Методическая копилка

Морозова Татьяна Борисовна

На этой страничке предоставленны методические разработки уроков  на конкурс: "Идеи ФГОС в уроках УМК "Перспектива", презентации и авторская рабочая программа по курсу "Математика и конструирование", учебный прект как средство активизации познавательной деятельности младших школьников, доклад на заседании МО. Буду очень рада, если материал заинтересует учителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Морозова Татьяна Борисовна

учитель начальных классов

Мутасьевского филиала МБОУ Устьинская СОШ

Моршанского района Тамбовской области

Номинация:

«От цели современного урока в

начальной школе к его результату»

Тема:

Самое главное вещество

А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая

 Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Ч.1 - М.: Просвещение, 2013.

№ п/п

Параметр

Описание

Учебный предмет, класс

Окружающий мир 3 класс

Тема раздела

Мир как дом

Тема урока

Самое главное вещество

Тип урока

Изучение нового материала

Цель  урока

Продолжить формирование учебно-познавательных компетенций при изучении свойств воды.

Задачи урока

создать условия для формирования знаний о трех состояниях воды в природе, значении воды в природе и в жизни человека, исследовать некоторые свойства воды, проанализировать, где используются эти свойства в жизни; составить кластер для воды.

Ожидаемый учебный результат

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

- познакомиться с некоторыми  свойствами воды,

-научиться соблюдать экологическую культуру,

- освоить доступные способы изучения природы – опыт, наблюдение, сравнение,

- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире,

-научиться составлять кластер                                      

Личностные результаты: 

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;

- ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- аргументировано отстаивать свою точку зрения.

регулятивные:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

- оценивать правильность выполнения действия требованиям данной задачи,

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей

познавательные:

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

коммуникативные:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Оборудование и материалы

Для педагога

Для учащихся

компьютер, проектор, экран, глобус, термос с горячей водой

минилаборатории для каждой группы(лабораторные стаканы, стеклянные палочки,  водопроводная вода, цветные полоски бумаги, колба с трубкой, заполненная водой, тарелка, тарелка со льдом, листики цветка), рабочие тетради, ноутбуки (1 на группу)

I Организационный момент

        Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать, смекать!

II Мотивация

- В течение урока вы будете работать в группах. У каждой группы есть минилаборатория. Прежде чем начать работу давайте вспомним правила работы в группах:

1. Работать сообща.

2. Говорить  вполголоса.

3. Один говорит – другие слушают, не перебивая, внимательно.

4.Уметь распределять обязанности между собой.

5.Уметь договариваться, помогать друг другу. 

6. Разговор должен идти только о предмете задания.

Нам надо постараться правильно выполнить все задания,  суметь сделать выводы, научиться применять новые знания в жизни.

III Актуализация опорных знаний.

Отгадайте загадку:

В морях и реках обитает,

Нередко по небу летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять (вода)

IV Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи 

Вы догадались о чем  мы будем говорить на уроке?  (о воде)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане,

И в водопроводном кране…

 Без нее вам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.

- Какие задачи поставим перед собой? (вспомнить, что уже знаем о воде и открыть новые знания). Задачи прописываем на доске.

Вступительная беседа 

Как вы думаете, чего на нашей Земле больше всего? (ответы детей)

- Посмотрите на глобус и прослушаете текст №1 электронного приложения.

На Земле больше всего воды.  Вода повсюду. Вода есть и под землей. Вспомните, когда мы ходили на экскурсию к роднику.

Вода входит в состав любого живого организма. Возьмите листик цветка на столе и помните его. Что вы увидели? Объясните, что это доказывает? (мнение учащихся). Какие сочные плоды, овощи, ягоды  вы знаете? (арбуз, клубника, огурец, помидор, апельсин, лимон…)

В теле животных вода составляет около половины его массы, а тело медузы на 90% состоит из воды.

Мы с вами недавно взвешивались и вы помните свой вес. Чтобы узнать, сколько примерно воды в вашем теле надо массу тела разделить на 3 и умножить на 2. (ответы детей)

Прослушайте тексты № 2 и 3 электронного приложения.

Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с. 62 – 63. Расскажите о распространении воды в природе, ее состояниях. (Ответы детей)

- Какое значение имеет вода в жизни растений, животных, человека? (ответы детей)

Вывод: Вода не только поит, но и кормит (как?) (ловят рыбу), это и удобная дорога (почему?) (по ней плывут суда с грузами и пассажирами).

Прослушайте текст № 9  Значит,  вода еще «добывает» электрический ток.

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды. Вот она какая, вода!

- Что же это за волшебная вода, почему она всем нужна?

- Какая бывает вода? Каждая группа называет как можно больше слов (питьевая, водопроводная, святая, родниковая, пресная, соленая, морская, минеральная, кипяченая…)

V Открытие нового знания.

Чаще всего мы используем воду в жидком состоянии. Изучим некоторые ее свойства.  Для этого проделаем опыты по заданиям рабочей тетради.

Мы будем исследователями. Прежде, чем приступить к опыту, внимательно прочитайте инструкцию и приступайте к работе. Выводы записывайте в рабочей тетради. Пожелайте друг другу успехов в работе.

VI Подведение итогов работы в группах.

- Ребята, поработав в лаборатории вы увидели, что вода это уникальное вещество, которое обладает свойствами. Давайте  назовем эти свойства.

- Первая группа нам расскажет о 1-2 свойстве. Определите цель каждого опыта. Устно опишите его ход. А остальные группы внимательно слушают и делают свои комментарии.

- Всё правильно.

- Вторая группа расскажет о 3-4 свойстве воды. Определите цель каждого опыта. Устно опишите его ход.

- Молодцы.

- Третья группа о 5 свойстве воды и прочитает, какой они сделали общий вывод. Определите цель своего опыта.

- Молодцы.

- Ребята, вам  понравилось работать в группах? Старались ли вы придерживаться правил, о которых шла речь в начале урока?

- А теперь оцените свою работу в рабочих тетрадях, поставив знак»+» в соответствующие квадратики. Проверьте свои выводы по Приложению.

Фикультминутка.

VII Проверка. Вывод.

- Итак, первая группа ваша оценка.

-Вторая группа, третья.( дети устно комментируют свой выбор)

- Молодцы.

- А зачем нам нужно знать о свойствах воды?

- Чтобы использовать эти свойства в жизни. Например, чистая вода не должна пахнуть, быть прозрачной. Если вода  не имеет цвета и запаха, значит она чистая.

Опыт 6

- Ребята, а что произойдет с водой, если ее вылить из посуды?

(Она растекается в разные стороны)

- Что будет происходить с водой, если наклонить эту поверхность?

(Вода стечет под уклон)

- Можно ли воду из  одного стакана перелить в другой?

Проделайте этот опыт

- Какое свойство воды проявляется во всех этих случаях?

(Вода течет, значит,  свойство воды – текучесть)

Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем воду.

- Молодцы, продолжаем нашу работу.

VIII Актуализация знаний о трех состояниях воды.

- А вот как о себе говорит вода:

                                 Я и туча и туман,

                                 Я ручей и океан,

                                 Я летаю и бегу,

                                 И стеклянной быть могу.

- Как вы понимаете  строки? (Ответы детей)

А сейчас немного отдохнем, а чтобы отдых прошел с пользой, повторим,  в каких состояниях бывает вода в природе.

- Вы любите отгадывать загадки? Загадки буду задавать по очереди каждой группе. Если группа не справится, то ей помогут ребята других групп.  

Вы называете отгадку и говорите в каком состояние вода. Готовы?

Загадка для 1 группы:

Чего в гору не вкатить,

 В решете не унести,

 В руках не удержать? (вода)

Загадка для 2 группы:

В небе родился,

 В земле схоронился. (дождь)

Загадка для 3 группы:

Клубится, а не дым,

 Ложится, а не снег.  (туман)

Понравились загадки? Хотите еще?

(По 1 загадке каждой группе)

 - Пушистый ковер

 Не руками ткан,

 Не шелками шит,

 При солнце, при месяце

 Серебром блестит.  (снег)

- Детки сели на карниз

 И растут всё время вниз.  (сосульки)

- День вначале был хороший.

   Вдруг посыпался горошек!

   Я принес домой штук тридцать,

   А в руках – одна водица! (град)

- Молодцы. С загадками вы справились.

Вывод: А зачем нам надо знать о состоянии воды? Где эти знания нам пригодятся?

- Мама постирала бельё, вода испарилась, бельё стало сухим.(вода превратилась в пар)

- Мы вытерли мокрой тряпочкой классную доску и через некоторое время доска стала сухой. (вода превратилась в пар)

- Летом хочется попить холодненького, наливаем воду в формочки и ставим  в морозильник, а она там замерзает, превращается в лед.  Кубики льда можно положить в разные напитки, чтобы они стали холоднее. Если бы мы не знали о превращениях воды, не смогли заморозить воду.

Рассказ учителя:

- Вы сегодня на уроке проводили опыты, делали выводы. Теперь моя очередь, так как я сегодня научный руководитель нашей лаборатории.

-Я расскажу вам научные факты о воде. Итак, вода входит в состав любого организма. Она содержится во всех частях растений. Без неё невозможно нормальное функционирование организма. Для человека необходимо около 1,5-2,5 литра воды в сутки. Без пищи можно прожить почти месяц, без воды - 3 дня. Вода очищает организм от токсинов, необходима для процессов пищеварения. Она способствует переносу питательных веществ по организму, помогает восстанавливать клетки и ткани. Пить воду следует не спеша, маленькими глотками.

- Чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает. Вода находится в опасности, потому что человек ее загрязняет.

-Отчего загрязняется вода в реках, океанах, морях?

-Чем опасно загрязнение воды?

-Как люди охраняют воду от загрязнений?

-Как каждый человек должен беречь воду? (Ответы детей).

IX Проверка усвоения новых знаний

Давайте повторим, что нового мы узнали на уроке. Для этого на доске мы составим кластер.

О каком веществе говорили на уроке? (о воде)

Прикрепляем на доску табличку:

В каких состояниях находится вода? (ответы детей, дополняем кластер)

 

                                           

                                       

     

- Назовите, где в природе вода находится в жидком состоянии?

- Какие водоемы нашего края вы знаете? (река Цна, река Пичавка, река Серп, озеро Клинчиха, Мармужовский пруд,  Пичаевский пруд, пруд  Три Деньги)

- Где в природе вода находится в твердом состоянии?

- В газообразном состоянии? (ответы детей)

- О каких свойствах воды мы сегодня узнали?

- Где эти свойства можно использовать?

Дополняем кластер и в результате получаем: (Приложение 1)

X Рефлексия.

- Ребята, как вы себя чувствовали, работая в группах?

- Оцените работу на уроке вашей группы.

- Ребята, над какой темой мы работали на уроке?

-Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?( Открыть новые знания)

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?  ( Мы узнали свойства воды и где применяются эти свойства. О значении воды для  всех живых существ. Как правильно пить воду. О том, что не надо загрязнять воду)

Домашнее задание

Прочитать по учебнику с. 62 – 63, ответить на вопросы. Спросить у родителей, как вы дома очищаете воду для питья.

Оценки. Сдайте свои рабочие тетради для проверки.

- Спасибо за работу.

Информационные источники:

1. Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» М.: «ВАКО», 2004

2.Соколова Е.И., Ларина Т.И. Загадки мудрой совы. Ярославль, 2000.

3.http://metodsovet.su/load/okr_mir/did_mater/krugovorot_vody_v_prirode/26-1-0-3

Приложение 1

ЧТО  МЫ ЗНАЕМ О ВОДЕ


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебный проект как средство активизации познавательной деятельности младших школьников 2010 год Автор: Морозова Татьяна Борисовна учитель начальных классов Мутасьевского филиала МОУ Карельской СОШ Моршанского района Тамбовской области

Слайд 2

Актуальность В стране: в последние годы особо встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся с помощью новых образовательных технологий, одной из которых является метод проектов. В школе: Большие объемы учебного материала и высокие требования к выпускникам и учителю Н еобходимость решения: проектно- исследовательская деятельность может стать эффективным инструментом формирования ключевых компетентностей и обеспечит повышение мотивации изучения различных предметов

Слайд 3

Методическое обоснование Что получат участники проекта: ОБУЧАЮЩИЕСЯ: научатся применять знания в практических ситуациях; научатся работать в команде для реализации совместных проектов; реализуют потребность в самовыражении, самоутверждении, самореализации.

Слайд 4

Методическое обоснование РОДИТЕЛИ: смогут отслеживать рост успешности своих детей; окажут поддержку детям в поиске материала для проектов СООБЩЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: сможет использовать проект как ресурс в своей работе; для профессионального развития; творческого роста.

Слайд 5

Предмет исследования – проектная деятельность учащихся, позволяющая формировать некоторые личностные качества, развивающиеся в совместной деятельности ученика и учителя. Объект исследования – познавательная деятельность учащихся на уроке.

Слайд 6

Цель исследования: активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью метода проектов

Слайд 7

Задачи Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической литературе; Разработать и апробировать различные виды учебных проектов для активации познавательной деятельности учащихся; Разработать практические советы по использованию метода учебных проектов .

Слайд 8

Новизна проекта Учебный процесс строится в соответствии с концепцией учебного познания посредством реализации проектно-исследовательской деятельности в ходе совместной работ ы обучающих ся и учителя

Слайд 9

Сроки реализации проекта: 1 этап подготовительный (информационно-аналитический) сентябрь – октябрь 2009г 2 этап основной (практический) ноябрь 2009 г – февраль 2010г 3 этап заключительный (аналитический) 2010г

Слайд 10

Ожидаемые результаты: освоение методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин; применение полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся; развитие интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом

Слайд 11

Подготовительный этап Изучение сущности проектной деятельности и литературы по проблеме; Определение возможных направлений проектной деятельности; Разработка критериев эффективности проекта.

Слайд 12

Критерии эффективности: мнение обучающихся; мнение родителей; мнение библиотекаря; поведенческие изменения; техника чтения.

Слайд 13

Основной этап 2009-2010 г № Типы проектов Название проектов 1 Исследовательские проекты «Символ русского народа» Во владениях Снежной королевы» «И зазвонят в душе колокола…» 2 Информационные проекты «Бобр» «Зоопарк» Буклет «Колокольный звон» 3 Учебный проект «Символика Тамбовского края» 4 Творческие проекты «Лесной праздник» «Наш вернисаж» «Рыцарский замок» «Читая А.С.Пушкина» «Осенняя фантазия»

Слайд 14

Первая молодежная эколого-краеведческая конференция им. И.В.Тананаева Районный семинар по ИКТ Методический совет ОУ Заключительный этап Использование опыта работы Школьная ярмарка проектов

Слайд 15

Участие в первой эколого-краеведческой конференции (декабрь 2009г) Проект размещен на сайте www.proshkolu.ru

Слайд 16

Слайд 17

Динамика техники чтения обучающихся 2 класса 2 класс 2009-2010 даты 10.09 17.10 24.12 10.03 15.05 Ашарина В. 58 69 87 103 109 Гоман Н. 55 63 71 82 100 Клокова В. 40 45 51 62 65 Турапин И. 37 42 58 65 72 Цыбиногин С. 48 54 59 63 69

Слайд 18

Техника чтения

Слайд 19

Отношение обучающихся к учебе

Слайд 20

Рекомендации педагогам В 1 классе возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, естествознания, технологии.

Слайд 21

Со II класса систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся 1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др. 2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану, по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности. 3. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин. 4. Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по темам, интересующих учащихся под руководством учителя, затем с помощью родителей

Слайд 22

В III классе 1. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности 2. Учащиеся проводят опросы, анкетирования. Опрос учащимися проводится по предварительно составленным вопросам 3. К концу года большая часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план исследования, определить одну-две задачи, найти материал, представить доклад с показом, самостоятельно провести этапы исследования.

Слайд 23

В IV классе Обобщение полученных знаний. Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работе в виде текста, графика, модели. В результате учащиеся способны самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме используя различные пути поиска информации, методы исследований, способны при представлении результатов использовать графики, подтверждать сказанное цитатами, аргументировано доказывать сказанное.

Слайд 24

Формы занятий, позволяющих представить результаты исследования: конференции, на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории; презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников; выступления, как правило, для определенного круга — своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой;

Слайд 25

Формы занятий, позволяющих представить результаты исследования: представление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователи выступают как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение; выставка достижений, проводится в основном для родителей и может быть посвещена определенной теме, дисциплине.

Слайд 26

Выводы: Использование метода проектов способствует активизации познавательной деятельности и повышает интерес учащихся к учебному процессу. В проекте осуществляется разнообразная самостоятельная деятельность учащихся, которая формирует навыки самообразования. Метод проектов привлекателен, так как он личностно-ориентирован, использует множество дидактических подходов, предполагает возрастание интереса вовлеченности в работу по мере ее выполнения. Метод проектов помогает сформировать исследовательские навыки. Учащиеся учатся работать с различными информационными источниками. Является ли проект эффективным?

Слайд 27

Является ли проект эффективным? Проект эффективен, он активизирует образовательный процесс, является малозатратным, выполним без дополнительных финансовых вливаний.

Слайд 28

Информационные источники Активизация познавательной деятельности младших школьников”. Под редакцией М.П.Осиповой, Н.И.Кончаловской. с.37-45. inf.1september.ru/2007/20/02.htm Информационная среда школы www.in-exp.ru Электронные образовательные ресурсы в создании новой образовательной среды Г.Ф.Гаврилычева “Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе”: Начальная школа №12, 1986г. М. Просвещение с. 18-27. Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения.// Директор школы. – 1995. – №6. – с. 39-47 Ильченко В. «Развитие исследовательской деятельности учащихся». Методический сборник. М. «Народное образование», 2001. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителя и классных руководителей, студентов педагогических. учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 2001. – 176 с. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования – М., 2000 Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.: Логос, 1996



Предварительный просмотр:

                                                

МБОУ  Устьинская  СОШ Мутасьевский филиал

                                   

             

                                   

                                                         учителя начальных классов

                                                  Морозовой Татьяны Борисовны

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

                 они будут открывать это новое сами. Моя

                       главная задача – помочь им раскрыться, развить

                       собственные идеи».

                                                                     Г. Пестолоцци

        Традиционный способ обучения – это учительский монолог: «Я говорю – ты молчишь и слушаешь». Проблемный урок происходит с использованием формулы: «Я словечко – ты словечко», и его суть составляет диалог, который лежит в основе развивающего обучения.

        Практика показывает, что в сравнении с традиционным проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, мощное интеллектуальное развитие и воспитание активной личности.

        Почему же проблемный урок дает более прочное усвоение знаний? Во-первых, диалогическая постановка проблемы, в отличие от сообщения «голой» темы, мотивирует школьников к усвоению нового материала, включая в работу практически весь класс.

Во-вторых, диалогический поиск решения, в отличие от изложения готовых сведений, обеспечивает понимание новых знаний каждым учеником (разве можно не понимать то, до чего сам додумался?) Вот и получается, что проблемный диалог гарантирует усвоение нового материала большинством класса. А традиционный монолог – нет.

        Почему проблемный диалог стимулирует интеллектуальное развитие учеников? Потому что активно задействует всю познавательную сферу: внимание, память, мышление, и, что особенно хочется подчеркнуть, речь. В тоже время монологическое введение знаний обрекает учеников на пассивное слежение за чужой мыслью. Поэтому познавательные процессы формируются весьма вяло, а речь на этом этапе урока не развивается вообще.

        Почему проблемный диалог воспитывает активную личность?

        Потому что для диалога с учителем школьнику нужны и смелость, и решительность. А чтобы молча воспринимать традиционный монолог, всех этих качеств характера не надобно.

        Таким образом, проблемный диалог действительно лучше монолога работает на достижение целевой триады «знание – развитие – воспитание». Однако не расплачиваются ли школьники за выдающиеся достижения диалога своим здоровьем? Ни для кого ни секрет, что от работы люди устают по-разному. Гораздо больше – от монотонного неинтересного дела, к которому надо себя принуждать. Значительно меньше – от любимого дела, которым заниматься в радость. Сказанное относится не только к взрослым, но и к учащимся на уроке.

        Традиционный монолог, как это ни прискорбно, не борется за детский интерес к учебному материалу. А когда интереса нет, ученик либо отключается совсем, либо вынужден прилагать значительные волевые усилия, чтобы заставить себя внимать речь учителя. Отсюда быстрое утомление, нервные перегрузки. Так что сто раз прав был острослов, утверждавший, что девиз традиционного монолога – «знания – силой».

        Проблемный диалог, напротив, сначала накрывает школьника волной интереса к новому материалу, а затем дарит ему острую радость самостоятельного открытия знаний. Для детей, это действительно «учение с увлечением», значительно снижающее нервные нагрузки. Таким образом, именно проблемный диалог – здоровьесберегающая технология.

        Оценим способы введения знаний по критерию временных затрат. Урок не безразмерный, и результаты должны достигаться от звонка до звонка. Даже неспециалисту понятно, что монолог требует меньше времени, нежели диалог. Быстрее сказать тему самому, чем «вытаскивать» ее из учеников путем диалога. Быстрее изложить готовый материал лично, чем диалогически обеспечивать открытие новых знаний школьниками. На диалог нужно время. Это чистая правда. Но не вся. Рассмотрим проблему временных затрат на диалог повнимательнее и в более широком контексте.

        Этап введения знаний не единственный в учебном процессе в усвоении нового материала. Сразу за ним идет этап воспроизведения знаний. Потом – этап применения знаний при решении задач и выполнении упражнений.

        Монологическое введение знаний занимает меньше времени, но не гарантирует понимание материала большинством класса. Поэтому при закреплении начинаются неприятности: непонятную информацию сложно воспроизвести, а уж применять и вовсе невозможно. Учителю приходится повторно объяснять материал, зачастую каждому ученику в отдельности. Это колоссальные потери не только учебного времени, но и нервных клеток! Короче говоря, традиционный монолог – «шаг вперед – два шага назад».

        Проблемный диалог требует больше времени, но при этом обеспечивает понимание материала. Поэтому закрепление идет и быстрее, и легче. При ближайшем рассмотрении оказывается. Что временные затраты на диалогическое введение знаний оборачивается экономией времени и сил на последующих этапах урока.

        Сопоставление способов введения нового знания по трем самым значимым критериям: результатам, здоровью, времени – позволяет сделать вывод, что проблемный диалог выигрывает у традиционного монолога по всем статьям и, следовательно, является здоровьесберегающим и наиболее эффективным методом обучения детей.