Особенности психологического состояния ребёнка младшего школьного возраста.

Романовская Ирина Сергеевна

              В этом возрасте идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы и поэтому учитель  может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению. В индивидуальном развитии человека эмоции и чувства играют важную роль, поскольку они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности её мотивационной сферы. Только глубоко пережитое на эмоциональном уровне знание становится достоянием читателя и, следовательно, может быть использовано для решения конкретной нравственной задачи, которую предложит ему жизнь.

             На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются потребности и интересы человека.  Младшие школьники ищут в чтении занимательность, сильные эмоциональные переживания. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои – это прежде всего герои действия. Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима:  из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.  Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста,  можно на долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще.

             Психологи считают, что учащиеся начальных классов  проявляют  два  типа отношения к  художественному  миру  произведения.  Первый  тип  отношения  – эмоционально-образный – представляет  собой   непосредственную  эмоциональную реакцию  ребенка  на  образы,  стоящие  в  центре  произведения.  Второй   – интеллектуально-оценочный – зависит  от  житейского  и  читательского  опыта  ребенка, в котором присутствуют элементы анализа.

                Таким   образом,   возрастная   динамика   понимания   художественного произведения  может  быть  представлена  как  некий  путь  от  сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции  и  далее  к обобщенному восприятию  художественного  мира  и  осознанию  своего  к  нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки.

              Уровень восприятия ребенком литературного произведения устанавливается на  основе  анализа  результатов  читательской  деятельности.  Трудность   в определении   уровня   восприятия  произведения   обуславливается   как   и своеобразием и неповторимостью, возможностью  их  разной  трактовки,  так  и сложностью процесса восприятия, необходимостью учета разных  его  сторон,  и прежде всего эмоций, воображения и мышления.

Какие же особенности читателей младшего школьного возраста следует учитывать учителю при подготовке к уроку?

  • Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для начальной школы.
  • Другая особенность читателей младшего школьного возраста - отождествление художественного мира и реального.
  • Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.
  • Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе.
  • Последняя особенность читателя младшего возраста - отсутствие реакции на художественную форму.

 

Эти качества восприятия младших школьников и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к литературному произведению, а значит и к уроку чтения.

На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.        

Если учитель будет придерживаться той установки, что в художественном произведении важно не только то, что написано, но и как написано, с помощью каких средств, то дети обязательно будут обращать внимание на художественную форму произведения, которая более важна в художественной речи, чем в обычном общении.