Районный конкурс "Учитель года России" -2019

Крамаренко Елена Викторовна

Предсталены материалы конкурса "Учитель года": заочный и очный этап.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе "Я учитель"22.76 КБ
Файл kramarenko_analiticheskaya_zapiska.docx59.33 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

Я – учитель, или размышления о выбранном пути.

Выбери профессию, которую ты любишь, —

и тебе не придется работать ни дня в твоей жизни.

Конфуций.

Вместо предисловия.

- Сначала была семья, - говорят социологи.                              

- Сначала были песни в походах, игры на воздухе, - говорят воспитатели.        - Сначала был климат, - говорят психологи.

- Сначала был директор, - говорят управленцы.

- Сначала было здание, - говорит завхоз.

- Сначала были дети, - сказал учитель и пошел на урок.

Эту старую шутку я всегда невольно вспоминаю, когда начинаются разговоры о школе и о роли учителя в ней. Сначала были дети, а в начале - было слово! И будет слово. И это слово будет от учителя!

Часть 1. Такая как все?

          Когда моя дочь была маленькая, я часто дарила ей кукол (девочка же!). Первое, что она делала, - внимательно рассматривала подарок, а затем методично «разбирала» куклу. Нет, конечно, голову и руки-ноги она ей не отрывала, но уверенно считала, что одета кукла должны быть по-другому. Удивительно, но так поступали и мои племянники со своими игрушками: они ничего не принимали как данность, на веру, а во всём хотели дойти до сути: всё разберут на детали, на части, а потом соберут заново – и чего только не выходило! Вот она, детская гениальность! Нам есть чему у них поучиться!

Вот так и я, подобно ребёнку, стараюсь во всём дойти до сути, а поняв, складываю свою жизнь, свою реальность…

           Всем известно выражение, что жизнь надо прожить так, чтобы «не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы»[1]. А если бы сегодня мне пришлось отчитаться, как я прожила практически половину своей жизни? Думаю, что стыдно мне точно не было бы.

          Родилась в обычной семье ещё в Советском Союзе. У родителей, кроме меня, ещё двое детей – я старшая, значит, и нянька, и помощница. Потом школа. Я командир октябрятской «звёздочки»; председатель Совета отряда - пионерка активистка и, наконец, Председатель комсомольской организации школы. Всегда в гуще детских дел и событий! Так что выбор будущей дороги жизни определился сам собой – буду учителем! В этом решении меня поддержала и мама, которая тоже мечтала в юности стать учителем иностранного языка (но как-то не сложилось). Она частенько говорила о своей несбывшейся мечте и тихонько напевала песню, строки из которой стали для меня своеобразной путеводной звездой в работе:

                Понимаешь, мама, я – учитель! 
               Видишь: я вхожу, бледнея, в класс. 
               Это мне решили поручить их - 
               Сорок душ и восемьдесят глаз.  
          Учитель, сколько надо любви и огня, 
          Чтобы слушали, чтобы верили, 
          Чтобы помнили люди меня.
[2] 
        И вот я закончила педагогическое училище с красным дипломом и отправилась работать в обычную сельскую школу на востоке нашего района.

Часть 2. Начало большого пути.

           Я – учитель! В голове десятки планов, сотни идей, как стать для маленьких школьников добрым и мудрым другом, наставником… Как создать из хрупкой детской души при помощи того, что знаю и умею, личность, не разочаровав никого и не разочаровавшись самой!..    

           Много воды утекло с тех пор…Было всё: радость открытий и побед, слёзы неудач (ведь не просто найти свой «почерк» в работе!) и, главное, вера в то, что всё получится: я же – учитель! Как-то в интернете мне попалась цитата из Талмуда: «Многому я научился у своих наставников, ещё большему - у своих товарищей, но больше всего - у своих учеников». Какие мудрые слова! Ведь именно они, дети, пришедшие ко мне как к старшему товарищу, учили меня радоваться жизни, быть непосредственной, уметь прощать и любить.            

         Конечно, поначалу не все удавалось, пробовала, ошибалась, обломала, как поётся в песне, немало веток, наломала немало дров. Но именно так приобретается опыт и развивается интуиция, позволяющие ежедневно решать педагогические «задачки». И я была прилежной ученицей своих учеников, точнее, мы учились друг у друга. Очень скоро я поняла: не все дети могут учиться на «отлично», но каждый маленький человечек может и должен стать настоящим человеком. В этом я вижу предназначение учителя.

Антон Семёнович Макаренко говорил: «Научить человека быть счастливым

нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». И мои

любимые русский язык и литература мне в этом помогают. Снова и снова ищу, пробую, ошибаюсь и вновь нахожу новые формы работы... Я хочу показать ученикам, как красив наш язык, как наполнена жизнью литература. Мы учимся читать (по-настоящему читать!), учимся слышать автора, видеть его в произведении. А потом дети сами становятся Авторами! Если ребенок в процессе обучения чувствует себя творцом, он мыслит, у него есть стимул двигаться вперед и быть счастливым.

Часть 3. Снова новый начинается день…

        В начале двухтысячных начался новый этап в моей профессиональной жизни. Не только потому, что работа в поселковой школе имеет свои особенности по сравнению с сельской (я семьёй переехала жить в райцентр), но и потому, что сама жизнь ставит перед учителем новые вершины для покорения. Президентская инициатива «Наша новая школа» (2010г.) поставила перед учителем задачу - не просто научить чему-то, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения знаний, их анализа и грамотного использования, дать возможность ученику раскрыть способности, подготовиться к жизни. И как кстати тут пришлись мои наблюдения за детьми: «увидеть» текст, понять его, разобрав на составляющие, а затем сложить заново, грамотно выразив и обосновав своё мнение – этому я учила детей всегда. Так детская забава стала мне подспорьем в работе.

Часть 4. Вместо заключения. Всё, что было – было не зря.

        Вот так в ежедневных поисках и экспериментах прошло почти тридцать лет. Когда люди узнают, кем я работаю, то кто-то презрительно ухмыляется, мол, ну и выбрала! Некоторые сочувственно качают головой. Я прекрасно понимаю: прозы в школе больше, чем достаточно…Очень актуальные строчки встретились в Сети:

Многие не хотят и слышать о школе

после десятилетия за партой,

Мечтают выпрыгнуть

из школьной рутины

классно-урочного стандарта,

Тысячи не верят в образовательные реформы,

Обвиняя нынешних учителей.

Тысячи не принимают школьные нормы,

Но почти все приводят сюда

своих детей.

Маловато романтики, не правда ли? Чего ждать от того, чему не доверяешь? Хотя в буквальном смысле доверяешь своего ребенка школе.

От безысходности и по привычке? Или в надежде, что повезет, что попадется

хороший учитель?.. Так что большинство при встрече уважительно заводит разговор о том, что волнует: о детях, о школе, о будущем…И я снова и снова убеждаюсь в правильности своего выбора. Да, я - учитель! Я вышиваю свою судьбу, учу этому своих детей-учеников. И я   – счастливый человек:

У меня в сентябре Новый год. 
У меня сорок пять минут час. 
У меня на работу звонок. 
Мое место рабочее — класс. 
Говорю я весь день напролет. 
Не страшны мне ни грохот, ни шум. 
У меня тридцать пять недель год, 
А обед — лишь пятнадцать минут. 
Я умею читать по глазам. 
То шучу, то пишу, то сержусь. 
Я работу свою не отдам. 
Я — учитель. И этим горжусь
![3]

          Да, я горжусь тем, что не могу с ходу посчитать, для скольких учеников я стала учителем. Жизнь разбросала их по всей стране, среди них есть и врачи, и строители, и военные, и юристы. Три ученицы сейчас работают учителям в поселковых школах. Но самое главное -  все мои ученики стали хорошими специалистами, заботливыми родителями, достойными людьми. Не об этом ли мечтает каждый учитель?!


[1] Н. А. Островский «Как закалялась сталь» (ч. 2, гл. 3)

[2] Л. Ошанин. «Учитель» 

[3] «Учитель» Алёна Кащеева



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Орловская средняя общеобразовательная школа № 2

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

учителя русского языка и литературы

учителя высшей категории

КРАМАРЕНКО ЕЛЕНЫ ВИКТОРОВНЫ

2019г.


Аналитическая записка

В условиях введения  образовательных стандартов современный учитель использует системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация данного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности,  открыть для себя новые знания и включить их в свою систему знаний. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

ФГОС декларирует  необходимость формирования у школьников  не только освоение учащимися конкретных знаний в рамках отдельных дисциплин, а также общеучебные умения и навыки, способы деятельности.  Наиболее эффективнымявляется комплексное обучение речи, при котором умение воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируется в сочетании с умением строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности формируются умения,  общие для всех видов.

Конечная цель обучения русскому языку -  это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей. 

         Новизна работы с текстом в том, что программа формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ, являющихся неотъемлемой частью ООП ООО, включает описание содержания и организацию работы по формированию основ смыслового чтения. В грамотности чтения оцениваются умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: нахождение информации, заданной в явном и неявном виде; интерпретация текста; рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка. Один из предполагаемых личностных результатов в курсе русского языка,  направленного на реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку является формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения, работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, то есть новизна опыта состоит в совершенствовании  форм обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку, творческом переосмыслении методов обучения и их отбора и систематизации.

Цель работы - создание банка форм, методов и методических приёмов, позволяющих  активизировать работу с текстом на уроках русского языка, способствующих формированию универсальных учебных действий учащихся.  Для реализации данной цели я сформулировала для себя следующие задачи:

1) изучить и  проанализировать опыт по теме, изложенный в педагогической литературе;

2) апробировать на уроках русского языка формы, методы и приёмы, основанные на работе с текстом и способствующие формированию и развитию универсальных учебных действийучащихся;

3)создать  тематический текстовый материал, используемый для практической работы, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.

В последнее время много говорят и пишут о модернизации российской системы народного образования. Это сложный и многогранный процесс, результативность которого зависит и от качества учебников, и от школьных программ, и от успешности реализации их содержания в школьной практике.  Это побудило меня к выбору УМК, предназначенных для формирования и развития универсальных учебных действий  учащихся. В 5-9-х классах по русскому языку я работаю по УМК под редакцией М.М.Разумовской, в 10-11 классах по УМК под редакцией Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина. В преподавании литературы я использую УМК под редакцией  Г.С.Меркина.

Успешность обучения заключается не только в новых УМК, но и в обновлении методики преподавания, внедрении инновационных педагогических технологий. Занимаясь методологическим изучением, я апробировала формы, методы и приемы, которые  способствуют  формированию  и развитию универсальных учебных действий учащихся, основанных на работе с текстом.

Последние 4 года я работаю над проблемой «Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования универсальных учебных действий учащихся».  Работа над данной темой требует от меня, как от учителя, существенного обновления  и отбора содержания образования.

Теоретическое обоснование опыта основывается на положениях ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков.

Л.П.Федоренко принадлежит мысль об использовании текста как основы создания на уроках речевой среды. Продолжение работы по данному направлению мы находим у профессора А.Д. Дейкиной  / и Т.М. Пахновой (профессора кафедры методики преподавания русского языка МГПУ. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста

Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения.

В ходе педагогической практики я пришла к выводу, что наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие методы организации работы с текстом:

• лингвостилистический анализ текста;

• интеллектуально-лингвистические упражнения;

• «самодиктанты»; различные виды диктантов;

• сочинение-рассуждение;

• редактирование текста;

• работа с текстами-миниатюрами;

• коммуникативные и игровые ситуации.

Уроки по лингвостилистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. При подведении итогов урока учащиеся  говорят, что они отрабатывали навык лингвостилистического анализа текста, определяли его тему и идею.

На основе образцовых текстов провожу самодиктанты.
Учащиеся  непроизвольно запоминают  такие тексты, умеют  легко их воспроизводить. Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли». С целью стимулирования  коммуникативно-познавательной  деятельности учащихся предлагаю  диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением).  Работа  с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся.

С целью  активизации интеллектуальной и речевой  деятельности применяю нестандартные формы уроков, способствующие осуществлению личностного подхода к учащимся. Это такие формы уроков, как: уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные уроки, включающие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т. п.

В практике работы такой урок (урок-исследование, урок словесности, деловая игра и т. п.)  я провожу,  соблюдая следующие этапы:

• целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания; 
• планирование (школьники вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий);

• исследование (исследование текста, решение промежуточных задач); 
• дискуссия (учащиеся обсуждают ход урока, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения);

• итоговая творческая работа.

В ходе деятельности происходит обобщение материалов в устной и письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т. п. Языковой материал предъявляю учащимся в виде карточек с текстами, заданиями, справочным и инструктивным сопровождением. С 2014 года в итоговую аттестацию школьников введена такая форма как итоговое сочинение (11 класс). Именно  работа с текстом лежит в основе подготовки к этому  экзамену. Особое внимание я уделяю формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Как показала  практика, наиболее эффективно в этой связи сочетание двух направлений работы. С одной стороны, анализ готовых  художественно-публицистических текстов с разных точек зрения: осмысление целевой установки высказывания, его назначения и предполагаемых результатов воздействия на человека; выявление смысла и способов создания речевых высказываний, прослеживание пути от мысли к ее словесному воплощению; определение коммуникативной задачи текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем текста), его логического и композиционного замысла, анализ отбора лексики и сочетаемости слов, риторических приемов. С другой стороны, регулярное  выполнение обучающимися письменных заданий различного объема на основе литературного произведения (или его фрагмента). Такая деятельность помогает учащимся справиться с выпускным итоговым сочинением.

Для постижения закономерностей построения текста, знакомства со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка использую следующие виды  деятельности:

- нахождение границ  предложений в тексте;

- деление текста на абзацы;

- восстановление деформированного текста;

- собирание текста из фрагментов;

- определение темы, главной мысли, идеи;

- озаглавливание;

- дописывание концовки текста;

- создание текстов разных стилей, разных типов речи.

         С целью формирования коммуникативных умений учащихся применяю в учебном процессе  систему приемов работы над текстом, которую создала посредством изучения  методологических  материалов и применяю ее в выше перечисленных видах деятельности.

Для подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах предлагаю прием «Комплексный анализ текста». Работу над анализом текста начинаю в 5 классе на уроках русского языка и продолжаю до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста. Пример такой работы:

8 класс. Тема: «Односоставные предложения. Повторение. Используется миниатюра из книги В.П.Астафьева «Затеси» «Долбят гору».

Фрагмент 1.

Долбят гору.

Подрубили, обнажили пригородную Базайскую гору. Огородами её стиснули. Электропроводами опутали. Дачами опятнали. Карьером изуродовали.

Задания:

Спишите заголовок и фрагмент текста.

Подчеркните основы предложений, определите виды предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений.

Назовите виды и особенности односоставных предложений, которые автор не употребил в данном фрагменте текста.

Фрагмент 2.

В юности, ещё в войну, мы, фэзэушники, слабые от долгой зимы, полуголодной житухи, карабкались на ту крутую гору за первыми подснежниками и затихали в теплом поднебесье. Нам хотелось жить, любить, надеяться на лучшее.

Задания:

1) Запишите под диктовку следующий фрагмент текста.

Подчеркните основы предложений, определите виды предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений.

Объясните постановку знаков препинания в первом предложении (повторение знаков препинания при уточнении и приложении).

Фрагмент 3.

Целые районы с готовой землёй заброшены, порастают дурьём.

Неужели вам мало места, люди? Неужели ради огородного участка нужно сносить леса, горы, всю святую красоту?

Так ведь незаметно и себя под корень снесём.

Задания:

1) Спишите с доски последний фрагмент текста.

2) Определите виды предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений.

3) Какова роль двух последних односоставных предложений: какая фигура речи построена на них автором (риторические вопросы)?

Далее задание

1) Прочитайте весь текст целиком.

2) Определите тему всего текста.

3) Определите микротемы каждой из частей (Фрагменты 1, 2, 3). Запишите основные мысли в черновик.

4) Сопоставьте фрагмент биографии В.П.Астафьева с содержанием второй части миниатюры.

Выполнение заданий данной части являются примером того, что работа с художественным текстом при обучении русскому языку даёт возможность формировать филологическую компетенцию учащихся, позволяет им постигать культурные смыслы, заключённые в тексте, формирует систему ценностей.

В качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении  нового материала я использую прием «Письмо с дырками»

а)  при знакомстве в 5 классе с понятием «текст» предлагаю  восстановить древний  пергамент, в котором  некоторая информация  оказалась утраченной.

Текст – это связанное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между собой … и посвящённых одной … Основные признаки текста.

1. Единство … текста.

2. Наличие … мысли текста.

3. Относительная … текста.

4. Определённый … предложений.

5. … связь предложений в тексте.

На первых порах с подобными текстами или при работе с детьми минимального уровня усвоения знаний, готовлю  слова для справок.

б) знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного.  Составление рассказа о существительном по опорным словам.

1) Имя существительное обозначает…

Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.

2)  Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:

… или ….

… или …

Относятся к … или …,  или … роду,  к … , или … , или ….. склонению.

Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….

Существительные изменяются по … и … .

3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , …

Имя существительное не является членом предложения, если… .

С целью  осмысления полученной  информации, формирования у каждого ученика собственного отношения к изучаемому материалу использую прием «инсерн».  Изучение новой темы, как правило, базируется на имеющихся у обучающихся знаний.  В связи с этим вместо традиционных вопросов, позволяющих выявить, что помнят учащиеся  по данной теме, предлагаю самостоятельно познакомиться с теоретическим материалом и сделать пометки на полях: 

«V» - знаю;

«+» - новое для меня;

«- » - думал иначе;

«?» - не понял, есть вопросы.

Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся. Учащиеся задают  вопросы, замечают  некоторые противоречия в сложившейся для них системе знаний. Так, изучая тему «Обособленные члены предложения» в 8 классе, ребята делают «открытие» для себя: вдруг выясняется, что причастный оборот обособляется не только в том случае, если стоит после определяемого слова (как гласит правило в 7 классе), а имена прилагательные могут входить в состав распространённых или нераспространённых обособленных членов.

Программой русского языка, особенно в старших классах, предусмотрено знакомство с текстами, посвящёнными лингвистам прошлого и настоящего. Эта работа редко вызывает интерес учащихся, но она по-своему нужная и важная. В таких случаях  я прибегаю к приёму «синквейн, позволяющему высказать свою точку зрения  – стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строка – это синоним из одного слова (или словосочетание), который повторяет суть темы.

Так, после знакомства в 9 классе с текстом, посвященным А.М. Пешковскому, обучающиеся представили организатора отечественной филологии следующим образом:

Александр Матвеевич Пешковский

Эрудированный, осведомлённый

Исследовал, создавал, редактировал

Знаток и любитель русского синтаксиса

Учёный

Ещё один приём, который я использую в своей работе, это составление кластера. Это способ графической организации материала  позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Подготовительная работа состоит в следующем:

1. Выбираю текст  для  чтения. Критерии для отбора:

- текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);

- динамичный, событийный сюжет;

- неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делю  на смысловые части. Прямо в тексте отмечаю, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3.  Заранее продумываю  вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

4. Составляю  инструкцию и организовываю  процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом.

Последовательность действий:

  • посередине чистого листа (классной доски) пишу ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;
  • вокруг «делаем  наброски» слов или предложений, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»);
  • по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В работе над кластерами  соблюдаем  следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле по данной теме. Данный прием я часто использую при подготовкеучащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С в КИМ-ах ЕГЭ по русскому языку), т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или ином этапе.

Для проведения структурного анализа причинно-следственных связей в тексте предлагаю  обучающимся прием «Фишбоун». В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет». В голову «скелета» вписываем проблему, которая рассматривается в процессе работы над произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируем причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи представляют  собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещаем  вывод по решаемой проблеме. Технология работы с приёмом«фишбоун» провожу  индивидуально, парно и по группам. «Фишбоун» - это мини - исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать такие  универсальные учебные действия, как:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

- извлечение необходимой информации из литературного произведения и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму)

- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы

- согласование и координация личной деятельности с другими участниками при совместной работе.

Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь следующих результатов:

• у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;

• более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;

• повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах.

Мониторинг качества работы:

Учебный год

Русский язык

Литература

КЗ

УО

КЗ

УО

2015-2016

76

100%

78

100%

2016-2017

76,5

100%

80

100%

2017-2018

77,5

100%

80

100%

2018-2019 (1 полугодие)

77

100%

79

100%

В 2017-2018 учебном году мои ученики были участниками итоговой аттестации в форме:

-  ЕГЭ по русскому языку (КЗ –74%, УО – 100%);

- ОГЭ по русскому языку (КЗ – 65%, УО- 100%);

-  ОГЭ по литературе (КЗ-100%, УО- 100%).

Показателем успешности  работы над текстом  является результат итогового сочинения 2017года: все учащиеся справились с работой, причём по критериям К-3 «Композиция и логика рассуждения»,  К-4 «Качество письменной речи» большинство учащихся (18 из 19) получили «зачёт»

С 2017 года  в ГИА было введено итоговое собеседование (9 класс). Для успешной сдачи экзамена по разговорному русскому требуется: умение выразительно читать тексты различных стилей; хорошее владение литературной речью; использование базовых понятий ораторского искусства; умение обходиться без слов-паразитов; способность быстро и четко формулировать свои мысли; аргументируя свое мнение, оперировать фактами из разных предметных областей.

Результаты устного собеседования 2018г.:  Большинство учащиеся (42 из 51) справились с работой. Показательным является тот факт, что по блокам «Выразительное чтение» и «Создание монологического высказывания на заданную тему» зачёт получили 41чел. -  80% учащихся, по блоку «Осложнённый пересказ» -35чел. -  69%учащихся.

Умение гармонично соединить жизненный и литературоведческий подходы к осмыслению текстового материала является необходимым условием успешной работы над олимпиадными заданиями. Мои  воспитанники принимают участие  в предметных олимпиадах на муниципальном  уровне  и занимают призовые места:

Учебный год

Участники олимпиады

Результат

Русский язык

2016-2017

Бережной  Данил (10кл)

призер

2017-2018

Годионенко Виктория (11кл)

призер

Литература

2016-2017

Мельник Елена (10кл)

призер

2017-2018

Крутогузенко Ксения(9кл)

призер

Формирование универсальных учебных действий посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика.

2015-2016

«Лучший урок письма -2016»

Плешакова Екатерина

призёр

2016-2017

МЭ Всероссийский конкурс сочинений

Павелко Диана

призёр

2017-2018

МЭ регионального конкурса ученических работ «Читая Закруткина»

Крутогузенко Ксения

призёр

2017-2018

МЭ Всероссийский конкурс сочинений

Павелко Диана

призёр

Основными формами обобщения и распространения опыта являются:

- открытые уроки на школьном и муниципальном  уровне:

  • 2016 г.,  школьный уровень 5А класс «Его басни переживут века…  Урок-игра по басням И.А. Крылова.
  • 2016 г.,  муниципальный уровень, 6 «А» класс, «Приставки ПРЕ- и ПРИ»
  • 2017г.,  школьный уровень Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку «Путешествие в страну Стилистику".
  • 2017г., муниципальный уровень, 8 класс, «Что такое красота» (подготовка к написанию лингвистического сочинения)

- выступления на школьных и районных методических объединениях:

  • 2016г. РМО «Подготовка к итоговой аттестации по литературе в 9-11 классах: формы работы»
  • 2017г. РМО «Развитие метапредметных умений на основе работы с текстом. Модели создания вторичных текстов»
  • 2017г ШМО «Оценка метапредметных результатов в основной школе: смысловое чтение»
  • 2018г. РМО ««Достижение метапредметных, предметных и личностных результатов в школьном курсе русского языка. Дидактический потенциал УМК М. М. Разумовской»

- участие в проведении семинаров на муниципальном уровне:

  • 2016г «Многоаспектный анализ текста как этап подготовки к итоговому сочинению»
  • 2017г. «Методические аспекты в работе с текстом на уроках русского языка при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации». (Мастер-класс)

- выступление на педагогическом совете школы:

  • 2016г. «Инновационные технологии, направленные на формирование УУД на уроках русского языка и литературы»
  • 2017г. «Лингвистический анализ художественного текста как способ формирования языковых и коммуникативных компетенций учащихся. Подготовка учащихся 11 классов к написанию сочинения»

С 2014 года я вхожу в состав комиссий по проверке работ ГИА по русскому языку и литературе. Ежегодно участвую в проведении ЕГЭ и ОГЭ (являюсь организатором в аудитории), а также членом комиссии по проверке олимпиадных работ муниципального уровня.

На протяжении всех лет работы в школе я являюсь классным руководителем. Внеурочная деятельность, проводимая мною в классе, служит продолжением учебной деятельности и направлена на систематическое образование и развитие интеллектуальных способностей учащихся, позволяет раскрыть творческий потенциал школьников. Последние 17 лет  в своих классах организую работу экологического объединения «Зелёный патруль», участники которого ведут агитационно-просветительскую работу по пропаганде экологических знаний:

- создание  творческих проектов (Защита экологического флага в рамках фестиваля «Воспетая степь – 2016» (1 место),

- выпуск и распространение листовок «Чисто там, где не сорят!»),

- участие в различных конкурсах (IV и V Детский Международный  литературный конкурс "Сказка в новогоднюю ночь"(дипломы II степени Паутова В., Ковшарева В.)

- Международный конкурсе «Безопасный интернет» от проекта internet-pravila.ru – дипломы I и II степени)

- подготовка и проведение общешкольных мероприятий (Осенний бал – «У природы нет плохой погоды», новогодний карнавал – «В поисках Деда Мороза», Вечер встречи выпускников – приветствие юбилярам « Вашей дружбе -50», Конкурс агитбригад «Мы выбираем ЗОЖ»)

Представленная результативность выявлена благодаря  умению анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров, что, в свою очередь, является показателем высокого уровня сформированности  познавательной компетенции.
Использование выше перечисленных форм, методов и  методических приёмов работы с тестом позволяет учителю выполнить задачу, обозначенную в стандартах. А именно:

Выпускник научится:

  • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
  • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
  • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
  • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
  • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
  • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Выше изложенный опыт по работе с текстом уместен и эффективен в урочной, во внеклассной и внешкольной работе, с успехом может использоваться не только учителями русского языка и литературы, но и педагогами начальной школы с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.