Для тех, кому необходима помощь

Проняшина Вера Викторовна

       Работать с детьми, чье увлечение географией бесконечно, - одно удовольствие. Потому, что видишь не только результаты своего труда, но и то, чего достигает ученик с твоей помощью. И тогда - за спиной вырастают крылья. Ты не просто хочешь идти на работу,  ты всю себя отдаешь любимому делу. СПАСИБО вам, мои ученики.

На этой странице матриал, который поможет вам достойно подготовиться к сдаче экзамена по географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geokhronolog_tabl.docx20.51 КБ
Microsoft Office document icon elektiv_9kl_giakim.doc319 КБ
Файл tipichnye_oshibki_v_ege.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Таб. 1. Геохронологическая таблица

Эра

Период

Эпоха

Продол- житель- ность, млн. лет

Время от начала периода до наших дней, млн. лет

Геологические условия

Растительный мир

Животный мир

Кайнозой (время млекопитающих)

Четвертичный

Современная

0,011

0,011

Конец последнего ледникового периода. Климат теплый

Упадок древесных форм, расцвет травянистых

Эпоха человека

Плейстоцен

1

1

Повторные оледенения. Четыре ледниковых периода

Вымирание многих видов растений

Вымирание крупных млекопитающих. Зарождение человеческого общества

Третичный

Плиоцен

12

13

Продолжается поднятие гор на западе Северной Америки. Вулканическая активность

Упадок лесов. Распространение лугов. Цветковые растения; развитие однодольных

Возникновение человека от человекообразных обезьян. Виды слонов, лошадей, верблюдов, сходные с современными

Миоцен

13

25

Образовались Сиерры и Каскадные горы. Вулканическая активность на северо-западе США. Климат прохладный

 

Кульминационный период в эволюции млекопитающих. Первые человекообразные обезьяны

Олигоцен

11

30

Материки низменные. Климат теплый

Максимальное распространение лесов. Усиление развития однодольных цветковых растений

Архаические млекопитающие вымирают. Начало развития антропоидов; предшественники большинства ныне живущих родов млекопитающих

Эоцен

22

58

Горы размыты. Внутриконтинентальные моря отсутствуют. Климат теплый

 

Разнообразные и специализированные плацентарные млекопитающие. Копытные и хищники достигают расцвета

Палеоцен

5

63

 

 

Распространение архаических млекопитающих

Альпийское горообразование (незначительное уничтожение ископаемых)

Мезозой (время пресмыкающихся)

Мел

 

72

135

В конце периода образуются Анды, Альпы, Гималаи, Скалистые горы. До этого внутриконтинентальные моря и болота. Отложение писчего мела, глинистых сланцев

Первые однодольные. Первые дубовые и кленовые леса. Упадок голосеменных

Динозавры достигают наивысшего развития и вымирают. Зубатые птицы вымирают. Появление первых современных птиц. Архаические млекопитающие обычны

Юра

 

46

181

Материки довольно возвышенные. Мелководные моря покрывают некоторую часть Европы и запад США

Увеличивается значение двудольных. Цикадофиты и хвойные обычны

Первые зубатые птицы. Динозавры крупные и специализированные. Насекомоядные сумчатые

Триас

 

49

230

Материки приподняты над уровнем моря. Интенсивное развитие условий аридного климата. Широкое распространение континентальных отложений

Господство голосеменных, уже начинающих клониться к упадку. Вымирание семенных папоротников

Первые динозавры, птерозавры и яйцекладущие млекопитающие. Вымирание примитивных земноводных

Герцинское горообразование (некоторое уничтожение ископаемых)

Палеозой (эра древней жизни)

Пермь

 

50

280

Материки приподняты. Образовались Аппалачские горы. Усиливается засушливость. Оледенение в южном полушарии

Упадок плаунов и папоротникообразных растений

Многие древние животные вымирают. Развиваются звероподобные пресмыкающиеся и насекомые

Верхний и средний карбон

 

40

320

Материки сначала низменные. Обширные болота, в которых образовался уголь

Большие леса семенных папоротников и голосеменных

Первые пресмыкающиеся. Насекомые обычны. Распространение древних земноводных

Нижний карбон

 

25

345

Климат вначале теплый и влажный, позднее в связи с поднятием суши - более прохладный

Господствуют плауны и папоротникообразные растения. Все шире распространяются голосеменные

Морские лилии достигают наивысшего развития. Распространение древних акул

Девон

 

60

405

Внутриконтинентальные моря небольшого размера. Поднятие суши; развитие аридного климата. Оледенение

Первые леса. Наземные растения хорошо развиты. Первые голосеменные

Первые земноводные. Обилие двоякодышащих и акул

Силур

 

20

425

Обширные внутриконтинентальные моря. Низменные местности становятся все более засушливыми по мере поднятия суши

Первые достоверные следы наземных растений. Господствуют водоросли

Господствуют морские паукообразные. Первые (бескрылые) насекомые. Усиливается развитие рыб

Ордовик

 

75

500

Значительное погружение суши. Климат теплый, даже в Арктике

Вероятно, появляются первые наземные растения. Обилие морских водорослей

Первые рыбы, вероятно пресноводные. Обилие кораллов и трилобитов. Разнообразные молюски

Кембрий

 

100

600

Материки низменные, климат умеренный. Самые древние породы с обильными ископаемыми

Морские водоросли

Господствуют трилобиты и нлеченогие. Зарождение большинства современных типов животных

Второе великое горообразование (значительное уничтожение ископаемых)

Протерозой

 

 

1000

1600

Интенсивный процесс осадкообразования. Позднее - вулканическая активность. Эрозия на обширных площадях. Многократные оледенения

Примитивные водные растения - водоросли, грибы

Различные морские простейшие. К концу эры - моллюски, черви и другие морские беспозвоночные

Первое великое горообразование (значительное уничтожение ископаемых)

Архей

 

 

2000

3600

Значительная вулканическая активность. Слабый процесс осадкообразования. Эрозия на больших зглощадях

Ископаемые отсутствуют. Косвенные указания на существование живых организмов в виде отложений органического вещества в породах

Таб.2. Изотопы, используемые для определения абсолютного возраста

Материнский изотоп

Конечный продукт

Период полураспада, млрд.лет

147Sm

143Nd+He

106

238U

206Pb+8He

4,46

235U

208РЬ+7He

0,70

232Th

208РЬ+6Не

14,00

87Rb

87Sr+β

48,80

40K

40Аr+40Са

1,30

14C

14N

5730 лет



Предварительный просмотр:

Программа элективного курса для 9 класса
«Подготовка к государственной итоговой аттестации выпускников
9 классов в новой форме по географии».
        В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся и успешного прохождения ими итоговой государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии
        Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников  9-х   классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланковответов).
        Программа рассчитана на 18 часов (17 по программе и 1 час – резервное время), для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и состоит из трех разделов: введение (1 ч.), освоение основных разделов курса в соответствии с кодификатором (12 ч.), рефлексивная часть курса (4 ч.). Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
        Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (ФИПИ «ГИА - ГЕОГРАФИЯ» и Вики-учебник «Вместе готовимся к ЕГЭ по географии»).
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
        В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки учебного пособия «География за сто часов» (Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина) и комплекта рабочих тетрадей-тренажеров «География. Практикум по подготовки к ЕГЭ» издательского центра «Вентана-Граф».


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование тем курса


Всего часов


дата проведения


Формы проведения и контроля

план

факт

ПР/Р


ВЕДЕНИЕ 1 ч.


1


Введение.
Правила заполнения бланков.


0,5




0,5


беседа


2

Особенности государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии


0,5




0,5


работа с картами, тестирование


ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА 12 ч.


3

Источники географической информации и методы географических исследований


2




Тестирование, работа с картами,
Интернет-ресурсами.


3.1

Источники географической информации и методы географических исследований





0,5



3.2

Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.







3.3

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом





1


3.4

Анализ трудных заданий.

1


4

Природа Земли и человек


3




Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами

4.1

Природа Земли и человек




0,5



4.2

Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом





1



4.3

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом





1



4.4


Анализ трудных заданий.





1



5


Население России





1


Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами


5.1


Население России





0,5



5.2


Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.






работа

дома



5.3


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом





0,5



5.4


Анализ трудных заданий


1




1



6


Природопользование и экология


2





Тестирование, работа с картами атласа


6.1


Природопользование и экология


1




1



6.2


Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом




Работа

дома



6.3


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


1




1



6.4


Анализ трудных заданий


1




1



7.


Страноведение


1





Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами..


7.1


Страноведение. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом





0,5



8


География России


3





Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами.


8.1


География России.


1




1



8.2


Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


1




работа

дома



8.3


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


1




1



8.4

Анализ трудных заданий

1



1


РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ КУРСА 4 ч.


9.

Решение вариантов государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии


3




3


Компьютерное тестирование.


10.

Итоговое занятие. Анализ работ.


1




1



Резервное время


1






Итого


18





^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (1 ч). 
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
^ Освоение основных разделов курса (12 ч).
1. Источники географической информации:
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.
^ 2. Природа Земли и человек:
Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные
свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических
явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений
по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей.
^ 3. Население России:
Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам
^ 4. Природопользование и экология:
Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов.
Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды природопользования.
5. Страноведение:
Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
^ 6. География России: Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
^ Рефлексивная часть курса (4 ч). Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.
Резервное время – 1 час.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.

  2. Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова – ГИА-2009, экзамен в новой форме география, АСТ –«Астрель», Москва 2009г.

  3. Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова – ГИА-2010, экзамен в новой форме география, АСТ –«Астрель», Москва 2010г.

  4. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. География. Школьный курс за 100 часов. М. Вентана-Граф, 2008. 366 с.

  5. 3. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Эксперимнтальная экзаменационная работа 9 класс. Москва, издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2006.

  6. Е.М. Курашаева География России в схемах и таблицах 8-9 классы, Москва, издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2009

  7. 3. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа. Рабочая тетрадь, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.

  8. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с кратким ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.

  9. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с развернутым ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.

  10. Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008,2009,2010

  11. Единый государственный экзамен 2008: Контрольные измерительные материалы: География/ Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В. Барабанов и др., М-во образования РФ, М. Просвещение, 2008, 2009, 2010
  12. Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru.

Занятие №1
Тема: «Введение. Правила заполнения бланков. Особенности государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии»
Формы проведения и контроля – беседа и работа с картами, тестирование
1 часть
Государственная Итоговая Аттестация в новой форме - это одна из составляющих общероссийской системы оценки качества образования
В конце учебного года 9-классники должны пройти
государственную (итоговую) аттестацию в новой форме по русскому языку и математике (кроме отдельных категорий выпускников, которые имеют право сдать выпускные экзамены в традиционной форме).
Новая форма государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования  позволяет более объективно оценить  уровень  знаний и умений выпускников,  учитывать полученные ими результаты  при формировании профильных классов, а также позволяет организовать прием в учреждения  среднего профессионального образования без дополнительных испытаний. 
Процедура проведения ГИА-9 
Организатор вместе с классным руководителем проверяет выпускников по спискам и выдаёт им персональные коды. В 8.25 ч. учащиеся занимают свои места в соответствии со списком.
До 8.50 ч. учащиеся заполняют бланки и читают инструкцию.
В 8.50. организаторы вскрывают конверты с экзаменационными работами и раздают учащимся. Каждый учащийся обеспечивается индивидуальным комплектом с текстом экзаменационный работы и бланками для записи ответов.
Начало всех экзаменов в 9.00. Окончание экзаменов в 12.00ч.
Конверт с бланками ответов №1М заклеивается скотчем и специальной полоской, которую наклеивает наблюдатель, обходя аудитории.
В 12.00 ч. организатор собирает все материалы, раскладывает по конвертам в соответствии с инструкцией, заклеивает скотчем. Наблюдатель наклеивает полоску, на которой ставится подпись руководителя ОУ и печать.
Дополнительные материалы и оборудование, используемые на экзамене в IX классах
Экзаменуемые должны иметь возможность использовать на экзамене следующие материалы (оборудование):
Отличие ГИА-9 от других форм итоговой аттестации
Тексты экзаменационной работы в новой форме не являются открытыми (доступны только
спецификации с кодификаторами и демонстрационные варианты с системой оценивания).
Не предусматривается присутствие в аудитории, где проводится экзамен, учителя, преподававшего в данном классе.
Оцениваются экзаменационные работы независимыми экспертами (членами предметной комиссии).
Экзаменационная работа выполняется на специальных бланках ответов, которые заполняются хорошо пишущими черными гелевыми ручками.
2 часть - Учитель знакомит учащихся с Выпиской из положения
ВЫПИСКА ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации
^ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, независимо от формы получения образования, после освоения ими общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования является обязательной.
Данное Положение распространяется на все образовательные учреждения, реализующие программу общего образования, независимо от их организационно-правовой формы.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений проводится по завершении учебного года в виде письменных и устных экзаменов.
Форму проведения письменных экзаменов устанавливает Министерство образования Российской Федерации, устных экзаменов - общеобразовательное учреждение.
К государственной (итоговой) аттестации допускаются обучающиеся IX классов, освоившие образовательные программы основного общего образования и имеющие положительные годовые отметки по всем предметам учебного плана общеобразовательного учреждения, а также обучающиеся, имеющие неудовлетворительную годовую отметку по одному предмету учебного плана с обязательной сдачей экзамена по этому предмету
^ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ
Выпускники IX класса общеобразовательного учреждения сдают не менее 4-х экзаменов: письменные экзамены по русскому языку и алгебре, а также два экзамена по выбору выпускника из числа предметов, изучавшихся в IХ классе.
Содержание и форму проведения письменных экзаменов по русскому языку и алгебре определяет Минобразование России.
Выпускники IX класса общеобразовательного учреждения, желающие продолжить обучение в профильных классах III ступени общего образования, сдают два экзамена по предметам, соответствующим данному профилю обучения.
Экзамены по выбранным выпускниками предметам могут проводиться непосредственно по завершении освоения предмета в рамках образовательной программы основного общего или среднего (полного) общего образования.
Тексты (задания) письменных экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации по русскому языку и алгебре в IX классах разрабатываются Министерством образования Российской Федерации.
Сроки проведения письменных экзаменов в IX классах общеобразовательных учреждений устанавливает государственный орган управления образованием субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены эти учреждения.
Письменные экзаменационные работы оцениваются по пятибалльной системе. Выпускник имеет право ознакомиться со своей письменной работой, проверенной экзаменационной комиссией, и в случае несогласия с выставленной отметкой в 3-дневный срок подать апелляцию в письменной форме в конфликтную комиссию, создаваемую местным (муниципальным) органом управления образованием.
Сроки и порядок ознакомления с проверенной письменной работой, а также сроки и порядок работы конфликтной комиссии, ее состав и полномочия устанавливаются местным (муниципальным) органом управления образованием и доводятся до сведения выпускников, их родителей (законных представителей), учителей и директоров общеобразовательных учреждений не позднее чем за 2 недели до начала государственной (итоговой) аттестации.

Выпускники IX классов, получившие на государственной (итоговой) аттестации не более двух неудовлетворительных отметок допускаются к повторной государственной (итоговой) аттестации по этим предметам. Повторная государственная (итоговая) аттестация проводится до начала нового учебного года в сроки, устанавливаемые государственными органами управления образованием
Выпускникам общеобразовательного учреждения, имеющего свидетельство о государственной аккредитации, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца о соответствующем уровне общего образования: - аттестат об основном общем образовании.
В аттестат об основном общем образовании выставляются итоговые отметки по предметам, которые изучались выпускником в классах второй ступени.
Несовершеннолетние обучающиеся IX классов, не допущенные к государственной (итоговой) аттестации, а также, выпускники не прошедшие государственную (итоговую) аттестацию, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение или получают справку об обучении в общеобразовательном учреждении установленного образцаи общего образования
Правила заполнения бланка регистрации и бланков ответов участников ГИА
Настоящие правила предназначены для участников ГИА а также для организаторов пункта проведения ГИА(далее - ППЭ), осуществляющих инструктаж участников ГИА в день проведения ГИА.
1. Общая часть
Участники ГИа выполняют экзаменационные работы на бланках,
бланке регистрации;
бланке ответов № 1;
бланке ответов № 2.
При заполнении бланков регистрации и ответов участников ГИА необходимо точно соблюдать настоящие правила, так как информация, внесенная в бланки, сканируется и обрабатывается с использованием специальных аппаратно-программных средств.
При недостатке места для развернутых ответов на бланке ответов № 2 организатор в аудитории выдает дополнительный бланк ответов № 2.
2. Основные правила заполнения бланков ГИА
Все бланки ГИА заполняются яркими черными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручек. В случае отсутствия у участника ГИА указанных ручек и использования, вопреки настоящим правилам, шариковой ручки, контур каждого символа при заполнении необходимо аккуратно обводить 2-3 раза, чтобы исключить «проблески» по линии символов.
Линия метки («крестик») в полях не должна быть слишком толстой. Если ручка оставляет слишком толстую линию, то вместо крестика в поле нужно провести только одну диагональ квадрата (любую).
Участник ГИА должен изображать каждую цифру и букву во всех заполняемых полях бланка регистрации, бланка ответов № 1 и верхней части бланка ответов № 2, тщательно копируя образец ее написания из строки с образцами написания символов, расположенной в верхней части бланка регистрации и бланка ответов № 1. Небрежное написание символов может привести к тому, что при автоматизированной обработке символ может быть распознан неправильно.
Каждое поле в бланках заполняется, начиная с первой позиции (в том числе и поля для занесения фамилии, имени и отчества участника ГИА).
Если участник ГИА не имеет информации для заполнения поля, он должен оставить его пустым (не делать прочерков).
Категорически запрещается:
- делать в полях бланков, вне полей бланков или в полях, заполненных типографским способом, какие-либо записи и пометки, не относящиеся к содержанию полей бланков;
- использовать для заполнения бланков цветные ручки вместо черной, карандаш (даже для черновых записей на бланках), средства для исправления внесенной в бланки информации («замазку» и др.).
- На бланках ответов № 1 и № 2, а также на дополнительном бланке ответов № 2 не должно быть пометок, содержащих информацию о личности участника ГИА.
- При записи ответов необходимо строго следовать инструкциям по выполнению работы (к группе заданий, отдельным заданиям), указанным в контрольном измерительном материале (далее - КИМ).
3. Заполнение бланка регистрации
-Бланк регистрации состоит из трех  частей – верхней, средней и нижней .
-В верхней части бланка регистрации расположены: вертикальный и горизонтальный штрихкоды, поля для рукописного занесения информации, строка с образцами написания символов, поле для служебной отметки и резервное поле.
-Верхняя часть бланка регистрации
-По указанию ответственного организатора в аудитории участником ГИА заполняются все поля верхней части бланка регистрации, кроме полей для служебного использования (поля «Служебная отметка», «Резерв-1»).


Поля, заполняемые участником ГИА по указанию организатора в аудитории


Указания по заполнению

Код региона

Код субъекта Российской Федерации в соответствии с кодировкой федерального справочника субъектов Российской Федерации

Код образовательного учреждения

Код образовательного учреждения, в котором обучается выпускник (код образовательного учреждения, в котором поступающий получил пропуск на ГИА), в соответствии с кодировкой, принятой в субъекте Российской Федерации

Класс: номер, буква

Информация о классе, в котором обучается выпускник (поступающим не заполняется)

Код пункта проведения ГИА

Указывается в соответствии с кодировкой ППЭ внутри субъекта Российской Федерации

Номер аудитории

Номер аудитории, в которой проходит ГИА

Дата проведения ГИА

Дата проведения ГИА

Код предмета

Указывается в соответствии с принятой кодировкой

Название предмета

Название предмета, по которому проводится ГИА (возможно в сокращении)






3 часть – учитель знакомит учащихся с де
монстрационной версией КИМ 2013  года по географии на сайте официального разработчика экзаменационных заданий Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru.
Занятие №2
Тема: «Источники географической информации и методы географических исследований»
Формы проведения и контроля - Тестирование, работа с картами, Интернет-ресурсами.
Домашнее задание: Выполнить тренировачные задания из пособия – ГИА-2013, экзамен в новой форме ГЕОГРАФИЯ – варианты с 6 по 7 по данной теме
Учащиеся вместе с учителем выполняют тренировачные задания из пособия – ГИА-2013, экзамен в новой форме ГЕОГРАФИЯ – варианты с 1 по 2 по данной теме
В экзаменационной работе задания этого раздела сгруппированы в блоки по четыре задания. Перед каждым таким блоком дается карта, на основе которой выполняются эти задания. В этих заданиях проверяются умения определять направление по карте, измерять расстояния при помощи масштаба и умение «читать» карту - умение представить облик показанной на карте территории и решить с помощью карты задачи, возникающие в повседневной жизни.
Задания В1, В2, С1 и А1 выполняются с использованием приведенной ниже карты
 • 1 см 100 м  Горизонтали проведены через 2,5 метра
С1 Участники школьной футбольной секции выбирают место для обустройства нового футбольного поля. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для обустройства футбольного поля. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Обоснованный ответ запишите на отдельном подписанном листе, указав сначала номер задания.
В1 Определите по карте расстояние на местности по прямой от школы до колодца. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.
Ответ:
В2 Определите по карте, в каком направлении от школы находится колодец.
Ответ:
А1 На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А - В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

Занятие № 3
Тема: ««Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом. Анализ трудных заданий.»
Формы проведения и контроля - Тестирование, работа с картами, Интернет-ресурсами
Учащиеся вместе с учителем выполняют тренировочные задания из пособия – ГИА-2010, экзамен в новой форме ГЕОГРАФИЯ – варианты с 3 по 5 по данной теме
Домашнее задание: Выполнить тренировочные задания из пособия – ГИА-2010, экзамен в новой форме ГЕОГРАФИЯ – варианты с 8 по 10 по данной теме

Масштаб 1:10 000 Горизонтали проведены через 2,5 метра
В3 Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до дома лесника. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.
Ответ:
В4 Определите по карте, в каком направлении от точки А находится дом лесника.
Ответ:
С2 Участники школьной горнолыжной секции выбирают место для тренировок. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Обоснованный ответ запишите на отдельном подписанном листе, указав сначала номер задания.
 
А2 На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А - В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
Занятие № 4 - 5
Тема: «Природа Земли и человек»
Формы проведения и контроля - Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами
Домашнее задание: Выполнить тренировачные задания из пособия – ГИА-2013, экзамен в новой форме ГЕОГРАФИЯ – варианты с 6 по 10 по данной теме
Учащиеся повторяют курс по «Географии материков и океанов» в виде тестирования- используя атлас за 7 класс.
^ Что изучают в курсе «Географии материков и океанов»
1. Выберите верные сочетания отличий материков от частей света:
А) Евразия - единственный материк, но две части света
Б) острова входят в состав частей света
В) Америка – одна часть света, но два материка
2. Экватор пересекают материки …
А) Африка           Б) Евразия      В) Австралия   Г) Северная Америка Д) Южная Америка
3. Экватор пересекает части света …
А) Азия   Б) Африка   В) Америка   Г) Австралия     Д) Европа
4. Распределите части света на две группы:


Старый свет


Новый свет

Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа
5. Выберите правильный ответ. Именами выдающихся путешественников названы следующие географические объекты:
А) Баренцево море Б) Карское море В)Бенгальский залив
Г) остров Беринга Д) остров Исландия Е) Америка
Ж) Магелланов пролив З) Индийский океан И) пролив Дежнёва
К) море Амундсена
6. Определите, о каких материках можно сказать, что они:


Полностью лежат в Южном полушарии


Полностью лежат в Восточном полушарии


Полностью лежат в Западном полушарии


Полностью лежат в Северном полушарии





Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка
7. Определите, о каких материках можно сказать, что они:


Это материк пересекают все меридиааие совершил Ф.Мванны


В составе материка выделяют две части света


Экватор пересекает материк в северной части


Самый маленький по размерам материка


У берегов материка лежит самый большой остров Земли


Экватор пересекает материк посередине


Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка
13. О каком океане можно сказать, что он:


Атлантический


Индийский


Тихий


Северный Ледовитый

1) Большую часть года покрыт льдом           2) Назван по имени омываемой им страны
3) Омывает все материки, кроме Австралии
4) Носит название, не соответствующее его состоянию
5) Самый маленький по площади                  6) Самый большой по площади
7) Имеет длину, значительно превышающую его ширину
8) Большей частью расположен в Южном полушарии
14. Найдите лишнее утверждение. По масштабу карты делятся:
а)на долго масштабные  б)крупномасштабные
в)среднемасштабные г) мелкомасштабные
15. Расставьте материки в порядке уменьшения их размеров
а)Австралия г) Антарктида б)Африка   д) Южная Америка в)Евразия е) Северная Америка
АФРИКА
1. Самый большой остров у берегов Африки:
а) Коморы б) Мадагаскар в) Суматра г) Шри-Ланка
2. Выберите правильные ответы.1. В рельефе Африки преобладают:
а) низменности б) возвышенности и плоскогорья в) низкие горы г) высокие горы
2. Более высокая часть Африки:
а) северная и западная в) южная и восточная б) северная и восточная г) южная и западная
3. В восточной части материка находится:
а) крупнейшее на Земле плоскогорье б) крупнейший на Земле горный хребет
в) крупнейшая на Земле низменность г) крупнейший на Земле разлом
3. Самые высокие вершины Африки — Килиманджаро и Кения — расположены:
а) на Восточно-Африканском плоскогорье б) в горах Атлас
в) на Эфиопском нагорье г) в Драконовых горах
4. Самое жаркое место в Африке:
А) город Триполи в) полуостров Сомали б) впадина Конго г) пустыня Сахара
5. Истоком Нила является:
а) озеро Виктория в) Средиземное море б) озеро Танганьика г) река Кагера
6.Выберите правильные ответы.
1. Самая длинная река Африки:            а) Конго в) Нигер б) Нил г) Замбези
2.Самая полноводная река Африки:     а) Конго в) Нигер б) Нил г) Замбези
3. Самое большое озеро Африки:          а) Чад в) Танганьика б) Ньяса г) Виктория
4. Самое глубокое озеро Африки:         а) Виктория в) Танганьика б) Ньяса г) Рудольфа
7.Выберите правильный ответ. Растениями саванны являются:
а) раффлезия, фикус, масличная пальма б) роридула, баобаб, пальма дум
в) эбеновое дерево, банан, лианы г) финиковая пальма, вельвичия, алоэ
8.Выберите правильный ответ. Обитателями экваториальных лесов являются:
а) слон, страус, лев б) верблюд, скорпион, гиена
в) жираф, зебра, носорог г) окапи, горилла, леопард
9. Выберите правильный ответ.
1. Какое из перечисленных нагорий не расположено в Африке?
а) Ахаггар в) Тибет б) Тибести г) Эфиопское
2. Какая из перечисленных горных систем не находится в Африке?
а) Атлас в) Драконовы б) Гиндукуш г) Капские
3. Какая из горных вершин не находится в Африке?

а) Монблан б) Рас-Дашэн в) Кения г) Тубкаль
4. Какой из вулканов не относится к Африке?

а) Камерун б) Карисимби в) Килиманджаро г) Этна  
10.Определите, в какой природной зоне встречаются эти растения.


экваториальные леса


саванны


пустыни

Акация Алоэ Банан Баобаб Вельвичия Дикий арбуз Лианы Масличная пальма Молочай
Пальма дум Раффлезия Сейба Фикус Финиковая пальма Черное дерево
11.Определите, в какой природной зоне обитают эти животные.


экваториальные леса


саванны


пустыни

Антилопа Верблюд Гепард Горилла  Жираф Зебра Карликовый бегемот
Кистеухая свинья Лев Леопард Лисица фенёк Марабу Нектарница Носорог Скорпион
Слон Страус Термиты Шимпанзе
12. Определите, какому термину или понятию соответствуют данные определения:


вади


заповедник


оазис


опустынивание


пустыня


разлом


саванна


самум


эпифиты

Степь тропического пояса с высокими травами и редкими деревьями
Сильный и горячий ветер пустыни, несущий тучи песка
Распространение пустыни в результате неразумной хозяйственной деятельности человека
Растения, живущие на стволах других деревьев и использующие влагу и питательные вещества растений-хозяев и воздуха
Нарушение сплошного распространения горных пород в результате движения земной коры



Предварительный просмотр:

Задание В5, проверяющее умение решать задачи на определение различий во

времени в различных частях страны с использованием карты часовых зон, было включено

в экзаменационную работу КИМ ЕГЭ впервые в 2013 г.

Пример 11

В соответствии с Законом «Об исчислении времени» и Постановлением Правительства

РФ с сентября 2011 г. на территории страныустановлено 9 часовых зон (см. карту).

Самолет вылетел из Санкт-Петербурга (II часовая зона) в Оренбург (III часовая зона)

в 9 часов по московскому времени. Расчетное время полета составляет 3 часа. Сколько

времени будет в Оренбурге, когда самолет приземлится?

При выполнении задания важно внимательно прочитать представленную в задании

карту. Очевидно, что разница во времени между II и III часовыми зонами составляет

2 часа, поэтому расчетное время приземления самолета составит: 9 + 3 + 2 = 14 ч.

Ошибки при выполнении заданий В5 бывают связаны с неверным определением

различий во времени между часовыми зонами. Часть тестируемых, например,

невнимательно изучали легенду карты и сочли, что разница между II и III зонами

составляет всего 1 час.

Обращать внимание учащихся на то, что разница во времени между II и

III часовыми зонами составляет 2 часа, а не 1 час, целесообразно не только при подготовке

к экзамену, но и при изучении соответствующей темы в курсе «География России в

8 классе». Ошибки при выполнении заданий В5 чаще всего связаны именно с неверным

определением различий во времени между часовыми зонами.

Задание В6 проверяет умение определять по разным источникам информации

(графикам и диаграммам) географические тенденции развития социально-экономических

объектов, процессов и явлений. В этих заданиях предлагалось, например, используя

информацию, представленную в неявном виде, определить миграционный прирост

населения по данным о числе прибывших и выбывших. 11

Пример 12

Используя данные диаграммы, определите величину миграционного прироста населения

Республики Марий Эл в 2008 г. Ответ запишите цифрами.

Распределение числа мигрантов по основным потокам передвижения, 2008 г.

(тыс. человек)

7,3

7,3

4,7

3,3

0,1

0,6

0 2 4 6 8 10 12

Выбывшие

Перемещение внутри региона

Обмен с другими регионами России

Международные

Потоки миграции

Ответ: ___________________________ тыс. человек.

При определении величины миграционного прироста в подобных заданиях с

использованием диаграмм часть ошибок выпускников связана с неверными расчетами и

неверной записью результатов вычислений: при записи ответа многие теряли знак

«минус», т.е. вместо –0,9 указывали в ответе 0,9. Эту ошибку можно объяснить плохо

сформированным метапредметным умением выполнять элементарные математические

вычисления.

Пример 13

Определите по графику величину миграционного прироста населения России в 2001 г.

Международная миграция (тыс. человек)

359

282

40

287

177 186

129 119

185 194

146

121 107 94 80 70 54 47

0

100

200

300

400

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

год

иммиграция эмиграция

Ответ: ___________________________ тыс. человек.

Типичные ошибки при выполнении заданий, подобных примеру 13, связаны с тем,

что часть выпускников за величину миграционного прироста принимали показатель,

характеризующий иммиграцию: вместо правильного ответа – 242 тыс. человек указывали

ошибочный – 282 тыс. человек. Это свидетельствует о слабом, формальном владении12

необходимым понятийным аппаратом. При подготовке к экзамену важно сформировать

четкое понимание понятий «иммиграция», «эмиграция», «миграционный прирост». Для

закрепления усвоенного материала целесообразно выполнять тренировочные задания с

положительными и отрицательными значениями показателей, характеризующих

указанные процессы.

В заданиях В7, проверяющих знание демографических особенностей стран и

регионов, ошибки связаны с непониманием различий естественного прироста населения

внутри групп развитых и развивающихся стран. В этих заданиях требуется расположить

страны в порядке возрастания или убывания характерных для них показателей

рождаемости или естественного прироста населения. Запоминание значений конкретных

статистических показателей не требуется. Так, чтобы сравнить страны по показателям

естественного прироста, достаточно понимать, что в развивающихся странах этот

показатель выше, чем в развитых. Но при этом в европейских странах он ниже, чем в

США, Канаде и Австралии, а в странах Латинской Америки ниже, чем в африканских

странах.

В заданиях В8 проверяется умение сравнивать ресурсообеспеченность отдельных

стран различными видами природных ресурсов на основе использования статистических

данных. Важно запомнить, что для того, чтобы определить показатель

ресурсообеспеченности страны водными, земельными или лесными ресурсами, надо

значение показателя запасов данного вида ресурсов разделить на численность населения

страны, а для определения ресурсообеспеченности страны тем или иным видом полезных

ископаемых надо значение показателя запасов данного вида ресурсов разделить на

значение показателя величины ежегодной добычи этих ресурсов.

При определении по карте расстояний с помощью масштаба (задание В12) важно

не только точно измерить расстояние между объектами (измерения надо проводить между

центрами условных знаков) в соответствии с масштабом, но и не забывать, что ответ

следует записывать в метрах.

При определении азимута по карте (задание В13) затруднения экзаменуемых

связаны с ошибочным представлением о том, что азимут (как угол между направлением

на север и на предмет) измеряется против часовой стрелки.

В задании С1 требуется построить профиль рельефа местности по топографической

карте. Чаще всего ошибки при выполнении этого задания связаны с неумением

определить направление уклона местности с помощью бергштрихов, не правильным

определением высоты горизонталей.

Задания С2 и С3 могут базироваться на разном содержании. Так, в задании С2

может потребоваться объяснить как особенности компонентов природы той или иной

территории, так и особенности демографической ситуации или размещения

промышленных предприятий. Типичные ошибки при выполнении подобных заданий

связаны, главным образом, с неверным пониманием взаимозависимостей между

показателями рождаемости населения, возрастной структурой и смертностью,

продолжительностью жизни и возрастной структурой населения. Многие выпускники

пытаются объяснить сравнительно высокую смертность в развитых странах

экологическими причинами.

Пример 14

В таблице представлены статистические данные, характеризующие население Камбоджи

и Республики Корея. Используя данные таблицы, объясните, почему в Камбодже доля лиц

старше 65 лет в возрастной структуре населения меньше, чем в Республике Корея.

Укажите две причины. Если Вы укажете более двух причин, оцениваться будут только

две, указанные первыми. 13

Демографические показатели Камбоджи и Республики Корея в 2011 г.

Показатели Камбоджа Республика Корея

Общая численность населения, млн человек 14,7 49,0

Доля лиц в возрасте до 15 лет, % 33 16

Доля лиц в возрасте старше 65 лет, % 4 13

Рождаемость, ‰ 26 9

Смертность, ‰ 8 5

Доля городского населения, % 20 82

Средняя плотность населения, человек на км2

 81 492

Ожидаемая продолжительность жизни, лет 62 81

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе  указаны следующие причины:

1) в Камбодже рождаемость больше

ИЛИ

больше детей;

2) в Камбодже ожидаемая продолжительность жизни ниже

Ответ включает оба названных выше элемента 2

Ответ включает один (любой) из названных выше элементов 1

Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям

выставления оценок в 1 и 2 балла

0

Максимальный балл 2

Пример типичного неправильного ответа:

В данном случае выпускник ошибочно полагает, что на долю лиц пожилого

возраста в общей численности населения оказывает влияние коэффициент смертности, а

не показатель средней продолжительности жизни.

Для выполнения заданий С3, предполагающих обоснование или прогнозирование

различных географических явлений, также могут потребоваться знания из разных курсов

школьной географии. Например, в этих заданиях может быть предложено оценить

характер и степень изменения окружающей среды в результате создания новых

хозяйственных объектов, выбрать место для размещения того или иного предприятия с

учетом необходимости минимизировать его отрицательное влияние на природу,

спрогнозировать социальные последствия изменения демографической ситуации в

гипотетической стране, определить взаиморасположение пунктов по данным об их

климате, обосновать различия в структуре высотной поясности горных стран. Эти задания14

являются одними из наиболее сложных: дать полный и правильный ответ удается не более

четверти выпускников. Значительная часть ошибок при выполнении этого задания связана

с неспособностью экзаменуемых проанализировать информацию, представленную в

условии задания, особенно если информация дана на географической карте, в

предлагаемом коротком тексте или зафиксирована в статистических материалах (или

климатограмме). Ответы выпускников часто сводятся к пересказу информации,

представленной в условии, механическому описанию того, что показано на карте или в

таблицах.

При подготовке к экзамену следует обратить внимание на особенности

формулировок заданий С2 и С3. В них предлагается указать две причины, два

последствия, довода и т.п. Если будет указано более двух причин (доводов и т.п.), то

оцениваться будут только две позиции, указанные в ответе первыми. Это означает, что

при ответе на эти задания не следует писать все, что имеет хоть какое-то отношению к

вопросу, а нужно четко излагать свои мысли.

В задании С4 экзаменуемым предлагается по данным, представленным в

статистической таблице, сравнить роль сельского хозяйства в экономике двух стран.

Анализ результатов выполнения заданий показывает, что лишь небольшая часть

выпускников могут сделать вывод о том, в какой из двух стран сельское хозяйство играет

бóльшую роль в экономике. Вывод делается на основе сравнения приведенных в таблицах

показателей доли населения, занятого в сельском хозяйстве, и доли сельского хозяйства в

общем объеме экспорта (ее сначала необходимо вычислить). Типичной ошибкой

большинства экзаменуемых, приступивших к выполнению подобных заданий, является

слабое представление о различии между абсолютными и относительными величинами.

Часть выпускников, уже имея указанные в таблице данные о процентной доле сельского

населения, начинают вычислять соответствующие абсолютные значения, приходя к

неверному выводу о том, что, например, в США доля сельского населения гораздо выше,

чем в такой стране, как Бенин.

Задания С5 одни из наиболее сложных для выпускников, несмотря на то, что все

они, по сути, являются типовыми. Используются всего четыре типа заданий и две

(картографическая и табличная) формы представления информации в них.

Пример 15

Определите, в какой из точек, географические координаты которых указаны в таблице,

1 марта Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 17 часов по солнечному

времени Гринвичского меридиана. Запишите обоснование Вашего ответа.

Точка Географические координаты

Широта Долгота

А 50° с.ш. 75° з.д.

Б 40° с.ш. 75° з.д.

В 40° с.ш. 60° з.д.