Уроки

Игнатова Маргарита Виленовна

Конспекты уроков, презентации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Игнатова Маргарита Виленовна, учитель истории и обществознания, МОУ «СОШ» с. Пыёлдино, Сысольского района, Республики Коми.

Урок по истории Древнего мира. Класс: 5

Тема: «Природа и занятия жителей Древней Греции».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технологии: здоровьесбережения, компьютерного обучения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, групповой деятельности.

Цель урока: Изучение местоположения и природных условий Древней Греции, понимание причин возникновения древнегреческой цивилизации.    

Задачи: формировать умения применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей и изучить местоположение и природные условия Древней Греции

Планируемые результаты:

Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового через активные формы деятельности. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Метапредметные:

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала

Предметные: научиться формировать целостное представление  об историческом пути греков; устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и образом жизни греков; читать историческую карту, анализировать и обобщать её данные; применять понятийный аппарат для оценивания фактов и источников о Древней Греции, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении вопросов далёкого прошлого.

Образовательная среда урока:

УМК А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая «История Древнего мира». Просвещение, 2012; карта «Древняя Греция»; раздаточный материал для работы в группах; рабочая тетрадь по истории Древнего мира часть 2. Г.И. Годер.        

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Приветствие.

  1. Постановка цели и задач урока.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: мотивировать (организовать самоопределение) учащихся к УД.

Действия учителя:

- Ребята, вы изучили большую тему - Древний Восток. Настала пора отправиться на Запад - в античный мир. Мы будем с вами изучать страны античного мира (учитель объясняет значение понятия). Учитель демонстрирует  карту, на которой обозначены государства Востока и античного мира - Древняя Греция и Древний Рим. Учитель просит назвать страны Востока, дать краткую справку. Учащиеся дают ответы.

Учитель спрашивает, где находятся страны, которые называли античными. Учащиеся определяют по карте и отвечают, что в Европе. На карте цветом выделяются Древняя Греция и Древний Рим, появляются надписи.

Учитель просит дать определение понятия «цивилизация». Спрашивает, в какой части Европы возникли первые цивилизации?

Учащиеся отвечают:

- Древние цивилизации возникли на юге Европы, на побережье Средиземного моря.

Учитель демонстрирует синхронистическую таблицу, где даны даты возникновения цивилизации в Греции и Риме, спрашивает, какую из стран мы будем изучать первой и почему?

Учащиеся:

- Первой мы будем изучать историю Древней Греции, так как цивилизация возникла там раньше, чем в Древнем Риме.

Учитель подтверждает, что первой мы будем изучать историю Древней Греции, здесь действительно возникла первая цивилизация античного мира, оказавшая впоследствии огромное влияние на народы Древнего Рима. Свою страну греки называли Элладой.  А себя - эллинами.

 

III. Актуализация знаний. Учитель демонстрирует видеофрагменты, иллюстрирующие природные условия и занятия древних греков.

- На какие вопросы надо ответить, чтобы познакомиться с государством?

Учащиеся отвечают, что необходимо определить, где находилось государство, как называлось, познакомиться с природными условиями, климатом, с занятиями жителей.

Учитель просит назвать тему урока, учащиеся называют  «Природные условия и занятия жителей Древней Греции».

Тема записывается на доске и в тетради.

Учитель предлагает учащимся составить план урока. В результате совместных действий составляется план:

  1. Географическое положение Древней Греции.
  2. Климатические условия.
  3. Природные условия
  4. Растительный и животный мир.
  5. Занятия древних греков.

- Как Вы считаете, с какими трудностями мы можем столкнуться  при рассмотрении материала?  

- Что нам поможет в преодолении этих затруднений? Текст параграфа, алгоритмы работы для групп, атлас, раздаточный материал.

Учащиеся выполняют первый пункт плана. Описывают географическое положение Греции: находится на юге Европы и на юге Балканского полуострова, к западу от полуострова Малая Азия. Омывается Средиземным морем на юге. Ионическим - на западе, Эгейским - на востоке.

- Сегодня вам предстоит исследовать географические и природные условия Древней Греции с целью определить, какие географические и природные условия способствовали возникновению в Древней Греции первой цивилизации в Европе; как они повлияли на занятия жителей страны?

Проблемный вопрос: «Почему первая цивилизация в Европе возникла в Древней Греции?

IV.        Первичное усвоение новых знаний.

 Учащиеся выполняют второй и третий пункт плана. Распределение на группы. Для того, чтобы Вам было легче работать, предлагаю разделиться на три группы, каждая из которых будет работать над одной из областей Древней Греции.

Работая в группах, используйте карту, иллюстрации, документы.

Первая группа исследует территорию, на которой расположена г. Олимп. Какая это часть Греции?

- Северная.

Вторая группа исследует Аттику, Беотию. Какая это часть Греции?

- Средняя.

Третья группа исследует территорию Пелопоннеса. Какая это часть Греции?

- Южная.

Учащиеся работают в группах. Вносят данные в сравнительную таблицу.

Проводим физминутку!

V. Первичная проверка понимания.

Далее учащиеся защищают работу своих групп, затем работают совместно (аргументация и разъяснение информации самими учащимися). Выделяют общие черты географического положения и природы Греции по указанным параметрам: местоположение, рельеф, климат, природные богатства, животный и растительный мир.

Делают вывод.

Учитель подводит итоги работы.

VI. Учащиеся переходят к следующему пункту плана, работая с иллюстрациями, историческими документами определяют, какие занятия были у жителей Древней Греции.

Учащиеся называют: выращивание зерновых, овощеводство, виноградарство, выращивание оливок. Учитель просит объединить эти занятия одним словом, учащиеся называют - земледелие.

- Выращивание крупного рогатого скота, овцеводство, коневодство, свиноводство.

- Объедините эти занятия одним словом.

- Скотоводство.

- Какие занятия ещё были у древних греков?

- Рыболовство, охота.

- Гончарное дело, кузнечное дело, добыча металлов, изготовление одежды, тканей, строительство.

- Объедините эти занятия одним словом.

- Ремесло.

- Какие ещё занятия были у древних греков.

- Торговля. Мореплавание.

  1. Первичное закрепление.

- Какие из занятий были самими древними? (Охота и рыболовство).

- Что способствовало возникновению первой цивилизации в Европе на территории Древней Греции?

- 1.Благоприятные для человека климатические условия.

2. Природные богатства для охоты, рыболовства, скотоводства, земледелия; ремесло, торговля, мореплавание.

3. Естественная защита: с севера - горы, с остальных сторон - моря.

- Вспомните, какую тему мы сегодня изучали?

- Природные условия и занятия жителей Древней Греции.

- По какому плану мы её изучали?

  1.  Географическое положение Древней Греции.
  2. Климатические условия.
  3. Природные условия
  4. Растительный и животный мир.
  5. Занятия древних греков.

VIII. Рефлексия.  Для того чтобы выяснить, как вы усвоили материал урока, вам предлагается ответить на вопросы:

  1. Где находится Греция?
  2. Чем защищена Греция с севера?
  3. Какими морями омывается территория Греции?
  4. Какой рельеф имеет страна?
  5. Назовите реки Греции.
  6. Какие занятия существовали у древних греков?
  7. Что способствовало возникновению первой цивилизации в Европе на территории Древней Греции?

Сегодня мы очень многое выяснили о своеобразии государства Греция. Как вы думаете, где и когда нам пригодятся эти знания?

Ответы учащихся с обоснованием своего мнения. Подвести учащихся к осознанию целостности мира, необходимости изучения истории и особенностей развития государств, для дальнейшего построения взаимодействия и взаимоотношений между народами.

IX. Саморефлексия. Оцените работу своей группы, класса.

Оцените свою работу на уроке.

5 баллов - полностью доволен (довольна) своей работой.

4 балла - не совсем доволен (довольна) своей работой, т.к. работал(-а) не в полную силу.

3 балла - не совсем доволен (довольна), т.к. в моей работе было много недостатков.

2 балла - не доволен совершенно.

1 балл - не могу оценить свою работу.

Х. Информация о домашней работе.

1 уровень: выполнить задание № 1 в рабочей тетради.

2 уровень: Подготовить устный развернутый ответ на вопрос «Что способствовало возникновению первой цивилизации в Европе на территории Древней Греции?»

3 уровень: подготовить сообщение и презентацию о греческих мифах.

ХI. Учитель:

- Все группы работали хорошо, спасибо, до свидания.

Используемая литература.

  1. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой и Ф.А. Михайловского.- Москва: Русское слово,2010.-284 с.  
  2. Хрестоматия по истории Древнего мира. Пособие для учителей. Сост. Крушкол Ю.С., Н.Ф. Мурыгина, Е.А. Черкасова. Москва: Просвещение, 1987.-254 с.

Интернет-ресурсы.

1. http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w/text_0300.shtml Гесиод труды и дни. Перевод В.В. Вересаева. Источник: Гесиод. Теогония. Труды и дни.Щит Геракла. Москва, 2001.

2. http://yanko.lib.ru/books/hist/hist_old_greec-kuz-a.htm История Древней Греции под ред. В.И.Кузищина.Москва: Высшая школа,2003.- 398 с. С. 41.

3. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bf468684-74af-4819-a11c-fa6912fc705b/?interface=catalog



Предварительный просмотр:

Игнатова М. В.  240-951-463

Внешняя политика Екатерины II

Тип урока: комбинированный.

Цели:

1.Охарактеризовать основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.

2. Подвести учащихся к пониманию причин, повода русско-турецких войн.

3. Закрепить умения учащихся работать с картой, обосновывать свои выводы фактами,  расширять словарный запас учащихся историческими терминами и понятиями.

Задачи:

 Образовательные: 

подведение  учащихся к основными направлениями внешней политики России во второй половине 18 века, подведение к пониманию  важности для Российской империи борьбы за выход к Черному морю, раскрытие причин и характера войны;

развивающие:

формирование у учащихся умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно - следственных связях исторических событий и явлений;

воспитательные: 

воспитание  гражданственности и патриотизма,  чувства уважения к прошлому своей страны через личное отношение к истории Родины.

План урока:

1. Проверка домашнего задания (интерактивный тест)

2. Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.

3. Причины русско-турецкой войны 1768-1774 гг.

4. Ход войны 1768-1774 гг.

5. Итоги войны.

6. Причина русско-турецкой войны 1787-1791 гг.

7. Ход войны.

8. Итоги войны.

9. Подведение итогов урока.

Подготовка к уроку:

Разработка компьютерной презентации, разработка раздаточного материала (тест)

Ожидаемые результаты

   Характеризовать  направления внешней политики России,    характеризовать и анализировать причины противостояния России и Турции, знать задачи и результаты решения этих задач.

Основные понятия и термины: протекторат, коалиция, контрибуция

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России конец XVI-XVIII в., учебник для 7 класса, карта «России во второй половине XVIII в.», атлас «История России XVI-XVIII вв.», раздаточный материал (тест), электронная энциклопедия «История России 862-1917» «Интерактивный мир, рабочая тетрадь.

Ход урока.

1. Организационный момент. 

2. Проверка домашнего задания. Учащиеся выполняют тест, один ученик работает у интерактивной доски.

3. Изучение нового материала.

Учитель объявляет тему урока, знакомит с планом урока (слайд 2) (учитель объясняет, что на изучение этой темы отводится 2 урока, на первом уроке будет рассмотрен вопрос о взаимоотношениях России и Турции, остальные вопросы на втором уроке).

    Мотивационный момент. Для установления связи нового материала с ранее изученным организуем беседу (слайд 3 ):

- охарактеризуйте отношения России с соседними странами.

Назовите причины русско-турецкой войны 1735-1739 гг., её результаты.  Назовите причины и результаты русско-шведской войны 1740-1741 гг.

Назовите имена русских полководцев и флотоводцев, которые прославили Россию в данный период.

Найдите  на карте турецкие владения в Причерноморье и территорию Крымского ханства.

Таким образом учитель подводит детей к направлениям  внешней политики правительства Екатерины II (слайд 4).

Работа с картой (на интерактивной доске).

- Какие задачи предстояло решить правительству Екатерины II?

Учащиеся дают ответ о том, что России необходимо было получить выход к Черному морю.

В результате этого:

- ликвидировалась бы опасность набегов со стороны Крымского ханства;

- открылась возможность заселения и  освоения южных плодородных земель;

- развились внешнеторговые связи с Западом через Черное море (экспорт хлеба из России).

- Как можно было решить задачи? 

Учащиеся приходят к выводу, что мирным путем решить эти вопросы было нельзя,  так как  здесь сталкивались интересы двух стран: России и Турции.

Причины  войны России с Турцией (слайд 5):

- обезопасить южные земли от набегов со стороны Крымского ханства и притязаний Турции;

- возможность освоения причерноморских степей для развития хозяйства;

- ослабление Османской империи.

 Турция же желала расширить свои владения в Северном Причерноморье за счет России.

Учитель говорит, что на турецкие владения и влияние в этом регионе претендовала не только Россия, но и ряд западных стран: Англия, Франция, Австрия (слайд 6). Далее оговариваются цели стран-участников.

Ход войны. Учащимся демонстрируется анимация из электронной энциклопедии «История России 862-1917» «русско-турецкая война 1768-1774 гг. Предлагается выполнить задание: выслушав рассказ и посмотрев анимацию (слайд 7,8), выделите главные итоги войны запишите их в таблицу в рабочей тетради (задание 5, стр. 74).

После выполнения задания демонстрируется слайд 9 с итогами войны, и сравниваются с результатами, которые получились у учащихся.

Затем учитель дает задание найти в атласах места важнейших сражений русско-турецкой воны 1768-1774 гг., один ученик работает у доски.

Учитель спрашивает, какие задачи ставила Россия накануне войны, и удалось ли ей их решить?

Ответы учащихся (обезопасить южные земли от набегов из Крыма и притязаний Турции; включить Причерноморские степи в хозяйственную зону России и увеличить за счёт них дворянские землевладения, контролировать Босфор и Дарданеллы, развивать внешнеторговые связи. Решить все задачи не удалось, т.к. крестьянская  война под руководством Е. Пугачева вынудила Россию приостановить военные действия и заключить перемирие с Турцией).

Учитель говорит, что Кючук-Кайнарджийский договор обе стороны рассматривали как временный. Они готовились к новой войне за Северное Причерноморье. И она вскоре разразилась. Поводом послужили события в Крыму, где произошел переворот, в результате которого к власти пришли противники России. В ответ на это в 1783 году Екатерина II издала манифест о прекращении существования Крымского ханства и присоединении его земель к России. В результате Крым и часть Северного Кавказа вошли в состав России. А демонстративное путешествие Екатерины вместе с императором Австрии в Крым стало последней каплей в чаше терпения Турции. В июле 1787 года султан предъявил ультиматум России, в котором потребовал возвратить Крым, восстановить власть Турции в Грузии и досматривать русские корабли, идущие через Босфор и Дарданеллы (слайд 10). После отказа России султан в августе 1787 года объявил ей войну. На стороне Росси выступала Австрия, а Турции помогала Франция (слайд 11). Учитель объясняет причины создания коалиции.

Просмотр анимации «Русско-турецкая война 1787-1791 гг.» (слайд 12).

Учащиеся выполняют задание: выделить главные итоги войны записать их в таблицу в рабочей тетради (задание 5, стр. 74), (слайд 7).

Учитель демонстрирует слайд 13 с итогами войны, учащиеся сравнивают со своими ответами.

Затем учащиеся в атласах находят места сражений, называют имена полководцев и флотоводцев, прославившихся в них.

Учитель спрашивает у учащихся, кто из русских полководцев и флотоводцев прославился в русско-турецких войнах второй половины XVIII в? Чьи имена им уже знакомы, а чьи учащиеся слышали впервые? Демонстрируется 14 слайд.

Работа с терминами.

Коалиция - союз государств, направленный против другого государства или других государств.

Контрибуция - платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу победителя.

Протекторат - форма зависимости, при которой страна, сохраняя свое государственное устройство, подчинена другой стране.

Работа с картой. Учитель просит одного ученика выйти к доске, остальные работают с картами в атласах или  в учебниках.

1. Покажите земли, отошедшие к России в 1774 г., в 1783 г.

2. Найдите и покажите территории, крепости, отошедшие к России по Ясскому мирному договору 1791 г.

3. Показать границы Российской империи в 1791 г.

В итоге, работая с картой, учащиеся видят, что в итоге русско-турецких войн 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг. Россия не только получила выход в Черное море, новые земли, необходимые для хозяйствования, обезопасила южные границы, но и стала одной из великих европейских  держав.

Учитель говорит, что во время русско-турецких войн Россия участвовала в войне со Швецией, которая пыталась оспорить результаты петровских завоеваний в Прибалтике,  участвовала в разделе Речи Посполитой, вела борьбу с революционной Францией, наладила дипломатические  отношения с Северной Америкой. Об этих событиях учащиеся узнают на следующем уроке.

Домашнее задание: § 27-28, стр. 192-199, прочитать, ответить на вопросы к  параграфу, составить таблицу «Основные военные действия в русско-турецких войнах 1768-1774 и 1787-1791 гг.», для желающих составить кроссворд «Основные военные действия в русско-турецких войнах 1768-1774 и 1787-1791 гг.».

 

Литература.

  1. Колесниченко Н.Ю. Поурочные планы по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России конец XVI-XVIII века», Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
  2. Энциклопедия «История России. 862-1917.», АО Коминфо.

Интернет-ресурсы:

        http://images.yandex.ru/

          http://kafedraistorii.ucoz.ru/load/shajdurov 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Пыёлдино Внешняя политика Екатерины II История России, 7 класс Автор – М. В. Игнатова, учитель истории и обществознания

Слайд 2

Внешняя политика Екатерины II . Урок 1. План урока: 1. Проверка домашнего задания (интерактивный тест) 2. Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в. 3. Причины русско-турецкой войны 1768-1774 гг. 4. Война 1768-1774 гг. 5. Итоги войны. 6. Причина русско-турецкой войны 1787-1791 гг. 7. Итоги войны.

Слайд 3

Охарактеризуйте отношения России с соседними странами ۰ Назовите причины русско-турецкой войны 1735-1739 гг., её результаты. ۰ Назовите причины и результаты русско- шведской войны 1740-1741 гг. ۰ Назовите имена русских полководцев и флотоводцев, которые прославили Россию в данный период. ۰ Покажите на карте турецкие владения в При- черноморье и территорию Крымского ханства.

Слайд 4

Основные направления внешней политики Южное: разрешение «Восточного вопроса» Западное: решение польского вопроса ; борьба с Французской революцией, создание первой антифранцузской коалиции. Актуальная задача -сохранение петровских завоеваний в Прибалтике

Слайд 5

Причины войны России с Турцией: - обезопасить южные земли от набегов Крымского ханства и притязаний Турции; - возможность освоения причерноморских степей для развития хозяйства; ослабление Османской империи. Турция желала расширить свои владения в Северном Причерноморье за счет России.

Слайд 6

Цели сторон Англия и Франция Россия и Австрия Борьба за Египет Борьба за Балканы

Слайд 7

Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Задание. Выслушав рассказ и посмотрев анимацию, выделите главные итоги войны запишите их в таблицу в рабочей тетради (задание 5, стр. 74).

Слайд 9

Итоги войны Право русского флота на беспрепятственный проход через черноморские проливы в Средиземное море 1774 – Кючук-Кайнарджийский мирный договор Право на строительствовоенно-морского флота на Черном море Земли между устьями Днепра и Буга; Кинбурн, Керчь, Еникале, Кабарда, Кубань Контрибуция Турции России в 4,5 млн. руб. Независимость Крыма от Османской империи

Слайд 10

Ультиматум Турции : ۰ возвратить Крым; ۰ допустить своего консула в Крым; ۰ восстановить власть Турции в Грузии; ۰ досматривать русские корабли, идущие через Босфор и Дарданеллы.

Слайд 11

с 1781 г. против Русско-турецкая война 1787-1791 гг. Причины войны: борьба за Северное Причерноморье Россия + Австрия Турции (+ помощь Турции со стороны Франции)

Слайд 13

Итоги войны 1791 г. –Ясский мирный договор России с Турцией Подтвердил присоединение к России Крыма и ее протекторат над Грузией Присоединение к России Новороссии Бессарабия, Валахия, Молдавия – возвращены османам

Слайд 14

А. В. Суворов (1730-1800) П. А. Румянцев (1725-1796) Г. А. Спиридов (1713-1790) Г. А. Потёмкин (1739-1791) А.Г. Орлов (1737-1807) Ф.Ф. Ушаков (1745-1817)

Слайд 15

Работа с картой 1. Покажите земли, отошедшие к России в 1774 г., в 1783 г. 2. Найдите и покажите территории, крепости. Отошедшие к России по Ясскому мирному договору 1791 г. 3. Показать границы Российской империи в 1791 г.

Слайд 16

Задание на дом: § 27-28, стр. 192-199, Прочитать, ответить на вопросы 1,2 к параграфу, составить таблицу «Основные военные действия в русско-турецких войнах 1768-1774 и 1787-1791 гг.», для желающих составить кроссворд «Русско-турецкие войны 1768-1774 и 1787-1791 гг.».

Слайд 17

«Русско-турецкие войны 1768-1774 и 1787-1791 гг.» Вопросы сравнения Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. Причины Союзники России Союзники Турции Повод Ход военных действий на суше Ход военных действий на море Итоги

Слайд 18

«Восточный вопрос» Овладение выходом в Черное море 2. Включение Причерноморских степей в хозяйственную зону России и увеличение за счёт них дворянских землевладений 3. Контроль над проливами Босфор и Дарданеллы 4. Осуществление «Греческого проекта»: восстановление Византии, создание Дакии – государства из Валахии, Бессарабии и Молдавии.

Слайд 21

Польский вопрос Союзнические отношения России с Австрией и Пруссией создавали возможность возвращения в состав России украинских и белорусских земель, находившихся с XIV века в составе Польско-литовского государства.

Слайд 22

Литература. • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России конец XVI-XVIII века, М.: Просвещение, 2012. Колесниченко Н.Ю. Поурочные планы по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России конец XVI-XVIII века», Волгоград, издательство «Учитель», 2008. Энциклопедия «История России. 862-1917.», АО Коминфо (портреты на слайде 14, анимация)

Слайд 23

Интернет-ресурсы Карты на слайдах 19, 20 - https://www.google.ru/search?q



Предварительный просмотр:

Игнатова М. В., учитель истории МОУ «СОШ» с. Пыёлдино

Тема урока : Первая Российская революция 1905-1907 г.г.

Цели урока:

          Образовательные:  сформировать у учащихся представление о том, что первая российская революция была обусловлена  неразрешенностью основных социально-экономических и политических противоречий, которые обострились на фоне неудач русской армии в войне с Японией; подвести учащихся к пониманию того, что революция 1905 – 1907 гг.  стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги  революции,  а также определить ее значение для дальнейшего развития страны.

          Развивающие:  способствовать формированию умений и навыков учащихся:

- по систематизации,  обобщению и анализу исторического материала;

- самостоятельной работы  с материалами учебника, документами  и   дополнительной литературой;

- по выявлению причинно-следственных связей и делать самостоятельные логические выводы;

- преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации и творческие задания

         Воспитательные: 

- патриотическое воспитание на материале урока

ПЛАН  ИЗУЧЕНИЯ  НОВОГО МАТЕРИАЛА:

1.Причины революции, её характер.

2. Начало революции. Манифест 17 октября 1905 г.

3. Декабрьское вооружённое восстание.

4. Поражение и итоги революции.

№  этапа

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организация работы

Приветствует учащихся, раздает цветовые указатели и прости занять место согласно полученному обозначению: «Аналитики», «Политологи», «Хронисты», «Практики»

Сообщает тему, записанную на доске. Ставит проблему: «Почему революция не привела к падению существующего режима?»

Принимают участие в целеполагании

Что мы должны будем изучить, чтобы ответить на вопрос? Нужно изучить события, а значит узнать даты революции, издания Манифеста, значение.

Для решения поставленной проблемы мы разбились на группы. У каждой группы будет свое задание.

Далее учитель знакомит учащихся с заданиями, с инструкцией по организации работы в группе.  Обращает внимание учащихся на то, как будут подводиться итоги работы групп, определяет регламент.

Знакомятся с инструкцией по организации работы в группе, с бланком-заданием, с дополнительным методическим комплектом Распределяют роли организатора, историков- исследователей и высту- пающего в группе (см. инструкцию по организации работы в группе)

2.

Изучение нового материала

Обходит класс, следит за работой в группах, помо- гает учащимся при за- труднениях, напоминает о регламенте

Изучают материал по учебни- ку, ДМК, мультимедиа, запол няют бланки-решения, готовятся к выступлению у доски, оценивают работу каждого из группы

3.

Ответы групп у доски

Слушает, корректирует ответы, следит за регла- ментом, оценивает работу групп. Предлагает запол-нять по ходу прослушивания таблицу

Демонстрируют бланки- решения, отвечают у доски, в ходе прослушивания ответов заполняют таблицу, отгадывают кроссворд

4.

Выводы, решение проблемы

Обращает вновь внимание на поставленную проблему, предлагает обсудить и сделать вывод. Поощряет группы за участие в обсуждении. Подводит итог, сообщает результат

Обсуждают в группе свое выступление, выступают с решением проблемы

5.

Закрепление

Учитель обращает внимание на таблицу

Учащиеся соотносят свою за- полненную таблицу

Отвечают на вопросы учителя

6.

Домашнее задание

Сообщает домашнее задание: § 5, скоррек- тировать таблицу «Революция 1905-1907 гг.», решить кроссворд

Записывают д/з в дневник

7.

Рефлексия

Учитель предлагает учащимся высказать свое мнение по поводу урока, насколько комфортно они себя чувствовали, что понравилось или не понравилось на уроке

Учащиеся высказывают свое мнение об уроке

ИНСТРУКЦИЯ

Организация работы в группе

1. Ознакомьтесь с заданием для группы.

2. Выберите организатора обсуждения.

Задача организатора — координировать работу всех членов группы; объективно оценивать работу каждого, заносить результаты в экспертный лист и сообщать учителю о готовности группы.

3. Выберите историков-исследователей, которые должны выполнить задания 1 и 2 из бланка-задания

4. Определите выступающего. Его задача - сообщить результат работы всей группы.

5. Далее обсудите выполненное задание, решите задание 3 и 4 из бланка-задания и подготовьте выступление продолжительностью 2 минуты. (Время работы -5 минут.)

Приложение 1

Бланк-задание «хронистам»

1. Вычленить главные даты, касающиеся:

а) начала революции;

б) Декабрьского вооруженного восстания;

в) заключительного этапа революции.

2. Соотнести даты с событиями.

3. Составить хронологическую таблицу.

 (Время для принятия решения - 10 минут, для оглашения решения -2 минуты.)

Приложение 2

Бланк-задание «политологам»

1. Изучить Манифест. Как изменилась система государственных органов власти в ходе первой революции?

2. Как осуществлялось принятие законодательных решений?

3. Мог ли император принимать решения в обход Государственной Думы?

4. Можно ли считать, что после появления Государственной Думы Россия превратилась в конституционную монархию?

 (Время для принятия решения -10 минут. Для оглашения - 2 минуты.)

Приложение 3.

Бланк-задание «аналитикам»

1. Выбрать данные:

а) причин революции;

б) расстановке сил, ход революции;

в) итогов революции.

2. Проанализировать данные.

3. Показать на настенной карте ключевые позиции революции.

(Время для принятия решения -10 минут. Для оглашения -2 минуты.)

Приложение 4.

Бланк-задание «практикам»

1. Найти новые слова, понятия, термины, фамилии.

2. Определить их значение.

3. Составить кроссворд по теме  «Революция 1905-1907 гг.».

(Время для принятия решения - 10 минут. Для оглашения -2 минуты)