Путешествие в тайгу

Алексеева Валентина Валериановна

Непосредственная образовательная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_taygu_2013.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 166 г. Чебоксары

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

в старшей группе

«Путешествие в тайгу»

                                        Подготовила:

                                                                  воспитатель Алексеева В.В.

г. Чебоксары, 2013

Познавательно-исследовательская деятельность – «Здравствуй, мир!»

Тема: «Путешествие в тайгу»

Программное содержание:

Познакомить детей с особенностями природных условий тайги, формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания, закрепить умения располагать изображение на всем листе, учить передавать в рисунке различия хвойных деревьев.

Образовательные задачи:   обогащать и расширять словарный запас детей, обобщать знания детей о хвойных деревьях, учить видеть характерные особенности тайги в зимнее и летнее время, воспринимать красоту природы, передавать окраску и строение хвойных деревьев.

Развивающие задачи:  развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, умение рассуждать, совершенствовать координацию движений.

Воспитательные задачи:  воспитывать экологическую культуру и любовь к природе, умение внимательно слушать своих товарищей и воспитателя, создавать положительный эмоциональный фон.

Задачи по развитию речи:   обогащать словарь детей прилагательными, упражнять в словообразовании.

Интеграция образовательных областей:  коммуникация, художественное творчество, двигательная деятельность, музыка, безопасность.

Виды детской деятельности:  игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Оборудование: ноутбук (слайды), музыкальный центр (звуки природы),  иллюстрации хвойных деревьев, оборудование для опыта (коробка, 3 картонки разной длины и одинаковой ширины, снег из пенопласта), ковер, мольберты, бумага для рисования А4 тонированная, гуашь, карандаши цветные, фломастеры, акварельные краски, баночки с водой, кисти, подставки, салфетки.

Ход работы:

Воспитатель:  Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да!

Воспитатель: А на чем можно путешествовать?

Дети: На машине, поезде…

Воспитатель: А как раньше путешествовали, когда не было ни машин, ни самолетов?

Дети: На лошадях, пешком…

Воспитатель: А как вы думаете, а в сказках герои путешествовали?

Дети: Да!

Воспитатель: А на чем они путешествовали?

Дети: В ступе, на ковре-самолете…

Воспитатель: А вот мы с вами находимся в д/с. Тут нет ни машин, ни самолетов. На чем мы с вами можем путешествовать?

Дети: На ковре-самолете.

Воспитатель: С каким средством передвижения его можно сравнить?

Дети: Самолетом, вертолетом.

Воспитатель: Чем они похожи?

Дети: Летают, вмещают много человек…

Воспитатель: Чем отличаются?

Дети: У самолета есть крылья, а у ковра-самолета нет… , может приземляться в любом месте.  

Воспитатель:  Да, ребята, можно сказать, что  ковер-самолет – это экологически чистый транспорт. Он не выпускает в окружающую среду выхлопные газы, перемещается бесшумно. А еще он может приземлиться в любом месте.

Давайте мы тоже с вами отправимся в путешествие на сказочном ковре-самолете.

Давайте представим, что наш ковер волшебный, а у каждого ковра – самолета есть волшебные слова, которые помогают ему взлететь. А у нашего ковра вот такие слова: «Ковер поднимись».

Садитесь все на ковер, скажем волшебные слова: «Ковер, поднимись».

 Ребята, давайте вспомним где же мы остановились в прошлый раз.

Дети: В тундре.

Воспитатель: (показ слайдов) Посмотрите нас в тундре встречают наши друзья, Таня, Ваня и Доктор Айболит. Помашите им. Летим над тундрой. Посмотрите, под нами проплывают бескрайние просторы тундры, оленьи стада, собачьи упряжки. Но вот картина стала меняться, появились высокие деревья. Как вы думаете, почему здесь появились высокие деревья, а в тундре их не было.

Дети:  В тундре деревьям мешала вечная мерзлота.

Воспитатель:  В тундре не было высоких деревьев от того, что к корням растений мешала вечная мерзлота. Значит, в этих местах нет вечной мерзлоты.  Почему же здесь нет вечной мерзлоты, как вы думаете?

Дети:  Наверное, здесь зимы не такие холодные и суровые.

Воспитатель: Правильно, здесь зимы хоть и холодные, но не такие долгие и суровые.

И вот уже лес стоит сплошной стеной. Приземляемся. Скажем волшебные слова: «Ковер, опустись».  (дети выходят)

(Стоит панорама тайги)

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Мы оказались на краю огромного леса. Давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дети: не уходить далеко от взрослых и т.д.

Воспитатель: Какие деревья вы здесь видите?

Дети:  Ель, сосна.

(Воспитатель называет незнакомые детям деревья, объясняет их различия – кедр, пихта, лиственница).

Ребята, а вы здесь видите дуб, березу или другие лиственные деревья. Почему же их здесь нет?

Дети: зима холодная…

Воспитатель: Посмотрите еще раз на эти деревья, что у них общего?

Дети:  Иголки, хвоя…

Воспитатель:  Как одним словом можно назвать эти деревья?

Дети: Хвойные.

Воспитатель: В этих местах могут расти только хвойные деревья потому ,что жесткие иголки этих деревьев надежно защищены от суровых морозов оболочкой.

А чем еще похожи хвойные деревья ? Посмотрите на форму деревьев ,на какое геометрическое тело они похожи?

Дети:  На конус.

Воспитатель: У них конусообразная форма кроны. Повторите.

 Воспитатель: Ребята ,в природе нет ничего случайного. Так почему же у хвойных деревьев  такая крона?

Дети: Чтобы снег сползал по веткам вниз и своей тяжестью не ломал их.

Воспитатель: Мы уже ведь сказали, что человек учится у природы, а как использует такую конусообразную форму кроны хвойных деревьев. Особенно это видно в деревнях в строительстве домов.

Дети: в строительстве крыши домов.

Воспитатель: Да, в строительстве крыши домов. Такие крыши  называются двухскатными. Как вы понимаете это слово?

Дети: С двух сторон скатывается.

Воспитатель: Давайте мы с вами тоже построим дом с двускатной крышей. Это у меня стена дома, а крыши у него нет.  Тут рядом лежат картонки разной длины, из них нужно построить крышу.

Вика,  возьми, пожалуйста,  самую длинную картонку и сложи пополам. А теперь поставь ее на стены. Давайте   проверим, будет ли скатываться снег с такой крыши.  Максим, возьми снег и попробуй посыпать сверху.

Дети:Снег не задерживается на крыше, скатывается вниз.

(Тоже самое и с другими  двумя картонками . Сыпем  пока снег  не  перестанет сползать по крыше)

Воспитатель: Теперь скажите, какую бы вы крышу себе выбрали для дома. Обоснуйте свой ответ.

Юля: Я для своего дома сделала бы двухскатную крышу, т.к. снег сползает вниз.

Воспитатель: Итак, мы с вами ребята, где сейчас находимся, в каком лесу?

Дети: В хвойном лесу.

Воспитатель: Такой лес называется тайга. В тайге растут разные хвойные деревья. Назовите их.

Дети: Ель, сосна, пихта, кед и  лиственница.

Воспитатель: А как же называется лес, состоящих из одних елей?

Дети: Ельник.

Воспитатель: А если  в  нем растут только сосны?

Дети: Сосновый бор.

Воспитатель: Ребята, если мы сейчас с вами путешествуем по тайге, как вы думаете, что у нас будет под ногами?

Дети: Снег.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Потому что сейчас зима и у нас и в тайге.

Воспитатель: Давайте встанем  на лыжи  и покатаемся  немного. ( Имитация движения на лыжах)

Молодцы, покатались, отдохнули. ( Показ слайдов)

Ребята, а посмотрите сюда. Это летняя тайга. Посмотрите, как в тайге сумрачно, темно, почему же?

Дети: Хвойные деревья густые солнечные лучи не могут проникнуть через них.

Воспитатель: Да через густую хвою свет проникает совсем не много. Посмотрите, под ногами лежит хвойная подстилка. Много ли растений кустов, трав, цветов между деревьями?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Солнечного света мало, поэтому растений мало.

Воспитатель: Правильно, мало света бедная почва, т.к. иголки гниют медленно. Только теплолюбивые грибы, мхи, лишайники,  папоротники и черника могут расти на хвойной подстилке. (Магнитофонная  запись .  Звуки  комаров ,  мух.)

В теплые летние дни лес наполнен жужжание комаров, слепней, мошек. Это паразиты.
Они прокалывают или прокусывают кожу животного или человека и насыщаются его кровью.

Представьте, что вы оказались летом в тайге и на вас напали  полчища  комаров и мошек?

Что вы станете делать? Покажите.  (Дети отмахиваются)

Дети: Птицы.  (Слайды)

Воспитатель: На хвойных  деревьях  какие плоды растут?

Дети: Шишки.

Воспитатель: А кто питается ими?

Дети: Белки, бурундуки, клесты, дятлы.

Воспитатель: А теперь мы попрощаемся с нашими друзьями и отправимся обратно в наш детский сад. Сели на ковер. (Музыкальный фон “ Ковер - самолет” минусовка)    Скажем, “Ковер поднимись”. Давайте поиграем в игру. Придумаем к слову “тайга” определение, какая она?

Дети: Большая, Огромная, удивительная.

Воспитатель: Вот и прилетели. Скажем, “Ковер опустись”.

Ребята, давайте поможем Тане и Ване нарисовать открытку о тайге своим родителям. Поможем?

Дети: Да!

Организованная образовательная деятельность завершена. Далее она плавно переходит в свободную деятельность детей по интересам.

Воспитатель: Вы можете выбрать  бумагу, краски или карандаши. Что вы нарисуете в своем рисунке?

Дети: Хвойные деревья.

Воспитатель: Вспомните: у елки  куда шишки смотрят?

Дети: Внизу

Воспитатель: А у пихты?

Дети: наверх.

Воспитатель: Ствол у сосны или кедра темные?

Дети: У кедра темный ствол.

Воспитатель:  Сели удобно, проверили, все ли у вас готово, можете приступать.

(Рисование  только по желанию, остальные дети могут перейти к игре, дети рисуют, в конце рассказывают о своих рисунках  и в конверте отправляют родителям Тани и Вани, чтобы они узнали о путешествии Тани, Вани и Доктора Айболита).