Учитель года - 2014

Самохина Эльвира Васильевна

Материалы из опыта работы "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_karta.odt151.83 КБ
Файл iz_opyta_raboty.docx113.69 КБ

Предварительный просмотр:


FlagesTop copy

Информационная карта участника
районного конкурса «Учитель года – 2014»

Учитель года— 2014

Самохина

Эльвира Васильевна

Девиз: «Важно не учить что-то знать, а помочь найти верное направление»pelikan1

(Р. Олдингтон)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Татановская средняя общеобразовательная школа»


Информационная карта участника
районного конкурса «Учитель года – 2014»

Самохина

(фамилия)

Эльвира Васильевна

(имя, отчество)

(Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Татановская средняя общеобразовательная школа»)

(образовательное учреждение)

1. Общие сведения

Район

Тамбовский

Населенный пункт

с. Горелое

Дата рождения (день, месяц, год)

30.07.1973г. 

Место рождения

с. Горелое

Адрес размещения в Интернете индивидуальной web-странички/сайта

http://nsportal.ru/samokhina-elvira-vasilevna

2. Работа

Место работы (наименование об разовательного учреждения в со ответствии с уставом)

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Татановская средняя общеобразовательная школа»

Занимаемая должность

учитель начальных классов

Преподаваемые предметы

русский язык, математика, литературное чтение, информатика, риторика, технология, изобразительное искусство

Классное руководство в настоящее время, в каком классе

3 класс

Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет на момент за полнения анкеты)

21/17

Квалификационная категория

I (первая)

Почетные звания и награды (на именования и даты получения)

нет

Послужной список (места и сроки работы за последние 10 лет) [1]

МБОУ  «Горельская СОШ» учитель математики

Преподавательская деятельность по совместительству (место ра боты и занимаемая должность)

3. Образование

Название и год окончания учреждения профессионального образования

«Тамбовский педагогический колледж имени К. Д. Ушинского», 1992; ТГУ им. Г. Р. Державина, 2005

Специальность, квалификация по диплому

учитель начальных классов, воспитатель ГПД, учитель математики, учитель информатики

Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования образовательных программ, модулей, стажировок и т. п., места и сроки их получения)

ТОИПКРО «Особенности предметного содержания и математического обеспечения математики в условиях перехода на ФГОС» 2013;

МАОУ лицей №14 «Проектирование доп. образования с учетом использования инновационных образовательных технологий и возможностей современной образовательной среды» 2013

Знание иностранных языков (укажите уровень владения)

немецкий (читаю и перевожу со словарем)

Ученая степень

нет

Название диссертационной работы (работ)

нет

Основные публикации (в т. ч. брошюры, книги)

нет

4. Общественная деятельность

Участие в общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления)

член партии «Единая Россия»

Участие в деятельности управляющего (школьного) совета

нет

Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия)

нет

5. Семья

Семейное положение (фамилия, имя, отчество и профессия супруга)

Самохин Алексей Сергеевич, сторож база отдыха завода «Октябрь»

Дети (имена и возраст)

Максим 12 лет

Даниил 1,5 года

6. Досуг

Хобби

вязание крючком, изделия из бисера

Спортивные увлечения

путешествие на  велосипеде и лыжах

Сценические таланты

есть

7. Контакты

Рабочий адрес с индексом

392502 Тамбовская область, Тамбовский район, с. Куксово, ул. Москва, 82

Домашний адрес с индексом

392504 Тамбовская область, Тамбовский район, село Горелое, улица Советская, дом 44а

Рабочий телефон с междугородним кодом

(4752) 610279

Домашний телефон с междугородним кодом

нет

Мобильный телефон с междугородним кодом

8(902)9367623

Факс с междугородним кодом

нет

Рабочая электронная почта

tatanovo@bk.ru

Личная электронная почта

samohina_elvira@mail.ru

8. Документы

Паспорт (серия, номер, кем и когда выдан)

68 00 085482 выдан Тамбовским РОВД Тамбовской области  07.07.2000г.

ИНН

682001192144

Свидетельство пенсионного госу дарственного страхования

031-236-359-09

9. Личные банковские реквизиты

Наименование банка

Корреспондентский счет банка

БИК банка

ИНН банка

Расчетный счет банка

Лицевой счет получателя

Филиал/отделение банка

10. Профессиональные ценности

Педагогическое кредо участника

Воспитание и обучение каждого ребенка как родного

Почему нравится работать в школе

Хочу быть полезной, нужной и востребованной для подрастающего поколения

Профессиональные и личностные ценности, наиболее близкие уча стнику

Активность, аккуратность, пунктуальность, воспитанность, профессиональная компетентность и справедливость, любовь к жизни, к профессии, к детям

В чем, по мнению участника, со стоит основная миссия победителя конкурса «Учитель года»

Повышение престижа профессии учителя

11.Основные публикации*

Название

Дата публикации, название издания

Ключевая идея

(не более 50 слов на каждую публикацию)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

* в том числе книги и брошюры, если имеются

12. Авторские образовательные программы, методики и технологии

Название

Описание

(не более 20 слов о каждой программе, методике, технологии)

Результативность (не более 20 слов о  каждой программе, методике, технологии)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

13. Формы внешней оценки результатов*

Название

Срок проведения

Итоговые результаты

1

Административные контрольные работы во 2 классе

Сентябрь 2012

Русский язык – 66%

Математика – 42%

2

Административные контрольные работы во 2 классе

Май 2013

Русский язык – 70%

Математика – 56%

*В данной таблице следует использовать результаты централизованного тестирования,  Единого государственного экзамена, социологических и прочих исследований и т.д.

14. Выпускники, одноклассники, однокурсники, друзья,  коллеги, родственники,  которые стали известными

ФИО, кем приходится

(не более 10).

Место настоящей работы

Контакты

 (если имеются)

15. Общие вопросы

Ваше заветное желание?

Стать мастером своей профессии

Ваши кумиры в профессии?

Решетова Мария Федоровна, учитель начальных классов МБОУ «Горельская СОШ» пенсионерка

Опишите юмористический случай из Вашей педагогической практики

Загадка ребенка (6 лет): «Катится бочка на ней нет сучочка?... на «И» называется????!!!  

Ответ: «ИИЧКО»

Победитель конкурса «Учитель года» – это….  (продолжите фразу).

тот, который обладает огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду и прежде всего к детям.

Ваши пожелания организаторам конкурса «Учитель года  – 2014».

Провести этот важный конкурс так, чтобы он запомнился надолго не только его участникам, но и всем  зрителям и партнерам, и помог повысить статус профессии “учитель”

16. Приложения

Интересные сведения об участнике, не раскрытые предыдущими разделами (не более 500 слов).

17. Заявка на учебное занятие во втором туре конкурса

Название предмета

математика

Класс

3 класс

Тема урока

«Объединение множеств»

Автор учебника

Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких

Необходимое оборудование

компьютер, проектор, интерактивная доска, колонки

18. Заявка на классный час на втором туре конкурса

Тема классного часа

«Под небом России»

Возрастной состав

9-10 лет

Количественный состав

12-16 человек

Необходимое оборудование

компьютер, проектор, интерактивная доска, колонки

Подборка фотографий

1. Портрет 9×13 см;

2. Жанровая (с учебного занятия, внеклассного мероприятия, педаго гического совещания и т. п.);

3. Дополнительные жанровые фотографии (не более 5)

Фотографии предоставляются в бумажном варианте и в электронной копии на компакт-диске в формате  *.jpg с разрешением 300 точек на дюйм без уменьшения исходного размера.

Эссе «Моя педагогическая философия»

Эссе пишется в свободной форме. В творческой работе отражается мировоззренческая, культурологическая, психолого-педагогическая позиция учителя. Объем эссе не более 10 тыс. компьютерных знаков.

В распоряжении учителя множество методов и приёмов преподавания, которые позволяют эффективно решать учебно-воспитательные задачи урока. Нет единого рецепта педагогического мастерства. Однако незыблемыми правилами на все времена остаются человеческие качества: теплота, доброта, способность понять, простить, принять. Писатель Борис Слуцкий как-то заметил: «Ничему меня не научит то, что тычет, талдычит, жучит…». С этим нельзя не согласиться. Действительно, твёрдая личностная позиция и доброта – обязательные профессиональные качества. Сама жизнь учит: добру, человеческой теплоте. Ведь у каждого ребёнка есть потребность в эмоциональном контакте. Если учитель стремиться только давать знания, не интересуется внутренним миром своих воспитанников, их эмоциональным настроем, то и учащиеся не смогут понимать состояние своего учителя. Педагог вправе быть строгим и требовательным, но если ребёнок чувствует, что учитель интересуется его эмоциональным состоянием, хочет понять и искренне помочь, то ученик примет его замечания, поверит ему, сохранит уважение и признательность. Одним из принципов моей деятельности является создание ситуации успеха каждого ученика на каждом уроке. Опыт работы подсказывает, что даже разовый успех влияет на психологическое состояние ребёнка, резко изменяет его деятельность. Не бойтесь чаще говорить ребёнку, что у него неплохо получается, что он старательно поработал, даже тогда, когда успехи ученика более чем скромны. По моему мнению, у ребёнка всегда должен быть шанс получить дополнительные знания, публично выступить, исправить ошибку, повысить оценку. Поэтому я просто обязана давать этот шанс детям. «Ты можешь!» - должен напоминать учитель ученику. «Он может!» - должен понимать коллектив. «Я могу!» - должен поверить в себя ученик. Приходя в школу, дети ждут этой душевной щедрости от меня, от моих коллег, и никто не давал нам права обманывать их в этих ожиданиях. Доброжелательная улыбка, замечания, не вызывающие обиды и неприятия, невербальное общение – всё это способствует созданию положительных эмоций во время урока. За годы работы я прочно усвоила главное правило поведения: нужно вести себя так, чтобы ученик был уверен, что учитель его любит, любит таким, какой он есть.

Прежде чем что-то менять вокруг, надо измениться самому. Надо научиться быть Человеком рядом с ребенком, подать ему руку и подняться по лестнице духовного восхождения.  Да, я учитель! Но я дочь своего народа! Самая большая ценность народа – это дети. И если я смогу привить им любовь к родному языку, малой родине, я смогу привить любовь и к большой и великой Родине, которая называется Россия.

Я, Самохина Эльвира Васильевна,  даю согласие на обработку моих персональных данных: фамилия, имя, отчество, информация об ученой степени, ученом звании; год рождения, домашний адрес, мобильный  телефон, адрес электронной почты, банковские реквизиты.

Правильность сведений, представленных в информационной карте, подтверждаю: ________________                        _______________________________

                                          (подпись)                                        (фамилия, имя, отчество участника)

«____» __________ 20____ г.        


[1] Поля информационной карты, выделенные курсивом, не обязательны для заполнения.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Татановская средняя общеобразовательная школа»

Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

                              Из опыта работы

                                                   Самохиной Эльвиры Васильевны,

                                                           учителя начальных классов

2013 год

Содержание

I.  Информация об опыте.                    

        1. Введение...................................................................................................3            

        2. Условия возникновения опыта...............................................................4          

        3. Актуальность опыта................................................................................5            

        4. Ведущая педагогическая идея опыта.....................................................6            

        5. Диапазон опыта........................................................................................6            

        6. Теоретическая база опыта.......................................................................7            

        7. Новизна опыта........................................................................................10    

II.  Технология опыта............................................................................................12                                                                                              

III. Результативность опыта..................................................................................21                                                                                      

IV. Библиографический список............................................................................25          

V.  Рецензия на опыт работы................................................................................26

VI. Приложения.....................................................................................................28

                                                                                         

I.  Информация об опыте.

1.Введение.

        Работаю учителем начальных классов в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Татановская средняя общеобразовательная школа» Тамбовского района. Стаж моей педагогической  деятельности  - 18 лет. Веду обучение по учебно-методическому комплекту  «Школа 2100».

        В.А.Сухомлинский писал: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в учении»

Как же построить работу на уроке, чтобы доставить ребёнку эту радость успеха, чтобы ему интересно было учиться, как повысить мотивацию к учению?

Опираясь на новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, можно четко сформулировать, что  цель современной школы -  не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их не только в учебной деятельности, но и  в различных ситуациях дальнейшей жизни.

За последнее время, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральных  государственных образовательных стандартах второго поколения подчёркивается необходимость создания качественно новой развивающей модели массовой начальной школы.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить

- становление личности младшего школьника

- раскрытие его индивидуальных возможностей

- развитие творческого потенциала.

Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности обучающихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование универсальных учебный действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели "образование-преподавание" пришло "образование-взаимодействие", когда личность ученика становится центром внимания педагога. Помочь обучающимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. А успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у обучающихся познавательных интересов. Именно это, на мой взгляд, и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира. 

2. Условия возникновения опыта

Развитие внутренних сил человека- это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира практикой и желающего реализовать свой внутренний потенциал. Представители многих научных направлений и школ, рассматривающие развитие человека, его личностных, психологических, дидактических и других качеств, подтверждают продуктивность протекания данного процесса в ходе деятельности и общения, подчеркивая при этом, что не любая деятельность обладает развивающей функцией, а та, которая затрагивает потенциальные возможности ученика, вызывает его творческую активность, которая рассматривается как высший уровень познавательной активности, характеризующихся такими качествами, как оригинальность, нешаблонность, самостоятельность.

Вопрос о том, можно ли человека научить проявлять познавательную активность и развивать у него способности к творческой деятельности, окончательно не решен. При знакомстве со многими исследованиями выясняется, что спектр педагогических инноваций слишком широк и не упорядочен. Возникает противоречие между большим числом педагогических инноваций и отсутствием их системы, позволяющей от стихийного внедрения этих педагогических идей перейти к целенаправленному, более эффективному. Выявленные противоречия обусловливают выбор моей темы: «Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики».

3. Актуальность опыта.

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие познавательной деятельности младших школьников - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.

Вопрос о том, можно ли человека научить проявлять познавательную активность и развивать у него способности к творческой деятельности, окончательно не решён. При знакомстве со многими исследованиями выясняется, что спектр педагогических инноваций слишком широк и не упорядочен. Возникает противоречие между большим числом педагогических инноваций и отсутствием их системы, позволяющей от стихийного внедрения этих педагогических идей перейти к целенаправленному, более эффективному пути решения этой проблемы.

Достичь результата в развитии познавательной деятельности младших школьников возможно при соблюдении комплекса требований, в которых заключается сущность опыта и его актуальность.

4. Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для развития познавательного интереса, логического мышления, формирования творческой активности учащихся для совершенствования  учебной деятельности школьников на уроках  математики.

 Поиск различных форм организации учебной деятельности, методов и приёмов обучения, влияющих на развитие самостоятельности учащихся, является одной из основных задач учителя. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес  обучающихся. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на его результат, а это всегда связано со стремлением к достижению цели, с реализацией её, преодолением трудностей. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Но далеко не всё в учебном материале может быть для обучающихся интересно. И тогда выступает источник познавательного интереса – процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, то есть в самом процессе её обучающийся должен находить привлекательные стороны.

5. Диапазон опыта.

Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Диапазон опыта представлен разнообразными видами деятельности: дидактическая игра, задачи повышенной трудности, индивидуальные карточки, нестандартные и логические задания,  самостоятельная работа, что позволяет формировать стойкий познавательный интерес к обучению.

6. Теоретическая база.

Основу данного опыта составили идеи ведущих ученых, педагогов Ш.А.Амонашвили, К.Д.Ушинского и А.А.Окунева.

В контексте своей педагогической теории проблему интереса к учению рассмотрел К.Д.Ушинский. Он психологически обосновал интерес в обучении. Глубокая психологическая основа всей педагогической теории К.Д.Ушинского и проблемы интереса усилили внимание к природосообразному развитию детей. Обострённая критика обучения и воспитания в период общественно - педагогического подъёма привела к идее пристального внимания к внутреннему миру ребёнка на основе его полной свободы.

Ш.А.Амонашвили разрабатывал проблему интереса в обучении шестилеток. Интерес к учению слит со всей жизнедеятельностью младшего школьника: неосторожный поворот метода, однообразие приёма может расшатать интерес, который ещё очень хрупок. Лабораторией экспериментальной диалектики НИИ педагогики Грузии под руководством Ш.А.Амонашвили разработаны психолого-педагогические основы, заложенные в эксперименте по обучению шестилеток, накоплены приёмы стимулирования познавательных интересов детей (преднамеренные «ошибки» учителя, задачи на внимание, сочинительство сказок, задачи на сравнение).

Новый вид и новое содержание требует иных принципов обучения. Так, на иных принципах строится обучение заслуженного учителя РСФСР, лауреата премии Н.К. Крупской ОкуневаА.А. Концептуальные положения педагогической технологии эффективных уроков (А.А.Окунев) основываются на том, что:

  • движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые вы ставите перед учениками, и их знаниями, умениями;
  • принцип интереса - новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка;
  • хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия:
  1. теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться - по способностям;
  2. принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;
  3. принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;
  4. принцип сознательности: ребенок должен осознать этапы изучения темы, чтобы установить причинно-следственную связь между этими этапами;
  5. установка не на запоминание, а на осмысление предложенного материала;
  6. принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;
  7. мышление должно главенствовать над памятью.

Дидактическая игра – приём активизации обучающихся. Она имеет определённую структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру, как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1. дидактическая задача;

2. игровая задача;

3. игровые действия;

4. правила игры;

5. результат (подведение итогов).

При проведении игр сохраняются все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.    

Основные функции дидактических игр:

1) формирование устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;

2) формирование психических новообразований;

3) формирование общих учебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

4) формирование навыков самоконтроля и самооценки;

5) формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

   Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога.

   Основные условия проведения дидактической игры:

1) наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр;

2)   выразительность проведения игры;

3)   необходимость включения педагога в игру.

 Исследования показали, что развитие логического мышления у детей в период обучения в начальных классах включает в себя два этапа.

     На первом из них, обычно это происходит в возрасте 6-8 лет, формируются элементарные приёмы логического мышления. Они связаны с оперированием лишь одним суждением в целях раскрытия в нём знания, содержащегося в неявном виде.

     На втором этапе - возраст 8-10 лет - формируются логические умения, связанные с оперированием уже двумя суждениями. Это позволяет сделать полные умозаключения, где новое содержание выводится из данных суждений.

    Каждое логическое математическое задание содержит некоторый математический «секрет». Найти его - основная задача решающего. Для этого нужно выявить закономерность (правило), по которой составлена первая часть задачи, так называемое условие задачи, и, применяя метод аналогии, решить вторую часть задачи.

     Ученику понадобятся не только знания, но и такие общие умения, как умения наблюдать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном задания носят творческий характер и способствуют развитию интереса к математике, запоминанию интересных математических закономерностей, созданию ситуаций, способствующих лучшему усвоению программного материала.

7. Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в создании условий для решения  проблемы развития познавательной деятельности учащихся на уроке математики через использование разнообразных форм, методов и приемов обучения, нацеленных на развитие познавательных способностей младших школьников.

Младший школьный возраст  - это период впитывания, накопления знаний. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях индивидуального развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как любознательного, активно и заинтересованно познающего мир.

Младший школьный возраст является сенситивным для:

  • формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
  • развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
  • раскрытия познавательных способностей.

II. Технология опыта

Цель: создать условия для развития познавательной деятельности обучающихся через использование активных форм, методов и приёмов обучения.

На основе сформулированной цели, были определены задачи:

  • изучить методическую литературу по использованию в работе активных форм, методов и приёмов обучения;
  • организовать опытно-экспериментальную работу по данной теме через урок,  внеклассную работу по предмету;
  • повысить интерес к предмету «Математика»;
  • развить основные познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение, восприятие).

Развитие одного ребёнка во многом отличается от развития другого. Поэтому учитель  применяет в обучении различные приёмы и методы. Одним из ведущих методов являются развивающие методы обучения (приёмы сравнения, классификации, анализа и синтеза, обобщения).

Так например, при изучении темы «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» в 1 классе проблемные методы  включаются в самом начале урока или при актуализации ранее изученного. Тогда обучающиеся активно работают на уроке, стараются найти разгадку, ответ.

Занятия, на которых  используются проблемные, исследовательские или объяснительно-иллюстративные методы воспитывают у обучающихся самостоятельность, настойчивость, интерес к предмету и волю к выполнению заданий.  

 Использование приёмов активизации познавательной деятельности (наглядность, дидактические игры, логические задачи, упражнения на сравнение и обобщение, самостоятельные работы) при изучении раздела «Числа от 1 до 100. Нумерация» во 2 классе делают учение интересным, ярким и увлекательным.

Метод и приём могут меняться местами, но независимо от этого, включаются в структуру урока. В результате у обучающихся формируется интерес к учебному процессу, повышается активность, что имеет немаловажное значение в работе.

 Обучение обогащает ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формирует познавательные интересы и способности, если  изменяются способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей (особенно в начальный период), в частности, дидактические игры активно применяются на уроках в 1 классе при изучении разделов: «Подготовка к изучению чисел», «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание», «Числа от 11 до 20».

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.  Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», - писал В.А.Сухомлинский.

 Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто верней?», «Кто быстрей?» «Отвечай сразу»,  «Из каких материалов предметы в твоем портфеле?», « Теремок», «Не скажу», «Полёт в космос».

Дидактическая игра - это игра только для ребёнка. Для взрослого она является способом обучения.

Цель дидактической игры и игровых приемов обучения - облегчить переход к учебной задаче, сделать его постепенным.

1. «Из каких материалов предметы в твоём портфеле?».

       Цель: закрепить умения различать предметы по материалу, из которого они сделаны; развивать интерес, память.

      Играющие получают жетоны разных цветов и уславливаются, что коричневый цвет означает дерево, серый – металл, белый – бумагу, красный – пластмассу. Рассматривая находящиеся в портфеле вещи, каждый должен отложить столько жетонов нужного цвета, сколько предметов находится в портфеле каждого ученика.

 2. При закреплении с учащимися знаний таблицы умножения часто используется игра «Теремок».

         Цель: закрепление знаний таблицы умножения.  

         На доске висит таблица, на которой изображён теремок. Окошечки в нём закрыты карточками с примерами. Если ребёнок правильно решит пример, то окошечко открывается и дети видят, кто в теремке живёт.

      Данную игру можно использовать и при сложении и вычитании в пределах 10, на знание состава чисел. В зависимости от цели игры её можно использовать с 1-го по 4-й класс.

 3. Для этих же целей используется игра «Не скажу».

      Цель: Закрепление знаний таблицы деления на 6.

      Учащиеся по указанию учителя считают от 30 до 60 по одному, но вместо чисел, которые делятся, например, на 6, они произносят «Не скажу». Эти числа записываются на доске. Появляется запись: 30, 36, 42, 48, 54, 60. Затем с каждым из записанных чисел учащиеся называют примеры.

4. Игра «Полёт в космос». 

     Цель: научить сознательному и прочному усвоению таблиц сложения и вычитания.     

     Учитель сообщает, что Пин и Биби (Смешарики) изобрели новую ракету и пригласили вас совершить с ними увлекательное путешествие. Да вот беда. Ракета не может вместить всех желающих. Давайте разделим класс на две команды и выберем капитанов. Даётся сигнал, и капитаны начинают соревнование. Решив пример, капитаны передают мел следующему игроку команды. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок решит примеры. Она и отправляется в космический полёт.

Также привлекают детей игры – путешествия:  « В цирке», «Плывём к Робинзону Крузо».

Игры - путешествия.

  1. «В цирке»

    Цель: закрепление знаний табличных случаев сложения и вычитания с переходом через десяток.

    У каждого ученика на столе билет в цирк.

 1-ый ряд - билеты зелёного цвета с ответом 11.

 2-ой ряд - билеты голубого цвета с ответом 12.

 3-ий ряд – билеты жёлтого цвета с ответом 13.

Учитель сообщает, что дети приглашены в цирк, рассаживает ребят. Первой на сцену выходит зебра.

          Вспоминаем с детьми о пешеходной дорожке - зебре. Зебра предлагает перейти дорогу, но для этого нужно решить примеры. На сцене появляется медведь, нужно помочь пройти мишке по лабиринту. Дети решают примеры и стрелками указывают путь.

            Следующее выступление слонёнка, который хочет подружиться с детворой, если они справятся с его заданием. На арену выходит тюлень - жонглёр, который проверит, какие вы ловкие. Последним появляется клоун и задает 2 вопроса:

1)     Определите, сколько мне лет. А мне столько, сколько изображено на рисунке, только без последнего знака. Сколько же мне лет?

2)     Масса моей дрессированной собачки, когда она стоит на двух задних лапках, 3 кг. Какова её масса, если она стоит на четырёх лапках?

-  Молодцы, ребята! Артисты цирка прощаются с вами.

  2.  «Плывём к Робинзону Крузо»

    Цель: закрепление вычислительных умений и навыков сложения и вычитания в пределах 100 (устные вычисления).

В путешествие отправятся только смелые, дружные, сообразительные и находчивые математики. Для этого нужно  выполнить 3 задания.

1.     Определи лишнее число.  

15, 18, 20, 3, 45, 37. ( 3 – однозначное)

Увеличьте однозначное число на десяток. На вопрос учителя : «Как получить из однозначного числа двузначное?», дети отвечают : «Прибавить десяток»

2.     Игра « Ночь – день!»  

Учитель тихо произносит слово «Ночь» - дети закрывают глаза и кладут головы на парты. Предлагаются задания: «15 – это 9 и…..» Дети думают. Затем учитель говорит : «День!» - дети просыпаются и отвечают.

3.     Назови ответ.   Примеры вида 70 – 3, 80 – 2, 60 + 12, 80 +19.

Дети первого ряда отвечают, как можно получить число 11, второго – 12, третьего – 13.

Корабль отправляется в путь. Подходит к острову попугаев, где их встречает говорящий попугай Гоша. Он интересуется, могут ли дети расставить в приведенных примерах нужные знаки:

36 * 4 * * = 32               72 * 6 * 40 = 38                     63 * 7 * 23 = 93

Гоша хвалит детей и прощается с ними.  Дети продолжают путь и перед ними – остров обезьян, где хозяйка острова для путешественников приготовила 2 хитрых примера:

74 – 50 = 16           70 – 54 = 24

Ответив на вопросы, дети плывут на остров слонов.  

Там ждёт их маленький слонёнок, который учится в школе зверей и не может справиться с домашним заданием. Он просит объяснить, как выполнить задание.

     80 – 43,  96 – 50, 60 – 15, 73 – 40.

 В благодарность получают от слонёнка ананасы и бананы. (Всё имитируется.) Продолжают путь и оказываются на необитаемом острове.   Корабль захватывают дикари, которые хотят потопить корабль, если дети не дадут правильный ответ.

  43 + 7, 81 -  5, 68 + 6, 54 – 9, 76 + 5, 82 – 7.

Дети отвечают, ответ найден. Все свободны. Но вот напасть, кто-то из дикарей успел пробить корабль. Дети ищут пробоины.

64 + 3 – 30 = 37, 7 + 53 – 9 = 41, 72 – 30 + 9 = 41, 58 + 7 – 20 = 45,

86 – 60 + 4 = 18, 48 + 5 – 10 = 43.

     Пробоины найдены. Ответы исправлены. Появляется Робинзон Крузо и говорит: «Как вы повзрослели! И, наверное, стали ещё сообразительнее. А ну-ка я проверю. Лестница состоит из 11 ступенек. На какую лестницу надо встать, чтобы быть посередине?». Он хвалит детей за ответ.

В играх - путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, познавательная деятельность расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. Дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания. «Хорошая игра похожа на хорошую работу», - писал А.С. Макаренко.

       В 3-4 классах для формирования познавательного интереса на уроках по следующим темам: «Сложение и вычитание чисел», «Табличные случаи умножения», «Виды треугольников», «Письменное умножение на однозначное число»  разновидностью математических игр, задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», например, в игре «Вычислительная машина».

Логические игры

 Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагают в качестве исходных.

1. «Вычислительная машина» предполагает логику действий (только одно свойство).

       Цель: Закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывать её.

      Для игры необходимо изготовить набор геометрических фигур. В него входят четыре фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) четырёх цветов, например, красного, синего, жёлтого, белого, маленького размера. В этот же набор включается такое же количество перечисленных фигур указанных цветов, но больших по размеру. Таким  образом, для игры (на одного участника) необходимо 16 маленьких геометрических фигур четырёх видов и четырёх цветов и столько же больших.

     Ход игры:  у двоих играющих по полному набору фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить рядом фигуру, отличающуюся от неё только по одному признаку. Так, если первый положил на стол жёлтый большой треугольник, то второй кладёт жёлтый большой квадрат и. т. д. Неправильным считается ход, если второй играющий положит фигуру, не отличающуюся от первой или отличающуюся от неё более чем на один признак. Игра строится по типу домино. По ходу игры требуется быстрая ориентировка играющих в цвете, форме, размере фигур, отсюда и воздействие на развитие логики, обоснованности мышления и действий.

             Задания повышенной трудности.

    Задания повышенной трудности предлагаются для решения на каждом уроке, начиная с 1 класса, и способствуют развитию внимания, памяти и мышления. Эти задания помогают внести в учебный процесс элемент занимательности, игры и вызвать у детей интерес к предмету [8,50].

         Среди широко известных логических задач можно выделить несколько классов задач, которые решаются с помощью определенных приёмов (Приложение 3):

     1) задачи на соответствие и исключение неверных вариантов;

     2) задачи на упорядочивание множеств;

     3) турнирные задачи;

     4) числовые ребусы;

     5) задачи о лгунах;

     6) игровые логические задачи;

     7) игры мудрецов.

Тестовые задания.

Среди методов обучения следует отметить тесты, которые максимально содействуют развитию математического мышления обучающихся, т.е. выполняют развивающую функцию. Применение тестов на уроках математики обеспечивает не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном процессе, выявляет факт усвоения знаний, что необходимо для получения реальной картины того, что уже сделано в ходе учебного процесса и что предстоит сделать [6,48]. Прежде чем применять тесты на уроке, определяется  цель изучения данной темы и конкретного урока.  Ученики должны усвоить данный учебный материал: только узнавать, различать, что к чему (1-й уровень), или выполнять какие-то задания, что-то определять, доказывать, то есть действовать в известной им стандартной ситуации (2-й уровень), а может быть, выводить своих учеников на уровень эвристической деятельности, учить умению действовать в нестандартной для них ситуации (3-й уровень). Затем составляется шкала оценок в соответствии с которой оцениваются работы учеников. В заключение результаты тестирования анализируются, делается вывод, проектируется дальнейший учебный процесс.

Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение, поэтому работа над формированием познавательной активности учащихся продолжается и во внеурочное время. Для решения сложных учебных задач педагог использует разнообразные формы, методы и приемы обучения. В том числе игру. Лёгкость и непринуждённость, возникающая в процессе игры, ведут к успешному выполнению дидактических задач, поставленных педагогом. Между педагогом и детьми возникает атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания при организации и проведении внеклассных мероприятий, например: классного часа по теме «Математика – царица наук», праздника «И прекрасна,  и сильна математики страна!», викторины «Волшебный мир математики», заседания клуба «Юный математик».

     Познавательные задания ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе. Отсюда – стремление быть первым, быстрым, находчивым. У детей развивается чувство ответственности, коллективности, воспитывается дисциплина, воля, характер.

III. Результативность опыта

При изучении проблемы развития познавательной деятельности младших школьников на уроках математики детям было предложено выполнить проверочную работу с целью  выявления уровня познавательной активности школьников. Результаты оценивались по критериям А.К.Марковой, А.Г.Лидерс, Е.А.Яковлевой, которые определяют уровень активности следующим образом:

         

Обработав данные, полученные при проведении проверочной работы, были выявлены следующие результаты: из 24 обучающихся 10 имеют высокий уровень, 9 - средний, 5 – низкий. На диаграмме данные выглядят так:

Диаграмма 1.

Далее был проведён формирующий эксперимент.

 Цель формирующего эксперимента: создать условия для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

 Для достижения этой цели в 3 «Б» классе были созданы условия, соответствующие теоретическим положениям: использование групповых форм работы на уроке; проведение нестандартных уроков; использование индивидуальных карточек с заданиями; включение в уроки заданий с элементами игры; создание состязательной мотивации.

Формирующий эксперимент продолжался три недели.

    «Устный счет». При использовании на этом этапе дидактических игр, задач  в стихах, заданий в занимательной форме было установлено, что количество отвечающих детей значительно возрастает.

                                                                                                             Диаграмма 2.

Таким образом, интерес к уроку математики, познавательная активность школьников возрастает с применением нешаблонных заданий, игровых ситуаций.

     На этапе закрепления при применении индивидуальных карточек, активность детей также была высокой.

Диаграмма 3.

 

Можно сделать вывод, что при использовании индивидуальных карточек с занимательным материалом на уроке количество активных учащихся возрастает, так как каждый ученик уверен, что за работу он получит  оценку.

Проблема развития ученика является одной из сложнейших задач в педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Критерием деятельности является конечный результат: либо дать ученику лишь набор по предмету, либо сформировать личность, готовую к творческой деятельности.

Совершенствование процесса обучения определяется стремлением развивать познавательную деятельность учащихся. Суть данного развития младшего школьника заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания». 

Большая роль в отборе средств, методов и приемов работы на уроке отводится учителю. Успех дела зависит здесь во многом от того, насколько глубоко проникает учитель в специфику учебного материала, насколько умело ставит учебные познавательные задачи, учитывая при этом уровень общей и математической подготовки учащихся, их личностные качества и прогнозируя результаты использования того или иного средства, метода или приема.

Выбирая средства, методы и приемы обучения, необходимо помнить, что нельзя их универсализировать. Ни одно из средств, ни один из методов, взятых изолированно, не смогут обеспечить достижения целей обучения.

IV. Библиографический список

  1. Анцибор М.М., Активные формы и методы обучения. – Тула, 2002, с.112.
  2. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.- М., Просвещение, 1985, с.218.
  3. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие / В.М. Букатов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2005, с. 124.
  4. Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа. 2006. - № 4. - с.63-68.
  5. Дрозд В.Л., Урбан М.А. От маленьких проблем - к большим открытиям // Начальная школа. - 2005. - № 5. - С.37.
  6. Лизинский В.М., Приемы и формы в учебной деятельности. -  М., 2004, с. 74.
  7. Орлов А.А., Основы профессионально-педагогической деятельности. -  М., 2004, с. 164.
  8. Орлик Е.Н. Тексты, развивающие логику и мышление. - М.: Грамотей, 2003. - с.48-56.
  9.  Смирнов С.А., Педагогика. Теории, системы, технологии. - М., 2006, с. 246.
  10.  Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988, с.38-48.
  11.  Фридман Б.М., Кулагина А.В. Психологический справочник учителя.- М., Просвещение, 1991, с.148.

V. Рецензия

на материалы целостного описания актуального опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики" учителя начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Татановская средняя общеобразовательная школа" Самохиной Эльвиры Васильевны.

Данный опыт обобщен самим учителем, представлен руководителем МАОУ "Татановская СОШ" Илларионовой О.П.  

Актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики. При помощи специальной системы творческих задач у школьников должен появляться интерес не только к знаниям, но и к способам их приобретения. В начальных классах познавательный интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.

Предметом интереса выделено самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которого способствует познавательный интерес.

Данный педагогический опыт соответствует задачам региональной и федеральной политики в области образования. Педагогом  апробированы конспекты занятий, мероприятий, цель которых – разработать систему творческих заданий формирующих  познавательный  интерес  учащихся  младшего школьного возраста на уроках математики и во внеурочной деятельности. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для развития познавательного интереса, логического мышления, формирования творческой активности учащихся для совершенствования  учебной деятельности школьников на уроках  математики.

К опыту представлены материалы  приложений, которые в полной мере отражают специфику проводимой работы, помогают оценить практическую значимость опыта.

Разработки уроков математики, внеклассных мероприятий имеют практическую ценность для учителей, т.к. могут применяться на уроках и во внеклассной деятельности не только в  начальных классах, но и в среднем звене любого образовательного учреждения.

Опыт работы Самохиной Э.В. целесообразно внести в районный банк данных актуального педагогического опыта.

Рецензенты:

Заместитель директора  по НМР:                                 /Попова О.Е./

Методист:                                                                       /Студнева О.А./


VI. Приложения

Приложение №1  

Конспект урока математики в 3 классе

Тема: Арифметические действия над числами. Мотивация к изучению темы «Доли».

Цели: 1. Создать мотивацию к знакомству с понятием «доля числа».

            2. Использовать набор задач третьего «путешествия» для самоанализа и создания проблемной ситуации к изучению материалов третьего модуля.

            3. Развивать представления о возможности решения «жизненных» задач средствами предмета «Математика».

            4. Развивать умение решать текстовые задачи изученных видов: задачи на нахождение четвёртой пропорциональной величины через отношение заданных величин.

            5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.

Символы:

Н

П

М

      Этапы урока

                                                Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I. Актуализация знаний.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Индивидуальная работа.

4. Фронтальная работа.

Организация диалога «ученик – ученики».

На доске числа:   48 ,   36,   24,   60,    12,   15,   72

- Что можно сделать с этими числами?

- Придумайте задание для одноклассников и оцените ответ.

(Можно попарно сравнить числа, назвать их в порядке возрастания (убывания), найти закономерность в полученном ряде чисел; выбрав любое число, назвать его разрядный состав и составить 4 равенства на сложение и вычитание, увеличить (уменьшить) числа в несколько раз.

Познавательные УУД

Развиваем умения:          

1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

 2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

II. Формулирование темы и целей урока.

- Наш учебник – необычный. Предлагаемые задания показывают нам, как важна математика в жизни.

Наше следующее путешествие называется «День рождения».

А разве на дне рождения нужна математика?

- Прочитайте вступительный текст.

- Как вы думаете, чему мы будем учиться в следующем разделе математики?

3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

4  - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.

III.  Создание проблемной ситуации.

2   4   5    2

Фронтальная работа.

- Давайте познакомимся со всеми задачами разворота. Прочитайте все предлагаемые задачи.

- Знакомы ли вам такие задачи? Решали мы похожие задачи?

Задача № 1, с. 74.

- Прочитайте задачу.

- Какие числовые данные вы нашли?

- Как взаимосвязаны эти величины?

- Какая величина в похожих задачах помогала нам ответить на вопрос задачи?

- Можно ли в этой задаче найти норму (долю) какао для приготовления 1 литра шоколадного коктейля? (Нет).

- А можно ли определить количество шоколадного коктейля, которое можно приготовить из одной пачки какао? (Да).

- Составьте план решения задачи.

- Решите задачу по плану.

(6 : 2 = 3(л.) – из одной пачки какао;

3 ∙ 3 = 9 (л.) – из 3-х пачек какао;)

Проверка решения  индивидуальная либо у доски по алгоритму самооценки.

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

– Что вам нужно было сделать в задании?

– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

-- Какого уровня сложности было задание?

-- Оцените свою работу.

- Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?

Задача № 2, с. 74.

- Прочитайте задачу.

- Какие числовые данные вы нашли?

- Как взаимосвязаны эти величины?

- Какие данные возьмём из первой задачи?

- Составьте план решения задачи.

- Решите задачу по плану.

(Один из вариантов решения: 1). 2 ∙ 15 = 30 (л.)- нужно для 15 гостей;  2). 30 : 3 = 10 (п.) – понадобится какао;)

Проверка решения  индивидуальная либо у доски по алгоритму самооценки.

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

– Что вам нужно было сделать в задании?

– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

-- Какого уровня сложности было задание?

-- Оцените свою работу.

- Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?

Задача № 3, с. 74.

- Прочитайте задачу.

- Какие числовые данные вы нашли?

- Какая величина вызвала затруднение?

- Как вы думаете, чему надо научиться?

- Прочитайте текст на странице 75. Какие герои будут предлагать нам свои задания? Где вы с ними встречались?

5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений.

6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую:

 - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту.

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:          

1 – самостоятельно формули-ровать цели урока после

предварительного обсуждения;

2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

3 – составлять план решения отдельной учебной задачи

совместно с классом;

4 – работая по плану, сверять

свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;

ТОУУ

5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД

Развиваем умения:          

1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

ТОУУ

3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить

свою точку зрения;

4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить

вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя;

отделять новое от известного;

выделять главное; составлять план;

IV. Выбираем задания и тренируемся.

5  2   3  3

- Какие задачи можно ещё выбрать для решения на уроке или дома?

Задания № 7, 9, 10.

Задание № 9.

Комментарий:

Ясно, что если из начального числа вычесть число, у которого

обе цифры равны между собой и равны числу единиц начального числа, то получится 20. А при вычитании числа, указанного в условии, нужно вычесть ещё 2 (ведь число единиц у него на 2 больше числа десятков). В итоге получится 18. Если полученную разность разделить на 9, то получится 2.

(Например, 31 и 13;     31 – 13 = 18;  18 : 9 = 2)

Ответ: 2.

5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные результаты:

1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

V. Итог урока.

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Какие  задачи решали?

- Чему научились?

- Всё ли получалось?

- Над чем ещё надо поработать?

- Чем будем заниматься в новом разделе?

2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

VI. Возможное

домашнее задание.

Возможное домашнее задание можно предложить из дидактического материала. Задание № 1, с. 90, задачи № 6, 7, 8 с, 16 – на выбор.

           Приложение № 2

Конспект урока математики в 3 классе

Тема:  Сутки

Цели: 1. Закреплять представления о понятии «доля».

            2. Продолжать учиться читать и записывать доли.

            3. Познакомиться с новой единицей измерения времени: сутки.

            4. Продолжать подробно рассматривать задания на нахождение доли от числа, числа по его доле.  

            5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.

Символы:

Н

П

М

      Этапы урока

                                                Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I. Актуализация знаний.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Индивидуальная работа.

  • Найдите значения выражений удобным для вас способом.

13 ∙ 3 + 19 ∙ 3        13 ∙ 4 + 12 ∙ 4

16 ∙ 5 – 14 ∙ 5        28 ∙ 2 + 17 ∙ 2

  • Вычислите.

91 : 7     ( 39 + 29) : 4

80 : 5      63 : ( 3 ∙ 7)    

64 : 4     ( 90 – 5) : 5

  • Составьте задачи п о краткой записи и решите их.

1).     7 ящ. – 49 кг           2).       2 букета – 30 гвоздик

         ? ящ. -  70 кг                           ? б.     -   90 гвоздик

Познавательные УУД

Развиваем умения:          

1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

II. Сообщение нового (узнаём…).

4   6

Фронтальная работа.

1. Пользуясь моделью часов, покажите время:

      4 часа 45 минут                    7 часов  20 минут

    «Без четверти  девять»,         «четверть второго»,  

    «Половина двенадцатого»,   «половина после семи».

6   2   3  

2. Работа в парах.

Задание № 1, с. 92

- О каком времени идёт речь?

- Что вы знаете о сутках?

3. Работа с текстом в оранжевой рамке.

- Как вы поняли, что можно назвать сутками?

- Какое время показывали часы Вени?

- Как по-другому можно назвать время, когда обе стрелки стоят

 на 12? На 9? На 3?  На 6?

- Во сколько вы ложитесь спать?

- Как можно ещё назвать это время?

- Во сколько времени вы встаёте?

- Можно ли это время назвать по-другому?

4 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.

5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений.

 6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую:

 - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту.

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:          

1 – самостоятельно формули-ровать цели урока после

предварительного обсуждения;

2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

3 – составлять план решения отдельной учебной задачи

совместно с классом;

III. Первичное закрепление (применяем…).

6   2   3  

Работа в парах.

1. Задания № 2, 3, с. 93

4 – работая по плану, сверять

свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;

IV. Выбираем задания и тренируемся.

6   2   3   5

Работа в парах.

1. Задача № 4а, с. 93

(Для решения данной задачи можно использовать диск 1С/ «Игры и задачи. 1-4 кл.» Математика. Вычисления в различных ситуациях. Работа с числами в пределах 100. Решение задач. Решение задач на единицы времени.)

2. Задача № 4б, с. 93

- Прочитайте задачу.

- Подумайте, как записать решение этой задачи?

- В какое время суток причалил теплоход?

3. Задание № 5, с. 93

Проверка решения парами по алгоритму самооценки.

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

– Что вам нужно было сделать в задании?

– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

-- Какого уровня сложности было задание?

-- Оцените свою работу.

- Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?

4. Задание № 6, с. 93

- Прочитайте задание и подумайте, как определить каждую закрашенную часть времени, в которую Алиса была чем-то занята?

- Какому занятию Алиса посвятила больше всего времени? А меньше всего времени? Почему?

5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД

Развиваем умения:          

1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

ТОУУ

2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить

свою точку зрения;

4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить

вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя;

отделять новое от известного;

5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

V. Итог урока.

- Что нового вы узнали  сегодня на уроке?

- Чему научились?

 - Какие  задачи решали?

- Всё ли получалось?

- Над чем ещё надо поработать?

Личностные результаты:

1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

VI.  Возможное

домашнее задание.

Задача № 4в, с. 93 Выбор заданий из дидактического материала.

2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.


Приложение №3

Логические задачи

Одна из важнейших задач - развитие у школьников логического мышления. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определённым правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала.

1. Задача на соответствие и исключение неверных вариантов.

       Беседуют трое: Белокуров, Чернов и Рыжиков. Брюнет сказал Белокурову: «Любопытно, что один из нас русый, другой – брюнет, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии». Какой цвет волос имеет каждый из беседующих?

       Для решения задачи воспользуемся таблицей.

      По условию задачи Белокуров не русый, Чернов не брюнет, и Рыжиков не рыжий. Это позволяет поставить знак « - » в соответствующих клетках. Кроме того, по условию Белокуров не брюнет, и, значит, в клетке на пересечении строки «Белокуров» и столбца «Чёрный» также можно поставить знак « - ».

      Цвет волос

 

Фамилия

 

 

Рыжий

 

Чёрный

 

Русый

Белокуров

+

---

---

Чернов

---

---

+

Рыжиков

---

+

 

    Из таблицы следует, что Белокуров может быть только рыжим. Поставим знак плюс в клетке. Отсюда видно, что Чернов не рыжий. Обозначим это знаком минус в таблице. Теперь ясно, что Чернов может быть только русым, А Рыжов – брюнетом.

    Использование таблицы помогло наглядно оформить решение задачи.

2. Задача на упорядочивание множеств.

     На улице, став в кружок, беседуют четыре девочки: Аня, Валя, Галя и Надя.

1)     Девочка в зелёном платье (не Аня и не Валя) стоит между девочкой в голубом и Надей.

2)     Девочка в белом платье стоит между девочкой в розовом платье и Валей.

   Какого цвета платье у каждой девочки?

   Будем обозначать места расположения девочек в кружке овалами, занумеровав их по часовой стрелке. Это по условию 1 задачи не Аня, не Валя и не Надя. Значит, в зелёном платье Галя. Но по тому же условию задачи Галя стоит между девочкой  в голубом платье и Надей. Не нарушая общности задачи, будем считать, что в овале 4 находится девочка в голубом платье, а в овале 2 стоит Надя.

   Используем условие 2. Предположим, что в овале 2 девочка в белом (это Надя), но тогда в овале 1 должна быть либо Валя, либо девочка в розовом платье, что противоречит уже доказанному. Значит, девочка в белом платье стоит в овале 3. При этом девочкой в голубом платье должна быть Валя, а Надя должна быть в розовом платье. Теперь ясно, что Аня в белом платье.

 3. Турнирные задачи.

В финале школьной математической олимпиады участвовали три команды: «Альфа», «Бета» и  «Гамма».

Каждая команда должна была составить пять задач и дать их  решать своим соперникам.

     При подведении итогов выяснилось, что команда «Альфа» смогла решить только одну из трёх задач, предложенных командой  «Гамма», и две задачи,   предложенных командой «Альфа».

      «Гамма» нашла решение всех пяти задач «Альфы», но не смогла решить ни одной задачи «Беты».

Общее место присуждалось по итогам двух конкурсов:

1)  на сложность ( трудность) составлении задачи;

2)  на умение решать задачи.

      За первое место в каждом конкурсе присуждалось 2 балла, за второе –

1 балл; третье место не оценивалось.

      Определите, сколько баллов получила каждая команда в обоих конкурсах и каково итоговое распределение мест.

   Воспользуемся таблицей.

Команда

Альфа

Бета

Гамма

Альфа

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\              

1

4

Бета

2

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

3

Гамма

5

0

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

  Из этой таблицы видно, что каждая из трёх команд решила по пять задач, предложенных ей двумя другими командами. Поэтому во втором конкурсе (на умение решать задачи) всем командам следует присудить одинаковое количество баллов (ноль, один или два).

        Задачи, составленные командой «Бета», были самые трудные. Команда «Альфа» решила одну из них, а команда «Гамма» ни одной. Значит, первое место в конкурсе на сложность составления задачи нужно присудить команде «Бета». Задачи команд «Альфа» и «Гамма» оказались одинаковой трудности. Команды – противники решили их по 7. Поэтому второе место следует разделить между командами «Альфа» и «Гамма».

       Итоговое распределение мест:

        1–е  место – команде «Бета».

        2-е  и 3-е места разделили между собой команды «Альфа» и «Гамма».

4. Числовые ребусы.

Х  * * 7

           *  

     * * 6

           Так как произведение множителя на число 7 в числе единиц имеет 6, то множитель равен 8.

Х  * * 7

           8  

     * * 6

          Так как произведение трёхзначного числа на 8 дает трёхзначное число, то число сотен множимого равно 1.

    Х  1 * 7

               *  

         * * 6

Покажем, что число десятков множимого равно 1.

 Х  1 1 7

            8  

       9 3 6

В самом деле, если бы число десятков множимого было бы больше 1, например 2, то произведение множимого на 8 давало бы четырёхзначное число. Значит, пример расшифровывается так.

5. Задачи о лгунах.

    Четверо мальчиков: Алёша, Ваня, Боря и Гриша – соревновались в беге. После соревнования каждого из них спросили, какое место он занял. Ребята дали следующие ответы:

    Алёша: «Я не был ни первым, ни последним».

    Боря: «Я не был первым».

    Ваня: «Я был первым»

    Гриша: «Я был последним»

   Три из этих ответов правильны, а один нет. Кто сказал правду? Кто был первым?

    Для решения задачи необходимо установить неверный ответ.

    Предположим, что неправду сказал Алёша. Считая, что Алёша сказал неправду, можно утверждать, что он был или первым, или последним. Но тогда неправду сказал еще один из мальчиков (Ваня или Гриша), а это противоречит условию задачи, согласно которому неверный ответ был один.

     Предположим, что неправду сказал Боря. Это значит, что Боря был первым. Но то же самое утверждает Ваня, и мы вновь пришли к противоречию.

     Предположим, что неправду сказал Ваня. Тогда Ваня не был первым. Но Алёша, Боря и Гриша утверждают, что и они не на первом месте. Значит,  кто-то из них говорит неправду, и мы вновь пришли к противоречию.

    Полученные ранее противоречия приводят к тому, что Гриша дал неверный ответ. Поэтому правильные ответы дали Алёша, Боря и Ваня. Первым был Ваня.

6. Игровые логические задачи.

      Двое играют в такую игру. Имеется кучка камней. Двое играющих (начинающий и его противник) по очереди берут по своему усмотрению один, два или три камня. Проигрывает тот, кто возьмёт последний камень.

     В кучке 6 камней. Как должен играть начинающий, чтобы выиграть? Как должен играть противник, если начинающий в одном из своих ходов допустит ошибку? Как меняется план игры, если в кучке 7 или 8 камней?

         Пусть в кучке 6 камней. Расположим их в ряд, выделив первый и последний камни, а в середину группу из 4 камней.

 Рассмотрим различные варианты игры.

     Если начинающий возьмёт 3 камня, то противник - 2 и выиграет, так как начинающему остается 1 камень и, взяв его, начинающий проигрывает.

     Если начинающий возьмет 2 камня, то противник возьмёт – 3 и вновь выигрывает.

     Если начинающий возьмёт 1 камень, то при любом ходе противника начинающий выигрывает. Действительно, при любом ходе противника, который возьмёт из выделенной  четвёрки камни один, два или три, начинающий возьмёт оставшиеся, и противнику остаётся единственный камень.

     Начинающий выигрывает, если он своим первым ходом возьмёт один камень, а после первого хода противника возьмёт столько камней, что сумма камней, взятых его вторым ходом и первым ходом противника, равняется 4.

     Если в кучке 7 камней, то для выигрыша начинающему своим первым ходом следует взять 2 камня, а если в кучке 7 камней, то для выигрыша начинающему своим первым ходом следует взять 3 камня.

7. Игры мудрецов.

     Собрался Иван-царевич на бой со Змеем Горынычем, трёхглавым и трёххвостым. «Вот тебе меч-кладенец, - говорит ему Баба Яга. - Одним ударом ты можешь срубить либо одну, либо две головы, либо один хвост, либо два хвоста. Запомни: срубишь голову – новая вырастет, срубишь хвост – два новых вырастут, срубишь два хвоста- голова вырастет, срубишь две головы – ничего  не вырастет.»

    За сколько ударов Иван-царевич может срубить Змею все головы и хвосты?

   Условно обозначим головы – Г, а хвосты – Х.

   Так как по условию задачи только рубка двух голов одновременно приводит к их полной ликвидации, то нужно иметь чётное число голов.

   Рубка двух голов (из трех имеющихся) приводит к появлению одной головы. Это позволяет в последующем двумя ударами уничтожить четыре головы змея.

   При этом останется один хвост. Тремя ударами этот хвост можно превратить в две головы и, наконец, последним ударом нужно уничтожить две головы.

   Таким образом, все головы и хвосты можно срубить змею, сделав 9 ударов.

 Приложение № 4

 Презентация «Пересечение множеств» (см. диск).

Приложение № 5

Презентация «Деление» (см. диск).

Приложение № 6

 Викторина "Птицы – наши друзья и соседи" (см. диск).

Приложение № 7

 Фото с уроков математики (см. диск).