модульно-блочные технологии при изучении химии

Титович Елена Николаевна

обобщение по модульно-блочным технологиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulno-bloch_tekhnolog.doc213.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель химии МОУ СОШ№1 Титович Е.Н.

Модульно-блочные технологии

Образование как система передачи молодому поколению накопленных культурных ценностей общества существует с момента появления школы как социального института. Однако перемены, произошедшие за последние десять лет,  определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования.

Если раньше приоритетной целью являлось «усвоение суммы знаний, которые выработало человечество, то в новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность к его самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.

Целями современного образования являются:

  • Создание саморазвивающейся личности, умеющей учиться
  • Умение ставить перед собой цели, принимать решения
  • Умение выявлять и преодолевать возникшие затруднения
  • Умение адекватно оценивать свои действия
  • Умение общаться, согласовывать свою позицию с другими людьми

В соответствии с целями современного образования необходимо каждому педагогу найти ответ на вопрос «Как обучать?». На этот же вопрос и я пыталась найти ответ. В системе работы учителем химии предо мной встал ряд вопросов:

1. Как обеспечить уровневую дифференциацию обучения?

2. Как  стимулировать учебно-познавательную деятельность при помощи системы контроля и оценок?

3. Как правильно использовать познавательные методы?

4. Как наглядно и компактно конструировать учебный материал

Изучив разные методики, я остановила свой выбор на блочно-модульном обучении. Система блочно-модульного обучения используется мною на практике в настоящее время.

Что такое «Модуль»? Это отрезок учебного времени, предназначенный для достижения одной  цели. Интеграция блочной подачи материала  и модульного подхода привело к построению блочно-модульного обучения.

Блочно-модульный подход обладает определенной степенью обобщенности и характеризуется широтой приложения к решению разнообразных педагогических задач.

Специфику блочно-модульного обучения отражают следующие принципы ее построения:

А) принцип модульности.

Б) принцип мотивации

В) принцип системного квантовании

Г) принцип визуализации.

Д) принцип проблемности

Наиболее четко принципы системного квантования и полной визуализации проявляются на уроке открытия новых знаний. В эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знаний и оперативного его использования приобретают колоссальную значимость. С этой целью рассматриваются всевозможные Тимы моделей представления знаний с использованием блок-схем.

  1. учебный материал большого объема запоминается с трудом
  2. учебный материал, расположенный компактно в определенной системе облегчает восприятие
  3. выделение в изучаемом материале смысловых опорных пунктов способствует эффективности его запоминания.

Сущность блочно-модульного подхода в том, что учащиеся могут более самостоятельно работать с учебной программой, содержащей в себе банк информаций и методическое руководство по достижению поставленных целей.

При этом функции педагога могут варьировать от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.

Как же реализуется принцип проблемности? Через уроки, построенные на деятельностной основе. Существует китайская народная пословица:

  • Скажи - и я забуду,
  • Покажи мне - и я запомню,
  • Вовлеки меня - и я научусь

 Именно эта пословица ясно выражает главную мысль – только в деятельности школьник может научиться чему-то

Итак, в результате блочно- модульно подхода решаются следующее проблемы:

  1. Стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся при помощи системы контроля и оценок
  2. Уровневая дифференциация обучения
  3. Большая самостоятельность в получении знаний и использовании их на практике
  4. Наглядное и компактное конструирование учебного материала
  5. педагог выступает в роли координатора консультанта, что благоприятно отражается на взаимоотношениях «учитель- ученик»

. Основной структурой при обучении по такой технологии становится не отдельный урок , а модуль, который в свою очередь включает ряд уроков, необходимый для изучения данной темы .

 Модуль  состоит из  урока изучения нового материала, на котором с помощью опорных конспектов идёт изложение нового материала всей большой темы учителем, на этом же уроке может быть предложено  учащимся первичное воспроизведение услышанного по опорному конспекту. То есть начинается работа в группах, которые были сформированы заранее.

Вторым блоком к модулю следует урок обобщения и систематизация знаний учащихся по данной теме  на этом уроке можно предложить учащимся детально проработать материал по опорному конспекту, уточнить особенности (например, свойств некоторых веществ) А также обобщить закономерности, (свойства , характерные для всех веществ данного класса). На этом уроке детально  прорабатывается весь теоретический материал темы .Третьим блоком к модулю является урок закрепления и применения знаний учащимися. На этом уроке идет работа в группах и парах. Ребята в группах воспроизводят  теоретический материал темы и учатся применять знания на практике, т.е. решают задачи и выполняют упражнения в группе и выполняют дифференцированные задания, полученные от учителя. Итогом такого урока чаще всего будет итог работы группы и умения консультанта организовать эту работу  

 И , наконец последним этапом  модуля является урок  контроля и оценки знаний, который позволяет оценить уровень усвоения материала данной темы каждым учащимся.

.

Основными целями использования модульно-блочных технологий являются:

  •        обучающая – опережающее обучение, обеспечение оптимальных  условий для качественного усвоения базового стандарта  образования;
  •        развивающая – развивать интеллектуальные умения, т.е. умение обобщать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать учебно-познавательные умения, т.е. умение аргументировать, формулировать проблему, проводить исследования, создавать собственные проекты
  •         воспитательная – воспитывать у учащихся умения вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении совместных действий (решение в группе задач, оказание помощи друг другу, умение принимать помощь от консультантов и пр.), воспитание аккуратности и организованности, способность к самоанализу.
  • развивать творческий потенциал учащихся и природных способностей;
  • создавать условия для обретения каждым учеником универсальных умений, навыков деятельности, создание на уроке ситуации «успеха». Овладение учащимися поисковой, исследовательской и проектной деятельностью;
  • готовить ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

Использование модульно-блочных технологий на уроках позволяет:

  • повысить эффективность урока , эффективную работу учащихся на уроке
  • значительно сэкономить учебное  время
  • привлечь интерес учащихся к предмету
  • использовать на  уроке разных форм  обучения, что делает процесс более интересным и эффективным
  • в короткие сроки менять вид  работы учащихся ( тестирование. Работа с формулами. Решение задач и т. д.)
  • использовать интерактивную доску, которая заменяет практически все виды наглядности. необходимые на уроке
  • закреплять и развивать  навыки самостоятельной работы
  • повышать активность познавательной деятельности учащихся
  • повышать качество знаний учащихся.

 При этом учителю, который  решил использовать  в своей работе модульно-блочные технологии необходимо:

  • Изучить принципы и теорию технологии различных ученых: Талызиной, Гальпериной, Щукиной и др.
  • Посетить уроки своих коллег, применяющих данную технологию в своей работе.
  • Начинать работать в своем классе:

     1-создать рабочие группы учащихся (консультант и 2-3 учащихся);

     2 – отбор материала к уроку;

  • 3 – обработать  полученную  информацию;
  • 4 – создать  презентацию к уроку или опорный конспект;
  • 5 – проведение урока.