Инновационная деятельность на базе КФУ

Ахметзянова Румия Салиховна

Инновационная деятельность по теме: "Формирование ключевых компетенций в предметной области "Искусство"

Актуальность выбранной темы заключается  в введении компетенций в нормативную и практическую составляющую образования, позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

 

       Новизна: компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.

    Цели: определить понятия компетенций, обозначить их структуру и функции. Построить технологию проектирования ключевых компетенций в предметной области «Искусство»,  из которой будут следовать принципы отбора необходимых методов обучения.

 

        Задачи: Формирование компетенций через положительную мотивацию обучения, создание технологии проектирования ключевых компетенций на уроках и во внеклассной работе в области «Искусство», конструирование мотивационного процесса, как основы усвоения содержания художественно-эстетического образования. 

        Для реализации ключевых компетенций  важно учитывать, что компетентности формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры, т.е. формирование  компетенций, зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живёт и развивается школьник.

       Показателем развития ключевых компетенций в предметной области «Искусство» является стабильный уровень качества знания, ежегодные победители и призёры проводимых конкурсов, конференций, олимпиад, фестивалей.

Ссылка к презентации педагогического опыта: https://drive.google.com/file/d/0B1byHlIrimO6bTJ1Q...

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление на РИП21.39 КБ
Файл programma_stazhirovki_kfu_30.09.2016.rar35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» г. Альметьевска

Республики Татарстан

                             

Работа республиканского круглого стола в рамках стажировки учителей изобразительного искусства и музыки по теме:

«Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода в художественном воспитании обучающихся».

Тема выступления:

«Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода в музыкальном воспитании детей»

                                                                                                   Выполнила: учитель музыки

                                                                                                   высшей квалификационной категории

                                                                                                   Ахметзянова Румия Салиховна

Единственный путь, ведущий к знаниям, это деятельность.

Б. Шоу

         В основу ФГОС  положен системно - деятельностный подход к обучению. Реализация технологии системно - деятельностного подхода  предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Развитие и использование творческих способностей ребенка способствует его более эффективному развитию и обучению.

         В рамках внедрения ФГОС  НРК становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Введение его в предмет не должно быть искусственным и притянутым.

         Целью введения НРК в программу по музыке в соответствии с требованиями ФГОС ООО – формирование гражданской сознательности, осознание своей этнической и национальной принадлежности, духовно-нравственное воспитание, формирование уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов.

         Огромную роль имеет значимость тех знаний, которые  ребёнок получает на уроке, но если они не находят практического применения, то бесполезно говорить об их ценности. Например, в нашей школе стали традиционными такие мероприятия, как месячник татарского языка, литературы и искусства, «Навруз», «Фестиваль детского творчества», где каждый класс имеет своё задание (ИССЛЕДОВАНИЕ) целью которого является возрождение культуры народных праздничных гуляний, выявление юных талантов, талантливых семей.  Таким образом проходят : (УРОК-ПРАЗДНИК, УРОК-ЭКСКУРСИЯ, УРОК-КОНЦЕРТ)   На таких нетрадиционных уроках- праздниках  дети,  родители, гости вместе выступают, узнают о забытых традициях своего народа.

       Чтобы подготовиться к таким нетрадиционным урокам, необходимо использовать  следующие виды проектов:

1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов

2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных  инструментов»

3.Сценарные проекты  - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.

4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали

5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме

6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание.

По признаку предметно-содержательной области:

Монопроекты (укладываются в классно – урочную систему)

межпредметные проекты (Во внеурочной деятельности)

        Школа сотрудничает с Альметьевским Музыкальным колледжем им.Ф.Яруллина. Дети имеют возможность слушать «живую» музыку в исполнении оркестров, а также принимают участие в конференциях на базе колледжа, музыкальных конкурсах и фестивалях. Многие талантливые дети по окончании школы поступают учиться в Альметьевский музыкальный колледж.

        Освоение образцов музыкального фольклора предполагает изучение (ИССЛЕДОВАНИЕ) основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев  и традиций. Включение в программу произведений народной музыки базируется на культурологическом подходе, который даёт возможность учащимися осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

       Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках системно - деятельностный подход, тем самым решаю следующие задачи:

 -  помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;

-  развиваю творческие способности;

- предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы;

- поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;

- осуществляю личностно-ориентированную направленность.

ПРИМЕРЫ:

         На уроке по теме «Протяжные песни», слушая р.н.п. «Вниз по матушке по Волге» и т.н.п. “Гөлҗамал”, школьники выявляют общие и характерные особенности татарской музыки в сравнительной характеристике с русской.

Татарские народные песни

Русские народные песни

1. Одноголосны.

2. Особый лад пентатоника, состоящий из 5 ступеней, который не меняется.

3. Распевы тонкие, напоминают кружевной орнамент.

4. Варьируется только орнамент, цветисто, богато.

1. Многоголосны.

2. Мажор, минор (диатонический семиступенный), переменный лад.

3. Большие скачки, широкие распевы, раздольность.

4. Вариативное развитие.

       При сравнительном анализе татарских и русских народных песен добавляются сведения об особенностях исполнительской традиции татарских песен.

        Темы «Былины» и «Баиты» целесообразно изучать подряд, так как при помощи сравнительного анализа учащиеся лучше запоминают, что у каждого народа есть жанры, характерные только для его музыкальной культуры и особенности этих жанров.

       Тема «Былины». При разучивании «Былины о Добрыне» в обработке Н.А.Римского-Корсакова выделяются интонационные особенности, определяются средства музыкальной выразительности. 

       Тема «Баиты» начинается с вопроса «Есть ли у татарского народа жанр, которого нет у других народов?»

Д. Да, наверно есть, потому, что у каждого народа своя история, своя жизнь.

У. Вы правы, в татарском фольклоре есть жанр баиты, и мы узнаем, что он из себя представляет.

        Используя метод моделирования художественно-творческого процесса, выбираем средства музыкальной выразительности: мелодия должна быть певучей, без больших распевов, т.к. характер – очень печальный, ритм – ровным, темп – умеренным, динамика – тихо. При прослушивании баита ребята убеждаются в верности выбранных средств: характер, ритм, темп, динамика – соответствуют модели, созданной детьми.

        В конце урока обобщаем знания о баитах.

Этот жанр народного музыкального творчества очень поучителен и выполняет огромную воспитательную функцию.

        В 7-м классе эта тема рассматривается более углубленно.

     

       Одним из важнейших инструментов, помогающих решать проблему воспитания культуры межнационального общения, умения понимать и принимать культуры  других этносов, является образование, а способ  -  активное приобщение учащихся к национальной культуре, используя возможности национально-регионального компонента.

      Видный татарский ученый Каюм Насыри утверждал: «Сколько языков знаешь - столько раз ты человек». Высказывание может относиться и к понятию «музыкальная культура»; знание музыкальной культуры разных народов обогащает душу человека, делает его жизнь духовно богаче.