Урок математики в 4 классе по теме "Деление на трёхзначное число".

Тенис Марина Михайловна

Урок математики в 4 классе по теме "Деление на трёхзначное число".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matem.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Деление на трехзначное число.

Цели:

  1. Закрепить письменный прием деление многозначного числа на трехзначное;  отработать навыки письменных вычислений, повторить письменные  алгоритмы сложения, вычитания, умножения, деления; закрепить  умение решать составные задачи;
  2. Развивать логическое мышление, математическую смекалку;
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:  ромашка для устного счета, картинки птиц, растений, игра «Экология», индивидуальные карточки.

                                         ХОД  УРОКА.

  1. Целевая установка.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать письменные приемы деления на трехзначное число. Кроме того, вы узнаете много интересного о природе.

  1. Устный счет.

Урок начнем с математической разминки.

Игра «Ромашка»

Решите примеры и расшифруйте слово.

623х7          103х7       220х4        473х4      771х2       316х3        508х7        826х4

Ключ к разгадке:

О – 880       К – 721      И – 3556      Я – 3304       О – 1542      Л – 1892       Э – 4361   Г – 948

- Какое слово получилось? Составьте на доске.  (Экология)

- Проверьте ответы.

- Как вы понимаете слово «экология»?  (Наука об охране окружающей среды)

В  апреле  много экологических праздников.

- Какие вы знаете?

1 апреля – День птиц.

15 апреля  – Всемирный день окружающей среды.
18 апреля - 22 апреля – Дни заповедных и национальных  парков.

22 апреля  – Международный  день Земли.

А теперь устно решим задачи, связанные с экологией.

  1. В 2000 году в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано еще 40 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране? (193)

- Как узнали?

- Какие заповедники вы знаете? ( Ильинский – на Урале, Дальневосточный морской заповедник, Таймырский  заповедник – в тундре, Сочинский национальный парк.)

     2)  Одно крупное предприятие выбрасывает  в атмосферу 200т сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений?       (10т)

- Как узнали?     200 : 20 = 10 (т)

3) Из 250 000  видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения? ( 25 000 видов растений.)

- Как нашли?  ( 250 000 : 10 = 25 000)

- Какие растения, занесенные в Красную книгу, вы знаете? (ландыши, кувшинка.)

4) Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем муравьи за минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час? ( 1200 насекомых.)

- Объясните  решение задачи.  (60х20 = 1200)

5)  Азовское море обмелело за 6 лет на 35 метров. В первый год оно обмелело на 10 метров. На сколько метров в среднем обмелело Азовское море в остальные годы? (на 5 метров.)

- Как решили задачу? (35 – 10): 5 = 5 (м)

- Что плохого в том, что море обмелело? (нарушение  экологического равновесия – меньше будет растений и животных, например рыб, выветривание почвы.)

3. Повторение.  (Связь между умножением и делением.)

- Посмотрите примеры (на доске)

- Сначала давайте вспомним, как называются компоненты действий умножения и  деления.

… : 25 = 40           1750 : … = 5            … : 3 = 2 250

- Что неизвестно в 1 примере? (делимое)

- Как найти неизвестное делимое? (делитель умножить на частное)

- Найдите. Проверьте. (переворачиваю листок)

- Какой прием умножения использовали? (40 = 4х10         25х4х10 = 1000)

1000 – столько полевых мышей уничтожает сова за 1 год.

- Что неизвестно во 2 примере? (делитель)

- Как найти неизвестный делитель? (делимое разделить на частное)

Найдите. Проверьте.

- Какой прием деления использовали?  (1750 = 1500 + 250)

350 – столько лет живет сосна.

- Что неизвестно в 3 примере? (Множитель)

- Как найти неизвестный множитель? (произведение  разделить на другой множитель)

- Найдите. Проверьте.

- Как считали: 2 250 = 2 100 + 150.

750 – столько жуков–короедов съедает за 1 день дятел.

4.Закрепление письменного приема деления на трехзначное число.

- Примеры с каким арифметическим действием мы учились решать на прошлом уроке? (делением)

- Используя памятку «Алгоритм деления», давайте вспомним этап деления многозначных чисел.

Задание: решите примеры с объяснением, используя полученные знания (по этапам памятки):

8 184 : 341 = 24              22 512 : 536 = 42

Дополнительные вопросы (на карточках)

Карточка №1.

Липа живет 500 лет, а дуб 2000 лет. Во сколько раз меньше живет липа, чем дуб? На сколько лет дуб живет больше, чем липа?

Карточка №2.

Для естественного восстановления слоя почвы толщенной в 1 см требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10 см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя? (1000 лет)

5. Парная работа.

Выполнение по вариантам.

В учебнике №293.

1 вариант – 1, 3 пример                                                     2 вариант – 2, 4 пример

- Что объединяет эти примеры? (деление на трехзначное число)

- Какие затруднения возникали? Кто не справился?

Самопроверка. (лист контроля на доске)

6. Анализ решения задачи.

Задача.

На территории Окского заповедника гнездятся сотни птиц. Пара поползней приносят своим птенцам в день 335 гусениц, пара дятлов – в 3 раза больше, чем пара поползней, а пара скворцов – в 5 раз больше. На сколько больше гусениц приносит своим птенцам пара скворцов, чем пара дятлов?

- Прочитайте задачу про себя.

- Один ученик читает вслух.

- Краткая запись – 1 ученик составляет у доски.

- Кто может решить задачу самостоятельно? Решайте.

- Остальные слушают объяснение.

- Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)

- Почему? (Мы не знаем, сколько гусениц приносит пара дятлов и скворцов)

- Как это можно узнать? Каким действием? Почему?

1) 335х3 =1005 (г.) – приносят дятлы.

2) 335х5 = 1675 (г.) – приносят скворцы.

- Повторите вопрос задачи.

- Можете ответить на главный вопрос задачи? (да)

- Каким действием узнаем, на сколько больше гусениц приносит своим птенцам пара скворцов, чем пара дятлов? (вычитанием)

- Как? ( 1675- 1005 = 670 (г.) – больше приносят скворцы, чем дятлы.)

- Сколько действий в задаче? (3)

- Повторите план решения задачи.

- Запишите решение задачи самостоятельно.

- Прочитайте ответ.

- Измените  вопрос задачи так, чтобы последним  действием было сложение. (Сколько гусениц  приносят  пара скворцов и пара дятлов вместе?)

7. Проверка вычислительных навыков. Самостоятельная работа. На доске записано 2 примера. Выберите любой пример и самостоятельно решите его.

Сначала давайте вспомним порядок выполнения действий.

77 910 : (10 000 – 9790) + 1285 = 1656

(51 876 – 9756) : 180 + 5 082 = 5 316

Проверка: Вы должны выбрать одно животное, чье название записано на карточке. Если правильно выберите, то на обратной стороне увидите ответ.

На доске

ВАРАН                                  ЛИСА                                    ОНДАТРА

- Те, кто решил 1 пример, выберите из этих животных тех, кто обитает в лесу.

- Те, кто решил 2 пример, выберите из этих животных того, кто обитает в пустыне.

8. Геометрический материал.

Задача.

Площадь клумбы, имеющей прямоугольную форму равна 184 м 2. Ее длина 23 м. Чему равна ширина?

- Как найти ширину клумбы?  (Площадь разделить на длину.)

Сделайте чертеж и запишите решение задачи.

- Сколько получилось? ( 8 метров.) Проверьте.

9. Резерв.

Выбери задание, которое тебе по силам. Выполни.

725 : Х = 29                                                        387 : Х = 513 : 57

Задание на смекалку.

У мальчика в коллекции есть жуки и пауки – всего 8 штук.  Если пересчитать все ноги в коллекции, то их будет 54. Сколько в коллекции жуков и сколько пауков?

- Что нужно знать, чтобы правильно решить задачу? ( Жуки относятся к отряду насекомых и у них 6 лап, а пауки к отряду паукообразных и у них 8 лап.)

10. Итог.

- Что нового узнали на уроке?

- Кроме знаний по математике, мы говорили с вами о нашем общем доме – планете Земля. Человек неотделим от природы. Уважайте законы природы, и тогда она ответит нам тем же.

Оцените свою работу на уроке       .

       

Открытый урок по математике в 4 классе

                 по преемственности.

Тема: «Деление на трехзначное число»

                 2009-2010 учебный год.

                   Учитель: Тенис М.М.