Мои публикации

Гвозденко Евгения Александровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 68

РЕФЕРАТ

Технология

модульного обучения как средство развития познавательного интереса у обучающихся старшего звена

Выполнил:

Дзюбак

Евгения Александровна,

учитель информатики,

1 категория,

пед.стаж – 15 лет

г. Хабаровск

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Особенности формирования познавательного интереса у обучающихся………6

  1. Формирование познавательного интереса у обучающихся……………………………6
  2. Познавательный интерес у обучающихся старшего звена…………………………….7

Глава 2. Сущность модульного обучения как средства развития познавательного интереса ………………………………………………………………………………………8

2.1 Преимущества модульного обучения…………………………………………………...8

2.2 Модульная программа. Модульный урок……………………………………………...11

Заключение…………………………………………………………………………………..15

Литература………………………………………………………………...…………………18

Приложения………………………………………………………..………………………….1

Введение

В условиях современной действительности вызывает повышенный интерес во всем мире проблема качества образования. Концепция модернизации российского образования ставит перед школой большие задачи.

Основная задача школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять парадигму ученика и учителя в учебном процессе. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Для решения этой задачи требуется такая педагогическая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его самостоятельности, коллективизма, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Такой технологией является модульное обучение.

Модульное обучение зародилось в конце второй мировой войны в ответ на обострившиеся социально-экономические нужды, когда были крайне необходимы системы обучения профессиональным умениям в относительно короткий период. Были детально изучены индустриальные задачи и разработаны инструкции по их теоретическому и технологическому применению, а также инструкции по технике безопасности в разных сферах промышленности. Это было уже разновидностью модульного обучения, но этот термин еще не был адаптирован к образованию и профессиональному обучению. И только более чем через десять лет авторитеты в сфере образования и профессионального обучения отозвались на тенденцию систематизировать техническое и профессиональное обучение на модульной основе.

Идеи модульного обучения берут начало в трудах Б.Ф. Скинера и получают теоретическое обоснование и развитие в работах зарубежных ученых Дж. Расселла Б. и М. Гольдшмид, К. Курха, Г. Оуeнса. Толчком к внедрению модульных технологий послужила конференция ЮНЕСКО, прошедшая в Париже в 1974 году, которая рекомендовала "создание открытых и гибких структур образования и профессионального обучения, позволяющих приспосабливаться к изменяющимся потребностям производства, науки, а также адаптироваться к местным условиям". Этим требованиям наилучшим образом отвечало модульное обучение, которое позволяло гибко строить содержание из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать наиболее подходящие из них для определенной аудитории обучающихся, которые, в свою очередь, получали возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой в удобном для них темпе.

В нашу страну модульное обучение проникло в конце 80-х годов благодаря трудам исследователя П.А. Юцявичене и ее учеников.

Цель модульного обучения состоит в создании наиболее благоприятных условий развития личности, познавательного интереса путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.

Модульное обучение, впитав динамику развития современных дидактических теорий, синтезировало в себе их особенности, что позволило более удачно сочетать различные подходы к отбору содержания, его представлению и способам организации учебного процесса. Это свидетельствует о преемственности модульного обучения по отношению к другим теориям и концепциям обучения.

Действительно, от программированного обучения модульное переняло способы управления учебным процессом. Причем модульное обучение позволяет преодолеть фрагментарность программированного путем создания целостной наглядной программы и проблемной подачи содержания в модуле, позаимствованной из проблемного обучения. Модульное обучение характеризуется адаптивностью, реализация которой отражается в специфических способах организации индивидуально-дифференцированного обучения. Такая проблема, как большой удельный вес самостоятельной работы обучающихся и недостаток делового общения, в модульном обучении удачно компенсируется нетрадиционными формами и методами активного обучения, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать в них любознательность и формировать коммуникативные навыки.

Теоретический анализ модульного обучения позволил выделить следующие его особенности:

- модульное обучение обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модульной программе и модулях;

- модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;

- модульное обучение предусматривает вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.

Эти отличительные особенности модульного обучения позволяют выявить его высокую технологичность, которая определяется:

 - структуризацией содержания обучения;

- четкой последовательностью предъявления всех элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления учебным процессом) в форме модульной программы;

- вариативностью структурных организационно-методических единиц.

Итак, обобщая анализ модульного обучения, можно определить его как основанное на деятельностном подходе и принципе сознательности обучения характеризующееся замкнутым типом управления благодаря модульной программе и модулям и являющееся высокотехнологичным [12; 1]

Изложенные выше факты определили тему моего исследования: «Технология

модульного обучения как средство развития познавательного интереса у обучающихся старшего звена».

Цель: выявление достоинств модульной технологии, позволяющей в процессе обучения повышать познавательный интерес учащихся, уровень образовательного процесса, развивать самостоятельную и творческую способность каждого учащегося.

Задачи исследования:

- выявить психолого-педагогические особенности и средства формирования познавательных интересов старшеклассников;

- изучить состояние проблемы модульного обучения в психолого-педагогической теории и практике

Глава 1. Особенности формирования познавательного интереса у обучающихся

  1. Формирование познавательного интереса у обучающихся

Интерес – это тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность – во влечениях, желаниях, воле. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес – ознакомиться с ним. Интерес – мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности [6; 189]

Одним из самых значительных областей общего феномена «интерес» выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. Так как именно в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях, раскрывающих общую картину мира.

Таким образом, «познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность  человека, его познавательные возможности» [7; 21].

Познавательный интерес складывается в процессе жизнедеятельности человека и в конечном итоге становится устойчивой чертой характера. Но для этого необходимо систематически укреплять и развивать познавательный интерес.

В рамках достаточно широкого понятия «познавательный интерес» можно выделить особый вид интереса – интерес к учебному предмету.

Интерес к учебному предмету – направленность личности на процесс овладения знаниями, избирательно обращенная к определенному учебному предмету. Интерес к учебному предмету выступает как разновидность, частный случай познавательного интереса.

В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной, в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения.

В связи с этим возникает необходимость наличия у школьника интереса к учебным предметам, для целенаправленного и эффективного усвоения новой информации.

  1. Познавательный интерес у обучающихся старшего звена

У школьников старшего школьного возраста мотивы учения начинают воплощать их потребности и стремления, связанные с будущей позицией в жизни и с их профессиональной трудовой деятельностью.

Определяющим фактором развития в старшем школьном возрасте становится формирование научного и морального мировоззрения. Собственные задачи и требования школьника не только становятся побудителями его поведения, но и выполняют функцию организации всех других его потребностей и стремлений.

В психолого-педагогических исследованиях познавательный интерес рассматривается в числе главных новообразований раннего юношеского возраста, как катализатор «широких познавательных интересов», так как он затрагивает закономерности учебного процесса и основы многих наук.

Старшеклассники в большинстве своем характеризуются ярко выраженным отношением к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из самых общих черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчивостью, память — логическим характером. Психологи, изучавшие этот возраст, подчеркивают рост интеллектуальных сил учащихся. Их мыслительная деятельность характеризуется все более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые факты и явления в систему. Существенные изменения наблюдаются в стиле их умственной деятельности, которая носит все более активный, самостоятельный творческий характер. Учение приобретает непосредственный жизненный смысл, так как школьники отчетливо сознают, что необходимым условием статочного участия в будущей трудовой жизни являются приобретенные знания и умения.

Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям.

Одной из особенностей учащихся старших классов является возросшая у них потребность в объяснении того, зачем они делают то или иное задание, изучают тот или иной вопрос. Не всегда общезначимые цели обучения служат стимулом для учащихся, они нуждаются в мотивировках более близких, более конкретных[1; 352 ]. 

Глава 2. Сущность модульного обучения как средства развития познавательного интереса

2.1 Преимущества модульного обучения

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены: учебное содержание и технология овладения им. Т.о. модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

Цель модульного обучения: содействие развитию познавательного интереса,  самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала

В основе модульного обучения лежат научные идеи:

- Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, учитель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

- Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.
В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).

- В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль - эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.

- Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств. [11; 1]

Модульное построение курса дает ряд значительных преимуществ и является одним из эффективных путей интенсификации учебного процесса.

К числу преимуществ данного метода обучения относятся:

•  обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними;

•  системный подход к построению курса и определению его содержания;

•  гибкость структуры модульного построения курса;

•  эффективный контроль за усвоением знаний учащихся;

•   быстрая дифференциация учащихся;

Модульное формирование курса дает возможность осуществлять перераспределение времени, отводимого учебным планом на его изучение, по отдельным видам учебного процесса расширяет долю практических и лабораторных занятий, а также самостоятельной работы учащихся. Возникает необходимость в новых формах лекции, при которых наряду с фундаментальной подготовкой ученик получал бы необходимые навыки и знания в области общей методологии проектирования и эксплуатации оборудования, разработки современных прогрессивных технологий.

При комплексном рассмотрении содержания обучающих модулей исключается дублирование в изучении предмета, появляется возможность обоснованного введения в учебный процесс элементов научных исследований и проведения научно-исследовательских лабораторных работ.

Модульной структурой обусловлено усиление мотивации обучения, поскольку ученик заинтересован в получении информации, посещении лекций и лабораторно- практических занятий. Он сам решает вопрос поэтапного контроля, более того, заинтересован в нем как в определенной ступени на пути продвижения к конечной цели.

Таким образом, модульная система образования и связанные с ее введением интенсификация информационно-деятельного процесса обучения, система контроля знаний может в значительной мере повысить целенаправленность творческой деятельности личности, развитию познавательного интереса.

Бесспорно, внедрение модульного обучения потребует определенной организационной перестройки учебного процесса. Она будет касаться планирования работы преподавателей, подготовки лабораторной базы к фронтальному проведению работ, разработки соответствующего методического обеспечения, организации контрольных проверок знаний. [11; 1]

Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:

  1. содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, ученик получает от учителя советы в письменной форме как рационально действовать;
  2. изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего;
  3. ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;
  4. отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся. [10; 1]

2.2 Модульная программа. Модульный урок

Первым важнейшим компонентом модульной технологии обучения является модульная программа, которая составляется учителем. В ней прописываются цели обучения и последовательность изучения каждой темы (последовательность уроков). Модульная программа – не конспект урока или планирование учебного материала учителем, это программа деятельности учащегося по изучению определенной темы.

Модульная программа позволяет учителю четко и целостно проанализировать всё содержание учебного материала с точки зрения особенностей и сложности его изучения, спланировать результаты  обучения. Компонентами модульной программы являются дидактические цели и совокупность модулей. Каждый модуль разбивается на учебные элементы. Разрабатывая учебные задания, учитель опирается на состав учения, т.е. ориентирует ребят на цель учебной деятельности, мотивирует её принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивается таким образом самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

Рассмотрим последовательность действий учителя при составлении модульной программы (Приложение 1)

Первый шаг - это представление учебного курса как системы, т.е. первичное структурирование содержания  и выделение стержневых линий всего учебного курса.

  • Сначала учитель сам, а затем вместе с методическим объединением выделяет стержневые линии всего учебного предмета
  • Следующее действие состоит в отборе содержания для каждого класса по каждой стержневой линии.
  • Отобранный материал сводится в таблицу.

Таким образом, учитель получает наглядное представление о содержании своего предмета и по каждому классу, и по восходящей от класса к классу.

Второй шаг состоит в том, что на каждый класс составляется технологическая карта, в ней указываются стержневые (содержательные) линии, ведущие и сопутствующие знания; сложные темы; внутрипредметные и межпредметные связи курса. Приведем ее возможный вариант.

Стержневые

линии

Ведущие

знания

Второстепенные линии

Сопутствующее повторение

Трудноусваивае

мые темы

Внутри

предметные

связи

Межпредметные

связи

Пути

Преодоления затруднений

 Рис. 1 .Технологическая карта по каждой параллели классов

Составив такую карту, учитель четко и целостно видит все содержание с точки зрения особенностей и сложности его изучения.

Третий шаг - создание модульной программы, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей модульной программы.

  • Каждой модульной программе дается название, которое отражает суть выбранной для нее крупной темы или раздела.
  • Затем формулируется комплексная дидактическая цель на трех уровнях : значение этих знаний для духовного развития личности, для жизненной практики и профессионального самоопределения; знания; умения.

Четвертый шаг связан с выделением в комплексной дидактической цели интегрирующих дидактических целей - также на трех уровнях - для каждого модуля и отбором его содержания, которое представляет собой законченный блок информации, т.е. выстраивается система модулей.

Пятый шаг - градация интегрирующих дидактических целей на частные дидактические цели и формирование содержания учебных элементов, составляющих модуль.

В результате вырастает дерево целей: комплексная дидактическая цель - интегрирующие дидактические цели - частные цели с подобранным под каждую из них содержанием.

Шестой шаг - построение самого модуля.

  • Построение модуля начинается всегда с формулировки интегрирующей цели
  • Затем дается задание для входного контроля, цель которого - установить готовность учащихся к работе.
  • Определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий ученика и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений.
  • Наполняется содержанием предпоследний элемент модуля - резюме, обобщающее ход выполнения заданий.
  • Составляются задания выходного контроля. Их смысл в выявлении степени овладения содержанием модуля (Приложение 2)
  • Продумываются структурно-логические схемы обобщения материала модуля и возможные ошибки учащихся при их построении. [10; 1]

Другой элемент модульной технологии обучения – модульный урок. Модульный урок состоит из двух академических часов. При составлении модульного урока, используют следующие элементы:

  • формулировка темы урока;
  • определение и формулировка целей урока и конечных результатов обучения;
  • разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ);
  • подбор необходимого фактического материала;
  • определение способов учебной деятельности учащихся;
  • отбор методов и форм преподавания и контроля;
  • составления модуля данного урока.

Каждый учебный элемент в модульном уроке – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебный элемент (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество – 7), но среди них должны присутствовать следующие:

  • УЭ-0 – определяется интегрирующая цель по достижению результатов обучения.
  • УЭ-1 – включает задания по выявление уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.
  • УЭ-2 и т.д. – отработка учебного материала.
  • УЭ-п (где п – номер последнего учебного материала) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы с учетом оценки окружающих).

В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формированное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важнейшего процесса.

В процессе изучения модуля учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, работая с учебником и д.р. источникам информации. В результате учебной деятельности на уроках возрастает интерес к предмету, так как один вид деятельности сменяет другой. [5; 42-65]

Создание учебных модулей подчиняется системе требований к заданиям, к деятельности учащихся и учителя.

1. Задания осуществляют непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей; дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности; проблемны, ориентируют на поиск проблем и их решений; отражают механизм усвоения знаний; включают повторение изученного (составление таблиц, сравнительных характеристик и т.д.); интегрируются целью модуля.

2. Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии.

3. Изменяется принципиально деятельность учителя. Его главная задача - разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т. е., используя потенциал модульного обучения осуществляет рефлексивное управление обучением.

Модульный урок существенно отличается по своей технологии от обычной методики учебной деятельности, более соответствует основным характеристикам психического развития ребенка. Учитывается то, что информационная емкость зрительных образов по сравнению со слуховыми больше. Эта психологическая закономерность учитывается при организации деятельности школьников на уроке. Рассказ, монолог учителя, т. е. слуховая форма восприятия, преобладающая в традиционном обучении, не ведет к созданию образов тех знаний и способов, которыми должен овладеть ученик. Возникает педагогический парадокс: чем больше учитель рассказывает и сам работает на уроке, тем меньше понимают учащиеся, хуже мыслят. Понимание - результат собственной мыслительной, исследовательской работы, новое знание о тех явлениях, над которыми ученик думал. Полноценное понимание достигается не на основе объяснения и слушания, а в процессе собственного анализа и синтеза. Таким образом, учебный процесс необходимо реализовать так, чтобы ученик сам оперировал учебным содержанием прочно и осознанно.

При модульном подходе принципиально меняется деятельность учителя на уроке. Он переходит от традиционной объяснительной методики передачи готовых знаний к разработке модульных программ, блоков-предписаний, обучающих и развивающих карточек. На учебном занятии он мотивирует, организует, консультирует, т. е. использует потенциал модульного подхода, осуществляет мотивационно-рефлексивное управление обучением (Приложение 3)

Заключение

Проектно-модульная методика преподавания дает, с одной стороны, учителю возможность творческого, а вместе и с тем и профессионального роста, расширяет горизонты самореализации и инициативы, с другой стороны ставит перед ним задачи, требующие  напряженного педагогического труда и неординарности мышления.

Первый опыт проведения модульных уроков в курсе информатики показал достаточно высокую перспективность вышеуказанной педагогической технологии.

Перестройка процесса обучения на модульной основе позволила:

  В процессе обучения повышать познавательный интерес учащихся 

Ученику  учится самому (он планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность).

Изменились  отношения учитель – ученик. У учителя  и ученика есть больше времени общаться, как индивидуально, так и посредством модулей. Их отношения более дружелюбные, исключающие конфликты. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как действовать, где найти ответ, как сформулировать мысль, получить похвалу от учителя, его поддержку.

Изменилась роль учителя. Учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение материала, а к тому, как лучше управлять деятельностью школьников, которая осуществляется через модули.

Задача учителя состоит в  структурировании содержания модуля, его целей, которые способствовали развитию познавательного интереса и логическому усвоению знаний: восприятию, пониманию, осмыслению, запоминанию, применению, обобщению, систематизации знаний.

На занятии учитель мотивирует, организует, координирует, контролирует, то есть, используя потенциал модульного  подхода, осуществляет мотивационно – рефлексивное управление обучением.

Для педагогически правильной организации модульного обучения сам педагог должен быть подготовлен. Он должен иметь представление о теоретических основах этой технологии. И, конечно, должен подойти к осмыслению его с позиции системного подхода. Этот подход предполагает:

•   Учет особенностей использования данной технологии

Интеграцию данного метода с другими как традиционными, так и современными

•   Осмысление разновидности модульного обучения как по содержанию, так и по оформлению

Проверку эффективности модульного обучения в разных педагогических ситуациях в зависимости от специфики преподаваемого предмета, темы конкретного урока, дидактической цели урока, подготовленности учеников, их познавательных возможностей, от учебно-материальной, от педагогического потенциала самого преподавателя

Отказ от универсализации, абсолютизации того или иного метода, в т.ч. модульного

•  Умение критически подойти к выработке оптимальных условий применения модульного обучения.

И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что учебно-воспитательный процесс двусторонний. В нем действуют, проявляют активность две стороны – учитель и ученик. И каким бы опытным, подготовленным не был учитель, но если ученики пассивны, не заинтересованы, не подготовлены – педагог бессилен решить поставленные задачи.

Однако, существуют и определенные трудности в использовании данного метода на уроках информатики. Некоторые учащиеся, не имеющие навыков самостоятельной работы с источниками информации, могут испытывать на проектно-модульных уроках определенный психологический дискомфорт. Задача учителя путем индивидуального консультирования помочь таким ученикам

Хочется предостеречь от некоторых ошибок, которые были мною замечены:

Модульное обучение необходимо  вводить постепенно с тем, чтобы сохранить незаменимое слово учителя, избежать сухости при изучении предмета, не разучить  учащихся говорить.

Конечно на модульную основу можно перевести учебный предмет целиком, однако первое время целесообразнее включать в курс отдельные уроки, усиливая полезный эффект традиционной системой обучения.

Прежде всего, не выходите с модулем сразу на весь класс. Вначале попробуйте на малой группе. Это облегчит определение и корректировку объёма, структуры, уровня трудности содержания, логики построения деятельности учащихся, эффективности контроля и самоконтроля.

Не стоит в модуль включать очень большой объём содержательной деятельности, что создает дефицит времени. Это происходит по двум причинам. Во-первых, у школьников не сформировано чувство времени, а, во-вторых, учитель сам, без оглядки на ученика задает ему темп работы.

Литература

  1. Божович Л.И.. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997
  2. Круподерова Е.П. Модульное обучение на уроках информатики. Тезисы докладов международной конференции "ИТО-95", М., 1995
  3. Принципы модульного обучения: Метод. разработка для преподавателей / Сост. О.Г. Проворова; Краснояр.гос.ун-т. – Красноярск, 2006. -32с.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 2004
  5. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М., Новая школа, 2001.
  6. Фридман, Кулагина Психологический справочник учителя, 1991
  7. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988
  8. http://alnadnik.rusedu.net/category/277/791  Модульное обучение физики в профильном классе
  9. http://kollegi.kz/publ/blochno_modulnaja_tekhnologija_prepodavanija_matematiki_i_informatiki_v_shkole/39-1-0-1563 Блочно-модульная технология преподавания математики и информатики в школе
  10. http://sdo.bsu.edu.ru/Edu/Part3/M2_2_3.html  Технология модульного обучения
  11. http://works.tarefer.ru/64/100522/index.html Доклад: Модульная технология обучения (МТО)
  12. www.amursu.ru/attachments/550_bank_j.doc Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Модульная программа

Тема: «Основы логики и логические основы компьютера» (20 часов)

  1. Содержание темы

Тема

Содержание

1. Формы мышления

Логика. Понятие. Высказывание. Умозаключение. Доказательство.

2. Алгебра логики

2.1. Логическое умножение, сложение и отрицание

Логические переменные. Логическое умножение. Логическое сложение. Логическое отрицание. Ввод логических функций с использованием электронных таблиц MS Excel.

2.2. Логические выражения

Логические выражения. Определение истинности логического выражения с использованием компьютерного калькулятора. Построение таблиц истинности логических выражений. Равносильные логические выражения.

2.3. Логические функции

Логические функции. Логическое следование. Получение таблицы истинности функции импликации. Логическое равенство. Получение таблицы истинности функции эквиваленции.

2.4. Логические законы и правила преобразования логических выражений

Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон двойного отрицания. Законы де Моргана. Правило коммутативности. Правило ассоциативности. Правило дистрибутивности. Правило равносильности. Правила исключения констант.

2.5. Решение логических задач

Решение логических задач

3.Логические основы устройства компьютера

3.1 Базовые логические элементы

Базовые логические элементы. Логический элемент «И». Логический элемент «ИЛИ».

Логический элемент «НЕ»

3.2 Сумматор двоичных чисел

Полусумматор. Полный одноразрядный сумматор.

3.3 Триггер

Триггер


  1. Технологическая карта

Стержневые

линии

Ведущие

знания

Второстепенные линии

Сопутствующее повторение

Трудноусваиваемые темы

Внутрипредметные

связи

Межпредметные

связи

Пути

преодоления затруднений

Формы мышления.

Логическое умножение, сложение и отрицание.

Логические функции.

Логические законы и правила преобразования логических выражений.

Формы мышления.

Логические операции.

Логические

законы.

Логические выражения

Решение логических задач

Базовые логические элементы

Триггер

Сумматор двоичных чисел

Компьютер и программное обеспечение.

Решение логических задач.

Триггер.

Сумматор двоичных чисел.

Аппаратная реализация компьютера.

Теоремы из геометрии.

Использование

схем


  1. Комплексная дидактическая цель (КДЦ)

Воспитательный аспект: предусмотреть использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника; воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.

Обучающий аспект: учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания.; осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность; формировать навыки - точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма; формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.

Развивающий аспект: развивать речь, обогащать и усложнять ее словарный запас; усложнять ее смысловую  функцию; учить анализировать, учить выделять главное, учить сравнивать, учить строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

Модули модульной программы

Модуль – 1 (М-1): Формы мышления

Модуль – 2 (М-2): Алгебра логики

Модуль – 3 (М-3): Логические основы устройства компьютера


4. Интегрирующая дидактическая цель

Модули

Воспитательный аспект

Обучающий аспект

Развивающий аспект

Формы

мышления

развитие целостности восприятия науки о логике, начиная с Аристотеля до Буля; развитие познавательного интереса.

  • знакомство с биографий ученого Древней Греции Аристотеля, ученого средних веков В.Лейбница, ученого ХIХ века Д.Буля; знакомство с понятием о науке логика и формами мышления.
  • развитие целостности восприятия науки  логика, определение и объяснение понятий

Алгебра логики

достижение сознательного усвоения материала учащимися с применением полученных знаний на практике

формирование умения определять истинность составных высказываний; навыков решения логических задач средствами

алгебры логики

развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания т.е

интеллектуальных способностей средствами ИКТ, а также интереса к разделу информатики - алгебре

логики

Логические основы устройства компьютера

развитие познавательного интереса:

формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний.

формирование

усвоение учащимися  функционального назначения электронных логических схем

формирование логического мышления; восприятие компьютера, как инструмента, работающего по законам логики

  1. Частные дидактические цели

Тема

Воспитательный аспект

Обучающий аспект

Развивающий аспект

1. Формы мышления

развитие целостности восприятия науки о логике, начиная с Аристотеля до Буля;

развитие познавательного интереса

  • знакомство с биографий ученого Древней Греции Аристотеля, ученого средних веков В.Лейбница, ученого ХIХ века Д.Буля; знакомство с понятием о науке логика и формами мышления
  • развитие целостности восприятия науки логика, определение и объяснение понятия,

развитие мировоззрения

2. Алгебра логики

2.1. Логическое умножение, сложение и отрицание

воспитание внимания, взаимопомощи и нравственных качеств

введение понятия алгебры логики: конъюнкции, дизъюнкции и инверсии

формирование логического стиля мышления, умения сравнивать и анализировать; умения использовать информационные технологии

2.2. Логические выражения

воспитание личностных качеств: самостоятельности

научить строить таблицы истинности по данному логическому выражению;

формирование умения обобщать и систематизировать

2.3. Логические функции

воспитание личностных качеств: аккуратности

знакомство с новыми логическими операциями

формирование умения сравнивать, делать выводы

2.4. Логические законы и правила преобразования логических выражений

воспитание личностных качеств: самостоятельности, аккуратности

знакомство с логическими законами и развитие навыка применения их на практике

Формировать умение получать и обрабатывать информацию

2.5. Решение логических задач

достижение сознательного усвоения материала учащимися с применением полученных знаний на практике

знакомство с понятием решения логических задач средствами алгебры логики

развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания, интереса ; умения сотрудничать и работать в группе,

3.Логические основы устройства компьютера

3.1 Базовые логические элементы

воспитание личностные качества: активности, самостоятельности, аккуратности в работе

формирование представление об устройствах элементной базы компьютера;

формирование навыки построения логических схем

формирование развития алгоритмического мышления;

умения извлекать пользу из образовательного опыта

3.2 Сумматор двоичных чисел

воспитание личностных качеств: активности; развитие познавательного  интереса

знакомство с базовыми логическими элементами; сумматором двоичных чисел

формирование умение определять и объяснять понятия

3.3 Триггер

воспитание личностных качеств: терпения

знакомство со структурной единицей оперативной памяти

формирование умение анализировать


  1. Построение модуля

Пример : Модуль – 2 (М-2): Алгебра логики

Интегрирующая дидактическая цель

Воспитательный аспект: достижение сознательного усвоения материала учащимися с применением полученных знаний на практике

Обучающий аспект: формирование умения определять истинность составных высказываний; формирование навыков решения логических задач средствами алгебры логики

Развивающий аспект: развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания т.е

интеллектуальных способностей средствами ИКТ, а также интереса к разделу информатики – алгебре логики

Входной контроль:

  1. Логика
  2. Формы мышления
  3. Понятие. Примеры из разных областей науки
  4. Высказывание. Примеры из разных областей науки
  5. Умозаключение. Примеры из разных областей науки
  6. Доказательство. Примеры из разных областей науки

Проверочные задания:

Обучающие самостоятельные работы по темам:

  • Логическое умножение, сложение и отрицание
  • Логические функции
  • Логические законы и правила преобразования логических выражений

Алгоритмы действий ученика:

На доске всегда написан план урока, включающий в себя вопросы опроса, нового материала, номера заданий, по закреплению материала, домашнее задание

Выходной контроль: Контрольная работа по данной теме

Структурно-логические схемы обобщения материала модуля

  • Построение таблиц истинности логических операций
  • Запись логических законов в виде таблицы: название закона, запись в виде формулы, запись в словесной форме

Приложение 2

Самостоятельная работа по теме:

 «Логическое умножение, сложение и отрицание»

1 вариант

№1 (а-д), №2(а,в), №3(а), №4(а-г), №5(а,в)

2 вариант

№1 (е-и), №2 (б,г), №3(а), №4(д-з), №5(б,г)

1. Найдите значения логических выражений:

  а) (11)(10);   б) ((10)1)1;  в) (01)(10);  г) (0&1)&1;   д) 1&(1&1)&1;

  е) ((10)&(1&1))&(01);   ж) ((1&0)(1&0))1; з) ((1&1)0)&(01);    

  и) ((0&0)0)&(11).         

2. Даны два простых высказывания: А = {2  2 = 4}, В = {2  2 = 5}.  Какие из составных высказываний истинны:  а)   ;     б) ;в) А & В;   г) A  В

3. Даны простые высказывания:

А = {Принтер – устройство ввода информации},

В = {Процессор – устройство обработки информации},

С = {Монитор – устройство хранения информации},

D = {Клавиатура – устройство ввода информации}.

Определите истинность составных высказываний:  а) (А&В)  (C  D)  

4.  Определите значение истинности следующих высказываний:

  1. Приставка есть часть слова, и она пишется раздельно со  словом.
  2. Суффикс есть часть слова, и он стоит после корня.
  3. Родственные слова имеют общую часть, и они сходны по  смыслу.
  4. Рыбу ловят сачком или ловят крючком, или мухой приманивают, иль червячком.
  5. Буква «а» — первая буква в слове «аист» или «сова».
  6. Две прямые на плоскости параллельны или пересекаются.
  7. Данное число четно или число, больше его на единицу, четно.
  8. Луна — планета или 2 + 3 = 5.

5. Определите значения логических переменных а, b, с; d, если:

  1.       а и (Марс — планета) — истинное высказывание;
  2.       b и (Марс — планета) — ложное высказывание;
  3.       с или (Солнце — спутник Земли) — истинное высказывание;
  4.       d или (Солнце — спутник Земли) — ложное высказывание.

Самостоятельная работа по теме: «Логические функции»

1 вариант №1(а), №2, №3

2 вариант №1(б), №2, №3

1.  Построить таблицы истинности для следующих формул:

        а) A  (B   )    б) A  (B   )      в) A  (B  )  A  (B  )

2. Выбрать составное высказывание, имеющее ту же таблицу истинности, что и не (не A и не(B и C)).

1) A и B или C и A;   2) (A или B) и (A или C);  3) A и (B или C);  4) A или (не B или не C);

3.   Докажите с помощью таблиц истинности равносильность следующих логических выражений:

а) (А  В)  (А  ); б) (А  В)  (А&В)  ( & ). 

Самостоятельная работа по теме: «Логические законы и правила преобразования логических выражений »

1 вариант №1(а,б), №2(а,в), №3, №5(а)

2 вариант №1(а,в), №2(б,г), №4, №5(б)

1.  Какое тождество записано неверно:

1)  X  = 1;   2) X  X  X  X  X  X = 1;   3) X & X & X & X & X = X.

2.  Определите, каким законам алгебры чисел (сочетательному; переместительному; распределительному; аналога нет) соответствуют следующие логические тождества:

а) А  B = B  A;   б) (A&B)&C = A&(B&C);

в) А  (В&С) = (А  В)&(А  С);   г) (A  B)&C = (A&C)  (B&C).

3.  Логическое выражение называется тождественно-ложным, если оно принимает значения 0 на всех наборах  входящих в него простых высказываний.  Упростите следующее выражение и покажите, что оно тождественно-ложное:

(А&B& )  (A& )  (B&C& ).

4. Логическое выражение называется тождественно-истинным, если оно принимает значения 1 на всех наборах  входящих в него простых высказываний.  Упростите следующее выражение и покажите, что оно тождественно-истинное:

 (А&B& )  (A&B&C)  .

5. Упростите логические выражения. Правильность упрощения проверьте с помощью таблиц истинности для исходных и полученных логических формул:

а) А  ( &В);      б) А&(  В);    в) (A  B)&(  A)&(  B).

Контрольная работа по теме: «Основы логики и логические основы компьютера»

1 вариант

  1. Определите, какие из следующих предложений являются высказываниями. Ответ обоснуйте.
  1. Математика-царица наук.
  2. Выучи урок, заданный по алгебре.
  3. Все школьники любят математику.
  4. Ты знаешь теорию вероятности?
  1. Докажите справедливость следующих тождеств:
  1. Х ۷ (Y & Z) = (X ۷ Y) & (X ۷ Z)                 b)A & E ۷ A & Ē = A
  1. Какое логическое действие называется дизъюнкцией, эквиваленцией?
  2. С помощью таблицы истинности получите результат логической функции A→В:
  3. Как формулируются законы де Моргана?
  4. Как формулируется закон исключенного третьего?
  5. Постройте таблицы истинности:

    1) не В и (А или С)          3) В и (не А или С)
    2) не А и не В → С            4) А и не В ↔ С

2 вариант

  1. Определите, какие из следующих предложений являются высказываниями. Ответ обоснуйте.
  1. Какой иностранный язык вы изучаете?
  2. Учи русский язык.
  3. Некоторые школьники предпочитают изучать китайский язык.
  4. Для каждого из нас учить второй иностранный язык легче, чем первый.
  1. Докажите справедливость следующих тождеств:

a)Х & (Y ۷ Z) = (X & Y) ۷ (X & Z)           b) A ۷ В = А & В

  1. Какое логическое действие называется конъюнкцией, импликацией?
  2. С помощью таблицы истинности получите результат логической функции A↔В:
  3. Как формулируются законы де Моргана?
  4. В чем смысл закона двойного отрицания?
  5. Постройте таблицы истинности:

    1) не А и (В или не С)     3) не А и (не В или С)

    2) не А и В → С                 4) А и не В ↔ не С

Приложение 3

Модульный урок по теме: «Логические выражения»

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ-0

Цель: в результате работы над модулем вы:

1. получите представление о логическом выражении

2. научитесь строить таблицы истинности

3. узнаете какие выражения называются равносильными

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ-1

Цель: подготовка к восприятию основного материала

1. Обсудите и подготовьте устные ответы на вопросы:

- Какие переменные называются логическими?

- Как обозначаются высказывания в алгебре высказываний?

- Что называется операцией логического умножения? Как записывается таблица истинности?

- Что называется операцией логического сложения? Как записывается таблица истинности?

- Что называется операцией логического отрицания? Как записывается таблица истинности?

2. Обсудите результаты выполнения заданий.

3. Оцените свою работу.

Работайте в группе

Сверьте свои ответы с конспектом. Если вы ответили верно, поставьте себе 5, если была ошибка, то 4, иначе – 3.

Критерии оценки: каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.

УЭ-2

Цель: получить представление о логических выражениях и таблицах истинности (усвоение новых знаний)

Прочитав п. 3.2.2 вы сможете ответить на следующие вопросы:

1.Какое выражение называется логическим?

2.Каков алгоритм составления таблицы истинности

3.Какие логические выражения называются равносильными?

Внимательно прочитайте пункт, аккуратно запишите ответы на вопросы в тетрадь. Приведите примеры

 

 

УЭ-3

Цель: Первичная проверка понимания

Проговорите изученные термины и алгоритм без опоры на учебник и конспект

Сколько вы запомнили правил? Сможете ли вы привести собственные примеры? Если «да», то добавьте к 3 баллам за ответы на вопросы еще 2 балла

УЭ-4

Цель: закрепление новых знаний

Прочитайте и выполните задания из учебника

1 задание: «Таблица истинности логического выражения»

2 задание: «Равносильность логических выражений»

Постарайтесь выполнить эти задания сами, если возникли затруднения, то посмотрите в учебнике решение.

Если вы решили задачи без подсказки, то поставьте себе 5 баллов, 1 задачу с подсказкой -2,5  балла

УЭ-5

Цель: подведение итогов урока

Сложите все баллы, заработанные на уроке и оцените свою работу

15 баллов  - «5»; 11-14 баллов – «4»; < 11 баллов – «3»

Постарайтесь объективно оценить свои знания

УЭ-6

Цель: озвучить домашнее задание

П.3.2.2 пересказ, задания 3.6, 3.7

Постарайтесь аккуратно выполнить письменные задания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Компьютерные сети

Слайд 2

Цель урока Как вы думаете, какая у нас цель урока? Тема урока является важной для вас? Если, да, то почему?

Слайд 3

Что такое компьютерная сеть? Компьютерная сеть— совокупность компьютеров , соединенных с помощью каналов связи и средств коммутации в единую систему для обмена сообщениями и доступа пользователей к ресурсам сети . Computer NetWork net work

Слайд 4

А какие вы знаете каналы связи? Проводные : Электрический кабель Телефонный кабель Оптоволоконный кабель Беспроводные : Радиосвязь: Wi-Fi , WiMAX Спутниковый канал связи Давайте теперь поговорим об устройствах для подключения к каналам связи

Слайд 5

Коаксиальный кабель Внутренний проводник изоляция Внешний проводник оболочка

Слайд 6

Жилы проводника Изоляция ПВХ Оболочка ПВХ Телефонный кабель

Слайд 7

Оптоволоконный кабель

Слайд 8

Wi-Fi, WiMAX

Слайд 9

Спутниковый канал связи

Слайд 10

Перечислите устройства для подключения к каналам связи, которые вы знаете

Слайд 11

Устройства для подключения к линиям связи Сетевая карта - устройство для физического подключения ПК к локальной сети ) Модем - устройство для подключения ПК к глобальной сети Свитч Роутер Давайте теперь подробно остановимся на видах компьютерных сетей

Слайд 12

Сетевая карта Разъем RJ-45 Чип сетевой карты

Слайд 13

Модем ADSL модем Dial-up модем USB - модем

Слайд 14

Свитч – от английского « switch » (переключатель), сетевой коммутатор, свитч предназначен для объединения множества компьютеров в одну локальную сеть .

Слайд 15

Роутер – от английского « router », маршрутизатор, который умеет передавать данные между различными сетями , например сетью вашего интернет провайдера и вашей домашней локальной сетью.

Слайд 16

Назовите виды компьютерных сетей, которые вы знаете

Слайд 17

Классификация компьютерных сетей Локальные компьютерные сети Региональные компьютерные сети - компьютерная сеть в пределах одного региона Глобальные компьютерные сети Подведем итог

Слайд 18

Локальная вычислительная сеть ЛВС , Local Area Network , LAN — объединяет несколько компьютеров и позволяет пользователям совместно использовать ресурсы компьютеров , а также подключенных к сети периферийных устройств Виды Одноранговые сети Сети с выделенным сервером

Слайд 19

Одноранговые сети

Слайд 20

Сети с выделенным сервером

Слайд 21

Глобальные компьютерные сети ГКС , Wide Area Network , WAN — компьютерная сеть, охватывающая большие территории и включающая в себя большое число компьютеров . История создания 1960-е Проект компьютерной сети ARPANet 1968 Первая сеть нового типа из 4-х компьютеров. 1972 В сети 50 университетов и лабораторий. 1988 Сеть Интернет стала международной

Слайд 22

Итог Продолжите фразы: Я узнал(а)… было интересно… было трудно… я смог(ла)… я попробую… меня удивило…

Слайд 23

Д/з Пересказ по опорному плану в тетради, п.2.1 Дополнительный балл можно заработать за интересные факты про компьютерные сети



Предварительный просмотр:

Гвозденко Е.А.

ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ИНФОРМАТИКЕ

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №68, Хабаровский край, город Хабаровск, gvozdenko77@mail.ru

Совместная работа обучающихся, их законных представителей, классного руководителя, учителя математики и педагога-психолога – это главная составляющая успешной сдачи выпускниками экзамена по информатики.

Ключевые слова: информатика, ГИА, итоговая аттестация.

Подготовка обучающихся к сдаче экзамена начинается с первого года обучения в средней школе, но особое внимание этому уделяется в 9 классе. В начале учебного года учителю рекомендуется составить план подготовки к сдаче экзамена на весь учебный год. Задания разбираются на уроке и дома с использованием Интернет-ресурса reshuoge.ru. Учителю рекомендуется вести ведомость выполнения самостоятельных работ, индивидуальных домашних заданий и работ над ошибками. Следует учесть, что в классе есть группы "риска", "золотая середина" и "одаренные дети" и поэтому следует планировать задания для разных уровней. Для детей из первой и  второй группы рекомендуется делать акцент на решение задач из части 1, для детей из третьей группы, а возможно и из второй, части 1 и части 2. Следует учесть, что часть 2 выполняется с использованием компьютера, поэтому надо заранее предупредить обучающихся об установке соответствующего программного обеспечения на домашние компьютеры. При невозможности выполнения домашних заданий с использованием компьютера оговорить время, когда ученики могут заниматься в кабинете информатики во внеурочное время. При планировании урока надо учитывать, что некоторые обучающиеся не усвоили самые сложные задания или отсутствовали при объяснении материала, поэтому следует включать в урок повторение по ранее изученным темам. При наличии возможностей учитель может создать конференцию в социальных сетях, где в указанный день и время обучающиеся могут задать вопросы, которые возникли при выполнении домашнего задания. Наилучший результат будет достигнут, если на вопросы обучающихся ответят их одноклассники. Особое внимание следует уделить заполнению экзаменационных бланков. Обратить внимание на формы записи ответов в Бланк 1 и Бланк 2, а также как правильно оформлять решение Части 2.

Постоянная работа с родителями ведется на протяжении всего периода обучения учащихся в 9 классе. Рекомендуется вести ведомость обратной связи по работе с родителями. Форма ведомости может быть произвольная, но наличие в ней телефонов родителей обязательно. Главное, работа должна идти по "горячим следам". Если ребёнок не выполнил домашнее задание по подготовке к экзамену, то обязательно поставить родителей в известность об этом любым доступным способом: через дневник, SMS-сообщение, WhatsApp. После проверки домашних заданий детей группы "риска", рекомендуется обсудить проблемы ребёнка лично с каждым из родителей по телефону. Не стоит забывать и о родителях "одаренных детей", с ними также рекомендуется провести индивидуальные беседы, особенно, если ребенок идет на аттестат особого образца. На первом родительском собрании в 9 классе надо рассказать родителям о структуре экзамена, о планах и рекомендациях по подготовке к экзамену, возможных проблемах и путях их решения, познакомить с Интернет-ресурсами, которые могут помочь ребенку лучше подготовиться к экзамену. На последующих собраниях озвучивать общую картину подготовки класса к экзамену и персонально каждому родителю проблемы и успехи их ребенка.

Классный руководитель – это связующее звено между учениками и родителями. Именно он, как нельзя лучше знает психологические особенности каждого ребенка и его родителей, и может подсказать, какие способы общения наиболее эффективны в каждом случае. У классного руководителя в начале учебного года надо уточнить, какие обучающиеся входят в группу "риска" и в группу "одаренных детей", т.к. учителю предметнику иногда трудно составить объективную картину. Рекомендуется узнать план родительских собраний на год, чтобы присутствовать на них.

Не менее важным аспектом является сотрудничество с учителем математики. В КИМАх по информатике очень много заданий, которые тесно связаны с данным предметом.  Затрагиваются такие темы, как: "Свойства степени", "Сокращение дробей", "Пропорция", "Деление с остатком", "Сложение и вычитание отрицательных чисел". Рекомендуется обсудить с учителем математики вопрос по повторению этих тем на уроке. "Свойства степени" – это ключевая тема. Следует еще раз обратить внимание обучающихся на возведение числа в натуральную степень и на свойства степеней с натуральным показателем, а на уроке информатики акцентировать внимание на возведение в степень "2-ки". Решать прямые задачи: 2n=? и обратные: 1,2,4,8..1024 – это 2?. В результате совместной работы с учителем математики можно рассчитывать на хороший результат сдачи экзамена по информатике.

Работа психолога ведется по нескольким направлениям. Прежде всего, психологическая поддержка необходима обучающимся. Самыми эффективными способами поддержки являются: проведение фронтальной психологической диагностики; индивидуальное и групповое консультирование обучающихся по преодолению трудностей и развитию навыков, способствующих эффективной сдаче экзамена; тренинговые занятия. Особенно важным следует считать блок психологической поддержки учителей. В реализации данного направления может быть использовано несколько форм работы: индивидуальное и групповое консультирование по раскрытию главных вопросов психологической подготовки обучающихся к экзаменам; составление  рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучающихся. Еще одним  направлением работы педагога-психолога является взаимодействие с родителями выпускников. Основными направлениями работы являются: индивидуальное и групповое консультирование по интересующим их темам; участие в родительских собраниях по организации внешкольной подготовки детей к экзаменам.

В заключение хотелось бы сказать, что экзамен по информатике не является обязательным, но обучающиеся стали чаще выбирать этот предмет для сдачи. Поэтому учителю рекомендуется готовить детей к экзамену на протяжении всего периода обучения в средней школе для достижения наилучшего результата.                

Литература

  1. Софронова Н. В., Бельчусов А.А., Бакшаева Н. В.Решение нестандартных задач по информатике на примере конкурса «Инфознайка» // Интернет-технологии в образовании : материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции : в 3 ч. Ч. 1. – Чебоксары : Изд-во «Клио», 2013. – С. 15–25



Предварительный просмотр:

Очерк "Тема любви и взаимопомощи в современных элементах досуга"

Какими будут первые ассоциации от словосочетания «Современный досуг» ? Скорее всего просмотр ТВ, Кинотеатры, Парки аттракционов, интернет с социальными сетями, клубные вечеринки, прогулки, игры. Возможно, кто-то вспомнит книги. Несколько десятков лет как раз книги и были основными элементами досуга, мое детство как раз прошло через них и дворовые забавы. Как в школе, так и дома для меня представляли интерес по большей части классическая литература и современные рассказы, в основном драматического содержания, у которых можно было взять что-то для себя.

Сегодня книжное чтение для молодежи представляет уже меньший интерес, т.к. есть множество альтернатив, которые были мною, перечислены выше. Часто приходится слышать людей почтенного возраста о том, что молодёжь не читает, только смотрит зарубежные фильмы, играет в игры и прожигает жизнь, ничего не впитывая полезного. Винят в этом доступные сегодня так называемые «новые» способы досуга. С этим можно согласить, но только частично. Действительно, новые развлечения вытесняют старые, так как провести время в кинотеатре с друзьями или за кооперативной игрой через интернет намного интереснее, чем в тишине почитать Гоголя. С одной стороны можно в этом обвинить эти самые «новые» развлечения, но это может показаться на первый взгляд, доступность и наличие возможности не особо играет. От личности, прежде всего зависит, что он выберет, полезное времяпрепровождение или развлечение для того, чтобы быстро коротать время. Если человек силен духом, то и доступный алкоголь и наркотики не дадут ему повода их использовать. Вот в чем главное, я считаю, у каждого на плечах своя голова. Допустим сегодня у большинства представителей молодежи выбор не в пользу книг? Значит можно считать, что время потрачено зря? Не думаю. Хочется обговорить именно этот вопрос.

Рассмотрим два самых популярных сегодня вида досуга – видеоигры и кино. В своем большинстве их основная цель – развлечение, однако если присмотреть к продуктам кино- и игроиндустрии, то можно заметить, что для авторов является нормой, а иногда даже обязательным, добавить в свое произведение тему любви, взаимопомощи и сострадания, которая должна позволить сопереживать героям, пожелать оказаться по ту сторону экрана или испытать самостоятельно все то, что выпадает на долю персонажа. Если мы вспомним какой-нибудь Голливудский фильм снятый по мотивам популярных зарубежных комиксов, в которых исполняются подростковые мечты, то в каждом найдем моменты, когда герой рискует собой ради других, близких ему людей и не только, режиссеры часто показывают переживания героев, хотят чтобы зритель это видел и чувствовал. При слаженной работе съемочной бригады веришь происходящему на экране, чему-либо учишься у героев, переносишь на себя, осмысливаешь. Знакомые ощущения? При прочтении книг, где данная тема так же поднимается все так же, в такие моменты всегда хочется перевернуть страницу и читать дальше. Если вспомнить некоторые примеры драматических жанров, то там этих переживаний будет еще больше, т.к. сам жанр на это располагает. Тем не менее, тема любви присутствует и в самых простых боевиках и фантастике. Считаю, что в современном кино очень много кинокартин, в котором каждый может взять себе «частицу добра», даже если эта тема не является основной. Главное, что ты видишь и хочешь видеть.

В игровой индустрии все практически так же, но есть и весомые отличия. Вспомним, с чего все начиналось – игры появились благодаря тому, что людям нравилось смотреть кино, и они хотели в нем участвовать, быть частью истории и получать удовольствие не только от просмотра, но и участия. Первые игры были примитивными аркадами на игровых автоматах, первых персональных компьютерах, а так же игровых приставках. С течением времени техника совершенствовалась, и это позволяло создавать все более и более подробные интерактивные истории похожие на кино. Сегодня многие игровые блокбастеры в производстве обходятся дороже, чем её кино-адаптация, содержат множество интерактивных элементов и, самое главное, позволяют участвовать в процессе, моделируя их на персональном компьютере или игровой приставке. Главное отличие игр от кино в том – что происходит более сильное погружение в происходящее на экране, т.к. судьба протагониста игрока зависит от играющего, каждое действие манипуляторов имеет отклик на экране. Любой игрок подтвердит, что игровые ужастики пугают намного сильнее, чем кино аналогичного жанра. Точно так же и с другими жанрами.

Вернемся к нашей теме. Эпизодов, где развиваются отношения любви, сострадания, помощи и взаимовыручки в играх тоже не мало. Как уже упоминалось – игры это кино, только с возможностью участия. Драматичная история взаимоотношений двух героев в игре сильнее привлекает игрока, особенно если он может повлиять на развития событий. Хочется обратиться к примерам. В игровой индустрии их не мало, но я постараюсь указать самые яркие и как-либо известные большинству читателей. Игровая серия «Принц Персии (Prince of Persia)» начинает свою историю с 1989 года, с этого момента вышло несколько игр, в своем большинстве главного героя сопровождает спутница, обычно тоже принцесса. На протяжении всего игрового действа герои помогают друг другу, между ними завязываются отношения, они выражают мысли вслух и делятся ими друг с другом. Такая модель реализации игрового процесса добавляет интерес к игре, дает осознать, что герои не просто марионетки на экране, а у них есть своя судьба, историю которой хочется узнать. Слишком молодые игроки не замечают таких серьезных, как оказывается, вещей. Можно встретить реплики о том, что «принцесса постоянно мешает, лучше бы ее не было». Но если бы ее не было, то не было бы темы любви и взаимоотношений, которую авторы так заботливо воссоздали. Конечно же, многое зависит от того, что хочет получить игрок – интересную историю о приключениях, переплетенную взаимоотношениями героев или просто «убить» время. Другой пример «другой» любви, а именно взаимоотношения «отцов и детей». Классики подтвердят, что эта тема вечная и потому волнует до сих пор. Видеоигра «Ливень (Heavy Rain)» является самым лучшим примером, где очень ярко, на нескольких примерах раскрывается тема «отцов и детей», кроме основной есть и второстепенные, которые тоже надо уметь увидеть. Основная завязка заключается в том, что у одного из героев сначала погибает его старший сын. Отец самоотверженно бросается под машину в попытках спасти ребенка. Немного позднее второго ребенка похищают, отец получает инструкции «задания» выполнив которые он сможет вернуть своего сына. Задания направлены на риск своею жизнью ради ребенка, очень хорошо заметно, что похититель пытается выяснить, как далеко готов зайти отец, чтобы спасти своего сына, готов ли рискнуть своей жизнью и здоровьем, чтобы жил сын. Интересно то, что данная игра очень интерактивна и не линейна, т.е. можно отказаться выполнять задания, многое зависит от самого игрока. А не первоначального сценария создателя. Игру можно в полной мере считать интерактивным кино, драмой, которая часто ставит играющего перед моральным выбором, играя на нервах. В игре очень сильная модель взаимоотношения отца и сына, по началу может показаться, что герой сломается в самом начале, но все опять же зависит от игрока. Во время происходящего на экране часто соотносишь все с реальной жизнью. Все описанное в этой киноистории очень правдоподобно, нет нелогичных моментах, всему веришь и понимаешь, что иначе поступить просто нельзя. «Ливень» можно даже назвать руководством для будущих отцов, пройдя через все злоключения главного героя у многих мужчин-отцов в душе как будто что-то переключается, они начинают задумываться, а на что способны они ради своих детей. И это очень важный момент, игра – современное развлечение оставляет отпечаток на реальную жизнь, делает кого-то лучше. Не даром игра имеет два подходящих слогана: «Как далеко вы готовы зайти, чтобы спасти того, кто Вам дорог?» и «Все что я сделал, я сделал ради любви». Примечательно, что автор данного игрового произведения имеет двоих детей и посвятил работу именно им.

Это всего лишь два примера и, я считаю, что на их основе я мог изложить свои мысли. Что можно сказать в итоге? Современные развлечения пользуются большой популярностью, среди них есть те, которые заставляют людей переживать, менять свое мировоззрение на привычные вещи, дорожить теми, кто находится рядом. Любовь вечна и она есть везде, в любых видах творчества. Тема любви всегда была во всех видах творчества и всегда там останется. Кто этого не видит, тот просто не понимает, что времена меняются, а люди остаются. Они остаются со всем тем, что присуще людям было всегда – желания, притязания чувства. От того, что изменились предметы притязания чувства людей, вкладываемые в творчество, измениться не могут.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по информатике и ИКТ в 8 классе. КВН "Знай информатику"

Цель урока: углубить и расширить знания методов, приёмов и подходов к решению заданий по всем ранее изученным темам; формирование интеллектуальных умений и навыков самостоятельной и творческой деятельности

Планируемые результаты:

Предметные: обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основных понятий

Личностные: смыслообразование, оценивание личностной ценности изучаемых методов и алгоритмов.

Метапредметные: научиться самостоятельно определять цели своего обучения, научиться соотносить свои действия с планируемые результатами; научиться организовывать учебное сотрудничество.

Универсальные учебные действия:

познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, выделение необходимой информации из условий задачи, моделирование, выбор эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, анализ условий задачи, подведение под понятие;

регулятивные УУД : постановка учебных задач, выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

коммуникативные УУД: формирование умений слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся, воспитывать ответственность и аккуратность.

Этап №2-5 повторяются 7 раз, т.к. в мероприятии 7 этапов конкурса

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Мотивация и целеполагание

Вступительное слово учителя

Учащиеся формулируют тему и задачи урока

2

Актуализация имеющихся знаний

Учитель задает вопросы по теме

Учащиеся отвечают на вопросы

3

Организация работы в группах

Выдает карточки с заданиями или показывает их на слайде

Учащиеся получают карточки с заданиями или видят их на слайдах презентации, делают выводы о теме обсуждения группы

4

Проектная деятельность

Организует работу в группах по подготовке проектов

Совместная деятельность у учащихся в группе

5

Защита проектов

Предлагает разные вопросы

Слушают друг друга, учатся оценивать себя и других. Отвечают на вопросы учителя.

6

Рефлексия, подведение итогов

Предлагает ответить на вопросы по содержанию урока и анализу собственного участия в уроке

Отвечают на вопросы, анализируют, оценивают



Предварительный просмотр:

Урок по информатике и ИКТ в 10 классе по теме: «Сложение и вычитание в двоичной системе счисления» с использованием модульной технологии

Цель урока: усвоить, углубить и расширить знания методов, приёмов и подходов к решению заданий систем счисления; формирование интеллектуальных умений и навыков самостоятельной и творческой деятельности, определённых новыми государственными стандартами.

Планируемые результаты:

Предметные: обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основ систем счисления знаний и умений при решении примеров на перевод чисел из одной системы в другую, выполнении арифметических действии двоичной системы; обеспечение прочной подготовки к ЕГЭ; накопление базы задач, решаемых с помощью систем счисления.

Личностные: смыслообразование (установление связей между целями и мотивами решения задании на систему счисления), оценивание личностной ценности изучаемых методов и алгоритмов (решения арифметических задач).

Метапредметные: научиться самостоятельно определять цели своего обучения, научиться соотносить свои действия с планируемые результатами; научиться организовывать учебное сотрудничество.

Универсальные учебные действия:

познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, выделение необходимой информации из условий задачи, моделирование, выбор эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, анализ условий задачи, подведение под понятие;

регулятивные УУД : постановка учебных задач, выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

коммуникативные УУД: формирование умений слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся, воспитывать ответственность и аккуратность.

План урока

УЭ-0 Организационный момент. Постановка цели занятия перед учащимися

УЭ-1 Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме

УЭ-2 Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний

УЭ-3 Первичная проверка понимания

УЭ-4 Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу

УЭ-5 Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учащимися, оценка знаний

УЭ-6 Домашнее задание к следующему уроку

Ход урока

УЭ-0 Организационный момент. Постановка цели занятия перед учащимися

Сегодня мы продолжаем работать по Модулю 1: «Системы счисления».

Как вы думаете, какие цели нашего урока?

Сейчас я вам выдам листы, на которых написаны задания и рекомендации к ним. Так же вы сможете посмотреть, верно ли вы поставили цели урока или нет.

Глава: «Информация. Системы счисления» (30 часов)

Модуль 1: «Системы счисления» (15 часов)

Урок №4 по теме: «Арифметические операции в двоичной системе счисления (1 час)

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ-0

Цель: в результате работы над модулем вы:

1. вспомните определение системы счисления

2. узнаете, как выполнять арифметические операции в двоичной системе счисления

3. узнаете, как записать заем и перенос

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ-1

Цель: подготовиться к восприятию основного материала

  1. Повторите и подготовьте устные ответы на вопросы:
  2. Что называется системой счисления?
  3. Какая система счисления называется непозиционной, приведите примеры
  4. Какая система счисления называется позиционной, приведите примеры
  5. Что называется основанием системы счисления?
  6. Назовите алфавит цифр шестнадцатеричной системы счисления

Работайте в паре, проверьте друг друга.

Оцените работу одноклассника, поставьте оценку на поля в тетрадь

Критерии оценки:

Каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5

УЭ-2

Цель: научиться складывать и вычитать двоичные числа

1.Чтобы складывать двоичные числа, необходимо знать следующие правила.

0 + 0 = 0, 0 + 1 = 1, 1 + 0 = 1, 1 + 1 = 10 (0 пишу, 1 в уме), 1+1+1=11 (1 пишу, 1 в уме) это перенос

2.Операция вычитания основана на таблице сложения.

0 – 0 = 0, 1 – 0 = 1, 1 – 1 = 0, 0 – 1 = 1 (от 0 отнять не можем, занимаем 2 у впереди стоящей 1-цы) это заём

Критерии оценки:

Если вы хорошо поняли оба примера, то добавьте к своим баллам еще 2 балла

 

УЭ-3

Цель: первичная проверка понимания

Решите в столбик: 110111 + 1011, у вас должно получиться  1000010

Решите в столбик: 1100 – 11, у вас должно получиться 1001

Критерии оценки:

Если вы верно решили оба примера, то добавьте к своим баллам еще 2 балла

УЭ-4

Цель: закрепить новые знания

1.Выполните сложение в двоичной системе:

а)        1010111, + 110101,;        г) 101112 + 1011102;

б)        10111112 + 1110112;   д) 1110112 + 110112;

в)        1011012 + 111112;  е) 1110112 + 100112.

2.Выполните вычитание в двоичной системе:

а)        1011012 - 111112;  г) 1010112 - 110112;

б)        110112 - 1101012;  д) 10112 - 1001012;

в)        101112 - 1011102;  е) 10012 - 1011012.

Постарайтесь выполнить эти задания сами, если возникли затруднения, то посмотрите ответы (на другом листе)

Критерии оценки:

Каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл

УЭ-5

Цель: подведение итогов урока

Постарайтесь объективно оценить свои знания

Ответьте на вопрос: достиг ли ты цели урока? Для этого вернись к началу модуля и прочтите, какие перед вами стояли цели.

Сложите все баллы, заработанные на уроке, и оцените свою работу

Критерии оценки:

19-21 балл  - «5»; 16-18 баллов – «4»; < 16 баллов – «3»

УЭ-6

Цель: озвучить домашнее задание

С карточки №1 (а-в), №2 (а-в)

Карточка у вас на столе, возьмите ее домой

Ответы

1.

а) 100011002

б) 100110102

в) 10011002

г) 10001012

д) 10101102

е) 10011102

2.

а) 11102

б) –110102

в) –101112

г) 100002

д) –110102

е) –1001002

Домашнее задание (каждый вариант на отдельном листе)

1 вариант

1 а) 1101100000(2) + 10110110(2); б) 101110111(2) + 1000100001(2); в) 1001000111,01(2)+100001101,101(2); г) 271,34(8)+1566,2(8); д) 65,2(16)+3CA,8(16).

 2а) 111010011 (2)- 100101011 (2); б) 1101100111 (2)-1001101110 (2); в) 1010000100,1(2)-11011110,001(2); г) 1205,2(8)-674,34 (8); д) 2FE,6(16)-3B,4(16).

 

2 вариант

1 а) 1010101(2)+10000101(2); б) 1111011101(2)+101101000(2); в) 100100111,001(2)+100111010,101(2); г) 607,54(8)+1620,4(8); д) 3BF,A(16)+313,A(16).

 2 а) 11100001000(2)-1101110011(2); б) 100011100 (2)- 10111111 (2); в) 1101100011,0011(2)-1100111,01(2); г) 1234,24 (8)- 666,2 (8); д) 1246,4(16)-3F2,6(16).

 

3 вариант

1 а) 1100011010(2)+11101100(2); б) 10111010(2)+1010110100(2); в) 1000110111,011(2)+1110001111,001(2); г) 1745,5(8)+1473,2(8); д) 24D,5(16)+141,4(16).

2  а)1101000010 (2)- 1000011101 (2); б) 100000001(2)-10101001(2); в) 101111011,01(2)-1000100,101(2); г) 1532,14(8)-730,16(8); д) 9BB,4(16)-2F0,6(16).

 

4 вариант

1 а) 1100110(2)+1011000110(2); б) 1000110(2)+1001101111(2); в) 101001100,101(2)+1001001100,01(2); г) 275,2(8)+724,2(8); д) 165,6(16)+3E,B(16).

2 а) 1010100110(2)-11001001(2); б) 1110010010(2)-101010111(2); в) 1010101,1(2)-10110,101(2); г) 1213,44(8)-166,64(8); д) 3CF,4 (16)- 41,D (16).

5 вариант

1  а) 1000010100(2) + 1101010101(2); б) 1011001010(2)+101011010(2); в) 1110111000,101(2)+1101100011,101(2); г) 1430,2(8)+666,3(8); д) 388,3(16)+209,4(16).

2 а) 10000001011 (2)- 11111010 (2); б) 1001111001 (2)- 1011010 (2); в) 1001001011,01 (2)- 10110110,01 (2); г) 1706,34(8)-650,37(8); д) 1180,4(16)-3A6,28(16).