Самообразование и повышение квалификации

Тучкова Елена Ивановна

Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет:

·               02 мая 2012 г. по 22 сентября 2012 года – «Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса» СКИРО ПК и ПРО (72 часа)

·               02 октября 2014 г. -  «Актуальные проблемы и основные направления модернизации преподавания математики в свете требований ФГОС нового поколения»  –  ДПО СКИРО ПК и ПРО - 78 часов. Итоговая работа на тему «Организация обучения математике в основной школе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

·               05 декабря 2015 г.  – «Актуальные проблемы преподавания информатики в контексте ФГОС нового поколения»  - СКИРО ПК и ПРО (108 часов)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»

 «Федеральный государственный образовательный стандарт  второго поколения  как условие совершенствования качества образования в современной школе»

Тема: «Организация обучения математике в основной школе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

                                                           Выполнила:                                                           Тучкова Елена Ивановна,

                                                            учитель математики                                                          

                                                           МКОУ «СОШ  № 8» с. Елизаветинское

                                                       

с. Елизаветинское, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………2

  1. Дети с ограниченными возможностями здоровья…………………………………3
  1. Общие положения концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ
  2. Варианты специального стандарта…………………………………………………….5

II. Роль учебного предмета «математика» в процессе формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья…………………………………………………7

2.1 Задачи обучения математике по специальному стандарту……………………………8

2.2  Цели обучения математике по специальному стандарту

2.3 Обобщенная характеристика изменений в учебной программе по математике……..9

2.4 Применение дидактических игр на уроках математики при обучении детей

с ОВЗ………………………………………………………………………………………...10

      2.5 Дистанционное обучение детей с ОВЗ………………………………………………..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..13

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………...14

ПРИЛОЖЕНИЯ. СТРУКТУРЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ………………………...15-20


Обучение математике в школе вполне можно и нужно строить так,

чтобы оно представлялось для учащегося серией маленьких открытий,

 по ступенькам которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям.

Введение.

       Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.

     Специфика разработки специального федерального государственного стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

       В основе стандартов лежит принцип договоренности, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства. Государственный специальный образовательный стандарт является нормативным правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ.

    Опережающие научные исследования, определяющие необходимые направления структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации системы Российского специального образования, положены в основу Проекта Специального Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ.

  1. Дети с ограниченными возможностями здоровья.

     Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. 

     Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.
    Биологическое неблагополучие ребенка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире вероятным, но необязательным следствием слепоты. Таким образом, уровень психического развития пришедшего в школу ребенка с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего обучения и воспитания.
     Вследствие неоднородности состава группы, диапазон различий в требуемом уровне и содержании школьного образования тоже должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностями всех детей с ОВЗ, включая как полное среднее образование, сопоставимое по уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся сверстников, так и возможность обучения на протяжении всего школьного возраста основным навыкам жизни вместе с близкими людьми. Т.е. для каждой категории и внутри каждой категории детей с ОВЗ требуется дифференциация специального образовательного стандарта, разработка вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям; преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванные тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребенка к освоению цензового уровня образования, а также ограничения в получении инклюзивного образования детьми с ОВЗ, достигшими к моменту поступления в школу уровня психического развития, сопоставимого с нормально развивающимися сверстниками.
Таким образом, был разработан проекта специального стандарта образования каждой категории детей с ОВЗ.

1.1 Общие положения концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ

Специальный федеральный государственный образовательный стандарт является неотъемлемой частью стандартов общего образования. Базовые положения, положенные в основу разработки стандарта общего образования нормально развивающихся детей, сохраняют свое значение применительно к специальному стандарту, адресованному самой уязвимой части детского населения – детям с ОВЗ.

     Стандарт рассматривается как базовый комплексный государственный документ, определяющий совокупно систему требований и обязательств государства по отношению к обществу в целом, как принципиальная основа для оформления финансового управления системой образования, как форма «общественного договора».

     Разрабатываемый для каждой категории детей с ОВЗ специальный федеральный государственный стандарт общего образования должен стать инструментом инновационного развития Российской образовательной системы, позволяющим:
максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям; дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития и возможностей освоения цензового уровня, от типа учреждения, где он получает образование; гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала; обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи, и рекомендациям специалистов, предоставив семье диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта; обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования детей с ОВЗ; эволюционно перейти от двух параллельных к единой национальной системе, обеспечив механизм взаимодействия общего и специального образования и сделав регулируемым процесс совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ; обеспечить детям с ОВЗ равную с другими сверстниками возможность беспрепятственно переходить из одного типа образовательного учреждения в другое;
создать условия и стимулировать модернизацию специального образования в его структурно-функциональном, содержательном и технологическом аспектах.

       В соответствии с возможностями детей выделяются три уровня образования, при этом каждый должен обеспечить ребенку не только адекватные его потенциалу «академические» знания, умения и навыки, но и способность их реализации в жизни для достижения личных целей. Соответственно, в структуре содержания образования для каждого уровня условно выделяются и рассматриваются два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и «жизненной компетенции». Их соотношение специфично для каждого уровня образования.

I уровень, цензовый, в целом соответствует уровню образования здоровых сверстников к моменту завершения школьного образования, предполагая при этом и

удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, как в академическом компоненте, так и в области жизненной компетенции ребенка.

II уровень школьного образования - нецензовый, он изменен в сравнении с уровнем образования здоровых сверстников за счет значительного редуцирования его «академического» компонента и специфического расширения области развития жизненной компетенции ребенка;

·III уровень школьного образования, также нецензовый, и академический компонент редуцируется здесь до полезных ребенку элементов академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития его жизненной компетенции за счет формирования доступных ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя его, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.

1.2 Варианты специальных образовательных стандартов:

Первый вариант специального стандарта (цензовый уровень).

       Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательным условием освоения первого варианта стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. Обязательной является подготовка педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ, способного освоить первый вариант специального стандарта.

Неспособность ребенка с ОВЗ полноценно освоить отдельный предмет школьной программы не должна служить препятствием для выбора или продолжения освоения первого варианта стандарта.

Второй вариант специального стандарта (цензовый уровень).

 
      Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, при этом находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более пролонгированные календарные сроки. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку. Условием освоения второго варианта стандарта является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Второй вариант стандарта отличается от первого и усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду. Смыслом такой работы является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.

Третий вариант специального стандарта (не цензовый).

        Третий вариант не предполагает освоения цензового уровня образования: в структуре содержания его «академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции. Ребенок находится в среде сверстников с ограничениями возможностей здоровья. Детский коллектив и рабочее место организуются в соответствии с нуждами данной категории детей и особенностями развития конкретного ребенка. Обязательной является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, при необходимости индивидуализируется и содержание основной программы обучения. В связи со значительной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную и богатую среду. Смыслом этой работы является расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов таких детей с их нормально развивающимися сверстниками.

Четвертый вариант специального стандарта

(индивидуальный уровень конечного результата школьного образования).

     Ребенок получает образование, уровень которого определяется, прежде всего, его индивидуальными возможностями. При значительном ограничении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. В этом варианте стандарта обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа. Ребенок находится в среде сверстников с различными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях школы и дома. Требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов таких детей с их нормально развивающимися сверстниками. Таким образом, данный вариант стандарта, как и предыдущий, предусматривает не только адаптацию ребенка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное развитие.

      Представленные четыре варианты специального стандарта рассматриваются как системные интегральные характеристики требований к уровню конечного результата школьного образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ. Стандартизация промежуточных результатов образования на каждой его ступени должна обеспечить сохранение возможности перехода ребенка с одного варианта стандарта на другой в процессе школьного обучения. Это необходимо для максимального использования потенциальных способностей ребенка с ОВЗ и реализации его права на получение образования, адекватного его возможностям, которые раскрываются в самом процессе обучения.

         В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно-ориентированной системе образования, что можно обеспечить с помощью информационных и коммуникационных технологии (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

II.  Роль учебного предмета «Математика» в процессе формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья.

          Роль учебного предмета «Математика» в процессе формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья  уникальна, его развивающий и образовательный потенциал огромен. Ведущей целью математического образования является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. Развивает и формирует ученика с ограниченными возможностями здоровья не столько само знание, сколько методы его приобретения. Если учебная деятельность протекает только в рамках воспроизведения усвоенных знаний, это никоим образом не способствует его развитию. Понимая, что по причине увеличения объема информации, подлежащей усвоению, решить задачу обеспечения современного качества обучения детей с ограниченными возможностями здоровья традиционным путем невозможно, одним из путей обогащения оправданной и проверенной временем традиционной теории я считаю использование новых подходов, новых методов обучения детей математике и формирования основ математического  мышления учащихся. Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (физика, химия, техника, информатика, экономика и др.). Для многих детей с ограниченными возможностями здоровья математика становится профессионально значимым предметом.

            Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.

          Обучение математике должно носить предметно-практический характер и быть тесно связанным как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.

2.1 Задачи преподавания математики  состоят в том, чтобы:

  • дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
  • через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся вспомогательных школ и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
  • воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

     2.2    Цели обучения учащихся математике определяются её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного ученика, в  частности при обучении детей с ограниченными  возможностями здоровья в виду отклонений в их физическом, психическом развитии или другими заболеваниями. Таким учащимся, как правило, прописывается щадящий, индивидуальный режим обучения с меньшим количеством часов, отведённых для изучения школьного курса математики, не позволяющий в полном объёме овладеть всеми математическими знаниями, умениями и навыками. Для детей с более развитыми интеллектуальными способностями, но по состоянию здоровья вынужденных заниматься индивидуально, рамки следует расширить, подходя в любом случае к обучению каждого ребёнка с позиции принципа природосообразности и личностно-ориентированного подхода.

        Должны учитываться две стороны назначения математики: практическая, необходимая как инструментарий в продуктивной деятельности человека и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением методами познания и преобразования мира посредством математики. Учитывая, что за меньшее количество часов, что отводится для индивидуального или надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, следует не нарушить целостность изучения математики, надо научить ребёнка обучаться в собственной деятельности, привить навыки самообразования, сформировать потребность в приобретении новых знаний, научить эффективно применять современные информационные источники, в т.ч. через дистанционное обучение, которое позволяет в  индивидуальном режиме, независимо от места и времени, получить образование по индивидуальной траектории в соответствии с принципами открытого образования. Для этих целей можно предусмотреть регулярное проведение уроков дистанционного обучения математике «Я+Ты», развивающих занятий «Учись учиться математике» и «Дидактические игры по математике. При составлении тематического планирования курса «Математика», представленного  в проекте, в темы курса интегрированы темы здоровья. Это позволит более глубокому формированию у учащихся основ культуры здоровья, одной из главных задач модернизации системы школьного образования в целом и комплексной реабилитации учащихся в частности.

      Решение задач математического образования детей с ограниченными возможностями здоровья в обеспечении целостного процесса обучения математике ребёнка с ОВЗ, нуждающегося в комплексной реабилитации и находящегося на индивидуальном или надомном обучении:

  • Адаптировать учебные программы по математике к индивидуальным функциональным возможностям детей, нуждающихся в комплексной реабилитации и находящихся на индивидуальном или надомном обучении;
  • Обеспечить овладение учащимися конкретными математическими знаниями курса «Математика», достаточными для применения в практической деятельности, для изучения других дисциплин, для продолжения образования, в соответствии с запросами родителей и учебными возможностями ребёнка, обучающегося индивидуально;
  • Формирование основ культуры здоровья посредством интегрирования тем здоровья в изучение курса математики.

2.3 Обобщённая характеристика изменений в учебной программе по математике (на примере 5-6 кл): 

      Программа представляет собой вариант программы «Математика в образовательных учреждениях, 5-6 классы» (составитель Кузнецова Г.М, Программно-методические материалы, Дрофа), адаптированная для обучения математике учащихся 5-6 классов, в пределах учебных часов, отведённых учебным планом на изучение математики для учащихся, находящихся на индивидуальном обучении (от 2 до 3 часов в неделю).

Целями и задачами данного курса математики 5-6 классов являются:

  1. Систематическое развитие понятия числа;
  2. Выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами;
  3. Выработка умений переводить практические задачи на язык математики;
  4. Подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

Обобщённая характеристика умений учащихся:

В рамках данной программы, после изучения курса «Математика, 5-6 классы», учащиеся должны уметь:

  • Выполнять вычисления с натуральными числами;
  • Выполнять действия с обыкновенными и десятичными дробями;
  • Производить действия с положительными и отрицательными числами;
  • Использовать буквы для записи выражений и свойств арифметических действий, в составлении уравнений;
  • Строить геометрические фигуры и измерять геометрические величины.


Математика и применение математических знаний.

1. Овладение началами математики (понятием «числа», вычислениями, решением простых арифметических задач и др.);

2. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.)

3. Развитие вкуса и способности использовать математические знания для творчества.

При этом описание ожидаемых результатов должно включать их целостную характеристику, отражающую взаимодействие компонентов образования:

· что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования,

· что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике,

· насколько активно, свободно и творчески он их применяет.

2.4 Применение дидактических игр на уроках математики при обучении детей с ОВЗ:

      Ребенку с особыми потребностями для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактические компьютерные игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

      Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Используя учебно-игровые средства и тренажёры в коррекционно-развивающей работе, можно сказать, что компьютерные технологии открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике:

1. Возможность подобрать материал разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения.

2. Сделать “видимым” проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.

3. Сформировать у ребенка процесс осмысливания собственных навыков.

4. Занятие на компьютере  создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений:

5. Появляется возможность освоить обучающимся модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы, как основные для освоения межличностной коммуникации.

6. Обучающийся стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.

7. Во время коррекционных занятий с использованием компьютерной программы у обучающихся исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных правил, формул. Появляется уверенность в своих силах и желание продолжить свое обучение, повышается мотивация в трудной для него работе.

8. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.

9. Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.

      Таким образом, использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой программа базируется, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.

       Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации Power Point. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи Power Point зрелищны и эффективны в работе над информацией.

2.5 Дистанционное обучение детей с ОВЗ:

          Сегодня вызывает множество вопросов дистанционное обучение, им интересуются, его ставят под сомнение, но в среде школьных педагогов эта форма работы используется недостаточно широко.

       По прогнозам ЮНЕСКО в XXI веке учащиеся средней школы будут проводить в школе лишь 30–40 % времени, 40% будет отведено на дистанционное обучение, а остальное время на самообразование. Отсюда понятен повышающийся интерес к дистанционному обучению в рамках университетского и школьного образования, также и в системе повышения квалификации. Под дистанционным обучением мы понимаем такую организацию обучения, при которой ученик получает доступ к учебно-методическим материалам и консультациям преподавателя в любое время суток семь дней в неделю и в том месте, где он находится.

      Внедрение компьютерных технологий облегчит специалистам работу по коррекции нарушений, поможет детям быстро и безболезненно “влиться” в окружающую их жизнь, а также позволит иметь возможность получать доступную информацию более современным способом. Применение компьютерных технологий дает детям возможность развиваться в новом виде деятельности – работе на компьютере самостоятельно. Возможность обеспечить индивидуальный подход в обучении, подбор адекватных для каждого ребенка темпа и способа усвоения знаний, а значит и обеспечение индивидуальной системной помощи – вот смысл применения в коррекционной педагогике компьютерных технологий.

     Работа на компьютере, в том числе и с дистанционными образовательными ресурсами, стимулирует интеллектуальную деятельность детей, развивает пространственное мышление, память, логику, внимание, приучает работать самостоятельно, принимать решения и самому справляться с поставленной задачей, помогает лучше развивать мелкую моторику рук.

       Используя элементы дистанционного обучения в своей практике, учитель старается обеспечить активизацию роли учащегося в собственном образовании (в выборе направлений, форм и темпов обучения); расширить ему доступ к образовательным массивам культурно-исторических и научных достижений человечества. Дистанционные формы обучения значительно упрощают процесс межличностной коммуникации, устраняют многие проблемы психологического характера, связанные с ним. Ребенок, находящийся на домашнем обучении, получает возможность общения с педагогами-профессионалами, со сверстниками, независимо от их территориальной расположенности.

       Опыт индивидуальной работы с детьми с ОВЗ показывает, что ребята с большим интересом воспринимают новый, дистанционный вид работы. Если ученик систематически недоделывал домашние задания, не всегда понимал их необходимость, когда появилась возможность дистанционной консультации через Skype и работы с документом совместного доступа, у ребёнка возник интерес. Во-первых, он почувствовал себя в привычной “компьютерной среде”, где он успешен. Во-вторых, учитель мог проконтролировать выполнение заданий на всех уровнях и подсказать, как правильно его сделать, где допущены ошибки. Так можно решить психологическую проблему боязни домашнего задания.

    Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на расстоянии во многих отношениях похоже на обучение в обычной коррекционной классной образовательной среде или на индивидуальное обучение, тем не менее, имеет ряд существенных отличий.

      Преподаватели, работающие с учащимися в дистанционном режиме должны выполнить те же общие задачи, что и их коллеги в традиционных условиях обучения с категорией детей с ОВЗ, однако их пространственная удаленность от учащихся означает, что ряд проблем обучения приобретает специфические формы. Например, учащийся часто чувствует себя неуверенно из-за отсутствия рядом педагога и внятной оценки своих успехов или неудач в обучении из-за недостаточной обратной связи с учителем и, чаще всего, с другими учащимися. Эта неуверенность детей увеличивается вследствие того, что структура и логика некоторых курсов не слишком ясны.

     Для решения этих проблем необходимо проходить с учащимися три стадии работы. Сначала подготовительный этап (очный) - обучение дистанционной работе. Затем попытка учащегося работать самостоятельно, под очным контролем учителя или со Skype-сопровождением (очно-заочный этап). И только затем, когда ребёнок почувствует себя уверенно, можно переходить к третьему дистанционному этапу.

        При обучении детей с ОВЗ можно реализовать различные формы и различные дистанционные технологии: использую портал дистанционного обучения, документы совместного доступа в Google, видеоурок, работу в Skype.

      Все вышеперечисленные возможности можно использовать, создавая уроки на портале дистанционного обучения. Он позволяет выложить необходимый теоретический материал урока и сделать его интересным, используя вышеперечисленные возможности. На основе портала можно реализовать новые образовательные технологии, создавать уроки, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка. Например, реализуя здоровьесберегающие технологии, можно вставлять в урок музыкальные паузы, упражнения для глаз, физкультминутки. Ученик может работать в своём темпе, возвращаться к наиболее сложным для него моментам, переделывать задания, сразу видеть результаты своей работы (автоматическая проверка). Наш опыт работы подсказывает, что обучение с использованием портала кажется ученикам наиболее интересным и полным (много наглядности, разнообразная интересная работа).

     Несмотря на то, что дистанционное обучение только входит в нашу жизнь, оно по праву завоёвывает право быть одной из важнейших частей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, во многом помогая им реализоваться как личность, быть значимой частью общества.

     Помимо этого учащиеся с ОВЗ получили возможность участия во Всероссийских олимпиадах, различных конкурсах, начав строить свое будущее, выбрав нужное направление.

Заключение.

      Происходящие в нашем обществе изменения создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении в практику работы школы элементов нового содержания, новых образовательных технологий, в обращении к мировому педагогическому опыту.

       В Концепции модернизации  российского образования сформулированы социальные требования к системе российского образования. В частности говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные,  предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в  ситуации  выбора,  прогнозируя  их возможные последствия,  способны к сотрудничеству,  отличаются мобильностью,  динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны и дети с ОВЗ могут конкурировать в этом с обычными детьми.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений : В 6-ти т. Т. 5: Основы дефектологии / Выготский Л.С. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.    
  2. Голиков Н.А. Инклюзивное образование: новые подходы к качеству жизни детей с особыми образовательными нуждами // Н.А. Голиков  Сибирский педагогический журнал. - №6. 2009.
  3. Груденов Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики // М.: «Просвещение», 1990.
  4. Епишева О. Б., Крупич В. И.. Учить школьников учиться математике  //М.: «Просвещение», 1990.
  5. Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование. М., 2005.
  6. Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011.
  7. Малофеев, Н.Н. Специальное образование: наука - практике  /
  8. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) // Актуальные проблемы интегрированного обучения : материалы Междунар. науч.-практической конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001 года. - М., 2001.
  9. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. уч. пос. для студентов пед. вузов. //М.: Просвещение, 2009.
  10. Погосян Е.Н. Формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики // ooun.doc, 2013.
  11. Ратнер Ф.Л.,.Юсупов А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей // М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  12. Яровая Е.А. «Индивидуализация обучения математике учащихся с ограниченными возможностями здоровья» //Новосибирск, 2000.
  13. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. 2003.
  14. 3) Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. “Дистанционное обучение на пороге XXI века” М. “Мысль”.
  15. 4) Ковалёв Д.С. “Место и роль дистанционного обучения в системе образования детей с ОВЗ” http://www.lokos.net
  16. Используемые ИНТЕРНЕТ-ресурсы
  1. http://mathematic.su/index.html за страницами учебника
  2. http://festival.1september.ru.
  1. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения.

Автор: Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.

Приложение 1. Структура урока математики.

Тема: «Обыкновенные дроби» (данная тема выбрана потому, что она изучается на протяжении всего обучения с 5-9 класс).

Цели:

  • Основная дидактическая цель:
  • Развивающая:
  • Воспитывающая:
  • Коррекционная: (обязательная цель)

Ход урока

I. Орг. момент.

Чёткая формулировка целей.  Давать возможность ребёнку, ставить цели, по теме урока. Можно основную цель  записать, чтобы в конце урока ребёнок видел, достиг он поставленной цели или нет.

II. Устный счет (Разминка):  (5 – 10 мин)

Устный счёт на уроках проводится с целью развития у учеников математических способностей, логического мышления, внимания, памяти, а также интереса к предмету. Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5-10 минут для проведения тренировочных упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса, так как умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. В устный счёт обязательно включаются задачи, примеры на порядок действий, геометрический материал, игры. Подбирая задания на повторение и  закрепление, осуществляется плавный переход к новому материалу.
Можно применять  тренажёры О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой (1- 5 кл.)

III. Изучение нового.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, т.к. мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»  - писал Л.Н.Толстой.

Поэтому должна продумываться каждая деталь урока, чтобы все заставляло учащихся мыслить.

1) Теория.

Носит практическую направленность с опорой на жизненный опыт ребёнка. Например, при изучении темы «Доли. Обыкновенная дробь» необходимы вырезанные геометрические фигуры, ножницы,  цветные карандаши. Карточка с заданием сообщает, на сколько равных частей нужно разделить каждую фигуру.  На данном этапе ребёнок должен понять, что фигуры делить нужно на равные части. Сложнее всего даются задачи, здесь необходимо использовать рисунки, игрушки, схемы. Не умея достаточно хорошо читать, ученики не сразу вникают в содержание задачи, поэтому задача
читается несколько раз и составляется схема – рисунок.

Использование опорных схем на уроке

Велика роль опорных схем или карточек-информаторов в активизации познавательной деятельности учащихся и изучении нового материала. Их лучше составлять вместе с учащимися на уроке в самом начале изучения темы, и можно пользоваться, пока тема не исчерпана. Помогают они и при повторении. Опорные схемы, карточки-информаторы уменьшают нагрузку на память, помогают преодолеть страх перед необходимостью изложить материал самостоятельно.

Образцы арифметических записей и объяснения нужно направлять на раскрытие последовательности в решении примера, задачи.

2) Тренировочные упражнения по образцу

Каждый учитель знает индивидуальные особенности своих детей и может определить степень помощи ученикам в виде наводящих вопросов, в виде подборки устных упражнений, заполнений таблиц, обращение к опорным схемам  и т.д.

Физ.минутка. 

Желательно проводить две, так как дети с устают быстро и теряют интерес к заданию, к уроку в целом.

3) Отработка вычислительных навыков.

  • Если имеется возможность можно использовать тренажеры. Задания самоконтролем.

IV. Практическая работа. (Работа в парах)

Одним из средств активизации познавательной деятельности школьников является широкое использование их жизненного опыта. Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы. Часто дети запоминают только то, над чем потрудились их руки, если ученик что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для учащихся. Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новому математическому знанию. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих учащихся.

Оживляет урок и использование материала из истории математики. Можно это делать учителю, можно давать задание детям. Не надо тратить на это много времени, но 1-3 минуты, потраченные на исторические данные, вызывают интерес и находят в детских душах живой отклик.

V. Тест. 

Целесообразно шире использовать тестирование по разделам, отдельным темам, отрабатывая технологию проведения.

Тестирование позволяет:

- учитывать индивидуальные особенности учащихся;
- проверять качество усвоения материала;
- разнообразить процесс обучения;
- сэкономить время на опрос;
- использовать тесты для компьютеризации обучения.

С помощью тестов можно проверить большой объем изученного материала, быстро «диагностировать» овладение учебным материалом большого количества учащихся. Содержание тестовых задач и многократное тестирование позволяет даже слабым ученикам выполнить часть работы, минуя психологический стресс, получить удовлетворительную оценку и овладеть объемом знаний, достаточным для этого.

V. Домашнее задание.

Подробно разбирается, желательно чтобы был образец выполнения. Можно больше творческих заданий (составить кроссворд, ребусы, придумать загадки, составить рисунок из  геометрических фигур и т.д.)

VI. Подведение итогов урока. 

Вопросы, касающиеся целей урока. Выставление оценки по карте результатов.

VII. Рефлексия.

Проводится со всем классом. 

Приложение 2. Структура урока математики дистанционного обучения.

В федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения одной из главных ролей отводится дистанционному образованию. Дистанционное образование – новая, современная технология, которая позволяет сделать обучение более качественным и доступным.

Создание данной структуры актуально, имеет широкое практическое значение. В случае пропуска занятия в школе по болезни или по другим уважительным причинам, ребенок может выйти в Интернет и изучить самостоятельно материал, пропущенный на уроках, проверить свои знания в ходе выполнения тестовых работ или заданий для закрепления. Если ученику нравится изучать математику, то он может расширить свой кругозор, выполняя различные творческие задания, используя дополнительный материал к урокам. Кроме того, данные разработки подходят для коррекции знаний учащихся по математике (индивидуальные задания для устранения пробелов в знаниях детей).

Структура урока:

  1. первый этап урока является подготовительным – это устные упражнения, которые способствуют развитию оперативной памяти, устойчивости внимания. Второй этап урока посвящен работе над новой темой, тренировке, выработке основных навыков, а также повторению ранее изученного. На последнем этапе урока подводится итог урока.
  2. К уроку написана рекомендация: цели урока, записи в тетрадь, последовательность выполнения заданий,  упражнения для устной работы, письменные упражнения.
  3. Каждый урок содержит список ресурсов урока, что позволяет ученику или учителю быстрее осуществлять навигацию по уроку, оценить размер файла, и скорость его открытия в интернете. Если в уроке есть дополнительный материал, то он прописывается в данном разделе. Дополнительный материал не обязателен для изучения, но рекомендуется для просмотра.
  4. В структуре урока присутствуют задания для закрепления материала. В них прописываются критерии выставления оценки (иногда выставляется балл по количеству правильно выполненных задач, иногда балл переводится в оценку (для ученика)). Это может быть использовано при дифференцированном подходе к учащимся: материал разделен по степени трудности и ученик имеет право выбора в зависимости от того, какую оценку он хочет получить. В структуре каждого урока должен быть тест для проверки знаний учащегося.

Учитель всегда имеет возможность просмотреть результаты теста, просмотреть, какие ошибки допустил каждый из учеников, сколько времени он затратил на выполнение задания. В некоторых тестах стоит несколько попыток выполнения. Если ученик получил неудовлетворительную оценку, он делает работу над ошибками и выполняет тест вторично. Как правило, результаты второй попытки бывают выше.

  1. Каждый урок имеет форум “вопросы к учителю”. Предполагается, что ученик, работая самостоятельно, сможет задавать свои вопросы учителю. Это могут быть вопросы по теории или по решению задач. В некоторых форумах можно прописать вопросы или графические диктанты для учащихся. Ребята отвечают на предложенные задания. Кроме того форум  - это  средство общения между учениками на уроке.
  2. В курсе есть уроки контроля знаний – контрольные работы. Ученики выполняют их дома, сканируют записи в тетради и присылают файлы на проверку учителю. Учитель проверяет работы и пишет, какие ошибки были допущены, на что обратить внимание ученику и выставляет оценку. На следующем уроке обязательно проводится работа над ошибками, допущенными в ходе выполнения контрольной работы, для того чтобы ребенок смог исправить ошибки, а учитель проанализировал еще раз результат выполненной работы.

Такая структура урока дистанционного обучения, по моему мнению, является наиболее оптимальной и помогает ученику получить всю необходимую информацию по математике даже без присутствия учителя.

Приложение 3. Олимпиады для учащихся с ОВЗ.

Олимпиада по математике для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Общая информация

Санкт-Петербургский государственный экономический университет проводит Олимпиаду по математике для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Соорганизаторами Олимпиады являются:

-    ГБОУ Центр образования «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»,
-    Санкт-Петербургское государственное бюджетное специальное реабилитационное образовательное учреждение среднего профессионального образования – техникум для инвалидов «Профессионально-реабилитационный центр»,
-    Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт специальной педагогики и психологии».

Олимпиада проводится с 2013 года.

Основная цель Олимпиады – оказание детям  и молодым людям, имеющим ограниченные возможности здоровья, помощи в выборе будущей профессии, выявление наиболее подготовленных учащихся к освоению программ высшего профессионального образования.

К участию в Олимпиаде приглашаются дети и молодые люди в возрасте до 25 лет с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в государствах участниках СНГ:

-    обучающиеся в предшествующих выпускному  и выпускных классах основной общей и средней общей школы общего типа;
-    обучающиеся в предшествующих выпускному  и выпускных классах основной общей и средней общей школы специальных (коррекционных) учреждений  I-VII вида;
-    имеющие основное общее или среднее образование, обучающиеся по основным программам профессионального обучения;
-    обучающиеся на предпоследних и последних курсах образовательных учреждений среднего профессионального образования;
-    временно не обучающиеся и не работающие по состоянию здоровья. 

Контактная информация:

Адрес: Санкт-Петербургский государственный экономический университет
191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, дом 21

Центр обучения инвалидов

Телефон/факс: (812) 596-30-17
E-mail:
dept.coi@unecon.ru