Шашкова Алла Геннадьевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                                                  ОТКРЫТЫЙ УРОК

 ПО ИСТОРИИ РОССИИ

   УЧИТЕЛЬ: ШАШКОВА А.Г.

     «Обобщение по теме «СССР в 1960-х-1991 гг.»

Название предмета: история России XXв.

Класс: 9

Урок №

Дата: 27.04.2015г.

Тема:

«Обобщение по теме «СССР в 1960-х-1991 гг.» 1985-1991гг.

 «Виновность М.С. Горбачева в распаде СССР».

Образовательные цели:

Предоставление учащимся возможности получить разнообразную информацию по теме «Виновность М.С. Горбачева в распаде СССР», продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач (защита тезиса своей команды).

Развивающие цели:

Стимулирование творчества обучающихся, развитие их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов.

Воспитательные цели:

Повышение коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс; создание благоприятных условий для проявления индивидуальности и самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции, формирование умения аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и стараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме.

Место урока в системе уроков данного раздела:

Урок комплексного применения ЗУН и СУД

Тип урока:

Повторительно –обобщающий.

Форма урока:

Урок- дебаты.

Основные термины и понятия:

Номенклатура, неосталинизм, реабилитация, диссиденты, ПРО, ПВО, коррупция. «Развитой социализм», НТП. «Железный занавес», цензура, «магнитофонная революция». Паритет, СБСЕ. Ускорение, приватизация.

Радикализм, консерватизм, суверенитет, СНГ. Гласность. Биполярная система, «новое мышление».

Межпредметные связи:

Обществознание (понятие общества, виды экономических систем, личности), предположительно –литература (произведения диссидентов).

Познавательные УУД:

Развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем

Коммуникативные УУД:

Развивают умение участвовать в дискуссии; ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты

Регулятивные УУД:

Учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей

Личностные УУД:

Учатся умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения

Этапы проведения дебатов.

Этап

Форма/приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурс

I

Подготовительный этап

Самостоятельная работа учащихся с источниками информации

Подбирает тему для дискуссии (сложные и противоречивые проблемы, по которым существуют противоположные точки зрения дилеммы; задевающие привычные установки учащихся).

Составляет список вопросов, сообщает их учащимся

Вопросы для подготовки

1.Положение в стране до «Перестройки».

3.Политика разрядки.

4.Реформа в экономике.

5.Политика гласности.

Понятия: государство, причины возникновения и распада (п, э, с, к), роль личности в истории, понятие личности, ВВП, демографическая ситуация (% смертности и рождаемости), политический кризис, политика гласности, новое мышление, рост преступности (%), падения нравов (новые нормы морали), политика разрядки (% из бюджета на ВВП), правовое государство, гражданское общество (список зарегистрированных политических партий, общественных организаций).

Номенклатура, неосталинизм, реабилитация, диссиденты, ПРО, ПВО, коррупция. «Развитой социализм», НТП. «Железный занавес», цензура, «магнитофонная революция». Паритет, СБСЕ. Ускорение, приватизация.

Радикализм, консерватизм, суверенитет, СНГ. Гласность, реабилитация. Биполярная система, «новое мышление».

Обсуждают предложенные темы для дискуссии, выбирают наиболее значимую тему, с точки зрения большинства.

Вместе с учителем делают окончательный выбор: какая тема будет обсуждаться на дебатах. Изучают список вопросов по теме, самостоятельно готовятся к дебатам (изучают и подбирают дополнительные материалы)

Литература:

учебно-методическая

художественная

научно-популярная

справочная

Видеофильмы

Изобр Изображения

Ролики

и др.

Гимн СССР. http://zvukoff.ru/song/15000-КЛИП (1мин)

http://www.bing.com/videos/search?q         Видео речь обвинение в развале СССР

Экономические причины краха социализма в СССР // Отечественная история. 2002. № 6.

[2] Согрин В. Политическая история современной России. 1985 – 1994. От Горбачева до Ельцина. М., 1994. С. 93.

Он же: Политическая история современной России, : от Горбачева до Путина. - М.: ИНФРА-М: Весь мир, 2001;

[3] Фроянов И. Я. Погружение в бездну. Россия на исходе XX века. С-Пб, 1999.

http://www.aif.ru/politics/world

http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).      http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.  

       http://aphorismos.ru/history http://5ballov.qip.ru/referats/preview/74199/                                                                  

См. общие интернет ресурсы

•        Сайт о перестройке

•        Краткая хроника перестройки

•        Хроника событий 1990 г.

•        Хроника перестройки на сайте «Горбачев-фонда»

•        Подборка документов о перестройке на сайте «Горбачев-фонда»

•        Сборники «перестроечной» публицистики

•        Статьи и книги о перестройке в библиотеке журнала «Скепсис»

•        Хрестоматия по истории России. ОТ СССР К РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 1985—2001 гг.

•        Из истории народных фронтов в СССР

•        Фотографии митингов 1989—1991 годов

II

Введение в дискуссию

Фронтальное обсуждение

Разделение на группы

Озвучивает обсуждаемую проблему.

Предлагает участникам несколько точек зрения на проблему (например, разные подходы к ее решению, точки зрения разных социальных или профессиональных групп, политических партий и т.д.)

Выбирают свою позицию в дебатах (какую точку зрения будут отстаивать). Объединяются в микрогруппы (МГ). Численный состав МГ может быть разным. Разные МГ могут отстаивать одну и ту же точку зрения (каждая по-своему)

Видеофильмы

Изображения

Аудиозаписи

Таблицы

http://data.worldbank.org/indicator

III

Организационный этап

Фронтальное обсуждение

Знакомит учащихся с регламентом проведения дискуссии (продолжительность обсуждения в группе, количество выступлений каждой группы и их продолжительность, максимальное количество вопросов к каждому из выступающих)

Выдвигают предложения об изменении регламента (если они есть)

Раздаточный материал: правила ведения дебатов, бланки для записей

IV

Обсуждение проблемы в микро группах

Работа в группах

Наблюдает за поведением участников, отмечает для себя трудности, которые они испытывают. Следит за соблюдением регламента, при необходимости дает краткие советы или делает замечания

Распределяют роли между членами группы; выстраивают систему аргументов для убеждения оппонентов; продумывают ответы на возможные вопросы

Все имеющиеся информационные ресурсы по теме

•        Народное хозяйство СССР (Статистические ежегодники ЦСУ СССР за 1956—1990 годы) — Москва, изд-во «Статистика», позже изд-во «Финансы и Статистика».

https://ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_СССР

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=524074Тема: Период перестройки в СССР

http://www.encyclopaedia-russia.ru/

V

Дебаты

Фронтальная, одна группа выступает, остальные слушают

По очереди предоставляет группам слово

Аудитория задает вопросы выступающим (количество лимитировано). Выступающие аргументировано и спокойно отстаивают свою точку зрения, стараются убедить аудиторию в своей правоте, используя подготовленную информацию.

Материалы, подготовленные участниками дебатов

VI

Рефлексия

Групповая рефлексия

Фронтальное обсуждение

Организует совместный анализ результатов дискуссии. Обозначает аспекты противостояния и точки соприкосновения. Настраивает учеников на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения

Заполняют опросник

Оценивают эффективность дискуссии в решении обсуждаемой проблемы.

Опросник

Основные термины и понятия:

Номенклатура, неосталинизм, реабилитация, диссиденты, ПРО, ПВО, коррупция. «Развитой социализм», НТП. «Железный занавес», цензура, «магнитофонная революция». Паритет, СБСЕ. Ускорение, приватизация.

Радикализм, консерватизм, суверенитет, СНГ. Гласность, реабилитация. Биполярная система, «новое мышление».

 УМК:        

Рабочие программы. История России 6-9. А.А. Данилов. 6-9 классы.  М., «Просвещение», 2014г.

Предметная линия учебников А.А.Данилова, Л.Г.косулина. 6-9 классы. М., Просвещение, 2014 г.,

Учебник: История России, XX-начало XXI в.: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ А.А.Данилов, Г.Г.Косулина, М.Ю.Брандт.- М.: Просвещение, 2009г

ХОД УРОКА.

Добрый день, уважаемые гости, добрый день ребята!

Сегодня у нас повторительно -обобщающий урок по теме «СССР середина 60-х -80 –х годов».

Период, закончившийся распадом действительно великой державы.

Внимание на экран.

Гимн СССР. http://zvukoff.ru/song/15000-КЛИП (1мин)

Союз нерушимый оказался разрушен, вместе с судьбами многих людей, которые ищут виновных и находят их.

Актуальность

 Процесс возникновения и распада государств сопровождает жизнь людей как в прошлом, так и в настоящем. События в СССР 1991г., и на Украине 2014г. тому подтверждение. При этом рушатся не только государства, но и человеческие судьбы. Люди задаются вопросом: «Кто виновен?». Можно ли избежать или смягчить размеры трагедии.

Видео сюжет:

Видео речь обвинение в развале СССР.

http://www.bing.com/videos/

https://www.youtube.com/

Корректно (можно) ли возлагать вину в распаде государств на одного человека?

Итак- тема дебатов «Виновность М.С. Горбачева в распаде СССР»

Представление участников дебатов

- команды утверждения и отрицания;

- председатель;

- секретарь;

- эксперты;

- зрители.

Тезис утверждения «М.С. Горбачев виновен в распаде СССР».

Тезис отрицания «М.С. Горбачев не виновен в распаде СССР».

Цель: определить виновность, либо невиновность М.С. Горбачева в распаде СССР, с помощью голосования присутствующих зрителей, опирающихся на аргументы и факты, представленные сегодня спикерами команд.

Задачи:

- спикерам представить свои кейсы;

- экспертам и зрителям оценить работу спикеров по критериям оценивания;

- проголосовать за убедительный тезис;

- спикерам заполнить листы самооценки;

- обсудить результаты дебатов (вопросы прилагаются)

Мотивация:

активное участие поможет учащимся 9 класса удачно написать письменную работу по данной теме, а знание технологии дебатов, поможет всем участникам грамотно использовать информацию для достижения своих целей. Победа на олимпиадах, авторитет.

Желаю нам всем успехов.

Слово для предоставления своего кейса первому спикеру команды утверждения.

- спикер У1- произносит речь.

- спикер О3 – задает вопрос.

-спикер У1 дает или не дает ответ

Слово первому спикеру команды отрицания.

- спикер О1- произносит речь.

- спикер У3 – задает вопрос.

-спикер О1 дает или не дает ответ

Слова второму спикеру команды утверждения

-спикер У2 –укрепляет аргументы У1 фактами

-спикер О1-задает вопрос

-спикер У2 дает или не дает ответ

Слова второму спикеру команды отрицания

-спикер О2 –укрепляет аргументы О1 фактами

-спикер У1-задает вопрос

-спикер О2 дает или не дает ответ

Слово для заключительной речи третьему спикеру команды утверждения

-спикер У3 обобщает результат выступления и предоставляет еще один факт в пользу своей команды

Слово для заключительной речи третьему спикеру команды отрицания

-спикер О3 обобщает результат выступления и предоставляет еще один факт в пользу своей команды

Обращение председателя к зрителям:

Благодарим спикеров обеих команд.

-Определим, с помощью голосования, доводы чьей команды сегодня были убедительнее.

Команда утверждения- количество голосов.

Команда отрицания – количество голосов.

Итак, по итогам наших дебатов побеждает тезис:

  1. Тезис утверждения «М.С. Горбачев виновен в распаде СССР». Уважаемая команда утверждения (представление спикеров команды).
  2. Тезис отрицания: «М.С. Горбачев не виновен в распаде СССР». Уважаемая команда отрицания (представление спикеров команды).

Пока уважаемые эксперты оценивают работу наших спикеров, спикеры оценят свою работу и работу других участников дебатов. Распечатка вопросов для оценивания на столах.

Эксперты выносят свои оценки работе спикеров, и оглашают их.

Д/З. повторить даты и понятия п.50-55, для заключительной письменной работы по данной теме,

составить характеристику М.С. Горбачева (план-памятка прилагается).

Все люди участвуют в созидании истории, стало быть, каждый из нас, хотя бы в самой ничтожной доле, обязан содействовать ее красоте и не давать ей быть слишком безобразной. (Жюль Франсуа Эли Леметр)

В одиночку начать историю невозможно: даже самый великий и могучий герой способен внести лишь крохотный вклад в историю, которая изменяет мир. (Дж.Р.Толкиен)

В каждом колесе истории для каждого из нас припасена спица. (Леонид С. Сухоруков)

Каждый человек на земле, чем бы он ни занимался, играет главную роль в истории мира. И обычно даже не знает об этом. (Пауло Коэльо)

 «Перестройка»

1. Что было одним из последствий реформы политической системы СССР в

      период перестройки?

      1) учреждение нового органа власти – Государственного Совета

      2) урегулирование межнациональных отношений

      3) укрепление КПСС

      4) становление многопартийности

2. Какие три из перечисленных событий произошли в период перестройки?

      Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

      1) учреждение должности Президента СССР

      2) отказ государства от оплаты внешних и внутренних долгов (дефолт)

      3) принятие Конституции РФ

      4) провозглашение суверенитета России

      5) проведение ваучерной приватизации

      6) межнациональный конфликт в Нагорном Карабахе

3. Прочтите отрывок из обращения российского руководства «К гражданам

      России!» и напишите сокращенное название органа, о выступлении

      которого идет речь.

      «Призываем граждан России дать достойный ответ путчистам и требовать

      вернуть страну к нормальному конституционному развитию. Безусловно,

      необходимо обеспечить возможность Президенту страны М.С. Горбачеву

      выступить перед народом… Мы абсолютно уверены, что наши

      соотечественники не дадут утвердиться произволу и беззаконию

      потерявших всякий стыд и совесть путчистов. Обращаемся к

      военнослужащим с призывом проявить высокую гражданственность и не

      принимать участия в реакционном перевороте».

      Ответ: ____________________ .

4. Политика, проводившаяся в СССР, России во второй половине 1980-х гг., утверждающая свободу слова, открытость деятельности всех организаций, доступность информации, получила название

1)        политики диалога

2)        информационной революции

3)        гласности

4)        политики открытых дверей

5. 8 декабря 1991 г. в резиденции под Минском президенты России, Украины и Председатель Верховного Совета Белоруссии подписали соглашение о (об)

1)        введении в СССР чрезвычайного положения

2)        образовании Содружества Независимых Государств

3)        запрещении в СССР деятельности КПСС

4)        создании межреспубликанского экономического комитета

6. Положения "нового политического мышления" во внешней политике, выдвинутые

 М.С. Горбачевым:

1)       усиление гонки вооружений

2)       расширение социалистического лагеря за счет стран Европы;

3)       решение международных проблем не силой, а балансом интересов сторон;

4)       выход СССР из состава НАТО

7. К последствиям политики гласности  в СССР в 1985-1991 г.г. относится:

1)       начало реабилитации сталинских репрессий

2)       падение интереса к истории социалистического общества

3)       отмена секретности государственных тайн

4)       осознание сущности тоталитаризма

8. Установите соответствие:

СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ             Руководители

A)        разрыв отношений с Югославией                1) Горбачев М.С.

Б) Карибский кризис                                             2) Сталин И.В.

B)        ввод советских войск в Афганистан          3) Хрущев Н.С.

Г) прекращение гонки вооружений                       4)Брежнев Л.И.

                                                                               5)Ельцин Б.Н.

9. Какие преобразования государственно-политической системы СССР

 произошли в период перестройки?

A)        проведение выборов на альтернативной основе

Б) образование Государственной Думы

B)        образование ряда новых политических партий

Г) создание Совета Федерации

Д) учреждение Съезда народных депутатов

 Е) образование Совета  министров

10. Какие мероприятия внешней политики СССР относятся к 1985-1991 гг.?

A)        вывод войск из государств Центральной и Восточной Европы

Б) размещение советских ракет на Кубе

B)        заключение договоров с США об уничтожении ракет средней и меньшей

дальности

Г) ввод советских войск в Венгрию

Д) вывод советских войск из Афганистана

Е) подписание договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере,

         космосе и под землей

11. . Расположит е следующие события в хронологической

последовательности.

A) принятие Конституции «развитого социализма »

Б) первые выборы в Государственную Думу РФ

B) подписание Беловежских соглашений

Г) избрание М.С. Горбачёва генеральным секретарем ЦК КПСС

12.Назовите не менее трех основных направлений проведения реформ в период

пере¬стройки в СССР в 1985-1990 гг. Приведите не менее двух примеров

экономических преобразований этого периода.

Приложение №1

Вопросы для обсуждения.

Оцените активность каждого из участников дебатов.

1.        Чьи выступления вам понравились? Почему?

2.        Какие выступления запомнились больше всего? Чем?

3.        Как справлялись со своими обязанностями председатель и секретарь?

4.        Почему некоторые учащиеся не принимали активного участия в дебатах?

5.        Оцените свое участие в дебатах (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т. д.).

6.        Достигнута ли главная цель дебатов?

Приложение №2

                                                                                                                                                   Ф.И.Дата: _____________

На уроке я

выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Моя оценка себе

За поведение на уроке:

За работу на уроке:

Приложение №3

Протокол эксперта

Эксперт ______________________________________________________

      (фамилия, имя)

Тема дебатов:

 

Дата:

Состав утверждающей стороны (фамилия, имя): У1 – _________________________; У2 – _________________________;

У3 – _________________________.

Состав отрицающей стороны (фамилия, имя): О1 – __________________________;

О2 – __________________________;

О3 – __________________________.

Спикер

Содержательность

Структурированность

Общая культура

Всего

Спикер

Содержательность

Структурированность

Общая культура

Всего

У1

 

 

 

 

О1

 

 

 

 

У2

 

 

 

 

О2

 

 

 

 

У3

 

 

 

 

О3

 

 

 

 

Лучший спикер:

Лучший спикер:

 При этом эксперты могут руководствоваться критериями из приложения №6, или самостоятельно их разрабатывать и в последующем согласовать с педагогом.

                                                                                                                                                                             Приложение №4

                                                                                                                     

Примечание: эксперту даются максимальные баллы по каждому критерию. Задача эксперта состоит в том, чтобы поставить спикеру максимум или снять определенное количество баллов: 3 — отлично; 2 — хорошо; 1 — удовлетворительно.

        

                                                                                                                                                                                                         

Приложение №5

Анкета

что удалось:

развитие речи

уверенность при выступлении

культура общения

структура выступлений

подбор аспектов

подбор аргументов

подбор поддержек

что не удалось:

развитие речи

уверенность при выступлении

культура общения

структура выступлений

подбор аспектов

подбор аргументов

подбор поддержек

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                             

Приложение №6

Порядок выступлений спикеров

                                                                                                                                                                                               

Спикер

Время

Роль

У1

5 мин

Делает презентацию и даёт определение темы, объясняет ключевые слова, вводит критерий, представляет все аргументы команды в организованной форме, переходит к доказательству (по возможности), заканчивает четкой формулировкой общей линии

О3 к У1

2 мин

О3 задает перекрестные вопросы с целью уменьшить весомость аргументов У1. У1 отвечает

О1

5 мин

Делает презентацию. Отрицает тему, формулирует тезис отрицания. Принимает определения У1. Принимает критерий утверждающей стороны или выдвигает свой. Отвергает утверждения У1 и выдвигает всевозможные свои аргументы (в поддержку тезиса отрицания). Заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей стороны

У3 к О1

2 мин

У3 задает перекрестные вопросы  О1. О1 отвечает

У2

4 мин

Восстанавливает утверждающий кейс, приводит новые доказательства, опровергает отрицающий кейс. Не приводит новых аргументов. Заканчивает четкой формулировкой общей линии своей команды

О1 к У2

2 мин

О1 задает перекрестные вопросы  У2. У2 отвечает

О2

4 мин

Восстанавливает отрицающую позицию, развивает свою линию, обосновывая отрицающий кейс, продолжает опровергать утверждающую позицию, приводит новые доказательства, но не приводит новых аргументов. Заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды

У1 к О2

2 мин

У1 задает перекрестные вопросы  О2. О2 отвечает

У3

4 мин

Акцентирует основные моменты дебатов, следует структуре утверждающего кейса, выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе. Сравнивает аргументы обеих сторон, объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны. Не приводит новых аргументов. Завершает линию утверждения

О3

4 мин

Акцентирует узловые моменты, следуя структуре отрицающего кейса. Выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе. Сравнивает аргументы обеих сторон, объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны. Не приводит новых аргументов. Завершает линию отрицания

                                                                                                                                                                           

Приложение № 7

«Характеристика исторического деятеля».

     Плана- памятка для учащихся.

   1. Годы жизни/правления исторической личности. 

   2. Исторические условия (эпоха), в которую жил исторический деятель. 

   3. Задачи, проблемы, которые надо было решить.

   4. Основные направления деятельности. Цели. Результаты.

   5. Роль (значение) в истории.

                                                                                                                                                                             Приложение №8

Памятка – алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать

Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.

  1. Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать.
  2. Определи вывод, который будешь доказывать.
  3. Определи источники, какими будешь пользоваться для аргументации своих выводов.
  4. Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.
  5. Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.
  6. Выясни, все ли аргументы исчерпаны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология подготовки и проведения дебатов. Из Серии презентаций по теме: « применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания». Учителя истории и обществознания ШашкОвой А.Г. ГБОУ СОШ с .Преполовенка.

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ. Дебаты : определение, значение Подготовка дебатов Проведение дебатов Оценка деятельности спикеров Обсуждение дебатов Примеры тем дебатов

Слайд 3

Дебаты – это технология (форма), предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Д ебаты – форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия , в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме , с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений (пууд, рууд, кууд) , культуры ведения коллективного диалога. Карл Поппер Д ебаты дают возможность анализировать бесспорные истины и усомниться в их правильности ( вырабатывть критическое мышление ) , на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию (лууд). Дебаты: определение, значение.

Слайд 4

В основе дебатов, лежит спорный тезис-утверждение , который является темой "игры" и определяет позиции двух соревнующихся команд. Например, в качестве таких тезисов могут стать утверждения: " Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным "; Важно, чтобы простым добавлением частицы "не" тема могла быть превращена в свой антипод, например: " Обучение мальчиков и девочек не должно быть раздельным». В качестве темы дебатов может быть выбрано вариативное высказывание , объединяющее две точки зрения, например: « Охрана окружающей среды или экономическое процветание государства». Формулируем тему

Слайд 5

Организация дебатов подготовка проведение оценка ОБСУЖДЕНИЕ

Слайд 6

Подготовка Знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов. Определение исходного тезиса дебатов. Подбор , изучение и анализ основной литературы. Распределение ролей. Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов. Разработка экспертами критериев оценки. Индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

Слайд 7

Правила. • в дебатах принимают участие все (часть учащихся выступает в ролях спикеров, председателя, секретаря и экспертов, остальные – в роли зрителей, которые подбирают аргументы "за" и "против", формулируют вопросы); • к концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее; • в процессе выступлений все соблюдают регламент, в противном случае председатель имеет право прервать выступающего; • каждый участник команды имеет право выступить только один раз; • в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм-аут длительностью до 2 мин; • спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин; • эксперты оценивают аргументы, но не участников.

Слайд 8

Педагог может предложить несколько тем для проведения дебатов, однако лучше, если тезис сформулируют сами учащиеся. 3 варианта • подбор осуществляет непосредственно учитель; • ученики самостоятельно подбирают необходимые источники информации; • совместная деятельность педагога и учащихся. В процессе изучения и анализа информации учащиеся определяют свою позицию, делают выписки, обосновывающие обе точки зрения. Целесообразно порекомендовать им делать это на листе, поделенном на две части, где с одной стороны будут фиксироваться аргументы "за", а с другой – аргументы "против". Результаты работы с основной литературой можно оформить в виде схем, таблиц, алгоритмов, отражающих обе позиции. Определение исходного тезиса. Подобрать, изучить, проанализировать литературу .

Слайд 9

Распределение ролей. В игре участвуют: председатель , секретарь и две команды – ("У" – утверждения и "О" – отрицания), состоящие из трех-четырех человек – спикеров . Кроме них, необходимо выбрать трех экспертов , которые будут оценивать деятельность спикеров. Остальные ученики играют роль зрителей . Председатель, секретарь Команда утверждения Команда отрицания зрители у3 у2 у1 о3 о2 о1

Слайд 10

Разработка кейса. Кейс – это система понятий, аспектов, аргументов, поддержек и контр­аргументов, которые используются командой для доказательства правильности своей позиции (рис. 1). Исходя из темы подбираются понятия , которые будут использоваться в процессе выступлений, даются их определения и устанавливается логическая взаимосвязь между ними. Аспект – категория, ограничивающая рассмотрение проблемы рамками определенной науки, теории , отдельной стороны проблемы. А спекты формулируются одним-двумя прилагательными . Например, общественный , семейный, технологический, психологический, экономический и другие аспекты (3-6). Аспекты характеризуются посредством аргументов , которые формулируются 1–3 предложениями и должны быть подтверждены поддержками. Поддержки – цитаты, факты, статистические данные, объективно подтверж­дающие конкретный аргумент заявленного аспекта. В кейс входят также контраргументы , которые формируются исходя из предполагаемых аргументов противоположной команды. Они, так же обосновываются поддержками. В качестве завершающего элемента кейса выступает заключение , которое составляется на основании всех предыдущих элементов

Слайд 11

Разработка экспертами критериев оценки. содержательность выступлений содержательность ответов на вопросы структурированность формулировка вопросов культура общения

Слайд 12

Индивидуальный инструктаж П роводится отдельно с председателем, секретарем, спикерами каждой команды и экспертами. В некоторых случаях, особенно с учащимися 5–7-х классов, необходимо не просто проведение инструктажа-консультации, но и репетиция со всеми участниками каждой команды в отдельности. Это позволит спикерам команд более уверенно чувствовать себя в процессе игры.

Слайд 13

П роведение Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом. Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет протокол дебатов. Участники дебатов обращаются друг к другу, употребляя форму " Уважаемый (Уважаемая )…"

Слайд 14

Спикер Время Роль У1 5 мин Делает презентацию и даёт определение темы, объясняет ключевые слова, вводит критерий, представляет все аргументы команды в организованной форме, переходит к доказательству (по возможности), заканчивает четкой формулировкой общей линии О3 к У1 2 мин О3 задает перекрестные вопросы с целью уменьшить весомость аргументов У1. У1 отвечает (а как же тот факт, что ..) О1 5 мин Делает презентацию. Отрицает тему, формулирует тезис отрицания. Принимает определения У1. Принимает критерий утверждающей стороны или выдвигает свой. Отвергает утверждения У1 и выдвигает всевозможные свои аргументы (в поддержку тезиса отрицания). Заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей стороны У3 к О1 2 мин У3 задает перекрестные вопросы О1. О1 отвечает У2 4 мин Восстанавливает утверждающий кейс, приводит новые доказательства, опровергает отрицающий кейс. Не приводит новых аргументов. Заканчивает четкой формулировкой общей линии своей команды О1 к У2 2 мин О1 задает перекрестные вопросы У2. У2 отвечает О2 4 мин Восстанавливает отрицающую позицию, развивает свою линию, обосновывая отрицающий кейс, продолжает опровергать утверждающую позицию, приводит новые доказательства, но не приводит новых аргументов. Заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды У1 к О2 2 мин У1 задает перекрестные вопросы О2. О2 отвечает У3 4 мин Акцентирует основные моменты дебатов, следует структуре утверждающего кейса, выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе. Сравнивает аргументы обеих сторон, объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны. Не приводит новых аргументов. Завершает линию утверждения О3 4 мин Акцентирует узловые моменты, следуя структуре отрицающего кейса. Выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе. Сравнивает аргументы обеих сторон, объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны. Не приводит новых аргументов. Завершает линию отрицания Порядок выступления спикеров.

Слайд 15

Функции спикеров. У1, О1. представляет тему, обосновывает ее актуальность дает определение понятиям, входящим в тему представляет точку зрения своей команды обосновывает аспекты рассмотрения данной темы представляет аргументы своей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры ( в соответствии с заявленными командой аспектами) переходит к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности) заканчивает четкой формулировкой общей линии своей команды задает перекрестные вопросы У2, О2.

Слайд 16

Функции спикеров. У2, О2 восстанавливает точку зрения своей стороны приводит новые доказательства повторяет важные аспекты предыдущих доказательств подробно развивает свою позицию и кейс опровергает кейс команды оппонентов новые аргументы не приводятся заканчивает четкой формулировкой общей линии своей команды отвечает на перекрестные вопросы О1, У1.

Слайд 17

Функции спикеров. У3, О3 еще раз акцентирует узловые моменты дебатов следует структуре своего кейса возвращается к аспектам, выдвинутым У1,О1 и объясняет, как они подтверждают позицию своей команды выявляет уязвимые места в кейсе оппонентов сосредотачивается на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими аргументами и объясняет почему аргументы его команды более убедительны не приводит новых аргументов завершает линию своей команды задает вопросы О1,У1

Слайд 18

оценка Критерий Количество баллов У1 У2 У3 О1 О2 О3 1. Содержание Доказательность 3 Правильность определений 3 Рациональность аспектов 3 Аргументация 3 2. Структура Логичность выступления 3 Верность заключений 3 Соблюдение хронологий 3 Соблюдение регламента 3 3. Способ Корректность 3 Отсутствие речевых ошибок 3 Четкая дикция и эмоциональность 3 4. Вопросы и ответы 3 Итого у каждого спикера Итого у каждой команды ЭЭКСПЕРТНАЯ КАРТА ФФИО эксперта ____________________________

Слайд 19

Обсуждение. После выступлений экспертов проводится обсуждение дебатов, на котором подводятся их итоги, анализируется, насколько успешно осуществляли свою деятельность участники игры. Вопросы для обсуждения: 1 . Чьи выступления вам понравились? Почему? 2. Какие выступления запомнились больше всего? Чем? 3. Как справлялись со своими обязанностями председатель и секретарь? 4. Почему некоторые учащиеся не принимали активного участия в дебатах? 5. Оцените свое участие в дебатах (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т. д.). 6. Достигнута ли главная цель дебатов? Как показывает опыт проведения дебатов, такая их организация и проблемное содержание никого не оставляют равнодушными: обсуждение проблемы продолжается за рамками учебного занятия на протяжении довольно длительного времени.

Слайд 20

Раунд вопросов проводится после выступления первых, вторых и третьих спикеров. Каждый спикер отвечает на вопросы сам, т. е. не имеет возможности обратиться за помощью к другим участникам команды. Умение отвечать на вопросы быстро, четко, по существу – еще одна способность, которая формируется в игре. Отвечая на вопросы зрителей, спикер должен помнить, что это тоже оценивается экспертами в общем протоколе игры. Ответ на вопрос должен быть точным, конкретным, достаточно обоснованным. Спикер имеет право обратиться к задавшему вопрос с просьбой повторить его, если вопрос прозвучал невнятно или слишком витиевато, или взять тайм-аут, если не знает точного ответа на него. Участники каждой команды имеют право взять не более 6 мин для консультаций друг с другом. Один тайм-аут не может превышать 2 мин. После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции. При голосовании должен оцениваться не тезис, а аргументы, представленные сторонами. Раунд вопросов.

Слайд 21

Интернет ресурсы Ресурсы. «Технология подготовки и проведения дебатов», справочник классного руководителя" № 9, 2008 года . журнал "Шубина Т.И « Деятельностный метод в школе», М. 2006г. Н.Н. Кожевникова «Урок с применением технологии дебатов». http://yandex.ru/clck/ http://www.protema.ru/didactics/item / . классов )», Л.Н . Вахрушева, канд . пед . наук, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования ,С.В . Савинова, канд . пед . наук, доц. кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ГОУ ВПО "Вятский государственный гуманитарный университет ", г . Киров . http ://www.menobr.ru/materials



Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Истории

ТЕМА: «Установление империи в Риме».

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Шашкова Алла Геннадьевна

Предмет

История Древнего мира

Класс

5

Тип урока

Урок усвоения новых знаний, с разнообразными формами и видами деятельности.

Образовательные технологии

Технология развивающего обучения с привлечением дополнительного материала, элементы проектно-исследовательской технологии,  личностно- ориентированного обучение, технология интегрированного образования. Технология нравственного воспитания.

Глава

Гражданские войны в Риме.

Тема

«Установление империи в Риме».

Цель

Познакомить учащихся с установлением империи в Риме.

Задачи

Образовательные:

-изучить понятия: император, империя, принцепс, фиск, преторианцы

- изучить личности, изучаемого периода: Антоний, Октавиан, Клеопатра, Тит Ливий, Вергилий, Гораций, Меценат.

- дать оценку империи Октавиана.

Развивающие:

- развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) - мыс Акций, раздел территории, и историческим временем (хронологией) – 43г.до н.э., 31г.до н.э., 30 год до н.э. – 14 год н.э., историческими источниками;

-  развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Воспитательные:

- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;

-  овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.

Социализации:приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.

Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления)

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

-  выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

ПО ПРОГРАММЕ должны изучить:

Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония
и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона- римского философа. Поэма Вергилия  «Энеида».

Личностные: (личностные УУД)

- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деят-сти, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.

Источники информации

Вигасин А.А., Годер Г.И. и др. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы: пособие для учителей ОУ – М., «Просвещение», 2011 г.

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение», 2012.

Трухина Н. Н. «История Древнего мира». – М.: Русское слово, 1996.

КИМ «История древнего мира» 5 класс, М., «Вако», 2013г. (со значком ФГОС)

Ресурсы (оснащение)

Презентация к уроку.

Карты атласа «История Древнего мира. 5 класс» - «Гражданские войны в Риме 40-30 гг. до н.э.».

Компьютер, проектор, экран

Раздаточный материал:

- отрывок из исторического источника: Дион Кассий «Римская история»

 - энциклопедическая информация о правлении Октавиана Августа;

- тестовые задания на стадии рефлексии.

ХОД УРОКА

Этап урока

Форма орг-ции деят-сти уч-ся

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Знания, умения, представ-ления

Формируемые УУД

Формируемые основы:

- проектной/ исследоват. деят-сти;

- работы с текстом;

- ИКТ-компетентности

П

Р

К

Л

1.

Орг. момент

2.

Изучение новой темы.

Фронталь-ная

Цезарь- диктатор убит.

Какую форму правления предлагаете римлянам: республику без диктатора или, как было при Цезаре?

Римляне установили новую форму правления.

ТЕМА УРОКА «Установление империи в Риме?»

Предположительно:

Как было при Цезаре, т.к. не подкупали народное собрание и т.д.

Объяснение

Умение строить высказыва-ние

Развитие речи.

Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива

3.

Стадия «ВЫЗОВ»

Целепола-гание

Ставить перед собой задачи для организа-ции собст-венной дея-тельности

Фронталь-ная

Сформулируйте проблему урока?

Сформулируйте цель и задачи.

Какие средства обычно используем?

Предположительно:

Проблема: «Мы не знаем, что такое империя, кто, когда и как ее установил».

Изучить установление империи, Даты, личности, понятия, события.

Лента времени, карта, рассказ учителя, презентация, текст учебника и документа.

4.

Изучение нового материала. Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ».

Работа с хроноло-гией. Поиск информа-ции в тексте, историч. источнике. Работа с картой как источником информа-ции.

Отмечать цели сторон в гражданской войне. Показывать по карте и комменти-ровать расположение м.Акций . Характери-зовать правление Октавиана

Перечис-лять причины  долгого правления Октавиана (44 года)

Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи, строить логическое рассужде-ние

Уметь самостоя-тельно контроли-ровать своё время и управлять им.

Отображать в речи содержание совершае-мых действий как в форме громкой социализи-рованной речи, так и в форме внутренней речи.

Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Взаимопомощь

Находить в тексте требуемую информацию: пробегать текст глазами, определять его основные элементы, находить необходимую единицу информации в тексте.

Фронтальная

Парная

Парная

Фронтальная

Парная

Фронтальная

Парная

Рассказ учителя.

В 43 г. до н.э. началась гражданская война.

Великий римский философ Цицерон, убитый во время этой войны сказал:

«Тиран убит, а тирания жива».

Слайд -Цицерон и его высказывание.

Слайд - перед вами сравнительная таблица участников гражданской войны.

Колонка цезерианцев заполнена.

-Лидеры цезарианцев: Октавиан, Антоний.

Заполните колонку республиканцев, используя пункт 1, п.53.

Учитель.

Итак, победили цезарианцы, но гражданская война продолжалась между Октавианом и Антонием.

Слайд - раздел территории

Антоний женился на царице Египта –Клеопатре.

Слайд -фото Клеопатры.

Октавиан начал  военные действия, с целью устранения своего соперника в борьбе за единоличную власть.

Слайд -сражение у мыса Акций.

Решающее сражение произошло у мыса Акций.

Учитель.

Сражение произошло в 31 году до н.э.

Учитель.

Победу у мыса Акций одержал Октавиан.

Октавиан боялся, что его, также как Цезаря убьют за единоличное правление, поэтому решил пойти на хитрость.

Прочитайте отрывок из «Римской истории» Диона Кассия.

Ответьте на вопрос.

С помощью кого и чего Октавиан стал единоличным правителем?

Октавиан согласился быть Принцепсом – Первым гражданином.

Найдите в п. 3 учебника, какое звание дал Октавиану сенат

Таким образом мы видим ЕДИНОНАЧАЛИЕ власти императора.

Учитель.

Началось правление Октавиана (30 год до н.э.-14 год н.э.)

Учитель.

Что помогло Октавиану править долго?

Слайд –схема общества.

Слайд – деятели искусства.

-Октавиан попросил своего богатого друга Мецената помочь укрепить свою власть без оружия.

Сценка.

У нас в гостях Гораций

- Отметить на ленте времени дату начала гражданской войны между республиканцами и цезарианцами.

-Записывают в тетрадь имена лидеров.

- Ученики заполняют и озвучивают результат.

-записывают имя в тетрадь.

Ученики.

Ищут на карте в атласе, и отмечают место сражения на контурной карте в тетради и на доске.

Ученики.

Отмечают на ленте времени 31 год до н.э.

Ученики.

Читают. Отвечают (предположительно)

Октавиан, зачитывает сенату свое отречение, а сенат его уговаривает принять власть.

-записывают понятие в тетрадь

-находят в тексте учебника «император» и записывают в тетради.

Отмечают на ленте времени годы правления Октавиана.

Решают задачу.

Сколько лет длилось правление Октавиана? (44 года)

-работают с информационным листом и выполняют задание.

- Записывают в тетради: понятие преторианцы, фиск.

- записывают имена деятелей искусства.

5.

Стадия «РЕФЛЕКСИЯ»

Фронталь-ная

Кто установил империю в Риме?

Когда была установлена империя в Риме?

Какими способами устанавливали империю?

 

Работа с хронологией, личностями, основными событиями.

Рефлексия деятельнос-ти

Осуществ-лять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Парная

Решение теста.

Работа с понятиями,географическими названиями, личностями, событиями.

Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Взаимопомощь

6.

Самооценка

Кто подчеркнул:

- «Выполнил все задания»

- «Соблюдал правила поведения»

- «Кому что-то непонятно»

Кто поставил себе за работу на уроке…

Кто поставил себе за поведение на уроке…

Заполняют все строки листа самооценки

Самоконт-роль, самооценка

Адекват-но использовать речь для планиро-вания и регуля-ции своей деятель-ности

7.

Оценка учителя

8.

Домашнее задание

§ 53

Выучить: даты, понятия.

По желанию – сообщения об изучаемых личностях.

Результаты тестирования

п/п

Ф.И.

А1

А2

А3

А4

В1

%

оценка

1

Аникина А.

2

Аминова С.

3

Ильдюганова А.

4

Исаева Е.

5

Карпенко А.

6

Костенко К.

7

Кутняк Е.

8

Осин Н.

9

Перебейнос А.

10

Потяченко М.

11

Сорока А.

12

Сторожева А.

13

Шмелев Д.

%

Качества

%

Успеваемости

Анализ тестирования.

Результаты тестирования.

02.04.2015г.

Тема: «Установление империи в Риме».

п/п

Ф.И.

А1

А2

А3

А4

В1

%

оценка

1

Аникина А.

_

+

_

+

--

33

2

2

Аминова С.

_

+

_

+

+-

41

3

3

Ильдюганова А.

_

+

_

+

+-

41

3

4

Исаева Е.

+

+

+

+

++

100

5

5

Карпенко А.

+

+

+

+

++

100

5

6

Костенко К.

+

+

+

+

++

100

5

7

Кутняк Е.

_

+

_

+

--

33

2

8

Осин Н.

-

-

-

-

-

-

-

9

Перебейнос А.

+

+

+

+

++

100

5

10

Потяченко М.

+

+

+

+

++

100

5

11

Сорока А.

+

-

+

-

++

66

4

12

Сторожева А.

+

-

+

-

++

66

4

13

Шмелев Д.

+

+

+

+

++

100

5

%

Качества

66

83

66

83

69

66

66

%

Успеваемости

66

83

66

83

69

83

83

Анализ тестирования.

Часть А содержит задания с выбором ответа. С их помощью проверяется знание дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий.

Часть В  состоит из более сложных заданий с открытым ответом (слово, дата, сочетание цифр). Эти задания в дополнение к вышеуказанным элементам подготовки учеников позволяют проверить умение классифицировать и систематизировать факты.

А1- Географические названия-66%

А2-понятия-83%

А3-понятия-66%

А4-личности-83%

В1- события-69%

Самооценка

Выполнили все-100%

Понятно все -100%

Поведение на уроке- «5» -100%

Работа на уроке «5» -41%

                               «4»- 41%

                               «3» - 8,3%

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА.

I.Организационное начало   урока. 

Звучит марш римских легионеров.

Учитель.

Продолжаем изучение истории Древнего Рима.

Слайд –схема правления в Риме.

Цезарь убит. Какую форму правления посоветуете установить римлянам. Республику с диктатором или без него?

Ученики (предположительно)

Республику с диктатором.

Римляне установили новую форму правления – ИМПЕРИЮ.

Тема урока: «Установление империи в Риме».

Ученики.

Записывают тему в тетради.

Учитель.

Сформулируйте проблему урока.

Ученики (предположительно).

Нам не известна форма правления - империя, как, когда и кем была установлена империя в Риме.

Учитель.

Сформулируйте цель урока.

Ученики (предположительно).

Цель: «Изучить: сущность империи; кто, когда и как установил империю в Риме».

Учитель.

Какие задачи обычно мы ставим перед собой на уроках истории?

Ученики (предположительно).

Изучить:

 -даты,

-понятия,

-личности,

-события.

Учитель записывает на доске задачи урока.

Учитель.

Какими средствами обычно мы пользуемся для достижения цели?

Ученики (предположительно).

Для изучения темы мы используем:

-рассказ учителя;

-текст учебника и документов;

-атласы и контурные карты;

-ленту времени.

Учитель.

Нарисуйте в тетради и на доске, ленту времени и контурную карту Римского государства, изучаемого периода.

Учитель озвучивает, написанный на доске, план урока.

1.Гражданские войны, (борьба за власть):

а) между республиканцами и цезарианцами;

б) между Октавианом и Антонием.

2.Установление империи

а) дата,

б) способ.

3. Укрепление империи

а) в политической сфере;

б) в социальной;

в) в культурной.

II. Изучение нового материала.

Рассказ учителя.

После убийства Цезаря в Римском государстве началась борьба за власть между приверженцами республики-республиканцами, и сторонники единоличной власти- цезарианцами. В 43 г. до н.э. началась гражданская война.

- Отметить на ленте времени дату начала гражданской войны между республиканцами и цезарианцами.

Великий римский философ Цицерон, убитый во время этой войны сказал:

«Тиран убит, а тирания жива».

Слайд -Цицерон и его высказывание.

Слайд - перед вами сравнительная таблица участников гражданской войны.

Колонка цезерианцев заполнена.

Лидеры цезарианцев: Октавиан, Антоний.

Запишите их имена в тетради.

Записывает на доске в колонке «личности».

Цель цезарианцев –установить единоличную власть.

Заполните колонку республиканцев, используя пункт 1, п.53.

Ученики заполняют и озвучивают результат.

Учитель.

Итак, победили цезарианцы, но гражданская война продолжалась между Октавианом и Антонием.

Слайд - раздел территории

Соперники поделили территорию римского государства. Западная часть-Октавиану, восточная –Антонию.

Антоний женился на царице Египта –Клеопатре.

Слайд -фото Клеопатры.

Октавиан использовал это событие, как повод начала новых военных действий, с целью устранения своего соперника в борьбе за единоличную власть.

Слайд -сражение у мыса Акций.

Решающее сражение произошло у мыса Акций.

Найдите на карте в атласе, и отметьте место сражения на контурной карте в тетради и на доске.

Ученики.

Ищут на карте в атласе, и отмечают место сражения на контурной карте в тетради и на доске.

Учитель.

Сражение произошло в 31 году до н.э.

Отметить на ленте времени.

Ученики.

Отмечают на ленте времени 31 год до н.э.

Учитель.

Победу у мыса Акций одержал Октавиан, присоединив к римскому государству новую провинцию –Египет. Антоний и Клеопатра покончили жизнь самоубийством.

Октавиан боялся, что его, также как Цезаря убьют за единоличное правление, поэтому решил пойти на хитрость.

Прочитайте отрывок из «Римской истории» Диона Кассия.

Ответьте на вопрос.

С помощью кого и чего Октавиан стал единоличным правителем?

Ученики.

Читают. Отвечают (предположительно)

Октавиан, зачитывает сенату свое отречение, а сенат его уговаривает принять власть.

Сенат дает Октавиану звание ИМПЕРАТОРА- несменяемого командующего войсками), пожизненным трибуном, верховным жрецом. Таким образом мы видим ЕДИНОНАЧАЛИЕ власти императора.

Но Октавиан скромно назвал себя лишь Первым гражданином –Принцепсом.

Запишите понятия: ИМПЕРАТОР и ПРИНЦЕПС в тетради.

Записывает понятия на доске: ИМПЕРАТОР и ПРИНЦЕПС на доске в колонке «понятия».

Учитель.

Началось правление Октавиана (30 год до н.э.-14 год н.э.)

Отметить на ленте времени годы правления Октавиана.

Решите задачу.

Сколько лет длилось правление Октавиана?

Ученики.

Отмечают на ленте времени дату.

Озвучивают свои подсчеты: 44 года длилось правление Октавиана.

Учитель.

Что помогло Октавиану править долго?

Слайд –схема общества.

Учитель.

Раздает листы с текстом.

Распределите информацию из текста по сферам общества.

1.Октавиан создал государственную казну(фиск), и сам распоряжался деньгами для содержание своей большой армии.

2.Восстановил 82 разрушенных храма, за что его нарекли Августом, т.е. божественным.

3.Издал закон о создании семей.

4. Создал личную стражу – ПРЕТОРИАНЦЕВ.

Запишите в тетради: преторианцы.

Ученики(предположительно)

1. - экономическая, политическая,

2. – культурная,

3. – социальная.

-Октавиан попросил своего богатого друга Мецената помочь укрепить свою власть без оружия.

Посмотрите сценку, и запишите имена личностей, помогающих Октавиану укреплять единоличную власть, и названия их произведений.

Слайд - деятели культуры.

Сценка.

Меценат и деятели культуры.

Ученики.

Записывают в тетрадях личности:

Меценат

Тит Ливий- «История Рима» -142 тома;

Вергилий - «Энеида»,

Гораций – «Памятник».

Учитель.

 Ответьте на вопрос, поставленный нами в начале урока

- «Как, когда и кем была установлена империя в Риме?».

Ученики (предположительно)

Империю в Риме установил Октавиан Август в 30 году до н.э., с помощью войн, договора с сенаторами, и прославил с помощью деятелей культуры: Тит Ливий- «История Рима» -142 тома, Вергилий - «Энеида», Гораций – «Памятник».

III.Закрепление полученных знаний.

Учитель.

Решите тест.

Заполните лист самооценки.

IV. Подведение итогов урока.

Цель: оценить работу учащихся на уроке.

Домашнее задание.   -1.п.53, даты, понятия. 2. По желанию – доклад о личностях.

                               

Приложение № 1

                                            Гражданская война в Риме

                                                       43 год до н.э.

РЕСПУБЛИКАНЦЫ

ЦЕЗАРИАНЦЫ

1.Лидеры

Октавиан, Антоний.

2.Цели

Единоличная власть

3.Результат

Приложение № 2

Дион Кассий. Римская история.

Прочитайте отрывок из сочинения римского историка Диона Кассия и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника.

Пока Октавиан зачитывал свое отречение от власти, разнообразные чувства волновали сенаторов. Хвалить его одни не отваживались, другие не хотели, но и во время его чтения и после часто поднимался крик: просили, чтобы он взял на себя единодержавие, и приводили всякие доводы в пользу этого до тех пор, пока, разумеется, не принудили его принять единоличную власть.

1.С помощью кого и чего Октавиан стал единоличным правителем?

Приложение № 3

Соотнесите деятельность Октавиана и сферу общества.

Политика (деятельность) Октавиана

Сферы общества

1. Октавиан создал государственную казну(фиск), и сам распоряжался деньгами для содержание своей большой армии.

2. Восстановил разрушенные храмы, за что его нарекли Августом, т.е. божественным.

3. Издал закон о создании семей.

4. Создал личную стражу – ПРЕТОРИАНЦЕВ.

  1. Политическая
  2. Экономическая
  3. Социальная
  4. Культурная

Приложение № 4

ТЕСТ К УРОКУ: «Установление империи в Риме.

Установление империи в Риме.

Вариант №1

Установление империи в Риме.

Вариант №2

А1.Какая страна в Средиземноморье потеряла независимость последней?

  1. Греция
  2. Парфия
  3. Британия
  4. Египет

А2.Состоятельный человек, бескорыстно помогающий людям искусства:

              1.Гражданин

              2.Меценат

              3.Имперптор

              4.Сенатор

А3. Частое изображение Октавиана Августа рядом с богами свидетельствовало:

  1. О признании спортивных заслуг императора
  2. Об обожествлении личности Августа
  3. О распространении христианства
  4. О восстановлении республики

А4. С какими событиями связаны слова Цицерона «Тиран убит, а тирания жива.»?

  1. С захватом Цезарем власти в Риме
  2. С гражданскими войнами между республиканцами и цезарианцами
  3. С заключением мира с Парфией
  4. С борьбой за власть между Октавианом и Антонием

В1. Какие события произошли в правление Октавиана Августа?

  1. Взятие Карфагена
  2. Завоевание Галлии
  3. Завершение гражданских войн
  4. Создание личной императорской стражи

А1. Место морского сражения между Октавианом и Антонием:

  1. Мыс Акций
  2. Бухта Пирей
  3. Остров Саламин
  4. Александрийская бухта

А2. Слово означающее звание Первого гражданина:

  1. Преторианец
  2. Сенатор
  3. Император
  4. Принцепс

А3. Пожизненное звание императора и народного трибуна, дарованное сенатом Октавиану, означало:

  1. Установление республики
  2. Установление единоначалия Августа
  3. Признание полководческих талантов Октавиана
  4. Прекращение действия сената и Народного собрания

А4. Тит Ливий прославился тем, что:

  1. Возглавил восстание рабов
  2. Написал стихотворение «Памятник»
  3. Возглавил заговор против Цезаря
  4. Написал 142 тома истории Рима

В1. Какие события произошли в правление Октавиана Августа?

  1. Принятие земельного закона
  2. Превращение Римского государства в империю
  3. Вергилий написал поэму «Энеида»
  4. Подавление восстания Спартака

Приложение № 5

ЛИСТ САМООЦЕНКИ  Ф.И.

 Дата: _____________

На уроке я

выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Моя оценка себе

За поведение на уроке:

За работу на уроке:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Общество РИМА Политическая сфера единовластие ДИКТАТУРА РЕСПУБЛИКА-форма правления Народное собрание сенат консулы Социальная сфера Гражданская война ?? ?

Слайд 3

«Установление империи в Риме». ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ШАШКОВОЙ АЛЛЫ ГЕННАДЬЕВНЫ УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ ГБОУ СОШ с.Преполовенка Безенчукского райна Самарской области.

Слайд 4

Цель : «Изучить: кто, когда и как установил империю в Риме». Задачи : изучить личности, даты, понятия, основные события. Средства Текст учебника, документа Лента времени Карта Презентация

Слайд 5

Основные понятия: император, принцепс, меценат, фиск, преторианцы . Даты: 43г. до н.э., 31г. до н.э., 30-14гг. до н.э. Персоналии: Октавиан Август, Марк Антоний, Брут, Клеопатра, Цицерон, Меценат, Тит Ливий, Гораций, Вергилий.

Слайд 6

План урока. I .Гражданские войны (борьба за власть): а) между республиканцами и цезарианцами; б) между Октавианом и Антонием. II .Установление империи а) дата, б) способ. III . Укрепление империи а) в политической сфере; б) в социальной; в) в культурной.

Слайд 7

«Тиран убит, а тирания жива». ЦИЦЕРОН

Слайд 8

Гражданские войны в Риме 43 год до нашей эры Республиканцы ….. Цезарианцы ОКТАВИАН АНТОНИЙ ЦЕЛЬ ……. ЦЕЛЬ: ЕДИНОЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ. РЕЗУЛЬТАТ …. РЕЗУЛЬТАТ ……

Слайд 9

Домашнее задание РАЗДЕЛ ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНАЯ ЧАСТЬ –ОКТАВИАНУ ВОСТОЧНАЯ -АНТОНИЮ

Слайд 10

КАРТА ГРАЖДАНСКИХ ВОЙН В РИМЕ

Слайд 11

КЛЕОПАТРА – ЦАРИЦА ЕГИПТА

Слайд 12

СРАЖЕНИЕ ПРИ МЫСЕ АКЦИЙ У ЗАПАДНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ БАЛКАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА

Слайд 13

Основные понятия Принцепс – первый гражданин Император –высший военный , впоследствии Государственный титул, символ ЕДИНОНАЧАЛИЯ Импе́рия — могущественная держава Ф иск – казна принцепса Преторианцы – стража императора Меценат – покровитель искусств и Воен. Гос.

Слайд 14

Общество РИМА Политическая сфера Экономическая сфера Социальная сфера Духовная (Культурная) сфера

Слайд 15

Деятели культуры и их произведения Вергилий Гора́ций Мецена́т – покровитель поэтов «ПАМЯТНИК» ТИТ ЛИВИЙ «ИСТОРИЯ РИМА» 142 ТОМА

Слайд 16

ЛЕНТА ВРЕМЕНИ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА ДО НАШЕЙ ЭРЫ 0 Рождение Христа НАША ЭРА 753г. 509г . 43 г. 30г . 14г . 44г . монархия республика Конец Диктатуры Цезаря Начало Гражданской войны Империя Октавиана Августа Смерть Октавиана Августа

Слайд 17

Общество РИМА При ОКТАВИАНЕ Политическая сфера единоначалие ИМПЕРИЯ РЕСПУБЛИКА Народное собрание сенат консулы

Слайд 18

Домашнее задание Выучить : -даты и понятия, записанные в тетради , - доклад о личностях (Брут, Октавиан, Антоний, Клеопатра ( по желанию).

Слайд 19

ИНТЕРНЕТ РЕСУРС 1. http://www.openclass.ru/node/265650 2. http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/06/27/urok-v-5-kl-ustanovlenie-imperii-v-rime 3.Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". 2001. 4.http ://bse.freecopy.ru/print.php?id=23557 5.http :// politike.ru/dictionary/839/word/grazhdanskaja-voina 6. http ://images.myshared.ru/424879/slide_6.jpg Список литературы 1.А.А . Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, 2006. 2. Трухина Н. Н. «История Древнего мира». – М.: Русское слово, 1996.

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

 ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА

5КЛАСС

УЧИТЕЛЬ: ШАШКОВА А.Г.

КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ – 13ч.

ТЕМА: «Единовластие Цезаря».

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Шашкова Алла Геннадьевна

Предмет

История Древнего мира

Класс

5

Тип урока

Урок усвоения новых знаний, с разнообразными формами и видами деятельности.

Глава

Гражданские войны в Риме.

Тема

«Единовластие Цезаря».

Цель

Познакомить учащихся с диктатурой Цезаря.

Задачи

Образовательные:

-изучить понятия: диктатура, ветеран.

- изучить личности, изучаемого периода: Цезарь, Красс, Помпей.

- дать оценку личности Цезаря.

Развивающие:

- развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой)- Галлия, Парфянское царство и историческим временем (хронологией) 49-44 гг. до н.э., историческими источниками;

-  развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Воспитательные:

- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;

-  овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.

Социализации:

- приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.

Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления)

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

-  выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

ПО ПРОГРАММЕ должны изучить:

Превращение римской армии в наёмную. Борьба
полководцев за единоличную власть.
Красс и Помпей. Возвышение Цезаря.
Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны - опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство
Цезаря в сенате.

Личностные: (личностные УУД)

- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деят-сти, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.

Образовательные технологии

Технология развивающего обучения с привлечением дополнительного материала, элементы проектно-исследовательской технологии,  личностно- ориентированного обучение, технология интегрированного образования. Технология нравственного воспитания.

Источники информации

Вигасин А.А., Годер Г.И. и др. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы: пособие для учителей ОУ – М., «Просвещение», 2011 г.

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение», 2012.

Трухина Н. Н. «История Древнего мира». – М.: Русское слово, 1996.

КИМ «История древнего мира» 5 класс, М., «Вако», 2013г. (со значком ФГОС)

Ресурсы (оснащение)

Презентация к уроку.

Карты атласа «История Древнего мира. 5 класс»

- «Гражданские войны в Риме 40-30 гг. до н.э.».

Компьютер, проектор, экран

Раздаточный материал:

- тестовые задания на стадии рефлексии.

- учебный фильм «Диктатура Цезаря», вопросы к фильму.

ХОД УРОКА

Этап урока

Форма орг-ции деят-сти уч-ся

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Знания, умения, представ-ления

Формируемые УУД

Формируемые основы:

- проектной/ исследоват. деят-сти;

- работы с текстом;

- ИКТ-компетентности

П

Р

К

Л

1.

Орг. момент

2.

Изучение новой темы.

Фронталь-ная

Мы продолжаем изучение Рима в период гражданских войн.

Проблема условий жизни римлян, которую решали Гракхи и Спартак, не решена.

В какой сфере общества вы предложите римлянам провести изменения.

Изменения начались в политической сфере. Изменилась форма правления.

ТЕМА УРОКА «Единовластие Цезаря».

Предположительно: -в политической .

Объяснение

Умение строить высказыва-ние

Развитие речи.

Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива

3.

Стадия «ВЫЗОВ»

Целепола-гание

Ставить перед собой задачи для организа-ции собст-венной дея-тельности

Фронталь-ная

Сформулируйте проблему урока?

Сформулируйте цель и задачи.

Какие средства обычно используем?

Предположительно:

-Проблема: «У нас нет знаний о единовластии Цезаря».

-Цель: «Изучить единовластие Цезаря». «Улучшит ли единовластие Цезаря жизнь народа?».

-Задачи: изучить даты, личности, понятия, события.

Лента времени, карта, рассказ учителя, презентация, текст учебника и документа.

-рисуют карту и ленту времени в тетради и на доске.

4.

Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ».

Фронталь-ная

Озвучивает план урока.

1.Республика до Цезаря.

 2.Возвышение Цезаря.

3.Цезарь, Красс, Помпей.

4.Цезарь-диктатор.

Изучаем источники, рядом с ответом пишем номер вопроса

Работа с хроноло-гией. Поиск информа-ции в тексте, историч. источнике. Работа с картой как источником информа-ции.

Отмечать цели сторон в гражданской войне. Показывать по карте и комменти-ровать расположение …….

Характери-зовать правление Цезаря.

Подсчитывают продолжительность правления Цезаря.

Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи, строить логическое рассужде-ние

Уметь самостоя-тельно контроли-ровать своё время и управлять им.

Отображать в речи содержание совершае-мых действий как в форме громкой социализи-рованной речи, так и в форме внутренней речи.

Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Взаимопомощь

Находить в тексте требуемую информацию: пробегать текст глазами, определять его основные элементы, находить необходимую единицу информации в тексте;  делать выводы из сформулированных посылок;  связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников.

Парная

Смотрит, что делают ученики, отвечает на возникающие вопросы

1.СЛАЙД – РЕСПУБЛИКИ до Цезарь.

Чьи интересы могла защищать такая республика?

Положение простого народа не улучшается.

2. Какими способами Цезарь стал консулом?

3. Борьба за власть.

Слайд – таблица

Учебный фильм.

Раздает информационные листы с направлениями политики Цезаря.

Слайд – убийство Цезаря.

«И ты, мой сын!»

«И ты, Брут!»

Сколько правил Цезарь.

Учащиеся ищут ответы на вопросы      

-(предположительно)

Богатых.

- работают с текстом учебника (п.2 п.52)

(Предположительно -союз с народом

-союз с КРАССОМ и ПОМПЕЕМ.  

-Заполняют таблицу   (п.3 и 4 п.52)

-Отмечают на карте Галлию и Парфянское царство.

-Отвечают на вопросы фильма.

- Распределяют действия Цезаря- диктатора по сферам общества.

-записывают слова: диктатор, ветеран.  

-находят в тексте учебника, отмечают на ленте времени, подсчитывают.

49-44 гг. до н.э.

5лет.

5.

Стадия «РЕФЛЕКСИЯ»

Фронталь-ная

Что из деятельности Цезаря могло улучшить жизнь простого народа?

(Предположительно)

-дисциплина в стране,

-ветеранам дали землю  в собственность.

Работа с хронологией, личностями, основными событиями.

Рефлексия деятельнос-ти

Осуществ-лять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Парная

Решение теста.

Работа с понятиями,географическими названиями, личностями, событиями.

Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Взаимопомощь

6.

Самооценка

Кто подчеркнул:

- «Выполнил все задания»

- «Соблюдал правила поведения»

- «Кому что-то непонятно»

Кто поставил себе за работу на уроке…

Кто поставил себе за поведение на уроке…

Заполняют все строки листа самооценки

Самоконт-роль, самооценка

Адекват-но использовать речь для планиро-вания и регуля-ции своей деятель-ности

7.

Оценка учителя

8.

Домашнее задание

§ 52

Составить характеристику Цезаря по плану в тетради.

Результаты тестирования

01.04.2015г.

Тема: «Единовластие Цезаря».

п/п

Ф.И.

А1

А2

А3

А4

В1

%

оценка

1

Аникина А.

+

+

+

+

--++

75

4

2

Аминова С.

-

+

-

-

++--

37,5

2

3

Ильдюганова А.

+

+

+

+

--++

75

4

4

Исаева Е.

+

+

+

+

++++

100

5

5

Карпенко А.

+

+

+

+

++++

100

5

6

Костенко К.

+

+

+

+

---+

66

4

7

Кутняк Е.

+

+

+

+

-+-+

75

4

8

Осин Н.

-

-

-

-

-

-

-

9

Перебейнос А.

+

-

+

+

---+

50

3

10

Потяченко М.

+

-

+

+

---+

50

3

11

Сорока А.

+

+

-

+

-+-+

66

4

12

Сторожева А.

+

+

+

+

++++

100

5

13

Шмелев Д.

-

+

+

+

++++

87,5

5

%

Качества

-

-

-

-

-

-

75

%

Успеваемости

83,3

83,3

83,3

91,6

60,4

-

91,6

Анализ тестирования.

Часть А содержит задания с выбором ответа. С их помощью проверяется знание дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий.

Часть В состоит из более сложных заданий с открытым ответом (слово, дата, сочетание цифр). Эти задания в дополнение к вышеуказанным элементам подготовки учеников позволяют проверить умение классифицировать и систематизировать факты.

А1- личности-83,3%

А2-признаки явлений-83,3%

А3-понятия-83,3%

А4- крылатые высказывания- 91,6%

В1- события-последовательность событий- 60,4%

Самооценка

Выполнили все-100%

Понятно все -100%

Поведение на уроке- «5» -83,3

                                         «4» -8,3

Работа на уроке «5» -41,6

                               «4»- 58,3

                               

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА.

I.Организационное начало   урока. 

Звучит марш римских легионеров.

Учитель.

Продолжаем изучение истории Древнего Рима.

Тема урока: «Единовластие Цезаря».

Ученики.

Записывают тему в тетради.

Учитель.

Сформулируйте проблему урока.

Ученики (предположительно).

Мы ничего не знаем о единовластии Цезаря.

Учитель.

Сформулируйте цель урока.

Ученики (предположительно).

Цель: «Узнать о Цезаре и его единовластии».

Учитель.

Какие задачи обычно мы ставим перед собой на уроках истории?

Ученики (предположительно).

Изучить:

 -даты,

-понятия,

-личности,

-события.

Учитель записывает на доске задачи урока.

Учитель.

Какими средствами обычно мы пользуемся для достижения цели?

Ученики (предположительно).

Для изучения темы мы используем:

-рассказ учителя;

-текст учебника и документов;

-атласы и контурные карты;

-ленту времени.

Учитель.

Нарисуйте в тетради и на доске, ленту времени и контурную карту Римского государства, изучаемого периода.

Учитель озвучивает, написанный на доске, план урока.

План урока.

I. Республика до Цезаря.

II. Характеристика личности Цезаря.

III. Цезарь – консул.

IV. Цезарь – диктатор.

V. Смерть Цезаря.

II. Изучение нового материала.

Рассказ учителя.Слайд - перед вами сравнительная таблица участников гражданской войны.

Колонка Цезаря заполнена.

Заполните колонку Красс, Помпей, используя пункт 3, п.52.

Ученики заполняют и озвучивают результат.

Учитель.

Итак, победили

Слайд -

Слайд

Слайд

Найдите на карте в атласе, и отметьте место сражения на контурной карте в тетради и на доске.

Ученики.

Ищут на карте в атласе, и отмечают место сражения на контурной карте в тетради и на доске.

Учитель.

Сражение произошло в 31 году до н.э.

Отметить на ленте времени.

Ученики.

Учитель.

Ответьте на вопрос.

Ученики.

Читают. Отвечают (предположительно)

Учитель.

Началось правление Цезаря (49 год до н.э.-44 год до н.э.)

Отметить на ленте времени годы правления Цезаря.

Решите задачу.

Сколько лет длилось правление Цезаря?

Ученики.

Отмечают на ленте времени дату 49 -44гг. до н.э.

Озвучивают свои подсчеты: 5 лет  длилось правление Цезаря.

Учитель.

Слайд –схема общества.

Учитель.

Слайд –

Ученики.

Записывают в тетрадях личности:

Учитель.

 Ответьте на вопрос, поставленный нами в начале урока

Ученики (предположительно)

III.Закрепление полученных знаний.

Учитель.

Решите тест.

Заполните лист самооценки.

IV. Подведение итогов урока.

Цель: оценить работу учащихся на уроке.

Домашнее задание.   -1.Параграф, отвечать на вопросы к параграфу.

                                     2. Составить характеристику Цезаря по плану (для сильных учеников).

                               

Результаты тестирования

п/п

Ф.И.

А1

А2

А3

А4

В1

%

оценка

1

Аникина А.

2

Аминова С.

3

Ильдюганова А.

4

Исаева Е.

5

Карпенко А.

6

Костенко К.

7

Кутняк Е.

8

Осин Н.

9

Перебейнос А.

10

Потяченко М.

11

Сорока А.

12

Сторожева А.

13

Шмелев Д.

%

Успеваемости/качества

Приложение № 1

ЛИСТ САМООЦЕНКИ  Ф.И.

 Дата: _____________

На уроке я

выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Моя оценка себе

За поведение на уроке:

За работу на уроке:

Приложение № 2

                                «Характеристика исторического деятеля».

                                                Плана- памятка для учащихся.

   1. Годы жизни/правления исторической личности. 

   2. Исторические условия (эпоха), в которую жил исторический деятель. 

   3. Задачи, проблемы, которые надо было решить.

   4. Основные направления деятельности. Цели. Результаты.

   5. Роль (значение) в истории.