Памятка для родителей.

Скворцова Галина Леонидовна

Данный материал содержит рекомендации для родителей о том, как лучше организовать домашнюю работу детей, чтобы это занятие не портило настроение и здоровье  и детей, и взрослых, которые им помогают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditele1.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

       Родители всегда пытались помочь детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от краткого объяснения до полного выполнения задания вместо ребенка.

      Ниже приведен список приемов, позволяющих помочь в выполнении домашних заданий без гнева и разочарований.

1. Расписание для домашней работы.

Многим детям помогает, если у них есть четкое расписание, когда выполнять работу .

Однако, после того, как время определено, нужно максимально придерживаться этого расписания. Время, отведенное расписанием для домашней работы, не  должно прерываться ничем. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное должно подождать.

Вечером обязательно проверьте выполненную работу. Многие дети волнуются, что могут принести в школу работу с ошибками.

     2.Распределите задания по важности.

Для некоторых детей проблема, с какого задания начинать выполнение домашнего задание, превращается в трудный выбор. Если вы предпочитаете распределять задания по важности, предложите ребенку, какое задание выполнять самым первым, какое – вторым, и так далее.

      3.Не сидите у ребенка над душой, пока он делает уроки.

Для многих родителей это большая и постоянная проблема. Родители, использующие такой способ контроля, создают « выученную беспомощность».

Многие родители говорят, что их дети просто не умеют работать, если их родители не сидят рядом с ними. На самом деле дети сознательно решают не работать.

Это очень нездоровая «зависимость»,потому что ничего подобного ребенок не  может воспроизвести в классе. Вследствие этого ребенок может решить вообще не работать в классе, и приносить недоделанные задания домой.

Таким образом , они могут полностью завладеть вниманием  папы или мамы.

Если вы уже оказались в такой ситуации, не следует сразу разрушать установившийся порядок вещей. Двигайтесь маленькими шажками. Несколько дней подряд садитесь в дальнем конце стола. Затем постепенно увеличивайте расстояние между собой и домашней работой, пока, наконец, ваш ребенок не будет работать самостоятельно.

       4.Сначала проверьте то, что выполнено правильно.

Мы часто  в первую очередь обращаем внимание на то, что выполнено неправильно, на допущенные ошибки. В следующий раз, когда ребенок принесет вам свою работу на проверку, в первую очередь отметьте, как хорошо он выполнил те задания, которые сделаны без ошибок, правильно написанные слова и т.п. А о тех заданиях, где допущены ошибки, скажите: » Я думаю, что если ты еще раз проверишь это, то у тебя может получиться несколько иной ответ.»

Может оказаться удобным проверять маленькие порции заданий. Для многих детей лучше, если они немедленно могут получить подтверждение, что все сделано правильно.

Попросите ребенка, чтобы он сначала сделал только пять примеров и дал их вам проверить. Отметьте те, которые сделаны правильно, и предложите ребенку перейти к следующей группе примеров.

Таким  образом ребенок получает немедленную обратную связь и одобрение, и у него появляется положительная мотивация для того, чтобы выполнять следующее задание.

Кроме того, если ребенок начал что-то делать неправильно, есть возможность обнаружить это сразу, так что ребенку не придется переделывать все задание целиком.

      5.Не разрешайте сидеть за уроками весь вечер напролет.

Если вы видите, что через час или два после начала работы ребенок находится в том же положении, как и  через 10 минут  после начала работы, надо прекратить эту деятельность.

      Для такого поведения ребенка есть несколько причин.

Во-первых, он мог просто не понять новый материал в классе и потому не быть в состоянии выполнить домашнее задание.

Во-вторых, возможно у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В таком случае, если он будет долго сидеть над заданием, то велика вероятность, что задание будет выполнено родителями.

В-третьих, у ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, особенно если такие ситуации повторяются часто, и, возможно, он не в состоянии справиться с таким объемом заданий.

      6.Стратегия успеха для заданий, выполняемых по учебнику.

В большинстве учебников в конце каждой главы есть вопросы. Часто дети не знают, на что им надо обращать внимание  в процессе чтения параграфов.

Обсудите вопросы в конце главы с ребенком до того, как он начнет читать главу учебника. Используя эту стратегию, они будут знать, на какую важную информацию обратить внимание.

Стоит дать такому ребенку карандаш и попросить отметить слово или предложение, которое возможно является ответом на один из вопросов. Тогда ребенку будет легче ориентироваться в тексте, когда он будет искать ответы на вопросы в книжке.

      Время от времени добавьте шутку или песню, или какое-то обращение к ребенку, чтобы поддержать его интерес.

     

  7.Обращайте внимание на невербальные сигналы

Часто родители говорят, что не кричат на детей, когда помогают им делать уроки. Все было бы хорошо, если бы все общение происходило  только на вербальном уровне.

Но мы знаем, что невербальные сигналы передачи информации являются очень существенной частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы очень просто, даже если вы об этом не подозреваете.

      Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» - все это является невербальными ответами. Если дети достаточно чутки, то они примут эти сигналы, что только добавит напряженности в ваши взаимоотношения, связанные с  домашней работой.  Так как маленькие дети не делают различия между неодобрением родителями их деятельности и потерей родительской любви, то такое состояние только усилит стресс и ухудшит их возможность работать продуктивно.

      8.Избегайте доделывать домашнюю работу за ребенка.

      Некоторые родители готовы сделать за ребенка всю его домашнюю работу. И если даже исходным мотивом родителей было желание помочь ребенку справиться с особо трудным заданием , конечный результат может быть разрушителен.

Если ребенок не может доделать задание, хотя честно старался, напишите записку учителю, в которой объясните все обстоятельства. Но не превращайте это и постоянную практику, и тогда большинство учителей отреагирует адекватно.

      9. Проявляйте искренний интерес к тому, чем занят ваш ребенок.

       Все дети очень тонко и очень точно чувствуют настроение родителей и их отношение к тому, как складывается учеба их ребенка. В начальной школе дети, как правило, учатся так, как это нужно их семье.

Если вы систематически проверяете тетради и дневник ребенка, искренне радуетесь его успехам и искренне огорчаетесь его неудачами, умеете вовремя похвалить и поддержать, то, безусловно, любой ребенок ответит вам стремлением радовать вас своими успехами и не огорчать ничем.

      Фальшь, неискренность, оскорбления, постоянный крик и обвинения приведут к тому, что ребенок постепенно начнет обманывать и вас, и учителей. А такую ситуацию исправить очень и очень сложно.

      Подытоживая все сказанное, повторим, что прежде чем сесть помогать ребенку в его домашней работе, Убедитесь, что вы не видите никаких симптомов более серьезных проблем. Когда родители пытаются работать с детьми, имеющими серьезные проблемы с обучаемостью и пониманием материала, или очень сильно напряженными, они могут получить в результате гнев, растерянность и полный отказ ребенка продолжать занятия.

      Если же вы будете следовать правилам, о которых было сказано выше, результат и для детей,  для родителей обязательно  будет благоприятным.

     Желаем вам и вашим детям успехов и творческих побед.