. Директора по УМР        ________________ Ю.Н. Щербатых

                                  

ОГАОУ  СПО  «ГГК»       зам. директора по УР  ___________ ____Л.В. Канова