Методическая копилка

Барданова Елена Федоровна

РАЗРАБОТКИ УРОКОВ и ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка 8 кл33.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 14. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ (§ 11).

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВОСОЧЕТАНИЙ (§ 12)

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся со способом связи главного и зависимого слова в словосочетании, видами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), со средствами связи слов в словосочетаниях разных видов (предложно-падежные формы, смысл); обучения определению вида подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании, составлению словосочетания с заданным видом связи, разграничению словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи, проведению устного и письменного разбора словосочетания. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке

Метапредметные:

Познавательные – адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные – определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные – осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: примеры словосочетаний, записанные на доске; алгоритм определения способов связи слов в словосочетании

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Вступают в диалог с учителем.

 Личностные:самоопределение

2. Актуализация знаний.

Лингвистическая разминка

В.теран,р.гулировать,

лан.шафт, к.лорит,

арх.тектура,пам.тник,

обид.л,разв.вать,разв.вающийся,

стел.щийся (слова  на доске)

- Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

- Сгруппируйте слова, объяснив ,по какому принципу разделили слова.

Игра «Кто быстрее?»

-Запишите словосочетания с данными словами.

-Обозначьте главное слово, определите вид словосочетания

Заполняют пропуски, объясняя орфограмму

Группируют слова

как части речи,

по орфографическим правилам

Кто больше составит и запишет словосочетаний за 1 минуту

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков

3. Формирование проблемы, планирование деятельности.

Открытие нового знания.

1. Работа с теоретическим материалом

2.Составление кластера

3. Работа со схемой

 

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?

Прием «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Записывает тему урока на доске

 

Работа с теоретическим материалом в учебнике и составление опорной схемы

Прочитайте теоретические сведения на с. 39–40 учебника и составьте кластер со словом  словосочетание

         

           словосочетание

согласование  управление примыкание

сущ.+прил. Глаг.+сущ.   Глаг.+нареч.

Сделайте вывод: как согласуются главное и зависимое слова при согласовании?

– Рассмотрите второй пример. Определите части речи главного и зависимого слов. Устно просклоняйте по падежам главное и зависимое слова. Поставьте главное слово в форму множественного числа. Как изменится зависимое слово? Заменим главное слово на слово стопка. Как изменится зависимое слово?

Сделайте вывод: является ли изменяемым зависимое слово при управлении, как оно изменяется при этом способе связи?

– Рассмотрите третий пример. Определите части речи главного и зависимого слов. Может ли изменяться зависимое слово? Сделайте вывод: какие словосочетания относятся к примыканию?

– По схеме расскажите алгоритм определения вида словосочетания по способу связи. (См. Ресурсный материал.)

Записывают в тетрадях тему урока «Синтаксические связи слов в словосочетании»

Составление опорной схемы в тетради

Приходят к выводу, что при согласовании главное и зависимое слова согласуются в роде, числе и падеже.

Приходят к выводу, что при управлении зависимое слово стоит при главном в форме косвенного
падежа

Приходят к выводу, что при примыкании зависимое слово является неизменяемым.

Рассказывают алгоритм определения вида словосочетания по способу связи, опираясь на схему

Регулятивные:целеполаганиРегулятивные: целеполагание;  познавательные моделирование

4. Первичное закрепление

Фронтальная работа

Установите соответствие

1согласование А)глиняный кувшин

2 управление Б)его книга

3 примыкание В)работа над книгой

                              Г)свой парень

                              Д)увидев машину

Определяем главное и зависимое слово, какими частями речи выражено, вид словосочетания по главному слову и вид связи

Определяют главное и зависимое слово, какими частями речи выражено, вид словосочетания по главному слову и вид связи 

Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях. Следуя алгоритму, определяют способ связи слов в словосочетании.

Регулятивные:контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные-умение структуировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

5. Самостоя-

тельная работа с самопроверкой по эталону.

Упр.64-самостоятельная работа

Упр.66 Нормативно ли построение словосочетаний.

Выполняют самостоятельную работу и обмениваются тетрадями для проверки и оценивания

Объясняют и дополняют ответы других

Регулятивные:контроль, оценка, коррекция;

6. Рефлексия деятельности (итог урока)

Продолжите предложение:

«Сегодня на уроке русского языка я узнал…»

– Назовите способы связи слов в словосочетании.

– По алгоритму расскажите об определении способа связи слов в словосочетании.

Домашнее задание: § 11, 12; устно подготовить ответы на контрольные вопросы (с. 44 учебника); упр. 71

Записывают в тетради  предложение, некоторые высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; личностные:смыслообразование