Урок литературного чтнения во 2 классе по сказке "Колосок" (ФГОС)

Татарникова Вера Николаевна

Театрализованный урок литературного чтения во 2 классе , разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения.

Автор учитель начальных классов Татарникова В.Н.

Форма урока: урок слушания.

Тема урока: Украинская сказка «Колосок»

  Тип урока: урок  открытия новых знаний.

   Цель: создать условия для развития у школьников умений анализировать текст.

   Задачи:

- Организовать деятельность обучающихся по открытию нового знания и его применению.

-Вызвать интерес к занятию , придать ему проблемный характер ,что отвечает   личностным интересам и потребностям  обучающихся.

-Способствовать развитию умения анализировать текст, развитию познавательного интереса к процессу чтения;

-Совершенствовать навык чтения;

-Развивать речь;

-Создать ситуации успеха для каждого ребенка;

-Вызвать  эмоциональный  отклик  на прочитанное, чувство сопереживания.

-Развивать у обучающихся потребность  в творческой деятельности, самовыражении.

-Формировать способность к рефлексии

-Содействовать развитию умения общаться.

    Личностные результаты обучения:

- Формирование умения осознавать и определять свои эмоции; осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;

-формирование уважительного отношения к труду и людям труда -ориентация в нравственном содержании и смысле  своих поступков и поступках других людей.

 Метапредметные  результаты обучения:

Регулятивные УУД:

-формирование умения самостоятельно  формулировать тему и цели урока, --планировать пути решения поставленной проблемы;

-формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

-формирование критического мышления;

-формирование умения извлекать информацию, представленную в разных ----формах, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

-формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-овладение диалогической и монологической речью;

-формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Ход урока.

  1. Психологический настрой

-Ребята, я очень рада встрече с вами. Сегодня в морозный февральский денек  нам предстоит узнать много нового, познакомиться с новыми героями произведения. Посмотрите на окно.

-Что вы мне хотите сказать?Какой сегодня день?

-Ясный. Морозный день. Ярко светит солнце. От лучей солнышка нам тепло, приятно, поднимается настроение.(помещаю на доске солнышко). А ещё к нам на урок прилетели 3 облачка:одно весёлое, другое равнодушное, а третье грустное. Вам какое больше нравиться? Вот я надеюсь, что в конце урока у вас будет только весёлое настроение. Пусть пока все они останутся, может они нам пригодятся.

Актуализация опорных знаний

-Давайте настроимся на работу. Улыбнёмся друг другу. Так как сегодня на уроке мы будем много читать, подготовим наш речевой аппарат к работе. Проговорим чистоговорку. (Слайд 1)

Чу-чу-чу – я зерно молочу.

Чу-чу-чу – жернова кручу.

Чу-чу-чу – муку получу.

Ач- ач- ач – испеку калач.

Чо – чо – чо – в печке горячо.

Ачики- ачики – вкусные калачики.

Язык, губы подготовили. А теперь  зарядка для ума. Отгадываем загадки. (Слайд 2,3,4)

На соломинке – дом, сто ребяток в нём.

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю тёплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нём тогда таких , как я, будет целая семья.                   Молодцы!

                                                        (зерно)

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый, а бывает подгорелый.

                                                         (хлеб)                                        Согласна!

 

У лепёшки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая мать по имени…                          Отгадали!

                                                         (мука)

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом.                  Согласна!

                                                        (колос)

Целеполагание:

1.-Как связаны между собой отгадки? Какую логическую цепочку можно выстроить?

(зерно – колос – мука – хлеб) (слайд 5)

-Правильно. Мы не зря отгадывали загадки, они связаны с темой урока, такое путешествие зёрнышка произошло украинской сказке «Колосок».кто со чинил эту сказку?(народ) Значит она зарубежная  народная.

2.Словарная работа.

- Я предлагаю послушать внимательно эту сказку.

-Определите своё отношение к произведению. Запомните слова, которые покажутся непонятными.

Прослушивается аудиокнига «Колосок». (слайд 9)

4.Формирование первичных умений.

- Кому понравилась сказка?Почему?

- Какое настроение вызывает у вас сказка? Объясните.

- Какие ещё слова показались непонятными?

Работа со словарём Мишукова Полина. Объяснение слов без словаря.

1.Это «обмолотить», «лапта», «чехарда». (слайд 6, 7, 8)

Работа со словарём Мишукова Полина. Объяснение слов без словаря.

5.Работа с произведением.

1)коллективное моделирование обложки. (слайд  10   )

-Откройте учебник на с. 37 и печатную тетрадь на с.23.

- Найдите фамилию автора. (не пишем)

- Как озаглавлено произведение? Запишем.

- Укажите жанр и тему произведения.

2)работа с текстом.

Перечитывание сказки вслух.

- Вернёмся к началу сказки. Как звали героев? Почему их так звали? Найдите объяснение в тексте, зачитайте.

- Отметим это в  печатной тетради (с. 23 з.1)

- Что однажды нашёл петушок? Прочитайте.

- Как предложили поступить с колоском мышата? Прочитайте.

- Почему молотить пришлось петушку? Найдите объяснение в тексте, зачитайте.

- Давайте проследим по тексту сказки, как развиваются события. (зачитываются отрывки)

-Итак, кто же какую работу выполнял? Выполним з.2 в П. т. на с.24.

 (Слайд  11 )

Физминутка.    По весне поле вспахали, (ладони друг о друга) (слайд 12)

                           Зерном поле засевали.   («сеют» пальчиками)

                           Солнце припекает,           (руками «солнце»)

                           Землю согревает.              (руками достают пола)

                          Высоко поднялись колоски, («колоски» поднимают вверх)

                          К солнышку тянутся они.

                          Ветер налетает,                        (покачивают руками над головой)

                          Колоски качает.

                          Вправо пригнулись,

                          Влево качнулись.                      (руки вправо, влево)

                          А как дождичек идёт,              (пальцами)

                          Рожь водицу пьёт и пьёт.       (ладони ко рту)

                          Вот какая нива!                          (показ)

                         До чего ж красива!    

- Какими в сказке изображены мышата? Укажем ответ в  П. т. в з.3.

- Почему петушок не угостил мышат?

- Какова главная мысль сказки?

- Какие пословицы подходят?  Закончите пословицы. (слайд 13 )

- Каким вы представляете себе будущее героев?

- Какой вывод для себя вы сделали?  

- Какие события последуют дальше?

Подготовка к чтению по ролям. Первичное проговаривание во внешней речи.

-Как можно охарактеризовать мышат и петушка? Какие они? Прочитай предложенные характеристики, найди ненужные слова. (слайд9)

Петушок

Трудолюбивый

Хозяйственный

Жестокий

Строгий

Справедливый        

Мышата

ленивые

совестливые

легкомысленные

веселые

послушные

-чтение трудных слов ( на экране)

         го-ло-сис-тое- голосистое

        при-ни-мал-ся- принимался

        ис-то-пи-лась- истопилась

         об-мо-ло-тил- обмолотил

        по-дож-ди-те- подождите

        про-пи-ща-ли- пропищали

Чтение по ролям.

-Анализируя  сказку, мы проследили, как раньше  хлеб попадал на стол. А теперь посмотрите, как это происходит сейчас.  (слайд 14- 22  )                                  

- Почему нужно бережно относиться к хлебу?

- Вы знаете, что Кубань называют житницей России.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону6 экспресс тест.

Тест  экспресс - опрос

1. Какого народа сказка «Колосок»?

 а) белорусская     б) украинская      в) грузинская

2. С кем жил петушок?

 а) с собакой     б) с кошками            в) с мышами

3. Сколько мышей жило вместе с петушком?

  а) 2 мыши         б) 3 мыши                 в) 4 мыши

4. Как звали мышей?

 а) Круть и Верть       б) Курт и Вурт         в) Карт и Варт

5. Что нашёл петушок?

 а) зерно            б) деньги             в) мышку

6. Кто молотил зерно?

а) петушок      б) мыши              в) кошки

7. В чём петушок принёс муку?

 а) в мешке         б) в сумке          в) в рюкзаке

8. Кто месил тесто?

 а) мыши            б) петушок         в) никто

9. Что испёк петушок?

а) пироги          б) ватрушки        в) булочки

10. Как петушок поступил с пирогами?

 а) угостил мышей             б) прогнал мышей  в) не угостил мышей

-Оцените себя при помощи карточки самоконтроля.

6.Рефлексия.  Домашнее задание.  (слайд  23 )

-Какой момент  урока вам больше всего понравился, запомнился?

- Что совершенно новое вы узнали на уроке?

-Какой фрагмент урока  расскажете родителям?

Представьте себе, что сейчас одно облачко опустится к вам на парту, какое это будет облачко?Почему?А вот как вы думаете кому солнышко улыбается?

-Оцените работу своих товарищей.

 

Домашнее задание. Творческое задание 4 в П. т.  на с. 24.

                                         Чтение сказки с родителями по ролям.

Чтение французской сказки «Волк, улитка и осы»                             (хрестоматия) 



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения.

Автор учитель начальных классов Татарникова В.Н.

Форма урока: урок слушания.

Тема урока: Украинская сказка «Колосок»

  Тип урока: урок  открытия новых знаний.

   Цель: создать условия для развития у школьников умений анализировать текст.

   Задачи:

- Организовать деятельность обучающихся по открытию нового знания и его применению.

-Вызвать интерес к занятию , придать ему проблемный характер ,что отвечает   личностным интересам и потребностям  обучающихся.

-Способствовать развитию умения анализировать текст, развитию познавательного интереса к процессу чтения;

-Совершенствовать навык чтения;

-Развивать речь;

-Создать ситуации успеха для каждого ребенка;

-Вызвать  эмоциональный  отклик  на прочитанное, чувство сопереживания.

-Развивать у обучающихся потребность  в творческой деятельности, самовыражении.

-Формировать способность к рефлексии

-Содействовать развитию умения общаться.

    Личностные результаты обучения:

- Формирование умения осознавать и определять свои эмоции; осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;

-формирование уважительного отношения к труду и людям труда -ориентация в нравственном содержании и смысле  своих поступков и поступках других людей.

 Метапредметные  результаты обучения:

Регулятивные УУД:

-формирование умения самостоятельно  формулировать тему и цели урока, --планировать пути решения поставленной проблемы;

-формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

-формирование критического мышления;

-формирование умения извлекать информацию, представленную в разных ----формах, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

-формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-овладение диалогической и монологической речью;

-формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Ход урока.

  1. Психологический настрой

-Ребята, я очень рада встрече с вами. Сегодня в морозный февральский денек  нам предстоит узнать много нового, познакомиться с новыми героями произведения. Посмотрите на окно.

-Что вы мне хотите сказать?Какой сегодня день?

-Ясный. Морозный день. Ярко светит солнце. От лучей солнышка нам тепло, приятно, поднимается настроение.(помещаю на доске солнышко). А ещё к нам на урок прилетели 3 облачка:одно весёлое, другое равнодушное, а третье грустное. Вам какое больше нравиться? Вот я надеюсь, что в конце урока у вас будет только весёлое настроение. Пусть пока все они останутся, может они нам пригодятся.

Актуализация опорных знаний

-Давайте настроимся на работу. Улыбнёмся друг другу. Так как сегодня на уроке мы будем много читать, подготовим наш речевой аппарат к работе. Проговорим чистоговорку. (Слайд 1)

Чу-чу-чу – я зерно молочу.

Чу-чу-чу – жернова кручу.

Чу-чу-чу – муку получу.

Ач- ач- ач – испеку калач.

Чо – чо – чо – в печке горячо.

Ачики- ачики – вкусные калачики.

Язык, губы подготовили. А теперь  зарядка для ума. Отгадываем загадки. (Слайд 2,3,4)

На соломинке – дом, сто ребяток в нём.

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю тёплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нём тогда таких , как я, будет целая семья.                   Молодцы!

                                                        (зерно)

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый, а бывает подгорелый.

                                                         (хлеб)                                        Согласна!

 

У лепёшки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая мать по имени…                          Отгадали!

                                                         (мука)

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом.                  Согласна!

                                                        (колос)

Целеполагание:

1.-Как связаны между собой отгадки? Какую логическую цепочку можно выстроить?

(зерно – колос – мука – хлеб) (слайд 5)

-Правильно. Мы не зря отгадывали загадки, они связаны с темой урока, такое путешествие зёрнышка произошло украинской сказке «Колосок».кто со чинил эту сказку?(народ) Значит она зарубежная  народная.

2.Словарная работа.

- Я предлагаю послушать внимательно эту сказку.

-Определите своё отношение к произведению. Запомните слова, которые покажутся непонятными.

Прослушивается аудиокнига «Колосок». (слайд 9)

4.Формирование первичных умений.

- Кому понравилась сказка?Почему?

- Какое настроение вызывает у вас сказка? Объясните.

- Какие ещё слова показались непонятными?

Работа со словарём Мишукова Полина. Объяснение слов без словаря.

1.Это «обмолотить», «лапта», «чехарда». (слайд 6, 7, 8)

Работа со словарём Мишукова Полина. Объяснение слов без словаря.

5.Работа с произведением.

1)коллективное моделирование обложки. (слайд  10   )

-Откройте учебник на с. 37 и печатную тетрадь на с.23.

- Найдите фамилию автора. (не пишем)

- Как озаглавлено произведение? Запишем.

- Укажите жанр и тему произведения.

2)работа с текстом.

Перечитывание сказки вслух.

- Вернёмся к началу сказки. Как звали героев? Почему их так звали? Найдите объяснение в тексте, зачитайте.

- Отметим это в  печатной тетради (с. 23 з.1)

- Что однажды нашёл петушок? Прочитайте.

- Как предложили поступить с колоском мышата? Прочитайте.

- Почему молотить пришлось петушку? Найдите объяснение в тексте, зачитайте.

- Давайте проследим по тексту сказки, как развиваются события. (зачитываются отрывки)

-Итак, кто же какую работу выполнял? Выполним з.2 в П. т. на с.24.

 (Слайд  11 )

Физминутка.    По весне поле вспахали, (ладони друг о друга) (слайд 12)

                           Зерном поле засевали.   («сеют» пальчиками)

                           Солнце припекает,           (руками «солнце»)

                           Землю согревает.              (руками достают пола)

                          Высоко поднялись колоски, («колоски» поднимают вверх)

                          К солнышку тянутся они.

                          Ветер налетает,                        (покачивают руками над головой)

                          Колоски качает.

                          Вправо пригнулись,

                          Влево качнулись.                      (руки вправо, влево)

                          А как дождичек идёт,              (пальцами)

                          Рожь водицу пьёт и пьёт.       (ладони ко рту)

                          Вот какая нива!                          (показ)

                         До чего ж красива!    

- Какими в сказке изображены мышата? Укажем ответ в  П. т. в з.3.

- Почему петушок не угостил мышат?

- Какова главная мысль сказки?

- Какие пословицы подходят?  Закончите пословицы. (слайд 13 )

- Каким вы представляете себе будущее героев?

- Какой вывод для себя вы сделали?  

- Какие события последуют дальше?

Подготовка к чтению по ролям. Первичное проговаривание во внешней речи.

-Как можно охарактеризовать мышат и петушка? Какие они? Прочитай предложенные характеристики, найди ненужные слова. (слайд9)

Петушок

Трудолюбивый

Хозяйственный

Жестокий

Строгий

Справедливый        

Мышата

ленивые

совестливые

легкомысленные

веселые

послушные

-чтение трудных слов ( на экране)

         го-ло-сис-тое- голосистое

        при-ни-мал-ся- принимался

        ис-то-пи-лась- истопилась

         об-мо-ло-тил- обмолотил

        по-дож-ди-те- подождите

        про-пи-ща-ли- пропищали

Чтение по ролям.

-Анализируя  сказку, мы проследили, как раньше  хлеб попадал на стол. А теперь посмотрите, как это происходит сейчас.  (слайд 14- 22  )                                  

- Почему нужно бережно относиться к хлебу?

- Вы знаете, что Кубань называют житницей России.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону6 экспресс тест.

Тест  экспресс - опрос

1. Какого народа сказка «Колосок»?

 а) белорусская     б) украинская      в) грузинская

2. С кем жил петушок?

 а) с собакой     б) с кошками            в) с мышами

3. Сколько мышей жило вместе с петушком?

  а) 2 мыши         б) 3 мыши                 в) 4 мыши

4. Как звали мышей?

 а) Круть и Верть       б) Курт и Вурт         в) Карт и Варт

5. Что нашёл петушок?

 а) зерно            б) деньги             в) мышку

6. Кто молотил зерно?

а) петушок      б) мыши              в) кошки

7. В чём петушок принёс муку?

 а) в мешке         б) в сумке          в) в рюкзаке

8. Кто месил тесто?

 а) мыши            б) петушок         в) никто

9. Что испёк петушок?

а) пироги          б) ватрушки        в) булочки

10. Как петушок поступил с пирогами?

 а) угостил мышей             б) прогнал мышей  в) не угостил мышей

-Оцените себя при помощи карточки самоконтроля.

6.Рефлексия.  Домашнее задание.  (слайд  23 )

-Какой момент  урока вам больше всего понравился, запомнился?

- Что совершенно новое вы узнали на уроке?

-Какой фрагмент урока  расскажете родителям?

Представьте себе, что сейчас одно облачко опустится к вам на парту, какое это будет облачко?Почему?А вот как вы думаете кому солнышко улыбается?

-Оцените работу своих товарищей.

 

Домашнее задание. Творческое задание 4 в П. т.  на с. 24.

                                         Чтение сказки с родителями по ролям.

Чтение французской сказки «Волк, улитка и осы»                             (хрестоматия)