статья

Картошкина Наталия Юрьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kollektivnyy_sposob_obucheniya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ. КСО.

Сущность обучения есть общение обучающих и обучаемых.

Вид общения определяет и организационную форму обучения. Развитие способов обучения в истории образования основывалось на применении различных видов общения.

Над данным способом обучения работали: Дьяченко Виталий Кузьмич- доктор пед наук, профессор, современный теоретик коллективного способа обучения.

Ривин Александр Кузьмич- советский педагог-новатор, автор метода коллективной учебной работы с применением диалогических пар сменного состава.

КОЛЛЕКТИВНЫМ СПОСОБОМ ОБУЧЕНИЯ ксо является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в «динамических парах» (со сменным составом), когда каждый учит (проучивает) каждого.

Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования.

Возникают уже сейчас в традиционном обучении:        

  • противоречие между мотивацией и стимуляцией. Стимуляция многократно превосходит мотивацию. Учителя жалуются, что дети не хотят учиться, а учащиеся на скуку, однообразие и не посильность учебы.
  • Противоречие между пассивно-созерцательными и активно-преобразовательными видами учебной деятельности. Учитель объясняет новый материал – остальные и слушают, и не слушают. Такая пассивная созерцательность занимает большую часть урока. Коллективная же работа включает каждого ученика в активную работу на весь урок.
  • Противоречие между воспитанием и обучением. В классическом обучении часто говорим «не разговаривайте», «не подсказывайте». На КСО все наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга.
  • Противоречие между индивидуальным развитием и стандартными обучениями.   
  • Противоречие между субъект - субъектными и субъект - объектными отношениями. В классическом уроке субъект – объект, а про КСО все методики превращают ученика и класс в целом в субъекты самообучения.

Ученые доказали, что человек запоминает:

20% - от того что услышали

30% - от увиденного

50%  - услышали и увидели

70% - обсудили с другими

80% - испытали на опыте

90% - в практике, научили еще кого-то.

Таким образом, КСО- одна из наиболее эффективных педагогических технологий.

КЛАССИФИКАЦИРОВАННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕХНОЛОГИИ КСО:

  1. Уровень и характер применения: в проекте, охватывающем всю систему образования.
  2. Методологический подход: диалектический.
  3. Ведущие факторы развития: социогенные.
  4. Ориентация на личные сферы и структуры: - информационная ЗУН

                                              - операционная СУД способы умственных действий.                              – саморазвитие СУМ самоуправляющие механизмы личности.

    5. Характер содержания: обучающийся + воспитательный + светский + образовательный.

    6. Тип управления учебно – воспитательным процессом: «репетитор» + система малых групп + «консультант».

    7. Преобладающие методы: диалогические, объяснительно-иллюстративные.

    8. Преобладающие средства: вербальные + программированные.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ:

  • усвоение ЗУН, своевременная их коррекция
  • проверка каждого ученика по каждой изучаемой теме
  • формирование самостоятельности
  • развитие коммуникативных качеств личности (СУД)
  • воспитание общечеловеческих качеств личности

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

КСО – это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми. А принципы:

  • завершённости, или ориентации на высшие конечные результаты
  • сотрудничества и взаимопомощи между учениками
  • непрерывности и безотлагательности передачи полученных знаний друг другу
  • разноуровневости участников педагогического процесса
  • обучения по способностям индивида
  • педагогизации деятельности каждого участника учебного процесса
  • интернационализации процесса обучения, или обучения на двуязычном или многоязычной основе.

Исследователи и педагоги-практики, применяя в своей работе различнык формы уроков , доказали, что правильный подбор способов общения может создать оптимальную обстановку для продуктивной учебной деятельности. Активное взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом облегчает усвоение материала.

А.Г.Ривин разработал несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях:

* изучение текстового материала по любому учебному предмету

* взаимопередача текстов

* взаимообмен заданиями

* решение задач и примеров по учебнику

* взаимные диктанты

* разучивание стихотворений в сменных парах

* выполнение упражнений в парах

* работа по вопросникам

* изучение иностранного языка

Специфика КСО состоит в соблюдении следующих принципов:

- наличие сменных пар учащихся

- их взаимоконтроль

- взаимоконтроль.

В ученическом коллективе все учат каждого и каждый учит всех. Но чтобы использовать КСО надо научить детей сотрудничать, где существуют правила общего обсуждения.

1. Не говорить всем сразу.

2. Смотреть на говорящего.

3. Реагировать жестами, знаками.

4. Называть собеседника по имени.

5. Наглядно- доказывать, что для достижения цели необходима дружная работа.

6. Не спорить, а доказывать, объяснять, и стараться понять друг друга.

Обучение есть общение обучающих и обучаемых. Вид общения определяет  и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения.  

Больше всего мы привыкли использовать на уроках  ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Собственно групповым технологиями в практике называют лишь третий и четвертый уровни организации учебной работы в классе. Это можно увидеть в сравнении особенностей методики КСО с ГСО.

Описывают несколько модулей КСО:

  • методика по Мкртчян М.А. «Обмен заданиями».
  • Мурманская методика – взаимообмена заданиями, взаимопередачи тем, теоретический материал и упражнения распределяются по карточкам, которые выдаются учащимся с заданиями освоить, повторить,а потом взаимообучение другого.
  • Совместное обучение
  • Обсуждение проблем
  • Сократовский диалог
  • Содиалог Ривина

Существуют механизмы смены пар – горизонтальный вариант

                                                             - вертикальный вариант.

« РУЧЕЕК» смена по кругу в ряду.

Готовятся 3 комплекта 8 пар  карточек.

Алгоритм работы:

  • выполнение задания
  • взаимообмен (каждый решает свой вариант, меняется и решает вариант соседа)
  • взаимопроверка – по ключам, - без ключей
  • выставление оценок, работа над ошибками.

«ЕЛОЧКА» общение между рядами.

«СВОБОДНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ» по классу по цветовой гамме. Можно сильный – слабый, сильный – сильный.

«РАБОТА В ЧЕТВЕРКАХ».

Одно из преимуществ КСО – высвобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и соответственно увеличение времени для индивидуальной помощи учащимся. Привычная функция учителя – рассказчика и основного носителя знаний заменяется консультационной (методическая и психологическая помощь динамическим парам) и организационной (запуск и коррекция групповой динамики).