Скоро в школу

Макеева Юлия Александровна

     Для того, чтобы узнать ЧТО переживает ребенок при "превращении" из дошкольника в ученика первого класса, и КАК помочь ему и себе более комфортно пережить это время и успешно подготовиться к школе, Вы можете узнать на этой страничке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кризис 7 лет

Переход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту сопровождается кризисом 7 лет. Это весьма позитивный момент и вообще родителям стоит радоваться тому, что ребенок входит в эту фазу: кризис—свидетельство роста, позитивных перемен. Следует помнить, что это нормальный период развития, т.е. не нужно в этот момент с ребенком вести ответную борьбу, как-то его воспитывать, пытаться подтянуть его внезапно регрессировавшее развитие. В период кризиса ребенку плохо и больше он нуждается в поддержке, чем в воспитании или сдерживании.


Основные симптомы кризиса 7 лет:

  1. Ребенок утрачивает детскую непосредственность и импульсивность.Наивность и непосредственность поведения ребенка до кризиса означают, что ребенок внешне такой же, как и внутри. Потеря непосредственности означает привнесение в наши действия интеллектуального момента. Если раньше малыш кидался в свои дела не задумываясь, то теперь он начинает задумываться о том, "что будет, если...", и заранее оценивать последствия своих поступков.
  2. Манерничание. Душа ребенка становится закрытой, и он начинает играть роль, чего-то из себя изображая и что-то при этом скрывая. Ребенок может начать скрывать что-то, хитрить, лукавить, манерничать.
  3. Симптом «горькой конфеты». Когда ребенку плохо, он начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать их другим. В этот промежуток времени ребенок резко меняется, становится более трудным для воспитания, чем прежде.
  4. Возникает произвольность деятельности и поведения. Эмоции, как и прежде, бьют через край, но ребенок уже способен сознательно управлять своим поведением.
  5. Наблюдается рост познавательной активности, переход от игровой деятельности к учебной, формирование "внутренней позиции школьника".

Признаки кризиса


       Повышенная утомляемость, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, плохая успеваемость, агрессивность или, наоборот, излишняя застенчивость, повышенная тревожность (ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, заискивает перед учителями, старается им угодить, чрезмерно вежлив), низкая самооценка .


Возможные неблагоприятные последствия


     Нежелание учиться, посещать школу; низкая успеваемость; проблемы в общении со сверстниками; закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой; может развиться невроз, который необходимо лечить с помощью психолога, психиатра.

Зачем ребенку кризис?

Значение любого кризиса – разрешение конфликта между готовностью что-то делать и способностью к этому, а также приобретение новых навыков. Какие позитивные изменения происходят при разрешении кризиса семи лет?

У ребенка формируется так называемая «внутренняя позиция школьника», он становится психологически готовым к обучению.

Сначала школа привлекает ребенка своими внешними атрибутами: форма, наличие тетрадей и учебников, носить портфель, возможность быть «взрослым».

Затем ребенку становится интересным содержание учебной деятельности. На многие детские вопросы взрослые часто говорят, что это будут проходить в школе, поэтому у любознательного ребенка появляется желание туда пойти, чтобы получить ответы. Кроме того, ребенок хочет найти в школе друзей или продолжить знакомство с теми, что уже есть.

Далее у ребенка формируется уже настоящее самосознание школьника. Оно включает в себя ориентацию на учебу, получение знаний и хороших оценок, а также стремление к общению со школьными друзьями.

       Важное новообразование (приобретение) кризиса семи лет – это
развитие эмоциональной сферы. В этом возрасте у ребенка появляется способность озвучивать свои эмоции и эмоции окружающих, он начинает ориентироваться в собственных переживаниях. Эта способность – огромный шаг к развитию самосознания, глубины характера. Ребенок учится связывать свои эмоции со смыслом ситуации. Если раньше он занимался тем, что предлагал ему взрослый, то теперь, скорее, будет делать то, что дает ему позитивные переживания, в чем он достигает успеха. Для родителей в этот период важно не «спугнуть» возможные увлечения ребенка случайным пренебрежительным комментарием или негативной оценкой. Это возраст, в котором могут сформироваться не только жизненные хобби и даже расположенность к определенной профессии, но и комплексы по поводу какой-либо деятельности.

Кризис семи лет также называют периодом рождения социального «Я» ребенка. Ребенок приобретает новую социальную позицию, начинает осознавать свое место в системе человеческих отношений, стремиться занять новое, более взрослое положение в жизни.

Весь дошкольный период дети слышат от родителей, что когда-нибудь они пойдут в школу и вот тогда станут взрослыми. Как правило, ребенок с нетерпением ждет этого момента, дабы наконец вступить в ряды «больших». Когда же он наступает, ребенок нередко выражает искреннее презрение к своему прежнему образу жизни и к тем, кто все еще является дошкольником. Так, вчерашний детсадовец приходит домой после первого учебного дня и заявляет своей младшей сестре, что больше он играть с ней не будет, потому что у него теперь другие заботы.

На рубеже дошкольного и младшего школьного возраста происходит и кардинальное изменение самооценки ребенка. К шести годам ребенку свойственно безусловно положительное отношение к себе независимо от конкретной сферы, относительно которой он должен оценить себя. Независимо от того, какое ка чество оценивается (доброта, ум, трудолюбие и т. п.), ребенок помечает свое место среди "всех лю дей" как максимально высокое. При этом нет расхождения между уровнем самооценки и уровнем притязаний (каким ребенок хотел бы быть).

Последствия кризиса 7 лет

Из кризиса ребенок выходит с достаточно высоким уровнем мышления и волевых качеств, что позволяет ему получать новые знания и решать задачи, предусмотренные школьной учебной программой. Кроме того, ребенок вовлекается в общественные отношения – очередной этап в становлении личности, а также становится самостоятельнее и взрослее.



Предварительный просмотр:

Как пережить кризис 7 лет: советы родителям

Для взрослого детский возрастной кризис - кризис сложившейся в семье системы воспитания. Поведение ребенка меняется и «старые» способы воспитания не действуют. Ситуация одинаково трудна и для взрослого, и для ребенка. Что же может сделать взрослый? Как найти баланс между предоставлением ребенку большей самостоятельности и сохранением семейного уклада? Как наладить общение с ребенком?

Если у вас возникают в связи с этим какие-либо трудности, то можно попробовать воспользоваться вот этими рекомендациями:

  1. Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно, не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи.
  2. Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя.
  3. Постепенно снимайте с себя ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
  4. Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем. Дайте ему возможность высказаться по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать.
    Возможно, в том, что говорит ребенок, есть рациональное зерно.
    Если он в чем-то ошибается, тактично его поправьте.
  5. Будьте готовы принять точку зрения ребенка и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.
  6. Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели. Это укрепит его веру в себя.
  7. Любите ребенка таким, какой он есть.
  8. Помогайте ребенку в сложных ситуациях.
  9. Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.
  10. Покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха.
  11. Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели. Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.
  12. Отвечайте на вопросы ребенка. В этом возрасте ребенку интересно буквально все. Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития малыша.
  13. Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца. В противном случае слезы и истерики станут для него удобным способом настоять на своем мнении.
    Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования. Иначе то, что не разрешают папа с мамой, будет очень легко выпросить у бабушки — и тогда все усилия пойдут насмарку.
  14. Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.
  15. Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.
  16. Учите ребенка управлять своими эмоциями, на своем собственном примере.

Если своевременно поощрять и поддерживать стремление ребенка к новому, более «взрослому» положению в жизни, возрастной кризис у ребёнка может пройти практически незаметно.



Предварительный просмотр:

Родителям о психологической готовности ребенка к школе

Готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. До тех пор, пока не начали обучать ребенка в логике программы, до тех пор еще нет готовности к обучению; обычно готовность к школьному обучении складывается к концу первого полугодия первого года обучения в школе. (Л.С.Выготский)


   
Современная учебная программа, интенсивность обучения предъявляют высокие требования к подготовленности будущих учеников. Однако родители понимают эту готовность по-разному.

Для одних это умение ребенка читать, писать и считать. Для других — большой запас разнообразных сведений и знаний. Для третьих — усидчивость и способность сосредоточиться на конкретном занятии.

Многие принимают за готовность желание самого ребенка идти в школу.

       

В дошкольном периоде  родители очень часто уделяют  больше внимания интеллектуальной подготовке к школе. Ребенка учат читать, писать, считать. Однако можно уметь все это делать, но не быть готовым к школьному обучению. Готовность определяется тем, в какую деятельность все эти умения, включены. Усвоение детьми знаний и умений в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность, и поэтому эти знания имеют другую структуру. Отсюда важное требование, которое надо учитывать при поступлении в школу—никогда не следует измерять готовность к школьному обучению по формальному уровню умений и навыков, таких как чтение, письмо, счет. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности. Поэтому, прежде всего надо обратить внимание на возникновение произвольного поведения—как ребенок играет, подчиняется ли он правилу, берет ли на себя роли? Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения—важный признак готовности.

Сегодня детские психологи, физиологи и педагоги сошлись во мнении: единых жестких критериев готовности к школе нет и быть не может. Зато есть определенный уровень физического и психологического развития ребенка, который и позволит ему легко адаптироваться и успешно учиться в школе. Процесс достижения этого уровня и есть подготовка к систематическому обучению в школе. А объективная оценка особенностей развития ребенка поможет правильно выбрать школу, то есть предотвратить определенные трудности в обучении в будущем. Ведь готовность к обучению —это целый комплекс физиологических и психологических характеристик развития, на которые родители зачастую просто не обращают внимания.
    Большинство этих характеристик, как говорят специалисты, созревают к шести с половиной годам. Именно в это время малыша формально можно отдавать в школу. Но природа не знает четких возрастных ограничений, и то, что у одних развивается к шести годам, у других формируется только к восьми. Все это важно иметь в виду, чтобы избежать в дальнейшем серьезных проблем: скороспелый первоклассник может утомляться, капризничать, не справляться с заданиями, бояться учительницы, конфликтовать со сверстниками и проситься обратно в песочницу.

Так что родителям (вместе с учителем и психологом) стоит оценить развитие ребенка со всех сторон. И уже потом решать, идти ли в первый класс сейчас или подождать.


Важное для родителей при подготовке ребенка к школе

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители часто забывают об эмоциональной и социальной готовности. Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации. Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе класса.

Родители дошкольников, рассказывая детям о школе, стараются создать эмоционально однозначный образ. То есть говорят о школе только в позитивном или только негативном ключе. Восторженные родительские отклики звучат обычно так: «В школе-то как интересно», «Отличником у нас будешь». Родители полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к учебной деятельности, которое будет способствовать школьным успехам. В действительности же ученик, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: ситуация неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, недостаточное внимание со стороны учителя, расхождение оценки учителя с привычной родительской оценкой, а также множество подобных ситуаций.

Другие родители, понимая, что не все в школе будет у ребенка получаться с первого раза, заранее готовят его к неудачам: «Давай старайся, в школе еще труднее будет», «Это еще маленькое задание, в школе будут больше задавать». Иногда образ школы используют как устрашение: «Вот учительница тебе двоек наставит», «За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут». Такие родительские напутствия вряд ли научат малышей настойчивости в преодолении трудностей. Скорее они подготовят почву для действительных двоек и небезупречного поведения. Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное—с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.

Часто, стараясь быть объективными в оценивании успехов своих детей, взрослые не скупятся на критические замечания. Не замечая достижений ребенка, они добиваются в конце концов того, что ребенок отказывается от деятельности вообще, не предпринимает никаких попыток преодолеть трудности, обливаясь слезами или сбегая. Подобное поведение получило в поведенческой психологии название «выученной беспомощности».

Выученную беспомощность гораздо легче предупредить, чем преодолеть. Поэтому родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности, не забывая при этом предоставлять разнообразную и своевременную обратную связь. Реакции взрослых должны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми—на одинаковые.

Психологическая готовность к школьному обучению:
дисциплина и самоконтроль
планирование выполнения задания
адекватная самооценка
умение внимательно слушать и точно выполнять задания
умение самостоятельно выполнить задание по данному зрительному образцу
развитие мышления

Что должен знать и уметь будущий школьник

  1. Хорошо произносить звуки родного языка, выделять звук в начале, середине и конце слова. Правильно употреблять приставки, предлоги, союзы, строить предложения.
  2. Обладать словарным запасом, позволяющим выразить свою мысль, задавать и отвечать на вопросы. Самостоятельно составлять связный рассказ по картинкам.
  3. Называть числа в прямом (от 1 до 10) и обратном (с 10 до 1) порядке. Соотносить заданное количество предметов с цифрой.
  4. Определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее число к названному, сравнивать числа.
  5. Составлять и раскладывать числа (например, 5 и 5 составляют 10, а 4 состоит из 2 и 2).
  6. Составлять и решать элементарные задачи на сложение и вычитание.
  7. Различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, трапецию, ромб).
  8. Срисовывать (копировать) буквы и цифры, соблюдая размерность и направление.
  9. Ориентироваться в пространстве (слева, справа, внизу, вверху, за, под, над и т.д.). Ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь), а также в понятиях «вчера», «сегодня», «завтра» и знать времена года.
  10. Уметь рассказать элементарные сведения о себе и своей семье.

Эти ссылки помогут Вам определить, насколько Ваш ребенок готов к школе:

http://proveryashka.narod.ru/proverka.htm#vopr

http://www.r-vmeste.ru/pochemuchki/GOTOV-LI-VASh-REBENOK-K-ShKOLE.html

Главный совет – будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
• Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.
• Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок,стихов, беседы).
•Поощряйте общение со сверстниками.
• Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения).
• Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).
• Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленном здоровье не стоит записывать малыша в класс с повышенной нагрузкой; параллельно со школой водить в секции (повремените полгода).



Предварительный просмотр:

Первое сентября! С этим днем у каждого связаны самые светлые и трогательные воспоминания. Память наша надолго сохраняет тот день, когда в первый раз мы идем в школу, поступаем в первый класс, и та радость в глазах мальчишек и девчонок, впервые пришедших в школу её скрыть просто невозможно…

Школа – это совершенно новая нагрузка для первоклассника. Все мы знаем как тяжело и даже немного страшновато приниматься за новое дело, полное неизвестности. А от ребенка в этот период требуется активизация внимания и сосредоточенности, соблюдение дисциплины, напряженного умственного труда. К этому прибавляется необходимость спокойно сидеть на уроках, что приводит к снижению двигательной активности ребенка.

Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям. Для того, чтобы адаптироваться, необходимо приложить специальные усилия, ведь дети далеко не одинаково легко "вживаются” в новые условия. Период адаптации к школе занимает от 1 до 3 месяцев (до полугода).

Социально-психологическая адаптация – это процесс активного приспособления. Основные проблемы:

– смена режима сна и питания (детей, которые не ходят в сад, желательно готовить к школьному режиму заранее, уже летом);

– смена воздушного режима: необходимость пребывания в помещении в течение длительного периода;

– увеличение времени, проводимого без двигательной активности, сидя за столом, непривычно высокий уровень шума, толчея на перемене;

– смена стиля общения со взрослым: учитель не ориентирован на опеку, заботу и защиту, ребенок может почувствовать себя одиноким;

– необходимость полного самообслуживания в столовой, гардеробе, туалете;

– необходимость самостоятельно организовать свое рабочее место, достать учебники из портфеля и разложить их;

– необходимость правильно реагировать на условные сигналы – звонок на урок и перемену; подчиняться правилам поведения на уроке – сдерживать и произвольно контролировать двигательные, речевые и эмоциональные реакции;

– необходимость установления контактов с незнакомыми сверстниками;

– увеличение объема интеллектуальной нагрузки.

Есть три уровня

адаптации первоклассников к обучению в школе:

Высокий уровень адаптации. 

Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится к урокам), общественные поручения выполняет добросовестно и охотно, занимает в классе благоприятное статусное положение.

 

Средний уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи. Он сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле, бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашнее задание почти всегда), общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации.

Первоклассник отрицательно или безразлично относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, преобладает подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения по образцу требуется значительная учебная помощь со стороны учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. Если вы заметили, что с вашим ребенком что-то не так - ищите причину.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия. Ребенок, которого не принимают родители или один из них, наиболее значимый, плохо адаптируется в школе, боится отметок и с трудом садится за уроки. Он принимает себя, если с раннего детства живет в атмосфере принятия его взрослыми.

Каковы предпосылки успешной адаптации к школе?

Умственная, интеллектуальная готовность.
     К 6-ти годам ребенок должен иметь элементарные познания об окружающей действительности, о пространстве, времени, живой и неживой природе. Он должен уметь обобщать, классифицировать, выделять главное, второстепенное.

У малыша появляется жажда знаний, игры и развлечения уходят на второй план, усиливается любознательность (ребенок задает вопросы больше философские или касающиеся определенных наук, чем житейские).

Ребенок уже интересуется не только конечным результатом проделанной работы, но и способами ее выполнения, умеет сам оценивать свою работу. Также у него должны быть развиты произвольная память и речь (если необходимо, обратитесь к логопеду).

Эмоционально-социальная (личностная) готовность.
     Чтобы успешно заниматься в школе, ребенок должен быть готовым к роли ученика, который имеет свои права и обязанности. Это умение владеть собой и подчинять свои желания необходимости (произвольное поведение) - ребенок постепенно теряет свою трогательную непосредственность. Большое значение имеет умение налаживать контакт со сверстниками, умение уступать и защищаться, подчиняться общим правилам и отстаивать свое мнение. У ребенка должна быть эмоциональная независимость, которая развивается (или угнетается) с Вашей помощью.

Готовым к школьному обучению считается ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной (тетради, учебники, красивый ранец), но и возможностью получить новые знания, обрести друзей.

Нельзя слепо надеяться, что адаптация ребенка к школе успешно пройдет сама собой. Этому процессу можно и нужно помочь. Ведь тяжелая и затяжная адаптация ребенка к школе грозит серьезным истощением организма из-за частых переутомлений, простудных заболеваний, эмоциональных перегрузок. Поэтому нужно постараться, чтобы адаптация ребенка к школе прошла как можно безболезненнее.

Как же понять, насколько легко или тяжело дается ребенку школьная нагрузка? Следующие признаки могут свидетельствовать о том, что адаптация ребенка к школе проходит не очень гладко:

  1. ребенок не хочет рассказывать родителям о школьных делах ребенок стал нервным, раздражительным, бурно проявляет свои негативные эмоции, хотя ранее это было ему не свойственно
  2. ребенок старается избежать школы, хитрит, чтобы не идти в школу
  3. в школе ребенок либо активно нарушает дисциплину в классе, ссорится с одноклассниками, т.е. активно «протестует»
  4. в школе ребенок пассивен, не играет с одноклассниками, не внимателен, находится в подавленном настроении – это «пассивный протест»
  5. в школе ребенок тревожен, часто плачет, боится

Как помочь ребенку в этот нелегкий период?

Главное, как бы банально это ни звучало, - это родительская любовь, ласка, забота. Ребенок как никогда нуждается в них. Семейные неурядицы – враг успешной адаптации ребенка к школе и, наоборот, комфортная психологическая обстановка в семье поможет ребенку легче адаптироваться к школе.

В период адаптации к школе дети часто начинают вести себя «как маленькие»: просятся на руки, капризничают. К этому нужно отнестись с пониманием: просто в этот период ребенок хочет убедиться, что он по-прежнему в безопасности, что мама и папа всегда рядом.

Адаптация ребенка к школе проходит значительно лучше, если родители активно участвуют в процессе. Можно помогать ребенку собирать вещи с вечера, тогда утром ему не нужно будет торопиться. Если есть возможность, лучше отводить ребенку в школу, а не отпускать его самого. Ребенку будет приятно, если мама или папа проведут его до класса. По дороге из школы можно заходить с ребенком в книжный магазин, кафе-мороженое или выполнять любой другой ритуал, приятный ребенку. Тогда и в школу ребенок будет идти с большей охотой.

Чтобы период адаптации ребёнка к школе прошёл спокойнее:

  1. За месяц до школы измените режим для малыша. Пусть утром он встаёт рано, а вечером не задерживается допоздна.
  2. Познакомьте ребёнка со школой и учительницей. Если малыш будет знать, где в школе его класс, столовая, туалет, он будет чувствовать себя увереннее.
  3. Помогите ребёнку запомнить дорогу от школы домой. Ведь если он «уже взрослый», то непременно захочет возвращаться сам.
  4. В начальный период обучения не загружайте малыша различными «развивалками»: кружками, репетиторами, музыкой. Пусть он привыкнет к чему-то одному – в данном случае к школе.
  5. Возьмите на несколько недель отпуск. Ребёнку просто необходима ваша поддержка: обстановка дома должна быть спокойной, а мама или папа при необходимости помогут.
  6. Будьте семьёй оптимистов, тогда любые проблемы и кризисы развития вам не по чём. Ведь вы вместе! Главное положительный настрой и позитивное отношение к переменам.