Cистема работы педагогов по приобщению детей к здоровому образу жизни

Дудкина Маргарита Викторовна

Доклад к презентации по теме

«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ».

Составила Дудкина М.В.(старший воспитатель МБДОУ д/с «Берёзка»)

 

В детском саду дети проводят значительную часть времени в тот период, когда происходит интенсивный рост и развитие  личности, формирование привычек, приобретения новых знаний и представлений, закладываются основы здоровья. Поэтому качество окружающей среды и обстановка в детском саду имеет огромное значение. Основа здоровой среды пребывания ребенка в ДОУ – это создание благоприятных гигиенических, педагогических, эстетических условий и комфортной психологической обстановки. Здоровый образ жизни является одним из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, определяющим качество жизни, способствующим лучшей адаптации организма к социально-педагогическим требованиям в дошкольном учреждении.  

         В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, просмотр телепередач, посещение разнообразных кружков).
   Повышение заболеваемости и малоподвижный образ жизни детей наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием.

    Приоритетным направлением работы нашего детского сада является сохранение и укрепление физического и психического развития детей,  для реализации этого направления  педагогами ДОУ   разработана «технология здоровьесбережения», задачами которой являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
Задачи этой деятельности

-организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
-организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.).
 -организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов
-организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Задачи этой деятельности:
 - развитие физических качеств;
-  контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
- воспитание привычки повседневной физической активности;
- оздоровление средствами закаливания.

 Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад к презентации по теме

«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ».

Составила Дудкина М.В.(старший воспитатель МБДОУ д/с «Берёзка»)

В детском саду дети проводят значительную часть времени в тот период, когда происходит интенсивный рост и развитие  личности, формирование привычек, приобретения новых знаний и представлений, закладываются основы здоровья. Поэтому качество окружающей среды и обстановка в детском саду имеет огромное значение. Основа здоровой среды пребывания ребенка в ДОУ – это создание благоприятных гигиенических, педагогических, эстетических условий и комфортной психологической обстановки. Здоровый образ жизни является одним из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, определяющим качество жизни, способствующим лучшей адаптации организма к социально-педагогическим требованиям в дошкольном учреждении.  

        В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, просмотр телепередач, посещение разнообразных кружков).
  Повышение заболеваемости и малоподвижный образ жизни детей наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием.

    Приоритетным направлением работы нашего детского сада является сохранение и укрепление физического и психического развития детей,  для реализации этого направления  педагогами ДОУ   разработана «технология здоровьесбережения», задачами которой являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
 
Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
Задачи этой деятельности

-организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
-организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.).
-организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов
-организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Задачи этой деятельности:
- развитие физических качеств;
-  контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
- воспитание привычки повседневной физической активности;
- оздоровление средствами закаливания.

 Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.

    Технологии обеспечения социально-психологического  благополучия ребенка;
Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья.     

 На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое  внимание в нашем детском саду уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учетом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости.

 Технологии валеологического просвещения родителей;
Информационно-просветительская деятельность для родителей  выражается в информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
В нашем дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.
Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению
закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является
прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат
подвижные игры и физические упражнения на улице.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в нашем дошкольном учреждении придаётся  развитию движений и физической культуры на
физкультурных занятиях. Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
- маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, приёмам элементарной страховки;
 -  в среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего, выносливость и силу;
- в старших группах – формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и самостоятельность.
* Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является
утренняя гимнастика, чередующаяся с ритмической гимнастикой.
Ежедневное выполнение физических упражнений в музыкальном сопровождении  способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, поднимает настроение детей.

Во время образовательной деятельности воспитатели проводят  двигательную разминку.  Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся физкультминутки.
Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в нашем учреждении проводится и
гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.
   
Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.
 
Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим  точечный массаж является  профилактикой простудных заболеваний.

        Особое место в приобщении детей к здоровому образу жизни являются физкультурные праздники и досуги, так как это эффективная форма активного отдыха детей. Практика работы  показала значимость праздников в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой. Опыт организации физкультурных праздников, проводимых в нашем учреждении, показал их положительное влияние на решение широкого круга оздоровительных и воспитательных задач. При рациональном сочетании с другими видами занятий по физической культуре праздники помогают создать оптимальный двигательный режим, способствуют повышению работоспособности и закалке детей, а также  пропаганде занятий физическими упражнениями, как среди детей, так и среди взрослых. Физкультурные праздники являются радостным событием в жизни детей. Это мероприятия показательного характера, демонстрирующие достижения дошкольников за определенный период работы.

        Повышение эффективности системы профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий в ДОУ происходят за счет соблюдения  санитарных норм и правил, оптимального двигательного режима и физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима и использования различных форм оздоровительной работы (развлечения, спортивные соревнования, праздники здоровья)
Использование в работе здоровьесберегаюших технологий является одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса. С помощью комплекса мероприятий коллектив решил многие задачи по оздоровлению детей:
- улучшились показатели физического развития и физической подготовленности старших дошкольников;

- повысилась работоспособность детей в образовательной и продуктивной деятельности;

- появился интерес к занятиям физкультурой и спортом;

-  у детей старших групп сформированы представления о собственном здоровье  и условиях его сохранения;

- по результатам мониторинга 2012 года на 8% снизилась заболеваемость  детей, что говорит об эффективности проделанной нами работы.