Путешествие в прошлое

Цель : Создание условий для формирования  представлений детей о культуре и быте русского народа. 
Задачи:

-  расширять представления детей о том, как жили люди в старые времена на Руси;
- закреплять знания детей о русской избе, дать представление об основных предметах быта и их значении: ухват, печь, чугунок, самовар и т.д.

- учить детей ориентироваться по карте, использовать для ориентировки компас;

- продолжать знакомство детей с часами, с определением времени;

- развивать коммуникативные умения, творческое воображение, умение работать самостоятельно;
- расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.
- развивать интерес к истории и народному творчеству своего народа, к его традициям и обычаям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад№55 Калининского района г. Санкт-Петербурга

Занятие в подготовительной группе

Тема:«Путешествие в прошлое»

                                                                                 Подготовила:  Чмутова Мария Геннадьевна

                                                                                 Воспитатель высшей категории

                                                                                                                                          

Санкт-Петербург

2023 год

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Использованы технологии: здоровьесберегающая, ИКТ, тимбилдинга.

Цель : Создание условий для формирования  представлений детей о культуре и быте русского народа. 
Задачи:

-  расширять представления детей о том, как жили люди в старые времена на Руси;
- закреплять знания детей о русской избе, дать представление об основных предметах быта и их значении: ухват, печь, чугунок, самовар и т.д.

- учить детей ориентироваться по карте, использовать для ориентировки компас;

- продолжать знакомство детей с часами, с определением времени;

- развивать коммуникативные умения, творческое воображение, умение работать самостоятельно;
- расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.
- развивать интерес к истории и народному творчеству своего народа, к его традициям и обычаям.

Оборудование: сундук с берестяной грамотой, кокошники для девочек и пояски дя мальчиков, часы,  планшет с картой, мягкие модули, пазлы с изображением печки, жетоны с названиями профессий участников, картонные заготовки, соленое тесто, стеки, презентация со слайдами по сюжету, запись мелодии для путешествия.

Ход занятия

Ребята, проходите. Поздоровайтесь с гостями. Садитесь.

     Позвала я вас сюда, чтобы вам и нашим гостям рассказать одну историю:

Жил-был в стародавние времена недалеко от Великого Новгорода, на берегу Ильмень-озера  один мальчик. Звали его Васятка  Иванов сын, и было ему 7 лет отроду….  

Как я о нем узнала? Дело в том, что археологи, а это ученые, которые узнают как и где жили люди в древности, делая раскопки недалеко от Великого Новгорода, нашли сундук с берестяными грамотами. Эти грамоты великолепно сохранились, хотя пролежали  в земле почти 800 лет. Одну из грамот они решили передать нам, зная как мы с вами интересуемся историей наших предков.

Так вот что я узнала, Васятка наш умел читать и писать. Семья у него была боьшая: он сам, четверо младших сестер и братьев, отец и мать. Отец его надолго отправился с купцами в дальние страны. А тут беда, откуда не ждали – дом сгорел, пришлось переселяться  в землянку. Вот и пишет Васятка своему дядьке, просит помочь советом, как избу построить.

Не знаю ребята, помог ли дядька Васятке. Но боюсь  что нет, ведь грамоты нашлись недалеко от места где жил мальчик. А дядька жил в другом городе. Я бы очень хотела помочь этому мальчику. А вы? Ведь мы с вами уже много  знаем о русских избах.

Вы готовы отправиться в путешествие в старину?

ИГРА  «Дом»

Представте, что вы все вместе –это дом: фундамент, сруб, крыша, окно, дверь, и печка. Кто чем хотел бы быть? Ни без одного из вас дом не будет готовым для жилья. Вы все ценны! Когда мы будем путешествовать, каждый из вас будет выполнять какую-то роль, и все вы будете одинаково нужны.

Слайд 1 - Посмотрите на карту. Нам надо проложить маршрут от Санкт-Петербурга до Великого Новгорода.

Слайд 2  -  Но сначала, давайте определимся с транспортом  (дети рассуждают как можно добраться до места). Надо найти транспорт, который был раньше, существует и теперь.

Да ребята, мы поплывем на корабле.

Слайд 3  - Составляем маршрут: река Нева – Ладожское озеро – река Волхов – озеро Ильмень. Ориентируемся по сторонам света. (Дети глядя на компас, проговаривают: на восток, затем поворачиваем на юг, и плывем на юго-запад).    

Выбирается штурман (он отмечает маршрут на планшете)

Отлично, мы выбрали транспорт и маршрут. Теперь надо бы одеться, чтобы не бросаться в глаза слишком современной одеждой  (девочкам – кокошники, мальчикам – пояса). Ну и конечно же вас интересует, как же мы попадем в прошлое? – Силой нашего воображения, ведь мы же все немного волшебники! Есть только один важный момент, мы должны следить за временем нашего пребывания в прошлом. Оно ограничено, только 20минут! Выбирается хранитель времени.

На часах отсчитываем 20 минут, и ставим метку.

Слайд 4 – Посмотрите на каких ладьях плавали  древние славяне. Вы сделаете свой корабль, соединив руки. Необходимо разместить всех членов команды так, чтобы  получилась форма корабля.  

Выбирается  судовых дел мастер.

Теперь точно все готово, в путь! (играет музыка)

Слайд 5 – Вот он, Господин Великий Новгород! Но нам надо дальше, штурман, где наша конечная цель. Правильно, по реке Волхов, в озеро Ильмень.

Мы на месте.

Слайд 6 - Теперь надо определиться где будем избу ставить: низкий берег, высокий берег,перекресток и лесная поляна. (Дети рассуждают, выбирают правильный вариант).

Слайд 7 - В какой лес пойдем за лесом для строительства?  Правильно выбрали - в хвойный лес. Наши предки  выбирали стволы прямые, чтобы веток внизу было поменьше, поэтому – сосна или пихта. Так и поговорка пошла: «без сучка и зазоренки», значит делать что-то хорошо.

Выбирается главный зодчий.

Время идет, пора начинать строить!

ИГРА «Строители»  - Дети, посмотрите, здесь лежат модули, из них надо собрать дом (дети собирают домик из мягких модулей)

Слайд 8 – Посмотрите на экран, все ли мы построили? (Дети перечисляют части избы: фундамент, сруб, крыша. Но для жилья чего-то не хватает.

Слайд 9 – Правильно, нужно построить печь.

Выбирается главный печник.

ИГРА «Печь» - дети собирают печь из пазлов.

Предлагаю вам поиграть в веселую физминутку

«Печка»

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

Будет всем по калачу (повороты вправо-влево)

Чо,чо, чо (3 хлопка перед собой)

Осторожно, горячо! (дуем на руки)

Слайд 10 – Изба готова, осталось только занести домашнюю мебель и  утварь.

Выбирается хозяюшка.

ИГРА «Раньше и сейчас» - Педагог называет современные предметы, дети говорят чем пользовались раньше.

Кастрюля – чугунок

Плита – печь

Кроссовки – лапти

Чайник – самовар

Шкаф – сундук

Кровать - лавка

Ну что ж ребята, хранитель времени говорит нам что время нашего пребывания здесь истекает. Как вы считаете, мы смогли помочь Васятке?

Все правильно, все задачи мы выполнили: место под строительство нашли, лес для сруба тоже, как избу возводить показали, печь собрали, даже мебель и утварь перечислили. Только вдруг Васятка что-то забудет или перепутает. Давайте зарисуем ему главные моменты. Но бумаги в старину еще не было, на бересте рисовать долго, а времени мало. Я предлагаю вам сделать церы. 

Слайд 11 - Помните что это? Да это дощечки с воском, по которым писали писалом. Каждый из вас зарисует ту часть дома, которой он себя представлял в начале нашего путешествия.

ИГРА «Церы» 

Материалы: соленое тесто, картон, стеки.

Ход игры: дети намазывают тесто на картон, затем стеком прочерчивают рисунки.

Все ребята, время истекло, пора домой. Беритесь за руки. Играет музыка.